Православие в греции
Содержание:
- Жертвоприношения
- История
- Святые места Греции
- Отличия греческого православия от русского
- Обзор
- Греция Православная
- Церкви
- Возникновение христианства
- Особенности Элладской Церкви
- Церкви
- Офикиалои Трона
- Антропоморфизм
- Греческая православная Церковь возникла по политическим, а не богословским причинам, и сегодня находится на обеспечении государства
- Органы управления
- Отношение
- Устройство и управление
- Одежда
- Статистика
- Пышность
- Антропоморфизм
- Правила поведения в греческих храмах
Жертвоприношения
Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.
История
Исторически, православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской церкви.
По обретении независимости в 1822 году и образовании в 1832 году, такое положение стало политически невозможным; в 1833 году по решению баварских регентов, от имени малолетнего короля Оттона I, специальной декларацией от 23 июля была провозглашена автокефалия Церкви на территории королевства. Главой Церкви объявлялся король. Такое одностороннее, в нарушение церковного права, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской Церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет.
29 июня 1850 года томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.
В 1924 году церковь перешла на новоюлианский календарь, что вызвало протест у части прихожан и клириков.
4 сентября 1928 года было выработано совместное соглашение Элладской и Константинопольской Церквей относительно 36 епархий, на территориях, окончательно отошедших Греции по Лозаннскому договору. Согласно Патриаршему и Синодальному акту, епархии Новых земель (на территориях Эпира, Македонии, Западной Фракии, островов), формально оставаясь в юрисдикции Константинопольского патриархата, вошли в состав Элладской Церкви (то есть были административно подчинены ей), согласно уже принятому государственному закону Греции № 3615 от 15 июля 1928 года.
В 1935 году три епископа, активно протестовавшие против нового календаря, объявили о создании так называемой «Церкви истинно православных христиан» (греч. Εκκλησία των Γνησίων Ορθοδόξων Χριστιανών — Γ.Ο.Χ.). В результате оформилось непризнаваемое другими православными церквями старостильное движение (греч. Παλαιοημερολογίτες). С 1940-х старостильники стали разбиваться на более мелкие группировки.
Во время Второй мировой войны Церковь оказалась в трудном положении. В первую очередь, необходимо было пополнить ряды убитых священников: их было около шестисот. Вторая проблема: восстановление разрушенных храмов. Архиепископ Афинский организовал для этой цели сбор пожертвований по всей Греции.
С 1949 года государство приняло на себя материальную заботу о духовенстве. Учителя семинарий и преподаватели Закона Божия в средней школе находятся на положении государственных чиновников; семинарии также содержатся на государственный счёт.
Святые места Греции
Греция по праву считается оплотом православия, и паломничество к греческим святым местам не утрачивает актуальность. Посетить монастыри и православные храмы Греции стремятся как истинные верующие, желающие поклониться христианским святыням, так и ценители искусства, которые хотят своими глазами увидеть величайшие шедевры архитектуры.
Известные центры паломничества
Среди святых мест Греции, к которым ежегодно устремляются десятки тысяч путешественников и православных верующих, особой популярностью пользуются:
- Святая гора Афон на острове Халкидики. Здесь существует монашеская республика с мужским населением, которая является единственной в своем роде. Сегодня на Афоне насчитывается около 20 действующих монастырей.
- Монастырь Иоанна Богослова в Суроти. Он известен еще как «женский Афон». Здесь похоронен преподобный старец Паисий Святогорец – основатель монастыря, которого глубоко почитают все православные.
- Беломраморный собор Андрея Первозванного в городе Патры. В здании хранится Честная глава апостола и остатки креста, на котором его распяли. Рядом с храмом есть святой источник.
- Парфенон в Афинах. Построенный изначально как языческая святыня, в V веке нашей эры он превратился в православный храм Святой премудрости. Позже его нарекли в честь Пресвятой Богородицы. Но в XIII веке представители католической церкви установили над Парфеноном свою протекторат и переименовали в Норт Дам д’Атэн.
- Салоники. В этом городе расположен Митрополичий собор, в котором хранятся мощи одного из великих отцов церкви – Григория Паламы. Также в Салониках находится базилика покровителя воинов – великомученика Димитрия Солунского.
- Крит. В Главном апостольском соборе острова хранится Честная глава апостола Тита – ученика Святого Павла, основавшего 9 православных епархий. Также паломнические туры на Крит организовываются для желающих посетить монастырь Панагия Палиани. В его стенах находится икона Богородицы, на которой стало прорастать и укореняться, скрывая ветвями лик Божьей Матери, нарисованное дерево.
- Патмос. Это остров, на котором божье откровение явилось Иоанну Богослову. Здесь находится свыше 50 православных монастырей и церквей.
Это далеко не полный перечень святых мест Греции. Паломников непременно заинтересуют женский монастырь Пантократор-Вседержитель на острове Корфу, монастырские постройки в Метеорах, Голский монастырь в Спарте, Филеримский монастырь на острове Родосе и многие другие святыни.
Отличия греческого православия от русского
Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:
- Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
- Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.
- Церковный хор состоит исключительно из мужских голосов.
- Одежда священников несколько другая: камилавка с ободком по верху, риза без шейного возвышения. Цвет богослужебной одежды другой. Например, на Пасху русское священство облекается в красный цвет, а греческое — в белый. Хотя в начале пасхального богослужения и те, и другие облечены в белые одежды, символизирующие свет, воссиявший миру после Воскресения Христа.
- В греческий храм женщина может войти с непокрытой головой и в брюках. Храмы открыты постоянно.
В греческом православии есть огромный плюс перед другими христианскими конфессиями: основной акцент сделан на внутреннее содержание веры. Отсутствие пышности и ослабление внешних ограничений не привели к утрате глубокого внутреннего осмысления веры каждым членом церкви. Единственное, что нужно Господу — человеческое сердце. Греки это хорошо понимают и никогда об этом не забывают.
Обзор
Греческие православные церкви происходят от церквей, которые апостолы основали на Балканах и Ближнем Востоке в первом веке нашей эры, а также поддерживают многие древние церковные традиции. Православные церкви, в отличие от католической , не имеют единого верховного понтифика, епископа или Pontifex maximus , придерживающихся веры в то, что Христос является главой церкви. Однако каждый из них управляется комитетом епископов, называемым Священным Синодом, с одним центральным епископом, имеющим почетное звание «первый среди равных».
Греческие православные церкви объединены в общении друг с другом, а также с другими восточными православными церквями . Православные придерживаются общей доктрины и общей формы поклонения, и они видят себя не как отдельные церкви, а как административные единицы одной единой церкви. Они примечательны своей обширной традицией иконографии ( см. Также: Византийское искусство ), почитанием Богородицы и Святых , а также использованием Божественной литургии по воскресеньям, которая представляет собой стандартное богослужение, восходящее к четвертый век нашей эры в его нынешнем виде. Чаще всего Божественная литургия Православной церкви была написана святым Иоанном Златоустом (347–407 гг. Н.э.). Другие приписываются св. Василию Великому , св. Иакову, брату божьему и св. Григорию Диалогу .
Нынешняя территория греческих православных церквей более или менее охватывает территории на Балканах , в Анатолии и Восточном Средиземноморье, которые когда-то были частью Византийской империи . Большинство греческих православных христиан живут в Греции и других регионах южных Балкан, включая Албанию , а также в Иордании, палестинских территориях , Ираке, Сирии , Ливане , Кипре , Анатолии , европейской Турции и Южном Кавказе . Кроме того, из-за большой греческой диаспоры есть много греческих православных христиан, которые живут в Северной Америке и Австралии . Православные христиане в Финляндии , составляющие около 1% населения, также находятся под юрисдикцией Греческой Православной Церкви ( Вселенского Патриархата ).
Есть также много греческих православных христиан, происхождение которых восходит к византийскому и османскому периодам, которые имеют арабоязычное или смешанное греческое и арабоязычное происхождение и живут на юге Турции , в Израиле , Палестине , Ираке , Сирии , Ливане , Иордании. , и Египет . Они посещают церкви, которые проводят свои службы на арабском языке , общем языке большинства греческих православных верующих в Леванте , сохраняя при этом элементы византийской греческой культурной традиции.
Этнические греки в России и Украине , а также понтийские греки и кавказские греки из бывшего российского Закавказья часто считают себя одновременно греко-православными и русскими православными , что соответствует православной вере (поскольку православие одинаково вне этнических границ). Таким образом, они могут посещать службы, проводимые на древнерусском и старославянском языках , никоим образом не подрывая их православную веру или отличительную греческую этническую идентичность. На протяжении столетий эти понтийские грекоязычные греко-православные общины смешивались в разной степени посредством смешанных браков с этническими русскими и другими православными христианами, главным образом из Южной России , где большинство из них поселились в период между Средневековьем и началом XIX века.
Греция Православная
В настоящее время на исторической территории Византии нет единой православной Церкви. Греческое православие объединяет в себе несколько поместных Церквей: Константинопольскую, Элладскую и Кипрскую.
Константинопольская Православная Церковь
Канонической территорией Константинопольской Православной Церкви являются Турция, остров Крит, Эгейские острова, северная часть Греции, Афон. Также Константинопольский патриарх претендует на главенство над всеми православными верующими за пределами канонических территорий других поместных Церквей. Этнический состав прихожан Константинопольской Церкви преимущественно греческий. Верующих в приходах насчитывается до 7 миллионов человек. Богослужения ведутся на византийском греческом языке. Константинопольская патриархия придерживается новоюлианского летоисчисления (модификации юлианского календаря, при котором сохраняется исчисление Пасхалии по юлианскому календарю).
Стремление Константинопольской Церкви к главенству среди православных Церквей вызывает споры, приводящие даже к разрыву молитвенного общения между Церквями.Так, в 1996 году на полгода было прервано церковное общение между Константинопольской и Московской патриархиями. Причиной послужили споры о юрисдикции эстонских православных приходов. В 2004 году произошел спор между Константинопольской и Элладской Церквями по вопросу подчиненности приходов на севере Греции. Сейчас церковное общение восстановлено.
В октябре 2018 года произошел разрыв церковного общения между Русской Православной Церковью и Константинопольской патриархией. Это стало следствием решения Вселенским патриархом даровать автокефалию (административную независимость от других поместных Церквей) Украинской Православной Церкви, находящейся на канонической территории Московского патриархата.
Кипрская Православная Церковь
Кипрская Православная Церковь считается одной из древнейших в христианском мире. Ее основателем считают апостола Павла, который рукоположил апостола Варнаву Кипрянина во епископа. Существует Предание, что в 45-63 годах епископом Кипрским был праведный Лазарь Четверодневный. Именно его Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Евангелие от Иоанна, 11:1-44). С 4 века территория Кипра входила в состав Византийской империи. В 431 году на Третьем Вселенском Соборе (Ефес, Малая Азия) Кипрская Церковь получила автокефалию.
В результате Крестовых походов в 12 веке на кипрских землях стала господствовать Римско-Католическая Церковь. Кипрская Церковь утратила свою автокефалию. Во второй половине 16 века остров был захвачен турками. К этому времени относится возвращение жителей в лоно Православия. С 1947 года Кипрская Церковь снова обрела самостоятельность. Предстоятель Церкви имеет титул архиепископа. Сейчас этнический состав верующих представлен преимущественно греками-киприотами. Богослужения в храмах ведутся на византийском греческом языке, календарь — новоюлианский. Между Кипрской и Русской Церквями сложились многовековые братские отношения.
Элладская (Греческая) Православная Церковь
До 19 века территория современной Греции находилась в пределах юрисдикции Константинопольской Церкви. Однако после образования в 1832 году Греческого королевства была провозглашена автокефалия. Мотивом этого послужило логичное стремление нового государства, чтобы предстоятель Церкви был независим от Османской империи. В 1850 году Элладская Церковь признана Константинопольским патриархатом. Именно она имеет основания именоваться «Греческая Православная Церковь».
В настоящее время число верующих Греческой Церкви достигает 10 миллионов человек. Предстоятелем Церкви является архиепископ. Богослужения ведутся на византийском греческом и современном греческом языках. В богослужебной жизни используется новоюлианский стиль календаря.
С конца 2019 года Московская Патриархия прервала церковное общение с некоторыми епархиями Элладской Церкви. Это связано с принятым решением Архиерейского собора Элладской Церкви о признании права Константинопольского патриарха даровать автокефалию Православной церкви Украины. Однако митрополит Иларион Алфеев, председатель отдела внешних церковных связей РПЦ, заверил:
Церкви
Андреевский собор, Патры
Церкви, в которых применяется термин греческой православной церкви:
- Четверка древние патриархаты:
- В Вселенский Патриархат Константинополя, во главе с Вселенский Патриарх Константинополя, который также является «первый среди равных» из Православное причастие
- Полуавтономный Архиепископия Крита
- В Греческая православная архиепископия Фиатейры и Великобритании
- В Греческая православная архиепископия Италии и Мальты
- В Греческая православная архиепископия Америки
- В Греческая православная архиепископия Австралии
- В Греческая Православная Церковь Александрии
- В Греческая Православная Церковь Антиохии
- В Греческая Православная Церковь Иерусалима
Автономный Церковь горы Синай
- В Вселенский Патриархат Константинополя, во главе с Вселенский Патриарх Константинополя, который также является «первый среди равных» из Православное причастие
- Три автокефальный церкви:
- В Церковь Греции
- В Церковь Кипра
- В Албанская Православная Церковь также известна как «Греческая православная церковь Албании» или «Церковь Албании» во главе с крахом бывшего сталинского режима Архиепископ Анастасий, гражданин Греции. Церковь проводит свою литургию в Койне греческий в районах Албании, населенных этническое греческое меньшинство, наряду с использованием албанский по всей стране.[нужна цитата]
Возникновение христианства
Возникновение христианства хронологически относится к середине 2 в. н. э. В наши дни существует мнение, что оно появилось как религия всех «оскорбленных» и «униженных». Однако это не так. На самом деле на пепелище пантеона греко-римских богов появилась более зрелая идея веры в одного высшего существа, а также идея богочеловека, который принял смерть ради спасения людей. Культурная и политическая обстановка в греко-римском обществе была сильно накалена. Необходимо было получить защиту и опору от соблазнов и внешней нестабильности. Другие национальные религии Древней Греции не смогли предоставить их. И эллины обратились к христианству. Об истории его становления в этой стране мы сейчас и поговорим.
Особенности Элладской Церкви
Греки — наследники христианской Византии. Православие в Греции признано государственной религией, почти 96 % населения являются христианами. В Греции религия пронизывает всю повседневную жизнь людей. Здесь смысловая нагрузка вопроса «ты грек?» совпадает с вопросом «ты христианин?». Посещение воскресных и праздничных богослужений для греческих семей является естественным. Абсолютно нормальным для греков будет перекреститься, проходя мимо храма. Рождество Христово, Крещение Господне и Пасху Греция отмечает массовыми народными гуляньями.
К особенностям Элладской Церкви относится отсутствие у священников крестов на груди. Кресты надевают только во время архиерейской службы. Также крест не надевает и настоятельница женской обители. Поэтому внешне она ничем не отличается от рядовой послушницы. Крестные ходы в Греции напоминают парады, так как совершаются в сопровождении духовых оркестров.
Местные особенности имеются и в богослужениях. Например, Утреня совершается отдельно от Вечерни. А в Русской Православной Церкви Утреня и Вечерня служатся вместе на вечернем богослужении.
Православные греки приступают к Таинству Причастия практически каждое воскресенье. Причем на исповедь верующие приходят только несколько раз в году. В России же к Причастию допускаются только после исповеди. В Элладской Церкви исповедует не священник прихода, а специальный духовник.
Церкви
Андреевский собор, Патры
Церкви, в которых применяется термин греческой православной церкви:
- Четверка древние патриархаты:
- В Вселенский Патриархат Константинополя, во главе с Вселенский Патриарх Константинополя, который также является «первый среди равных» из Православное причастие
- Полуавтономный Архиепископия Крита
- В Греческая православная архиепископия Фиатейры и Великобритании
- В Греческая православная архиепископия Италии и Мальты
- В Греческая православная архиепископия Америки
- В Греческая православная архиепископия Австралии
- В Греческая Православная Церковь Александрии
- В Греческая Православная Церковь Антиохии
- В Греческая Православная Церковь Иерусалима
Автономный Церковь горы Синай
- В Вселенский Патриархат Константинополя, во главе с Вселенский Патриарх Константинополя, который также является «первый среди равных» из Православное причастие
- Три автокефальный церкви:
- В Церковь Греции
- В Церковь Кипра
- В Албанская Православная Церковь также известна как «Греческая православная церковь Албании» или «Церковь Албании» во главе с крахом бывшего сталинского режима Архиепископ Анастасий, гражданин Греции. Церковь проводит свою литургию в Койне греческий в районах Албании, населенных этническое греческое меньшинство, наряду с использованием албанский по всей стране.[нужна цитата]
Офикиалои Трона
Институт Офикиалои уходит своими корнями в Иерархию Византийской Империи и в основном вошел в церковный мир примерно в 9 веке, начиная с Вселенского патриархата в Константинополе , где должности существовали иерархически в трех пентадах. Есть церковные кабинеты, как для духовенства, так и для мирян. Однако должности для мирян приобрели большую значимость и распространение в период Османской империи, откуда они постепенно распространились на другие древние патриархаты Востока.
Эти должности присуждаются «патриархальным уважением и намерением» в качестве компенсации Александрийскому Патриархату и всей Африке, в то время как в предыдущие годы они были связаны с определенными должностями в патриархальном суде и административном механизме Патриархата, который с годами ослаб. .
Антропоморфизм
Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, — это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.
Греческая православная Церковь возникла по политическим, а не богословским причинам, и сегодня находится на обеспечении государства
Православные греки прежде были под юрисдикцией Константинопольской православной Церкви.
Быть может, так бы продолжалось и дальше.
1822
в этом году произошел раскол Греции, в связи с этим провозгласили автокефалию Греческой Церкви
Вера у греков не претерпела никаких изменений, ведь христианство в Греции процветало уже много столетий. Раскол случился по политическим причинам. 1822 году Греция получала независимость, а через 10 лет появилось Греческое королевство.
В связи с этим провозгласили автокефалию Греческой Церкви. Но Константинопольская Церковь не признала этого одностороннего решения. Его поддержали и другие поместные Церкви.
Греческий кафедральный собор в Афинах
Лишь в 1850 году патриарх Анфим IV всё-таки пошёл навстречу и провозгласил, что Элладская Церковь на территории Греции юрисдикционно независима. Главное условие — особый статус Вселенской патриархии для греков.
В 1928 году Константинопольская и Элладская Церковь столкнулись с проблемой: 36 епархий стали политически принадлежать Греции, хотя оставались в юрисдикции Константинопольской Церкви. В итоге обе стороны заключили устраивающее их соглашение.
О 36 епархиях у Греческой и Константинопольской Церквей есть особое соглашение.
Но не все конфликты удалось решить также просто. В 1935 году разгорелись разногласия внутри Церкви по вопросу, какой греческий православный календарь использовать.
Это привело к тому, что греческое православие обрело ещё одну Церковь — старостильное движение. Сегодня оно раздробленно на кучу мелких течений.
В 1949 году Греция, как православная страна, на государственном уровне стала финансировать духовенство.
Органы управления
Греческая Православная Церковь состоит из 1 архиепископии и 81 епархии, содержит на службе 146 епископов. Поместной Церковью управляет Священный собор епископов, состоящий из всех епархиальных архиереев.
Последние являются митрополитами и назначаются правительством Республики. Из числа этих священнослужителей выбирается глава Синода, а также представитель всей Греческой Православной Церкви. В течение пяти дней после его избрания Священным собором, президент Греции издает указ о его признании, после чего происходит интронизация последнего.
Повседневными вопросами общецерковного управления в Элладской Церкви совершаются постоянным Священным Синодом, состоящим из 1 архиепископа и 12 митрополитов.
Отношение
Так, в российских реалиях простые верующие, приходя в храм, подвергаются ощущению оторванности священников от повседневного мира. Они представляются отдельной кастой, которая отгорожена от прихожан некой стенкой. В греческих же традициях священнослужители находятся в близких отношениях с приходом. В повседневности Греции принято глубокое уважение к священникам – им принято уступать места в общественном транспорте. Нередко даже к самым молодым представителям священного сана в общественных местах обращаются с просьбой о благословении. Такого в российской действительности нет.
Устройство и управление
Конституция Греции, вступившая в силу 11 июня 1975 года (с позднейшими поправками), в статье 3-й (раздела II «Отношения Церкви и государства») гласит:
Высшая власть в Элладской церкви принадлежит Священному собору епископов (Ιερά Σύνοδος της Ιεραρχίας), который включает в себя всех епархиальных архиереев. Последние все имеют титул митрополитов и назначаются правительством Республики. Во главе Синода стоит архиепископ Афинский и всея Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος), избираемый, согласно Уставной хартии Греческой церкви 1977 года, Синодом из числа находящихся на службе греческих митрополитов (епархиальных архиереев). По избрании в течение пяти дней президент Греции издаёт указ о его признании, после чего совершается интронизация новоизбранного.
Постоянный Священный синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος της Εκκλησίας της Ελλάδος), занимающийся повседневными вопросами общецерковного управления, состоит из архиепископа и двенадцати митрополитов, каждый из которых занимает пост члена Постоянного синода один срок на сменной основе.
Одежда
Греческие женщины свободно ходят в церкви, не покрывая головы и в штанах. В то время как в России сохранились более суровые для женщин законы, по которым это все еще запрещено. Считается, что таким образом отразилось влияние западной культуры, в которой в целом позиции патриархата ослабели по сравнению с российскими реалиями.
Присутствуют и различия в головных уборах. Так, по-разному в традициях двух церквей осуществляется ношение камилавок. В Греции они всегда покрашены в черный цвет, в то время как в России присутствует полное многообразие цветовой гаммы. Ставшая повседневным головным убором для священнослужителей России скуфья никогда не используется греками.
Библия греческой церкви также отличается своим содержанием от славянской традиции. Отличия эти незначительны, но тем не менее, состав книг, включенных в Библию, у Греции и России разный.
Статистика
- 1999 — 9025 тыс. членов
- не позднее 1 января 2006 — 10003,4 тыс. членов; 7756 приходов; 8335 священнослужителей
- 31 декабря 2010 — 9117 священнослужителей
- 2012 — ок. 557 монастырей (2012)
- 2013 — около 8 млн. верующих (из более 11 млн. всего населения Греции), 81 митрополия, 105 епископов, 8 857 священников, около 8 тыс. приходов, 4 087 монашествующих, 598 монастырей и скитов (мужских — 232, женских — 294, скитов — 72), 24 726 неприходских церквей (кладбищенских, тюремных и т.д.). В Элладской Церкви действуют 2 716 благотворительных фондов, 285 благотворительных столовых, 422 социальных учреждения (детских садов, молодежных лагерей, приютов)
- ноябрь 2015 — по церковному штату положено 10500 священников; из-за государственного ограничения на хиротонии нехватка священников — 2300 человек; 22% приходов остаются без пастырского окормления
Пышность
Любого иностранца поражают пышные богослужения, проводимые в России. В обрядах греческих церквей во всем чувствуется демократичность и простота. Все богослужения длятся максимум 1,5-2 часа, в то время как русские литургии могут длиться больше 3 часов. В Греции есть обычай вслух произносить все тайные молитвы.
Значительно отличается и порядок произнесения молитв. Такого большого количества свечей, как в российских церквях, никогда не бывает ни в одном храме Греции. Греческие хоры никогда не включают в состав женские голоса. Хотя в российских реалиях такое повсеместно практикуется.
Антропоморфизм
Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, — это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.
Правила поведения в греческих храмах
Православные греки в большинстве своем очень религиозны. Так вот, заходя в православный греческий храм, нужно заранее знать некоторые важные моменты. Во-первых, ваш внешний вид должен быть опрятным и красивым – это приветствуется в Церкви. Женщинам обязательно нужно надеть на голову платок, а на себе иметь одежду, покрывающую плечи и юбку ниже колен. Мужчинам советуется не носить в храме одежду без рукава и шорты.
Во-вторых, в храм нужно приходить заранее, чтобы при желании подать записки, помолиться возле икон и поставить свечи. Если нет возможности сделать вышеперечисленного до службы, тогда нужно сделать это после службы, но никак не во время нее, потому что в это время во всех православных храмах (не только греческих) крайне не рекомендуется ходить и разговаривать. Кроме этого, по раннему христианскому правилу, во время богослужения молящиеся мужчины располагаются в правой части храма, а женщины – в левой части лицом к алтарю.
В отличие от ситуации в церквях на Руси, в греческих храмах можно наблюдать, что верующие во время церковной службы сидят. Это связано отнюдь не с западным католическим влиянием, а с тем, что в Греции, где никогда не было больших церковных приходов (в отличие от храмов на Руси) прихожане имели возможность в некоторые моменты службы посидеть-отдохнуть, в чем нельзя обойтись без лавочек. Поэтому эта особенность церковного этикета, так сказать, традиция и укоренилась в греческом православном мире.