Церковь рождества христова на песках
Содержание:
- После Октябрьской революции началась новая эпоха для храма на Песках
- Немного истории
- С 1815 по 1817 годы были освещены престолы храма на Арбате
- Рождественский храм на Советской улице. Репортаж о восстановлении церкви в центре Петербурга
- Что посмотреть
- История
- ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ЗАТОЧЁННОГО ПАТРИАРХА
- История без подробностей
- Богослужения и занятия
- Церковь во имя Рождества Христова на Песках
- Святыни
- Другие статьи из рубрики «Приход»
- …и сейчас
- Чудом сохранившийся Храм Спаса Преображения на Песках на Старом Арбате
- Хронология строительства и благоустройства храма
- В 1991 году московское правительство решило передать храм Патриархии
- Архитектура
- Другие статьи из рубрики «Крупный план»
После Октябрьской революции началась новая эпоха для храма на Песках
После Октябрьской революции началась новая эпоха для храма Преображения Господня на Песках. Отец Сергий стал заместителем председателя совета объединенных приходов Москвы и губернии.
Отец Сергий Успенский — последний настоятель храма Преображения. Фото: ic.pics.livejournal.com
В 1919 году, после вскрытия большевиками святых мощей и глумления над ними, от имени прихожан храма было составлено заявление об оскорблении религиозных чувств русского народа.
В том же году отец Сергий был арестован и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Его приговорили к 15 годам тюремного заключения, но затем его амнистировали.
После ареста отца Сергия в храме служил отец Владимир Богданов.
Он также был арестован и сослан в Зырянский край. Вскоре настоятелем стал известный проповедник отец Сергий Щукин — это был близкий друг Антона Павловича Чехова.
Отца Сергия сильно полюбили московские прихожане. В 1935 году он погиб. В течение 3 дней к нему приходила прощаться вся Москва.
В 1921 году в храме совершил богослужение святитель Тихон, патриарх Московский.
1921
в этом году службу в храме совершил патриарх Московский и всея Руси Тихон
Вскоре в церковь перевели отца Сергея Успенского, племянника митрофорного протоиерея, он и стал последним настоятелем храма.
Немного истории
Дата основания храма неизвестна. Впервые сведения о нем появились в 1642 г. в документах окружающей его стрелецкой слободы. В 1711 г. деревянную Спасскую церковь перестроили в камне, она сильно пострадала в пожаре при наступлении Наполеона на Москву, следующим этапом разорения стал советский период, а в 1932 г. ее окончательно закрыли для прихожан. В 60-е гг. 20 века исторический центр столицы стали восстанавливать и храм на Песках отреставрировали, но лишь внешне. Внутри почти 40 лет жнаходился кукольный отдел «Союзмультфильма». В 1991 г. церковь вернули верующим и начали реставрацию.
С 1815 по 1817 годы были освещены престолы храма на Арбате
С 1815 по 1817 годы были освещены престолы храма. Все приходские дворы, наконец-то отстроились после пожара, и число живущих в этой местности стало достигать 430 человек.
Последующие разорения и возрождения прихода и церкви происходили при настоятеле отце Василии. Он служил здесь с 1805 года.
1815 — 1817
в этот период все престолы храма были освящены
В 1836 году, вновь порушенный храм не смог больше найти средства на очередной ремонт.
В 1849 году при настоятеле Федоре возводится каменная ограда, а напротив главного входа устроены парадные ворота. Постепенно храм был отремонтирован.
С 1815 по 1817 годы были освещены престолы храма Спаса на Песках. Фото: pastvu.com
В начале 1890 годов художник Варламов, наконец, расписал храм, а известный иконописец Дикарев обновил храмовые образы. Также в это время были покрашены стены и установлено духовое отопление.
Все работы велись на пожертвования прихожан. На эти средства был обновлен главный придел, построено двухэтажное каменное здание, в котором организовали церковную библиотеку.
Рождественский храм на Советской улице. Репортаж о восстановлении церкви в центре Петербурга
Ее взорвали в 1934 году, восстановить решили в 2017-м. На 6-й Советской улице скоро снова вырастет храм Рождества Христова. Когда-то церковь была центром исторического района Пески и дала название всем десяти Рождественским, ныне Советским улицам. Во время войны на месте храма была зенитная установка. Как идет восстановление церкви, расскажет Артём Шарипов.
У отца Андрея все наоборот: приход насчитывает полсотни верующих, а церкви нет. Священник сейчас — настоятель храма, который только строят. Временно службы ведутся в гараже, что здесь же на стройке. А церковный ход во время Пасхи проводили во дворе.
Намоленное место во время войны временно позиция для защитников Ленинграда. На площади стояла зенитка, боевые следы и сейчас в изобилии находят археологи. Они копали здесь перед началом строительства.
Обнаруженный фугас как напоминание о мире — теперь подставка для церковной свечи. А потом, как и все найденное в земле, экспонат в музее при восстановленной церкви. Экспозициям быть, благо и о самом храме тоже можно многое рассказать.
Его возводили для имперской канцелярии строения домов, проще говоря, церковь считалась корпоративной для всех архитекторов города. И с тех пор, как ее построили по проекту Петра Егорова, и район, и десять главных улиц получили название храма. Сегодня, когда святыню восстанавливают, вспоминают и о прежних названиях улиц.
Рождественские улицы в Советские переименовали за десять лет до уничтожения храма. Церковь взорвали, а на ее месте разбили сквер. Теперь наоборот исчезают деревья. Но архитектор проекта Рафаэль Даянов отвечает на критику документом.
Все деревья остались за периметром церкви. Сам храм ограждать забором не планируют, строители уверены, район после восстановления храма преобразится. Через год его обещают сдать в эксплуатацию.
Что посмотреть
При подходе к храму мы видим удивительной красоты ворота в псевдоготическом стиле. Они удивительным образом сочетаются с традиционным стилем московской храмовой постройки 17 века. Над входом установлена мозаика с ликом Спасителя. Ворота соединены проходом непосредственно с храмом, который начинается с шатровой 8-гранной колокольни. Далее идет низкая, широкая трапезная, переходящая в основной четверик, состоящий из двух рядов окон и двух апсид, несимметрично расположенных относительно центральной оси.
Церковь Спаса на Песках стала одной из последних, возведенных перед тем, как царь Петр I запретил каменное строительство на Руси везде, кроме Санкт-Петербурга.
По верхнему периметру основное здание украшено рядом кокошников, а на низкой четырехскатной крыше установлены 5 узких барабанов. Внутреннее убранство полностью восстановлено в 20 веке, но по задумке реставраторов — оно должно было повторять то, что было в 17 столетии. Иконостас, росписи, иконы — не верится, что всего 30 лет назад тут было полное разорение. Храм реставрировался не только силами прихожан, ФСБ, например, передала ему в дар более 100 старинных икон. Святыни Спаса на Песках — иконы божией Матери «Знамение» и «Нечаянная радость», святого Николая Чудотворца, священномученика Сергия Успенского, Преображения Господня, частицы мощей архиепископа Луки Крымского, святого Митрофана Воронежского, Тихона Задонского.
История
Первая приходская деревянная церковь на Песках появилась в 1753 году. Церковь была освящена в честь Рождества Христова. От названия храма произошли названия десяти Рождественских (позднее переименованы в «Советские») улиц, а также Рождественской части.
С ростом населения данного района существующая церковь перестала вмещать всех желающих, из-за чего в 1781 году было начато строительство большого каменного храма. Автором проекта выступил П. Е. Егоров. Новая Рождественская церковь была завершена в 1787 году. Тогда же был освящён придел во имя Всех Святых, а годом позднее — придел Рождества Богородицы. Главный же Рождественский придел был освящён только в 1798 году уже после смерти Егорова.
Иконостасы храма были выполнены резчиками во главе с И. Ф. Дункером. Иконы для церкви были написаны И. И. Бельским, А. П. Антроповым и И. М. Тонковым. Настенную живопись создали Ф. Д. Данилов и А. Щербаков. Однако в 1850 году внутренняя планировка храма была значительно переделана. Ф. Г. Солнцев выполнил проекты новых иконостасов, а П. С. Титов стал автором новой росписи стен.
В 1886—1887 годы по проекту архитектора И. П. Ропета был произведён капитальный ремонт сооружения, к церкви были пристроены ризница и притвор.
При церкви существовало благотворительное Христорождественское братство.
В 1934 году церковь была разобрана, на её месте был устроен сквер.
В 2010-е годы началась дискуссия о воссоздании церкви. Проект согласован с КГИОП и утвержден всеми инстанциями.
В 2012 году сквер был огорожен забором, начались археологические раскопки фундамента храма. В конце 2014 года было получено разрешение на строительство храма на прежнем месте. 8 мая 2015 года был освящён поклонный крест. 17 февраля 2021 года епископ Кронштадтский Назарий совершил чин освящения закладного камня храма.
ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ЗАТОЧЁННОГО ПАТРИАРХА
— А должно быть по-другому, — делится планами на будущее настоятель протоиерей Андрей Щербан. — Когда мы построим храм, в цокольном этаже будет и воскресная школа, и трапезная, и детскаякомната, чтобы во время Литургии дети могли заниматься. Там будут и игрушки, и доски для рисования… Родители пусть сидят с ребятами по очереди. А как иначе? Потому что выстоять всю службу — не каждому ребенку под силу. Я помню себя в детстве — не то что стоять, сидеть-то не всегда мог.
Александр Корляков, пономарь храма, стоял у истоков создания общины. Теперь он правая рука настоятеля, отца Андрея
Отца Андрея назначили настоятелем Христорождественского храма еще в 2010 году, когда КГИОП согласовал проект восстановления церкви. А общину священник возглавил и того ранее — в 2005 году.
— На приеме у митрополита Владимира я получил благословение на духовное окормление группы инициативных граждан, которые взялись за создание общины и в дальнейшем — восстановление храма. «Вот, он будет вашим пастырем», — сказал владыка. Так мы все познакомились.
Но инициатива по возрождению храма принадлежала уроженке Белоруссии Светлане Поведайко. Сейчас ее уже нет в живых. Прихожане вспоминают, что Светлана отличалась по-настоящему христианским отношением к жизни. Она могла, не рассуждая, ехать за тридевять земель по твоей просьбе, найти нужное лекарство для больного, привести грязную нищенку домой, отмыть ее, накормить,дать пристанище; оплатить лечение больного, потерявшего работу и сломавшего руку; помочь людям найти выход из трудного положения, привлекая юридическую службу или просто нужных людей.
— Её всегда интересовало, почему же сквер под окнами нашего дома называется Рождественским, — рассказывает супруг Светланы Александр, пономарь храма. — Выяснилось, что раньше здесь стояла церковь. Надо возродить храм, решила она. Собрала инициативную группу, я шел вторым номером. Подали заявку. Митрополит Владимир одобрил. А до этого нас благословил Патриарх Иерусалимский Ириней, тот, который сейчас в заточении находится. Он Светлане сказал так: храм строить будете долго, но построите. Жена верила, что у нас с Божией помощью всё получится.
История без подробностей
У любого храма есть своя история. Однако прихожане вновь построенной Рождественской церкви стали перед фактом, что история их храма — пустая страница. То есть, конечно, все они знали, что именно в этом храме начинал свое служение священник Александр Гумилевский, которого заслуженно сравнивают со святым Иоанном Кронштадтским, что здесь образовалось одно из первых в городе приходских благотворительных обществ: были открыты приют-рукодельня, библиотека, больница, богадельня для увечных. Но этим сведения о приходе и ограничивались. Деталей не было. Кем были прихожане и благотворители храма? Кто здесь служил, исповедовал, молился? Об этом почти ничего не известно. И тогда было принято решение: возродили стены, возродим и историю. Сбором сведений о прошлом храма занялась Валентина Егорова, ей же было поручено и организовать в цокольных помещениях храма музей его истории. Сейчас как раз вовсю идет работа по собиранию материалов для будущей экспозиции.
— История прихода — это прежде всего история людей, в нем спасающихся, — считает Валентина Михайловна. — Создается впечатление, что все документы, касающиеся истории храма, специально изымались, ликвидировались, потому что данных действительно очень мало, — а если и есть, то слишком кратко. Но промыслительно к нам приходят родственники и потомки тех прежних прихожан, благотворителей, приносят письма, фотографии, воспоминания… Всё это и ляжет в основу нашей композиции. Приходила к нам Анна Шкарина — правнучка Александра Шкарина, одного из первых педиатров России. Александр Николаевич был последним председателем Христорождественского братства при нашем храме. По телевидению Анна Александровна увидела сюжет о поднятии большого колокола на звонницу нашего храма — и решила связаться с настоятелем прихода отцом Андреем Щербаном. Она рассказала нам историю родов Шкариных, Резцовых, Пешехоновых, Диевских и Мудьюгиных. Представители некоторых из них с 1904 по 1918 год были председателями и попечителями Христорождественского братства.
Рассказов-воспоминаний об истории прихода и судьбах людей, его образующих, у Валентины Михайловны скопилось уже немало. Пока не начал работу приходской музей, познакомиться с ними можно на страничке прихода (https://vk.com/hram_spb). Публикуем здесь отрывки из некоторых подобных заметок.
Настоятель храма протоиерей Андрей Щербан окормлял общину возрождаемого храма с 2005 года
Богослужения и занятия
На богослужения Рождественская церковь ждет прихожан каждый день: с 9:30 на исповедь, с 10:00 на литургии. На Вечернее богослужение — по будням в 18:00. В это же время в субботу и воскресенье идет Всенощное бдение. Пение акафистов включается в вечернее богослужение в среду, в воскресенье и во вторник.
Для крестников, крестных и тех, кто хочет окрестить своего ребенка по выходным в 12:00 проходит катехизация (наставление в православной вере). Для этого необходимо прийти в деревянную часовню. Сам обряд крещения проходит в выходные в час дня.
Чтобы побеседовать со священником и задать ему вопросы можно посетить Пастырский час. Он проходит в последнее воскресенье месяца в четыре часа в нижней части храма.
Научиться понимать Священное Писание, изучить историю Церкви, посетить курсы кройки и шитья, познакомиться с другими прихожанами и провести время с пользой взрослые и дети могут в воскресной группе.
Для этого следует прийти в нижнюю часть храма к началу занятий по расписанию:
- понедельник 18:00 — занятия по кройке и шитью;
- четверг 18:00 — основы православного богослужения;
- пятница — детские группы (17:15 до 7 лет, 18:00 с 7 лет и старше);
- суббота 16:45 — история церкви;
- воскресенье 16:00 — Новый Завет.
Для всех прихожан в субботу и в воскресенье с часу до пяти часов вечера работает библиотека, в которой можно познакомиться с богословской и святоотеческой литературой. Открытие музея только планируется, а пока в коридорах нижней части можно увидеть выставку фотографий, чертежей и рисунков, которые отражают жизнь храма.
Церковь во имя Рождества Христова на Песках
Местность, известная в Петербурге под названием Пески, долгое время оставалась незаселенной, хотя прямо примыкала к одной из главных магистралей города — Невскому проспекту. Эту территорию начали застраивать лишь при императрице Елизавете Петровне с 1750 года. Ее разбили на 10 перпендикулярных Лиговскому каналу линий, пересекавшихся двумя продольными улицами — Дегтярной и Слоновой (ныне Мытнинская). Участки здесь раздавались бесплатно, но лишь мастеровым, находившимся на государственной службе. С 1720-х годов здесь стояла деревянная церковь. К 1737 году её разобрали. В 1752 — 1753 гг. для переселенных в этот район служителей «Канцелярии строения домов и садов», ведавшей строительством дворцов и придворных зданий первые полвека существования С.-Петербурга, был выстроен взамен прежнего новый, также деревянный, храм во имя Рождества Христова с пределом во имя Всех Святых. По названию этой деревянной церкви весь прилегающий к ней район был назван Рождественской частью города. Однако быстрый рост населения Песков вскоре потребовал более обширного храма.
Его заложили 18 сентября 1781 года. В 1781 — 1789 гг. здесь, на площади, получившей впоследствии название Рождественской, был выстроен каменный трехпрестольный храм. Для обширной каменной церкви архитектор П. Е. Егоров избрал стиль классицизма. Композиция Рождественской церкви отчасти напоминала композицию Свято-Троицкого собора лавры. Она представляла собой крестообразное в плане здание, увенчанное куполом высотой 13 сажен на круглом барабане. Западный фасад церкви подчеркивался двумя одноярусными башнями-колокольнями и небольшим ионическим портиком входа. В целом архитектурные формы компактного здания церкви отличали простота и лаконичность. Как и первая, деревянная, каменная песковская церковь строилась за счет казны. Первый придел — во имя Всех Святых был освящен 6 ноября 1787 года, придел Рождества Пресвятой Богородицы — 8 сентября 1788 года, а ровно через год — главный, который митрополит Гавриил освятил в присутствии цесаревича Павла Петровича с семьёй. Резчики канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы Ф. Д. Данилов и А. Щербаков — роспись, И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков — образа.
Храм неоднократно подвергался наружным и внутренним переделкам. В 1826 году главный придел был сделан теплым. В 1850 — 1851 годах архитектор Я. В. Ветлужский поручил В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизам знатока древнерусского орнамента профессора Ф. Г. Солнцева в них были выполнены новые иконостасы из липы, и П. С. Титовым расписаны стены. Тогда же был заменен и главный иконостас, дополнительные образа для которого исполнил А. Фёдоров.
В 1886 — 1887 годах архитектор И. П. Ропет пристроил к церкви ризницу и притвор, произвел капитальный ремонт храма. Главный неф был украшен росписью. К столетию храма, в 1898 году, весь интерьер был полностью отреставрирован. Покровительницей Песков почиталась храмовая икона Рождества Христова, которой, по обычаю молились о помощи при родах и воспитании детей. В 1901 году после чудесного сна была обретена в земле небольшая икона свв. Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность. Среди святынь храма следует отметить серебряные одежды, украшающие все три престола. На одеждах главного престола были чеканные образа Святой Троицы, Тайной Вечери, Рождества Христова и Рождества Богородицы. Кроме хороших образов XVII и XVIII веков в храме хранилисьчетыре больших Евангелия в драгоценных окладах, печатанные при императице Елизавете Петровне утварь из серебра того времени. В 1842 году серебряными рельефами были украшены все престолы.
Христорождественская церковь, вмещавшая до трех тысяч человек, отличалась богатой отделкой интерьера; службы в ней велись по кникам XVIII века. Окрестное население было довольно бедным, поэтому храм много делал для развития благотворительности. В 1856 — 1866 годах его священником был А. В. Гумилевский, который в 1863 году создал первое в России приходское Христорождественское благотворительное братство для помощи бедным, им же несколько позже был основан братский приют для престарелых больных и малолетних нищих. В начале ХХ века в приюте проживало 40 мальчиков, 41 девочка и 25 одиноких старух. С 22октября 1896 года при церкви ежедневно действовал бесплатный стол для бедных. Раздача пищи прекратилась лишь в 1918 году.
Хотя церковь считалась известным памятником архитектуры, единственное в городе крупное произведение Егорова было разобрано летом 1934 года, а на его месте разбит скучный сквер.
Святыни
Временная деревянная часовня возводилась во имя самой главной святыни всего комплекса — Иконы Божией Матери «Утоли моя Печали». Именно ей молились прихожане, пока шло основное строительство.
Справа от главного престола находится еще одна значимая святыня храма на Большевиков — икона Рождества Христова. Она знаменует один из престольных праздников и ей поклоняются во время рождественской литургии.
В церкви есть три иконы с мощами. Для поклонения они выставляются в дни святых: Святителя Иоасафа Белгородского, священномученика Иоанна Рижского и Преподобного Антония Дымского. Под престолом главного придела храма также положены мощи Иоана Рижского.
Другие статьи из рубрики «Приход»
21 мая 2013
Церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»
18 мая храм отмечал свой престольный праздник.
13 января 2012
Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского на проспекте Стачек
Материал нашего автора о православной общине во имя праведного Иоанна Кронштадтского.
25 декабря 2014
Церковь у причала. К престольному празднику храма святителя Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе
Невский проспект — главная магистраль, краса и гордость города — не только заканчивается храмом (точнее Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой), но и начинается им. «Позвольте, — скажете вы, — всем известно, что Невский начинается с Адмиралтейства. Это место, где заседает командование Военно-морского флота». Вы будете правы, и всё же …
20 декабря 2018
Здесь улица Церковная
Не самая заметная церковь: деревянный сруб, окруженный елями и фруктовыми деревьями, органично «мимикрирует» под окружающий пейзаж. Но если приехать к началу Литургии, заблудиться не удастся — живой колокольный звон зовет свернуть на улицу Ленина. Впрочем, партийным псевдонимом поименованы …
21 июля 2014
Из века в век: Казанский храм в Вырице
Вырица — это «оазис православия», так о ней отзываются местные жители. Из душного города сотни людей стремятся сюда за глотком свежего воздуха, тишиной и молитвой.
…и сейчас
— История собирается по крупицам, — продолжает рассказ Валентина Михайловна, — люди сами к нам приходят. Стоило только опубликовать на страничке храма краткую справку о священнике Николае Парийском, как буквально на следующий день к нам в храм пришел его прапраправнук Василий Бескин с архивом семейных фотографий. От него мы узнали, что сын настоятеля Лев Николаевич Парийский был секретарем Патриарха Тихона и сподвижником митрополита Вениамина (Федченкова).
Современная история прихода тоже слагается из личных историй каждого прихожанина и служителя храма. Судьбы многих так или иначе связаны со Спасо-Преображенским собором, в котором начинал свое служение настоятель Христорождественского храма отец Андрей Щербан.
— Многие прихожане нашего храма пришли сюда из Спасо-Преображенского собора, — говорит отец Андрей. — Некоторое время я совмещал руководство нашей общиной со служением там.
Вместе с отцом Андреем служил некогда и второй священник храма Рождества Христова иерей Сергий Савченков.
— Прихожанином Спасо-Преображенского собора я был с детства, — вспоминает он, — меня туда еще бабушка водила. Пространство храма было для меня чем-то вроде воплощенной сказки, я смотрел на священников с открытым ртом и грезил, что тоже когда-нибудь им стану. Так я живу в осуществившейся мечте, тем более что долгое время я и служил в том же самом храме. Со Спасо-Преображенским собором меня связывает в общей сложности более сорока лет жизни — в качестве прихожанина, псаломщика, диакона и священника.
Светское образование отец Сергий получал на философском факультете ЛГУ, куда поступил в том числе для доступа к университетской библиотеке. К книгам будущий священник был неравнодушен с детства.
— Когда подростком я приходил к протоиерею Борису Глебову или к протоиерею Николаю Гундяеву, у них всегда можно было взять почитать книги, того же протоиерея Александра Меня, например, которые христианские объединения передавали в Советский Союз. Книги были напечатаны на дешевой бумаге, клееные, а не сшитые, в мягких обложках — специально, чтобы стоили дешево и весили не так много, потому что перевозили их целыми сумками. Это сейчас можно найти в интернете почти любую интересующую тебя книгу, мы же такой роскоши не знали. Когда я учился в университете, к нашим услугам был только ксерокс, мы его называли «отцом науки». Книги было достать непросто, поэтому если кому-то удавалось привезти что-то стоящее, сразу делали копии. В 1986 году я в составе эрмитажной экспедиции ездил в Туву, откуда привез целую спортивную сумку книг. Скажем, книга Гадамера «Истина и метод», которая в Ленинграде стоила безумных денег, была куплена мной в сельском магазине за 3 рубля. Туда такие книги попадали по разнарядке, но мало кому были нужны.
Из Спасо-Преображенского собора пришла и звонарь Ирина Чернак. Когда настоятель набирал в новый приход певчих, Ирина согласилась помочь и откликнулась на приглашение. Было это пять лет назад, богослужения совершались еще даже не во временном деревянном храме, который возведут чуть позже, а в палатке. Кроме певчих приходу требовались и звонари. Откуда их взять? Лучше всего обучить своих же прихожан. И Ирина отправилась на курсы звонарей при Владимирском соборе.
— Никогда не думала, что смогу звонить в колокола, — говорит Ирина. — В нашем храме две звонницы, в левой благовестник, в правой — остальные одиннадцать колоколов. Искусство звонаря непростое хотя бы с технической точки зрения. В правую руку я могу взять три колокола, в левую — два. Приходится прилагать усилия: колокола тяжелые, а наши зазвонные колокола тяжелее, чем во многих других храмах. Чем они тяжелее, тем благороднее получается звучание.
Ирина Чернак пришла в храм певчей, но потом выучилась и звонарному делу
Чудом сохранившийся Храм Спаса Преображения на Песках на Старом Арбате
22 октября мне довелось побывать , организованной . Я рада, что попала на эту экскурсию со своей семьей. История Старого Арбата настолько богата разнообразными событиями и обросла столькими легендами, былицами и небылицами, что гулять по его улочкам-закоулочкам можно бесконечно много, каждый раз открывая что-то для себя любопытное. Я уже не первый раз попадаю на экскурсии по Арбату, и каждый раз узнаю что-то новое, о чем раньше и не подозревала. Все более и более сожалею об утраченном навсегда для москвичей прежнем облике Старого Арбата с его церквушками и уютными самобытными двориками.
Храм Спаса Преображения на Песках в Старопесковском переулке на Старом Арбате
Сохранилось настолько немногое, что диву даешься, как уцелел Храм Спаса Преображения на Песках в Старопесковском переулке, что расположен на уютной крохотной по московским меркам Старопесковской площади напротив Спасо Хаус – американского посольства, расположившегося с 1933 года в особняке одного из самых состоятельных банкиров России в начале 20 столетия Второва Николая Александровича, построенном в 1913-1915 годах. Храм Спаса Преображения на Песках был возведен в 1711 году на месте бывшей деревянной церкви, построенной еще стрельцами, которые первыми стали заселять с западной стороны московского Кремля земли для защиты матушки-Москвы от вражеских нашествий. Частично пострадавший от пожара в 1812 году и разграбленный мародерами храм был впоследствии восстановлен.
Василий Поленов «Московский дворик»
Случай помог сохранить в памяти потомков вид Старопесковской площади с Храмом Спаса Преображения на Песках таким, каким он был в 1878 году. И все благодаря художнику Василию Дмитриевичу Поленову – мастеру бытовых сценок и жанровых зарисовок. Он искал съемную квартиру в районе Арбата и из окон предлагаемой ему внаем квартирки запечатлел идиллическую картинку тихого московского дворика с Храмом Спаса Преображения на Песках. Художник даже не придал значения этой работе и за неимением других произведений в тот момент отослал свою работу «Московский дворик» «на авось» на выставку художников-передвижников, сожалея, что «не имел времени сделать более значительной вещи». Но именно этой картине было суждено сделать Поленова известным среди широкой публики, и именно это поленовское произведение было первым куплено у него Павлом Третьяковым.
1882 год. Фото храма Спаса Преображения на Песках
Как выглядел этот храм уже в 1882 году отлично видно на этом хорошо сохранившемся фото. В 1932 году Храм Спаса Преображения на Песках был закрыт для прихожан. В результате внутренних перестроек пострадала храмовая роспись. Но вскоре после Великой Отечественной войны Храм был признан историко-архитектурным памятником, хотя в нем все еще продолжали размещаться различные учреждения вплоть до 1993 года. Сейчас это действующий храм. Поезжайте на Старый Арбат всей семьей, загляните в Старопесковский переулок, дойдите до церкви, и вы не пожалеете. Очень красивый, отлично сохранившийся Храм Спаса Преображения на Песках поможет лучше представить себе, как выглядел район Старого Арбата каких-то 100 лет назад. Обязательно покажите это чудо детям! Кстати, в этом году исполнилось 525 лет с тех пор, как район Старого Арбата впервые был упомянут в летописи в связи с пожаром церкви Николая Угодника на Песках.
Хронология строительства и благоустройства храма
- Декабрь 2001 г. Инициативная группа обратилась к священноначалию с просьбой назначить настоятелем прихода священника Олега Жаворонкова.
- С 1 февраля 2002 г. священник Олег Жаворонков стал духовно окормлять приход, а с 19 марта 2002 г. назначен на должность настоятеля прихода храма Рождества Христова (на ул. Коллонтай) г. Санкт-Петербурга.
- 12 марта 2002 г. состоялась государственная регистрация Прихода Храма Рождества Христова.
- 1 декабря 2002 г. установлен поклонный крест на месте будущего храма.
- 15 ноября 2003 г. построена и по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира была освящена собором духовенства, возглавляемым протоиереем Александром Будниковым — благочинным Большеохтинского округа, временная деревянная Часовня-Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С этого дня в приходе совершаются регулярные богослужения.
- 16 августа 2004 г. были совершены торжественный молебен с крестным ходом на стройплощадку храма Рождества Христова и освящение бетона фундаментного ростверка и благословения его заливки. Бетон ростверка замешан на 24-х водах различных св. источников Святой земли и России. В «тело» ростверка храма положены камни и песок со святых мест: Иерусалима, Вифлеема, Синайской горы, Афона и многих св. мест России.
- 8 апреля 2005 г. произведена торжественная закладка храма под руководством архитектора А.М. Лебедева.
- 8 марта 2006 г. освящены колокола, отлитые в г. Воронеже и помещены на колокольню храма.
- 28 июня 2006 г. освящены кресты и подняты на купола храма.
- 04 января 2008 г. установлена несущая конструкция центрального иконостаса храма.
- 05 января 2008 г. cобором духовенства, возглавляемым протоиереем Александром Будниковым — благочинным Большеохтинского округа иерейским чином был освящен престол в строящемся храме рождества Христова и совершена первая Божественная Литургия. C этого дня в храме регулярно совершаются богослужения.
- 15 января 2008 г. установлены иконы в праздничный и деисисный ряды центрального иконостаса храма. Установлены два резных напольных киота с большими иконами: Рождества Христова и Воскресения Христова.
- 15 марта 2009 г. изготовлен и установлен резной декор местного ряда центрального иконостаса храма.
- 01 мая 2009 г. установлены несущие конструкции боковых иконостасов храма.
- 17 мая 2009 г. изготовлен и установлен резной декор праздничного и деисисного рядов центрального иконостаса храма. Полностью установлены большие иконы в местном ряду центрального иконостаса храма.
- 27 августа 2009 г. изготовлен и установлен резной декор и иконы местных рядов иконостасов боковых приделов храма.
- 11 сентября 2009 г. построено кирпичное основание иконостаса храма Всех Святых в цокольном этаже.
- 06 октября 2009 г. установлены Царские Врата и диаконские двери центрального иконостаса. Изготовлен и установлен резной декор праздничного и деисисного рядов иконостасов боковых пределов храма.
- 03 января 2010 г. Изготовлен и установлен резной декор, большие кресты и иконы архитектурно завершающие центральный и боковые иконостасы храма. В правом приделе установлены иконы деисисного ряда.
- Середина 2015 г. Осуществлена побелка стен храма силами тех, кто участвует в молодёжном служении. В храме стало светлее.
- Конец 2015 г. Завершена роспись притвора храма Рождества Христова. В планах роспись всего храма, но это зависит от пожертвований.
- 10 июля 2016 г. Состоялось освящение малого колокола весом 230 килограмм. Колокол отлит на колоколитейном заводе Анисимова.
- 2018 завершена роспись иконостаса придела Всех Святых.
- 8 января 2018 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил нижний придел Всех святых храма Рождества Христова.
В 1991 году московское правительство решило передать храм Патриархии
С 1956 года в здании храма находилось отделение студии «Союзмультфильм». Алтарь был превращен в столярную мастерскую.
В 1991 году московское правительство решило передать храм патриархии. Настоятелем храма был назначен Александр Туриков.
Для богослужений был освобожден придел во имя Святителя Николая.
В 1995 году храм был полностью избавлен от арендаторов. Когда было все разобрано, взорам верующих людей открылось первоначальное устроение церкви.
Новая реставрация началась с укрепления фундаментов и стен. Все ремонтно-восстановительные работы происходили благодаря пожертвованиям.
Архитектура
Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).
Воссоздание
Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.
Другие статьи из рубрики «Крупный план»
22 июня 2016
Молитва по-флотски
О том, кто такие современные флотские священники, в чем заключается их служение на берегу и в море, может ли священнослужитель отказаться от путевки на передовую, мы поговорили с архимандритом Алексием (Ганьжиным), «главным» в Русской Православной Церкви …
18 ноября 2015
День радио митрополии (Часть 2)
Чем живет радиостанция Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров»? Как проходит рабочий день ее сотрудников? Читайте в этом материале.
25 апреля 2015
О чувствах со всей прямотой (часть II)
Письмо любви. Александр и Ольга.
19 мая 2015
Так чисто, так красиво
Жизнь каждого человека — это часть мировой истории. Жизнь ветерана — тем более. Его рассказ — повесть о давно ушедшем страшном времени, о боли и голоде, о героических людях и великой победе. Стоит лишь задуматься над тем, через что пришлось пройти ветеранам, и они сразу начинают казаться сверхлюдьми. Но Елизавета Михайловна Кудряшова — обычная …
9 мая 2015
Храмы на гробах
Есть люди, для которых сохранение памяти стало делом жизни. Протоиерей Вячеслав Харинов ― человек, имя которого невозможно не упомянуть, рассказывая о памятных местах Великой Отечественной. Под его шефством ― несколько важных «точек» на карте Кировского района Ленинградской области, в местах ожесточенных боев за Ленинград.