Храм вознесения господня в коломенском: прошлое и настоящее

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Общественное значение Вознесенского Собора

Храм Вознесения Господня с самого начала имел статус главного городского храма. Он пользовался попечением русских царей и иерархов. Резиденция Алексия Михайловича тогда располагалась в Саввинно-Сторожевском монастыре. В 1900 году при нем была построена и церковно-приходская школа. Кроме того, можно найти достоверные сведения о том, что недалеко от здания захоронены близкие купца II гильдии Петра Стариченкова, который был его старостой в середине девятнадцатого века.

Сохранились некоторые данные о том, как в начале Первой Мировой войны в храме вел беседы с народом митрополит Московский и Коломенский Макарий о том, как веровать самому и учить других.

Все служители Вознесенского храма занимали существенное место в церковной структуре города и епархии Москвы. Приходская школа, построенная в двадцатом веке, была возрождена в 2000-х годах.

История монастыря

Давидову пустынь основал в 1515 г. преподобный Давид Серпуховской, который управлял монастырем 14 лет. Почтенный старец поселился на этой земле вместе с 4 иноками. Они построили кельи, посадили липовую аллею, возвели храм Вознесения Господня и Спасский собор с 2 приделами. Строения были деревянные и до нашего времени не сохранились.

Монастырь начали выкладывать в камне при правлении Ивана Грозного. Царь питал симпатию к Давидовой пустыни и не жалел средств. Он даровал обители несколько угодий и вотчин. Но строительство не завершили. При Алексее Михайловиче Вознесенский собор разобрали и построили заново. Архитектура перестроенного храма сохранилась до наших дней.

Монастырь за эти годы качало туда-сюда. Рассвет сменялся крахом и наоборот. В Смутное время он подвергся грабежу и был разорен. Атаковавшие литовцы подожгли обитель. Пожар нанес значительный ущерб, сгорели документы.

Царь Михаил Федорович предоставил льготу на перестройку храма, и началось восстановление, которое заняло 6 лет. Но в 1764 г. он вновь подвергся лишению – указом Екатерины II были отняты земли. Не единожды он приписывался к другим общинам и снова переводился на обособленное положение с содержанием за счет собственных средств.

Новый период рассвета пришелся на конец XVIII века

Митрополит Московский Платон обратил внимание на ветхость монастыря. Епархиальное начальство приняло решение о его возобновлении

Починили кровлю, ризницу, построили дополнительные соборы, ввели порядок общежития, вследствие чего увеличилась братия обители. Дела монастыря пошли в гору, он одарял Епархию щедрыми пожертвованиями.

После Октябрьской революции храм снова разграбили и надругались над святынями – сожгли иконы, сорвали кресты. В 1929 г. Давидову пустынь закрыли, а братию частично репрессировали. Те, кто не был репрессирован, покинули монастырь. Власти обустроили в обители гаражи, складские помещения и ночной клуб.

Здесь собирались атеисты, устраивались дискотеки. Купола, колокола и монастырское кладбище уничтожили, на колокольню водрузили Красное знамя, а в жилище монахов сделали студенческое общежитие, полы которого выложили могильными плитами.


Давидова пустынь монастырь в советский период

Но уничтожить религиозные корни не получилось. В 90-х гг. ХХ века верующие вновь стали приходить к монастырю на молитвы, собирали пожертвования на его восстановление. Был назначен настоятель, налажено монашеское житие и проведена литургия, первая за полвека. Затишье длилось недолго. Монастырь вновь ограбили, а отца Германа нашли убитым в собственной келье.

Однако прихожане не сдались, сбор пожертвований возобновился, семья Истоминых преподнесла обители звонницу, через 2 года прихожане подарили Давидовой пустыни колокол, весом в 1 т. Внешне монастырь был приведен в порядок только к 2003 г., после чего сюда переместили мощи создателя – преподобного Давида.

Храм Рождества Христова в Обнинске прототип собора Александра Невского в Варшаве

Также стоит отметить и то, что в Обнинске есть похожий храм в честь Рождества Христова. Его же прототипом считается собор Благоверного Александра Невского в Варшаве, который был построен по проекту Леонтия Бенуа.

Храм имел 3 престола, главный его был во имя благоверного князя Александра Невского, а боковые приделы во имя святителя Николая и равноапостольных Кирилла и Мефодия.


Храм Рождества Христова в Обнинске

Работа над интерьером храма проходила 12 лет. В это время собор был украшен различными мозаичными композициями, которые были выполнены под руководством художника Виктора Васнецова. В 1916 году в храме состоялось 1 богослужение.

В 1926 году храм вместе с колокольней были полностью снесены. Началось строительство новых только в 1998 году в мае. Этими строительными работами руководил клирик Свято-георгиевского собора города Калуги, протодиакон Владимир Карельский.

Строительство велось на средства, которые выделила калужская епархия.

В 1999 году храм Рождества Христова в Обнинске решил посетить митрополит Московский и всея Руси Алексий второй. Именно на этом месте в городе Обнинске он совершил молебен.

В 2001 году были завершены все строительные и монтажные работы, были установлены купола и кресты, а также началась внутренняя отделка храма.

В 2002 году архиепископ Климент возглавил в нем божественную литургию.

Рождение наследника

Усердие строителей церкви и многомесячные паломничества княжеской четы не пропали даром. В начале 1530 года княгиня обрадовала мужа долгожданным известием. С этого времени начались приготовления к появлению на свет долгожданного наследника. Им стал будущий царь Иван III Васильевич, получивший за свои кровавые деяния титул Грозного. Похоже, что именно в нем воплотилось проклятие, посланное несчастной Соломонией из монастырской кельи, в которую ее насильно заточил бывший супруг.

Коснулись общие хлопоты и работ, производившихся в Коломенском. Церковь Вознесения на этом этапе вновь претерпела ряд изменений в своей планировке. По желанию князя в ней было оборудовано «царское место», не предусмотренное ранее. Оно представляло собой белокаменное овальное основание, вмонтированное в настил паперти. Для размещения примыкавшей к нему резной спинки пришлось сделать глубокую выемку в уже готовой к тому времени внутренней стене здания. Спустя почти три столетия, в 1836 году по проекту архитектора Е. Д. Турина над «царским местом» был установлен объемный герб России.

В 2011 году состоялась закладка храма в честь Казанской Божией Матери

Казанский храм был основан в 1896 году в селе Поречье. Построен он был на средства одной богатой московской благотворительницы Медведниковой. Женщина открыла там богадельню для пожилых людей духовенства Московской епархии.


Так выглядит Казанская церковь в городе Звенигороде. Фото: i9.photo.2gis.com

При этом месте и была построена церковь в честь иконы Божией Матери Казанской. После того, как произошла революция не храм, не богадельню не смогли найти, так как они были стерты с лица земли.

Возрождение храма началось в 2011 году.

2011

в этом году началось восстановление храма

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил закладку храма на территории района Южный в городе Звенигороде. В 2012 году состоялось его освящение, на котором присутствовало духовенство области.

В настоящее время на этой территории ведутся работы по строительству основного одноименного храмового комплекса. Храм находится по адресу: город Звенигород, Одинцовский район, микрорайон Южный, улица Радужная, дом 30.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Церковь Вознесения в Коломенском

Домовой церковью московских князей и царей на весь 16 век стал храм «Вознесения Господня в Коломенском», архитектором которого был, предположительно, выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым.

В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного».

А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля!

Церковь Вознесения в Коломенском.

Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына — Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился.

«… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» — такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию белокаменного строения, которое опоясывает высокая подклеть церкви с галереей.

В наши дни, церковь поделена музеем и храмом на две части и обе можно посетить, поднявшись   по высокой, опоясывающей храм широкой лестнице.

Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…»

За 150 лет село Коломенское обросло причудливыми теремками и церквями, и вот уже в 14 веке впервые оно упоминается в летописи московского князя Ивана Калиты. А с 15го становится так называемой Подмосковной всех московских князей.

В 16 же веке, в эпоху шатрового зодчества на Руси и появляется этот великолепный храм на живописнейшем склоне Москвы реки. Место сие на высоком склоне холма само по себе символизирует Вознесение Господне!

Здесь мы наконец-то отходим от традиционной византийской системы построения, когда купол зиждется на равностороннем греческом кресте. А уже в 17 столетии, при Церковном расколе и реформе патриарха Никона шатровые церкви строить на Руси запретят.

16 век так и останется эпохой шатрового зодчества на Руси, А Церковь Вознесения в Коломенском – первым и самым уникальным Шатровым храмом!

Сейчас же Коломенское – это часть Москвы, до которой несложно добраться в любой день и на любом транспорте, в любом составе семьи!

Тут растут и самые старые дубы Москвы, и огромный яблоневый сад, есть и «Аптекарский огород»! Сюда привезены и пушки, участвовавшие в сражении со шведами под Полтавой! Тут находятся Целебные родники, около одного из которых, по преданию, Георгий Победоносец бился со змием! Здесь же возведён и храм – звонница Георгия Победоносца. Несчесть здесь и храмов любых времен! Вокруг некоторых положена воссоздающая улочки тех времён брусчатка. А есть в глубине сада и небольшие деревянные церковки, где, прямо на траве, их издавна облюбовали одинокие студенты и школьники   — художники, есть здесь и музеи!

Дорогие родители! Если Ваши дети устали в музее, то помните: любой человек за 20 «музейных» минут устаёт чисто физически и должен передохнуть сидя или же бегом, это уж по Вашему усмотрению на данный момент: погоду, место, возраст, пожелания, состав семьи (лучше, всё-таки, не больше 9 человек). А в Коломенском есть возможность любого из видов отдыха. Так что, отдохните через 20 минут и вы сами.

В подклети храма Вознесения до сих пор сохранена часть той древней кирпичной кладки. Ведь храм поначалу был кирпичным. Здесь, в подвале, в начале 20 века была найдена икона Богоматери «Державная», находящаяся ныне в соседней Церкви иконы Казанской Богоматери.

Коломенская верста

Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Фотографии автора.

Площадь Никитские Ворота

Площадь Никитские Ворота расположена на пересечении Бульварного кольца и Большой Никитской улицы.

Центром площади у Никитских Ворот, несомненно, является церковь Вознесения Господня. Величественный собор, в создании которого в разное время участвовали такие знаменитые архитекторы, как В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, О.И. Бове, интересен не только архитектурой, но и своим прошлым. В его истории — вся история площади. Деревянный Вознесенский храм стоял здесь еще в XV веке, когда по площади шла дорога в Новгород и Волок Ламский. Так назывался нынешний Волоколамск — Волок на Ламе, а дорога соответственно — Волоцкая. Никитской ее назовут позже, когда в 1582 году боярин Никита Захарьин поставит здесь Никитский монастырь. Тогда и появятся Никитские — и улицы, и ворота, и площадь.

На этой площади в 1619 году царь Михаил Романов (1596-1645) встретит своего отца — возвращавшегося из восьмилетнего польского плена патриарха Филарета Никитича, сына того самого боярина Захарьина. Предание утверждает, что встреча произошла на месте, где сейчас стоит церковь преподобного Феодора Студита (Большая Никитская, 29). Этот храм, много раз перестраивавшийся, известен с XV века — его построили в ознаменование окончания татаро-монгольского ига повелением царя Ивана III Великого (1440-1505). Сюда, как и в соседнюю церковь — Вознесения Господня, ходил полководец А.В. Суворов, который жил неподалеку. По имени полководца в 1950-1994 гг. даже Никитский бульвар назывался Суворовским. А Малая Никитская в 1948-1994 гг. была улицей Качалова — в честь проживавшего на ней известного актера.

В районе издавна стояли дворы столичных знаменитостей — князей Волконских и Гагариных, бояр Морозовых и Нарышкиных. В 1685-1689 годах царица Наталья Кирилловна Нарышкина, чей дворец занимал территорию нынешнего Столового переулка, перестроила церковь Вознесения Господня из деревянной в каменную, «о пяти главах». 18 ноября 1831 года в этом храме состоялось венчание поэта А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, проживавшей в особняке на углу Б. Никитской и Скарятинского переулка. Празднуя 200-летний юбилей великого русского поэта, на площади установили необычный памятник — фонтан-ротонду «Наталья и Александр» (архитекторы М.А. Белов и М.А. Харитонов). Под золотым куполом между мраморных колонн — фигуры молодой четы Пушкиных (скульптор М.В. Дронов).

В июне 1957 года близ церкви в сквере поставили памятник другому известному русскому писателю — А.Н. Толстому (скульптор Г. Мотовилов, архитектор Л. Поляков). Алексей Николаевич тоже проживал здесь, на Спиридоновке.

Еще одна знаменитая семья обитала в доме № 23/9 на углу Б. Никитской улицы. В 1824 году усадьбу приобрел отец поэта Николая Огарёва. Собрания революционного студенческого кружка проходили здесь, в нижнем этаже, в комнате, обитой красными обоями с золотыми полосками, перед мраморным камином в дыму от трубок — как напишет А.А. Герцен. Потом в этом здании будут размещаться торгово-промышленный музей, художественно-промышленная школа, высшие женские курсы, музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. В 1913 году здесь обустроится кинотеатр «Унион», позже — «Кинотеатр повторного фильма», в свое время очень популярный у некоторой части московской публики. В 1999 году дом будет отдан театру «У Никитских ворот» под управлением Марка Розовского.

Усадьба знаменитой княжеской фамилии Гагариных не сохранилась. На ее месте сейчас стоит памятник К.А. Тимирязеву (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов). Монумент замечательному русскому ученому, борцу и мыслителю, как начертано на пьедестале, установлен 4 ноября 1923 года на Тверском бульваре.

Другой уникальный памятник находится в сквере — «Единый крест», на граните которого выбито: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». Этот монумент (скульпторы Ф.М. и В.Ф. Согояны) — подарок Армении на празднование 850-летия Москвы.

В 1976 году в начале Леонтьевского переулка было построено здание информационного телеграфного агентства России — ИТАР-ТАСС (архитекторы В.С. Егерев, А.А. Шайхет, З.Ф. Абрамова, Г.Н. Сирота). Необычные окна-экраны, входной портал с бронзовым глобусом делают это современное девятиэтажное строение особенно выразительным на площади, столь богатой своим историческим прошлым.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Смотровая площадка

Недалеко от церкви Вознесения находится смотровая площадка с панорамным видом на Юго-Восточный округ Москвы. Войдя в Парк Коломенское и поднявшись на смотровую площадку, посетитель сможет насладиться видами на Николо-Перервинский монастырь, а также другими достопримечательностями, открывающимися с крутого берега летней царской резиденции.

Для удобства гостей Парк Коломенское и его смотровые площадки дополнены обзорными биноклями. Современные оптика установлена вблизи храма Вознесения Господня и пользуются большой популярностью. Стационарные бинокли будут удобны и для детей: у основания приборов установлена специальная круглая платформа. Воспользоваться услугой может каждый, доступ к биноклям совершенно свободный.

С возвышенности просматривается и десятый шлюз Перервинского гидроузла. Спустившись вниз по берегу Москвы-реки, посетитель найдет себя у одного из причалов, откуда в теплое время года можно направиться на речную прогулку. На теплоходах и катерах по живописным маршрутам Москвы-реки можно добраться до Коломны.

Рядом с площадкой расположены еще несколько достопримечательностей парка – памятный камень и артиллерия, которая использовалась в Полтавском сражении XVIII века.

Храм в Звенигороде Александра Невского был построен между 1898 и 1909 годами

Церковь Александра Невского была построена между периодами 1898 и 1909 годами. Считается, что архитектором этого храма был Шаповалов.

1898 — 1909

в этот период построен храм Александра Невского

В настоящее время храм считается действующим, каждый турист и любитель красивого архитектурного искусства может его посетить.


Храм Александра Невского в Звенигороде. Фото: img.lookmytrips.com

Первоначально храм в Звенигороде Александра Невского был построен из кирпича. При храме Александра Невского имеется трапезная и колокольня. В 30-е годы его судьба немного печально, как и у других храмов и церквей.

В это время церковь очень сильно пострадала, но в 90 годы храм решили восстановить по сохранившимся на то время чертежам и фотографиям. Но так как храм был все-таки отштукатурен, его внешний облик заметно изменился.

В настоящее время храм можно посетить по адресу: улица Московская, дом 35.

Преображенская церковь находится на территории Саввино-сторожевского монастыря

Также на территории Звенигорода находится один из самых известных монастырей — это Саввино-сторожевский монастырь

Мы обратим внимание на Преображенскую церковь, которая находятся на территории этого монастыря

Считается, что этот монастырь очень сильно полюбила царевна Софья, она очень часто бывала здесь вместе со своим отцом государем Алексеем Михайловичем Романовым.


Так выглядит Преображенская церковь в наши дни. Фото: temples.ru

К трапезной палате вплотную примыкает одноглавая церковь Преображения Господня с 2 апсидами. Считается, что именно на пожертвования царевны Софьи Алексеевны и был построен этот храм.

В начале 20 века Преображенский храм находился во введении Звенигородского Духовного училища, и содержался именно на его средства. В годы советской власти этот храм использовали под военный санаторий, а также кинозал и бильярдную.

В настоящее время в храме проходят ремонтно-реставрационные работы, пытаются восстановить интерьер. Храм находится по адресу: Ратехинское шоссе, дом 7.

В поисках исчезающей старины

Самый короткий маршрут по дороге, которая на самом деле существует только в воображении Яндекс карт

В предпоследний день нашего турне мы решили заглянуть, в расположенное недалеко от трассы с. Вознесение с заброшенной церквушкой. Навигатор показал, что от шоссе это сущая безделица – 15 км и 30 минут хода, свернули в Слободу, откуда на наш пункт ответвляется дорога… но она оказалась заросшей, ехать в некуда, в первозданные дебри не имело смысла… Оставалось только одно – объезд. Так как интернет умер, мы не имели возможность точно определить расстояние, казалось что близко, а оказалось 67 км.

Реальный маршрут в объезд

Коллегиально приняли решение достигнуть цели. Вечерело, сыпал мелкий дождь, окрестности погрузились с серую непроницаемую завесу дождя… Придорожные дома, заборы и сады казались особенно унылыми… До Вахромейки долетели мигом по хорошему асфальту, а за околицей — началась грейдерка, и чем дальше, тем хуже, но с Буйской трассой конечно ничто не сравнится. По мере продвижения вперед, все больше погружались в неизвестность, встречные машины почти не попадались, дизеля в баке в обрез, из продовольствия — остатки чипсов, немного тушенки и половина шоколадки на четверых.

Дорога через поле на Вознесение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector