Державный покров: казанская икона божией матери

Особенности иконографии

Выглядит Божья Матерь по плечи — то есть, относится она к виду оплечного искусства. Икона максимально человекоподобная. Это не из-за того, что Божья Матерь имеет человеческий облик и максимально помогает людям.

Изображение фронтальное, то есть, повернута фигура лицом. Но есть небольшое смещение головы в сторону младенца. В этом жесте выражена вся материнская нежность и опека, которая непременно появляется у любой женщины после рождения собственного ребенка. В одной руке у Божьей Матери младенец Иисус, при этом он правой рукой благословляет ее. Вторая рука закрыта одеждами, она не видна.

Уникальность в том, что фигуры на ней изображены так, что даже несмотря на наклон голов, обе смотрят на молящегося человека. Это подчеркивает то, что между молящимся и Божьей Матерью, Иисусом, которые изображены на иконе, возникает незримая связь, и его слова непременно будут услышаны.

Стоит понимать, что Божья Матерь — это один из самых близких людей Иисусу. Как сильно влияют на обычного человека слова его матери, так и на Иисуса влияют Божьей Матери. Поэтому молясь, человек освобождает внутренние силы. Божья Матерь будет молить Иисуса о каждом, при этом не отдавая предпочтений.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни.

Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в те годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

Наконец Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину было воспринято с одной стороны как великая милость Божия к русскому народу и с другой — как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью.

Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.

Есть ли версии спасения образа?

Самой известной из версий того, каким образом могла уцелеть чудотворная икона, является история о ее подмене накануне ограбления.

Эта история гласит о том, что игуменья, напуганная попытками ограблений, каждый вечер меняла оригинальный образ под окладом на список. Узнав утром о постигшем храм несчастье, женщина побоялась возвращать образ Богородицы и отнесла его в церковь Ярославских чудотворцев, стоящую на Арском кладбище.

Для того чтобы обеспечить сохранность образа, духовенство не стало объявлять во всеуслышание о том, что же за новую икону обрела скромная кладбищенская церковь. Образ, о котором идет речь, по сей день находится в храме на Арском кладбище Казани.

Второй по популярности версией является история о том, что икона оказалась за пределами России. В середине прошлого столетия она оказалась в коллекции англичанина Фредерика Митчелл-Хеджеса. Подданный британской короны был абсолютно убежден в том, что приобрел подлинник. Уверенность его была столь велика, что икона была представлена им на выставке в Нью-Йорке в 1964 году. Ажиотаж образ вызвал большой, и к 1970 году русские диаспоры смогли найти средства для выкупа иконы. Некоторое время Богородица находилась в специально построенном для нее здании в португальском городе Фатима.

В 1993 году образ вновь переехал, на этот раз в Ватикан. А в 2004 году икона была передана Русской Православной Церкви. В Москву ее доставил кардинал Вальтер Каспер. Год спустя Алексий II передал Богородицу Казанской епархии.

Сейчас этот образ находится в приделе Крестовоздвиженского храма, в Богородицком монастыре Казани.

История православного праздника казанской иконы Божией Матери

Ночью 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанн IV Грозный, предводитель русских воинов, готовившихся к штурму татарской Казани, услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знак:  Господь желал обратить в веру православную народ осаждаемого города. Казань была покорена. Главный водный путь страны — Волга — отныне принадлежал Руси. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей.

Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Новоучреждённая Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви. Большую роль в распространении православия среди волжских татар сыграло явление в Казани 8 июля (по старому стилю) и 21 июля (по новому) 1579 года чудотворной иконы Божией Матери. Закоренелые мусульмане и язычники покорённого царства не хотели воспринимать проповеди Евангелия. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали язычники и мусульмане, думая, что это Бог прогневался на христиан. Однако Казань начала медленно, но верно восставать из руин — ещё краше прежнего.

Явление чудотворной иконы

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Казанская икона Божией Матери

Наконец, 8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита.

Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.

В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Казанская икона Божией Матери — традиции

В году два праздника, посвященных Казанской иконе Божией Матери:

В народном календаре эти даты получили названия Казанская Летняя и Казанская Зимняя. Летнюю Казанскую наиболее широко и торжественно отмечали в тех местах, где это был престольный праздник. Сюда приезжали гости, а молодёжь устраивала гулянья. Празднование нередко длилось несколько дней.

В этот день старались не работать. О наказании за непочтение к празднику свидетельствует такой рассказ. В селе Никольском (Московская область) немец-управляющий (по рассказам крестьян, очень жестокий) отправил людей на покос на Летнюю Казанскую. Крестьяне начали ему говорить о том, что сегодня большой праздник, работать нельзя. Однако он даже слушать их не стал. Днём разразилась страшная гроза и ударила в княжеский скотный двор, из-за чего погибло очень много скотины. С того времени на Казанскую здесь не работали.

Женщины в этот день не стирали на реке — боялись, что их утащит Водяной.

Считали, что с этого дня наступала самая жаркая пора. Начинали готовиться к уборке хлеба. День считался открытием жатвенной страды, о чём говорят поговорки и пословицы:

  • На Казанскую — начало уборки ржи;
  • Зерно в колосу — торопись жать полосу;
  • Жатва поспела, и серп изострен;
  • На острую косу — много сенокосу.

Народ в этот день занимался сбором вишни, из которой варили на зиму вкусные компоты и варенье. Подмечали, что на Казанскую обычно поспевает черника, которую считали не просто лакомством, но и употребляли в качестве эффективного лекарственного средства.

Девочка Матрена и пресвятая Дева — история иконы

В названии отражается история появления Казанской иконы — была она явлена в г. Казани при весьма необычных обстоятельствах. Это был период после сильного пожара, пострадала добрая половина Кремля, иноверцы начали говорить о том, что христианский Бог гневается на Свой народ.

Отроковица (так называют детей от 6 до 14 лет) по имени Матрена увидела во сне Пречистую Деву, которая сказала ей отправиться на поиски образа. Девочка рассказала о своем сне родителям, но они не приняли его всерьез. Но видения повторялись, и вот наконец мать сдалась — она сама пошла на пепелище. Там была обретена икона Царицы Небесной, которая именуется явленной (чтобы отличать «оригинал» от множества последующий копий).

Весть о чудесной находке моментально облетела весь город, правящий архиерей явился под звон колоколов, чтобы поклониться святыне. Во время первого же крестного хода по городу, возле образа прозрело двое слепых. В летописи святителя Ермогена, который был очевидцем многих из перечисленных событий, зафиксировано еще 16 чудес:

  • паломник из другого города избавился от неизлечимой болезни (какой — не указано);
  • слепой младенец прозрел;
  • невестка некоего боярина исцелилась от болезни ног;
  • вышли бесы из нескольких женщин — подобные же события происходили, наверняка, и в остальное время, ведь к образу сразу потянулись страждущие.

Образ стал храниться в ближайшем храме, а на месте чудесного события Иван Грозный выстроил монастырь: Матрена с матерью стали там инокинями. В 1594 г. состоялась закладка Казанского собора, куда жертвовали много драгоценностей и золота. Например, Екатерина II подарила иконе новую ризу с собственными бриллиантами.

Как был утрачен образ?

В одну из июньских ночей, а именно с 28 на 29 число, в храм проник вор. Звали этого человека Стояном Чайкиным. Поживился же он не только ликом Богородицы, но и образом Спаса, а также пожертвованиями прихожан.

Протоколы жандармов сохранились, как и предписание прокурора. Вор был пойман в рекордно короткий срок, однако похищенного при этом человеке не было обнаружено. Согласно оставшимся после этого дела записям, грабитель пояснил, что драгоценные оклады проданы, а доски с образами разрублены и сожжены в печи.

Вполне возможно, что на следствие оказывалось давление и жандармы были вынуждены закрыть дело и передать вора в руки судьи в сжатые сроки. Ничем иным объяснить то, что дознаватели удовлетворились данными грабителем пояснениями, не представляется возможным.

Стоимость похищенных окладов составляла не один десяток тысяч рублей. Даже если допустить, что вор реализовал их за пару бутылок самогонки, то возникает вопрос о том, куда грабитель успел истратить похищенные пожертвования, которых было не менее 600 рублей?

Учитывая то, что перед этим ограблением было совершено несколько попыток, оказавшихся неудачными, возникают сомнения как в вине осужденного, так и в факте уничтожения чудотворной иконы.

Предание о Казанской иконе Божией Матери

История иконы Казанской Пресвятой Богородицы, в сравнении со многими другими известными нам сказаниями о чудотворных иконах Богоматери, является повестью не об одном святом образе, на протяжении веков источающем  милости и чудеса, а о многих списках с иконы, которые ничем не отличались от первообраза по силе их чудотворения и заступничества в трудные для России времена.

Чудеса от иконы Казанской Пресвятой Богородицы начались еще задолго до ее обретения и всенародного прославления. Под несомненным покровом Пресвятой Богородицы 1 октября 1552 года Казанское ханство было присоединено к России царем Иоанном Грозным, и началось просвещение татар светом христианской веры. Несколько десятилетий спустя, в 1579 году, Казань опустошил страшный пожар, который магометане восприняли как гнев Божий на христиан. «Вера Христова, — по словам летописца, — сделалась притчею и поруганием».

В это непростое время девятилетней дочери стрельца Даниила Онучина Матроне было чудное видение во сне Божией Матери, Которая повелела достать из земли Ее святой образ, сокрытый еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. После нескольких неудачных попыток Матроны обратиться за помощью в этом деле и троекратного явления ей Богородицы,  девочка со своей матерью сама раскопала в указанном месте святую икону.

На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в расположенный рядом храм святителя Николая, откуда, после молебна, он был отправлен с крестным ходом в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, что было явным знамением покровительства Божией Матери просвещению мусульман православной верой. Некоторое время спустя святой образ был поставлен в построенном по повелению царя Иоанна Грозного на месте его явления  храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь же  был основан и женский монастырь, в котором приняли постриг юная Матрона и ее мать.

В 1594 году митрополитом Казанский Гермогеном была составлена «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».

В период Смутного времени, когда Русскую землю раздирали междоусобицы, а поляки захватили Москву, по призыву Православной Церкви в лице московского святителя  Гермогена русский народ поднялся на защиту веры и Отечества. Находясь под стражей, святитель сумел тайно отправить в Нижний Новгород свое воззвание, которое вдохновило жителей собрать ополчение во главе с князем Димитрием Михайловичем Пожарским. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, который передали князю Димитрию. Взбранная Воевода покровительствовала русскому воинству, и Ее заступлением Россия была спасена. Ополчению, преодолевшему огромные трудности и отбившему многочисленное войско, предстояло еще взять штурмом Китай-город и Кремль. После трехдневного поста и усердной молитвы о милости перед образом Казанской Пресвятой Богородицы, была явлена милость Божия. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением находившегося в плену архиепископа Арсения о спасении России, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня так же был отвоеван  Кремль. В честь этого события царь Михаил Федорович установил празднование Казанской иконе с крестным ходом два раза в год — 8 июля и 22 октября.

В 1709 году, накануне Полтавской битвы, император Петр Великий со своим воинством молился перед одним из списков чудотворной иконы Казанской Божией Матери, а в 1721 году царь Петр перенес еще один список из Москвы в Петербург. Этот дивный образ Казанской Богородицы, после долгих странствований по разным петербургским храмам, в 1811 году обрел свое постоянное место в созданном для него Казанском соборе.

В следующем, 1812 году, перед отъездом в армию, в Казанском соборе князь М. Кутузов со слезами просил Пречистую Богородицу спасти Россию. Прошло менее полугода и здесь же, в Казанском соборе, 25 декабря 1812 года служили благодарственное молебствие «За  избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Сюда, к Казанской иконе Божией Матери, по окончании войны стекались пожертвования русских людей в благодарность за избавление от врагов, а также различные победные трофеи. Собор в честь Казанской иконы стал храмом-памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Чудесное обретение

1579 год, Казань. После взятия города царем Иваном Грозным прошло почти тридцать лет. Русские люди осваивают Поволжье. Всё больше местных принимают православие. В этом же году город терпит сильнейшие бедствие — пожар. Огненная стихия уничтожает часть Казани. Девятилетней девочке Матроне, дочке купца, является Пресвятая Богородица.

Она поведала девочке, что в земле под развалинами их дома спрятан её чудотворный образ. Родители Матроны поначалу не поверили в рассказ дочери, не поверило и духовенство. Но чудесное явление Девы Марии пред очами девочки повторилось трижды. Образ нашли именно там, где указала Богородица, он был зарыт на глубине около 1 метра и завёрнут в ветхие одежды, но сам при этом пребывал в хорошем состоянии. Позже на этом месте построят женский Богородицкий монастырь, а первой монахиней этого монастыря станет та самая девочка, Матрона.

Списки с иконы

Первый список  с чудотворного образа, явленного в Казани, был сделан в самый год обретения святыни — в 1579 году и послан в Москву. Особо чтимым являлся чудотворный список, который был поднесен казанскими дружинами князю Димитрию Пожарскому. Как сообщает Никоновская летопись, по изгнании поляков из Москвы, князь поставил Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. После, когда  иждивением князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор,  святой образ был перенесен туда. В настоящее время икона  хранится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

Второй важнейший чудотворный список с Казанского образа, спасший Россию в Отечественную войну 1812 года,  с 1721 года находится в Петербурге (с 1811 года — в Казанском соборе).

Об остальных чтимых иконах Казанской Пресвятой Богородицы можно прочесть в книге «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. (Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901). Здесь мы ограничимся лишь их перечислением:

Ярославская-Казанская икона (1588 г.), Казанская, находящаяся в городе Вязниках (начало XVII столетия), Каташинская-Казанская икона (1622 г.), Нижнеломовская-Казанская икона (1643 г.), Тобольская-Казанская икона (1661г.) Каплуновская-Казанская икона (1689 г.), Вознесенская-Казанская икона (1689 г.), Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе (1695 г.)  Казанская, находящаяся в Суздале (XVII столетие), Каргопольская-Казанская икона (1714 г.), Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре (начало XVIII столетия), Карповская-Казанская икона (1725 г.), Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни (1812 г.), Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре, Павловская-Казанская икона, Иркутская-Казанская икона, Казанская, находящаяся в Темниковском Преображенском соборе.

В чем помогает и значение иконы «Казанской»

Лик Богоматери представляет собой образ Одигитрии Путеводительницы, которая огромное количество раз помогала людям обрести свой истинный путь.

В период Смуты на Москву под Ее защитой отправились целые воска, в скором времени принеся освобождение города от польских самозванцев и захватчиков.

До начала всеми известной Полтавской биты Петр I именно перед списком этого изображения защитницы произносил одни из самых сильных молитв. А в 1812 г. этот же Святой лик помог российским солдатам отбить набег французских недругов, тем самым получив начало побед русских войск против Наполеона в Отечественной войне. Также перед Ней стоял в молитве, и князь Михаил Кутузов прежде чем направиться в действующую армию.

Но благословение и спасение образа могут получить не только войска и правители государств, простой народ также обращается за помощью к «Казанской» Богоматери, и список чудес, которые Она дарует людям постоянно увеличивается.

Казанская икона Божией Матери в жизни России

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года. Но это стал один из первых ударов. А за двенадцать последующих лет невзгоды расшатали и разрушили великую империю.

Почитание Казанской иконы в Москве

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках.


Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве

Обретение чудесного образа в Санкт-Петербурге

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра.

С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.


Образ Казанской иконы Божией Матери

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, воздвигли монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас разобрали, большевики забрали 129 пудов серебра и более 37 фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворную икону спасли от них. Сначала она оказалась в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова. А вот уже с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь. Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2021 года, начинаются работы по его воссозданию.


Казанский Богородицкий монастырь на гравюре Э. Турнерелли. Начало XIX века

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы. В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда еще деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора.


Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади (Москва). Найденов Н. А. 1883 г.

Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов, а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум.


Казанский собор на Красной площади. Построен в 1990-х. Современный вид

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.


Храм иконы Казанской Богородицы в Коломенском. Современный вид

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Муроме Владимирской области. Казанская церковь в старинных актах известна под именем «Николы Можайского». Первое упоминание об этой церкви датируется 1574 годом. В 1630 году церковь сгорела. Спустя некоторое время храм был построен заново. Церковь была закрыта постановлением ВЦИК от 20 января 1930 года, снесена в 1936 году.


Казанская церковь в Муроме

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена надвратная церковь Троицкого монастыря в г. Муроме Владимирской области. Церковь была выстроена в 1648 году. Размеры церкви миниатюрные. В плане она в два раза меньше, чем Троицкая церковь. Наружный размер, включая и алтарную часть, составляет всего 2,5 сажени. Однако благодаря тому, что церковь приподнята над «вратами», выполняющими роль парадного входа в монастырь, а также благодаря необычной для этого времени шатровой композиции, Казанская надвратная церковь не уступает Троицкой.


Казанская церковь Троицкого монастыря в Муроме

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, на Большой Дмитровке. В середине XVII века в Георгиевском монастыре появилась вторая, «теплая», церковь — в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами святого Алексия человека Божия и святой Екатерины. Храм датируется 1652 годом. Храм уничтожили в 1935 году и на его месте построили четырехэтажное типовое здание школы.


Казанская церковь в Москве, на Большой Дмитровке

В честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области. Церковь была построена в XVII веке. Церковь подверглась реконструкции в 1998 году.


Казанская церковь в д. Юрино Балахнинского района Нижегородской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector