Табынская икона божией матери

История возникновения иконы

Этот святой лик Богородицы удивительным образом являлся людям, и при не менее загадочных обстоятельствах исчезал. Так случалось несколько раз.

  1. В конце 16 века один из монахов (это был Амвросий, иеродиакон) возвращался в свою обитель, расположенную возле села Табынское. Минуя источник, он услышал «Возьми мою икону». Монах испугался, подумав, что его искушает бес. Но через день обращение к нему повторилось. Он оглянулся — над источником на камне стояла икона. Он позвал братьев, и вместе они перенесли изображение Богородицы в свою обитель. Но наутро икона оказалась над вратами. Очевидно, Богородице было угодно стать защитницей храма. Там икону и оставили.
  2. В 17 веке, во время народных волнений, икона пропала. Но после этого над тем же источником святыню увидели три мусульманина-башкира, пасшие там стадо. Они решили изрубить «русского бога» топорами, но ослепли. Мужчины поняли, что их наказали за святотатство, стали каяться — и добрая Богоматерь простила их, вернув зрение. Один из башкир даже принял православие. Кстати, вода в том источнике с той поры стала считаться целебной.
  3. С 1856 года икону стали возить по разным губерниям. Во многих местах она исцеляла больных.

К источнику в наши дни приезжает много паломников. Он выглядит вот так:

А вот так в святой обители подчеркнули место первого явления иконы:

Больше о Табынском монастыре вы можете узнать из этого документального фильма:

Чем она отличается от остальных

В первую очередь выражениями лиц Девы Матери и Младенца. Они одновременно торжественные и грустные. В глазах Марии даже читаются слезинки.

Это — список с Казанской Божьей матери. От оригинала образ отличается более темным ликом Богоматери. Считалось, что Ее лицо открывалось не всем.

Для сравнения: вот как выглядит Царица Небесная Казанская:

День празднования иконы

Он всего один: 8 июня, 1 июля… Дата каждый год меняется, так как это переходящий праздник, Вторая седмица по Пятидесятнице. А конкретнее — девятая пятница после Пасхи. Этот день выбран неспроста — и во время первого, и во время второго явления икона показывала себя людям именно в этот день.

В этот же день чествуют еще одну икону — «Знамение Божьей Матери» из Курска.

История появления Балыкинской иконы Божией Матери

Точные данные о том, как попала на русские земли икона Богородицы, названная Балыкинской, отсутствуют. Предполагается лишь, что святыня была привезена на Русь в XVII веке православными беженцами из Галиции.

Сведения о чудесном явлении святого образа были зафиксированы в древней рукописи «Сказаний», которая до 1866 года хранилась в Балыкинском храме святителя Николая. Филарет (Гумилевский), бывший на тот момент архиепископом Черниговской епархии, вывез рукопись для проведения исследований и опубликования. Куда затем делись «Сказания» – до настоящего времени остается тайной.

Согласно преданию, владельцем пресвятого лика Божией Матери был русский офицер, причисленный к Стародубскому полку – Тимофей Дульский. В 1709 году, во время Северной войны со шведами состоялось одно из самых крупных сражений – Полтавская битва. Накануне сражения, когда вражеские войска проходили мимо г. Стародуба, Дульский увидел, как из глаз Пречистой Девы Марии, изображенной на иконе, полились слезы. Увидев такое чудо, офицер поклялся передать святой образ ближайшему обедневшему приходу.

Недалеко от имения офицера в селе Балыкино строилась новая церковь. Дульский пообещал подарить святыню этому храму после окончания строительства. Но со временем он забыл о своем обещании.

Тогда сама Царица Небесная решила напомнить Дульскому о данном обете, явившись ему во сне. Первый раз Тимофей не придал значения своему сну. Но вторичное явление Богоматери, предрекшей офицеру тяжкие мучения, если он не передаст Ее святой образ Балыкинской церкви, заставило его выполнить обещанное. Испуганный офицер 4 августа 1711 года привез чудодейственную икону в Балыкинскую церковь святителя Николая.

Тогда же был сделан точный список со святого образа, владельцем которого до 1712 года был Тобольский митрополит Иоанн. Чудотворную икону святитель использовал для благословения новосозданного Орловского Введенского девичьего монастыря. Копия сделана в тех же размерах, что и оригинал, и помещена в серебряный с позолоченным покрытием оклад.

В 1843 году произошел сильнейший пожар, но насельницы и монастырское имущество не пострадали, обитель удалось быстро отстроить. Монастырь просуществовал до 1923 года. При советской власти обитель была закрыта и разрушена. К восстановлению древнего монастыря приступили лишь в 1993 году. На возрождение обители потребовалось два года. К окончанию строительства древнюю святыню вернули монастырю верующие, тайно хранившие святой лик многие годы.

За время своего существования Орловская икона приобрела большую известность, чем оригинальный образ из села Балыкино.

Второе явление святыни

Потом для этих мест настали неспокойные времена — различные бунты и волнения. При таких обстоятельствах икона была утеряна. Но в конце 17 века, во время одного из башкирских восстаний, произошло второе чудесное явление.

Рядом с тем же самым источником соленой воды образ увидели три башкира. Они принадлежали к мусульманскому вероисповеданию и ненавидели православных. Увидев икону, они посчитали, что смогут нанести физический ущерб «Русскому Богу» и набросились с топорами. Но тут их поразил Гнев Божий — они ослепли. Башкиры сразу поняли, что Бог их покарал за святотатство, и в слезах раскаялись. Они стали молиться и просить прощения. Господь смилостивился, и они прозрели.

О других православных чудесах:

  • Чудесная помощь Матроны Московской
  • Чудеса святителя Николая в наши дни
  • Истории и свидетельства православных чудес

Есть сведения, что, по крайней мере, один из башкир впоследствии крестился в православную веру и даже стал истовым подвижником.

Интересно: Этот башкир был невиданным долгожителем — дожил до 130 лет и умер на одном из молений.

С того момента многими чудесами прославилась не только икона, но и вода в том источнике.

Второе явление, как и первое, произошло на девятую пятницу после Пасхи, поэтому в этот день чествуется Табынская Божья Матерь.

Икона божией матери «табынская» | публикации | православный портал itreba

История Табынской иконы Божией Матери довольно необычна. Она скорее напоминает красивую легенду, нежели существующую быль. Но все располагающие о ней сведенья — реальны. И даже зафиксированы документально.

В народе данный образ зовут не иначе как «Сверхчудотворным». Проезжая по регионам России до сих пор можно наткнуться на упоминания, что Табынская икона была здесь, а каждый, кто прикасался к ней, был излечен душевно либо телесно. Старики утверждают: «Она такая же как Казанская Богородица, да не такая. И лика не видно».

Первое обретение

Первые упоминания о Табынской Иконе Божией Матери уходят в конец XVI в. Согласно древним документам, в промежутке 1595-1597 гг. она впервые была явлена близ села Табынское у Вознесенского мужского монастыря (ныне это место — село Красноусольское, расположеное между селами Табынское и Курорта в Башкирии).

Первым, кто ее увидел, был иеродиакон Амвросий, возвращавшийся с сенокоса. Проходя мимо соленого источника, который был в том месте, он услышал слова: «Возьми мою икону». Мужчина лишь отмахнулся, подумав, что ему от усталости померещилось.

Чудо было и в том, что камень, несмотря на внушительные габариты (в переводе на нынешний размер — ок. 3 метров в ширину и высоту) висел над родником, разделяя его. С одной стороны валуна бежала соленая вода, но из-под него выходила уже чистой.

От волнения Амвросий побежал в Вознесенский монастырь и поведал инокам об увиденном. Монахи Крестным ходом дошли до места, указанного дьяконом, с молитвами приняли икону и перенесли ее в храме обители.


Список с иконы Божией Матери «Табынская»

Наутро икона из храма пропала. Братия искала ее недолго – пропажа обнаружилась над монастырскими воротами. Образ сняли и вернули в здание церкви, однако на следующее утро вновь нашли его над вратами. Тогда было принято решение ставить надвратную часовню.

О причине, предшествующей строительству, сообщили высшим органам – воеводе Уфимского острога, войска которого охраняли обитель, архиепископу Казанскому Гермогену и царю Федору Иоанновичу.

Чтобы убедиться в обретении, новоявленный образ был отвезен в Уфу, затем в Казань, после чего возвращен в монастырь. Икона пробыла в нем недолго. В регионе обострились отношения с коренным населением.

Во время одного из набегов Вознесенский монастырь сгорел до основания. Икону нашли на пепелище казаки и перенесли ее в центральный храм Уфимской крепости.

Однажды в церковь ударила молния, возник пожар, уничтоживший здание. Долгое время считалось, что новоявленный образ, который тогда окрестили Казанским, погиб в огне.

Чудо с пастухами-башкирами

Но прошло 10 лет, и икона была обретена вновь. Ее нашли на прежнем месте – на камне у двух ручьев. Люди приняли это за благодатный знак. Была возрождена Вознесенская пустынь. А у Солеварного городка был основан монастырь во имя Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанская. Во время очередного башкирского восстания образ снова чудесным образом исчезает.

Явление иконы пастухам (миниатюра)В 1765 г., на девятую неделю после Пасхи, икона появляется на том же месте. Обнаружили ее трое пастухов-башкиров

Сначала они обратили внимание, что пасущийся скот как-то странно себя вел: коровы мычали, били копытами и шли в направлении соленого источника. Пастухи, бросившись за ними, увидели на камне икону

Так как по вере они оказались язычниками, то решили поглумиться над святыней. Сначала ее пинали ногами, катали по земле. В довершение было решено разбить икону топором. Доска долго не поддавалась, но пастухи оказались упрямыми. Их не испугало даже то, что из каждого следа, оставленного на образе лезвием, потекла кровь. Наконец святотатство было завершено – со словами «Получи, русский Бог» икону раскололи на две части. В тот же миг мужчины были наказаны. Они ослепли.

На улице вечерело, и жители, чей скот остался на выгоне, начали беспокоиться. Они пошли на пастбище и увидели такую картину. Стадо мирно паслось рядом с пастухами, которые, стоя на коленях, вопрошали прощение у разбитой иконы. Наконец, самому молодому из пастухов, мальчику лет 14-и было сказано, что они прощены.

Неведомая сила подвела их к ручью и омыла глаза соленой водой. Пастухи в одночасье прозрели и уверовали в Господа. Они взяли в руки две половинки иконы и приложили друг к другу. Разрубленные части срослись, и о глумлении напоминал лишь небольшой раскол посередине.

Соленый источник с тех пор в народе стал называться святым.

Икону перенесли в храм Богоявленского завода, а той же ночью молодой башкир-пастух принял Таинство Крещения (согласно воспоминаниям, он прожил до 130 лет и умер во время крестного хода). Ближе к утру икона Богородицы чудесным образом перенеслась в церковь села Табынского. Было принято решение оставить ее там.

В чем поможет Казанская икона Богоматери

Чудотворная икона помогает во многих жизненных ситуациях, когда, казалось бы, выхода нет и не предвидится. Обязательное условие – искренняя вера и благие намерения.

Иконе молятся о самом сокровенном и горячо желаемом:

  • Исцеление. Сразу после чудесного обретения Казанская Богоматерь начала творить чудеса исцеления. Зафиксированы случаи чудесного избавления от слепоты, бесплодия и других недугов.
  • Помощь воинам-защитникам. В этой публикации не раз упоминались случаи помощи русским воинам в сражениях. Чудотворный образ и сейчас помогает одерживать победы.
  • Благословение брака. Казанская Богородица выступает защитницей семьи и брака. Она помогает сохранить союз и супружескую любовь, не поддаться греху прелюбодеяния.
  • Выбор правильного пути. Если теряете уверенность в собственных силах и не знаете, как поступить в сложной жизненной ситуации, обратитесь за помощью к Божией Матери. Она утешит и направит истинно верующих.
  • Наставление детей. У иконы просят не только здоровья детей, но и их наставления на путь истинный. Пречистая помогает им избавиться от дурного влияния, излечиться от зависимостей и твердо встать на ноги.

Набор детский «Казанская Богородица»

Чудеса, связанные с образом

У явленной иконы и каждого из особо почитаемых списков (Московского, Петербургского, Ватиканского и некоторых других) имеется внушительный список задокументированных чудес.

Одна женщина несколько лет не могла забеременеть. Она долго лечилась и однажды случилось чудо – тест показал долгожданный результат. Однако уже на шестой неделе врачи зафиксировали, что эмбрион умер, и положили несчастную женщину на чистку. Печальное событие пришлось как раз на день памяти иконы, и муж нашей героини пошел в храм, чтобы попросить Казанскую Богородицу о защите жены и нерожденного ребенка.

Через некоторое время после этой страшной процедуры женщина пришла к гинекологу на УЗИ. Врач долго всматривался в монитор, а потом с удивлением констатировал: «Ваш ребенок жив и нормально развивается». Через положенное время у счастливой пары родилась очаровательная дочурка.

Другая прихожанка рассказывала, что горячая молитва Казанскому образу помогла ей в решении финансовых проблем – громадный долг попросту списали. А «кровоточащая» икона из села Лог, что под Волгоградом, отметилась не одним чудом исцеления. В частности, после молитв отца она вернула к жизни девочку, попавшую в аварию, хотя врачи уже фактически опустили руки!

Иконография Табынского образа, датировка и связь с Казанской иконой Божьей Матери

Своё название Табынская икона получила по месту обретения – село Табынское близ города Стерлитамак в Башкирии. Однако этот Богородичный образ стал известен за два века до основания села, в конце 70-х годов XVI века, во времена царствования Иоанна Грозного. Поэтому своё нынешнее имя икона приобрела лишь впоследствии, а изначально её называли Казанской.

Казанская и Табынская иконы Божией Матери тесно связаны между собой. Они появились одновременно, их иконография практически идентична, и это дало основания многим исследователям считать Табынский образ списком с Казанского. Тем не менее, ряд фактов заставляет усомниться в справедливости данной версии:

  1. Тип отделки доски и стиля письма Табынской иконы относится к X-XII веку.
  2. Исследования академика С.П. Толстого и учёных-этнологов Башкортостана связывают историю Табынского образа с появлением первых христиан на Южном Урале в VIII-X веках.

Обе иконы – и Казанская, и Табынская – представляют собой сокращённые варианты Одигитрии, на которых отсутствуют изображения рук Богородицы. Однако если Казанская является оплечным образом, то на Табынской фигура Матери Божией представлена погрудно. Среди других отличительных черт иконографии можно назвать следующие:

  • Взаимное расположение голов. Голова Богородицы склонена так, что виском касается головы Богомладенца. На Казанской иконе святые лики дальше разнесены друг от друга.
  • Корона на голове Божией Матери. На Казанской иконе короны нет.
  • Направление взгляда Богородицы. На Табынской иконе Пречистая задумчиво смотрит чуть в сторону, а на Казанской – прямо на зрителя.

Младенец Христос на обеих иконах представлен одинаково. Его фигура расположена слева от Богоматери, строго фронтально. Левая рука скрыта под складками гиматия, правая отведена к центру композиции и сложена в двоеперстие.

Очень важная особенность Табынской иконы – тёмный оттенок ликов Христа и Богородицы. Причём, эта черта отмечается даже в самых ранних преданиях, что доказывает глубокую «ветхость» образа уже к моменту его обретения.

Именно древность была одной из причин повсеместного почитания Табынской Божьей Матери не только христианами Южного Урала, но и тамошними язычниками и мусульманами.

В чем помогает Табынская икона Божией Матери

Икона Табынской Божией Матери помогает в различных делах. Равно как, например, Казанская икона она может исцелять и выполнять разные вопрошания. Хотя, конечно, молиться сейчас возможно только фотографиям или репродукциям.

Так о чем молятся иконе Табынской Божией Матери:

• Просят Царицу Небесную защитить и оградить от бедствий и несчастий.

• Молятся, для того чтобы освободиться от повадок неблаготворных и с целью осуществления покаяний в свершенных грехах.

• Приходят с прошениями дарить свет и спокойствие в семье, жилище, родине.

• Искренняя моление вылечивает от болезней, и пыток душевных.

• Просят Заступницу о поддержки в сложные мгновения существования.

• Взывают к Безгрешной за советами, как привести в порядок взаимоотношения в семье и жилище.

• Воссылают молитвословие о охране детишек от бед и несчастий.

• Молитва Табынской иконе может помочь люду отыскать верное разрешение в непростых моментах

Уже с 1856 года чудотворный образ носился по городам и губерниям. И везде, где побывала святыня, случались многочисленные исцеления больных. Каждый верующий, кто прошел с образом хоть не большой отрезок пути был исцелен не только телесно, а и от страданий душевных.

В Китае даже появились легенды относительно этого образа, где он пребывал около тридцати лет. Люди считали нужным почитать эту икону и непременно ставить свечи.

В чем помогает Бахчисарайская икона Богородицы

Через молитвенное обращение человек благодарит Пресвятую Деву за помощь и поддержку, раскаивается в неблаговидных поступках и просит разрешить трудные жизненные ситуации.

Молитвы, прочитанные у чудотворной иконы Богородицы, помогают в следующих случаях:

Когда необходима поддержка Высших сил.
При угрозах со стороны врагов и просто недоброжелательных людей.
Когда нависла реальная опасность жизни и здоровью человека.
Если мучают физические или духовные недуги, беспомощность.
Когда нужна защита и помощь детям, не важно, взрослые они или маленькие.
Чтобы найти свое истинное предназначение и земной путь, возвратиться к утерянной вере.
Заключенные в тюрьмах молятся о милости, покаянии, прощении грехов, спасении души и помиловании.

Чудеса

Икону возили в специальной карете, украшенной 5 главками, по подобию храмовых. Иногда образ несли на руках: например, категорически не позволяли везти его башкиры, стремясь лично послужить святыне. Там, где проходил крестный ход, не было числа благодатным знамениям. Открывались чудотворные источники, совершались исцеления. Много было исцелений болящих, избавлений от стихийных бедствий. Сама традиция крестных ходов – также следствие чуда.

Спасение от холеры

В середине XIX в. образ прославился неоднократным (1848, 1853 гг.) спасением от холеры Стерлитамака и Оренбурга. Особенно страшной была холера в Оренбурге. За 5 лет город потерял большую часть населения. Только в 1853 г. горожане вспомнили о Помощнице христиан. После чудесного спасения от болезни горожане ходатайствовали о разрешении постоянного крестного хода с иконой.

Избавление от бездождия

Летом 1861 г. засуха поразила Уфимскую губернию. Грозил голод. В Стерлитамаке тысячи людей стремились к чудотворному образу, прося помощи. И она последовала: во время молебна начался ливень. Он продолжался 5 дней. Люди были спасены, жара прекратилась.

Обличения

Иногда движение иконы останавливалось само собой, везти ее становилось невозможно. Для крестоходцев это служило знаком того, что на этом месте совершено какое-то злодеяние, возможно, даже убийство. Были целые села, куда икона отказывалась входить.

Чудеса в советское время

Крестные ходы «Девятой пятницы» (с одним из списков иконы) продолжались до 40-х гг. По словам старожилов, в них участвовали тысячи людей.

Анна Богарова, жительница деревни Березовой, вспоминает:

Крестные ходы запрещались, их участники подвергались репрессиям. Но чудеса продолжались. Так, только на источнике Табынской иконы с. Курорта в 40-е – 50-е гг. гг. известны:

  • прозрение слепого мальчика 4 лет;
  • исцеление отрока Андрея от болезни ног (Андрей Шлыков впоследствии стал священником, настоятелем храма в Уфе);
  • явление Богородицы 4 монахам в 1950-е гг. Божия Матерь лично благословила источник.

Современные чудеса по молитвам

В настоящее время благодатные знамения продолжаются на чудотворных источниках Табынской, а также от списков образа. Ведется запись чудотворений и на источниках, освященных в честь иконы. Например в с. Курорта, на месте давнего обретения образа, с 1990-х гг. известны случаи излечения от самых различных болезней.

Вот, например, рассказ женщины, излечившейся о многолетнего псориаза:

Как и раньше, среди современных чудес от списков образа и источников, ему посвященных, немало и обличительных. Записаны случаи, когда явные грешники, пытаясь получить исцеление на источнике, подвергались еще большим болезням.

(празднование в 9 пятницу после Пасхи)

Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России.

Табынскую икону можно назвать даже сверх чудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная с темным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому, и называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».

По легенде, имевшей хождение в Китае: «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах – провидец рассказал своему другу монаху – иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской»

Еще больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев.

Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом, как гласит предание:

Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего».Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей. Дальше произошло новое явление Табынской иконы. Как говорит сказание: «Пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский».

Второе явление Табынской иконы в 1765 году в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем пока нас русский Бог не исцелит» Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону не обнаружили, а в Табынском храме. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.

Согласно преданию, Табынская икона явилась в 9 пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами.

Во время гражданской войны, отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу. И долгое время (до прихода коммунистов к власти) находилась в Китае. Сейчас местонахождение самой большой святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.

Источник «История Табынской иконы Божией Матери» Протоиерей Владимир Сергеев. Издательство «Колокол» 2004 г.

Тропарь Иконе Божией Матери Табынская

Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево, /
честныя Твоей Табынския иконы. Владычице, /
яже паче лучей солнечных возсия, /
от Источника приснотекущаго, Христа, Бога нашего, /
источаеши целебныя дары /
с верою к тебе притекающим, /
Тя бо Христос Помощницу людем Своим дарова, /
покрывати и спасати от всякия беды рабы Своя, /
едину Благословенную.

*** Мастерская церковного искусства «Иконное Дело» ikonodel.ru 2008-2013 Иван Корчуков ***

Описание и значение иконы Божией Матери «Леушинская»

На Леушинской иконе, относящейся к иконографическому типу Одигитрия (Путеводительница), Богородица традиционно представлена вместе с Иисусом Христом. Но отличить Леушинскую святыню от других Богородичных икон не составит труда.

В отличие от большинства образов, где Спаситель изображается с поднятой правой рукой, благословляющей верующих, на Леушинской иконе у Иисуса руки широки расставлены. Спаситель как бы призывает верующих в свои объятия, обещая защиту всем страждущим. Недаром второе название этого образа – «Аз есмь с вами и никтоже на вы» («Я рядом с вами, и никто вам не повредит»).

Характерные особенности Леушинской святыни:

  • Богоматерь изображена стоя, на голубоватом фоне;
  • на правой руке Пречистой Девы сидит Богомладенец спиной к Матери и лицом к смотрящим на образ;
  • левой рукой Божья Матерь придерживает Сына.

Отличается икона и цветом одежды Богородицы. Обычно Богоматерь изображалась в синей тунике и красном мафории. Но на Леушинском образе на Божией Матери синий мафорий накинут на красную тунику.

Голову Пречистой Девы покрывает белый плат, являющийся еще одной редкой особенностью данного образа. На большинстве икон платок скрыт под мафорием, накинутым на голову Богородицы. На Божественном Младенце надеты белые либо золотистые одежды. Все цвета выполнены в ярких, сочных тонах. Поэтому изображение на иконе очень красочное.

Как и любой другой образ, Леушинская икона содержит особый, богословский смысл. Композиция, изображенная на иконе, говорит о духовном единении Господа и человека. Всевышний представлен в образе Младенца Иисуса Христа. Пресвятая Богородица является символом всех верующих, так как была обычным человеком, хоть и превосходящим других по чистоте и святости.

На царственную славу Пречистой Девы Марии указывает ее торжественная поза. На прекрасном лике Богоматери начертано смирение и одновременно твердость. Она обещает верующим свою любовь и милосердие, давая тем самым надежду молящимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector