Казанская икона божьей матери: история и значение образа, в чем помогает верующим

Иконография образа Покрова Пресвятой Богородицы

Традиции изображения образа Богоматери сформировались на Руси около XIII-XIV века. Датируемые этим временем росписи найдены на стенах псковского монастыря, а также в соборе города Суздаль.

В православной традиции различают два основных типа изображения Покрова Пресвятой Богородицы:

  1. Новгородский. Божия Матерь стоит над закрытыми Царскими вратами, подняв руки в молитве. Святой омофор держат ангелы. На хранимой музеем города Новгород иконе (XIV века) за Приснодевой виден храм с 5 куполами.
  2. Суздальский. Пресвятая Богородица остановилась перед храмом, руками держит покрывало над молящимися. Ниже Святой Девы на амвоне изображен святой Роман со свитком в руках. На втором плане находятся округлые церковные купола, базилики, природа, напоминающая виды Византии. Такой храмовый образ был обнаружен в монастыре города Суздаль, а сейчас он хранится в сокровищнице Третьяковского музея.

Читайте далее: Игоревская икона божией матери в чем помогает, значение

На различных иконах, выполненных позднее, описанные выше композиции могли объединяться, дополнятся новыми символами, несущими определенный смысл. Среди молящихся в храме изображались новые святые (Лев Мудрый, патриарх Тарасия, др.). Омофор или плат Богородицы мог быть красного или белого цвета (как на иконах XVI века). Обязательной на образе Покрова Богородицы является только фигура самой Заступницы. На современных полотнах Покрова Пресвятой Богородицы Пречистая чаще предстоит одна в полный рост, воздев кверху руки в молитве, а омофор парит над нею. В других вариантах Святая Мария обеими руками удерживает плат, обратившись взором к молящимся.

XVII век изменил позу Пречистой на образах Покрова. Святую Деву изображают повернутой на три четверти с приподнятой головой. Так передается ее молитва-обращение к Иисусу Христу, лик которого находится выше. Это напоминает композицию на древней росписи суздальских врат. Такой сюжет можно увидеть на памятниках XVII века. Например, образ Покровы, хранящийся в Государственном Русском музее.

Что символизирует икона Покрова, ее значение?

Покров Божьей Матери символизирует мир, согласие, защиту, безопасность и благоденствие. Считается, что молитва, обращенная к образу Покрова Святой Богородицы, защищает от внешнего зла. Поэтому верующие обращаются к этой иконе , когда есть внешняя опасность.

К защите Покрова прибегают даже грешники и преступники, которые страшатся воздаяния, возмездия. Главное – осознание совершенного проступка или причиненного зла. Покров Божьей Матери, исполненной любви ко всем людям, живущим на Земле, смягчает удары судьбы, последствия неправедных деяний, покрывает раскаянные грехи истинной любовью, служит утешением для сокрушенных духом.

Какие существуют приметы на Покров день?

В день Святого Покрова Божией Матери верующие люди наблюдают за приметами , которые позволяют предположить развитие событий в течение грядущего года.

Так, например, считается, что:

  • Если увидеть в небе журавлиный клин, то впереди будет ранняя и холодная зима.
  • Если на Покров выпадет снег, то ноябрь будет снежным, а если день будет относительно ясным и теплым, то морозов не будет и в декабре.
  • Если до Покрова не выпадет снег, то зима будет мягкой, без сильных морозов.
  • Если на Покров деревья сбрасывают листья полностью, то зима будет короткой и не очень холодной. А если листья еще остаются на деревьях, то следует ожидать холодную, суровую зиму.
  • Утеплять дом следует до Покрова. Если этого не сделать – то будешь мерзнуть всю зиму.
  • Чтобы дети не болели в течение года, в праздник Покрова их принято было выводить на порог дома и обливать водой, освященной в церкви, сквозь сито или решето.
  • Считается, что праздник Покрова незамужняя девушка должна праздновать радостно, чтобы Господь послал ей хорошего мужа в грядущем году.
  • Существует обычай для незамужних ставить свечи перед образом Покрова Божьей Матери. Если девушка успела поставить свечу первой – ей суждено выйти замуж в скором времени.
  • Считается, если парень на Покров высказывает знаки внимания – то, скорее всего, именно он и станет хорошим мужем.

Значение иконы «Пресвятой Покров»

С древних трактатов известно, что празднование данного святого образа началось в 1164 году, благодаря указу князя Андрея Боголюбского. В 910 году руссы и болгары осадили Константинополь. Императором Византии на то время был Лев Философ. Нападение на Византию в те времена редкость не было. Регулярные набеги совершали все соседние государства, а также племена язычников и мусульман.

В ночь осады города множество местных жителей отправились искать спасения в местный храм. Среди этих христиан был святой Андрей, которому и принадлежат слова этого великого свидетельства. В четыре часа ночи святой поднял голову и увидел в воздухе Матерь Божью в окружении сонма святых: апостол Иоанн богослов и святой Иоанн Креститель.

Матушка стала на колени и начала слезно молится за христиан, которые живут верой Бога. Пресвятая Дева очень долго молилась, а потом подошла к алтарю, сняла свой омофор (покров) и накинула его над всеми, кто в тот момент молились в церкви. Не доверяя своим глазам, Андрей спросил у Епифания: «Видишь, ли ты Царицу Небесную, которая молится за нас»? Епифаний ответил: «Вижу и ужасаюсь».

Далее Богородица закончила молиться и исчезла со своими сопровождающими и омофором. А у всех кто это видел, осталось ощущение спокойствия, покоя в душе и благодати. А воинство, которое осадило Царьград, было разметано вихрем. Так был спасен Константинополь.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Иоанн Шанхайский: мощи, житие, чудеса, о чем молиться

В XX столетии праздник Покров становится частью традиции православной церкви. Говорят, что икона Покрова Богородицы помогает во время нападений врагов и недоброжелателей. Некоторые священнику утверждают, что образ Покрова Богородицы спасла Грецию от завоевания во время Второй мировой войны.

Чудесный Покров Пресвятой Богородицы

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

На дворе осень. Опадает золотая листва, обнажаются поля, ещё недавно волновавшиеся тяжёлыми спелыми колосьями под набежавшим ветерком, в садах и на огородах кипит работа, а в небе тучами гомонят, готовясь к отлету, птицы.

Невольно вспоминаются стихи Ф.Тютчева:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…

Чудесный Покров Пресвятой Богородицы

Скоро, скоро в прозрачно-холодном воздухе согласно заговорят колокола, а певчие на клиросах воспоют: «Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием…»

Скоро, скоро грядет праздник Покрова Пресвятой Богородицы – один из любимейших церковных праздников русского народа. Его любили повсюду, но особенно он был любим и долгожданен в деревнях.

Закончены полевые работы, завершена подготовка к зиме, домашние животные заведены в теплые стойла, закрома и клети полны зерном, овощами, грибами и ягодами. Для работящей крестьянской семьи наступает пора заслуженного отдыха от земледельческих трудов.

Недаром праздник Покрова так образно и красочно отразился в фольклоре. «Если снег выпадет на Покров – счастье молодым. На Покров закармливают скотину пожинальным снопом и с этого дня держат её дома. Батюшка Покров, натопи избу без дров. Не ухитишь избу до Покрова, не будет такова».

Как известно, праздник Покрова появился в Византии в X веке. Столицу Византийской империи осадили сарацины (по другому источнику – славяне). Велико было их войско. Отчаялись жители Константинополя: ворвутся лютые враги в город, начнутся грабежи, польется кровь стариков, женщин и детей.

Чтобы отвести неминучую беду, сошлись горожане в храме иконы Божией Матери Влахернской и усердно молились Пречистой Владычице. Святейший Патриарх с молитвой воздевал руки к небесам, и ему вторили тысячи горожан.

В эту ночь развернула Царица Небесная Свой Покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины прочь. Константинополь был спасён от разграбления.

Возрождение памяти о чудесном Покрове Царицы Небесной

К сожалению, часто бывает, что люди забывают о благодеяниях, оказанных им. Так случилось и в Византии. Избежав опасности, ромеи – так называли себя жители Византии – забыли со временем о чудесном Покрове, спасшем город, и перестали праздновать это событие.

Именно Русская Православная Церковь сберегла в своих недрах праздник Покрова. Он стал известен на Руси, прижился здесь. На Русской земле учреждение праздника Покрова связано с именем великого Киевского князя Владимира Мономаха, «иже просвети Русскую землю, яко солнце луча пущая». Уже в начале XII века праздник Покрова устанавливается в Киевской митрополии. Затем на Владимиро-Суздальскую землю праздник перенёс святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Отсюда он и разошёлся по Руси.

Давно народ наш в большинстве своём живет в городах, но праздник Покрова любим, как встарь, ибо православный народ русский всем сердцем почитает Божию Матерь и знает о Её покровительстве над Россией.

Примеры Её заступничества за богоносный русский народ неисчислимы. Это спасение Москвы от орд Тамерлана; сохранение державы Российской в Смутное время; победа да над французским нашествием в 1812 году. И разве не Богородица умолила Сына Своего преложить гнев на милость, когда бронированные тевтонские полчища подошли к стенам первопрестольной Москвы? И нынче в сумятице распрей и нестроений не Она ли хранит Отечество наше от распада и гибели?

Щедро была украшена Русская земля Покровскими обителями и храмами. В Русской Православной Церкви было девятнадцать Покровских монастырей. В Хотьковском Покровском монастыре покоятся честные мощи родителей преподобного Сергия Радонежского – иноков Кирилла и Марии. До сих пор глядится в воды Ростовского озера построенная святым князем Андреем Боголюбским Покровская церковь, а на главной площади столицы нашей Родины величаво красуется храм Покрова-на-Рву – гениальное создание зодчих Бармы и Постника.

Как некогда над Влахернской церковью, так нынче над всей Россией, хранительницей Православия, распростерт благодатный Покров Божией Матери. От нас не требуется совершать подвиги, какие совершал святой Андрей. От нас требуется быть верными родной Церкви, молиться Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице.

Покров Пресвятой Богородицы. Поэма

Описание и композиция образа Богоматери

Специалисты считают, что при отсутствии икон Покрова, как и самого праздника, в Византии, образцами для русских мастеров могли послужить так называемые «акафистные» византийские образы, как бы иллюстрирующие песнопения Акафиста Пресвятой Богородице о ее заступлении, защите православных. Именно поэтому на большинстве образов изображается автор Акафиста, св. Роман Сладкопевец.

До XV в. существовало два известных извода иконы:

  • Суздальский; Пречистая написана на воздухе, перед Влахернской церковью; Она держит плат, простирая его над верующими; внизу – амвон, на котором стоит св. Роман, держащий свиток;
  • Новгородский, представляющий Богоматерь внутри церкви, над царскими вратами; Ее плат поддерживают Ангелы, Сама Пречистая подняла руки горячо молясь о погибающем мире Спасителю, чей образ написан вверху иконы.

В дальнейшем оба варианта постепенно объединяются, и к XVI в. иконография праздника складывается окончательно. Центр композиции – Богородица, простершая свой омофор (белого или, реже, красного цвета) над молящимися. Цвет плата выбирался иконописцами согласно с житием св. Андрея, описывающим его как «подобный молнии», блистающий. Как белый, так и красный являются цветами Царства Небесного.

Ниже Матери Божией изображается св. Роман и блаж. Андрей с учеником Епифанием, показывающий десницей на молящуюся Матерь Божию.

Кроме того могут изображаться предстоящие Пречистой святые:

  • слева – Ветхозаветные праотцы, пророки;
  • справа – мученики, святители, преподобные Новозаветного времени; среди этих изображений нередко можно увидеть патр. Тарасия, а также императора Льва Философа, при котором произошло чудесное явление, его супругу;
  • среди новозаветных праведников с XVI в. можно увидеть иногда некоторых русских святых;
  • на отдельных вариантах образа можно видеть также известное из житийной литературы явление Матери Божией св. Роману Сладкопевцу, когда Она даровала ему способность писать богослужебные песнопения.

В более позднее время появляются иконы, отклоняющиеся от сложившейся традиции изображения события.

  • Пресвятая Дева может изображаться вне храма, без свв. Андрея и Романа, покрывающий Своим омофором предстоящих Ей. Плат не снят с главы Матери Божией, Она простирает его, как полы плаща, над святыми. Именно такой образ создан в XVII в., например, на Украине.
  • Существуют также образы, на которых Богородица представлена держащей плат, но не изображены ни храм, ни предстоящие Владычице святые. Подобные изображения широко распространились в XIX – начале XX в. Несмотря на некоторую неканоничность, среди них ныне есть прославленные чудотворениями.

Богослужение и молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Богослужение начинается с раннего утра. Духовенство надевает белые одежды в знак чистоты Покрова и своих помыслов. Литургия будет долгой, читают акафист, тропарь, поют величание. Молитвы в этот день особенно прочувствованные, пронизанные мольбами. Люди верят, что защита Богоматери убережет их от бед. Церковь в праздник выглядит особенно нарядной, прихожанки надевают белые платки, это символ Покрова Ее, лица православных одухотворенные и просветленные.

Песнопения Покрову Пресвятой Богородицы

Песнопения для общенародного пения на Покров Пресвятой Богородицы:

1-й антифон:

Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

2-й антифон:

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники; Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.

Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы

Глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров Пресвятой Богородицы: Иконы

Покров Пресвятой Богородицы, икона — Северная Русь XVIII век

Икона в Церкви Покрова в с. Селезневе, XVIII векПокров Пресвятой Богородицы икона. Конец XVIII векаПокров Пресвятой Богородицы, современная икона

История Покрова Божией Матери

14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились.

Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ.

По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли.

Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

Тихвинская икона Божией Матери

Одна из особо почитаемых на Руси святынь. Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина. С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет, с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России. В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворный образ, увезли его в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну, протоиерею Сергию Гарклавсу, заботиться об иконе и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года. День празднования: 9 июля (26 июня по старому стилю). —————————————————Тихвинская икона Божией Матери (Одигитрия) — одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383 (княжение Дмитрия Донского, при митрополите Пимене), был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина — вторая половина 16 века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. На протяжении 16-17 веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание монастыря Иваном Грозным в 1560, осада монастыря шведами в 1613 и т. д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины 16 века с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы 16-17 веков из Тихвинского монастыря и др.). По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США. Празднование — 26 июня (9 июля).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector