Храм воскресения словущего в брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений

Примечательные здания и сооружения


Палаты Г. Арасланова XVII века в Брюсовом переулке По нечётной стороне

  • № 1 — Доходный дом М. Г. Коровина (1906, арх. И. Г. Кондратенко)
  • № 3 —
  • № 5 — Англиканская церковь Св. Андрея.
  • № 7 — Жилой дом ГАБТ 1935, архитектор А. В. Щусев. В доме жили певицы А. В. Нежданова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова, певец Марк Рейзен, певец Иван Козловский, балерина О. В. Лепешинская, композитор С. Н. Василенко, скульптор И. Д. Шадр, художник Ф. Ф. Федоровский, дирижёр Н. С. Голованов, певцы А. С. Пирогов, Н. С. Ханаев, Е. К. Катульская, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев.]. В кв. № 10 находится Музей-квартира Н. С. Голованова (филиал ГЦММК им. М. И. Глинки).
  • № 11 —


Храм Воскресения Словущего, Брюсов переулок, 15/2

  • № 15/2 —Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Деревянный храм стоял на этом месте с 1548 года. Каменное здание возведено в 1629—1634 (?) годы. Церковь ремонтировалась в 1688 г. на средства Поместного приказа. Храм стоял на берегу проходившего здесь глубокого Успенского оврага (вражка), по дну которого протекал одноименный ручей (правый приток реки Неглинной). Современный вид здание приобрело после реконструкции 1879 года. Эклектичные иконостасы в интерьере и настенная живопись относятся ко второй половине XIX века. Святыни в храме: икона Богоматери «Взыскание погибших» и образ Святого Спиридона, епископа Тримифунтского. Росписи XIX века дополнялись в 1940-е годы (художник Ф. П. Нестеров). В 1982—86 гг. проведены реставрационные работы. В советское время храм не закрывался, его прихожанами были многие выдающиеся русские артисты.
  • № 17 — Жилой дом артистов МХАТ, 1928, архитектор А. В. Щусев. Здесь жили: В. И. Качалов и его жена Н. Н. Литовцева, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин и его жена актриса Л. В. Гельцер (родная сестра известной балерины Е. В. Гельцер). В феврале 2012 года о переезде после реконструкции в 15-комнатную квартиру общей площадью около 1000 кв. м, расположенную на 3 верхних этажах дома, объявил современный художник Никас Сафронов].
  • № 19 — на этом месте было одноэтажное строение постройки 1863; здание перестроено в 1881, архитектор М. К. Геппенер, там находился склад для магазина «колониальных товаров» А. В. Андреева, он же был владельцем гостиницы «Дрезден». На близкой родственнице Андреева был женат поэт Константин Бальмонт. Здание снесено в 2003 г., строится Культурно-деловой центр.
  • № 21 — Сохранившаяся часть здания, выходившего углом на Тверскую. В начале XIX в. он принадлежал А. и К. Гудовичам. В 1847—49 в этом доме жил драматург А. В. Сухово-Кобылин. В 1898 году дом был заново отделан по фасаду (архитектор С. К. Родионов). При реконструкции улицы Горького часть большого дома Гудовичей была передвинута внутрь квартала.

По чётной стороне

  • № 2/1 — Доходный дом, 1914, архитектор В. А. Чернопятов. Здание скульптурной мастерской построено в 1916 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша.
  • № 2/14 — Доходный дом, 1915—1916, архитектор А. А. Иванов-Терентьев. В этом доме жила Г. А. Бениславская, с которой одно время жил Сергей Есенин.
  • № 6 — Доходный дом, 1900, архитектор А. Ф. Мейснер — в этом доме жили профессор В. Ф. Лугинин, химик В. Н. Ипатьев, композитор Ф. Ф. Кенеман, профессор медицины К. М. Павлинов, выдающийся оперный певец уехавший из России в 1920 г. Д. А. Смирнов].
  • № 8/10 — На этом месте в 1814—1818 гг. помещался пансион-школа московского педагога А. П. Терликова. Здесь учился прославленный трагик П. С. Мочалов.] В 1953—1956 построен Центральный дом композитора и жилой дом для жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Педагог Московской консерватории», архитектор И. Людвигович Маркузе. В доме жили Д. Д. Шостакович (с 1962 г.), А. И. Хачатурян (с 1962 г.), Д. Б. Кабалевский (с 1962 г.), выдающийся скрипач Л. Б. Коган (с 1956 г.), композиторы А. И. Островский, В. А. Золотарев, пианист Г. Р. Гинзбург, Р. И. Грубер.
  • В сквере между домами № 6 и 8/10 в 2006 году установлен памятник Араму Хачатуряну (скульптор Г. В. Франгулян).
  • № 12 — В доме жили В. Э. Мейерхольд c З. Н. Райх, артист И. Н. Берсенев и С. В. Гиацинтова, А. П. Кторов, балерины В. В. Кригер, М. Т. Семёнова, балетмейстер В. Д. Тихомиров, архитектор И. И. Рерберг. Сейчас здесь находится музей-квартира В. Э. Мейерхольда.

Расписание служб, режим работы

В храме Воскресения Словущего проходят регулярные церковные богослужения по следующему расписанию:

День недели Вид богослужения Время начала
С понедельника по пятницу Часы, исповедь 8-40 ч.
Литургия 9 ч.
Вечерня и утреня 18 ч.
Суббота Часы, исповедь, литургия 8-40 ч.
Всенощное бдение 18 ч.
Воскресенье, праздничные дни Часы, исповедь 6-40 и 9-40 ч.
Ранняя литургия 7 ч.
Поздняя литургия 10 ч.
Вечерня, по окончании молебен с чтением акафиста Богородице перед иконой Взыскания погибших и водосвятие 18 ч.

Каждый вторник в 18 ч. читается акафист Святому епископу Спиридону Тримифутскому. По четвергам проходит служба с водосвятием Святому угоднику божьему Николаю, которая начинается сразу после вечерни.

Каждую пятницу служится молебен с акафистом Господу Иисусу сладчайшему. Накануне всех церковных праздников вечером совершается Всенощное Бдение.

Приход и хор храма

После воскресной литургии прихожане храма собираются на совместное чаепитие в приходском доме, где обсуждают насущные проблемы жизни прихода, выслушивают отчеты о проведенных конкретных делах милосердия нуждающимся и помощи пожилым людям, планируют организацию культурной программы проведения ближайших праздничных мероприятий.

При храме работают постоянные курсы изучения церковнославянского языка для всех желающих, проводятся занятия по фотографии, организуются лекции и встречи с интересными гостями, концерты классической музыки.

По субботам и воскресеньям проходят еженедельные встречи членов киноклуб, где организуется совместный просмотр и обсуждение различных православных и документальных фильмов. Проводятся встречи молодежного литературного клуба, где читаются произведения классической литературы.

В дни памяти служителей и известных прихожан служат панихиды, а также проводятся встречи на приходе с чаепитием и просмотром документальных хроник и фильмов. При храме организован хор, где желающие изучают церковные песнопения и распевы.

К праздничным датам проводятся концерты и выступления в музыкальной гостиной, где воспитанники воскресной школы демонстрируют свои успехи и таланты родителям и прихожанам.

Интересные факты

За время своего существования Воскресенский храм в Брюсовом переулке «обзавелся» несколькими интересными фактами. Они помогут взглянуть на московский собор с новой стороны.

Необычны следующие детали:

  1. Возле Воскресенской церкви с 1620 года располагалась небольшая деревянная церковь пророка Елисея. Она была построена на память о встрече русского царя Михаила Федоровича Романова с отцом, патриархом Филаретом. Через 16 лет ее перестроили в каменную, в середине XIX века упразднили. Покровский предел был перенесен в Собор Воскресения Словущего и переименован в Елисеевский.
  2. В «Переписной книге Москвы» за 1638 год встречается упоминание «монастыря» при храме Воскресения, в котором живут «старицы нищие». Речь идет не о полноценном монастыре: в XVII веке возле некоторых церквей строились несколько келий, в которых жили престарелые или нищие люди.
  3. С 1972 года в храме регулярно служил епископ РПЦ и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. После его кончины 4 ноября 2003 года произошло успение: гроб с телом 2 дня стоял тут же, чтобы желающие могли попрощаться.
  4. 27 января 1912 года тут произошло венчание Цветаевой и Эфрона.
  5. В 1981 году произошел пожар, его причиной стала свеча, установленная перед иконой «Взыскание погибших». Киот сильно пострадал, но образ остался невредим. Впоследствии ему сделали новый оклад, где использовали украшения, подаренные прихожанами в благодарность — кольца, серьги, цепочки, крестики.
  6. 4 марта 1995 года в церкви прошло отпевание убитого Владислава Листьева.

Архимандрит Нектарий: Я хочу показать детям из России и Украины все самое лучшее, что есть в Греции

И все знали: когда проблемы с жильем, всегда нужно заказывать молебны святителю Спиридону Тримифунтскому. Такая традиция существовала издревле и у простых, и у знатных людей. Особо чтила святителя Спиридона царская семья. Император Александр I родился в день памяти святого – 12 декабря. Когда он родился, то от Финляндского полка ему был изготовлен ко дню крещения складень, в котором были образы Спаса Нерукотворного, святителя Спиридона и митрополита Алексия Московского.

Как сейчас проходит в Даниловом монастыре встреча людей со святителем? Мне в прошлый раз так было жаль людей, которые стояли в очереди по шесть, восемь и даже десять часов, а потом, приложившись к святыне, тут же покидали монастырь.

Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.


Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Возведение каменной церкви

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.


Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке. Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы. По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Воскресная школа

При храме с 1989 года работает воскресная школа, которая сегодня принимает всех желающих взрослых и детей. Регулярные познавательные занятия проходят на неделе и по выходным дням, которые начинаются в 14-30 и в 17 ч. На занятиях проводятся чтения, изучение и толкование Писания, книг Нового и Ветхого завета.

Кроме этого проходят празднования религиозных событий и фестивали, организуются экскурсии и поездки по святыням Москвы и области, посещения выставок и музеев, проводятся концерты и ставятся спектакли.

Воспитанники детской школы принимают активное участие в творческих встречах центрального благочиния других храмов. Они показывают литературно-музыкальные и театральные композиции, выступают на вокальных конкурсах и балах.

История

Первоначально церковь была возведена в середине шестнадцатого столетия из дерева, а после пожара в Москве в конце шестнадцатого столетия построили из камня. Позже пристроили трапезную и реконструировали колокольню. Архитектура церкви представляет стиль российского классицизма.

Совсем необычное название храма. Церковь была посвящена погребению Христа в Иерусалиме и имели право называться храмы Гроба Господня только в Иерусалиме. Другие строения называли в честь события погребения Христа «Воскресение Словущего». На месте Брюсовского переулка проходил большой овраг, и находилась деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Поэтому место получило название «Успенский вражок».

Стиль бесстолпного однокупольного строения «уличанской» церкви. Стены заканчиваются полукруглыми закомарами, простые оконные наличники, строгий карниз. Идеальные пропорции говорят о том, что зодчий был опытным мастером.  В конце девятнадцатого столетия по проекту зодчего Мейснера верхние этажи заменили псевдоклассическими формами. Такой вид храма можно наблюдать в настоящее время.

В период репрессий коммунистической партии православный собор не прекращал своей деятельности. Люди это называли «Божий промысел». Однако существует другая теория. Брюсовский переулок был местом, где жила московская богема музыканты, художники, артисты. Именно их участие не дало снести православное творение с земли. Многие приписывают заслугу в этом деле актеру и режиссеру Станиславскому. Однако репрессии здание испытало, с него сняли и уничтожили исторические колокола.

Храм находится рядом с Домом композиторов и художников. Церковь посещали певец Иван Козловский, актер Иннокентий Смоктуновский, оперная певица Антонина Нежданова.

Храм на Сивцевом Вражке: история

Можно сказать, что у храма Святителей Афанасия и Кирилла довольно типичная для московских (и не только!) церквей история.

Сначала на его месте располагалась деревянная церковь и только в начале XVIII века на ее месте построили каменную. Каменный храм в переулке Сивцев Вражек не раз достраивали и переделывали и окончательный свой вид он приобрел в 1899 году. Вот, такой:

В 1930-х годах храм закрывают, и в нем располагаются попеременно: склады, электромеханический завод, общежитие. Позже планировалось организовать концертный зал с органом.

В 1992 в храме Храме на Сивцевом Вражке была сослужена первая за многие десятилетия Литургия.

Расписание богослужений храма Словущего в Брюсовом переулке

Как уже упоминалось выше святыня продолжает работать и сегодня. Несмотря на то, что она имеет совсем небольшие размеры она привлекает немало прихожан. Справедливости ради нужно отметить, что об этом храме знают многие православные верующие даже за пределами столицы.

Прежде всего это благодаря тому, что в церкви находится чудотворная икона Богоматери «Взыскание погибших». Также здесь можно поклониться и произнести молитвенные прошения перед святым образом Спиридона Тримифунтского. К этим образам обращаются в самых трудных минутах в жизни.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм иконы Державной Божией Матери в Чертаново

Как говорят очевидцы иконы творят настоящие чудеса, помогая людям даже в, казалось бы, безвыходных проблем. Сюда все больше приходит тех людей, которым просто не от кого ждать поддержки и понимания.

В храме Вознесения Словущего в Брюсовом переулке проходят ежедневно богослужения. А именно:

  • По будним дням с понедельника по пятницу Литургии читаются в 8:30 утра, а вечерние в 18:00.
  • По выходным и праздничным дням в 7:30 утра и 17:00 вечера.

Более детальное расписание можно узнать в самом храме.

Чтобы попасть в храм нужно добраться к центру города Москва. Для этого нужно ехать на метро до станции «Охотный ряд». А потом нужно пешком прогуляться до переулка Брюсова 15-2.

Господь всегда с Вами!

Uncategorized

храм

История строительства

Самые первые упоминания о Воскресенской еще деревянной церкви на Успенском вражке относят к середине XVI столетия

Страшный пожар первой половины XVII века привел к уничтожению всех построек в этой местности. Поэтому вскоре началось строительство каменной церкви, освященной в 1634 году по прошению храмового священника и настоятеля Матфея патриарху Иоасафу.

К тому моменту в церкви было 3 престола:

  1. В честь пророка Елисея, освящен в память возвращения из польского плена патриарха Филарета, отца царя Михаила.
  2. Придел в честь Святого Николая Чудотворца.
  3. Престол Параскевы мученицы.

В неизменном виде здание церкви простояло более 2 столетий, а затем в начале XIX века перестроили звонницу и трапезную часть храма, а чуть позже расширили оконные проемы, которые отштукатурили килевидными обрамлениями в старорусском стиле.

К концу позапрошлого века архитектором Александром Мейснером были перестроены верхние этажи колокольни псевдоклассической формы под подаренный храму колокол большего размера, что можно видеть в современном здании. В 30-е годы прошлого столетия были сняты все колокола, но храм продолжал свою работу, благодаря заступничеству известных деятелей культуры и искусства.

В середине века, а затем в 80-е годы проводились ремонтно-реставрационные работы. А в марте прошлого года были завершены восстановление стеновых фресок и орнаментов на сводах, также отреставрировали медальоны над оконными проемами.

Святыни и мощи храма

В богато украшенном киоте в левой части храма можно увидеть старинный Богородичный образ Взыскания погибших в богатой серебряной ризе с множеством пожертвованных украшений и драгоценностей получившими чудесную помощь.

Божья Матерь изображена на этой иконе с непокрытой головой, что символизирует отданный ею покров для спасения грешников. Сюда ежедневно приходит огромное количество паломников и просителей.

По древнему преданию эту икону сохранил благочестивый прихожанин Христорождественской церкви, вдовец, постоянно молящийся о благополучии своих дочерей. Во сне ему было повеление отдать икону в храм, что он незамедлительно исполнил.

Позже церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, а чудотворный образ брошен и расколот. Художники реставраторы смогли восстановить святую икону, которая была перенесена из Палашинского храма в 30-х годах прошлого века.

Стоит обратить внимание на расположенный в главной части храма в богатой резной ризе редкий чудотворный образ Спиридон Тримифунтского, справа от иконы Спасителя. В центре иконы имеется маленький ковчег, который открывает частицу святых мощей

Имеется в левом приделе церкви древнейшая Можайская икона XVI века с изображением святого архиепископа Николая Мир Ликийских с частицей чудотворных мощей. Почитаемые святыни XVII-XVIII столетия с образами пророков Елисея и Илии с житием можно увидеть в правом пределе.

Древняя икона XVII века с изображением Иустина Философа установлена в иконостасе Никольского придела.Имеется в храме почитаемый образ Анны Кашинской с частицами ее святых мощей.

В главном престоле между окнами находятся почитаемые изображения Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Великого князя Владимира и княгини Ольги, выполненные знаменитым мастером церковной росписи Нестеровым.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 гг.

Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.

Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.

Социальная работа, повседневная жизнь

При храме постоянно находится дежурный священник, которому можно лично или по телефону горячей линии задать интересующие вопросы, попросить совета и заказать требы.

При храмовом складе проводится сбор вещей и продуктов для нуждающихся и многодетных семей. Кроме того добровольцы прихода и члены молодежного клуба в рамках церковного социального служения регулярно готовят обеды, а потом кормят на Курском вокзале всех нуждающихся.

По понедельникам и пятницам проводятся встречи членов группы анонимных алкоголиков, где оказывается поддержка людям в трудной жизненной ситуации и членам их семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector