Какую религию исповедуют татары? религия татар. татары

Национальный состав по районам (2010)

По данным переписи 2010 года

Район (город) Татары Русские Чуваши Удмурты Мордва Марийцы Украинцы Башкиры
Казань 47,6 % 48,6 %
Набережные Челны 47,4 % 44,9 % 1,9 % 1,3 % 1,2 %
Агрызский район 58,1 % 25,2 % 6,4 % 8,0 %
Азнакаевский район 86,1 % 11,2 %
Аксубаевский район 38,5 % 16,8 % 44,0 %
Актанышский район 96,9 % 1,6 %
Алексеевский район 30,5 % 58,6 % 6,3 % 3,0 %
Алькеевский район 64,2 % 15,7 % 19,2 %
Альметьевский район 55,2 % 37,1 % 2,8 % 1,4 %
Апастовский район 90,9 % 4,7 % 3,7 %
Арский район 92,7 % 5,9 %
Атнинский район 98,6 %
Бавлинский район 64,6 % 20,3 % 5,7 % 5,6 % 1,1 %
Балтасинский район 85,0 % 1,7 % 11,9 %
Бугульминский район 35,5 % 56,6 % 2,5 % 2,3 %
Буинский район 65,9 % 13,3 % 19,9 %
Верхнеуслонский район 24,9 % 65,8 % 6,2 %
Высокогорский район 67,2 % 30,4 %
Дрожжановский район 57,5 % 1,1 % 41,1 %
Елабужский район 42,6 % 51,7 % 1,0 % 1,2 %
Заинский район 57,5 % 39,2 % 1,4 %
Зеленодольский район 40,4 % 56,2 % 1,2 %
Кайбицкий район 67,7 % 26,2 % 5,3 %
Камско-Устьинский район 54,1 % 42,8 %
Кукморский район 78,6 % 5,3 % 14,0 % 1,4 %
Лаишевский район 42,1 % 55,1 % 1,0 %
Лениногорский район 51,5 % 37,0 % 4,5 % 4,6 %
Мамадышский район 76,3 % 20,1 % 1,3 % 1,4 %
Менделеевский район 52,8 % 35,6 % 4,4 % 4,0 %
Мензелинский район 60,1 % 35,4 % 2,7 %
Муслюмовский район 89,9 % 6,3 % 2,7 %
Нижнекамский район 50,2 % 43,9 % 2,5 % 0,7%
Новошешминский район 43,4 % 50,9 % 4,2 %
Нурлатский район 51,8 % 21,6 % 25,3 %
Пестречинский район 57,0 % 40,2 %
Рыбно-Слободский район 79,2 % 19,8 %
Сабинский район 95,4 % 3,2 %
Сармановский район 90,8 % 7,8 %
Спасский район 29,5 % 67,6 % 1,6 %
Тетюшский район 32,7 % 35,7 % 20,9 % 9,6 %
Тукаевский район 71,1 % 24,3 % 1,5 %
Тюлячинский район 89,2 % 10,1 %
Черемшанский район 54,1 % 17,8 % 22,8 % 4,2 %
Чистопольский район 40,1 % 55,4 % 3,0 %
Ютазинский район 74,6 % 21,3 %

Традиции и обряды

У каждого народа обряды имеют особенный уклад.

При рождении ребенка в мусульманских общинах Татарстана существует такая традиция:

  • обрезанная пуповина заворачивается в нательную рубаху отца;
  • губы новорожденного смазываются медом;
  • готовится купель;
  • спустя несколько дней мулла дает ребенку имя.

В свадебном обряде участвует сваха. Успешный договор с родственником жениха о размере калыма означает, что невесту засватали. Приданное ей собирают с детских лет. Свадьба проходит в двух половинах – мужской и женской. Но пока калым не выплачен, молодой муж посещает жену ночью, а живет у своих родственников.Усопших хоронят на второй день, а поминки проводят на следующий. Металлический предмет (как правило это лом) лежит в вырытой могиле до момента опускания в нее тела в саване. Молитвы – традиция для всех народов. Татары строго соблюдают ритуальную часть, формой веры которой был анимизм.

Шииты

Отдельной ветвью в Исламе являются шииты – название направления происходит от арабского слова, означающего «партия» или «приверженцы». После того, как умер Пророк Мухаммед ﷺ, некоторые мусульмане, которые придерживались той точки зрения, что только к потомкам Посланника Аллаха ﷺ должна переходить власть в мусульманской общине, сформировались в группу. Потомками Посланника Аллаха ﷺ называли детей его дочери Фатимы и детей его двоюродного брата Али.

Шииты считают, что божественное установление закрепило за родом Али право на имамат, то есть институт верховной власти и руководства мусульманской общины. С самого начала шииты были только политической партией, и гораздо позже, во время правления шестого имама Джафара ас-Садыка шииты стали самостоятельным религиозно-правовым течением в исламе.

Течение Шиитов можно разделить на группу умеренных, к которым относятся зейдиты и шииты-двунадесятники, а также группу крайних шиитов, к которым относятся алевиты, алавиты, исмаилиты. Зейдиты наиболее распространены в северо-восточной части Йемена. Одной из ветвей зейдитов являются нуктавиты, которые получили наибольшее распространение на территории Ирана. Идеологические воззрения зейдитов сближают их из всех направлений Ислама более всего с суннитами.

Army and military photos

Шиитов-двунадесятников еще называют имамитами и иснаашаритами. Это преобладающее направление шиитского течения, оно наиболее распространено в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне и Ливане. В других странах это направление также представлено, но меньше. Сторонники этого течения придерживаются взглядов джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

В рядах исмаилитов в девятом веке произошел раскол, в результате чего были выделены фатимидские исмаилиты, которые признавали скрытых имамов, а также карматы, которые признавали семь имамов. Направление карматов просуществовало только до начала двенадцатого века.

Когда же умер фатимидский халиф ал-Мустансир в 1094 году, в рядах исмаилитов произошел раскол, в результате чего появилось ответвление низаритов, то есть исмаилитов восточных, которые поддерживали идею, что к власти должен прийти старший сын ал-Мустанира Низар. Также появилось ответвление мусталитов, которые признавали имамом халифа Фатимидов аль-Мустали. Среди низаритских сект особо известна секта хашшашинов или ассасинов. Среди ответвлений исмаилитов известны также друзы.

Шиитские секты

Ряд шиитских сект, которые объединены между собой верой в наличие божественности у потомков Пророка Мухаммеда ﷺ по линии Али шиитских имамов, были объединены в мусульманской религии общим термином «гулат», что в переводе означает «преувеличение».

К таким сектам относятся:

  • алевиты, верующие в Али как представителя Всевышнего на земле, а не в Мухаммеда ﷺ;
  • гурабиты, верующие в то, что Пророку Мухаммаду ﷺ пророчество было представлено Джибрилем ошибочно, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ и Али были внешне очень похожи. Название секты в переводе означает «ворон», и такое название секта получила потому, что ее участники утверждали, что ошибка произошла из-за сходства Мухаммада ﷺ и Али, которые были похожи «как один ворон на другого»;
  • алавиты или нусайриты, верующие в троицу айн-мим-син (название произошло от первых букв имен Али, Мухаммеда ﷺ, а также Сальмана Перса). Представители алавитов распространены в западной части Сирии, в Турции и Северном Ливане, президент Сирии Башар аль-Асад является последователем данной группы. Само же название «алавиты» происходят от сочетания «Али-Алла», то есть «обожествляющие Али». Направление алавитов рассматривают как эзотерическое ответвление персидского исламского направления со схожим культом Али, приходящегося зятем и двоюродным братом пророка Мухаммеда ﷺ;
  • дамийты, верующие в то, что Богом был Али, а его посланником стал Мухаммад ﷺ;
  • базигиты, верующие в то, что Богом был Джафар ас-Садык, шестой имам, а все те имамы, которые были до него, были его посланниками;
  • йафуриты, верующие в то, что Богом был Муаммар из Куфы;
  • кайсаниты, верующий в то, что после смерти Хусайна ибн Али имамат перешел к Абуль Касиму Мухаммаду ибн аль-Ханафии. После того, как Абуль Касим Мухаммад ибн аль-Ханафия умер, данная секта разделилась на несколько более мелких;
  • представители крайнего эзотерического учения Ахл-е Хакк, которое вышло из месопотамских учений гулата и распространилось в западной части Ирана и в восточной части Ирака в курдской среде.

Традиции

У кряшен древние обряды сохранились дольше, чем у остальных групп татар. Существовали жертвоприношения духам-покровителям (киреметям). На Святки «Нардуган» проводились подворные обходы ряженых, молодежные игры, гадания. На Масленицу (Май бяйряме) устраивали катание на санях с гор, на второй день Пасхи — обряды общетатарского Сабантуя, угощение кашей (бярмянчек боткасы), подворный сбор крашеных яиц, состязания на майдане (сурян). На Троицу «Тройча», «Тручин», «Япрак бяйряме» или Петров день «Питрау» устраивали поминки, обряды Джиена, гостевания, молодежные игры. С Пасхи до Петрова дня молодежь устраивала хороводы.

Смесь стилей

Татары жили на рубеже разных культур. Восток, Европа, Россия, ислам, христианство, политеизм – все это повлияло на архитектурный стиль. Особенно яркими являются мечети. Поскольку религия монголо-татар — ислам, ханы активно строили культовые сооружения. Но изначально они не имели ничего общего с ажурными мечетями Турции и Саудовской Аравии.

Божьими домами становились замки. Это была вынужденная необходимость, поскольку Орда постоянно воевала. Впоследствии, по приказу Ивана Грозного, были разбиты почти все центры исламской культуры, до которых смогли добраться царские войска. Татары, проживающие на территории России, были вынуждены принять православие.

Последователи пророка

Основоположником данного вероисповедания стал Мухаммед. Этот простой человек жил в городе Мекке и долгое время работал торговцем. Мужчина получал видения, а в 615 году решил проповедовать публично. Вместе с поклонниками появились и преследователи. После его смерти ислам раскололся на две линии. Это было связано с тем, что ученики не могли определить, кто станет преемником пророка.

Меньшая часть стала сторонниками шиитского ислама, а более 90% – суннитского. К какой религии относятся татары сегодня? По верованиям они мусульмане-сунниты.

По теории, Мухаммед был предвестником слова Божьего. В отличие от христианства, пророк не был сыном Бога. Имя Аллах переводится как «единый бог», а его земной дом — это мечеть. Стоит отметить, что татары, которые привыкли вести кочевой образ жизни, не были склонны к строительству. Только благодаря принятию ислама на их землях появились города. Их проектировали архитекторы из арабских стран.

Как ислам вошел в жизнь татар?

До принятия ислама татарский народ исповедовал такую религию как тенгрианство. Это вера имела много отличий от того же ислама и других религий. Тенгрианство-это поклонение духам своих умерших предков и духам природы. В такой религии присутствовали магические обычаи, различные легенды.

В девятом веке предки современных татар стали исповедовать Ислам, который стал официальной верой для этого народа. Конечно, были противники этой религии. Но для государства татарского народа принятие Ислама стало положительным фактором. Открылось множество возможностей в развитии разных структур. Самым главным положительным фактором считалось приобщение к мусульманской культуре. В литературе и науке появились новые идеи. Благодаря исламу, культура татарского народа стала процветать и по этой причине система обучения стала возрождаться. Ислам изменил кочевую жизнь татар. У татар стали появляться большие города и красивые мечети.

В религии татар происходило множество реформ. Новые реформы влияли на татарское общество. Основным достижением мусульманских деятелей считались реформы, которые привели татар к “очищенному” Исламу.В итоге в начале двадцатого века вера отделилась от культурной и политической составляющей. Татарский народ считал себя мусульманами-суннитами.

Исповедовать ислам хотели не все из татар. Такую религию ввели под давлением Золотой Орды. Некоторые татары оставались христианами, но показывать свое настоящие отношение к православию не решались. Уже во времена царской России один из царей приказал разрушить центры и мечети исламской культуры. Таким образом, татарский народ стал принимать православие.

Видео

В этом видео показано, как проходит главный мусульманский праздник Курбан-Байрам.

Наверняка, большинство из вас на вопрос «Какая религия у татар?», не задумываясь, ответило бы «Мусульманство». Это с одной стороны верно, а с другой несколько не совсем точно. Традиционная религия татар – ислам суннитского толка. Исключения – крещеные татары, которые были обращены в православие.

По свидетельствам археологических раскопок, булгары (предки современных татар) стали приобщаться к мусульманству в первые десятилетия 9 века, а в 922 году Ислам был провозглашен официальной религией Волжской Булгарии.

Принятие ислама открыло перед булгарами огромны возможности. Во-первых, они получили возможность приобщения к передовой арабо-мусульманской культуре, во-вторых, принятие ислама способствовало широкому проникновению в татарскую культуру распространенных на Востоке научно-философских и литературно-художественных идей. А это в свою очередь, безусловно, сыграло весьма существенную роль в развитии культуры, литературы, науки и философской мысли у самих булгар. Таким образом, с принятием ислама были заложены основы для просвещения, стала налаживаться система обучения. Мусульманская школа в тот период являлась важнейшим фактором национальной консолидации и самосохранения.

В татарском обществе до начала XX в. сменились три поколения исламских реформаторов. К первому их поколению относятся Г.Утыз-Имани и Абу-Наср ал-Курсави, а наиболее ярким представителем второго поколения был Шигабуддин Марджани. Суть религиозного реформаторства этих деятелей заключалась в отказе от исламской схоластики, они призывали к поиску новых путей осмысления Ислама.

Деятельность мусульманских реформаторов последнего поколения пришлась на период культурного реформаторства в татарском обществе и на период втягивания джадидов в политику. Отсюда исходят и основные особенности мусульманского реформаторства конца XIX началаXX вв. Это, безусловно, стремление рассматривать ислам в рамках культуры и как часть культуры и активное участие религии в политике. Третье поколение реформаторов обеспечило движение татарско-мусульманского сообщества к секуляризации. Наиболее видными представителями данного поколения мусульманских реформаторов были Ризаутдин Фахрутдинов, Муса Ярулла Биги и Г
абдулла Буби.

Основным итогом деятельности всех трех поколений мусульманских реформаторов явился переход татарского общества к «очищенному» Исламу, то есть отвечающему требованиям времени. Эти идеи глубоко проникли и в толщу народа, в первую очередь, благодаря системе просвещения: джадидистским мектебе и медресе, и, безусловно, печатной продукции.

Итогом деятельности реформаторов к началу XX века стало отделение веры от культуры и политики, ну а религии пришлось занять подчиненное положение.

Татары
исповедуют Ислам уже более тысячи лет. Эта религия определяет их нравственный и духовный облик. Ее устои пронизывают все сферы бытия, общественные и семейные отношения, обычаи и традиции. Сила веры вдохновляет истинного мусульманина на благие деяния и удерживает от греховных поступков.

Сегодня Казань является одним из крупнейших мусульманских центров в России. Но все помнят, какой тернистый путь довелось пройти традиционному вероисповеданию татарского мира. В его истории были и расцветы, и периоды забвения. Однако, несмотря на государственные и политические изменения, современные жители Татарстана помнят, чтят и следуют религии, унаследованной от своих предков.

Ислам появился еще во времена Волжской Булгарии. С принятием этой религии она превратилась в полноценное государство и достигла небывалого расцвета в области просвещения. Истории известны имена великих булгарских ученых в сфере медицины, истории и исламской юриспруденции.

В результате нападения Золотой Орды Волжская Булгария потеряла свою независимость. С тех пор Ислам превратился в гонимую и запрещенную религию. Были разрушены сотни мечетей, а традиция строительства каменных культовых зданий навсегда утрачена. Медресе и молельные дома в то время ютились в небольших деревянных постройках. И лишь выделившись из состава Золотой Орды, татары вновь вернули официальный статус Исламу. Он стал мощным объединяющим фактором для населения Казанского Ханства, которое явилось правопреемником Волжской Болгарии.

выкупа праздники татар

Все же подавляющее принадлежит, большинство исламской вере и не зависимо от местности все отмечают мусульманские праздники:

  • Курбан-байрам — В день этот совершаются жертвоприношения, обычно используют животных вьючных (овца и т.п.). Мясом нужно поделиться со считается, знакомыми, что это приносит материальный очищает и достаток душу от всего плохого. Каждый проводит мусульманин омовение, надевает свою лучшую одежду торжественную. В мечети читаются особые молитвы. праздник Это в память о пророке Ибрахиме.
  • Ураза-торжество — байрам по случаю окончания священного месяца великого и Рамадан поста. В этот день накрывается для застолье родственников.
  • Сабантуй — празднуется весной по окончания случаю полевых работ. Люди собираются на местности открытой, где проводят конкурсы и веселятся.
  • рождения День Мухаммеда — Празднуют скромно, с небольшим мечети. В застольем читаются особые проповеди. Так точная как дата рождения не известна, его день в отмечают смерти пророка.

Распространение ислама

К кочевникам приезжали и исламские миссионеры. Причем, действовали они довольно активно, с каждым годом их проповеди слушало все больше людей.

Первым мусульманином, правившим Золотой Ордой, был хан Берке (1209-1266 гг.). Этот представитель монгольской знати принял ислам под влиянием среднеазиатских проповедников. Правда, тогда мусульман среди ордынцев было сравнительно немного.

«Мощное религиозное влияние на Золотую Орду оказывал Египет. Берке через своих послов в Каире присягнул халифату, основанному Бейбарсом. Халиф сам провозгласил благословение Аллаха на хана Берке и приказал сделать то же самое с мимбаров Каира, Мекки, Медины и Иерусалима. За Берке по указанию султана совершили хадж и потом рассказали о нем хану. Берке получил из Египта религиозные реликвии», – отметил Г. А. Федоров-Давыдов.

Разумеется, продвигая свою религию, арабы преследовали собственные стратегические цели. Внушающая ужас армия Золотой Орды могла быть серьезным союзником на геополитической арене того времени. Поэтому проповедники, восхваляющие учение пророка Мухаммеда, всë приезжали и приезжали, а средства на строительство мечетей и медресе всегда находились.

Помимо Средней Азии и арабских стран еще одним проводником ислама в Золотой Орде являлась Волжская Булгария, население которой в XIII веке было преимущественно мусульманским.

Буквально за несколько десятилетий XIV века представители ханафитского и шафиитского религиозных течений стали преобладать среди монголо-татарской знати и жителей городов Поволжья, Северного Кавказа и Крыма.

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа — жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш — печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма — домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак — тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава — угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак — сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия — закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.

 

Из напитков популярны:

  • айран — кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет — прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Преклонная архитектура

Несмотря на гонения и препятствия, часть памятников отстроилась и снова начала действовать. Особенно в столице современной Республики Татарстан. Кстати говоря, к этому приложили руку не только те татары, религия которых — ислам.

Первой постройкой, которая была заложена как символ двух конфессий (православие и ислам) в одном городе, стало восстановление места поклонения аль-Марджани. Не уступает по пышности еще одно мусульманское молитвенное сооружение в Казани – Апанаевская. Начало строительства стартовало в 1768 году. Что примечательно, проект одобрила сама Екатерина II, а средства выделила исламская община.


На территории современной России есть и другие, не менее знаковые памятники ислама. К сожалению, в первозданном виде их сохранилось очень мало, но исламская община продолжает активно трудиться над восстановлением своего наследия.

Несториане-кереиты

Одной из версий происхождения христианства у кряшен является предположение, что восприняли они свои традиции от азиатских несториан.

Несторианство возникло в Персии после того, как гонимая часть последователей Нестория иммигрировала туда из Ефеса. Из Персии несториане несли свое учение в Восточную Азию, а оттуда и в Китай. Уже в 420 году в Мерве появляется свой митрополит, и этот город становится одним из центров несторианского образования со школой и монастырем.

С войсками Чингис-хана пришли на территорию Поволжья представители племени кереитов, которые обрели христианскую веру почти в одно и то же время, как крестилась Русь.

Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом.

Хан при крещении получил имя Маргуз — Марк, всего было крещено около 200 тысяч человек.

Христиане кереиты, найманы и уйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников в Китае, Средней Азии и Персии. Монголы также исповедовали христианство несторианского толка, и в Золотой Орде существовал несторианский храм.

Аркадий Фокин, председатель совета ветеранов кряшенского движения: «Есть версия, что веру восприняли кряшены с древнейших времен. Известно, что сам Чингис-хан имел жену христианку, несторианского толка. И в войске его было много христиан».

В XIV веке с началом правления Хана Узбека (1312 — 1342 гг.) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Но христиане в Поволжье никуда не исчезли. Многие местные племена сохраняли верность Христу, а русские князья способствовали укреплению христианской веры.

В 1261 году митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом, по ходатайству великого князя Александра Невского с разрешения правителя Золотой Орды Берке в Сарай-Бату, столице Золотой Орды, была учреждена особая епархия, которая существует до сих пор! 

Как ислам вошел в жизнь татар?

До принятия ислама татарский народ исповедовал такую религию как тенгрианство. Это вера имела много отличий от того же ислама и других религий. Тенгрианство-это поклонение духам своих умерших предков и духам природы. В такой религии присутствовали магические обычаи, различные легенды.

В девятом веке предки современных татар стали исповедовать Ислам, который стал официальной верой для этого народа. Конечно, были противники этой религии. Но для государства татарского народа принятие Ислама стало положительным фактором. Открылось множество возможностей в развитии разных структур. Самым главным положительным фактором считалось приобщение к мусульманской культуре. В литературе и науке появились новые идеи. Благодаря исламу, культура татарского народа стала процветать и по этой причине система обучения стала возрождаться. Ислам изменил кочевую жизнь татар. У татар стали появляться большие города и красивые мечети.

В религии татар происходило множество реформ. Новые реформы влияли на татарское общество. Основным достижением мусульманских деятелей считались реформы, которые привели татар к “очищенному” Исламу.В итоге в начале двадцатого века вера отделилась от культурной и политической составляющей. Татарский народ считал себя мусульманами-суннитами.

Исповедовать ислам хотели не все из татар. Такую религию ввели под давлением Золотой Орды. Некоторые татары оставались христианами, но показывать свое настоящие отношение к православию не решались. Уже во времена царской России один из царей приказал разрушить центры и мечети исламской культуры. Таким образом, татарский народ стал принимать православие.

Этнополитическая ситуация в державе Чингисхана

Первоначально татарами называлось одно из монгольских племён. Согласно монгольским преданиям, Чингисхан вырезал всех мужчин этого племени. Случайно уцелели лишь немногие. Однако почему-то это племя стало известным на Руси и на Западе. Пришедших монгольских завоевателей чаще всего называли татарами.

В дальнейшем это название распространилось на многие тюркские народы, жившие в пределах Монгольской империи. Предки этих народностей были, как правило, завоёваны монголами Чингисхана, а потом в качестве вассалов сами принимали участие в его походах.

Население западной части Монгольской империи было по преимуществу тюркским. Считается, что относительно немногочисленные монголы быстро растворились в массе тюркского населения.

Иначе складывалась ситуация в восточной части Монгольской державы. Здесь монголы больше столетия правили Китаем. Но в последней трети XIV века они утратили там власть. На оставшейся территории монголы остались преобладающим этносом.

Религиозная обстановка в разных частях распавшейся империи определялась этими этническими процессами.

Татары в наше время

До наших дней татары сберегли необыкновенные традиции и старинные обычаи предков. Наследие предков священно для представителей татарского народа. Обязательными ежегодными праздниками Татарстана остаются:

  • Сабантуй;
  • Новруз;
  • Курбан-байрам;
  • Рамадан;
  • Нардуган.

Как вы можете заметить, большинство из этих торжеств связаны с мусульманской культурой, поскольку сегодня господствующей религией татар является ислам.

Сабантуй в Челябинской области / congresstatar74.ru

Впрочем, одним из самых любимых татарами праздников стал Нардуган, корни которого уходят в далёкие доисламские времена, в пору почитания языческих богов и духов. Отмечают его в конце декабря, а сам Нардуган связан с “рождением солнца”

Считается, что после самой долгой ночи года наступает переломный период, несущий обновление и очищение, а потому новый день важно встретить по-особенному

Татары – многочисленный самобытный народ, представители которого гордятся своей богатой историей и хранят древнюю культуру. Сегодня можно выделить немало татарских этнических групп, что демонстрируют сложность и многогранность этого этноса. Среди современных татар немало известных личностей, деятелей культуры и искусства, что сегодня стараются укреплять и приумножать наследие предков.

чужеземцами вероисповедания

Изначально, татары были практикующие, кочевниками одну из сторон язычества — анимизм с шаманских элементами обрядов (заклинания животных, вера в духов существование). Это были разрозненные группы, нападавшие часто на таких же кочевников.

Все изменилось в начале 8 — конце 9 века. Когда татары активно принимать стали иную веру. Первыми кто были, приобщился Казанские кочевники поволжского региона. религия Новая татар в отличие от католичества или принялась, христианства добровольно, не было ни вешаний за шею ноги за или, ни костров.

Местные ханы стали возводить активно храмы новой веры. Вокруг собирались которых татары, а впоследствии, осели образовав деревни и города (авылы). В которых со временем стала торговля развиваться, зародилась письменность и появились войска защиты для. А спустя три столетия все переросло это в Татаро-Монгольское Иго.

Вернуться к Одежда

Кто такие татары

Большой и колоритный народ, живущий от центральной Европы до Дальнего Востока России, называют татарами. Происхождение этого этноса до сих пор вызывает споры в кругах ученых. Некоторые считают, что татары — это потомки монголов, которые ассимилировались с менее численными народами Сибири. Другие утверждают, что главная отличительная черта этого этноса — тюркский язык. Но есть и такие факты, разногласий по которым нет. Какая религия у татар, русский народ знал еще с XIII века.


Впечатленный чудесами арабских стран хан Узбек насильственно ввел ислам. Такой поступок консолидировал нацию, но не так, как этого хотелось бы правителю. Многие татары не приняли новую веру. Изначально недовольство не проявлялось на глобальном уровне, но ряд неудачных сражений, ослабление государства и низкий экономический уровень развития привели к тому, что многие племена начали миграцию в Россию.

Вера в Христа

По оценкам многих исследователей, на сегодняшний день почти 20% тюркских племен России являются православными в нескольких поколениях. И численность их медленно растет. Поскольку в смешанных браках православных и мусульман ребенка обычно крестят.

Считается, что исповедовать христианство некоторые отдельные группы татар начали еще в Х веке. Изменить взгляды им пришлось под давлением Золотой Орды и ханов, которые жестоко расправлялись с каждым, кто высказывался в защиту православия. Примечательно, что религия крымских татар изначально была христианской. Местное население отказывалось принимать ислам. Результатом такого поведения стало уничтожение всех православных храмов.

Истоки вероисповедания

Ислам зародился еще в 611 году, закрепился книгой Коран и в течение двух веков активно распространялся на территории Средней Азии и на Кавказе. Приняли мусульманство и татары. Религия в VIII-IX веке не была насажена искусственно, большая часть людей обратилась к ней по собственному желанию. Волжская Булгария — регион-прародитель данного этноса — первым принял ислам. Особенно заботились о вере ханы.

Один из них, Алмыш, попросил Багдад организовать построение мечетей и отправить проповедников. Его просьба была выполнена. Тем не менее, языческие корни в некоторых местах давали знать о себе, Аллаха называли по имени другого бога — Тенгри.

Анимизм (то есть вера в существование духов и души) все еще оставался близким для населения. Он четко прослеживался в шаманских ритуалах. А Тенгри был главным небесным божеством, создателем растений и покорителем грома.

Но именно ислам стал весомым шагом в поднятии на высшую ступень цивилизации. В 1241 г. государство было захвачено монголами и стало частью Золотой Орды. Чингисхан первым назвал население Бурятии и тюркоязычные части войск просто одним словом — «татары». Религия ислам тогда была чужой монголам, и уже упомянутый Узбек насильственно делал из христиан мусульман.

Преклонная архитектура

Несмотря на гонения и препятствия, часть памятников отстроилась и снова начала действовать. Особенно в столице современной Республики Татарстан. Кстати говоря, к этому приложили руку не только те татары, религия которых — ислам.

Первой постройкой, которая была заложена как символ двух конфессий (православие и ислам) в одном городе, стало восстановление места поклонения аль-Марджани. Не уступает по пышности еще одно мусульманское молитвенное сооружение в Казани – Апанаевская. Начало строительства стартовало в 1768 году. Что примечательно, проект одобрила сама Екатерина II, а средства выделила исламская община.


На территории современной России есть и другие, не менее знаковые памятники ислама. К сожалению, в первозданном виде их сохранилось очень мало, но исламская община продолжает активно трудиться над восстановлением своего наследия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector