Церковь воскресения христова в кадашах (москва)

Повседневная жизнь храма

В храме проходят ежедневные и праздничные богослужения. Для людей, готовящихся к таинству венчания, крещения проводятся предварительные просветительские беседы.

По исторически сложившейся традиции при церкви работает общество социального служения. Основу традиции заложил первый настоятель отец Иоанн, организовавший при рабочей больнице общество благотворительной помощи и образовательные классы для детей. Социальное служение церковной общины сфокусировано на помощи медицинским учреждениям, больным, прибывающим в страдании людям.

Духовную и материальную помощь приход оказывает детскому отделению Туберкулезной больницы, Дому ребенка №7, Фонду помощи бездомным. На территории больницы №14 силами прихожан и духовенства обустроена часовня.

В церкви оказывают помощь желающим исцелиться от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам. В специализированной «Школе» работают опытные наркологи, проводятся молитвы об исцелении от недуга, оказывается психологическая помощь родственникам зависимого человека.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках открыл юридическую консультацию, предоставляющую бесплатную помощь по всем правовым вопросам. При церкви функционирует самая большая московская воскресная школа и клуб молодежи.

Программа для молодежи и взрослых прихожан интересна и многообразна:

  • паломнические туры к святым местам;
  • лекции историков и искусствоведов;
  • поэтические вечера;
  • встречи с ветеранами;
  • чаепитие;
  • киносеансы;
  • музыкальные концерты;
  • спортивные соревнования.

Храм Воскресения Христова обладает одной из лучших православных библиотек в Сокольниках, богатый фонд которой — находка для всех интересующихся духовной литературой.

Святыни храма

В советские годы в храм Воскресения, в стенах которого никогда не прекращалась божественная служба, привозили из закрывающихся церквей дорогие каждому христианину чудодейственные иконы и реликвии. На официальном сайте опубликован перечень хранимых икон и высоко чтимых святынь храма.

Среди них особое место занимают:

  • чудодейственный список в сплошном богатом окладе с Иверской иконы Пресвятой Богородицы, привезенный в Москву в 17 веке из Афонского монастыря и хранимый около 300 лет в часовне, построенной рядом с Воскресенскими воротами Китай-города;
  • исцеляющая Страстная икона Богоматери 17 века. Столетиями она хранилась в отстроенной для нее, по приказу первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича, женской Страстной обители. Монастырь упразднили и разрушили большевики в 1937 году. Чудотворный образ удалось спасти и сохранить в стенах церкви Воскресения;

  • оберегающий от болезней и бед список с Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы;
  • «Целительница», копия старинного образа Богоматери, хранимого в Грузии (наделена силой исцеления);
  • частица плата с Гроба Господня;
  • частица гроба блаженной Матроны.

В церкви хранится около 40 иконописных ликов Богородицы и более 100 частиц мощей святых мучеников и святителей.

В храме выставлены для почитания мощи:

  • Севастийских мучеников (легендарных христианских воинов);
  • святителя Иоанна Златоуста;
  • святителя Григория Богослова;
  • святителя Серафима Саровского;
  • святителя Николая и еще многих почитаемых в православии святых людей.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках — это сокровищница христианских реликвий, одно из тех мест в Москве, где можно прикоснуться к чудесным святыням необычайной силы.

Архитектурные особенности

Построена церковь на подклети и имеет в плане форму креста. Высота ее от основания до вершины главного купола составляет 34 метра. Согласно модным веяниям в архитектуре начала ХХ века, возведен храм Вознесения в Сокольниках в стиле модерн, слегка вычурном, но в то же время легком и изящном. Центральная часть комплекса увенчана шатровым восьмериком, оформленным четырьмя главками. Особое очарование этому сооружению придают элементы древнерусского стиля – кокошники под главами, арочные порталы, высокие окна. Присутствуют и устремленные ввысь элементы готики. И хотя подобный стиль именуют русским модерном, архитектурное оформление храма можно смело причислить к направлению «эклектика». Венчают храм девять луковичных куполов.

Основной же архитектурной особенностью этой церкви является то, что ее алтарная часть обращена не к востоку (так как это принято в православных культовых сооружениях), а к югу. Считается, что такую ориентацию сооружения выбрал сам протоиерей Кедров, поскольку именно в этой части света находится родина Христа и место его воскресения.

Святыни храма

В советские годы в храм Воскресения, в стенах которого никогда не прекращалась божественная служба, привозили из закрывающихся церквей дорогие каждому христианину чудодейственные иконы и реликвии. На официальном сайте опубликован перечень хранимых икон и высоко чтимых святынь храма.

Среди них особое место занимают:

  • чудодейственный список в сплошном богатом окладе с Иверской иконы Пресвятой Богородицы, привезенный в Москву в 17 веке из Афонского монастыря и хранимый около 300 лет в часовне, построенной рядом с Воскресенскими воротами Китай-города;
  • исцеляющая Страстная икона Богоматери 17 века. Столетиями она хранилась в отстроенной для нее, по приказу первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича, женской Страстной обители. Монастырь упразднили и разрушили большевики в 1937 году. Чудотворный образ удалось спасти и сохранить в стенах церкви Воскресения;

  • оберегающий от болезней и бед список с Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы;
  • «Целительница», копия старинного образа Богоматери, хранимого в Грузии (наделена силой исцеления);
  • частица плата с Гроба Господня;
  • частица гроба блаженной Матроны.

В церкви хранится около 40 иконописных ликов Богородицы и более 100 частиц мощей святых мучеников и святителей.

В храме выставлены для почитания мощи:

  • Севастийских мучеников (легендарных христианских воинов);
  • святителя Иоанна Златоуста;
  • святителя Григория Богослова;
  • святителя Серафима Саровского;
  • святителя Николая и еще многих почитаемых в православии святых людей.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках — это сокровищница христианских реликвий, одно из тех мест в Москве, где можно прикоснуться к чудесным святыням необычайной силы.

Святыни

Иверская икона Божьей Матери — главная святыня храма. Она является точной копией иконы Богоматери «Вратарница», находящейся на Афоне. Кроме этой иконы, в церкви хранятся такие святыни, как:

  • Излечивающая от тяжелейших заболеваний икона «Целительница».
  • Икона Богородицы «Боголюбская», в петровское время располагавшаяся на Варварских воротах Москвы.
  • Целебная икона Богоматери из Страстного монастыря.
  • Иконописный образ святого Пантелеймона и множество других образов, особо чтимых церковью людей.

    Богослужение в храме Воскресения Христова, Сокольники

Кроме того, в храме имеется около 40 икон, посвященных Божьей матери, а также мощи святых мучеников, среди которых Серафим Саровский и Иоанн Златоуст.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.

Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского

Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.

Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.

Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?

Храм, который не закрывался в советское время

Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.

Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.

Храм рядом с Тверской улицей

Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.

Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.

Храм Воскресения Словущего: как добраться

Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.

(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)

Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.

Архитектурные особенности

Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV веке Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.

Византийские зодчие пользовались приёмом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счёт добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения.

Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны.

  • Северный фасад

  • Св. Николай

  • Купол храма

  • Мозаичные полы

  • Витражные окна

  • Резьба по камню

Основным строительным материалом был обожженный кирпич — плинфа, — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем.

В византийских храмах интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х Евангелистов, Вознесения Христова, Покрова Божией Матери, Свят. Григория, Мученицы Татианы, Прав. Анны, Св. Алексия и Воскресения Христова. Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.

Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца XVIII века.

Храм уникален по своему расположению. Он не только возведён на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.

Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены из каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолочёнными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.

В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.

Композиции в кругах Преображение Христово и Покрова Богородицы созданы художником А. С. Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика Воскресение Христово на фасаде алтарной апсиды созданы художником А. И. Петровой в 2004 году, мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты храма воссозданы выпускниками Крымского художественного училища имени Н. С. Самокиша.

Где находится храм Воскресения Христова в Сокольниках

Столетия назад Сокольники служили местом проведения монарших охотничьих забав. С ходом времени охотничьи просторы преобразовали в парк, а чуть позже часть парковых земель была отдана под промышленную застройку. Индустриальный район составили фабричные здания, заводские цеха, дома рабочих. Нашлось место и больнице с приписанной к ней небольшой церковью.


Со временем на месте больничного культового здания был возведен просторный, великолепный храм, который сейчас является визитной карточкой муниципального столичного округа Сокольники. Красочное молитвенное сооружение на Сокольнической площади, 6, — эффектный архитектурный акцент градостроительной среды, представленной в своей основе типовыми многоэтажными зданиями.

Архитектурные особенности храма

Монументальное двухэтажное молитвенное здание, с высотой центрального купола 34 м, поднято на подклеть. Конструкция храма имеет в основании вид креста. Восьмигранный центральный объём завершается шатром с позолоченной главой. Четыре маленьких главки черного цвета венчают пристроенные по углам основного объёма башенки.

Поднятые стороны композиционного креста завершаются закомарами, заниженные угловые секции — цилиндрическими барабанами с вытянутыми луковичными главками.

Завершение из 9 куполов несет не только декоративную, но и символическую нагрузку. Культовая постройка с 9 главами передает образ небесной Церкви, в основе которой иерархическое деление на 9 чинов Ангелов и святых Божьих Угодников.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках наделен исключительной особенностью. Русские церкви всегда возводились с алтарем, ориентированным на восток. Алтарная апсида Кедровской церкви направлена на юг, в сторону Иерусалима, где прошел жизненный путь Христа, и где находится главная святыня христианского мира — Гроб Господень. Новое концептуальное решение предложил отец Иоанн.

В архитектуре здания модерн переплетается с древнерусским стилем, о чем свидетельствуют ярусы заостренных кокошников у основания шатра и барабанов, перспективные арочные порталы, обрамляющие входы и вытянутые вверх узкие окна. Красочным штрихом служит опоясывающий декор из яркой синей поливной плитки вокруг каждого барабана. С трех сторон молитвенного здания имеются торжественные входы с крыльцами. Щипцовое завершение каждого крыльца подчеркивает вертикальную устремленность здания, примиряет массивное основание с изящным верхним шатром. Северное крыльцо украшает живописное панно «Аз есть свет», восточный вход — «Воскресение Христово».

В западном крыльце обустроена звонница с 5-ю небольшими колоколами.


Звонница Храма Воскресения Христова в Сокольниках

Лепной рельеф и резные кресты на фасадах, сочетание нежного зеленого и белоснежного цвета основных поверхностей с черным и золотым акцентным колером придает зданию необычайную элегантность и утонченность. Атмосферным элементом общего образа выступает красивая старинная ограда, возведенная одновременно с храмом.

История

Первоначальная небольшая церковь, посвященная иконе Богородицы «Всех скорбящих радость», была возведена при больнице Бахрушина, построенной в 1887 году. С 1894 начал свое служение в качестве настоятеля церкви священник Иоанн (мирская фамилия — Кедров).

По его инициативе было решено возвести более просторное культовое здание, способное вместить всех молящихся при большом праздничном сборе.


В июле 1909 года, в день чествования апостолов Петра и Павла, прошла торжественная закладка церковной постройки. Здание строилось в стиле, доминирующего в те годы, «русского модерна» по проекту молодого, одаренного архитектора Павла Александровича Толстых. Бюджет строительства сформировали пожертвования москвичей.

Возведение храма завершилось к 300-летнему юбилею российского императорского дома в 1913 г. Площадь Кедровской церкви (именно так ее стали называть в народе) составила 960 кв. м. Крупнейший московский храм начала 20-го столетия способен был вместить до 3 тыс. верующих. Главный алтарь посвятили самому большому христианскому празднику, связанному с жизненным подвигом Создателя на земле, его Воскресению.

Один придел отвели под почитание иконописного образа Богородицы «Всех Скорбящих Радость», прославляемого в изначальной церкви. В другом приделе расположили престол во имя святых Петра и Павла, в торжество которых началось возведение культового здания. В нижнем этаже для таинства крещения обустроили Рождественский престол.

В советские годы молитвенному сооружению удалось выстоять, несмотря на неоднократные попытки, атеистически настроенных советских граждан уничтожить духовный центр.

В 30-х годах было много предложений по новому использованию церковного здания. Здесь планировали обустроить молодежный клуб, драматический театр, Дом офицеров. Однако нашелся в Мосгорисполкоме здравомыслящий чиновник, заявивший, что закрытие церкви невозможно. Аргументом стал тот факт, что в святом строении нашли свой приют общины из других закрытых и разоренных храмов.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках достойно пережил еще одну напасть — десятилетнее заселение (до 1944 года) в культовое здание обновленцев, которые со временем сами решили вернуться в лоно официальной церкви.

Храм Воскресения Христова после революции

В отличие от большинства московских церквей, Воскресенский храм не только не был разрушен после революции, но и остался действующим вплоть до наших дней. Закрыть его призывали часто – фабричные рабочие, медперсонал местной психиатрической клиники и т. д. Однако сокольнический Моссовет так и не решился лишить верующих последнего пристанища в районе.

В 1945 году в храме состоялся Поместный собор (первый, начиная с 1918 г.), на котором патриархом РПЦ был избран Алексий I. В мероприятии приняло участие 47 епископов, 87 священников и 38 мирян. Алексий I возглавлял РПЦ почти четверть века вплоть до своей кончины в 1970 году. В наше время храм включен в список сооружений, предложенных для взятия под охрану государством в столице.

История с чудесами

Впрочем, даже история у этого строения необычная. Она связана с большим количеством чудес – выдуманных и реальных. А еще в ней есть много удачно вложенных денег – что тоже чудо в своем роде.

Чайный король

До середины XIX века Форос был крошечной деревушкой в несколько дворов. Толчок к его развитию стало строительство рядом дороги на Севастополь. Но по-настоящему дело изменилось, когда в 1887 году имение рядом с деревенькой купил московский богач – купец А.Г. Кузнецов.

Это был очень денежный человек – Кузнецов владел крупнейшей в стране фирмой по торговле чаем. Богатство не дало ему крепкого здоровья – в Крым купец переехал не по капризу, а по настоятельному совету докторов. Однако устраиваться «в санатории» он решил с комфортом – заложил новые виноградники, выстроил богатый особняк (именуемый из-за роскоши дворцом), разбил парк (знаменитый ныне Форосский парк).

Надо отметить, что после этого у купца еще оставались свободными как деньги, так и земли в его крымских владениях. И тут вокруг него начали происходить чудеса.

Чудеса в Форосе

Поклонники форосских легенд никак не сойдутся во мнениях, кто именно из близких купцу Кузнецову людей решил однажды прокатиться по окрестностям Фороса на коляске. Претендентов трое: он сам, его дочь или некая не названная по имени пассия. Но далее сюжет всеми излагается одинаково.

Запряженные в коляску лошади понесли, что на горной дороге было особенно опасно. Коляска уже приближалась к высокому обрыву над морем, когда лошади внезапно встали, как вкопанные. Все участники приключения остались живы. А благодарный судьбе купец решил выстроить церковь на том самом месте, где остановились понесшие кони.

Однако сам А.Г. Кузнецов объяснял свое благочестивое решение иначе. Он тоже апеллировал к чуду, но к другому.

Чудо в Борках

17 октября 1888 г. Российская империя была потрясена известием о железнодорожной катастрофе. У станции Борки (ныне Змиевский район Харьковской области Украины) сошел с рельсов и свалился под откос «царский поезд» – специальный железнодорожный состав, в котором семья царя Александра III возвращалась из Крыма.

В катастрофе погиб 21 человек, было несколько десятков раненых, но императорское семейство отделалось синяками, царапинами и нелегким испугом. В «чудесном спасении» тут же увидели руку провидения.

На деле царскому семейству следовало бы благодарить за спасение своего главу. Александр III был рослым, крупным мужчиной значительной физической силы. Был он и хорошим семьянином. Царь на собственной спине несколько минут держал тяжелую крышу вагона, пока из него выбирались его жена и дети. Благодаря этому никого не задавило.

Следовало бы сказать спасибо и инженеру-путейцу С.Ю. Витте, неоднократно предупреждавшему о том, что царский поезд комплектуется с нарушением правил, а дорога под Борками опасна. Его не забыли – вскоре скромный инженер стал премьер-министром огромной империи. Но и высшие силы благодарить считали необходимым.

Стараниями императорской семьи и двора был устроен монастырь и церковь на месте катастрофы, установлены и другие памятные знаки. Но некоторые верные подданные Александра III увидели в «чудесном спасении» возможность продемонстрировать свою верность государю-императору. К их числу принадлежал и купец Кузнецов.

Престольные праздники

Торжественно отмечаются в церкви важные праздники для всех православных, связанные с жизнью Создателя на земле, и престольные храмовые праздники.

Праздничные богослужения проходят:

  • в день рождения Иисуса — господский двунадесятый праздник Рождества Христова — 7 января;
  • в «праздник праздников», установленный в честь Воскресения Создателя, — Пасху. Воскресение Христа — это центральное библейское событие, основа христианского учения. Дата торжеств исчисляется по календарю, учитывающему периодичность передвижений Луны и Солнца. Праздничные богослужения проводятся в первый воскресный день после полнолуния, происходящего не ранее 21 марта — условной даты весеннего равноденствия;
  • в день чествования образа Богородицы «Всех скорбящих Радость», наделенной чудесной силой исцеления от различных недугов, — 6 ноября;
  • в день прославления святых апостолов Петра и Павла, принявших мученическую смерть за веру во Христа, — 12 июля.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector