Что такое догмат: без этого античного слова не обошлись и христиане

Основное назначение христианских догматов ― ввести человеческий ум в познание Бога

Догматы ― это вероучительное определение Православной Церкви. Их задача состоит в том, чтобы ввести человеческий ум в познание Бога. Основные догматы христианства воплощают в себе три основополагающих правила:

  • Существование Всевышнего в трех лицах;
  • Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  • Избавление человечества от грехов.

Видеоролик: «Истина, догмат и вера». На 4 минуте 22 секунде автор говорит о том, что истина дана в Церкви изначально и не может изменяться или же увеличиваться.

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве, которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры.

Необходимо отметить, что для православия характерно два похода к тому, где принимаются догматы.

Догмат
это вероучительное Определение Православной Церкви по вопросу её учения

Согласно первому подходу догматами называются только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах. На них они получают догматическую формулировку. Второй поход говорит о том, что догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения.

Исходя из этих двух подходов христианские догматы делятся на:

  1. Общие (догматические формулировки Вселенских соборов) и частные (выводимые из общих).
  2. Раскрытые, то есть (обсужденные и утвержденные на Вселенских соборах), и не раскрытые. Последние в подробностях на вселенских соборах не обсуждаются и в подробностях не определяются, но признаются всей Православной Церковью.
  3. Чистые, основанные на Божественном Откровении и смешанные, основанные не только на таком Откровении, но и на естественном разуме.

Признаки прагматика

Прагматичные люди – это сильные, решительные личности, которые вызывают у окружающих уважение и восхищение. Такие люди редко пускают дела на самотек, предпочитают управлять всеми процессами и событиями в жизни. Такой человек не призовет на помощь фортуну и не станет оглядываться на кармическую предрасположенность, справедливо полагая, что ключ к решению задач находится у него в руках. Прагматики – это люди, которым присущи признаки:

  1. Самостоятельность. Независимость в принятии решений основывается на единоличном разделении ответственности за них.
  2. Четкость и ясность позиции. Они четко обозначают жизненные ориентиры, предпочитают действовать, а не ждать, планировать результат, а не мечтать.
  3. Отказ от случайных, лишних действий. Действия, которые предпринимает прагматик, направлены на достижение поставленной цели. Поступки ведут к конкретному результату, поэтому носят практический характер. Такие люди не поступят в ВУЗ, чтобы исключительно получить диплом, считая подобные действия лишней тратой времени и сил.
  4. Отношение к личному времени, как к бесценному, невосполнимому ресурсу. Управление личным временем состоит в четком планировании дел, составлении удобного, рационального, максимально объемлющего текущие задачи графика. Такие люди умеют разрабатывать план действий, учитывая даже минуты времени.
  5. Логический образ мышления. Неприятие эфемерных, необоснованных, неподтвержденных аргументами позиций и идей. Фундаментальные знания и способность делать верные выводы помогают найти логическое объяснение любой ситуации. Они не верят в неизбежность и неотвратимость доли, потому что считают возможным менять жизнь к лучшему.
  6. Умение рационально использовать обстоятельства, регулировать ситуации с позиции поиска выгоды независимо от исходных условий. Прагматики не станут уповать на везение и удачу или бездействовать в ожидании, когда подарки судьбы их настигнут. Они – хозяева собственной жизни и направляют ее течение в нужное русло, добиваясь успехов в сферах, которые считают приоритетными.

Само значение слов «прагматичный человек» предполагает отсутствие излишней эмоциональности, безрассудности, беспечности и легкомыслия. Обычно прагматики – мужчины, несклонные к сантиментам, спонтанным поступкам и неоправданному риску. Они – интеллектуалы, быстро обучающиеся и стремящиеся к овладению новыми, полезными знаниями.

Женщина-прагматик скрупулезно заботится о чистоте и порядке в доме. В ее доме мало роскошных предметов обихода. Обстановка подбирается с учетом практичности и целесообразности. Обычно в интерьере преобладает функциональная мебель, которая не требует особого ухода, легко чистится и моется.

Нередко прагматичность принимают за меркантильность. В отличие от меркантильных индивидов, прагматичная личность ставит цели и достигает их, преследуя материальную выгоду и получение морального удовлетворения. Причем чаще осознание своей правоты, душевное равновесие, саморазвитие, движение вперед для таких людей важней финансовой прибыли.

Быть прагматиком – значит быть ответственным, дисциплинированным, исполнительным и обязательным. Прагматичным людям не чужда любовь к искусству, но без фанатизма и преклонения. Для них важней результат, а не его планирование или процесс достижения. Им чужды такие свойства личности, как предвзятость, мечтательность, эйфория.

Догматы Православной Церкви

Основные догматы христианства определили в двенадцати членах Символа веры. Их перечисление — основная православная молитва.

Символ веры

По-церковнославянски

По-русски

 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.  Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.  И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.  Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.  Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
 5. И воскресшаго в третий день по Писанием.  И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.  И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.  И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.  В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.  Признаю одно крещение для прощения грехов.
 11. Чаю воскресения мертвых,  Ожидаю воскресения мертвых,
 12. и жизни будущаго века. Аминь.  и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Двенадцать основополагающих христианских догматов в Православии:

  1. Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
  2. Истина о совершении греха каждым из нас;
  3. Искупление грехов;
  4. Воплощение Сына Всевышнего;
  5. Воскрешение Иисуса Христа;
  6. Вознесение на небеса;
  7. Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
  8. Возрождение значения и роли Церкви;
  9. Воскрешение простых смертных;
  10. Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
  11. Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
  12. Почитание икон.

Догматы помогают человеку определить точные границы, за которыми заканчивается христианство и начинается ересь.

В католицизме и протестантизме признаются такие вероучительные истины, которые отвергает Православие. Именно это в свое время и привело к разделению Церквей.

  • О Символе Веры
  • Толкование на Символ веры

Догматы веры

До́гматы

— это непререкаемые вероучительные истины (аксиомы христианского вероучения), данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений).

Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Вероучительность

означает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Его икономии (т.е. Божьего замысла о спасении человеческого рода от греха, страдания и смерти).

Богооткровенность

характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям. Если философские, исторические и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы — это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17:17) и пребывает вовеки (1Пет. 1:25).

Церковность

догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры.

Общеобязательность

догматов означает, что эти догматы раскрывают сущность христианской веры, необходимой для спасения человека. Догматы — незыблемые законы нашей веры. Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними — строгое единство. Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения.

Православные догматы формулировались и утверждались на 7 Вселенских соборах. Краткое изложение основных истин (догматов) христианской веры, содержится в .

Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.

Догматические определения являются не столько раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. В своей глубине каждый догмат остается непостижимой тайной. Используя догматы, Церковь ограничивает человеческий ум от возможных ошибок в истинном Богопознании.

Как правило, православные догматы формулировались только при возникновении ересей. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Если любой грех — следствие слабости воли, то ересь — «упорство воли». Ересь есть упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна.

Таким образом, догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь

Поэтому спор о догматах имеет в христианстве самое важное и острое значение, и именно разногласия в понимании догматов влекут за собой самые серьезные и почти непреодолимые расколы. Именно таковы разногласия между православием, католицизмом и протестантскими церквами, которые в очень многих вопросах более или менее едины, но в некоторых — абсолютно противоречат друг другу, и это противоречие не может быть преодолено дипломатическим компромиссом, потому что они спорят не о вкусах или политике, а о самой Истине, как она есть на самом деле.

Но одного только знания о Боге для верующего человека недостаточно: необходимо ещё молитвенное общение с ним, необходима жизнь в Боге, а для этого нужны не только правила мышления, но правила поведения, то есть то, что называется канонами.

Примечания

  1. Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка. — СПб.: Императорская Академия Наук, 1847. — Т. I: А-Ж. — С. 336
  2. Алексеев П. А. Церковный словарь. Часть первая. А — Д. — СПб.: Типография Ивана Глазунова, 1817. — С. 276.
  3. Более старое ударение: догма́т , толковый словарь Ефремовой допускает такое произношение как разговорное. В Словаре правильной русской речи (Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи. Ок. 85 000 слов : Более 400 коммент. / ИЛИ РАН ; Н. В. Соловьев. — М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Транзиткнига», 2004. — 847 с. — (Словари Академии Российской)) приведено так: «догма́т и уход.до́гмат …»). В православной богослужебной литературе и гимнографии: церк.-слав. догма́тъ, В Полном церковнославянском словаре протоиерей Григория Дьяченко: «до́гмат»
  4. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
  5. Барсов Н. И. Догмат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. Xa. — С. 846—847.
  6. Домостроительство — здесь: богословское понятие, обозначающее творение Богом человечества и устроение Им пути восстановления его падшей природы.
  7. 12Давыденков О. В. Катехизис. Догматическое богословие как наука. Свойства догматов
  8. 1234М. С. Иванов. Догмат // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2007. — Т. XV. — С. 527-532. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  9. 1 2Давыденков О. В. Катехизис. Догматическое богословие как наука. Догматы и богословские мнения. Ересь
  10. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии.
  11. Eastern Orthodoxy Энциклопедия Британника.
  12. Хотя некоторые христианские церкви отвергают догматы, принятые после II Вселенского Собора, базовый догматический состав, содержащийся в Никео-Цареградском Символе веры, сформированный первыми 2 Соборами — общий для всех (с поправкой на filioque в католицизме).
  13. Православная энциклопедия «Азбука веры»
  14. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О вере христианской. Символ Веры
  15. Догматы Вселенских Соборов
  16. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1. О различии Божеских лиц по их личным свойствам. Связь с предыдущим, краткая история догмата и учение о нем Церкви.
  17. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1. Понятие о христианских догматах, как предмете православно-догматического Богословия.
  18. Митрополит Макарий (Булгаков) . Православно-догматическое Богословие
  19. В том смысле, что его нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
  20. В этом сочинении выражение стоит в форме prorsus credibile est, quia ineptum est , т.е. «совершенно достоверно, ибо нелепо».
  21. У. Читтик, С. Мурата. Хадис о Джабраиле // Мировоззрение ислама. — М. : Ладомир, 2014. — С. 52-57. — 640 с.
  22. Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит., ИФ РАН, 2011. — С. 17. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  23. Степанянц, 2011, с. 24.
  24. Терентьев А. А. Буддизм // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 203—212. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 ISBN 978-5-98426-067-1.
  25. Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009. — № 8. — С. 61—69. — ISSN 1994-0866.

Источники

  • Бейнерт, Вольфганг (1988). Lexikon der katholischen Dogmatik (на немецком языке). Фрайбург: Гердер.
  • Дензингер, Генрих; Хюнерманн, Питер; и др., ред. (2012). Enchiridion symbolorum: сборник символов веры, определений и деклараций католической церкви (43-е изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN .
  • Даллес, Эйвери (1971). . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday. OCLC   .
  • Даллес, Эйвери (1971). «Меняющиеся формы веры». . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday. стр.  -31. OCLC   .
  • Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из произведения, которое сейчас находится в общественном достоянии :
  • Отт, Людвиг (1965). Grundriss der Dogmatik (на немецком языке). Фрайбург: Гердер.
  • Ранер, Карл (1968). «Богословие и Магистериум». Богословский сборник : 4–17.
  • Ранер, Карл (1966). «Что такое догматическое утверждение?». Богословские исследования . 5 . С. 42–66.
  • Симмонс, Фрэнсис (1968). Непогрешимость и доказательства . Спрингфилд, штат Иллинойс.
  • Шмаус, Майкл (1982) . Католическая догматика (на немецком языке). München.

Основные догматы христианства

Ряд утвержденных богооткровенных истин не был принят одномоментно — их определение и утверждение происходило на протяжении нескольких столетий и 7 Вселенских Соборов, каждый из которых был посвящен определенному вопросу. Например, на Первом Вселенском Соборе была принята истина о Троице — Бог Един и существует в трех ипостасях, Отец, Дух и Сын.


Православные догматы принимались на семи Вселенских Соборах

Все утвержденные аксиомы христианства стали воплощением трех главных правил, которые должны быть известны всем людям на Земле:

  1. Господь существует в трех ипостасях, при этом оставаясь единым.
  2. Иисус Христос Божий Сын стал воплощением Бога и Человека в одном лице, т.е. стал представителем человеческого рода.
  3. Человечество может избавиться от грехов только посредством принятия Искупительной Жертвы Христа.

Следует упомянуть и о том, что часто, именно распространявшаяся ересь была причиной Соборов и принятых впоследствии догматов — как точный и прямой ответ всем тем, кто распространял неверные и опасные мысли среди населения.

История использования термина

Дословно перевод термина «догма» осуществляется с древнегреческого языка и означает «решение» или «постановление». За все время существования человечества термин использовался в разных значениях:

  1. В античности, в частности в произведениях Цицерона этим термином обозначались доктрины, которые выступали неоспоримой истиной.
  2. Христианские писатели первых веков так именовали некоторые выводы мыслителей, например Сократа и Платона.
  3. Ксенофонт именовал так распоряжения, которые выдавали начальники и которым беспрекословно подчинялись солдаты.
  4. Геродиан определял так указы сената, которым подчинялись римляне.
  5. В Ветхом Завете (книги пророка Даниила, Есфири и апокрифах Маккавейских) так именуются указы, выходящие из-под царского пера. При этом обычно это касалось указов, которые следовало незамедлительно выполнить.
  6. Евангелист Лука этим словом обозначает приказ кесаря о переписи народонаселения (глава 2 стих 1), а в Деяниях он также определяет царские законы.
  7. Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и Ефесянам данным термином описывает законы Моисея.

Сегодня смысл данного термина можно охарактеризовать как решение Церкви, которое было принято как обязательная и неизменяемая истина, которая не подлежит критике.

Происхождение догматов

Своим появлением догматы обязаны различным ересям, которые возникали в первые века существования христианства. Вся сущность существующих правил и аксиом Церкви заключена в Священном Писании и изначально не было необходимости в выведении каких-либо дополнительных правил.


Догмат — непреложная истина, принимаемая на веру и обязательная для христиан

Однако по мере распространения христианского вероучения по миру находились люди, которые трактовали написанное либо неверно, либо себе в угоду, поэтому Церковь приняла решение пресечь распространяющуюся ересь и создать четкие правила веры.

Все эти аксиомы были приняты епископами и архиереями на Вселенских Соборах и отличаются едиными свойствами:

  1. Богооткровенность — все принятые аксиомы являются Божественным Откровением, а не плодом человеческого размышления.
  2. Вероучительность — догматами являются только Богооткровенные христианские истины.
  3. Церковность — только Церковь имеет право определять и толковать истины, имеющие авторитет.
  4. Законообязательность — христиане должны воспринимать эти правила как аксиомы, т.е. строгие законы и не нарушать их.

Каждое правило, принятое таким образом, сделало распространение ереси невозможным, поскольку христиане теперь могли соотнести учение отдельного богослова и толкователя с общепринятыми правилами веры, чтобы проверить правильность и истинность.

Элементы: Священное Писание и традиция

Концепция догмы состоит из двух элементов: 1) залог веры , иначе известный как или слово Божье, которое является божественным откровением, содержащимся в Священном Писании (письменное слово), и (развивающееся понимание этого учения). ), и 2) положение Церкви, которое не только провозглашает догму, но и объявляет ее обязательной для веры. Это может происходить по решению Папы Римского ex cathedra или по окончательному заявлению Вселенского Собора . Истины, формально и явно открытые Богом, являются догмами в строгом смысле слова, когда они предлагаются или определяются Церковью, например, статьи Никейского символа веры , взятые из ранних церковных соборов. Католицизм считает, что понимание Писания продолжает углубляться и созревать с течением времени благодаря действию Святого Духа в истории Церкви и в понимании этой веры христианами, при этом оставаясь идентичным по сути и существу. «Следовательно, и священное предание, и Священное Писание следует принимать и почитать с одинаковым чувством преданности и почтения».

Основные догматы христианства (их 12), принятые на Вселенских соборах, Православие признает

Для Православия характерно наличие строго и отчетливого вероисповедального сознания. Это несомненное его преимущество перед католицизмом и протестантизмом.

При этом православным необходимо всегда помнить о том, что догмат не означает введения новых истин относительно Бога, так как Иисус Христос дал нам христианское учение во всей его полноте. Догматы только очерчивают границу нашего толкования такого учения, а также раскрывают целостное отношение Церкви к вновь возникшим вопросам и обстоятельствам.

Икона Христос и 12 апостолов. Иисус Христос — глава Христианской Церкви, поэтому её учение полно и не подлежит изменению

В Православии признаются 12 догматов, принятых Вселенскими Соборами iv веков. Список их следующий:

  1. Догмат о Пресвятой Троице. Содержат определение Единого Бога христиан, который представляет собой три Лица во Едином — Отца, Сына и Святого Духа.
  2. Догмат о грехопадении. Содержит понятие первородного греха Адама и Евы и его последствиях для человечества, которое после грехопадение изгнано из Рая и может спастись теперь только через покаяние и молитву к Господу.
  3. Догмат об Искуплении человечества от греха. Содержит понятие об искуплении первородного человеческого греха через явление на землю Иисуса Христа и его страдания на Кресте.
  4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о таинственном соединении двух природ — божественной и человеческой в лице вочеловечившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
  5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что Господь Наш Иисус Христос после распятия и крестных страданий умер, но воскрес. Это самый главный христианский догмат и вера в воскресение Христа — отличает христианина от последователей всех других религий.
  6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Говорит о том, что после своего Воскресения Христос вознёсся на Небеса. Таким образом, Христос через свою смерть, Воскресение и Вознесение даровал людям возможность получить Благодать Божию и спастись через причастие, покаяние и молитву.
  7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде. Говорит о том, что состоится Второй Пришествие Христа на землю. Спаситель воскресит всех умерших и будет чинить Страшный суд, после которого праведники попадут в рай, а грешники в ад.
  8. Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства. В Никео-Цареградский Символом веры передается так: «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Позволяет отличить Итсиную Церковь от иных человеческих сообществ и иных неправославных Церквей.
  9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни. Говорит о том, что после Второго Пришествия Христа все люди воскреснут, войдут в Царствие Небесное и будут пребывать там с Господом.
  10. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа. Принят на IV Вселенском Соборе в — Халкидоне. Говорит о том, что Христос представлет собой одно Лицо и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа.
  11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе. Принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе. Догмат говорит о том, что во Христе имеет место единая воля и единое действование, при этом Божественная и реальная человечская природа в нём различаются.
  12. Догмат об иконопочитании. Принят на VII Вселенском Соборе в Никее. Разрешает почитание святых икон, при этом указывает на то, что нужно не допускать их обоготворения, так как христианин не самой иконе, а Богу и Его святым, изображённым на иконе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector