Кирилло-афанасиевский мужской монастырь в ярославле

Воскресенский монастырь

Рекомендовать место

6

2

К сожалению, в истории не сохранилось точной даты появления монастыря. Исследователи предполагают, что, он возник в XVI веке. В следующем столетии здание перестроили и сделали полностью кирпичным. Работу организовал митрополит Ион. Он реконструировал монастырь по личной инициативе. Еще в деревянной обители он принимал постриг. После этого митрополит считал себя обязанным монастырю.

Архитектурный ансамбль состоит их нескольких зданий — церкви Одигитрии, часозвонной, Воскресенского собора, трапезной и звонницы. Четверик собора украшен декоративными пряслями и фризоми. В здании есть крытая галерея и арка. На крыше огромная центральная глава и несколько малых. На башне-часозвоне установлены огромные часы, которые работают до сих пор. Каждый час они отбивают колокольным звоном.

Монастырь работает каждый день. Двери всегда открыты для туристов.

Спасо-Преображенский монастырь — главные архитектурные и исторические памятники

Спасо-Преображенский собор

Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.

Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.

Трапезная с церковью Рождества Христова

Трапезная — одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.

Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей

Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников

Звонница с церковью иконы Печерской богоматери

Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.

Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.

Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место — на звоннице.

Монастырские стены, башни и ворота

Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами.  Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.

На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.

По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.

Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.

История монастыря в XVII — начале XX вв

В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор.

В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части — во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части — во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским.

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств.

В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики.

«Исток, затерянный во времени…»

Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники — Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216 – 1224 годы. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.

Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь — князя Константина.

По его указу в 1216 – 1224 годах в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 году по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, — хранителем знания и культуры.

О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья — Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 году, уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве.

Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 году объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля.

История

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.

В 1922 году собор перешёл к обновленцам. С 1924 по 1926 год собор принадлежал обновленческой группе «Союз Церковного Возрождения», возглавляемой Антонином Грановским, который к тому времени отделился от Обновленческого Синода). Однако, «крохотная община не могла содержать огромного здания. Собор был вскоре передан староцерковникам».

С 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.

В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Житие и время

Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 году, братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.

Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621 – 1646 годах их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив — в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII века общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом.

В эту пору монастырь — один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы — Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.

В 1747 году в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.

В конце XVIII века монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.

При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918 – 1923 годах, вторая — в 1957—1958.

Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви — Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса — Келейный постройки XVII века, постройки XVII – XIX веков Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни — Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.

Карта расположения:

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

  Святые Ворота Спасо-Преображенского монастыря

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Поделиться ссылкой:

Советский период в жизни обители

Советская власть объявила священников своими врагами: в 1918 году расстреляли послушника Толгского монастыря и двух иеромонахов. В 1928 году монастырь закрыли, с колокольни сбросили колокола, святыни отправили в музей, а монахов прогнали. Иеромонаха Григория, пытавшегося отстоять монастырь, сослали в Сибирь.

В начале 30-х годов в соборе устроили бетонный бассейн площадью 1000 кв.м для испытаний макета Ярославской плотины для будущей Средневолжской ГЭС. К счастью, проект не утвердили, грунт в районе Толги не подошел для строительства.

В 1935 году в монастыре образовали детскую колонию НКВД. Хозяйственный двор и луг на берегу Толги обнесли бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Здесь устроили псарню и конюшню, склад и мастерские, комнату отдыха для охраны, клуб и гараж.

Незанятую площадь монастыря превратили в жилье для горожан. Жители по-своему перестраивали неудобные помещения, прорубали новые двери и окна.

В 1947 году Толгский монастырь включили в список архитектурных памятников, охраняемым государством. В 1987 году, когда монастырь передали церкви, колонию расформировали.

Современное состояние Толгской святыни

Теплый Крестовоздвиженский храм стал основным хранителем христианских святынь обители. В нем можно поклониться Толгской иконе Богородицы и помолиться у раки со святыми мощами Святителя Игнатия, святым Киево-Печерской лавры и другим.

Подклеть храма украшает церковь святой Варвары, построенная в честь 1700-летия смерти мученицы. Там же находится библиотека обители.

Введенская церковь считается летней, в зимнее время там богослужения проводятся редко. Постройки этого храма датируются 1683-1690 годами, сбереглась даже монументальная табличка с датой освящения храма в честь праздника Введения во храм Богородицы.


Интерьер Воздвиженской церкви Толгского монастыря

Из-за своей малой вместимости в Спасской и Никольской церкви, расписанных руками самих монахинь, не часто проводятся богослужения.

На заметку! Юго-восточную часть Монастырского подворья украшает знаменитая кедровая роща, благодаря которой Толгская обитель считается самой благоустроенной среди подобных монастырских строений.

Предание гласит, что кедровая роща появилась в XVI столетии. Для питания деревьев водой были вырыты пруды, которые в настоящее время засохли. Посаженные полукругом в 2 ряда кедры образовали высокую стену.

Монахини с любовью насаждают в саду дорогостоящие растения и цветы, создавая настоящий заповедник.

В 1893 году этим садом был очарован будущий царь Николай Второй.

Внимание! В настоящее время попасть в кедровый рай можно только с экскурсией, для всех желающих кедровая роща открыта один день в году, 21 августа, дата, когда была явлена Толгская икона Божьей матери. Духовенство и правительство России оказываются поддержку Толгскому Введенскому монастырю

Сам Патриарх Всея Руси Алексий Второй 4 раза в разное время проводил богослужения в храмах обители:

Духовенство и правительство России оказываются поддержку Толгскому Введенскому монастырю. Сам Патриарх Всея Руси Алексий Второй 4 раза в разное время проводил богослужения в храмах обители:

  • 13 мая 1993 года — молебен в Свято-Введенском храме у раки святого Игнатия;
  • 17 декабря 1993 года — литургия в церкви святой великомученицы Варвары в день ее поминовения;
  • 21 августа 1994 года — Торжественная литургия в честь 680-летия монастыря;
  • 21 августа 1997 года — 10-летие церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста и освящение креста для нее.

Режим работы Спасо-Преображенского монастыря в 2021 г. (Ярославский музей-заповедник)

  • В зимний период (с октября по апрель)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 9:00 до 18:00. Кассы работают до 17:30
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник, вторник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Иконы Ярославля XVI–XVIII вв.» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник, вторник и первая среда месяца
    • Экспозиция «История Ярославского края XI–XVIII веков» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «ЯрмаНка» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» открыта с 10:30 до 17:45. Выходной день — четверг
    • Экспозиция «Сокровища Ярославля» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — вторник и первая среда месяца
    • Спасо-Преображенский собор и смотровая площадка на звоннице закрыты
  • В летний период (с мая по сентябрь)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 8:00 до 20:00. По пятницам и субботам время работы продлено до 21:00. Кассы закрываются на полчаса раньше
    • Смотровая площадка открыта ежедневно с 8:00 до 19:30. По пятницам и субботам время работы продлено до 20:30
    • Спасо-Преображенский собор открыт ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 17:45. Среда — выходной день
    • Экспозиция «История Ярославского края XI–XVIII веков» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:45. Понедельник и вторник — выходные дни. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Сокровища Ярославского края» работает ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 17:45. Вторник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «ЯрмаНка» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день

Строительство и обзаведение

Современный собор — результат многовекового строительства. Первый — Константинов — собор простоял до пожара 1501 года. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы.

Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506 – 1516 годах, будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».

По внутренней архитектуре Спасский собор — четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары.

О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.

В 1563 – 1564 годах собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, — самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях — в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI века в полном цикле.

Тогда же возвели для собора первую башню из камня — Святые ворота — и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).

В XVI веке выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х годов XVI века от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде.

Продолжил традицию дарения и сын Грозного — Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.

История Спасо-Преображенского монастыря

Деревянное сооружение было возведено в XII веке на левом берегу реки Которосль, вблизи переправы. В системе городских оборонительных линий ему было выделено стратегически верное место расположения, обеспечивающее защиту города от нападения недругов с западных рубежей.

О точной дате основания монастыря достоверных свидетельств нет, но в летописях за 1186 год о нем сохранилось первое упоминание. Ровно через тридцать лет, уже в другом историческом документе, было отмечено начало строительства каменного Спасо-Преображенского собора.

Спасо-Преображенский собор, Эна

В начале XIII века в стенах мужского монастыря появилось духовное училище и богатое для того времени собрание рукописных книг. На территории была возведена небольшая Входоиерусалимская церквушка, не сохранившаяся до наших дней. Спасо-Преображенский монастырь превратился в религиозно-культурный центр Ярославского княжества. Духовники удельных князей позволяли себе вмешиваться в политику и частную жизнь своих подопечных, оставаясь, впрочем, всегда на их стороне. В Соборе хоронили представителей княжеского рода вплоть до окончательного вхождения Ярославля в состав Московского княжества в 1471 году.

В Ярославском монастыре были погребены почитаемые в православии князья-чудотворцы Фёдор, Давид и Константин, митрополиты, архиепископы и заслуживший уважение горожан местный губернатор Ф. Я. Фриде (1838—1896 гг.).

В 1501 году в Спасо-Преображенском монастыре случился сильнейший пожар, в результате которого большинству строений был нанесен серьезный урон. Собор пришлось демонтировать, но фундамент оказался настолько крепким, что его решили не разбирать, а использовать в качестве основы для нового каменного собора. Сооружение возвели по образу и подобию московских храмов и освятили в 1516 году. Древнейшее строение находится сегодня под защитой государства.

В середине XVI столетия монастырь окружили каменными стенами. Именно они позволили пережить осаду Смутного времени.

Внутренние стены Спасо-Преображенского монастыря, Эна

Спасо-Преображенский монастырь являлся самым укрепленным из всех городских строений Ярославля. Сюда любил наведываться Иван Грозный, а Минин и Пожарский получили здесь благословение, отправляясь в освободительный поход на Москву. В XVII веке комплекс усиленно разрастался, возводились новые сооружения, расширялись и укреплялись внешние стены. Монастырская слобода насчитывала более 300 дворов, а влияние священнослужителей неуклонно росло.

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

Комплекс можно посетить ежедневно:

  • с мая до конца сентября — с 08:00 до 20:00;
  • с октября до конца апреля — с 09:00 до 18:00.

Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия Спасо-Преображенского монастыря. В это же время допуск на его территорию заканчивается.

Посетителям с домашними животными вход в комплекс запрещен!

Часы работы музейных экспозиций — с 10:00 до 17:00-18:00 круглый год. Кассы закрываются в 16:30-17:30. Последний допуск — в 16:30-17:30. Выходные:

  • для большинства экспозиций — по понедельникам;
  • для «Сокровищ Ярославля» — по вторникам;
  • для «Природы Ярославского края» — по четвергам.

Угличская башня, Эна

Общий санитарный день в музее проводится ежемесячно в первую среду. В целях поддержания оптимальных температурно-влажностных режимов, обеспечивающих сохранность фресковой живописи, ряд объектов в дождливую и влажную погоду, а также в зимний период, закрывается по рекомендации реставраторов.

Спасо-Преображенский собор открыт с начала мая до конца сентября ежедневно — с 10:00 до 18:00, кроме среды. В дождливые дни посещение храма ограничено.

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

История основания мужской обители

Нет точной даты постройки ярославской святыни. По неточным историческим сведениям, в 1615 году на месте церкви маленького прихода в честь Афанасия и Кирилла, которые погибли за православную веру, была воздвигнута мужская обитель.


Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле

Этому строительству предшествовали события 1612 года, когда в тревожные времена нашествия поляков в городе собралось множество народа. Народное войско во главе с Мининым и Пожарским готовилось выступить против поляков, однако, началось нашествие моровой язвы. Повальный голод и множество смертей стали причиной организации крестного хода, который планировалось осуществить с Толгской иконой Богородицы, но случилось чудо.

Протопоп Илья увидел во сне Иисуса, который указал священнику место хранения иконы Спаса Нерукотворного и приказал совершить крестный ход именно с этим святым образом.

Во время Крестного шествия слепой нищий, который просил милостыню, прозрел, но на этом чудеса не закончились. По мере приближения к часовне, в которой прежде хранился святой образ, люди почувствовали, что их ноги не хотят идти дальше. Процессия остановилась. На месте часовни за один день построили деревянную церковь, после чего моровая язва оставила ярославцев.

Первыми в новоосвященной церкви молились Минин и Пожарский, поляки были побеждены, и в честь этого началось строение святыни.

Под предводительством земского старосты и горожан Ярославля было составлено прошение, по которому митрополит ростовский Кирилл благословил возведение в 1665 году на месте святой часовни мужской обители.

По неточным данным, Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле существовал ранее, а в 1665 году началось его возрождение, игумен и монахи не имели жалования, скит выживал по воле Господней и милости прихожан.

Царь Михаил Федорович даровал обители несколько деревень озеро Ущемер и множество льгот, после чего ярославская святыня начала процветать, восстанавливаясь каждый раз после множества пожаров, несмотря на то, что в ней постоянно проживало до 10 насельников.


Храм святителей Кирилла и Афанасия

Строительство

Ростовский Митрополит Иона Сысоевич благословил и освятил в 1664 году первую каменную церковь, расписанную московскими мастерами.

1676 год ознаменовался строением с северной стороны собора теплого храма святого Алексия, митрополита Московского.

Невысокая каменная стена возвышалась с востока и севера. С других сторон монастырская площадь ограничивалась обывательскими домами и храмом Спасо-Пробоинским.

1736 год — к мужской обители Кирилла и Афанасия приписывают Знаменскую Часовню Власевского храма.

1764 год — упраздняется Александровская пустыня, и вся ее утварь передается в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле.

Через четыре года сильный пожар снова уничтожает монастырские строения, которые быстро восстанавливаются по милости царицы Екатерины ІІ.

В начале XIX столетия возводятся каменные постройки:

  • покои настоятеля;
  • монашеские кельи;
  • иконостас для храма Кирилла и Афанасия.

В 1831 году известный живописец Т.Медведев украшает росписью теплый храм, над монастырскими церквями устанавливают колокольный ансамбль, который величает колокол весом в 115 пудов.


Историческое фото Афанасьевского монастыря в Ярославле

В 1857 году императором Александром утверждено постановление Синода о даровании Афанасьевскому приходу третьеклассной степени. Теперь в ней служит архимандрит, настоятель монастыря.

Внимание! В 1895 году Кирилловская обитель избрана в качестве резиденции епархии Ярославского края. До начала 20 столетия идет интенсивное строительство, храмы восстанавливаются, ремонтируются

Возводятся жилые постройки, в том числе баня и конюшня

До начала 20 столетия идет интенсивное строительство, храмы восстанавливаются, ремонтируются. Возводятся жилые постройки, в том числе баня и конюшня.

Война и восстановление

После революции до 1925 года на месте обители действовала община прихода, но в 1925 году Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь закрыли, братские кельи были отданы под общежития, колокольни разобрали. Некогда наполненное величием и красотой место превратилось в городскую свалку.

Только в 2006 году в церкви Кирилла и Афанасия решено было открыть духовную семинарию. Руками семинаристов началось очищение территории от мусора и восстановление придела св. Алексия.

2007 год — Ярославская епархия получает еще 2 храма. Новая жизнь мужской обители возрождается в 2009 году, за год удалось провести ремонт крыш и оснований строений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector