Иоанн павел ii

Деятельность за пределами Польши

Его деятельность была известна и за пределами Польши. Войтыла принимал участие в многочисленных научных конгрессах и симпозиумах. В Ватиканских Дикастериях он был членом Конгрегации pro institutione catolica, pro Sacramentis in Cultu Divino, Pro Cleris, был консультантом «Совета мирян». Он участвовал в синодах епископов в 1967 – 1977 годах, а в 1974 году был избран членом Совета Секретариата Синода. Особым выражением доверия Святого Отца Павла VI кардиналу Войтыле была просьба провести в Ватикане реколлекции в 1976 году для Святейшего Отца, кардиналов и сотрудников Римской курии.

Будущий папа Римский потерял семью, увлёкся христианским мистицизмом и занял место среди высших лиц католической церкви

Его настоящее имя — Кароль Юзеф Войтыла. Родина папы Римского — Польша, город Вадовице.

Он родился 18 мая 1920 года. Мать и старший брат рано умерли, и 1938 г. отец решил переехать в Краков.

18 мая 1920
день рождения Иоанна Павла II

Кароль много чем интересовался. Он увлекался театром, бегло говорил на 12 — 13 языках, сочинял стихи и пьесы, переводил с греческого, учился риторике и философии в Ягеллонском университете.

В Кракове имелись перспективы и для работы в театре, и для научной деятельности. Любой из этих вариантов навился Каролю. Но помешала война.

Ему пришлось браться за тяжёлый труд в каменоломне и на химзаводе, дабы спастись от депортации на работу в Германии. В 1941 умер отец, и Кароль почувствовал себя совсем одиноким.

Ян Тырановский — глава секты «Животворный розарий» — заинтересовал Кароля трудами католических мистиков и историей религии.

В 1942 году юноша решился попроситься выучиться на священника в подпольной краковской духовной семинарии.

На богословском факультете он защитил первую диссертацию — кстати, не единственную.

Потеряв отца, молодой Кароль Войтыла решил стать священником

Юноша безупречно зарекомендовал себя как священник. В 1967 папа Павел VI возвёл его в кардиналы-пресвитеры, и между ними сложились довольно тёплые отношения.

После смерти Павла VI Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем Иоанна Павла I.

Носил шорты и темные очки

В начале 1950-х священник Войтыла впервые поехал с университетской молодежью Кракова в горы Бещады — самый дикий район Польши, где не было ни турбазы, ни магазинов. Кароль ездил в светской одежде — приходилось соблюдать конспирацию. Пожалуй, это было самое тяжелое время в истории Польши: люди не доверяли друг другу, писали доносы в милицию на соседей, знакомых. Студенты же в своем кругу сблизились и могли говорить свободно обо всем.

Статья по теме

В Ватикан только с наличными?

— В 1954 году я впервые поехала на Мазурские озера, — рассказывает Тереза Жичковска. — Был и Войтыла — обычно он брал две недели отпуска. (В 1978-м, за три месяца до избрания на папский престол, Кароль, как обычно, отправился на озера. — Авт.). Тогда почти никто из нас не умел ходить на байдарках, но, научившись, Кароль любил заплыть подальше от берега и помолиться. И с нами проводил богослужения — обычно в лесу, чтобы не увидели чужие, так что фотографий нет, это было опасно. Он был нашим гостем, но, как и мы, играл в футбол и даже однажды повредил ногу, спал со всеми в палатке, накрывая еловые ветки пледом. Правда, у Войтылы был еще матрац, но со временем возникла традиция в последнюю ночь разыгрывать, кому на нем спать. Мы считались: раз, два, три — на меня покажи. На кого указывали, тот и спал на матраце, а Войтыле часто приходилось перебираться на место попроще. В этих походах мы сблизились еще больше, некоторые даже поженились. Я тоже там узнала своего мужа, и после свадьбы мы уехали на три месяца на озера. Это было наше свадебное путешествие, и с нами был священник Кароль Войтыла — в шортах и темных очках.

С каждым годом участников походов становилось все больше, одной кухни уже не хватало — их стало несколько, и каждая считала за честь пригласить ксендза к своему столу. Когда Войтыла стал епископом, ребята шутили: «Ну, конечно, теперь вы не будете есть такую еду. Вы, наверное, любите какую-нибудь курочку, салаты, а у нас все просто — овсяная каша…»

На деле папа был очень непритязательным в еде. В Кракове он любил есть яичницу прямо со сковородки, но когда стал папой, никто из обедавших с ним не мог вспомнить ни одно из блюд, потому что все смотрели только на Его Святейшество. Г-н Скварницки слышал, что он обожает русские пироги и вино «Токай». А Анджей Бардецки признался, что никогда не видел епископа Войтылу, пьющим водку. И даже в самое хорошее итальянское вино папа вседа доливал воду. Как-то Иоанн Павел II пригласил к себе во дворец президента Италии с супругой. Одним из блюд был простой польский суп — с морковкой, капустой, что-то вроде щей. Но он так понравился супруге президента, что она попросила рецепт.

…Корреспондент газеты «Тыгодник повшехны» Ян Счалка, который здорово помог мне в поездке по Польше (спасибо ему огромное), переводя мой вопрос одному из друзей понтифика, сказал: «После встречи с папой в Риме Таня решила сделать материал о польских местах, связанных с Иоанном Павлом II». Он, конечно, слукавил. Решив таким образом облегчить мою участь — с 1978 года, когда Кароля Войтылу избрали папой, польские города и деревни были вдоль и поперек изъезжены журналистами со всего света, а люди, продолжавшие общаться с папой, просто устали от интервью и не считали своим долгом отвечать на вопросы каждого журналиста. Поэтому я искренне благодарна всем, кто согласился со мной встретиться.

Переезд в Краков

После окончания средней школы в 1938 году он с отцом переехал в Краков, где начал изучать польскую филологию в Ягеллонском университете. Обучение было прервано началом Второй мировой войны. Во время оккупации молодой Войтыла работал разнорабочим на каменоломнях химического завода «Сольвей» в Кракове (Борек-Фаленцкий), совмещая это с деятельностью в подпольном «Рапсодическом театре». Также он участвовал в подпольных образовательных курсах. В 1941 году умер его отец. Через год после этого события он решил поступить в Высшую духовную семинарию в Кракове, основанную архиепископом А. С. Сапегой.

Последние годы

Папа Павел отверг Георгия Подебрадского (короля Богемии Георгия), потому что он поддержал соглашения Базельского совета в пользу утраквистов . В августе 1465 года Павел II вызвал Георгия перед римским трибуналом. Когда король не приехал, Павел вступил в союз с повстанцами в Богемии и освободил подданных короля от присяги на верность. В декабре 1466 года он объявил о запрете отлучения от церкви и приговора к смещению в отношении Георгия. Апологет Джорджа, Григорий Хаймбергский, впоследствии обвинил Пола в безнравственности, что привело к отлучению самого Грегори от церкви.

Как раз когда добрая воля короля склонила Папу к примирению, Павел внезапно скончался от сердечного приступа 26 июля 1471 года. Сообщения о смерти менялись. Некоторые утверждали, что он потерял сознание от тяжелого несварения желудка после чрезмерного употребления дыни. Некоторые ( в основном критики понтифика) говорит , что он умер в то время как будучи насиловали на странице мальчика . Тем не менее его смерть привела к созданию вакуума власти в Центральной Европе — особенно после смерти самого Подебрады в марте того же года.

Выборы

Барбо был избран преемником папа Пий II по accessus в первом туре на папском конклаве 30 августа 1464 года с большинством четырнадцати из девятнадцати кардиналов настоящего времени . Своим избранием он частично обязан неудовлетворенности некоторых кардиналов политикой своего предшественника.

После вступления в должность Павел II должен был созвать Вселенский собор в течение трех лет. Но эти условия подписки были изменены Павлом II по его собственному усмотрению, и это действие лишило его доверия Коллегии кардиналов. Оправдание для отмены капитуляции, которая , по мнению посла герцога Миланского уже 21 сентября, состояла в том, чтобы связать любое ограничение абсолютной монархии Папы в Папской области с последующим ограничением его единоличной власти в духовных вопросах. . Практически после коронации Павел удалился и стал недоступен: аудиенции разрешались только ночью, и даже хорошие друзья ждали две недели, чтобы увидеть его. Его подозрительность была широко подтверждена.

Пол красился на публике. История кардинала Амманати о том, что он намеревался взять имя Формоз II (что означает «красивый») в честь папы Формоза , но его убедили не делать этого, повторяется чаще, чем история о том, что его отговорили от Марка , поскольку он был венецианцем и кардиналом. из Сан — Марко , потому что это была также война клич Венеции. У него была папская тиара, сделанная для его собственного использования, усыпанная «бриллиантами, сапфирами, изумрудами, топазами, крупным жемчугом и всеми видами драгоценных камней». Он построил Палаццо Сан-Марко (ныне Палаццо Венеция ) и жил там даже в качестве папы, накопив огромную коллекцию произведений искусства и древностей.

Чудо Иоанна XXIII

Стоит отметить, что для причисления к лику святых Папы Римские должны сотворить два чуда, однако случай с Иоанном XXIII считается практически беспрецедентным: ведь бывший понтифик лишь раз совершил чудо: в 1966 году он излечил монахиню от серьезного заболевания желудка. Как вспоминала родственница исцеленной монахини Катерины Капитани (Caterina Capitani), врачи обнаружили у Сестры Катерины это заболевание, когда она находилась к крайне тяжелом состоянии. Двадцатитрехлетняя служительница католической церкви безуспешно перенесла около 14 операций и находилась между жизнью и смертью. Когда ее подруги заглянули проведать больную, они принесли ей портрет Папы Иоанна XXIII.

И именно в этот момент Сестра Катерина проснулась и сразу же осознала, что она исцелилась. Как вспоминают очевидцы, монахиня расцветала на глазах, у нее изменился цвет лица. Вскоре Катерина заявила, что она голодна, что само по себе было удивительно при такого рода заболевании. «Папа Иоанн сказал мне, что я исцелена,» – поведала монахиня своим сестрам.

Папа Римский Иоанн XXIII умер в июне 1963 года и был признан блаженным Иоанном Павлом II 3 сентября 200 года. Несмотря на то, что у понтифика «не хватает» чудес, Папа Франциск все же решил причислить его к лику святых за его особый вклад в развитие католической церкви.

Ранний период жизни

Пьетро Барбо родился в Венеции , в семье Никколо и Поликсены Кондульмер Барбо. Его мать приходилась сестрой папе Евгению IV (1431–1447). Через своего отца он был членом благородной семьи Барбо . Его принятие духовной карьеры после того, как он получил торговое образование, было вызвано избранием его дяди папой. Его последующее продвижение по службе было быстрым. Он стал архидиаконом Болоньи и епископом Червии и Виченцы, а в 1440 году стал кардиналом-диаконом . Барбо приобрел популярность благодаря своей щедрости. Он хвастался, что в случае избрания папой купит каждому кардиналу виллу, чтобы спастись от летней жары.

После того , как был скрутки аббата из Санта — Мария в Sylvis так 1441, в 1445 году ему удалось Giuliano Cesarini , как протопоп из базилики Ватикана . Барбо имел большое влияние при Евгении IV, Николае V и Каликсте III, но в меньшей степени при Пии II. Барбо имел явную склонность одеваться в роскошные церковные наряды.

Чудеса Иоанна Павла II

На счету этого понтифика имеется необходимое для канонизации количество совершенных им чудес, которые, к слову говоря, произошли после его смерти. Первое из них случилось еще в 2005 году, когда Иоанн Павел II исцелил французскую монахиню от болезни Паркинсона.

Как утверждает монахиня, в 2005 году ее состояние настолько ухудшилось, что она решила уйти из церкви на покой. Такое решение она приняла спустя два месяца после смерти понтифика. Когда Марие начала улаживать все формальности, одна сестра призвала ее не терять надежды и посоветовала написать на бумаге имя Иоанна Павла II, чтобы тот придал ей сил. «Я не хотела ничего писать при ней, потому что это дается мне с трудом, особенно, когда кто-то за мной наблюдает. Но я все же написала. Надпись была практически неразборчивой,» – вспоминает монахиня. Но позже она ощутила потребность писать дальше, с удивлением отметив, что этот процесс больше не приносит ей неудобств, а все выводимые ей буквы можно с легкостью разобрать. Утром Марие ощутила вместо привычного недомогания и боли некий прилив сил. «Мое тело изменилось. И я поняла, что я излечилась.»

Три года назад Флорибет Мора Диаз (Floribeth Mora Diaz) услышала от врачей ужасные слова: она неизлечимо больна, и ее кончина всего лишь вопрос времени. Частично парализованная женщина находилась на лечении  дома. И 1 мая 2011 года ей в руки попал журнал с фотографиями Иоанна Павла II, его образ мгновенно возник перед ее глазами.

Совпадение или нет, но именно в этот день в Ватикане проводилась беатификация понтифика. «Флорибет, вставай, что ты здесь делаешь? Почему ты не сходишь на кухню к своему мужу?» – спросило больную женщину ее видение. «И я ответила, что теперь я отлично чувствую, и я иду, иду,» – вспоминает Флорибет, с уверенностью заявляя, что на следующий день она полностью исцелилась. Она незамедлительно обратилась к медикам, которые были просто шокированы: женщина была абсолютно здорова. Сегодня Флорибет была почетной гостьей на канонизации понтифика, которому обязана жизнью.

Иоанн Павел II — первый папа не итальянского происхождения за последние 455 лет

Почти пять веков папами Римскими становились исключительно итальянцы. Так могло случиться снова. По крайней мере, папа Иоанн Павел I — итальянец.

Когда в 1978 году его избрали, казалось, традиция продолжится. Но через 33 дня новый понтифик неожиданно скончался.

Официально — инфаркт миокарда, хотя есть и сторонники теории заговора.

Иоанн Павел I умер через 33 дня папства, из-за чего состоялось новое голосование, на котором понтификом избрали его друга, Кароля Войтылу

Новость обескуражила духовенство. Никто не полагал, что думать о смене придётся так скоро. Высшие чины духовенства опять заперлись в конклаве для выборов нового понтифика.

Голосующие никак не приходили к решению. Два итальянца — архиепископ Генуи и Джованни Бенелли — были фаворитами.

1-й поляк
ставший Папой Римским. Этим замечателен Иоанн Павел II

Но ни одно из решений не удовлетворяло всех присутствующих. Постепенно вперёд вышел аутсайдер — Кароль Войтыла. И победил!

Он — первый поляк, ставший папой. СМИ родственных наций с удовольствием отмечали, что папа — славянин.

Эти стечения обстоятельств похожи на Божественное проведение. И, как показывает история, Господь в своём выборе не ошибся: Иоанн Павел II стал выдающимся папой Римским.

Habemus Papam (У нас есть Папа)

После смерти Папы Павла VI и его преемника Иоанна Павла I в результате конклава 16 октября 1978 года архиепископ Кароль Войтыла был избран Папой, приняв имя Иоанна Павла II. Он был первым поляком и одновременно первым епископом Рима за 445 лет, который был родом не из Италии. Его избрание на престол Петра значительно повлияло на историю Восточной Европы в конце XX века. Cвое первое зарубежное паломничество он совершил в Латинскую Америку, что было весьма неожиданно на фоне предыдущих папских понтификатов. За 27 лет понтификата он посетил 135 стран мира и совершил 142 путешествия по Италии. Впервые он приехал на родину 2 июня 1979 года, когда произнес памятные слова: «Да сойдет Дух Твой! И да обновит лик земли, этой земли». Патриотический настрой и поддержка поляков, живущих в коммунистической стране, ещё больше способствовали росту его авторитета. Он совершил ещё шесть паломничеств в Польшу.

На протяжении всего своего понтификата Иоанн Павел II неустанно боролся за достоинство каждого человека, выступая против абортов и эвтаназии – цивилизации смерти. Он был известен тем, что вёл широко понимаемый межрелигиозный и межкультурный диалог. Он осудил антисемитизм, совершив молитву у Стены Плача в Иерусалиме. Помня о молодых людях, он инициировал систематические встречи с молодёжью — Всемирный день молодёжи, который впервые прошёл в Риме в 1985 году. Он передал своё учение верующим во многих письмах, наставлениях, апостольских конституциях и четырнадцати энцикликах, в том числе «Redemptor hominis» (Искупитель человека), «Dives in misericordia» (Бог, богатый милосердием), «Laborem exercens» (Совершая Труд), «Centesimus annus» (Сотый Год), «Solicitudo rei socialis» (Забота о делах социальных). Преодолевая множество преград, он всегда был открыт для других людей. Он выразил это во время встречи с преступником Али Агджой, который совершил покушение на Папу 13 мая 1981 года на площади св. Петра в Риме.

биография

Окончив классический лицей в , поступил на факультет полонистики Ягеллонского университета в Кракове, где изучались филология, литература и философия народов Польши. Он успел пройти вводный курс русского языка и курс церковнославянской письменности .

В Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы подпольной Краковской духовной семинарии. В кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевёл Войтылу вместе с другими «нелегальными» семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль оставался до конца войны.

1 ноября Кароль Войтыла был рукоположен в священники. В июне в Папском Международном Атенеуме «Ангеликум» он защитил докторскую диссертацию по произведениям Иоанна Креста. Затем вернулся в Польшу, где в июле 1948 его назначили помощником настоятеля прихода в селе Негович, что на юге страны в гмине Гдув. В декабре 1948 года Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания. В августе 1949 года назначается помощником священника в приходе Св. Флориана в Кракове, но в сентябре 1951 года был временно освобожден от должности для подготовки к экзамену на звание университетского преподавателя.

В Войтыла защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию о возможности обосновать христианскую этику, исходя из этической системы Макса Шелера. После защиты диссертации, в октябре 1953 года начинает преподавать в университете этику и нравственное богословие, но вскоре коммунистическое правительство Польши закрывает богословский факультет и учёбу вынуждены перевести в Краковскую духовную семинарию. Тогда же ему предлагают преподавать в Люблинском Католическом Университете, где в конце 1956 он возглавил кафедру этики .

4 июля по назначению папы Пия XII Войтыла стал вспомогательным епископом Краковского архиепископства и титулярным епископом Омби. 28 сентября 1958 состоялось рукоположение в епископа. 16 июля избирается капитульным викарием Краковского архиепископства.

Между и 1964и он принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора. Сыграл важную роль в подготовке пастырской конституции «Gaudium et spes» и декларации о религиозной свободе «Dignitatis Humanae». Благодаря этой работе, в январе 1964 был возведен в сан архиепископа, митрополита Краковского.

26 июня папа Павел VI возвел его в кардиналы-священники с титулом церкви pro hac vice Сан-Чезарео ин Палатио . В августе , после смерти Павла VI, Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, однако тот скончался всего через 33 дня после избрания, 28 сентября.

В октябре состоялся ещё один конклав. Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II.

Конфликт

Болезненным моментом было его злоупотребление практикой создания кардиналов на груди , без публикации их имен. Стремясь привлечь новых кардиналов для увеличения числа преданных его интересам, но ограниченного условиями капитуляции, которая дала колледжу право голоса в создании новых членов, зимой 1464–1465 гг. Павел создал двух тайных кардиналов. оба умерли до того, как их имена были опубликованы. На своем четвертом году в качестве Папы он создал восемь новых кардиналов 18 сентября 1467 года. Пятеро были кандидатами, выдвинутыми королями, умиротворяя, соответственно, Джеймса II Кипра , Эдуарда IV Англии , Людовика XI Франции , Матиаса Корвина из Венгрии и Фердинанда I из Неаполя. ; один был способным администратором францисканцев ; а последние двое возвысили своего старого учителя и первого кардинала-племянника. Еще два кардинала-племянника были добавлены 21 ноября 1468 года. В знак своей растущей скрытности и паранойи он добавил еще двух кардиналов тайно на той же консистории и еще четырех в начале 1471 года, надеясь раскрыть их только в своем завещании. .

Напряженность вышла на первый план, когда, пытаясь ликвидировать лишние должности, Павел II приступил к аннулированию Коллегии аббревиатур , чьей функцией было составление папских документов; поднялась буря негодования, поскольку риторы и поэты с гуманистическим образованием давно привыкли получать выгоду от работы на таких должностях. Павел также выступил против . Бартоломео Платина был членом обоих и обнаружил, что его папская должность резко сокращена. Он написал брошюру с наглым требованием от папы отозвать свои ограничения и был заключен в тюрьму зимой 1464 года, но освобожден через четыре месяца.

В феврале 1468 года, когда Рим был изобилует политическими интригами, разжигаемыми римскими баронами и соседними князьями, Павел II арестовал Платину и других членов Академии по обвинению в безбожии, безнравственности и предполагаемом заговоре с целью убийства Папы. Заключенных допрашивали под пытками и в конце концов отпустили.

После своего освобождения 7 июля 1469 года Платина надеялась, что снова будет на службе у Павла II, который, однако, отказался от его услуг. Платина пригрозила отомстить и выполнила свою угрозу, когда по предложению Папы Сикста IV он позже написал свой Vitæ Pontificum Platinæ Historici liber de vita Christi ac omnium pontificum qui hactenus ducenti fuere et XX (1479). Не без объяснения причин, Платина изложила неблагоприятную характеристику характера Павла II.

Среди прочего, Платина сообщила, что Пий II предположил, что Барбо следовало называть Марией Пьетиссима , поскольку «когда он не мог получить то, к чему стремился, молясь, умоляя и прося, он присоединял слезы к своим прошениям, чтобы они как можно скорее поверили. . » Некоторые историки предположили, что это прозвище могло также быть возможным намеком на предполагаемое отсутствие мужественности, отражающее возможную гомосексуальность . Платина также изображает своего врага жестоким и заклятым врагом науки. На протяжении веков он влиял на исторические мнения, пока критические исследования не доказали обратное.

Хотя произведения Платины после конфликта запятнали бы наследие Павла II, конфликт оказал большее влияние на интеллектуальную среду Рима. Питер Партнер объясняет: «Вероятно, самым важным результатом было убедить литераторов в том, что в Риме будет соблюдаться культурное соответствие». Более ощутимо то, что после репрессий Павла II приобрела более религиозный оттенок, частично обратившись к богословию как средству узаконивания своих занятий.

Папа Иоанн Павел II общался с мировыми лидерами и участвовал в международной политике

Значимость Иоанна Павла II для XX века не переоценить. Он — один из самых влиятельных людей минувшего столетия. Взгляды папы отражались не только на политике Ватикана, но и на судьбах других стран.

Например, он сыграл не малую роль в том, что при смене власти в Польше не пролилась кровь.

Понтифик приложил руку к крушению коммунизма в Европе. Он неоднократно выступал против войн, не боялся осуждать политику таких держав, как Америка и Великобритания.

Он защищал права и свободы человека, отвергал авторитаризм.

Иоанн Павел II общался со множеством деятелей своей эпохи. На фото он со святой Матерью Терезой

Ватикан с государственным визитом посещала королева Великобритании — событие, до той поры немыслимое. Она пригласила понтифика с пасторским визитом посетить её страну.

Также Ватикан установил дипломатические отношения с Израилем.

Папа первым из католического духовенства протянул руку СССР и принял у себя министра иностранных дел Андрея Громыко.

После встречи с Горбачёвым Иоанна Павла II назвали борцом с атеистическим гуманизмом.

После двух встреч с Иоанном Павлом II М. Горбачёв остался атеистом, но стал уважать христианские ценности и сделал Рождество государственным праздником

«Totus Tuus» («Весь Твой»)

28 сентября 1958 года он был рукоположен в сан епископа Краковской архиепархии – он занимал эту должность до 1962 года. Он доверил всё своё служение и себя Деве Марии, произнеся слова «Totus Tuus» (Весь Твой), ставшие его епископским, а затем и папским девизом. После смерти главы архиепархии Э. Базяка он был избран викарием Капитула – временным управляющим Краковской архиепархии. Как епископ и архиепископ, он был участником Второго Ватиканского Собора, в ходе которого он внёс свой вклад в создание Пастырской конституции о Церкви в современном мире «Gaudium et spes». Это один из важнейших соборных документов о призвании человека и роли Церкви перед лицом перемен, происходящих в наше время.

В 1963 году Папа Павел VI назначил епископа Войтылу архиепископом митрополитом Краковским, а четыре года спустя, в июне 1967 года — кардиналом. Во время 14-летнего служения кардинал Войтыла реорганизовал работу курии, учредив ряд факультетов, на которых нашли работу многие миряне. Таким образом, следуя указаниям Второго Ватиканского Собора, он подчеркнул роль мирян в Церкви. Ему была особенно близка работа над повышением нравственности семьи и воспитанием молодого поколения. В работе Конференции польских епископов он тесно сотрудничал с Примасом Стефаном Вышинским в качестве его заместителя. Он также был председателем Комиссии апостольства мирян и Комиссии по делам католической науки. Он организовывал научные симпозиумы, в ходе которых заботился о мире католической науки и боролся за признание ее прав. Он опубликовал ряд статей и книг. Самыми известными из них являются «Любовь и ответственность», «Личность и действие», «У основ обновления Второго Ватиканского Собора». В 1972 году он инициировал пастырский синод Краковской архиепархии, длившийся 7 лет. Целью Синода было углубление религиозной жизни молодежи и католиков, вовлеченных в жизнь Костела. Он также подготовил архиепархию к 900-летию со дня кончины св. Станислава – покровителя архиепархии.

Попал под грузовик

В 1941-м Кароля перевели из каменного карьера в Закшовске близ Кракова на завод «Сольвей» — в это время вся молодежь под угрозой отправки в Германию должна была работать. Кароль в этом смысле ничем не отличался от других. Жизнь его становилась все более активной: духовная семинария, работа на заводе, театр, который он не мог бросить, обучение французскому…

Спустя три года Войтыла попал под грузовик и потерял сознание. Это было не покушение (они, увы, настигнут папу позже) — случайный наезд, но он лежал в больнице. А после выздоровления краковский кардинал Сапега взял его к себе во Дворец епископов и благодаря личным знакомствам помог освободить ослабленного Войтылу от работы на заводе. Надо думать, тогда это было непросто — Красная Армия стояла вблизи Варшавы, немцы всех без разбора заставляли рыть окопы, и если бы не забота Сапеги, Кароль мог быть там же — выбирать не приходилось.

В католической церкви есть традиция: после Нового года ксендз ходит по домам. Делал это и Войтыла, священник в деревне Неговичи. Перед уходом прихожане, как водится, давали ему деньги для прихода: купить для костела свечи, сделать ремонт… Ксендз брал деньги у более богатых, заходил к бедным и отдавал то, что взял перед этим. Домой возвращался без копейки. В его комнате была только кровать, крест на стене и место для молитвы.

— Когда моя дочь поехала в Рим, — вспоминала бывшая учительница Мария Часка, — то очень волновалась, узнает ли ее Иоанн Павел II, ведь она так похожа на меня. Подруга над ней посмеялась: «Зоська, ты такая глупая! Ну как папа тебя узнает — у него столько знакомых!» Когда папа подошел к ней, она начала говорить: «Отец святый, я…». Папа перебил: «Да, да, знаю, кто ты, потому что ты очень похожа на свою мать» — и подарил ей деревянные четки. Когда на аудиенцию приехала сама г-жа Часка, то долго не решалась подойти к папе, и тогда он сам неожиданно обратился к ней: «Минутку, минутку, кажется, это Марисия из Неговичи. Закончила физику, жила вблизи костела, помню, ничего не забыл».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector