Храм косьмы и дамиана в шубине: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Вход в Церковь Троицы на Воробьёвых горах Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I. Село принадлежало потомкам московского боярина Юрия Воробьёва, который в 1352 году был отправлен великим князем Симеоном Гордым в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия, боярскому роду Воробьёвых, по имени которых и было названо село (см. также здесь).

Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.

К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле ампир — позднего классицизма по проекту архитектора А. Л. Витберга: четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858 — 61 годах и в 1898 году.

В советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1935 году в Ленинские горы

). По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города — проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

В 1964 и 1971 годах в церкви проводился внешний, в 1971—72 годах — внутренний ремонт.

Президент РФ В. В. Путин в храме на Воробьёвых горах в 2000 году

Церковь неоднократно посещал Владимир Путин: в 2000 году, находясь в должности исполняющего обязанности Президента России он посетил храм во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году — на панихиде по погибшим в теракте в Домодедове, а в сентябре 2014 года поставил свечку «за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве согласно Постановлению Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 и приказу Росохранкультуры от 28.12.2010 N 472.

На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 17.10.2016 № 29876 здание храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах передано в собственность Русской Православной Церкви.

Святыни обители

Главная ценность любого православного храма – возможность принять участие в Божественной литургии. В Космодамианскую церковь спешат прихожане и паломники, чтобы поклониться хранящимся здесь святыням. Их в храме несколько:

  • образ Иисуса Христа, исцелившего расслабленного;
  • икона и св. мощи святых бессребреников Косьмы и Дамиана;
  • мощи св. муч. Вонифатия;
  • мощи свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого);
  • образ св. Николая Чудотворца.

Примечательно, что в храме покоятся мощи святых, обладающих даром от Господа исцелять болящих. А к мученику Вонифатию прибегают за помощью в исцелении от недуга пьянства. Интересно, что память этого святого празднуется 1 января по новому стилю – как раз во время массового празднования Нового года в дни Рождественского поста.


Икона свт. Николая Чудотворца


Икона Спасителя, исцелившего расслабленного


Икона с частицей мощей мч. Вонифатия

Покровский Ставропигиальный Женский Монастырь

(м. Таганская, м. Марксистская, м. Крестьянская застава, м. Пролетарская)

Главной святыней Покровской обители являются мощи святой блаженной Матроны Московской – к святой матушке ежедневно приезжает множество людей попросить о помощи и заступничестве. Блаженная Матрона Московская помогает в самых различных нуждах: и в семейных обстоятельствах, и в сложностях с работой, и в духовных вопросах, и в рождении детей, и конечно, святая слышит просьбы о исцелении. Случаев ее благодатной помощи такое великое множество, что сейчас издаются книги о чудотворениях святой старицы. Святая совершала чудеса еще при жизни, но и после смерти многие верующие получают по ее молитвам помощь и утешение. Также в обители есть чудотворная икона святой блаженной Матроны Московской, к которой всегда стоит большая очередь из молящихся. Еще в монастыре хранится икона Божией Матери «Взыскание погибших», которая была написана по повелению самой святой Матроны при ее жизни. В обители можно приобрести масло и косынки, освященные на мощах блаженной старицы, подать записки и заказать поминовения, а в часовне набрать святой воды. Желающим приехать поклониться святой Матроне нужно учесть, что обычно уже с утра в обители много паломников, из которых образуются две длинные очереди: одна – к мощам святой, другая – к ее чудотворной иконе (икона находится на улице). Лучше надеть удобную обувь, чтобы стоять в очереди было проще. Подать записки можно в том же храме, где почивают святые мощи блаженной Матроны. Икона Божией Матери «Взыскание погибших» хранится в этом же храме. 

Адрес Покровского монастыря: г. Москва, ул. Таганская д.58

Монастырь открыт каждый день: с понедельника по субботу с 7:00 до 20:00, в воскресенье с 6:00 до 20:00

Схема прохода от метро к Покровскому женскому монастырю г. Москвы

Престольные праздники

В храме освящено три престола:

  1. Главный – в честь Спасителя, Исцелителя расслабленного. Празднование совершается в Неделю о расслабленном, когда вспоминается, как Господь исцелил расслабленного у Овчей купели. Об этом повествует Евангелие. Дата праздника переходящая и выпадает на четвертое воскресенье после Пасхи.
  2. Северный – свв. Косьмы и Дамиана Асийских. Память чудотворцев чтится 14 ноября.
  3. Южный – в честь свт. Николая Чудотворца. Празднование совершается дважды в год: 19 декабря и 22 мая в день перенесения мощей святителя.

На престольный праздник в храм стекается не только община, но и множество паломников. Богослужения совершаются особенно торжественно, при сослужении многих священников из других храмов.

Полезная информация


Богослужения в храме совершаются ежедневно

Возвращение в лоно Церкви и современное состояние

Начатая в конце 70-х годов 20 столетия реставрация внутренней отделки церкви святых бессребреников Космы и Дамиана была завершена в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил богослужение в обновленном храме, который возглавил отец Александр (Борисов).

Интересно! 14 июля православный мир отмечает день памяти святых Космы и Дамиана. В этот день в 1991 году совершается молебен с освящением воды и крестным ходом при участии благочинного протоиерея Владимира Дивакова, священника Александра и представителей духовенства соседних церквей.

Первая торжественная Литургия была отслужена 19 декабря 1991 года в честь Николая Угодника в небольшой комнатушке, в это время в храме продолжала свою работу типография.

В конце осени 1992 года типография переезжает в другое место, Северный придел освящается заново и начинается постепенное оживление церковной жизни.

Бригадой реставраторов начинается интенсивное восстановление стен, очистка их от краски, свет увидели древние росписи:

  • Поклонение кресту;
  • Вход в Иерусалим;
  • Снятие с Креста.

Были восстановлены картины с изображением святителей и митрополитов, а также обнаружен чудотворный образ «Благовещения», Валентин Коновалов возглавил группу художников по созданию нового иконостаса.

Патриарх Московский Алексий Второй благословил возвращение в Церковь иконы святителей Космы и Дамиана, которая с 1929 года хранилась в церкви Воскресения Словущего.

В 1998 году на Пасху с новой звонницы «запели» колокола, а 14 ноября 2000 года в храме Космы и Дамиана звучала Божественная Литургия, которую совершил Патриарх Алексий Второй.


Богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине

Во время богослужения состоялось возведение в сан протоиерея отца Александра и освящение святого образа, хранящего мощи блаженной Матронушки Московской.

Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке

(м. Китай-Город)

Неподалеку от храма святого благоверного князя Владимира в Старых Садех расположен храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, что на Маросейке. От одного до другого храма можно дойти пешком за 10-15 минут.  Современный храм святых Косьмы и Дамиана был построен в 1793 году, однако на этом месте и ранее стояла церковь. Кем и когда она была построена доподлинно неизвестно. Однако упоминания о ней есть еще в XVII веке, из них можно видеть, что церковь была каменная, одноэтажная и имела два престола: главный – в честь святителя Николая Чудотворца, и придельный – в честь святых Косьмы и Дамиана.  К концу XVII века эта церковь обветшала, поэтому на ее месте в 1793 году возвели новый храм, главный престол которого был освящен в честь Спасителя, исцелившего расслабленного. Придельный престол был освящен в честь святых Косьмы и Дамиана. По главному престолу храм иногда назывался Спасским, хотя наименование «Косьмодамиановский» тоже закрепилось за храмом.

Прихожанином этого храма был известный русский поэт Ф.И. Тютчев, неоднократно здесь бывал и Ф.М. Достоевский.

Храм был закрыт в советское время с 1930 года. В 1993 году он был возвращен верующим и стал восстанавливаться. Сейчас храм живет полноценной духовной жизнью: здесь регулярно проходят богослужения, действует воскресная школа и Культурно-просветительский центр во имя свт. Иоанна Златоуста.

Главными святынями храма являются чудотворный образ Спасителя, исцеляющего расслабленного, и икона святых бессребреников Косьмы и Дамиана с частицей их мощей. Также в храме имеется образ святителя Луки Крымского с частицей мощей.

По средам в 17:30 в храме служится водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым чудотворцам Косьме и Дамиану.

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00, по воскресеньям до 17:00.

Адрес храма: г. Москва, ул. Маросейка, д. 14/2, строение 3

Литература[ | ]

  • Иконников А. В. Каменная летопись Москвы. — М., 1978. — С. 209—210.
  • Никольский А. В. Историческое описание Московской Космодамианской на Покровке церкви. — М., 1888 (оттиск из: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1888).
  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. — Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — М., 1994. — С. 138—140.
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М., 1989. — С. 297—298.
  • Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — М., 1980. — С. 29.
  • Романский Н. Краткая история московской Космодамианской, на Покровке, церкви и её памятники. — М., 1895. — 8 с.
  • Сытин П. В. Откуда произошли названия улиц Москвы. — М., 1959. — С. 288.
  • Федосюк Ю. А. Лучи от Кремля. — М., 1978. — С. 245.
  • Церковная археология Москвы: Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек / Под общ. ред. д-ра искусствоведения А. Л. Баталова; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобр. искусств РАХ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. — М.: Лингва-Ф, 2006. — 560 с. — ISBN 5-91150-014-0.[страница не указана 405 дней ]

Архитектурные особенности храма

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве представляет собой одноглавое здание, к которому с обеих сторон примыкают 2 симметричных придела чуть меньшего размера. Он не расписан снаружи, сохраняя свой красно-белый облик, и контраст стен с цоколем и декорированием создает особый ажурный ансамбль.

Это памятник «годуновского стиля», один из немногих сохранившихся на данный момент, их число изначально было невелико. Этот стиль имеет античные черты и характерные для того времени приемы архитектуры Западной Европы.

Изначально храм имел сходный внешний вид с собором Василия Блаженного: в храме имеется подклет и принципиально похожее соединение боковых приделов. Окна собора сейчас имеют измененный вид. После реставрации в XVII веке узкие окна были растесаны.

На момент постройки храм состоял из 3-х церквей, стоящих вплотную. Каждая имела отдельный вход, а объединялись они с помощью гульбища, галереи по внешнему периметру здания поверх подклетных перекрытий. Над гульбищем была устроена общая звонница.

Постепенно, в процессе реставрации, гульбище заменилось на паперть с небольшими окнами, колокольня была перенесена на отдельное здание, которое спустя некоторое время было объединено с храмом построенной трапезной. Вид колокольни отличается от заявленного в проекте, в процессе строительства она была изменена: части желаемого декора убрались, а за счет этого колокольня стала выше и легче.

Внешние стены храма богато украшены лопатками, карнизами, и сложной подкупольной огранкой вместе с рядами кокошников и причудливых форм, характерных для русского зодчества. Изменения и попытки реконструкции не всегда были удачными. Так, к 1846 г. купольные кокошники были спрятаны под простую кровлю, что упростило и достаточно сильно обеднило внешний вид.

В 1960-х при реконструкции были проведены работы по восстановлению внутренней росписи внутри трапезной, этим занялся иконописец Г. Дробот. Завершить работу полностью не удалось, но некоторые образцы фресок остались. Через 30 лет трапезная была расписана полностью, теперь под руководством художника П. Аносова.

Внутри храма приделы соединяют арки. Именно здесь располагались и порталы, которые вернуть не удалось. Полная современная реконструкция храма произошла в 2002 г., тогда же храму воссоздали внешний облик и вернули на кокошники воссозданные керамические блюда, которыми был украшен храм изначально.

В 2005 г. был предложен новый проект по оформлению архитектурного ансамбля. Так, на территории был достроен дом для церковного притча и мансарда. Достроены помещения крестилен. Вся территория храма огорожена и признана объектом культурного наследия.

История[ | ]

Фотография Николая Найдёнова. 1883 год Главный иконостас. Фото начала XX века. ГНИМА Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах. Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.

Существующая церковь выстроена по проекту Матвея Казакова в 1791—1793 годах на месте древней обветшавшей церкви. Отделка закончена к 1803 году. Строительство велось на средства М. Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (Маросейка, 17).

Церковь Космы и Дамиана, основательно отремонтированная прихожанами в 1893 году, была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановление снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры.

Внутри церкви был устроен склад, а перед ним — пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950—1960-х годах внутри размещалась макетная мастерская; в 1965 году — клуб автомототуристов. В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.

В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда — по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.

В 1992 году церковь временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества, однако уже через год она была возвращена Русской православной церкви. Постепенно были разобраны перекрытия советского времени и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас, и восстановлены иконостасы приделов.

В 1892–1901 годах в церкви служил священник Николай Романский.

Храм сегодня

Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:

  • в воскресные дни Литургия начинается с 9:00, а с 8:00 служат молебен избранным святым;
  • в среду с 8:00 можно посетить утреню, затем — часы и Литургию, в 17:00 — вечерня с водосвятным молебном и акафистом святым Косме и Дамиану;
  • в четверг утренние службы начинаются так же, как и в среду, а вечером с 18:00 на водосвятном молебне читают акафист мученику Вонифатию
  • по пятницам Литургии нет, но с 17:30 проходит водосвятный молебен свт. Иоанну Златоусту, читают акафист иконе Божией Матери «Знамение»;
  • в субботу утром с 8:00 утреня, затем — часы, Литургия и панихида; в 17:00 начинается всенощное бдение.

    Интерьер храма Космы и Дамиана на Маросейке

В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

История храма на Воробьевых горах начинается с 50 годов 15 века

Храм на Воробьевых горах связан с историей довольно древнего села Воробьево. Известен стал в летописях с 50 годов 15 века, когда его купила супруга великого князя Василия первого — Софья Витовтовна.


Софья Витовтовна — российская княгиня, жена князя московского Василия I. Единственная дочь великого князя литовского Витовта Кейстутовича. Именно она согласно древним летописям купила храм на Воробьевых горах

Село Воробьево принадлежало московскому боярину Юрию Воробьеву, которого в 1351 году отправили для утверждения на московскую митрополичью кафедру. По имени рода Воробьевых и было названо это село.

В упоминаниях самого Юрия Воробьева, он говорил о том, что когда он прибыл туда, там уже стоял православный храм. Церковь Троицы упоминается лишь в 1644 году как очень древняя церковь в селе.

Но многие утверждают, что до этого храма, в селе стояло еще 2 — 3 дворцовые церкви. Но они впоследствии были разобраны, и взамен этих построили единый Троицкий храм с несколькими приделами.

К концу 1790 года, храм сильно обветшал, и по приказу Екатерины Великой храм разобрали.

Другой храм, который мы видим сейчас, начали строить в 1811 году в стиле позднего классицизма. Архитектором создания храма стал А. Л. Витберг.


Александр Лаврентьевич Витберг — российский художник и архитектор шведского происхождения, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве. Он был архитектором храма на Воробьевых горах

Храм был построен в четырехугольном плане с порталами, украшенными колоннами, однокупольный. Рядом построили двухъярусную колокольню.

В этом храме в 1812 году молился сам Михаил Илларионович Кутузов.

Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, государственный деятель и дипломат.


В 1812 году молился в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

После наполеоновского нашествия здание храма уцелело. Строительство храма завершили в 1813 году. Дважды храм обновляли — в 1858 году и в 1898 году.

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.


Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.

Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве — уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.


Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел — святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.


Храмовая икона святых Космы и Дамиана

Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

Наставники

Петр Ильин, который известен, как епископ Иларий, служил здесь с 14 года XX столетия и до очередного приостановления деятельности моленной. В то время старостой был Илья Комов. Чтение молитв продолжилось в 1991 году, настоятелем выбрали Александра Борисова, позже его в 2000 году возвели в сан протоиерея.

Последующие 4 года службы и литургии проводил Лапшин Владимир. На сегодняшний день он настоятель в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно, с 1993 года, литургию проводил Георгий Чистяков. Он скончался в 2007. Каждый, кто являлся настоятелем в храме, окончил Духовную семинарию в Москве или Смоленске.

Настоятели и служители Сан Годы службы Полезная информация
Петр Ильин отец С 1914 г – до закрытия храма в 1929 г Имел сан архиепископа Чувашии и Чебоксар.
Александр Борисов протоиерей С 1991 г Закончил пединститут имени Ленина, кандидат биологических наук, кандидат богословия
Георгий Чистяков священник С 1992 г Некоторое время проводил службы в моленной Покрова Пресвятой Богородицы при отделении детской больницы. Кандидат исторических наук, окончил МГУ.
Александр Кузин протоиерей С 15.02.2000 г Закончил авиационный институт Москвы.
Иоанн Власов протоиерей Окончил Духовную Семинарию.
Петр Коломейцев священник С 1.02.2012 Получил диплом столичного архитектурного института.
Иоанн иеромонах С 2014 Уроженец Италии, закончил ВУЗ в Женеве, итальянский университет лингвистического направления, Международный институт во Флоренции, общецерковную аспирантуру и докторантуру имени Кирилла и Мифодия.
Сергий Булычев диакон Духовная Семинария
Александр Константинов диакон Духовная Семинария Смоленска

Приходская жизнь

Приход ведет богатую жизнь, не ограничиваясь участием в богослужениях. На базе храма функционируют:

  1. Историко-культурный просветительский центр. Здесь организовываются кинолектории, проводятся различные встречи, интересные лекции. Кроме просветительской деятельности, центр устраивает музыкальные вечера.
  2. Группа «Открытие веры». Направление деятельности группы – катехизис. Она полезна для людей, собирающихся принять православие и приступить к Крещению, а также для воцерковленных людей, готовящихся стать крестными родителями.
  3. Воскресная школа. Занятия охватывают детей с 1, 5-летнего возраста. Малыши занимаются прикладным творчеством, играют, принимают участие в общей молитве. Дети постарше во время летних каникул не покидают приходскую семью – для них устраиваются походы на байдарках.

Кроме этого, на базе церкви проводится изучение Евангелия. Действующая социальная служба осуществляет посильную помощь нуждающимся.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.


Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Внутреннее убранство и Святыни храма

За период существования храма, внутреннее убранство не раз теряло свои ценности, и столько же раз возрождалось. К началу становления советской власти полностью утратило свои святыни.

Но, с 1993 года, со времени восстановления богослужений, внутренний интерьер постепенно реставрировался, реконструировались детали утраченного убранства, возродили святыни, центральный иконостас, общий интерьер приделов.

Главный алтарь храма на Маросейке, расположенный в центральном здании, посвящен чуду исцеления Христом расслабленного, когда через 38 лет парализованный больной был поставлен богом на ноги. В центре алтаря находится икона, изображающая момент исцеления.

Молитва перед иконой прощает прихожанину грехи его, помогает возвратить здоровье, открывая истинную веру божию. Очищает душу от лукавства и неверия. Алтарь, как и остальные приделы церкви, оформлены в строгом, сдержанном стиле, украшен деревянными фресками.

Рядом располагается икона мученика Ванифатия с частицами его мощей, где совершается молебен по исцелению больных от зависимого недуга. Молитвой у иконы, и почитанием святых мощей, прихожане замаливают грехи свои. Истинно верующие в исцеление души, болящие получают исцеление и благодатное воздействие добродетели.

Интерьер правого придела посвящен иконе XVI века святителя Чудотворца Николая.

Молитвой святого Николая, прихожане просят его о помощи в любой ситуации, в надежде, что будут услышаны и обретут спокойствие.

В левой пристройке церкви проводится молебен ликам святых чудотворцев Косме и Дамиану.

Многие прихожане получили благодать и исцеление, почитая и молясь перед святыми иконами, прикладываясь к частичкам из мощей.

Сегодня внутренние помещения впечатляют своей красочностью и обилием святых икон: архангела Михаила, мученика Вонифатия, почитаемая икона всех святых в земле Российской Просиявших.

Строгие арочные проемы отделяют центральную, арочную часть от боковых приделов. В церкви всегда стоит умиротворяющее спокойствие. Из окон на иконы проливается приятный свет, освещая святыни, увешанные по стенам, благодатью Божьей, миром и спокойствием. Настоятель церкви — протоиерей Бородин Феодор. Служащие храма: протоиерей — Буерин Валерий и иерей — Чураков Сергей.

Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах

(м. Китай-Город)

Прямо напротив Иоанно-Предтеченского монастыря, на пригорке, расположен удивительный белокаменный древний храм, освященный в честь святого равноапостольного князя Владимира. Храм этот небольшой, но очень красивый. «Старые сады» – древнее название этой местности, так как уже в XIV-XV веках на южном склоне холма стали разводить сады. Возведение здесь первой церкви в честь святого Владимира относится примерно ко времени между 1407 и 1417 годам, тогда скорее всего она была деревянной. В XVI веке вместо деревянного был возведен каменный храм. В советские годы Владимирскую церковь не миновала участь многих православных святынь: в 1937 году ее стали разбирать, но не закончили. До 70-х годов XX века храм стоял лишенный глав и внутреннего убранства, пока к олимпиаде 1980 года не началось его медленное восстановление. Освящение храма св. равноапостольного князя Владимира и первая служба в нем состоялись 24 мая 1991 года в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

В этом замечательном храме, где много столетий возносятся молитвы к Богу, есть чудотворная икона Божией Матери «Целительница». Она украшена многими драгоценностями, которые приносят верующие в знак благодарности пресвятой Богородице за Ее благодатную помощь и врачевания.

Храм святого князя Владимира в Старых Садех до разрушения.

Образ Пресвятой Богородицы «Целительница» связан с исцелением одного церковнослужителя Викентия Бульвенинского. Этот человек имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из нее приклонять колени перед иконой Божией Матери и кратко молиться Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!». Но однажды он сильно заболел: страшные боли доводили его до беспамятства, а язык почернел. Как-то придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву Пресвятой Богородице и тотчас увидел возле своего изголовья Ангела, который вместе с ним молился Божией Матери, прося исцелить больного. После окончания молитвы в необычайном свете явилась Сама Пресвятая Богородица и исцелила Викентия. Почувствовав себя совсем здоровым, он поднялся с постели и направился в церковь, где встал петь на клиросе, чем привел всех в великое изумление. Это чудо послужило поводом к написанию иконы Божией Матери «Целительница», которая с тех пор стала украшением многих больничных часовен и храмов.

В храме святого князя Владимира перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Целительница» служатся молебны, записки на которые можно подать в любой день.

История создания храма

С XVII века отсчитывается историческое начало храма. Участок, занимаемый одноэтажной церковью, принадлежал Московской епархии. Церковь состояла их 2-x престолов, в одном из которых собирались прихожане на сотворение молебен во имя братьев, святых Дамиана и Космы, Ассийских бессребреников.

В дальнейшем времени не раз проходило разрушение и возрождение постройки. Были разные названия одной и той же церкви, но придел братьев Дамиана и Космы навсегда оставался неизменным.

Так к концу XVII столетия, благодаря личным средствам горожанки княжны Е.А. Куракиной, на одноэтажной церкви водрузили верхний ярус, украшенный иконой Матери Божьей Казанской. Таким образом, у храма зародилось новое название — Казанский. Содержание церкви целиком легли на плечи княгини, вместе с жалованием его служителям.

В период 70-х годов XVIII века состоялась передача храма во владения Космодамианского притча. Сильно обветшавшую церковь объединили в одну. По просьбе прихожан, под руководством жившего напротив подполковника Хлебникова М.Р., подали петицию митрополиту Платону для застройки нового храма, как взамен прежней, разрушающейся церкви. Предъявление было одобрено.

Началось поднятие нового здания храма во имя Спасителя и Исцелившего расслабленного, используя пожертвования, собранные прихожанами и личные средства подполковника. За активное содействие в строительстве, Хлебников получил Храмозащитную грамоту.


Иконостас Храма Косьмы и Дамиана. Фото начала 20 века

Интересно то, что название выстроенного храма осталось Космодамианский, хотя по главному престолу иногда его называли и Спасским. Храм Космы и Дамиана на Мароссейке был построен в основном на пожертвования прихожан, во главе которых стоял Хлебников М.Р. Строительство длилось 12 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector