Святыни собора богоявления в елохове и его история

Общественная деятельность собора

Богоявленский собор известен в Ногинске и за его пределами своей обширной и разносторонней деятельностью, направленный на духовное воспитание прихожан разных возрастов. Здесь для всех желающих открыта воскресная школа (взрослое и детское отделения), где в доступной форме преподается Закон Божий, ведутся беседы о духовности, есть детский сад.

При храме работают кружки народного творчества и рукоделия, создаются паломнические группы, действуют хоровые объединения. Библиотека собора открыта для всех желающих 4 раза в неделю в течение 2-х часов (с 12-00 до 14-00). Есть возможность воспользоваться и богатой видеотекой.

Благотворительное общество «Милосердие» уже несколько лет оказывает деятельную помощь в детских домах, больницах, домах престарелых

Его внимание распространяется также и на заключенных в тюрьмах

Мастерская, где работают иконописцы, предоставляет образа святых не только в церковную лавку, но и выполняет заказы на оформление других храмов. Здесь работает кружок, где искусству иконописи обучаются способные дети.

Каждый месяц выпускается газета «Воскресение и жизнь», в которой размещаются образовательные статьи, освещаются новости, печатаются наставления и проповеди

Большое внимание уделяется пропаганде творческих коллективов. Кроме того, в ежедневных выпусках радио и видеопередач городской студии «Богородск» община принимает самое активное участие

Архитектура

Внутреннее убранство собора, 2012 год

Фрески на стенах собора, 2011 год

Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий подклет четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи. К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина.

Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками.

Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета. На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и рака с мощами святого Алексия.

В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие.

Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие.

Иконостас

В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы».

В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века.

Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне».

В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие.

Ризница

Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами, в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м.

Куда сходить в Ногинске с детьми. Развлечения

В Ногинске найдутся и места, где можно отдохнуть после работы или провести выходные дни. Немало тут развлечений и для ребенка.

Музей Эйнштейна

Адрес: 1-я ул. Ревсобраний, 2Г.

Культурный центр этот – новое отношение к музейному делу. Музей, названный в честь великого ученого – это квест-проект, который частенько посещают с детьми. Его создали члены Союза по продвижению интерактивного образования.

Работниками центра ежедневно проводятся познавательные экскурсии. Здесь можно управлять молнией, передавать мысли на расстояние, найти эпицентр подземного толчка, сразиться с «темными силами».

Научно-познавательные экскурсии для туристов самого разного возраста проводятся в игровой форме, с применением анимации и современных технологий. Музей работает по предварительной записи.

Аллея сказок

Адрес: Ногинский парк отдыха.

В 2007 г. в Ногинске открыли Аллею сказок. Со временем она стала любимым местом горожан. Частые гости здесь – семьи с детьми. Взрослым нравится гулять по аллеям ПКиО, детишки с удовольствием резвятся на сказочных дорожках, где можно одновременно встретить и крокодила Гену и Шрека, Тома и Джерри и Чебурашку. Есть здесь и герои сказок А.С. Пушкина, и представители современных мультфильмов.

Городской парк

Координаты на карте: 55.847336, 38.424439.

Местом сосредоточения горожан в выходные и по вечерам в Ногинске считается Городской парк, где есть масса вариантов проведения досуга.

Из парковых достопримечательностей стоит отметить:

  • ряд аттракционов,
  • Центр детского и юношеского творчества,
  • в зимнее время – Ледовый каток,
  • Панда-Парк,
  • контактный мини-зоопарк,
  • отличную детскую площадку,
  • спортплощадку с разнообразными тренажерами.

Предусмотрена здесь и летняя эстрада, где дают концерты, зачастую бесплатные, местные артисты. А еще тут просто завораживающая природа, изумительная подсветка в вечернее время и чарующая атмосфера зимой.

Площадь фонтанов

Адрес: ул. 3-го Интернационала, 44.

Красивая достопримечательность появилась в Ногинске в 2007 г. Вскоре это место стало пользоваться особой популярностью у жителей и туристов. Площадь состоит из бассейнов и каскадов, соединенных между собой, словно «игрушечными», мостиками. Ажурные перила добавляют им сходства со сказкой. Вокруг работающих фонтанов установлено множество скамеек. С них можно любоваться игрой воды и света. Вечером включают подсветку фонтанов. В ее лучах струи воды выглядят особенно красиво.

Мост влюбленных

Координаты: 55.858432, 38.440023.

Пешеходный мост, соединяющий берега Клязьмы. Горожане называют его мостом влюбленных. Пары, вступающие в брак, по традиции, возникшей в Европе, вешают на изящные перила моста замки. Ключи от них бросают в воду. Здесь часто проводят свадебную съемку, прогуливаются влюбленные, рассматривая символы вечной любви.

История строительства

У Елоховской церкви долгая, непростая, полная драматических моментов, судьба.

Основополагающий период строительства

В 1698 году жители села Елоха возвели небольшую молельное помещение из дерева, несколько позже, при правлении царя Петра I на этом месте возвели каменное строение (1717 – 1722). В 30-х годах в честь Благовещения Богородицы к ней пристроили придел. К концу XVIII столетия появились другие пристройки – колокольня и трапезная. Но Москва в это время интенсивно растет, во время службы становится тесно, люди, приходящие из близлежащих и отдаленных районов города, не могут попасть внутрь.

Решили начать строительство нового большого храмового сооружения. Подготовить проект было поручено архитектору Е. Тюрину. Средств не хватало, поэтому строительство продолжалось очень долго, но службы проводились и во время строительных или отделочных работ.

Последующие реставрации

К 1845 году закончили возведение основной части строения, которую венчали пять куполов. С помощью прихожан, главным образом благодаря пожертвованиям купца Щапова, церковь была достроена. В 1853 году освящена Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

Через несколько лет соорудили верхние ярусы колокольни, в XIX столетии возвели купол на трапезной, а на боковых фасадах – аттики. Высота от фундамента до креста и колокольни – 56 м, площадь – 1164 кв. м, одновременно может принять 3000 человек.

Современное обустройство

Самая значительная реставрация проводилась в конце 60-х годов двадцатого столетия, которая продолжались 20 лет. Была проделана громадная кропотливая работа. Пол заменили на мраморный, обновили покрытие из сусального золота, обустроили кафедру, оградив оградкой из бронзы. Реставрировали иконостас, почистили и укрепили настенную живопись. Приподняли пол под алтарем и солеями (возвышение). Переоборудовали балконы, добавив центральный, выделили помещение для певчих. Оборудовали лифты и провели трансляцию, чтобы верующие лучше слышали службу.

Отремонтировали фасад и кровлю. Благоустроили территорию и реконструировали корпуса для проживания, обеденные помещения, организовали место для освящения воды. Реставрация проводилась под руководством выбранного старосты – Н.С Капчука.

Великие личности Богоявленского собора

По преданию, в декабре 1469 года на паперти церкви в селе Елохово родился Святой блаженный Василий, московский чудотворец. Тот самый знаменитый юродивый, который на пиру у Ивана Грозного тремя кубками вина затушил пожар в Великом Новгороде и, посланный царем гонец, подтвердил этот факт. Когда святой умер, его гроб на своих плечах нес сам царь. Самый известный в мире собор носит имя блаженного Василия. Там же покоятся и его святые мощи.

8 июня 1799 года в Елоховской церкви крестился другой великий москвич — Александр Сергеевич Пушкин.

С 1938 года по 1991 год храм, по сути, являлся патриаршим. Здесь состоялась интронизация четырех святейших патриархов: 12 сентября 1943 года интронизация Святейшего патриарха Сергия, 4 февраля 1945 года — Патриарха Алексия І, 30 июня 1971 года патриарха Пимена, 10 июня 1990 года — Алексия ІІ.

Случайно или нет, но три Алексия сыграли выдающуюся роль в судьбе храма.

14 октября 1947 года святейший патриарх Алексий І по разрешению Сталина перенес из Успенского собора Московского кремля, ставшего на тот момент уже музеем, мощи Святителя Алексия, митрополита Московского в Елоховский собор. Предлогом для перенесения святыни было празднование 800-летия Москвы.


Елоховский кафедральный собор в Москве

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, был другом Сергия Радонежского и видел в нем своего преемника на посту митрополита. Но преподобный Сергий по великому смирению отказался. Святитель Алексий был опекуном и воспитателем Дмитрия Донского.

Широко известен факт, что по его молитве от слепоты была исцелена ханская жена Тайдула. Святитель многое сделал для объединения русских земель, утверждения православия и возрождения отечества в трудное время владычества Золотой орды.

До 1928 года его честные нетленные мощи хранились в основанном им Чудовом монастыре, пока богоборцы его не взорвали. От уничтожения святые мощи были спасены выдающимся реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, который в день разрушения Чудова монастыря вывез на телеге мощи святителя Алексия в Успенский собор Кремля.

Для многих наших современников Богоявленский храм связан с именем святейшего патриарха Алексия ІІ. Часто видели его совершающего служение в этом соборе. Патриарх оставил завещание быть похороненным именно в этом соборе, рядом со своим небесным покровителем. Его воля была исполнена.

Сюда приезжают верующие, чтобы поклониться, отдать дань уважения и любви святейшему патриарху Алексию.


Богослужение в Богоявленском соборе

До 1918 года в храме служил замечательный священник Иоанн Березкин.

А на торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память столетию со дня рождения Пушкина здесь молилась великая княгиня и будущая преподобномученица Елизавета Федоровна.

Для сведения! Одним из почитаемых людей в Богоявленском храме является священник Матфей Стаднюк, который был его настоятелем долгие годы.

Незаменимым старостой Елоховского собора был Николай Семенович Капчук. Он служил здесь 45 лет. Он делал всё возможное, чтобы главный храм страны приобрел благолепный вид и свой знаменитый салатовый цвет. Именно при его рачительном попечении о соборе были проведены масштабные строительные и реставрационные работу, в буквальном смысле преобразившие облик храма.

Архитектор и внешняя отделка собора

По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.

Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.

В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова  заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.

Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.

Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.

Святыни Елоховского собора

Он находится в иконостасе главного алтаря, левее царских врат. Согласно старинным летописям, чудотворная икона в 1612 г. способствовала освобождению России от польских захватчиков. Еще одна святыня, рака с нетленными мощами святителя Алексия, была спасена из разрушенного Чудова монастыря в 1929 г., а собору передана в 1947 г. Рака находится справа от алтаря. Считается, что мощи обладают чудотворной силой и способностью исцелять.

Местом поклонения паломников являются раки, в которых находятся многие православные святыни. Это частицы Креста Господня, камня от Гроба Господня, ризы Пресвятой Богородицы. Здесь хранятся частицы мощей святых и угодников. Вот имена лишь некоторых из них: апостол Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец.

В иконостасе можно увидеть пользующиеся особым почитанием образ Богоматери «Всех скорбящих Радость», иконы Божией матери Тихвинской и «Взыскание погибших». Здесь же находится образ преподобного Серафима Саровского. В реликвии заключены частицы его одежд и камня, на котором он молился. Из закрывавшихся культовых сооружений в храм поступали иконы афонского письма, в том числе Богоматери «Избавительницы».

В разные годы Богоявленский Елоховский собор являлся местом временного пребывания многих православных святынь. Здесь несколько месяцев находилась икона Богоматери «Млекопитательница», которую привозили из афонского скита. Перед ней родители молились о заблудших детях. Затем собору в дар был оставлен список этой иконы. В 90-е годы прошлого века в храм привозили мощи Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского, а также главу Пантелеимона-целителя из афонского монастыря.

В 1993 г. в соборе побывала чудотворная икона из Третьяковской галереи, посвященная Владимирской Божией Матери. Патриарх и прихожане молились перед ней на коленях о спасении Отечества. Каждый год, в пятницу 5-й недели Великого поста, в соборе перед прихожанами выставляют икону Божией Матери «Умиление», которая когда-то находилась в келье Серафима Саровского. Он относился к иконе с особым почитанием и называл «Всех радостей радость».

История собора

Первым документальным свидетельством существования деревянной церкви в селе Елохове является запись от 24 августа 1698 года в книгах патриаршего казенного приказа. Елоховскую церковь несколько раз перестраивали еще при отце Петра І Алексее Михайловиче Тишайшем. Алексей Михайлович был религиозным человеком, строго соблюдал посты, прекрасно знал богослужебный устав.


Елоховский собор в Москве

Но особо активная жизнь началась, когда в конце XVII века появилась рядом немецкая слобода, а в Елохово селились ремесленники и мещане, которые работали в домах иностранцев. Тогда началось увеличиваться население, и каким-то образом храм становился известным.

В последний раз церковь заново построили еще при жизни матери Петра, царицы Натальи Нарышкиной, второй жены Алексея Михайловича. Но каждый раз перестраивать или заново строить новую церковь было делом накладным и неблагодарным. Поэтому в 1712 году начался сбор средств на построение каменной Богоявленской церкви. Подобное самоуправство могло быть и наказуемо.

По приказу Петра І запрещалось возводить каменные храмы и монастыри. Шло бурное строительство Петербурга: и кирпич, и камень со всей страны отправлялся в новую столицу. Однако царь не только закрыл на это глаза, но и лично пожаловал кирпич на возведение каменной церкви в немецкой слободе.

И такой храм был возведен, правда, значительно позже, в июле 1731 года на средства царевны Прасковьи, младшей сестры императрицы Анны Иоанновны, племянницы Петра І.

А современное здание выстроено относительно недавно — в середине XIX века. Храм рос словно человек, чтобы стать готовым к служению в тяжелые годы гонений на Русскую православную церковь.

Колокольню возвели в 1806 году. Святитель Филарет принимал активное участие в перестройке церкви. Когда границы Москвы расширились и выросло количество прихожан, стало очевидным, что старый Богоявленский храм, построенный сто лет назад, уже не может вместить в себя верующих.

О других храмах столицы:

  • Храм Воздвижения Креста Господня
  • Храм апостолов Петра и Павла
  • Храм святого Александра Невского

У истоков идеи возведения нового Богоявленского собора стояли елоховские священники: протоиерей Александр Покровский и Никита Карпов. Строить храм соглашается один из крупнейших зодчих — академик архитектуры Евграф Тюрин. Елоховский собор выстроен в стиле позднего ампира, стал значимой, но последней серьезной творческой вехой Евграфа Тюрина.

Начались долгие годы строительных работ, внутренней отделки, которые проводились на добровольные пожертвования прихожан. Во время ремонтных и строительных работ богослужения не прерывались и проводились в теплой трапезной части храма у Благовещенского и Никольского престолов.


Елоховский собор, вид с южной стороны

То, что столь великолепный храм, почти в центре Москвы, не был разграблен и разрушен, можно назвать тем чудом, которое дается по вере людей. Начиная с 20-х годов XX века, властями предпринимались неоднократные попытки закрыть храм. Здесь хотели сделать сначала казарму, потом книгохранилище, потом музей. И даже вовсе снести под предлогом строительства метрополитена. Но верующие отстояли свою святыню.

Во времена репрессий, когда из страха муж отказывался от своей жены, а дети отказывались от своих родителей, 4800 человек не испугались и поставили свои подписи против закрытия. Причем это были не просто закорючки, а полное указание имени, адреса, места работы, иначе подпись считалась недействительной. Эти люди совершили подвиг исповедания веры, и храм был спасен.

Важно! Когда был стерт с лица России храм Христа Спасителя, Богоявленский собор стал сердцем православной страны

Гостиницы около Елоховского собора

Гостиница Мандарин Москва

Удалённость отеля: 0.6 км

Как добраться от гостиницы Мандарин Москва до Елоховского собора

Гостиница Мандарин находится в пешей доступности от Елоховского собора. И добраться от отеля до храма очень просто: для этого достаточно свернуть с Ольховской улицы на Нижнюю Красносельскую улицу и идти вдоль неё в сторону увеличения нумерации домов, пока не окажетесь рядом с Богоявленским собором. Весь маршрут займёт не более 10 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

Гостиница Юджин

Удалённость отеля: 0.6 км

Как добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора

Чтобы добраться от гостиницы Юджин до Елоховского собора, придётся пройти пешком около 10 минут. Маршрут движения простой: улица Фридриха Энгелся – Ладожская улица – Бауманская улица до станции метро Бауманская. От станции метро Бауманская следует воспользоваться переходом к храму по закрытой галерее, которая уже не раз упоминалась в описании выше.Подробная информация о гостинице и цены >>

Гостиница Лефортово

Удалённость отеля: 2.0 км

Как добраться от гостиницы Лефортово до Елоховского собора

Гостиница Лефортово относительно Елоховского собора находится на достаточном удалении. Однако большим подспорьем на пути в храм для постояльцев отеля Лефортово является трамвай. Рядом с гостиницей на Красноказарменной улице находится остановка общественного транспорта, на которой останавливаются:

  • автобус: 425
  • трамвай: 37, 45, 50

На любом из перечисленных маршрутных транспортных средств можно доехать до остановки «Метро Бауманская». От которой, как Вы уже знаете, можно за несколько минут по крытой галерее дойти прямо до храма. Весь описанный путь займёт около 20 минут.Подробная информация о гостинице и цены >>

Храм патриархов

В богоборческом ХХ веке Елоховский собор избежал трагической участи других храмов, хотя неоднократно был на грани закрытия. После возрождения патриаршества в 1917 году он стал местом служения патриархов Русской Православной Церкви, четверо из них были возведены на Патриарший престол в стенах собора. Святитель Тихон (Белавин) довольно часто служил в Елоховском храме. Здесь его ждали на богослужение 7 апреля 1925 года — в честь престольного праздника Благовещенского придела — но в этот день пришла весть о внезапной кончине Святейшего.

После разрушения Храма Христа Спасителя церковная жизнь переместилась в Богоявленский храм в Драгомилово, а после его разрушения местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) основным местом своего служения избрал Богоявленский собор. Неподалеку разместилась его резиденция, а в 1938 году собор в Елохове стал кафедральным.

Сюда переместился центр духовной жизни Москвы. По документам 1935 года, в приходе Богоявленского собора значилось 25 тысяч прихожан. Несмотря на это попытки закрыть храм продолжались. Так, воскресная Литургия 22 июня 1941 года должна была стать для Елоховского собора последней. Но начавшаяся Великая Отечественная война остановила эти планы. Митрополит Сергий совершил первый молебен о победе русского воинства и положил начало сбору средств в помощь фронту. По преданию, он снял со своего митрополичьего клобука бриллиантовый крест, а со своей груди драгоценный крест и положил их на жертвенный поднос, куда прихожане уже клали свою лепту. В следующие четыре года в храме не останавливались молитвы людей о спасении Отечества.

В 1943 году митрополит Сергий был избран патриархом — интронизация состоялась в стенах собора; здесь же в Никольском приделе он был погребен в 1944 году.

В 1945-м Богоявленский собор стал местом интронизации патриарха Алексия I (Симанского), который придал собору статус Патриаршего. В 1971 году здесь прошла интронизация патриарха Пимена (Извекова). Также здесь возглавляли богослужения и участвовали в них Предстоятели Поместных Православных Церквей.

Судьба патриарха Алексия II (Ридигера) также тесно связана с Елоховским собором. Здесь 10 июня 1990 года состоялась его интронизация. Патриарх любил собор и часто совершал в нем службы. Благовещенский придел собора стал местом его упокоения. Каждое воскресенье у его надгробия совершаются панихиды.

Елоховский храм оставался Патриаршим собором до 1992 года, когда этот статус вернул себе древний Успенский собор Московского Кремля. Сегодня Богоявленский собор — это кафедральный собор города Москвы наряду с Храмом Христа Спасителя, который является кафедральным собором Русской Православной Церкви.

Святыни храма

Много переживший собор сберег и приумножил свои святыни, благодаря неравнодушным прихожанам и сановникам Церкви.

По левую сторону от алтаря в Богоявленском соборе – список иконы Богоматери «Казанская». Предание хранит историю чудотворной иконы. После взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным 9-летней дочери стрельца Матрене Онучиной во сне явилась Богородица с просьбой сообщить архиепископу, чтобы из пепелища казанского Кремля достали ее икону.

Девочка взялась за лопату и сразу нашла у печи завернутый в сукно образ Пресвятой Богородицы, который оказался ясным, чистым и ярким, без следов пожарища. Архиепископ, узнав о чуде, совершил крестный ход к месту обретения лика и поместил его в церковь Николая Тульского, а потом в Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, больные, особенно слепые, исцелялись.

Казанская икона считалась покровительницей дома Романовых. После окончания войны 1812 года Кутузов приказал из трофейного серебра изготовить в подарок Божьей Матери «Казанская» иконостас.

Особо почитаемый образ Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое чудо иконы состоялось в 1688 году. Сестра патриарха московского и всея Руси Евфимия, страдавшая неизлечимой болезнью, однажды услышала голос, призывающий помолиться перед иконой «Всех скорбящих радость», заказав молебен с водоосвящением. Евфимия выполнила указанное свыше и исцелилась.

Икона Божьей Матери «Взыскание погибших» прославилась в VI веке в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Феофила. В XVIII веке с помощью этой иконы был спасен от смерти, замерзая в снежной вьюге, крестьянин Федот Обухов.

Икона серафима Саровского с частицей мощей и облачением святого пустынника хранится в главном приделе Богоявленского собора. Считается, что при жизни святому были открыты и прошлое, и будущее любого человека. Он знал мысли и сердца окружающих, исцелял и наставлял нуждающихся в помощи.

Мощи митрополита Московского и всея Руси Алексия, которого почитают как великого молитвенника за русскую землю. Мощи хранятся в раке из бронзового сплава. На внутренней стороне крышки – шитое изображение святителя, над ракой – резная деревянная сень.

Другие святыни Богоявленского храма в Елохове:

  • Частица древа Животворящего Креста Господня.
  • Десница апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частица мощей Николая Чудотворца.
  • Частица мощей святого Петра.
  • Вызолоченные хоругви с эмалевыми украшениями в память о короновании Николая II и его супруги Александры Федоровны.

История

Храм Богоявления Господня величественно возвышается над застройками Китай-города, притягивая внимание своей нарядной архитектурой с колонками, балясинами и карнизами. Центральная апсида и восьмерик украшены крупными иконами

Святыня была построена как часть бывшего Богоявленского монастыря. Старейшая мужская обитель Москвы была основана, согласно монастырским актам, в 1296 году. Тогда были воздвигнуты кельи и первый храм из бревен в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Девы Марии. Первым зданием монастыря из белого камня стал Богоявленский собор, построенный в 14-15 веках. В 1451 году на Московский посад пришла орда царевича Мазовши, которая сожгла большую часть построек, сильно пострадал и собор.

Уже восстановленный при Василии Втором, разросшийся при Иване Третьем, монастырь вновь пострадал от великого московского пожара в 1547 году. После похода крымского хана Давлет-Гирея на Москву, обитель была вновь отстроена уже Иваном Грозным. Особенно большие потери монастырь понес в Смутное время, поэтому, сразу с восхождением царя Михаила Федоровича на престол, приступают к восстановлению и обустройству обители. В 1624 году строится и новое каменное здание храма Богоявления.

Пожар, который случился в 1686 году, вновь уничтожил обитель. И вновь она была полностью восстановлена. На этот раз, архитектурный ансамбль монастыря был построен в стиле русского барокко. После того, как были добавлены новые кельи, с благословения владыки Адриана в 1692 году началось сооружение новой церкви. Среди тех, кто финансировал восстановление монастырского комплекса и храма, значатся члены семей князей Голицына и Долгорукова, и сама царица Наталья Кирилловна.

Нижняя церковь Богоявленского собора во имя иконы Казанской Богоматери освящалась зимой 1693 года, верхняя церковь — три года спустя в честь Богоявления Господня. Предел освятили в 1697 году в честь владыки Московского Алексия. Через 40 лет монастырские постройки были вновь повреждены в городском пожаре.

Восстанавливали обитель уже при игумене Герасиме, благодаря которому в 40-х годах 18 века, над воротами была построена церковь Бориса и Глеба со звонницей. Монастырскому комплексу все также покровительствовали князья Долгоруковы и Голицыны.

Через пять лет храм получил северный предел во имя Георгия Победоносца, а через семь лет — южный во имя Сподвижника Иакова. Кроме того, была добавлена звонница. В 1782 году церковные интерьеры были отреставрированы и украшена настенными росписями, новые части декорировали лепниной.

Особый расцвет для монастыря начался, когда с Афонского монастыря привезли мощи мученика Трифона, Пантелеимона и других святых, а также икона Божьей Матери. Ларь с мощами был установлен в соборном храме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector