«путь ко спасению»

Первые упоминания о монастыре приходят — на 1625 год

Основан монастырь был примерно в 16-17 веке, в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в одной из грамот матери царя Михаила Федоровича — Марфы.

Марфа Ивановна дала Вышенской обители грамоту, в которой было определено новое место — вблизи судоходной реки Цны.


Эманул Нарышкин — обер-комергер, крупный землевладелец и благотворитель. Ему принадлежало место монастыря

А старое место принадлежало монастырю до 1897 года, пока не произошел обмен участками с помещиком Эмануилом Дмитриевичем Нарышкиным.

После начиная с 1625 года и последующие 36 лет, строитель пустыни был иеромонах Тихон и его приемник игумен Герасим. Постепенно увеличивалось количество земель пустыни.

Чернеевский Никольский монастырь — мужской монастырь Скопинской епархии Русской Православной церкви.

В то время Вышенская пустынь не была богатой и знаменитой, поэтому в 1724 году ее как малоимущую отнесли к Чернеевскому Никольскому монастырю. На тот момент в ней числилось примерно 4 насельника — строитель иеромонах Авраамий и 3 монаха.

Но вскоре пустынь была восстановлена, но так и осталась приписной.

В 1739 году в монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника. А в 1744 году — 3 монаха и 1 псаломщик.

В 1740 году настоятелем обители становится иеромонах Филарет. А после него в 1743 году — иеромонах Пахомий.

В 1753 году из Троицкого монастыря был переведен иеромонах Авраамий. А через год настоятелем стал игумен Досифей.

Досифей был настоятелем до 1761 года, в то время успенская церковь горела и началась постройка каменной. Освятил ее игумен Василий в 1762 году.

1764

с этого года монастырь стал самостоятельным, заштатным

Во время страшных беспорядков в 1774 году Свято-успенский монастырь был ограблен, но к счастью монахов, находившейся в обители — не тронули.

С 1780 года настоятелем был иеромонах Леонтий, при нем произошло межевание земельных участков, и была составлена опись имущества.

Иеромонах Леонтий был настоятелем ровно 9 лет, после него пришел иеромонах Иоанн. А уже его иеромонах Лаврентий.

Свидетельство иеромонаха Леонтия

Лишь к концу столетия жизнь в обители мало-помалу наладилась, о чем свидетельствуют опись имущества, составленная в 1798 году иеромонахом Леонтием. В ней, кроме подробного перечня всего, чем владела братия, имеется запись о том, что монастырь, являвшийся ранее приписным, получил наконец самостоятельность, хотя и остался заштатным, то есть не получающим от государства материальной поддержки.

Тем не менее составитель документа указывает, что в нем имелась каменная Успенская церковь, рядом с которой возвышалась крытая тесом колокольня, а вся территория была огорожена прочным деревянным забором. Хозяйство же братии оставалось невелико: оно состояло из сенного покоса и пчельника. Приводит иеромонах Леонтий и подробный список всех иноков с указанием времени их поступления в монастырь.

Вышенский Успенский монастырь

Описание Вышенского Успенского монастыря

Успенский Вышенский (Вышинский) монастырь — женский (ранее мужской) монастырь Русской православной церкви, ныне Рязанской епархии (ранее Тамбовской). Восстановлен как женский монастырь в 1990 году.

Находится при впадении в реку Цну её притока Выши. Расположен на расстоянии 25 километров от города Шацка.

Основан предположительно в XVI-XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял епископ Феофил. Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышинский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игументво в 1800-1844 годах) возведены каменная четырёхярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии.

В 1831 году заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года — через несколько дней после его смерти. Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый — Владимирской иконе Божией Матери. Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.

В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866-1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Немного ранее, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новый строений монастыря.

В 1861 году построен Успенский храм (освящен в 1862) с двумя приделами — Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

При игумене Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор.

В 1874-1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители. Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря

29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.

Паломнические поездки к Вышенскому Успенскому монастырю

  • Поездка из Одессы в Вышенский Успенский монастырь
  • Поездка из Самары в Вышенский Успенский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Вышенский Успенский монастырь
  • Поездка из Ставрополя в Вышенский Успенский монастырь
  • Поездка из Москвы в Вышенский Успенский монастырь
  • Поездка из Тамбова в Вышенский Успенский монастырь
  • Поездка из Киева в Вышенский Успенский монастырь
  • Поездка из Москвы в Вышенский Успенский монастырь

Время запустения и восстановления монастырской жизни в Малах

В 1581 году для Мальского монастыря настало тяжелое время. Польский король Стефан Баторий, обломавший зубы о твердыни Пскова и Печор, с лихвой отыгрался на маленькой обители, у которой и всей защиты-то было, что бревенчатая ограда да полтора десятка насельников. Онуфриеву пустынь поляки буквально опустошили, всех ее монахов убили. Почти сто лет Мальской монастырь лежал в руинах. Лишь к 1675 году (судя по надписи-датировке на одном из колоколов) он возродился — по крайней мере, это возрождение именно тогда было впервые задокументировано. Но мирное развитие обители вскоре (в 1710 году, во время Северной войны) прервали шведы. Снова двадцать лет запустения — и снова восстановление.

По этому поводу существует интересная, но совершенно неправдоподобная легенда о некоем пчеловоде из Кирсановского уезда (далеко-то как — тамбовская земля!), с которым однажды вдруг заговорила человеческим голосом пчела-матка и повелела собираться в путь и идти за роем. Через много недель рой привел его в Малы на развалины монастыря, и там во сне услышал он голос, велевший копать… копать до тех пор, пока не отыщется все необходимое для возрождения обители. И будто бы выкопал кирсановский пасечник зарытый монахами при приближении неприятеля клад. На эти деньги якобы и восстановили Мальской монастырь. На самом деле с источником финансирования все было гораздо проще — Онуфриеву пустынь подняли из руин при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) по личному приказу императрицы Анны Иоанновны. Так что «тамбовская» легенда — проявление исторической несправедливости по отношению к самодержице, которую наша отечественная историография и так не очень-то жалует.

Зато при обласканной историками Екатерине II Мальской монастырь (как и многие другие) упразднили. Хорошо разбиравшаяся в государственном управлении и экономической целесообразности, императрица слабо понимала суть монашеского духовного подвига. «Бесперспективные» с бюджетно-мирской точки зрения обители в процессе секуляризации выводились за штат или обращались в приходы. Малы стали погостом, приписанным к Псково-Печерскому монастырю.

Обитель, превращенная в дом скорби

Несмотря на то что вскоре после описанных событий монастырь был закрыт, а его насельники изгнаны, до середины 30-х еще продолжались богослужения в принадлежавшем ему Христорождественском соборе. Однако в 1936 году этот последний очаг православия был закрыт, а вся территория передана в распоряжение различных хозяйственных организаций. Был там лесной склад, затем свиноводческая ферма, уступившая место детскому городку, а начиная с 1938 года бывшие храмы и кельи монахов передали местной психиатрической больнице. Именно ее медперсонал и пациенты в течение нескольких десятилетий оставались единственными обитателями оскверненной святыни.

Обитель, превращенная в дом скорби

Несмотря на то что вскоре после описанных событий монастырь был закрыт, а его насельники изгнаны, до середины 30-х еще продолжались богослужения в принадлежавшем ему Христорождественском соборе. Однако в 1936 году этот последний очаг православия был закрыт, а вся территория передана в распоряжение различных хозяйственных организаций. Был там лесной склад, затем свиноводческая ферма, уступившая место детскому городку, а начиная с 1938 года бывшие храмы и кельи монахов передали местной психиатрической больнице. Именно ее медперсонал и пациенты в течение нескольких десятилетий оставались единственными обитателями оскверненной святыни.

Казанский собор

К сожалению, мы не знаем имени архитектора, оставившего нам Казанский собор. К сожалению — потому что это действительно очень продуманное, архитектурное произведение зодчества, отличающееся выразительной пластикой, величественной строгостью форм и грамотной выдержанностью стиля. Казанский собор — явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом.

Каменный Казанский собор начали возводить в 1831 году. Капитал на его постройку — шесть тысяч рублей — поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году.

В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя.

Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место «с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам — Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе», — отмечается в книге «Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря», изданной Рязанской епархией в 2009 году.

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений. Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство

Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения. Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

Успенский Вышенский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661 год. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно. Первый храм – Успенский, появился лишь в 1762 году, а колокольня в 1818 году. Затем Казанский собор – 1844 год, Богоявленская церковь — 1867 год, Христорождественский собор – 1890 год

Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии. Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан Затворник не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России. После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.

ДОКЛАДЫ:

Митрополит Святогорский Арсений

Духовное руководство и игумен-духовник: особенности, опыт, проблемы, решения

/Съезд монашествующих Украинской Православной Церкви

Игумения Серафима (Шевчик)

«Монашество – оплот канонического Православия»

/Съезд монашествующих Украинской Православной Церкви

Игумения Стефана (Бандура)

Гаджеты в монастыре: использование мобильных телефонов, соцсетей и интернета в обители: польза и опасность

/Съезд монашествующих Украинской Православной Церкви

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром: практические аспекты

/XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Епископ Солнечногорский Алексий

«Разруши брань страстей наших и отжени демонския мечтания». Благодатная помощь святых в трезвении и борьбе со страстями в монашеской жизни

/XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Игумен Петр (Мажетов)

«Чистии сердцем Бога узрят». Священное Писание и отцы Церкви о внутреннем очищении

/XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

История

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в Тамбове в 1881 году. Основан он был предположительно в XVI—XVII веках: в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы: «…храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь» — монастырь в это время уже существовал и находился в восьми верстах от нового места выше по течению реки Выши, на её левом берегу. Марфа Иоанновна пожаловала обители отводную грамоту, определив новое (нынешнее) место — вблизи судоходной тогда реки Цны. Старое место расположения, известное как «Старая пустынь и огородище», продолжало принадлежать монастырю до 1897 года, пока не состоялся обмен участками земли с местным помещиком Эмманиулом Дмитриевичем Нарышкиным.

В течение 36 лет, начиная с 1625 года, строителем пустыни был упомянутый в грамоте иеромонах Тихон; а его преемник, игумен Герасим, управлял обителью ещё дольше — 59 лет. При нём увеличилось количество земельных угодий пустыни.
Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому в 1724 году «за малобратственностью и бедным положением» она была упразднена и приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю; на тот момент в ней числилось всего 4 насельника: строитель иеромонах Авраамий, и монахи Мисаил, Филипп и Арсений. Однако вскоре, по-видимому, она была восстановлена, оставшись приписной — имеется сообщение, что «в монастырском архиве письменная документальность начинается с 1727 года…» В 1737 году «в той пустыни… церквей было две — обе малыя деревянныя, келлий три. Да в той же пустыни монахов один и вдовый поп, дьячек и пономарь, а угодий и доходов не имеется и не бывает, токмо имеется сеннаго покосу сто копен и пчельнаго заводу малое число».

В 1739 году в монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника, а в 1744 году — 3 монаха и 1 псаломщик. В 1740 году настоятелем стал иеромонах Филарет, в 1743 — иеромонах Пахомий. В 1753 году сюда был переведён для служения иеромонах Авраамий из Троицкого монастыря «что при Переславле на устье реки Павловой», а в следующем году настоятелем был назначен игумен Досифей. При его настоятельстве, продолжавшемся до 1761 года, вместо сгоревшей деревянной Успенской церкви началась постройка каменной, освящённая уже при игумене Василии в 1762 году.

В 1764 году монастырь стал самостоятельным, заштатным. Во время беспорядков в 1774 году была ограблена соборная Успенская церковь, но монахов не тронули.

С 1780 по 1789 год настоятелем был иеромонах Леонтий, при котором в 1784 году произошло межевание земельных участков и составлены описи имущества: «Церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней „ныне видится весьма ветха“. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу». Иеромонаха Леонтия сменил иеромонах Иоанн, а его (в 1795) — иеромонах Лаврентий, при котором в Успенском соборном храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был переведён иеромонах Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в —1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в ), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (в миру, дворянка Мария Ивановна Аденкова или Данкова), после бывшего ей сновидения.

В —1894 годах в монастыре жил епископ Феофан. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении (затворе), собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Немного ранее, 30 марта 1862 года, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новых строений монастыря.

При архимандрите Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector