Характеристика николая ставрогина

Краткое содержание романа «Бесы»

Произведение отличается довольно внушительным объемом, так как в нем описываются события, происходящие на протяжении длительного времени. Для понимания смысла романа Достоевского «Бесы» нужно сначала кратко разобрать суть повествования.

Характеристика главных героев:

  1. Ставрогина Варвара Петровна – высокомерная, властная женщина.
  2. Ставрогин Николай Всеволодович – сын Варвары Петровны, привлекательный молодой человек, получивший хорошее образование, любимец дам.
  3. Верховенский Степан Трофимович – добродушный, слабохарактерный, но достаточно проницательный человек.
  4. Верховенский Петр Степанович – сын Степана Верховенского – хитрый, опасный интриган, руководитель тайного общества.
  5. Кириллов Алексей Нилыч – автор теории самоубийства, как высшей формы проявления воли мыслящего человека.
  6. Шатов Иван Павлович – бывший член революционной ячейки, разочаровавшийся в идеях социализма.

Место действия – губернский городок, где собралась группа либерально-настроенной молодежи под предводительством Петра Верховенского. Целью Верховенского является создание революционной группы для разжигания мятежных настроений в народе. Приехавший в город Николай Ставрогин оказывается вовлеченным в тайное общество.

Бурная деятельность Петра приводит к тому, что город начинает лихорадить: легкомысленно настроенная молодежь забавляется, издеваясь над новобрачными и оскверняя иконы. Из-за бушующих вокруг пожаров разрастаются слухи о поджогах, в разных местах появляются листовки с призывом к бунту, недовольные закрытием фабрики рабочие собираются бастовать.

В описанном автором хаосе, внесенном террористами в маленький городок, раскрывается основной смысл произведения «Бесы».

После того, как один из членов ячейки – Иван Шатов решает покинуть революционную организацию, Верховенский призывает единомышленников к убийству бывшего студента якобы за донос.

После убийства Шатова, Кириллов, согласно предварительной договоренности с Верховенским, оставляет записку, где берет на себя вину за чужую кровь. Но это не спасает остальных членов организации от ареста. На свободе остается лишь Петр, сбежавший за границу. Ставрогин, не выдержавший груза вины, кончает жизнь самоубийством.

Характеристика личности[]

Николай Всеволодович — типичный «папенькин сынок», мажор. От безделья и праздности он начинает кутить. Также свою пагубную роль сыграло неправильное воспитание, данное ему Степаном Трофимовичем, по сути ставшем ему отчимом, но так никогда и не доросшим до образчика мужского поведения для маленького Николя. Таким образом, все детство и юность Николая Всеволодовича прошли в преимущественно женской среде, где его холили и лелеяли. Немногочисленные же мужчины (тот же Степан Верховенский) не проявляли традиционно мужских качеств. Что в совокупности с твёрдохарактерной, но робевшей перед единственным своим сыном матерью вылилось в значительный перекос в характере Николая Всеволодовича.

К моменту наступления совершеннолетия он представлял собой довольно слабохарактерного (внешне) и чувственного мальчика. После поступления в лицей характер его радикально изменился. Возможно, сказались порядки, имевшие место в среде лицеистов. Как бы то ни было, но в лицее «скромненький» Николя раскрылся, раскрепостился. Он стал шалить, и притом сумел заработать себе уважение среди сверстников. Что доказывает силу его характера и способность к приспособлению.

Затем всё это лишь усугубилось с поступлением в армию, в гвардейский полк, где он вёл разгульный, развратный образ жизни. Что в конечном счёте вылилось в разжалование в простые солдаты.

Так Николай Ставрогин впервые на практике довёл себя до состояния практически полного уничтожения. В дальнейшем он так никогда и не смог найти для себя достойной цели в жизни. Он искал эту цель в преступлении нравственных и моральных устоев, таким образом, давая самому себе вызов. И всегда выходил победителем. В его «послужном списке» были многие деяния: убийства на дуэли, отравление, всевозможные подлости в отношении как мужчин, так и женщин, в главе «У Тихона» он рассказывает, как развратил маленькую девочку; после он женился на душевнобольной женщине, а затем и вовсе покончил жизнь самоубийством. Всё это показывает душу мечущуюся и заблудшую.

Как характеризует его архиерей Тихон (глава «У Тихона»):

«великая праздная сила, ушедшая нарочито в мерзость».

Предисловие

Эта нереальная книга основана на реальных событиях, которые происходили с ее героями. Как это ни парадоксально, ее герои тоже реальные люди, которых не существует в реальной жизни. Все герои – образы собирательные, их прототипами послужили действительно живущие в наше время бывшие или работающие модели, фотографы, прочие труженики эротического поприща, сам автор этой книги и просто жители планеты Земля.

Мистические события, описанные здесь, почти все взяты из реальной жизни. Свидетелем и участником некоторых стал сам автор, другие записаны с рассказов очевидцев или участников. Некоторые, совсем чуть-чуть, были приукрашены и дополнены «больным» воображением автора.

Несмотря на полубиографическое содержание, эта книга является все же произведением художественным. Поэтому не надо относиться к ней как к мемуарам или эзотерическому пособию для изгнания демонов, это просто – «Бесы».

Книга родилась не сразу. Имея некоторый юношеский опыт в написании стихов и являясь скорее натурой творческой, автор долго вынашивал в себе некую идею, которая требовала реализации. Несколько лет эта идея созревала в недрах его души или тела. Хотелось обнародовать то ли свои философские взгляды на жизнь, то ли написать некий «ужастик», то ли рассказать о том, что происходит на съемочных площадках «горячего» фото-видео и скрыто от взглядов любителей и противников данного жанра. В конце концов из всего вынашиваемого образовался «компот», который в одну прекрасную ночь попер из автора, и он начал все это записывать, понимая, что прибавилось одной заботой больше (книгу за ночь не напишешь). И вот оно! Родилось – добрый автор с радостью выливает все это на голову тем, кому посчастливится прочесть сие «произведение».

P. S.

Все герои книги являются образами собирательными. Посему, если кто-то вдруг с перепугу или под влиянием произведения узнает себя в каком-то герое, – расслабьтесь, это не про Вас.

Все имена героев вымышленные и какое-либо совпадение с именами реальных людей является случайным.

Краткая биография персонажа

До начала действия романа

Текст романа «Бесы» позволяет восстановить предысторию персонажа. Николай Ставрогин родился в 1840 году. Воспитывался без отца, Всеволод Николаевич Ставрогин покинул семью, когда сын был ещё маленьким. С 8 лет с ним занимается Степан Трофимович Верховенский. С осени 1855 по декабрь 1860 учился в Петербургском лицее. С 1861 — служил в гвардии, за участие в двух дуэлях, где «убил одного из своих противников наповал, а другого искалечил» в 1862 был отдан под суд и разжалован в солдаты. В 1863 участвовал в подавлении польского восстания, за что был произведен в офицеры, затем подал в отставку. В 1864 сблизился с Петром Верховенским, Лебядкиным и Кирилловым; в июне того же 1864 года соблазняет соседскую девочку Матрёшу, которая вскоре вешается.

О последнем факте Ставрогин рассказывает в неопубликованной главе романа «У Тихона», которая должна была стать девятой, заключительной главой второй части романа, а в более поздней редакции — первой главой третьей части. Впрочем, факт невключения этой главы в окончательную редакцию (помимо чисто цензурных соображений), возможно, является показателем осознанного переосмысления образа Ставрогина писателем. А. Л. Бем в своей работе «Эволюция образа Ставрогина» писал, что Достоевский не желает допустить Ставрогина до крайней черты нравственного падения. Так, в одном из черновых вариантов главы «У Тихона» на следующий день после своей исповеди Ставрогин посылает записку со словами: «все это я вам солгал… я немного был не в своем уме…». Там же описано, что вскоре после этого он тайно женится на хромоножке Марье Лебядкиной.

В июне 1865 он приезжает к матери. Тогда он вызвал всеобщее возмущение тем, что оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену. Этот эпизод объяснили белой горячкой, вслед за этим Ставрогин уезжает за границу, в Европу, что стало началом его четырёхлетних путешествий.

В 1867 он начал проводить эксперименты по влиянию на Шатова и Кириллова (которые можно охарактеризовать как духовное растление), участвует в реорганизации тайного общества, пишет устав для него, а в конце следующего, 1868 года отказывается от российского подданства. К этому же времени относятся романы Ставрогина с Марией и Дарьей Шатовой (женой и сестрой Ивана Шатова). Тогда же начинаются и его странные, трагичные отношения с Лизой Тушиной.

Время написания и история создания

Работа над романом проходила в 1870–1871 годах за границей. В основу романа Достоевский положил громкое дело 1869 года об убийстве студента Ивана Иванова членами одного из революционных кружков во главе с нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым с целью укрепления своей власти в террористическом кружке, против идей которого выступил Иванов. Программным документом кружка был «Катехизис революционера», где впервые была сформулирована программа беспощадного террора ради «светлого будущего всего человечества».

Достоевский узнал о деле из газет, внимательно читал статьи, корреспонденции, касающиеся Нечаева и его помощников. Сначала прозаик замыслил небольшой злободневный памфлет. Однако в процессе работы усложнились сюжет и идея текста. В итоге получился трагический многостраничный роман, который был опубликован в 1872 году в журнале «Русский вестник».

Характеристика личности[]

Как описывает автор, накануне своего визита Николай Всеволодович успел собрать о Тихоне кое-какие сведения. Они были разнообразны и противоположны. Но и любившие Тихона, и отзывавшиеся о нем с неприязнью — все будто старались утаить его какую-то слабость, может быть, юродство.

У Тихона есть множество почитателей, которые приходят к нему за советом, некоторые даже из столицы, а по преимуществу почитательницы. Как отзывался о Тихоне один из клубных «старичков»:

«этот Тихон чуть ли не сумасшедший, по крайней мере совершенно бездарное существо и, без сомнения, выпивает»

На самом деле Тихон страдает от закоренелой ревматической болезни в ногах, а по временам от каких-то нервных судорог.

Тихон не сумел внушить к себе в монастыре особого уважения — по слабости характера или по «по непростительной и несвойственной его сану рассеянности». Монахи и остальные клирики относятся к нему пренебрежительно и фамильярно. Отражением подобной «небрежности» его характера служит сама обстановка в его келье, и в особенности его библиотека, представлявшая довольно пестрое и противоречие собрание книг. Так, рядом с сочинениями великих святителей и подвижников находились сочинения театральные, «а может быть, еще и хуже».

В общении со Ставрогиным Тихон также ведет себя довольно противоречиво. Он постоянно как бы стыдливо прячет глаза, при этом ненужно улыбаясь. Так, что у Николая Всеволодовича поначалу даже возникло полное убеждение, что Тихон «решительно пьян». Однако, в тот же момент Тихон поднимает на него свои глаза и во взгляде его почувствовалась такая полнота мысли, что Николай Всеволодович от неожиданности чуть не вздрагивает.

Тем не менее, несмотря на некоторую эксцентричность в поведении (обусловленную, как уже было сказано, в значительной степени его болезнью), Тихон выказывает в общении со Ставрогиным понимание и непременную готовность помочь. Очень хорошо его характеризует финальная сцена главы, в которой Тихону становится чуть ли не плохо от беспомощного осознания катастрофы, которая вот-вот постигнет Николая Всеволодовича.

Удивительной чертой характера Тихона является также его невероятная искренность, с которой он общается с пришедшим. Эта честность граничит если не с юродством, то с глупостью. Так, Тихон честно раскрывает Ставрогину, что думает о преступлении, описанном в «листках». Чего делать, наверное, и не следовало.

«Некрасивость убьет, — прошептал Тихон, опуская глаза.

— Что-с? некрасивость? чего некрасивость?

— Преступления. Есть преступления поистине некрасивые. В преступлениях, каковы бы они ни были, чем более крови, чем более ужаса, тем они внушительнее, так сказать, картиннее; но есть преступления стыдные, позорные, мимо всякого ужаса, так сказать, даже слишком уж не изящные…

Тихон не договорил.

Цитаты[]

  • — Извините, — действительно удивился Николай Всеволодович, — но вы, кажется, смотрите на меня как на какое-то солнце, а на себя как на какую-то букашку сравнительно со мной.
  • Мне жаль, что я не могу вас любить, Шатов.
  • Милая Дарья Павловна, Вы когда-то захотели ко мне „в сиделки“ и взяли обещание прислать за вами, когда будет надо. Я еду через два дня и не ворочусь. Хотите со мной?
  • Придет и после лавочки! — прошептал он подумав, и брезгливое презрение выразилось в лице его: — Сиделка! Гм!.. А впрочем, мне, может, того-то и надо. (О Даше)
  • Всё врут календари,— заметил было он с любезною усмешкой, но, устыдившись, поспешил прибавить: — по календарю жить скучно, Лиза.

Объяснение сюжета

Середина XIX века охарактеризовалась нарастанием нигилистических настроений среди интеллигенции. Во многих кружках критике подвергался не только монархический строй, но и бытовой уклад. В романе бесы смысл произведения отразил отношение Достоевского к революционному движению.

Книга затрагивает темы, характерные для всего творчества автора. Сред них проблемы:

  1. Отцов и детей. Старшее поколение, несмотря на свои недостатки, гораздо симпатичнее автору, чем радикальная молодежь, разрушающая все на своем пути.
  2. Свободы. Герои романа, спутав свободу с вседозволенностью, стали рабами своих идей: Петр – революционных, Кириллов – теории о самоубийстве, Ставрогин – собственных пороков.
  3. Нигилизма. Автор с презрением относится к нигилистам, отвергая их мировоззрение, считая, что оно несет лишь зло и разрушение.

На отношение автора к происходящему указывает и само название произведения. Достоевский называет бесами не только революционеров. Смысл названия в том, что главным бесом автор считает духовный упадок всего российского народа. «Бесами» одержимы все персонажи романа.

Достоевский говорит не только о жестокости радикалов, но и об их полной безнравственности. Нигилизм негативно сказывается на обществе. Возможно, революционное движение и способно принести счастье, но для этого придется заплатить слишком высокую цену. Согласие на нее приведет к утрате моральных ценностей, без которых невозможно существование народа.

Только преодолев «беснование души» можно построить сильное общество, где приоритет отдается человеку и его правам. Это и составляет главный смысл романа «Бесы».

Анализ главы «У Тихона»

Кульминацией раскрытия души Николая Ставрогина стала глава «У Тихона». Глава — исповедь. Николай Ставрогин приходит к монаху, чтобы показать ему свое письменное признание во всех грехах. Он соорудил документ, который хочет, чтобы обнародовали после его смерти

Получится это или нет, не столь важно. Важен мотив этого поступка

«Бездушный» Ставрогин делает попытку покаяться. Всенародно, как когда-то просила прощения Катерина Кабанова в драма Островского. Делает он это без всякой веры, да и способ выбирает какой-то искалеченный, но все же это попытка.

С Тихоном разговаривает совершенно другой Ставрогин. Куда-то пропал самоуверенный, холодный и отстранённый мужчина, на его месте сидит путающийся в словах человек, потерянный, абсолютно взволнованный и, кажется, испуганный. Говорит вещи, которые страшно услышать даже от него. Но более всего странно, что оказывается, что в бесов то он верует. Полностью отрицая возможность существования Бога.

Ставрогин одержим бесом, он стал его плотью, через которую последний несет в мир зло. Посредством этого тела он калечит других людей. Ищет жертв и совращает, мучает, убивает их души. Он дует на тлеющие угли людских пороков и раздувает из них пламя, которое пожирает человека целиком. Ставрогин прямо или косвенно погубил в своей жизни и Хромоножку, и Шатова, и Кириллова, и Лизу, и Верховенского, и несчастную бедную девочку Матрешу, и Бог знает кого еще.

Покаяние всегда предполагает преклонение головы, но Ставрогин ее так и не склонил. Он презирал бы общество, если бы ему оно не было безразлично. Со страниц своей написанной исповеди он смеется над ее читателем. Он со злорадной жестокой улыбкой рассказывает о всех мерзостях, содеянных им, обо всех преступлениях, которые ему довелось совершить. И все слова его точны, и рассудок ясен. Он помнит все до мельчайших подробностей, до паучка на окне. Того насекомого, которое ползло по стеклу, пока в бреду умирал совращенный им ребенок, который смел поверить в любовь Ставрогина. А что испытал Николай от этой смерти? Немного страха. Немного человеческого чувства, да и того запомнить не смог.

Экзистенциализм Достоевского

Интересно, что экзистенциалисты считали Достоевского своим предшественником. Камю нашел в текстах Достоевского те образы и те проблемы, которые волновали общество в начале XX века. Это вопросы, связанные с идентификацией человека в обществе, границами свободы, возможностью или невозможностью выбора. Принадлежит ли человек сам себе и сам ли совершает свои поступки или он только винтик системы и все предначертано? Оказалось, что именно об этом и писал Достоевский, что его герои мучаются всем этим. И они заговорили с Камю, перестали быть странными и непонятными. А книгу «Бесы» французский экзистенциалист назвал пророческой. В этом романе люди уже стали терять свои души, перестали ощущать себя людьми, закончили верить. Ярче всего это проявилось в образе Ставрогина.

https://youtube.com/watch?v=hxwYofzDvkU

https://youtube.com/watch?v=pgEHR00DsMc

Актуальность предвидения классика

Но разве вышесказанное касается лишь революционеров XIX века? Не будем уподобляться страусам, прячущим голову от реальности. В еще большей мере, чем рассказал читателям Достоевский, бесы пленяют людей современных, манипулируемых массмедиа, которые сеют ненависть.

Вспомним произведение уже современного российского классика Виктора Пелевина, где он в своем романе «Т» аргументировано мотивирует, что бесы современного виртуального неоколониального общества гораздо страшнее описанных Федором Михайловичем:

Поражает, насколько глубок роман, который написал Достоевский («Бесы»). Отзывы современных читателей единодушны: читать книгу следует во взрослом возрасте, с расстановкой, постепенно. Следует анализировать и сопоставлять написанное Федором Михайловичем с современностью. Тогда многое становится понятно. Достаточно сравнить с нигилистами Достоевского оголтелые СМИ, сеющие ненависть в обществе! Обидно, когда в медиапространстве, вместо пропаганды терпения и доброты, звучат аккорды ненависти.

Образ Николая Ставрогина

Ставрогин — призрачный герой романа. Он словно не живой. Автор смог добиться невероятной вещи: при условии постоянного участия главного героя в событиях из жизни других персонажей, в общем повествовании он постоянно как будто отсутствует. Им владеет дух небытия. И вся мука Ставрогина в том, что и он ощущает своё «несуществование». Испытывает от этого постоянные душевные муки, хотя и они, конечно, эфемерны. Его поведение странно, эгоцентрично и эксцентрично. Своими поступками он хочет самого себя разубедить в своём небытии. От него есть лишь психологический скелет: железная воля, темперамент, бесстрашие, авантюристическое искание опасности как острого впечатления, но дух его связан цепями и узами, и в нем живёт бес.

Дела Ставрогина сбивают столку: они диаметрально противоположные. Женитьба на Хромоножке представляется верхом альтруизма, а его обращение с Шатовым — верхом цинизма. Но в его крайностях скрывается суть его трагедии. Если человек способен на настоящее зло, если он может испытывать злобу, то как ни странно, но это свидетельство того, что он может и полюбить. Такой человек способен на сострадание и на прочие прекрасные порывы человеческой души. В мире работает закон, ярче и лаконичнее всего выраженный Булгаковым: » Где бы было твоё добро, если бы не было моего зла».

Характеристика Ставрогина наиболее полно раскрывается лишь под конец романа в его предсмертном письме и последующем самоубийстве, которое есть, безусловно, прежде всего, акт идейного самоопределения. В письме к Даше Ставрогин окончательно и определенно отделяет себя от любой идейно-философской концепции из тех, что представлены в романе. Его самоанализ точен и глубок. Как-то Шатов спрашивал Ставрогина: «Правда ли, что вы уверяли, будто не знаете различия в красоте между какой-нибудь сладострастною, зверскою штукой и каким угодно подвигом, хотя бы даже жертвой жизнию для человечества?». Шатов спрашивал со злобой и раздражением, ибо для него неразличение добра и зла чудовищно и омерзительно. Ставрогин говорит о том же самом спокойно, потому что он действительно, совершенно искренне «не видит разницы». В этом, собственно, и вся трагедия Ставрогина: он знает, что такое добро и что такое зло, но буквально не ощущает разницы.

2 вариант

Федор Михайлович Достоевский является автором очень сильной психологической прозы, писатель в своих произведениях использует характеры как символические, так и невероятно точные. В одном из своих произведений – «Бесы», Федор Михайлович создает персонажа – Николая Ставрогина, это центральный образ, обладающий невероятной противоречивостью. Читая о данном персонаже, можно понять, что люди подобного типа абсолютно точно могут быть в реальности, однако их количество мало и заметить их можно тогда, когда сменяется эпоха или, другими словами, новое время.

Безоговорочно, Ставрогин является героем времени, однако, нельзя не отметить, что он принадлежит собственной эпохи. Николай всегда ищет истину, а также собственную искренность перед собой. Таких людей не часто встретишь, но они существуют, а также они очень отличаются от других. Он принадлежит собственному веку, так как понимает мир. Герой — это новая ступень лестницы эволюционирования лишних людей, к примеру, таких как: Алеко и Печорин, и так далее.  

Нельзя не отметить какое отношение проявляет главный герой к доброте и злу. Николай не может понять разницу между ними, но через недолгое время, читатели смогут увидеть у Ницше работу, под названием «по разные стороны добра и зла», впрочем и совершенно иные труды, предполагающие образованным людям превосходить себя, а также мораль общества с глупыми ограничениями.

В некотором роде Николай Ставрогин это некий прототип сверхчеловека у Ницше, данный персонаж является лишним человеком в своем времени, герой очень искренен, а также может принимать мир не обманывая себя. Николай Ставрогин берет в жены хромую женщину, что говорит об альтруизме героя. Однако при общаясь с Шатовым, Николай ведет себя очень цинично и злобно. Нельзя не отметить, что у героя отсутствует противоречие, как гласит древняя концепция, человек, с глубоко проросшими корнями, способен иметь невероятно длинные ветки.

Если говорить упрощенно, именно человек, способный до самой глубины быть погруженным в зло, может совершать по-настоящему добрые поступки. Николай самостоятельно повествует про это, в момент указания  Шатову, про то, что отличий среди жесткой шуткой и среди по-настоящему геройским поступком, который был совершен для других людей, нет.  Данный персонаж не может ощутить разницы в добре и зле. Николай, как будто, не принадлежит этому миру фактически, умственно, а также душевно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector