Что такое церковь христова?

Режим работы

Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.

Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:

Летнее время (1 июня – 24 августа) 10:00 – 19:00
25 августа – 3 сентября 10:00 – 16:00
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября) 11:00 – 18:00
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля) 11:00 – 17:00
2 – 8 января 11:00 – 18:00
Май (1 мая – 31 мая) 11:00 – 18:00

За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.

Рыбка — код древних христиан

В Римской империи религия являлась делом государственным, а не личным, как сейчас. Фигура императора, официально объявленного богом, должна была соединять граждан государства и на политическом, и на религиозном уровне. У римского императора имелся даже особый титул — «понтифекс максимус», то есть верховный жрец. Таким образом, император в Риме являлся и главой государства, и религиозным лидером, и воплощением божества. Все, кто отказывался чтить императора именно в таком статусе, оказывались вне закона.

Христиане, проживавшие на территории империи, почитали и уважали императора в качестве главы государства, но для них было абсолютно неприемлемо считать его богом. Потому они подвергались гонениям. Их преследовали, сажали в тюрьмы, заставляли приносить в честь императора жертвы. За отказ их казнили, обычно распиная на кресте. В результате христиане вынуждены были прятаться, скитаться, совершать богослужения по ночам. Для определения, кто свой, а кто чужой, древние христиане разработали собственную систему символов, значение которых знали только они. Таким символом стала, например, рыбка.

Ίχθύς («Ихтис»). Раннехристианская надпись, г. Эфес

По-гречески слово «рыба» звучит как «ихтис». ИХТИС — это еще и аббревиатура. Расшифровывается она так: первая буква «И» обозначает «Иисус», следующая «Х» — «Христос», Т расшифровывается как «тэу», то есть по-гречески «Божий»; следующая «И» — это греческое слово «хюос», которое переводится как «сын»; последняя буква «С» обозначает слово «спаситель», «сотэр». Таким образом, ИХТИС расшифровывается так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Стиль собора

Нынешний вид собора очень отличается от раннего строения, которое имело белые стены, крашенные под кирпич, позже появилась растительная живопись. Строение представляет уникальный комплекс центральный шатер и восемь куполов вокруг него по восьми направлениям света.

По проекту собор состоит из форм в виде квадратов, которые формируют звезду с направлениями на восемь частей света, как символ пресвятой Богородицы. Знак восемь имеет символическое значение воскрешения Спасителя. Строение возводили из современного в те времена кирпича. Детали украшений, основание и цоколь были из белого кирпича, а крыша оформлена кафелем из поли хрома и кокошниками.

Лучшая статья для Вас, переходите: Иверский монастырь на Валдае

Одной из самобытной особенности собора является соединение здания общим основанием и галереей. Стиль сочетает европейское и русское зодчество периода Возрождения. Отличительные черты имеют арочные проемы, в строении прочные стены и отсутствует подвал. Северная часть свода здания не имеет никаких столбов для поддержки.

В 17 столетии здание было перестроено и украшено в разные цвета. Появилась живопись с фресками на куполах и столпах. Такой вид могут наблюдать посетители в настоящее время.

Купола храма Василия Блаженного луковичной формы, а центральное строение завершается конусом. Все главы отличаются друг от друга по цвету и фактуре.

Понятие Церковь в Христианстве

Существующее понятие Церковь предполагает несколько значений. Что означает это слово в христианском понимании, в её догматическом значении? Православное вероучение дает четкий и ясный ответ на данный вопрос, основываясь на творениях святых отцов и учителей Церкви.

Определение Церкви в её догматическом значении

Церковь — это не просто храм (здание). В это понятие вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается общество людей, объединенных единым священноначалием (духовенством через апостольское преемство), едиными таинствами (в православии их семь), в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Церковь — это не просто общество верующих, а живой, развивающийся «организм». Основателем Церкви является Сам Иисус Христос. Он так и вещал апостолам о её создании. Причем упоминал о невозможности даже самому аду одолеть такое общество верующих людей. Любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом такого общества и, соответственно, членом Церкви.

Какая бывает Церковь

Понятие Церковь — не однозначно. Церковь Христова условно может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь Земная и Небесная. Под Земной церковью понимают всех христиан, живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», поскольку люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви –Небесная. Ещё иначе она именуется «торжествующей». В неё входят, во-первых, все святые люди, которые уже переступили порог вечности. Во-вторых, к Небесной церкви относятся все те, кто сподобился достигнуть рая и единства с Богом после своей смерти. Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.

Смысловые значения слова Церковь

Таким образом, понятие Церковь в православии имеет разные смысловые значения.

Во-первых, Церковь — приход, община.

Во-вторых, Церковь — это христианская община в целом, форма организации верующих христиан.

В-третьих, Церковь — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.

В-четвёртых, Церковь — социальный институт, характеризующийся централизованным иерархическим правлением, наличием профессиональных священнослужителей, часто тесно связанный с государственной властью.

В-пятых, Церковь — термин, используемый в самоназвании некоторых новых религиозных движений («Церковь саентологии», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) и т. п.

И, наконец, Христианская церковь — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое «Тело Христа» («Тело Христово»), «Главой» которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения, как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.

Вывод

Следует отметить, что приведённый перечень понятия Церковь не окончательный! При желании он вполне может быть скорректирован и расширен.

Желаете продолжить знакомство?

При желании, продолжить знакомство с православными храмами Вам поможет публикация — Понятие и виды православных храмов. 

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Реставрационные работы в середине ХХ в

Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.

Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.

В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.

Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.

Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.

В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.

1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.

Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.

Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает

Пушкинская

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)

Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной

Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот

Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)

Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами

Бывший Высокопетровский монастырь

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря

Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря

Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря

Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря

Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря

Часовня-усыпальница Нарышкиных

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Фото: Fotokto.ru

Имеет огромную историческую ценность. Церковь выстроена в 16-м веке из камня и кирпича вблизи села Коломенское. Обитель предназначалась для посещения царской семьи. Потому она не впечатляет размерами. Но внутренние убранства поражают роскошью и великолепием.

К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась. Все, что видит посетитель – реконструкция. Но факт не влияет на посещаемость. Церковь всегда полна желающих вознести молитвы и благодарность Господу.

Сюда лучше приехать в составе экскурсии. Историческое место достойно внимания и подробного изучения.

Московские храмы удивительно красивы. Их история интересна и поучительна. Именно поэтому посещать их лучше в сопровождении профессионального гида. Он поведает немало подробностей, связанных с историей достопримечательностей, расскажет удивительные факты и легенды. Религиозные памятники столицы – важная часть истории города и государства. Не упускайте возможности увидеть эти легендарные шедевры архитектуры.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Фото: serafim.kz

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Успенский собор

Фото: Elohov.ru

Строение 15-го века признали образцом нового архитектурного направления. Стиль отличают характерные черты. Они отсутствуют у других московских религиозных памятников.

Для архитектуры Успенского собора характерны:

  • четкость линий;
  • строгость экстерьера;
  • богатое внутреннее убранство.

Интерьеры поражают великолепной полихромной росписью, обилием паникадил, ликами святых.

Иллюстрация Страшного Суда на западной стене оставляет яркое впечатление. Лица грешников с удивительной точностью передают страдания и муки, которые ждут каждого нераскаявшегося христианина. Картина служит напоминанием о необходимости вести праведную жизнь.

Здесь проходили венчания на государственную службу, епископов возводили в сан, оглашались указы правителей.

Храм входит в состав Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Посещать его лучше в составе экскурсии. Гид подробно расскажет историю обители, поведает немало любопытных преданий и легенд.

Откуда у священника деньги?

Откуда у священника деньги? Довольно интригующий вопрос, который, бывает, волнует стороннего наблюдателя. То, что священнику, как и всякому человеку, деньги нужны, наверное, ни у кого сомнений не вызывает. Так откуда у священника деньги? В разных православных странах вам ответят по-разному. Возьмем Россию. До революции 1917 года Православная Церковь в России находилась на полном содержании государства. Вернее, так: у Церкви со времен Екатерины II не было собственности. Она была отчуждена в пользу государства. А государство в ответ взяло на себя обязанность обеспечивать церковные нужды, в том числе выплачивать жалование духовенству.

После революции Церковь в России была отделена от государства. В таком состоянии она находится и сегодня, а потому никакого государственного жалования для священников у нас в стране не предполагается. Ежемесячное вознаграждение священнику выплачивает приход, на котором он служит. Причем размер этого вознаграждения определяется приходским советом и зависит от благополучия храма. Например, в московской практике размер вознаграждения от прихода не превышает 35–40 тысяч рублей. В регионах эта сумма будет меньше.

В Греции ситуация с оплатой труда священника совсем иная. В этой стране существует понятие «заработная плата священнослужителя». Она, эта зарплата, выплачивается государством, причем не только обычным священникам, но даже главе Элладской Церкви — Афинскому Архиепископу. Православие в Греции является государственной религией и поэтому пользуется такой поддержкой со стороны правительства.

Еще одной причиной поддержки является следующий исторический факт. Когда в 20-х годах XX века Греция освободилась от власти Османской империи, ее экономика находилась в плачевном состоянии. Элладская Церковь, желая поддержать свою страну, отдала государству почти всю свою собственность. Государство в ответ взяло на себя обязательство финансово обеспечивать нужды Церкви. Сегодня заработная плата обычного приходского священника в Греции составляет в пересчете на наши деньги около 40 тысяч рублей.

Еще одним примером того, как могут финансироваться нужды Православной Церкви, является практика Румынской Церкви. Здесь также существует государственное жалование для духовенства, но в Румынии оно выплачивается не так, как в Греции. Во-первых, в Румынии существует такое понятие, как штатный клирик. Количество штатных мест определяется государством. Во-вторых, жалование, которое выплачивается румынскому священнику от государства, составляет примерно 60% от его ежемесячного заработка. Остальные 40% ему платит его приход. В общей сложности, опять же в пересчете на рубли, ежемесячное жалование священника в Румынии составляет около 20 тысяч рублей.

Вот так обстоит дело с финансовым обеспечением православного духовенства в России, Греции и Румынии.

Храм, церковь, часовня: в чем отличия

Храм  (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

Часовня св. Василия Блаженного

Современником царя Ивана Грозного был необычный человек — богобоязненный юноша из окольной деревни Елохово. В юности он покинул родной дом и скитался по улицам столицы. Василий от Бога был удостоен дара предвидения. Он постоянно обличал лицемерие и ложь своих сограждан, невзирая на сан и сословие. Таких людей в народе называют юродивыми или блаженными. Церковь почитает их святыми, принявшими на себя подвиг мнимого безумия. Иван Грозный очень почтительно относился к блаженному, принимал у себя в палатах, прислушивался к его советам.

Когда Василий умер, его похоронили на кладбище Троицкой церкви около оборонительного рва Кремля, где и был позже построен храм Василия Блаженного в Москве. Год создания собора и дата смерти святого, который принимал участие в сборе средств для его строительства, мистически совпадают. В 1588 году Василий, Христа ради юродивый, был канонизирован Церковью. По повелению царя Федора Ивановича над его могилой был построен храм, по сути, являвшийся десятым приделом собора. Он и дал известное на весь мир название всему священному сооружению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector