Что такое чистилище и есть ли оно в православии

Атеизм

Атеисты в отношении религии совершенно отрицают существование Ада и Чистилища вообще. Объяснить веру в эти «явления» они могут только через науку, находя разгадку этой головоломки в попытках мозга «объяснить» страх перед неизведанным. Но до сих пор и наука теряется перед определёнными фактами, которые происходят в бессознательном состоянии людей, находящихся между жизнью и смертью.

Неразгаданными остаются случаи «выхода из тела» оперируемых пациентов, находящихся в летаргическом сне или клинической смерти: никто не может объяснить, каким образом они слышали и видели то, что происходило с их телом в момент «выключения из жизни».

Понятие «сверхзаслуг»

В католицизме существует и такое, совершенно чуждое православию понятие, как «сверхзаслуги перед Богом». Выше упоминалось, что добрые дела, совершаемые католиком, рассматриваются, как его заслуги перед Всевышним, и если их количество не уступает числу грехов, то они обеспечивают ему беспрепятственную дорогу в рай.

Но ведь у человека, ведущего праведную жизнь, и ни в чём не отступающего от Заповедей Божьих, их может скопиться гораздо больше, чем требуется для покрытия его прегрешений. Именно эти добрые дела, превышающие необходимое количество, называются сверх заслугами, которыми, оказывается, можно делиться с другими, и помочь им сократить пребывание в очистительном огне.

В связи с этим следует отметить разницу между православными молитвами, обращёнными к святым угодникам Божьим с просьбой об их ходатайстве за нас перед Богом, и молитвами католиков, в которых они просят святых поделиться с ними их сверхзаслугами, и тем самым помочь избежать очистительных мук.

Католики взяли идею чистилища у иудеев

Корни католического предоставления о чистилище нужно искать в талмудической традиции. Иудеи писали о месте шеол, которое мы называем двумя словами:

  1. Ад.
  2. Преисподняя.

Но технически это было именно чистилище. Оно занимает место в физическом мире и имеет три входа:

  1. Возле Иерусалима.
  2. На морском дне.
  3. В пустыне.

Как многие, наверняка, слышали, чистилище — это место, где муки не длятся вечно (в христианском аду, к слову, — тоже в отличие от геенны огненной). Согласно талмудической литературе, в шеоле души не пребывают дольше года. За этот срок происходит очищение.

Также бытует мнение, что иудеи не попадают в шеол.

Это, конечно же, не сказано прямо в Ветхом Завете, но является частью одного из вариантов его толкования и еврейского предания.

Нам это интересно в том смысле, что именно отсюда ноги растут у католического представления о чистилище.

Центр «Миротворец» занес в «Чистилище» 251 боевика «днр». Список личного состава

19 581 переглядів

Сотрудники центра «Миротворец» обнародовали списки личного состава террористической организации днр, которые они опубликовали на своей странице в социальной сети «».

Данный список террористы трактуют как «список личного состава управления специальных операций генеральной прокуратуры днр».

Центр «Миротворец»:

«ЗАВЕРШИЛИ ЗАНЕСЕНИЕ В ЧИСТИЛИЩЕ т.н. СПЕЦНАЗА БОЕВИКОВ В КОЛИЧЕСТВЕ 251 ШТУКА Этот документ был у нас давно. Практически с момента его создания, но в силу определенных обстоятельств мы его не «светили». Теперь пришло и его время. Сегодня в Чистилище попали боевики террористической организации днр из бандформирования под названием «управление специальных операций генпрокуратуры дыры». Убедительная просьба к тем, кто может помочь идентифицировать кого-то из них (фотографии, ссылки на упоминания или аккаунты в соцсетях), направлять данные материалы нам с помощью функции в главном меню сайта «(отправить обьект)». Помните, эти твари боятся публичного освещения их преступной деятельности, как вампиры света. Наша с вами задача состоит в их выявлении и опубличивании данных о них для того, чтобы помочь нашим правоохранительным органам и спецслужбам их ликвидировать или обезвредить ради нашей же безопасности.»

ВАС МОЖЕ ЗАЦІКАВИТИ

Альтернативные точки зрения[править]

  • Православные отрицают доктрину католиков, но пользуются собственной концепцией под названием мытарства

    Отдельным пунктом идёт неканоническое предание о милостивом блуднике, который был добродетельным, раздавал щедрую милостыню, но до старости пребывал в грехе блуда. После его кончины Бог открыл верующим его посмертную участь: до самого Страшного Суда пребывать меж раем и адом, не попадая ни туда, ни туда.

    . Это пространство между землёй и небом («воздушная сфера»), где душу по пути в рай встречают заставы злых духов, припоминающих новопреставленному все его земные делишки. Бесы-прокуроры читают списки грехов, ангел-хранитель отмазывает напоминанием о добрых делах. Если последних оказывается недостаточно, душу сдёргивают крюками и тащат в пекло под плач ангела. Зато вот из ада грешника можно вызволить молитвами церкви. С богословской точки зрения мытарства являются не чистилищем, а образом частного суда по смерти.

  • В иудаизме ад скорее похож на чистилище. Только величайшие грешники попадают в ад навеки, остальные — не больше, чем на год.
  • В исламе на эту тему особо не заморачиваются, хотя Пророк в Коране упомянул о некоей «Преграде» (Аль-Араф) между адом и раем, на которой, как мальчишки на заборе, сидят неопределившиеся души, созерцая обе перспективы одновременно. Они хотят в рай (куда их не пускают) и боятся преисподней, от чего начинают взывать к Аллаху значительно усерднее, чем при жизни. В конце концов Аллах всех помилует.
  • Протестанты вообще исключают промежуточные сферы: в Библии об этом не написано, умер так умер или ад, или рай — третьего не дано.
  • В других религиях (индуизм, буддизм, некоторые ветви зороастризма) задачу посмертного исправления души грешника выполняет цикл перевоплощений.
    • Некоторые считают, что в буддизме чистилище называется Бардо и означает состояние между смертью и перерождением. На самом деле этим тибетским словом называется любое промежуточное состояние души, в т. ч. между рождением и смертью, между засыпанием и пробуждением, между началом и окончанием медитации.

В искусстве образ Чистилища часто используется как метафора суровых испытаний и неприятных перипетий, которые обрушиваются на героя стремительным домкратом — иногда как кармическое возмездие, иногда просто вследствие несовершенства мироздания. Не смертельно, но долго, муторно и обычно связано с внутренней переменой (не всегда к лучшему).

Почему в православии нет чистилища

Согласно представлениям католической церкви, чистилище – это место, где душа умершего христианина, не получившая при жизни разрешения от каких-то малых грехов, очищается от них посредством различных посмертных испытаний.

Догмат католицизма

Догмат о чистилище в католицизме формировался постепенно, начиная с XIII века. Но его закрепление в соборных постановлениях состоялось только на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, а затем подтвердилось на Тридентском соборе в 1563 году.

Вполне соответствующее латинскому духу юридизма, учение о чистилище гласит, что туда попадает лишь христианин, примирённый с Богом, но за которым остался какой-либо малый грех. Тот, кто, умерев, не успел получить отпущение всех грехов и понести временное наказание за них на земле, согласно этой доктрине, не может войти в Царство Божие, и должен очиститься.

Основание для подобного мнения католическое богословие усматривает в ветхозаветной книге Маккавеев, где говорится о принесении умилостивительной жертвы за умерших, дабы разрешить их от греха. Из этого католическими богословами были сделаны выводы, что души умерших не находятся в аду или в раю, а участь их решается посредством очищения и молитвы живых.

Важно, что согласно мнению католиков, в чистилище попадают те, кто умер в единстве с Церковью и не имел на душе неразрешенного смертного греха, а потому они обязательно окажутся с Богом по прошествии очищения. Современное западное богословие рассматривает чистилище, скорее, не как место, а как процесс или состояние, способствующее духовному возрастанию

Современное западное богословие рассматривает чистилище, скорее, не как место, а как процесс или состояние, способствующее духовному возрастанию.

Взгляд православия

Православие (как и протестантизм) догмат о чистилище не признает. Православная церковь также полагает, что души умерших в покаянии, но не успевших делами принести плодов его, могут стать ближе к Богу благодаря молитвам Церкви и милостыне за них – но именно это, а не очистительные посмертные муки, способно облегчит участь души.

Согласно православной догматике, даже при жизни человека спасение совершается не посредством искупления или чёткой системы «грех-наказание», а лишь посредством веры в Христа, покаяния, дел милосердия и любви. В загробной же жизни, тем более, ни искуплениями, ни системой «очистительных мер» исправить свою участь человек не в состоянии.

В православии, однако, имеет хождение иное, не менее спорное учение – о посмертных мытарствах души. И если чистилище у католиков – место мучений души для компенсации её недостающих заслуг перед правосудием Божьим, то мытарства у православных – это суд и испытание души страстями на пути к Богу.

Обратите внимание

Основные сведения о мытарствах мы находим в сочинении X века «Житие преподобного Василия Нового», где подробно рассказывается о мытарствах некой блаженной Феодоры, душу которой вели ангелы через своеобразные «пункты пропуска», где бесы и судили эту душу каждый в своём грехе, пытаясь «отсудить» её у Бога.

Учение это считается частью аскетической традиции православия, но, несмотря на массовое распространение и признание даже многими святыми отцами (например, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником), учение о мытарствах всё же не является догматом православной церкви и зачастую отрицается, как спорное, с точки зрения православной христианской догматики, и во многом противоречащее духу Евангелия.

Пагубность греха гордыни

Продолжая тему различия богословского подхода к спасению души в православии и католицизме, следует подчеркнуть, что восточные церкви, в принципе, отвергают идею заслуг перед Богом. Более того, святые отцы в своих трудах предостерегают верующих от опасности впасть в тягчайший грех гордыни, который нередко поражает людей, возомнивших себя праведниками в результате совершённых ими благих дел.

Даже люди слабо искушённые в богословии знают, что гордыня относится к самым тяжким смертным грехам. Она приводит человека к губительному самомнению, в основе которого лежит убеждение в собственной самодостаточности. Вопреки евангельским словам Иисуса Христа о том, что без Него мы ни на что не способны, человеку, поражённому этим грехом, кажется, что он не такой, как другие, и может обойтись без Бога, а это ведёт к разрыву с Творцом и неминуемой гибели. Поэтому православная церковь учит тому, что, творя благие дела, надлежит это делать со смирением и сознанием того, что силы и разум для их исполнения ниспосланы Богом, а значит, они не могут расцениваться, как наша заслуга перед Ним.

Прототип полковника Суворова

Полковник Иван Алексеевич Савин родился в 1953 году в Ставропольском крае. В армии служил с 1971 года. В Чечне командовал 131-й отдельной мотострелковой бригадой. Главным подвигом Савина стал штурм Грозного в декабре 1994-го, во время которого его подразделение заняло и обороняло железнодорожный вокзал, находясь в полном окружении. В ходе операции бригада понесла большие потери, но задачу выполнила полностью. Когда после эвакуации убитых и раненых Савин приказал отступать, боевики отбросили группу полковника на прежний рубеж и забросали гранатами. Полковник, на тот момент уже дважды раненый, но до последнего продолжавший командование, погиб от осколка, попавшего ему в глаз. Его тело обнаружили почти месяц спустя и с почестями похоронили в родном селе Архангельское. В 2005 году Савин посмертно награжден званием Героя РФ.

Умилостивительные жертвы

Однако широкого развития эта теория у них не получила, и в полной мере на вопрос о том, что такое чистилище, дали ответ лишь католики. Ими, в частности, была разработана доктрина об «умилостивительной» жертве. Согласно этому учению, вплоть до Страшного суда, с наступлением которого чистилище упразднится, грешные души будут пребывать именно в состоянии очистительных мук.

Однако их страдания можно сократить. Для этого следует совершать ради них благие дела, угодные Богу, возносить молитвы, заказывать заупокойные мессы и жертвовать деньги, покупая индульгенции. Все эти деяния носят название «умилостивительных жертв», приносимых Богу.

Нарака

Далеко не во всех религиях существует ад, как область потустороннего мира, куда помещаются души безнадёжных грешников, не имеющие надежды на спасение. Данному понятию отводится особое место лишь в христианстве.

В буддизме подобием геенны огненной является Нарака. Там, согласно верованиям, томятся существа, отягощённые плохой кармой за свои земные деяния. Однако мучения их совсем не бесконечны, хоть искупление бывает тяжким и длительным. Но после него может последовать перерождение в высших и счастливых мирах. Под такое определение слово «чистилище» подходит даже больше, чем ад, которого в буддизме, видимо, вообще не существует.

Нарака считалась нижней сферой из шести существующих миров. Туда попадали люди, повинные в убийстве, клевете и обмане. Тяжким грехом являлся также добровольный уход из жизни (впрочем, как и во многих других религиях). Наказанием для провинившихся оказывалось раздавление, разрезание, сжигание, замораживание и прочие пытки.

Чистилище как социальный институт[править]

Основная задача Чистилища — развитие и становление личности в тот сложный период, когда личность закончила первую стадию своего существования, расставшись с материальной оболочкой. Именно в Чистилище личность впервые постигает всю сущность бытия, а также смысл жизни, который сводится к непрестанному поиску смысла жизни и бритью брадобреев.

Чистилище даёт личности все те необходимые навыки и знания, которые пригодятся ей в Вечности, в первую очередь знакомит с новой, нематериальной формой существования. Спустя некоторый неопределимый промежуток времени личность переходит в зависимости от степени постижения Всего в один из следующих социальных институтов: Рай (бюджет), Рай (на платной основе), Ад (сроком на полторы относительные вечности) или Покой (сроком на абсолютную вечность). В особо запущенных случаях возможен возврат в материальную оболочку с повторным прохождением первой стадии существования.

Людские деяния на весах неумолимых судей

Вот что такое чистилище и его толкование в православном видении. По пути мытарств душу, покинувшую своё тело, ведут два ангела. На пути их поджидают бесы, пытающиеся на каждом из этапов завладеть душой, и увлечь её в ад. Но ангел-хранитель, неотступно присутствующий при этом, противится им.

Главный атрибут, без которого не может обойтись это «православное чистилище», — книга, куда записаны все грехи, совершённые человеком при жизни, и которая служит в руках бесов обвинительным материалом. Ангел-хранитель также предъявляет список, но уже богоугодных дел. Именно это сопоставление плюсов и минусов даёт основание для проведения определённой параллели между тем, что представляют собой воздушные мытарства в православии и тем, что такое чистилище у католиков.

Появление догмата о чистилище

Впервые понятие очистительного огня появляется в трудах известного религиозного деятеля VI века Григория Двоеслова, но определение того, что такое чистилище в католичестве, было окончательно сформулировано значительно позже. Произошло это лишь в XII веке, когда католический философ-схоласт Пётр Ломбардский написал свой богословский трактат, получивший название «Сентенции».

Ещё через столетие его последователь святой Фома Аквинский предложил эту идею как вполне определившуюся религиозную доктрину, но лишь Флорентийский собор 1439 года догматически закрепил её, в качестве неотъемлемого элемента католического вероучения.

Прошло ещё более ста лет, и в 1563 году Тридентским собором было окончательно подтверждено, что такое чистилище. Определение, вынесенное в ходе его заседаний, признаётся по сей день Западной церковью. Лишь протестанты, отколовшиеся в XVI веке от католической церкви, категорически его отрицают.

Представления скандинавов

Суровая страна Скандинавия, земное существование для народа которой было вечной борьбой за выживание, породила и соответствующие верования, кардинальным образом отличающиеся от представлений христиан. Интересно, что смерть для викингов не считалась чем-то пугающим, но главное было умереть с достоинством. При этом добродетелью объявлялась беззаветная храбрость в бою, а совсем не доброта и покорность.

Смелые воины и достойные женщины попадали в загробном мире в Вальхаллу и Фольквангр. А все остальные отправлялись в тёмный мир под названием Хель. Это было не лучшее место, но для человека, прожившего на земле в нищете и лишениях, вполне могло оказаться даже предпочтительным пристанищем. Позднее, правда, появились представления об истязании там клятвопреступников, предателей и трусов. Но, скорее всего, в этом сказывалось лишь влияние на умы скандинавов христианских идей, когда значение слова «чистилище» стало постепенно закрепляться в сознании людей.

Баланс грехов и добрых дел в католицизме

В католицизме, в отличие от православия, достижение Царства Небесного зависит, прежде всего, от математического соотношения добрых дел и грехов, совершённых умершим во дни земной жизни, и не очищенных покаянием и искупительной жертвой. Всё просто и понятно. Если больше добрых дел, которые считаются его заслугами перед Богом – значит, в рай, если перевешивают грехи – прямиком в ад.

А как быть с теми, кто прожил жизнь в лоне церкви, старался исполнять заповеди, но по слабости душевной порой впадал в искушения, и перед смертью не принёс покаяния во всём, что успел натворить? Кроме того, грехи ведь бывают вольные, то есть совершённые преднамеренно, и невольные, в которые человек впадает неумышленно, порой сам того не подозревая. И, наконец, мелкие бытовые грешки часто забываются, и не упоминаются на исповеди. Не обрекать же доброго христианина на вечные мучения из-за таких недоразумений.

Вот на эти случаи как раз и существует, по мнению западных богословов, чистилище. Попав туда, умерший может очиститься от грехов, превосходящих по своему количеству совершённые им добрые дела. Для этого ему придётся некоторое время пострадать, принося тем самым надлежащее искупление, и уже после этого он попадает в рай. Как долго это может продлиться, напрямую зависит от разницы в количестве грехов и заслуг.

Реформы Чистилища[править]

Одной из проблем Чистилища является его абсолютность. Вне зависимости от того, в какой размерности, в какой Вселенной, в какой точке пространства и времени, в каком из вероятностных миров и в какой из реальностей вы умерли, Чистилище вас ждёт одно и то же. Поэтому законы, действующие в Чистилище, общие для всех, долгое время происходили разные конфузы. Так, например, первоначально в Чистилище пускали только тех, кто раскаялся в своих делишках перед смертью, а всех остальных отправляли либо сразу в ад первым же рейсом, либо (после успешного прохождения небольшого анализа на праведность) в рай. Но так сложилось, что в большинстве развитых миров в знак раскаяния было принято вырвать себе Огненное Щупальце Диавола, растущее прямо из чрева. Чтобы долго не разбираться, в Чистилище стали допускать только тех, у кого по лицу было видно, что это существо, вырвавшее себе Огненное Щупальце Диавола. В результате некоторые виды живой природы, например, люди, Огненным Щупальцем Диавола никогда не обладавшие, оказались не у дел. Конечно, у них был шанс попасть в рай, однако это была воистину непосильная задача, поскольку для этого необходимо было быть абсолютно безгрешным, а вот если ты один раз за свою жизнь подумал «О нет, я ушибся пальцем», то это сразу же записывалось как эгоизм, потому что прямо в этот момент на свете люди гибнут, а он тут по своему пальцу печалится.

Тем не менее, из-за нескольких отсталых существ менять устои никто не собирался, пока не пришёл Будда и не сказал «ну ребят, ну вот что за хрень?!» Тогда было решено несколько изменить процедуру допуска в Чистилище.

Пентафигакль, Бог Всего-Всего, повелитель мира и хранитель Вселенной, старый бородатый мужик, всё свободное время занимающийся разгадыванием сканвордов, предложил свою реформу. Он считал, что в Чистилище можно допускать только тех, кто каждое полнолуние жертвовал ему чёрного барашка, рождённого от белой овцы, а всех остальных предлагал либо вешать за уши на можжевельнике, либо отправлять составлять сканворды. Но поскольку ни в одном из многочисленных миров ни одно создание о существовании Пентафигакля даже не подозревало, проведение этой реформы означало бы полное опустошение рая, ада, Чистилища, да и вообще всех-всех мест, за исключением зарослей можжевельника и кабинетов составителей сканвордов. К счастью, за стопку новых занимательных сканвордов Пентафигакль отказался от своих реформ и приказал сделать что-нибудь эдакое своему любимом хомяку.

Порассуждав над проблемой, любимый хомяк Петафигакля, будучи одним из самых разумных существ в абсолютной Вселенной, способным разгадывать сканворды даже не читая вопросы, пришёл к выводу, что так жить нельзя. Он предложил всех существ, попавших на иной свет, делить на унылых святых, нормальных парней, слишком плохих, атеистов, зануд, мастеров сканвордов и ребят, считающих, что в день, когда зелёное солнце жизни впервые осветило долины небесного материка Авширнаха, великий всёпорождающий башмак по имени Шаг выплюнул первого человека. По мнению хомяка, унылых святых следует сразу отправлять в рай на заочное, пока они не принялись вразумлять всех остальных, превращая их в таких же унылых святых. Слишком плохих хомяк посоветовал отправлять в ад или хотя бы развешивать за уши на кустах можжевельника. Атеистов он предлагал вообще не трогать, всё равно они не поверят ни в ад, ни в рай, ни даже в способность любимого хомяка Пентафигакля разгадывать сканворды не читая вопросы. Зануд хомяк посчитал нужным отправлять обратно в жизнь, потому что в загробном мире и без них тошно. Мастеров сканвордов мудрый грызун рекомендовал отправлять прямо в покои Пентафигакля, а нормальных парней и ребят, считающих, что в день, когда зелёное солнце жизни впервые осветило долины небесного материка Авширнаха, великий всёпорождающий башмак по имени Шаг выплюнул первого человека — в Чистилище, где они смогли окончательно очиститься, познать сущность бытия и убедиться в отсутствии каких бы то ни было значимых башмаков в истории Вселенной перед тем, как отправиться в рай.

Разумеется, хомяка никто не послушал. В результате почти каждый после смерти либо становится унылой святой занудой и отправляется в ад за уныние, либо сразу отправляется в Чистилище, если конечно, ему удастся продраться через толпу атеистов, которые попытаются втолковать ему, что всё это вокруг — плод больного воображения, либо оказывается засыпан тонной сложнейших сканвордов на зависть Пентафигаклю. И тем не менее, реформа прошла, благодаря чему и у людей появилась возможность побывать в Чистилище и затем отправиться в рай.

Примеры[править]

Театр

В. Маяковский, «Мистерия-буфф» — с прикрученным фитильком: в аду персонажи видят дверь с надписью «Чистилище» и выходят оттуда именно через неё, но само пребывание в чистилище никак не показано — в следующем действии они уже в раю. Возможно, автор подразумевал, что это лишь незначительный «тамбур» между адом и раем.

Литература

  • Данте, «Божественная комедия» — кодификатор. Автор описывает Чистилище как огромный остров в океане с семиярусной горой в центре. Гора представляет собой горб земли, вспучившейся посреди южного полушария после падения Люцифера. По другую сторону шарика, в противолежащей точке, находится собственно место падения — такой же семиярусный кратер, упирающийся в центр Земли. На дне застрял дьявол, а по стенкам ютится ад.
  • Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — зигзаг в видении Сооткин о посмертной участи императора Карла V. С одной стороны, герои к тому моменту уже протестанты, отрицающие чистилище, и согласно этому видению Карл отправляется «в самую глубь преисподней». С другой — прямо сказано, что по прошествии трёхсот лет мучений он может исправиться и всё-таки попасть в рай (что скорее соответствует именно чистилищу).
  • Д. Андреев, «Роза Мира» — все нижние слои, за исключением последнего, где происходит окончательная смерть души — именно чистилища, где срок пребывания конечен. Даже для Иуды Искариота. Таковыми чистилища стали лишь после нисхождения в них Планетарного Логоса, а до этого были вполне себе адскими кругами для вечного там пребывания. Точнее даже, к пребыванию там отягощенных грехами человеческих душ они никем не назначались, так вышло само собой по законам местной метафизики, и всех устроило.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Лист работы Ниггля» — смерть и посмертие главного героя описаны весьма иносказательно, однако он явно пребывает какое-то время в чистилище.
  • Александр Рудазов, «Призрак» — протагонист, помыкавшись после смерти по Земле и нескольким загробным мирам, пристраивается на работу именно в Чистилище с прицелом через несколько десятков лет выслужить пропуск в Рай. Их там много таких — с прицелом. Причём если Ад и Рай механически срисованы у Данте, то Чистилище… ну как бы тоже, но всё-таки сильно изменилось за прошедшие восемьсот лет, потому что изменились представления о действительности у новопреставленных — а Чистилище под них подлаживается.

Кино

Военная драма Александра Невзорова «Чистилище» (1997), посвящённая войне в Чечне. Не очень понятно, что хотел сказать автор этим названием — судя по обилию чернухи, речь скорее идёт о каком-то из кругов ада, но название «Ад» Глебыч уже использовал для документалки 1995 года. Ждём не дождёмся фильма «Рай» на ту же тему, как завещал великий Данте.

Аниме и манга

  • Angel Beats! — представляет собой имитацию школы-интерната, населённый местным подобием NPC.
  • Death Parade — а вот здесь Чистилище выглядит как бар, где умершие вынуждены участвовать в различных играх. Именно благодаря смертельным играм судьи могут определить, кто достоин перерождения, а кто пойдёт в небытие.

Видеоигры

  • Limbo — название как бы намекает.
  • Grim Fandango — для коммивояжёра Мэнни Калаверы посмертный контракт по препровождению усопших в загробный мир служит своего рода Чистилищем (отработкой кармического долга, по завершении которого его душа получит освобождение).

Описание[]

Это место — хуже любых наших кошмаров. Там кромешная тьма, кровь, кости, тела и души разных тварей: мерзких, голодных, жестоких. У этого места много названий, да таких, что язык сломаешь. Но, думаю, Чистилище вам знакомо.— Бобби, «Словно девственница»

Чистилище похоже на бесконечный лес, где царит пасмурная или мрачная погода. Видимо, здесь есть некое подобие смены дня и ночи. Несмотря на свои огромные, почти бесконечные размеры, есть определённые места, которые используются монстрами в качестве ориентира. В Чистилище есть особые участки, межпространственные проходы, через которые в Чистилище можно попасть или же выйти. В Чистилище есть особый проход, через который можно попасть из Чистилища на Землю, однако, через этот проход могут пройти только люди. Помимо этого, в Чистилище есть ещё один проход, из которого можно попасть в Ад.

Есть особые ритуалы и заклинания, которые могут открыть вход в Чистилище. В сериале было показано много случаев открытия таких врат:

  • 10 марта 1937 года Говард Лавкрафт использовал заклинание, для открытия врат Чистилища. Тогда, из этих врат вышла Элеонор Визиак. С тех пор, она много лет сторожила вход.
  • Драконы использовали заклинание из древней книги, чтобы впустить в наш мир Еву. Они использовали одну из девственниц, в которую вселилась Ева.
  • Кастиэль открыл врата, чтобы поглотить души и победить Рафаила. Чтобы открыть врата Чистилища, необходимо во время лунного затмения начертить на стене кровавый символ. Для этого используется кровь девственницы и жителя Чистилища. После этого надо произнести заклинание. После произношения заклинания открывается портал Чистилища, и все души впитываются в тело стоящего перед символом. Однако человеческое тело может не выдержать такой нагрузки и взорваться.
  • Ангелы могут попадать в Чистилище с разрешения вышестоящих ангелов, но как они туда попадают или оттуда выходят — неизвестно. Жнецы также могут попадать и выбираться из Чистилища без особых усилий.

Устройство Чистилища[править]

Всякому попавшему в Чистилище оно могло бы напомнить колледж строгого режима, если бы конечно душа умершего человека, с боем и треском вырвавшаяся из цепких рук смерти и пролетевшая на хлюпкой лодочке под управлением подозрительного старца Харона по бурным водам реки Леты, была столь расслабленна и беззаботна, чтобы проводить различные аналогии и писать письма родственникам «Мама, меня встретили очень хорошо. Здесь вкусно кормят и есть горячая вода, не то, что там, у вас».

Попавшая в Чистилище душа сразу же приступает к получению базового среднего очищения. В рамках программы базового среднего очищения каждая душа, вне зависимости от прожитой жизни, в течение одиннадцати относительных вечностей искупает семь обязательных грехов. Помимо этого, есть несколько вторичных грехов, которые искупаются быстрее и для общего развития. Если душа изъявит желание, она может на платной основе искупить дополнительные грехи (например, неискренняя любовь к Коммунистической партии, искренняя любовь к Коммунистической партии, доведение до абсурда или отсутствие веры в Деда Мороза).

В процессе очищения душам во всех подробностях объясняется, почему так грешить нехорошо, проводятся разъяснительные беседы, также предлагается немножко помучиться, чтобы лучше усвоить урок. Также с душами работают психолог и замполит. В свободное от искупления грехов время находящиеся в Чистилище могут заняться своими делами, в частности, самостоятельным искуплением грехов, кратковременными экскурсиями в предыдущую жизнь в образе призраков, общественными работами или мерчандайзингом по снам.

По окончании очищения все души проходят Единый Страшный Суд, на котором определяется их дальнейшая судьба.

Шибальба

Имели понятие, что такое чистилище, древние майя. К такому выводу можно прийти, изучая мифологию этого народа. Преисподней для них являлась Шибальба. Это было место жестоких испытаний, полных опасностей и ловушек. Дорога туда шла через реки, кишащие скорпионами, кровью и гноем. Пересечения дорог там обманывали и затуманивали разум путника. Далее умершего человека испытывали в Совете Богов перед тем, как послать его на смертельные пытки и истязания.

Это был страшный мир, но выход оттуда найти иногда оказывалось возможно. Пытаясь открыть дверь в подземное царство, майя приносили богам мира мёртвых кровавые жертвы. Надежда добиться перерождения и новой жизни открывалась для души при встрече с Ахпухом – проводником между двумя мирами, повелителем человеческих путей.

Прототип «Кобры»

Потомственный военный, подполковник запаса Алексей Викторович Ефентьев 1963 года рождения из Туркменской ССР к моменту Первой чеченской войны был уже опытным спецназовцем. За его плечами был Афганистан, Азербайджан и Нагорный Карабах. Служить, как и Григорашенко, отправился добровольцем. Его позывной «Гюрза» (в «Чистилище» приписанный другому персонажу) наводил страх на боевиков, а разведрота 166-й мотострелковой бригады, которой он командовал, звалась «бешеной». Самой известной операцией стала деблокада Координационного центра в Грозном, в ходе которой роте Ефентьева удалось спасти многих офицеров Армии и МВД, а также группу российских журналистов. «Гюрзу» четырежды представляли к званию Героя РФ, которое он так и не получил. Среди его наград – ордена «Красной Звезды», «Мужества» и «За военные заслуги», а также почетные медали. После Чечни воевал в Косово. В запас вышел в 2000 году, до 2013 года управлял колхозом в Воронежской области, занимался общественной деятельностью, растил с женой четверых детей. Неоднократно становился участником телепередач о войне в Чечне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector