25 главных храмов владимира

О строительстве собора

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет письменно обратился к императору Николаю I с идеей возвести в Киеве перед празднованием 900-летия Крещения Руси храм в память о великом князе Киевском Владимире Святославиче.

Митрополит заверил Николая I, что храм возведут исключительно на благотворительные пожертвования. Император решил, что лучший памятник для святого князя-крестителя, озарившего Русь евангельским светом, будет сооружение в честь его величайшего храма и одобрил предложение.

Тогда митрополит Филарет объявил о сборе средств на строительство собора в честь Владимира Красно Солнышко (так князя называли в народе) и лично пожертвовал 7 тысяч рублей. Через 10 лет старанием простых людей и меценатов собрали огромную по тем временам сумму – 100 тысяч рублей.

15 июля 1862 года заложили фундамент здания по проекту архитектора Ивана Штрома, который предложил построить собор в неовизантийском стиле с 13 позолоченными куполами.

При проверке сметы оказалось, что на строительство требуется денег в 5 раз больше, чем собрано, поэтому число куполов уменьшили до 7. После смерти митрополита Филарета строительство приостановилось, так что на 10 лет о соборе забыли.

Благодаря вмешательству и помощи императора храм завершили в 1882 году, хотя освятили святыню только 1 сентября 1896 года после художественной отделки.

Владимирская икона Божией Матери. История почитания

Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают три раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

Празднование 3 июня установлено в 1521 году в честь избавления Москвы от нашествия казанского хана Махмет-Гирея. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились перед ликом Владимирской иконы Божией Матери. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.

В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую икону. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

6 июля празднование Сретению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Владимирской установлено в память избавления Руси от монголо-татарского ига в 1480 году.  Об этом знаменательном событии русской истории подробно говорится в летописной «Повести о стоянии на Угре». После одержанной победы Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат отправился в поход на Русь, отказавшуюся с 1476 года платить дань татарам. Продвигаясь вперед к Москве, он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынской коннице удалось форсировать реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам все броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. В это время вся Русь возносила молитвы к Пресвятой Богородице, особенно усердно перед Владимирской Ее иконой, которая уже не раз являла свою чудодейственную помощь, спасая страну от погибели.

В ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, и хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, вдруг сильно испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены лишь небольшие русские силы, но они окончательно изгнали неприятеля с родной земли. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

8 сентября праздник установлен «избавления ради от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темир-Аскака». В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа (ст. ст.). «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее. Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.

История Владимирского Собора

Данный Собор настолько старинный, что к сожалению, точная данные с точной датой его открытия утеряны. Известно лишь то, что строительные работы по его возведению были начаты в 60-е годы 18 столетия. Храм представляет собой пятиглавое здание, в котором собраны все русские архитектурные традиции.

В 1745 году на месте современного Собора стояла деревянная церковь. Строительные работы по возведению каменного здания были начаты только спустя 15 лет. Автором проекта был известный швейцарский архитектор. На то время он считался главным архитектором в Санкт-Петербурге.

Кроме Собора Владимирской иконы Божьей Матери в Санкт–Петербурге по его проектам были построены и другие известные храмы такие как Пантелеймонский и Спасо-Сенновская.

Главной иконой священного строения считается чудотворная «Владимирская» икона Божьей Матери. Она была написана евангелистом Лукой. Этот святой лик некоторое время был в Иерусалиме и Константинополе, после чего была перевезена в Москву, а после ее привезли в этот храм в честь нее он и получил свое название.Перед ней преклонялось много прихожан и вскоре о ее чудотворной действии начали расходится слухи по всей округе, а потом и за ее пределами.

В знак благодарности о чудесах, которые она совершала верующие приносили жемчуг и украшения из драгоценных металлов. Поэтому сегодня святой лик весь унизан жемчугом и другими украшениями. Где находится оригинал святого образа сегодня к сожалению, не известно. После окончания революции, верующие часто пытались его вернуть, но со временем он был утерян. Сегодня в Соборе находится точная копия святого образа. К нему также приходит много верующих и читает молитвенные прошения о помощи в разных жизненных трудностях.

Нужно отметить, что история этого священного места в некотором роде с семьей Пушкиных. Родители его жили не далеко от церкви и он, как только к ним приезжал обязательно заходил сюда, чтобы преклонится перед святым ликом.

Описание

Верхнюю церковь храма освятили в 1783 году во имя иконы Владимирской Богоматери. К сожалению, настоятель церкви отец Иоанн не дожил до этого долгожданного дня: его зверски убили грабители. Его похоронили в ограде обители и на могиле установили памятник из мрамора.

Владимирская церковь (Санкт-Петербург) – это двухэтажное пятиглавое строение с крестами на куполах, апсидой и тремя притворами. Здание построено в стиле барокко и представляет собой в разрезе квадрат с усеченными углами. Специалисты считают, что Владимирский собор имеет особое архитектурное предназначение. На фоне соседних строений он выглядит необыкновенно величественно. Храм является апогеем и главным зданием площади, на которую выходит Владимирский проспект.

Его желтые стены, заканчивающиеся черными куполами, создают удивительный образ, словно пришедший с давних времен. Многие говорят, что Владимирский собор несет особую энергетику. Рассказывают, что люди, прикасаясь к его стенам, словно получают силу.

Внешний вид и обустройство

Храм выполнен архитекторами в неовизантийском стиле. Двухуровневое строение имело большой медный колокол, сделанный за деньги самого императора. Нижняя часть здания состояла из серого известняка. Окна задуманы в форме креста.

Собор имеет следующие параметры:

  • высота – 36 метров;
  • занимаемая площадь – 1700 кв. м;
  • вместимость – 1000 прихожан.

До разграбления святыня выглядела роскошно как внутри, так и снаружи. Пол был выложен мозаикой, окна украшались разноцветными стеклами, множество элементов было сделано из редкого вида мрамора. Храмовую роспись выполняли известные художники того времени. «Тайную вечерю», которая считается красивейшей в соборе, создал знаменитый российский живописец А. И. Корзухин. Она является центральным сюжетом главного алтаря.

Сегодня святыня является кафедральным храмом Крымской епархии УПЦ Московского патриархата. В соборе проводятся богослужения, совершаются православные таинства. Нижний уровень церкви освятили в честь Рождества Пречистой Девы Марии, верхний – во имя киевского князя, сделавшего христианство главной религией Руси.

Интерьер

В первоначальном варианте Владимирский кафедральный собор в Киеве должен был напоминать те храмы, которые строили во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Собор расписан мастерами своего дела, например Васнецовым и Врубелем. Они создавали как композиции, так и отдельные детали интерьера. Иконостас храма выполнен из каррарского мрамора дымчато-серого цвета. Мраморы различных оттенков были завезены из Испании, России, Бельгии, Франции, Италии. Пол собора, который представляет собой мозаику, также сделан из этого материала.

Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, была сделана известной ювелирной фирмой Хлебникова.

Религиозное значение

Для православных христиан собор Князя Владимира имеет особое место среди всех Питерских святынь. В нем расположено множество икон, которые несут религиозный потаенный смысл. Они очень ценны для паломников и прихожан. Многие съезжаются с разных уголков мира, чтобы поклониться им.

Внутри обители стены украшены разнообразными иконами. Но, примечательно, что фресок на стенах храма не найдено даже при реставрации. Единственное, чем украшены своды — строки из библейского писания

Обратите внимание! Из наиболее значимых икон, в коллекции церковного учреждения есть икона Божией Матери — “Скоропослушница”

Этот образ был доставлен в Санкт-Петербург с горы Афон, находящейся в Греции. К помощи от этой иконы обращаются люди, которые ищут решения в сложной ситуации, беременные женщины, желающие, чтобы на свет появился здоровый малыш.

В коллекцию входит список Спаса Нерукотворного. Он произведен с иконы, которую нашли в Домике Петра Великого. Этот образ сопровождал императора даже во время Полтавской битвы. Также в соборе имеется икона святителя Николая. (см.  Православный праздник Пятидесятница)

Ключевой образ всей коллекции — икона Владимира Крестителя.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Интересные факты:

Точное авторство архитектора собора до сих пор не установлено, храм на месте одноименной деревянной церкви могли спроектировать два человека — П. А. Трезини или Х. Г. Кнобель, однако не только они приложили руку к этому архитектурному памятнику. В 1791 году архитектор Джакомо Кваренги пристроил двухъярусную отдельно стоящую колокольню, в 1830-1831 годах архитектором А. И. Мельниковым был возведен притвор, а в 1850—1853 годах архитектор Ф. И. Руска соорудил возле Владимирского собора две часовни и ограду.

Стиль двухъярусного крестово-купольного пятиглавого храма демонстрирует переходный этап от барокко к классицизму, наружное убранство храма решено в стиле барокко (коринфские колонны, декорирующие фасады, лепной декор, разорванные лучковые арки северного и южного фасадов), а вот фасады колокольни решены в стиле классицизма. Собор имеет в плане форму квадрата со срезанными углами, высокие барабаны венчаются изящными главками-луковицами, над центральным барабаном возвышается высокий колоколоообразный купол. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов. Собор включает в себя верхнюю (холодную) Владимирскую и нижнюю (теплую) преподобного Иоанна Дамаскина церкви. В верхнем храме сохранился иконостас XVIII века, перенесенный сюда в 1808 году из церкви Аничкова дворца.

Высота звонницы колокольни — 40,5 метров, основания креста — 64,1 метра. В градостроительном отношении собор сохраняет значение архитектурной доминанты района, замыкая перспективу Загородного проспекта. Церковь дала название Владимирской площади Владимирскому проспекту.

В 1828 году во Владимирской церкви отпевали Арину Родионовну (няню А. С. Пушкина), поэт самолично присутствовал на отпевании. Владимирская церковь в 1887-1888 годах принимала на своей территории часть торжеств в честь 900-летия крещения Руси. Прихожанином храма в последние годы жизни был Ф. М. Достоевский, теперь здесь ежегодно совершается панихида памяти писателя, а недалеко расположен его именной музей.

С 1865 года при Владимирской церкви существовало благотворительное общество, содержавшее детский приют и женскую богадельню.

В советское время Владимирская церковь была закрыта, в ее здании разместилась фабрика «Ленмашучёт». Храм был возвращен верующим только в 1989 году, а в 2000 году эта церковь получила статус собора.

Здание Владимирского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Владимирский проспект, 20.

Владимирский собор на карте:

Как добраться:
Собор находится на Владимирской площади, в месте примыкания к ней Кузнечного переулка и Колокольной улицы.

Ближайшая станция метро — «Владимирская». Наземный транспорт — остановка «Владимирская площадь».

ЛИСКИНСКИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР

Завершается подготовка к покрытию полов в алтарной части храма. Необходимо наполнить храм богослужебной утварью и иконами.   Раньше на Святой Руси храмы строили всем миром… и дворяне и князья, и купцы и крестьяне, каждый старался вложить свою лепту в святое дело так как понимали, что все люди смертные и у каждого настанет свой последний день, который подведет черту над всей жизнью человека, а храм будет стоять веками и на каждой службе будут поминать «… блаженных создателей святаго храма сего…».   В соборе и на нашем сайте вы можете заказать молебен или панихиду, а также обедни о здравии и упокоении ваших близких. Вашей лептой закончится строительство храма, который станет не только духовным центром города и местом молитвы для горожан, но и освятит духовным светом, любовью и теплотой всех, кто будет так или иначе соприкасаться с ним. Собор нуждается в вашей материальной и молитвенной помощи. Реквизиты Собора

1555

Храм считается крупнейшим религиозным сооружением, находящимся в Воронежской области. Собор считается архитектурным изыском и культурной достопримечательностью, хотя и не имеет продолжительной истории. Прихожане и обыкновенные туристы искренне наслаждаются формами сооружения и благоприятной атмосферой, которая чувствуется на территории.

Храмы-предшественники

В 1713-1719 годах на ее месте построили новый мазанковый собор. Его освящал митрополит Рязанский и Муромский Стефан в присутствии императора Петра I. Когда своенравная Нева разливалась, вода затапливала все окрестные кварталы. Страдала и новая церковь, поэтому местные жители называли ее Успения-на-Мокруше или храм Николы Мокрого.

В 1740 году при императрице Анне Иоанновне на памятном месте решили построить большой каменный собор. В честь своего отца Ивана Алексеевича царица повелела посвятить храм Иоанну Златоусту. Первоначальный проект создали архитекторы Михаил Григорьевич Земцов и Пьетро Антонио Трезини. Мастера успели заложить фундамент и поднять каменные стены. Но, когда на престол взошла Елизавета Петровна, стройку заморозили.

Вид Князь-Владимирского собора с реки Малая Нева

Росписи Владимирского собора

Храмовые стены Владимирского собора украшены огромными композициями на библейские темы, которые иллюстрируют историю русской церкви.

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который создал 15 композиций и 30 отдельных фигур, расписав 2840 квадратных метров стен Владимирского собора в Киеве.

Творения Васнецова

О крещении Руси Владимиром рассказывают масштабные композиции Васнецова «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Центральная фигура интерьера, выполненная художником, – «Богоматерь с Младенцем» – помещена во втором ярусе главного алтаря.

Богоматерь в лёгкой голубой ризе изящно и неторопливо идет навстречу зрителю. Царица Небесная несёт грешному миру своего Сына. Её большие, полные печали и любви, карие глаза ласково смотрят, выражая безграничное сострадание, что надолго приковывают к себе взоры посетителей.

На руках у Богоматери – Младенец Христос, лик которого дышит детским восторгом. С высоты небес Он смотрит на грешный мир тёмными широко раскрытыми глазами и чуть приподнятыми руками благословляет его.

По обеим сторонам – 10 шестикрылых серафимов. Традиционный образ Богоматери, который художник считал главным делом своей жизни, получил под кистью Васнецова оригинальную трактовку, так что этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью».

Картина, окружённая золотым фоном, царит над собором, привлекая восхищённые взгляды каждого входящего в храм. Завершив работу над картиной, Васнецов произнёс сакраментальную фразу: «Я поставил свечку Богу!».

Ниже Богоматери – изображение Евхаристии. В центре картины – Христос у престола, держащий в одной руке чашу, в другой – хлеб. Над престолом возвышается киворий – алтарная сень, поддерживаемая колоннами. По обеим сторонам кивория – Спаситель и два ангела с рапидами (жезлами) в руках.

С обеих сторон подходят к Христу с благоговейно сложенными руками святые Апостолы

Лик Христа дышит величием, Божественным спокойствием и сознанием важности совершаемого таинства

На стенах алтаря – изображение пророков и святителей вселенской и русской церкви. В иконостасе – изображение Христа и Магдалины, в Царских Вратах – Благовещение и евангелисты. На столбах собора – изображение апостолов Павла и Андрея.

На главном куполе – Христос, благословляющий мир, изображён как вершитель судеб мира, источник Истины и Жизни. Взгляд Спасителя – строгий и милующий одновременно. Лик Христа окружает сияние.

Над окнами главного купола – картина «Преддверие Рая». В центре – три архангела, охраняющие врата Рая. Среди фигур – разбойник с тяжёлым крестом на плечах, Мария Египетская с крестом в руках, невдалеке – Борис и Глеб с отцом своим, святым Владимиром.

При входе в собор – картина «Страшный Суд». В центре – Спаситель мира со строгим и спокойным лицом. В тенях Его лица – неземная скорбь за мир и за грехи человеческие. Рядом – Богоматерь, стоит с опущенными глазами. Её лицо полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращённой к Сыну.

Картины и фрески других художников

Галерею фресок Владимирского собора в Киеве рисовали 96 художников в течение 11 лет. Старанием мастеров храм стал художественной жемчужиной. Авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество как долг каждого человека перед Богом.

Эффект драматизма и трагичности передают изображения Вильгельма Котарбинского и Павла Сведомского «Христос перед Пилатом», «Тайная вечеря» и «Распятие».

Кисти Михаила Нестерова принадлежат картины «Воскресение», «Крещение» и «Рождество». Михаил Врубель оставил в соборе свои произведения: «Образ Иисуса Христа», «Богоматерь», Сошествие Святого Духа», «Пророк Моисей» и «Пророк Соломон».

История

Углубимся к истокам, с которых началось создание этого великого религиозного сооружения. Становление церковного учреждения на месте современного собора было задумано во времена Петра Великого — 1708 году. Церковь сооружалась из дерева и была посвящена Святому Николаю.

На этом возведение храмовых сооружений не закончилось, и с 1713 по 1719 церковь переделали в мазанковый Успенский собор. Деревянная Николаевская часть теперь относилась к одному из уделов храма, центральным стал Успенский, а вторым боковым — Предтеченский.

Но статус собора Успенское церковное учреждение получило не сразу. Сперва, в 1717 году работали лишь боковые уделы, и когда был закончен основной, в 1719 году церковь стала собором по приказу царя.

Анной Иоанновной был принят в проект церковный камень, но из-за дальнейших исторических событий идея не была воплощена в жизнь.

Лишь в 1765 году возобновились действия по постройке, обитель было решено сделать пятиглавой, по чертежам Ринальди.

Во время первой стадии строительства в 1772 году Успенский деревянный собор вспыхнул пламенем, и задел недавно начатый каменный храм. Вся работа была погублена.

Последнее ключевое возобновление строительства наступило в 1783 году, под руководством Старова. Собор в современном виде мы получили в 1789 году, тогда его освятили в честь князя Владимира.

Архитектура

Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, среди других ключевых работ которого Большой театр, Большой дворец в Гатчине, Дворец Петра Третьего и сразу несколько сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.


mishage8


teaser_photos


verzava


eshangina


gleb_berg


dqoxopb


piter_i_love_

Кроме того, вплоть до начала XXI века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.


Уже в XXI веке было несколько реставраций, последняя – в 2020 году. Ныне собор находится в прекрасном и рабочем состоянии.

Три века истории храма

В 1708 г. на месте «Мокруши», первого жилого квартала, подверженного частым наводнениям, первопоселенцы построили небольшую церковь святого Николая. С тех пор архитектурный памятник неоднократно реконструировали. В 1719 г. Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге превратился в трехпрестольный храм – из двух боковых (Никольского и Предтеченского) и главного – Успения Богоматери. В освящении участвовал Петр I. Еще через полстолетия Екатерина II при помощи итальянца Антонио Ринальди возвела здесь пятиглавую церковь. Современный вид – виртуозная смесь раннего классицизма и позднего барокко – заслуга основателя российского архитектурного классицизма Ивана Старова. Интерьер – простой и уютный.

Святыни и престольные праздники

Одна из чтимых святынь собора — точная копия иконы Владимирской Богоматери, написанная евангелистом Лукой. Лик Божией Матери облачен в жемчужные украшения, венец Богоматери хрустальный, а риза выполнена вызолоченной нитью.

Второе по ценности иконописное изображение — Спас Нерукотворный, представляющий один из многих иконописных образов Иисуса Христа и дарующий каждому, кто соприкоснется с этой святыней, помощь во всех делах свыше.

В разные времена в этом соборе хранились иконы разрушенных храмов, так в 1935 году и Киево-Печерской лавры в собор был привезен Образ Успения Богородицы.


Богослужение в Князь-Владимирском соборе

Основным престольным праздником храма считается Сретение иконы Владимирской Богоматери, который отмечается ежегодно 8 сентября. Кроме того, праздничные богослужения проходят по основным церковным праздникам.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).

Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса

В 1163–1164 годах по почину князя Андрея Боголюбского было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородицы Володимирьской иконы». Авторами-составителями его считаются священнослужители Успенского собора во Владимире: иереи Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева. В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Ее Владимирской иконой.

  • Первое чудо: на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник, искавший брод, вдруг оступился и стал тонуть, но он чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.
  • Второе: жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, ради молитвы Владимирскому образу, спаслась от взбесившегося коня.
  • Третье: во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери и стал молиться со слезами и великой верой в чудесное исцеление. Князь Андрей Боголюбский и священник Нестор свидетельствовали, что они видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала ее до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.
  • Четвертое: супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были очень сложными. Тогда (в день праздника Успения Пресвятой Богородицы) Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.
  • Пятое: спасение младенца от чародейства благодаря омовению водой от Владимирской иконы Божией Матери.
  • Шестое: исцеление сердечной больной из Мурома водой от Владимирской иконы.
  • Седьмое: исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, который был воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря дать ему воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.
  • Восьмое: женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав, по рассказам священника Лазаря, о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения.  Получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.
  • Девятое: некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской, и тогда роды быстро завершились благополучным рождением сына. В знак благодарности боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.
  • Десятое: случилось, что Золотые ворота проездной башни Владимира, которая и сейчас находится в городе, упали, и под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек не только остались живы, но даже не получили каких-либо увечий.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Архитектурные особенности

Петербургский храм имеет форму равноконечного креста и со стороны напоминает большой плывущий корабль. Собор рассчитан на 3000 верующих. В его внешнем облике заметны влияния разных стилей – от позднего барокко до классицизма.

Желто-белый основной объем увенчан красивым пятиглавием. Над каждой главкой поднимаются ажурные позолоченные кресты, рисунок для которых создал сам Антонио Ринальди. Стены собора разделяют строгие пилястры дорического ордена.

Всех восхищает колокольня, которая поднимается над зеленым сквером на 57 м. Она служит заметным ориентиром для кораблей и небольших судов, держащих курс из залива в Малую Неву. На колокольне размещено 7 больших колоколов. Самый крупный весом 5 тонн был отлит в 1779 году.

Вид Князь-Владимирского собора со стороны переулка Талалихина

Окружающие здания Петроградского района заметно ниже храмовой колокольни. Соперничать с ней может только высокий шпиль Петропавловского собора, который находится в 1,2 км с востока, на территории Петропавловской крепости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector