Церковь преподобного сергия радонежского в крапивниках

Вне утрат

– Между тем дело было сделано, и теперь каждый москвич и гость столицы может поклониться в нашем храме великой святыне, – продолжает рассказ отец Александр. – Кийский крест – это ведь самый значительный реликварий из существующих как в Восточной, так и в Западной Церквях. В него вложены частицы всех мощей, что хранились в Патриаршем дворце, в Теремной палате – в общем, находились в распоряжении русского Патриарха.

Примечательно, что частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах. Они залиты воскомастикой – это смесь воска с разными благовониями, аналогичная той, что используют при освящении престолов. Наверное, вы видели на фотографиях – в виде раскалённой массы её льют на углы престола. И вот в такую расплавленную воскомастику частицы положили, она их обволокла, а затем их просто вставили в выемки в Кресте, укрепив рядом иконки, по которым понятно, чьи это мощи. Известно, что Никон заказал иконки придворному художнику царя Алексея Михайловича и главному мастеру Оружейной палаты Богдану Салтанову, чьё настоящее имя Аствацатур, то есть «Богом данный». Это был армянин, родом из Персии. Но видно, что не только он занимался образками для Креста – они выполнены разными мастерами и в разных иконографических традициях. Например, мученик Христофор изображён в более ранней, средневековой, традиции – с головой собаки.


Частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах

– По-моему, на Кресте иконок меньше, чем триста.

– Часть мощей была вложена без образков. Кроме того, при большевиках Крест получил утраты золота, который покрывал обратную сторону – и там, возможно, тоже находились частицы мощей.

– А в целом много утрачено?

– В Кресте осталось сто частиц святых мощей, а пропало около двухсот. Утрачено и то, что находилось в перекрестии. Туда были вмонтированы свойственные семнадцатому веку святыни – молоко Божьей Матери, кожа апостола Павла и так далее.

– Обычно такие реликвии имелись у католиков. При Никоне, наверное, европейское влияние было значительным?

– Несомненно, в ту пору западные веяния какие-то были, но что касается частиц мощей – это то, что пришло в Русскую Церковь из Византии, со Святой Земли с самых первых времён её существования, то есть задолго до семнадцатого века.

Надо отметить, что Крест терпел утраты не только в советское время. Во время Крымской войны его пришлось эвакуировать с Кий-острова на Соловки. После войны, как писали в Архангельских епархиальных ведомостях, комиссия обследовала Соловецкий монастырь и описывала урон, нанесённый бомбардировкой с английских кораблей. И при осмотре иконостаса главного храма, в который был вставлен Крест, нашла в нём утраты. Может, что-то выпало при сотрясении обстреливаемого здания, может, это при перевозке произошло – подробности не сообщались.

– Лишившись двух третей заложенных в него частиц мощей, Кийский крест перестал быть самым крупным реликварием?

– Он и сейчас, по идее, самый большой у нас. А тогда просто ничего и рядом не стояло. И дело тут не только в количестве частиц мощей. У нас сейчас очень редко бывают бессистемные такие ящички с реликвиями. Всё, что есть у настоятеля или архиерея, обычно собирается в отдельные раки. Причём то, что как бы случайно оказалось под рукой. А здесь был замысел, своя иконографическая программа, которую мы до сих пор не можем понять. Не просто собранные вместе мощи, а настоящий реликварий.

– Вы говорите об очерёдности расположения частиц?

– Да, об их порядке. Расположение частиц не идёт по алфавитному порядку, не идёт по чинам тех или иных видов святости, то есть не сгруппированы отдельно преподобные, святители и так далее. Но там, несомненно, есть какой-то замысел. Многие исследователи работают над тем, чтобы его установить.

Из-под спуда

– В августе сюда, в храм Преподобного Сергия, Крест и привезли? Как странно совпало – тогда же был путч ГКЧП, после которого советская власть закончилась.

– Для меня удивительней то, что привезли именно сюда. Как уже говорил, здесь неподалёку, на Петровке, был дом, который принадлежал Никону в бытность его митрополитом Новгородским. И наш храм из всех московских храмов самый ближний к нему.

– Может, кто-то знал об этом?

– Вряд ли. Произошло следующее. В ту пору министром культуры РСФСР был Юрий Соломин, хорошо известный нам по фильму «Адъютант его превосходительства». И Юрий Мефодьевич распорядился, чтобы часть находящихся в запасниках икон и святынь была передана в храмы, подвергшиеся наибольшему разрушению. Ну а церковь Преподобного Сергия как раз входила в эту категорию – в ней же завод располагался, колокольня была разрушена, стены обезображены. И как раз храм возвращали Церкви. 30 августа его освятил Святейший Патриарх Алексий II. Первым настоятелем стал протоиерей Иоанн Экономцев, впоследствии игумен и архимандрит, известный вам по Рождественским чтениям – он их вёл многие годы. В числе клира был и известный многим протоиерей Глеб Каледа. Позже клир перешёл в Высоко-Петровский монастырь, когда верующим вернули тамошнюю церковь Преподобного Сергия Радонежского. А восстановление нашего храма продолжалось – освятили ещё один придел, во имя преподобного Серафима Саровского, восстановили колокольню, причём по фотографиям, соблюли размеры с точностью до сантиметра. Но жизнь храма началась именно в августе 91-го, когда сюда из музейных запасников привезли три святыни – иконы Феодоровской Божией Матери, Преподобного Сергия Радонежского и Кийский крест.

– А в чьих запасниках Крест хранился?

– В запасниках Исторического музея, что на Красной площади. Туда он попал с Соловков. Вообще, до революции Крест покидал Кий-остров лишь во время Крымской войны, когда его эвакуировали в Соловецкий монастырь, спасая от англичан. В начале 20-х годов, после закрытия Онежского Крестного монастыря, его снова вывезли на Соловки, но уже с другой целью – поместить в экспозицию антирелигиозного музея. О Кийском кресте писали тогда памфлеты, разного рода иронические сообщения, называли «универмагом несуществующих вещей», имея в виду мощи, в нём находящиеся, и так далее.

В 30-е годы, после упразднения СЛОНа, архипелаг попал в распоряжение ВМФ. Там расположили военно-морскую базу, школу юнг. Антирелигиозный музей морякам был ни к чему, и святыни подлежали уничтожению. Пётр Дмитриевич Барановский, великий наш реставратор, который спасал Казанский собор на Красной площади и многие другие памятники, срочно выехал на Соловки. Человек он был невиданной смелости, писал в прокуратору Союза ССР на военно-морской флот, требовал спасти иконы, облачения, утварь. В результате его усилий Кийский крест и был перевезён в Москву, в запасники музея.

Второй раз Крест подвергся опасности в конце 80-х – начале 90-х годов. Как мы полагаем, он был подготовлен к тому, чтобы его списать и даже вывезти за пределы страны. С чьей-то точки зрения, предмет был весьма «ценный», он ведь обит серебряной басмой, там было листовое золото и так далее. К счастью, хранителем другого музея, имени Андрея Рублёва, работал нынешний священник Храма Христа Спасителя отец Георгий Мартынов, который о Кийском кресте знал всё, писал о нём научные статьи

И вот он организовал целую кампанию, актуализировал тему Кийского креста в такой степени, что на неё обратил внимание министр культуры Соломин. Отсюда и его решение передать святыни из фондов в восстанавливаемые храмы

Надо сказать, что у музейных работников, в особенности у фондохранителей, есть то, что можно назвать «болезнью хранителя». Это как собака на сене. Они исходят из предпосылки, что все, кто пришёл к ним в фонды, намереваются что-нибудь украсть. Я знаю много таких. Как правило, это очень хорошие люди, но они искренне считают, что их задача – как можно меньше что-то показывать и как можно больше спрятать в темноте своих фондов. И вот когда отец Георгий, ставший к тому времени уже священником, пришёл Кийский крест забирать, то, как он мне рассказывал, фондохранитель плюнул ему в лицо. Эмоции были на пределе.

У ПОДНОЖИЯ

Высоко-Петровский монастырь для меня, пожалуй, самое родное место в Москве. Уже не один десяток лет езжу на Рождественские чтения – и здесь, в Отделе религиозного образования и катехизации, радушно встречают, выдают аккредитацию, затем здесь же проходят некоторые секции и круглые столы. В общем, на Петровке я как дома, и часто заезжал сюда просто так, не только на Чтениях. Выйдешь на станции метро «Тверская», прогуляешься по Страстному бульвару, посидишь на скамеечке, любуясь будто всплывающими в воздух из-за крепостных монастырских стен куполами таких русских церквей – Боголюбской иконы Божией Матери, Святителя Петра Московского, Преподобного Сергия Радонежского… В одном из них обязательно служба. То, что чуть дальше – за углом крепостной стены, – есть ещё один храм Преподобного Сергия, я знал, но почему-то ни разу туда не заходил. Может, отпугивало его второе именование – «в Крапивниках»? Или скорее такая была полнота, что куда уж больше святости? Но, как оказалось, именно там для меня, северянина и беломорчанина, и было наироднейшее место. Потому что в маленьком этом храме хранится самый большой в Восточной и Западной Церквях реликварий, который три столетия освящал побережье Белого моря и весь Русский Север.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм окружён с трёх сторон старинными зданиями, стены которого украшены каким-то восточным, магометанским орнаментом. Словно Константинополь, осаждаемый турками. Вхожу под церковные своды. Сразу у входа встречает высоченный Крест, который поначалу принял за Голгофский. Нет, он самый и есть – Кийский, с острова, что в Белом море.


«Сразу у входа встречает высоченный Крест – Кийский, с острова, что в Белом море»

Как повествуется, в 1639 году «в малом кораблеце с неким христианином» иеромонах Никон, будущий Патриарх Московский, плыл морем из Анзерского скита и от великого волнения морского едва не утонул, но, «уповая на силу Животворящего Креста», был спасён и прибит волнами к острову пред Онежским устьем. Вступив на гранитную твердь, он спросил: «Кий сей остров? (Чей это остров?)» Но поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо всё камень голой», то и названия даже не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовётся Кий».

В память о спасении Никон водрузил на острове Крест и спустя время попросил царя Алексея Михайловича пожаловать ему грамоту, которая бы дозволила «на том острову, идеже Никон честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырек соградить». Так появился на Белом море Крестный монастырь. В благодарность за разрешение открыть его Никон решил соорудить и подарить царю и всей царственной семье кипарисовый крест, который «украсил серебром, золотом и драгоценными камнями и внутри его положил до 300 частиц святых мощей с кровью разных святых мучеников и с частицами чтимых палестинских камней». Формально это был подарок царю, но великая святыня в Москве не осталась – вскорости Никон перевёз её в Онежский Крестный монастырь, на Кий-остров. Там, на Белом море, она и пребывала до 1930 года.

Прикладываюсь к подножию Креста. Пытаюсь разобрать церковнославянскую вязь на металлической табличке, составленную Никоном: «При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя… от честнаго древа кипариса… Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день». На Кресте множество металлических иконок святых, чьи мощи сюда вложены. Крещусь…


Икона «Кийский крест с предстоящими», написанная в 1667 г. Богданом Салтановым. Слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, Патриарх Никон. Справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична

В ожидании приезда настоятеля обхожу весь храм. Молящиеся стоят напротив двух старинных икон – Феодоровской Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского, с частицей его мощей. Преподобный благословляет двуперстием – видно, образ старообрядческого письма. Появляется настоятель. Люди выстраиваются в очередь, чтобы решить свои вопросы. Затем протоиерей Александр Абрамов идёт в придел, откуда раздаётся стук молотка – ведутся работы над новым иконостасом. Освободившись, приглашает в трапезную, под которую приходу выделены помещения в одном из «магометанских» зданий.

Подготовка взрослых ко Крещению

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания.

Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Евхаристии, а также иметь иные необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, нужно знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш») и «Богородице Дево».

Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, сквернословия, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.

Преобразования реликвии

Уникальный мощевик явился символом преемственности многовековых христианских традиций исторической Палестины. Кийский крест в Москве был дополнен рядом элементов. При этом были сохранены на двух его сторонах:

  • части дерева Креста Господня Животворящего;
  • камни, взятые с мест евангельских событий;
  • части святых мощей русских и восточнохристианских святых.

Реликвию «обложили» серебром, слюдой, оставив изображения христианских праздников. В Кийском кресте в Крапивниках остались врезанные в вертикальное дерево шесть четырехконечных распятий, размер которых 10,5 на 7,5 на 0,7 см. Сейчас один из них утрачен. Они украшены миниатюрной резьбой с расположенными на ней клеймами с праздниками и евангелистами.

Сегодня святыни, вложенные в Радонежский Кийский крест, обрамляют 16 серебряных восьмиконечных звезд, закрытых 104 пластинами из серебра. На них сделана гравировка, изображающая по пояс тех святых, мощи которых размещены прямо под ними в ковчегах прямоугольной формы.

Эти образы исполнили русские мастера, основываясь на иконописных подлинниках. Под нижней перекладиной размещена серебряная с позолотой пластина прямоугольной формы. Ее размеры 25,5 на 18,3 см.

На торцах и по периметру мощевик имеет геометрический орнамент, покрытый серебряной басмой. Нужно отметить, что художественная программа Никонова креста является уникальной. Она не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

В чем помогает Кийский крест

В Москве можно прийти на поклонение к животворящему кресту. Как писал патриарх Никон, тому, кто делает с верой, силой этой святой реликвии будет дана благодать. То есть на этого человека снизойдет милость и доброта Бога, которые изменят его сердце, приблизит их ко Всевышнему. А также, по словам Никона, молитва перед этим мощевиком поможет тем, кто собирается совершить путешествие по святым местам в Иерусалим, Христос будет присматривать за ними.

Как учат христианские богословы, поклонение Кийскому Кресту помогает исцелить различные недуги. А также к его помощи стоит прибегать, когда в жизни человека случаются тяжелые ситуации. Например, это может быть уход из жизни близкого человека, распад семьи, неприятности, касающиеся детей, конфликт с начальством. Поклонение реликвии даст обращающемуся к ней просветление ума, поддержку, восстановление и духовных, и физических сил.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — январь 2010 года.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Церковь преподобного Сергия Радонежского, что в Крапивниках. В храме находится Кийский крест с частицами мощей более чем 300 святых, сделанный по благословлению патриарха Никона в память избавления от бури (изготовлен в размер Креста Господня из кипариса, привезенного из Иерусалима). Был установлен на Кий-острове, в Крестном монастыре. Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Неподалеку от храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, на пересечении Бульварного кольца и Цветного бульвара, расположена многометровая стела со скульптурой Георгия Победоносца — «Памятник погибшим милиционерам». Надпись на стеле: «Благодарная Россия солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга». Москва, стела со скульптурой Георгия Победоносца.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Храм преподобного Сергия Радонежского (Фергана)
  • Храм Преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе

Смотреть что такое «Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках» в других словарях:

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — Православный храм Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Церковь в апреле 2007 … Википедия

Сретенское благочиние — Сретенский благочиннический округ … Википедия

Кийский крест — Кийский крест мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского (Кийского) Крестного монастыря … Википедия

Сергий Радонежский — Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века Имя в миру: Варфоломей Рождение … Википедия

Список храмов, упразднённых советской властью — Снос Храма Христа Спасителя в Москв … Википедия

ГРИГОРИЙ ДЕКАПОЛИТ — прп. (пам. 20 нояб.). По источникам невозможно установить точную дату рождения. Предположительно указываются середина VIII в. (Р. Жанен), 762 г. (Ц. Бароний), но наиболее вероятны 80 90 е гг. VIII в. (Ф. Дворник). Точный год смерти также… … Православная энциклопедия

История установления Таинства

В Ветхом Завете. История Ветхозаветной Церкви знает установление о водном крещении с послемаккавейского периода (начавшегося с римского завоевания Иудеи в 63 г. до н. э.). Оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение приступающего к нему человека. Этим крещением Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему в Вифаваре при Иордане (Ин. 1:28). Когда иудеи прислали к Иоанну священников и левитов из Иерусалима, они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? (Ин. 1:25). Этот вопрос косвенно говорит о большом значении, которое придавалось иудеями водному крещению. Иисус Христос, приняв это крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3:15), тем самым освятил его. Прообразы крещения видны и в ритуальных омовениях (Лев. 14:8, 15:5), которые в ветхозаветных пророчествах символизируют очищение от грехов.

В Новом Завете. Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19–20). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Ин. 3:5–7).

Перед Кийским крестом читаются молитвы и песнопения

Перед Кийским крестом читается тропарь и кондак во время его празднования.

Тропарь, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Также перед крестом читается молитва святейшего Патриарха Никона:

О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа.

Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся.

О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрои, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию.

Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

В житие патриарха Никона есть обращение к царю Алексею Михайловичу

В житие патриарха Никона мы видим такую надпись, которую он написал царю Алексею Михайловичу в 1656 году:

В этом послании мы видим, речь идет об устроении на острове Крестного монастыря. Это мы можем видеть из содержания текста.


Патриарх Никон сам лично писал обращение к царю Алексею Михайловичу. Фото: 3.bp.blogspot.com

Далее патриарх Никон, сообщает о Кийском кресте, который он решил послать на остров:

Никон пишет, что данный крест изготовлен из честного древа кипариса. И привезен он из Палестины. По размерам он как крест, на котором был распят Иисус Христос ради спасения человечества. В него была помещена часть древа креста Господня. А также туда были помещены мощи святителей и мучеников. Патриарх пишет о том, что крест в Крапивниках будет спасать весь христианский род. Тем, кто будет к нему приходить и просить помощи, тот получит благодать.

Путешествие на остров

Первоначально из Палестины крест был привезен в Москву. Там его освятили 01.08.1656 г., о чем в нижней его части и была сделана памятная надпись. Царь Алексей Михайлович распорядился отправить его в 1657 г. на Кий-остров с большими почестями.

Его сопровождали представители духовенства и рота драгунов. Она была вооружена самым серьезным образом. Это были 108 больших и малых чугунных пушек, ядра, бердыши, солидный запас пороха. При этом они громко стучали в барабаны, отбивая торжественный марш.

Там, где совершались остановки на ночлег, делались и освещались копии. Одна из них хранилась в городе Онеге, в церкви Воскрешения Лазаря. Сейчас она находится в Троицком соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector