Средневековая европейская философия. патристика и схоластика
Содержание:
- Описание
- Августинцы и пелагийцы
- Патристика и схоластика: два направления средневековой мысли
- Поздняя схоластика
- Расцвет
- Патристика и схоластика
- Отец
- Этапы развития схоластики
- Современные оценки
- Аристотелевская мысль и схоластика
- Спор об универсалиях
- Проблема обоснования бытия Бога
- Основа для основы
- Традиционная школьная система и официальная философия христианства
Описание
Термин «схоластический», производный от термина schola , происходит от греческого scholê и означает праздность, свободное время, бездействие, что позже означает: «проводить школу, преподавать». Это потому, что в средние века только обычные священнослужители имели » схолу «, то есть свободное время для учебы, оставляя другим (светскому духовенству, мирянам, мирянам и т. Д.) Заботу — считающуюся подчиненной — заниматься материальными делами.
Одна из основ схоластики — изучение Библии . Это из Септуагинты была переведена с иврита на греческий в Александрии . Затем Ветхий Завет был переведен с иврита на латынь Святым Иеронимом , который также пересмотрел старую латинскую версию Нового Завета, в результате чего появилась Вульгата . Вульгата становится абсолютным справочным текстом для латинских мыслителей средневековья. Доступный только ученым, это бесспорный фундамент исследований. Официальное учение Церкви, особенно решения соборов , также подлежат схоластическому изучению ; сочинения святых, таких как Святой Августин , Святой Иларий , Григорий Великий ; трактаты, приписываемые Дионисию Ареопагиту , и особенно четыре книги приговоров , в которых Питер Ломбард около 1150 года изложил все данные и проблемы христианской веры в том виде , в каком они были определены, обсуждены и поняты основными мыслителями храм.
Примирение между Аристотелем, «божественным врачом», и христианской верой проходит, в частности, путем попытки разрешить противоречия между первой философией (согласно Аристотелю ) и теологией , другими словами, между общей метафизикой ( первая философия, позже названная онтологией , или онтософия) и наука о бытии по преимуществу (позже, metaphysica specialis , теология ).
Это примирение с первой философии представлен в Summa Theologica по Фомы Аквинского . В центре этой работы — богословие творения (prima pars: Бог, творение). Примирение передается иерархии августинцев: «Если вы не верите, вы не поймете», цитируя Ис 7,9. Это прежде всего вопрос лучшего понимания христианской веры в свете античной философии. Томас также указывает, что философия, ищущая истину, не может представлять никакой опасности для религии, которая, по его мнению, является истиной: напротив, она может только привести к ней. Поэтому философия в конечном итоге в службе откровения. Основания , что Томас принимает являются священными текстами, и , следовательно , философской работа Summa заключается, с помощью последовательных вопросов, в промывке очевидных противоречий и в решении их подход , который похож на то , что будет диалектика от Гегеля (очевидно, исходя из других баз).
Схоластика имеет несколько форм: lectio текстов, комментарии, quaestio , disputatio или спорный вопрос, quodlibetal вопросы и суммы.
Lectio это объяснить основы обучения текстов (Библия, Петр Ломбард, Аристотель позже и т.д.) почти дословно. Текст разделен на различные части, а затем подробно прокомментирован; наконец, исследуются проблемы, которые он ставит. Комментарии предназначены для понимания работ (религиозного, философского, научного характера), которые считаются фундаментальными. Позволяет решить проблему по строго регламентированной схеме, проблемы теологии или философии.
Quaestio появляется в начале XII — го века . Методика хорошо развита в XIII — м веке . Quaestio является работа только мастера. Когда участвуют другие участники, это принимает форму disputatio в соответствии с точными правилами университета.
Disputatio представляет собой конкуренцию, словесный рыцарские между двумя врачами и их учеников на предмет теологии, философии и права. В Париже он проходит на площади Сорбонны или в любом другом круговом месте на глазах у зрителей, которые были предупреждены о конкурсе ораторского искусства с помощью « плакатов », вывешенных, среди прочего, на дверях церквей. Ход этих игр очень строгий и жестко систематизирован. Сумма — это систематическое изложение доктринального набора, резюме, которое может быть очень длинным.
Рационалистическая и современная критика схоластики сосредоточит внимание на формалистическом аспекте disputatio. Его метод действительно представляет собой чистую интеллектуальную спекуляцию , основанную исключительно на комментариях текстов или комментариях к комментариям, запрещающих любой прямой взгляд на реальность
Эта формальная логика не может претендовать на какую-либо достоверность в отношении понимания и расширения предиката. Это позиция, которую Платон боролся с софистами.
Августинцы и пелагийцы
Позже появилось новое разделение, которое пошло от двух спикеров – Пелагия и Августина. Соответственно, новые направления были названы их именами. Сферы обсуждения этих мыслителей касались того, что необходимо делать, чтобы Бог любил и помогал, а также как с ним связаться. Они противостояли друг другу, а потому их поддержали две школы номинализма, которые за счет этого разделились ещё больше.
Ключевые различия состояли в самом взгляде на человека. Августин доказывал, что человек пал. Он стал слишком слабым и подвластным своим грехам. Говорил о том, что на данный момент больше прельщают игры с Дьяволом, чем очищение своей души и поиск смысла. Августин считал, что Бог задумывал людей как существ более совершенных и добрых, но так как мы не оправдали его надежд, можем наблюдать разрушение культуры и мира. Он утверждал, что культурные ценности отходят на второй план, в то время как на первый выходят материальные. Другими словами, Августин был уверен в том, что спасение человека находится исключительно в руках Бога, а сам он ничего сделать не может. В то же время Пелагий говорил совсем об обратном. Он считал, что спасение человека находится внутри него самого. Можно делать добрые дела и таким образом заслужить у Бога прощение за свои грехи. Споры и дебаты длились очень долго, но в результате взгляды последнего мыслителя были признаны еретичными, в то время как мнение Августина – правильным и христианским. Казалось бы, что спор был закрыт. Два собора официально поддержали Августина. Однако позже этот спор еще возникал, и даже сегодня единогласно он еще не решен.
Патристика и схоластика: два направления средневековой мысли
По задачам, стоявшим перед философской мыслью, средневековая философия делилась на два больших периода, получивших наименования «патристика» и «схоластика».
Патристика (II–VIII вв.) по хронологии частично совпадает с античной эпохой, хотя по тематике всецело относится к Средневековью. Возникновение этого этапа определялось необходимостью полного отхода от античной культуры, стремлением отмежеваться от языческих традиций и укрепить молодое христианское учение. В этот период отцы церкви использовали язык неоплатоников. На первый план религиозных обсуждений выдвинулись споры о природе Троицы, учение о превосходстве души над телом. Наиболее влиятельным представителем эпохи патристики считается Августин Аврелий (354-430 гг.), произведения которого стали главным источником философской мысли тех времен.
Схоластика же развивалась с VIII по XV век как ветвь философии, в основе которой лежала рационализация христианского вероучения. Название течения произошло от латинского слова schola, т.е. «школа». В неявном виде перед схоластикой была поставлена цель привести догматику в порядок, сделать ее привычной и легкой для понимания и усвоения простыми людьми, не знавшими грамоты. Ранний период схоластики характеризовался повышением интереса к знанию и большой самостоятельностью мышления при постановке философских вопросов.
Поздняя схоластика
Эпоха поздней схоластики совпала со временем упадка философствования. Номинализм обрушился с критикой на метафизические воззрения старых школ, но новых идей не предложил. В споре о природе универсалий представители старых школ встали на защиту умеренного реализма. Среди мыслителей этого этапа развития схоластики – Иоганн Дунс Скотт и Уильям Оккам. Последний высказал предположение, что реальные науки должны рассматривать не сами вещи, а термины, замещающие их, являющиеся их представителями.
Периоду поздней схоластики были свойственны кризисные явления. В среде мыслителей раздаются голоса, которые призывали перейти от умозрительных метафизических рассуждений к непосредственному изучению природы. Особая роль здесь принадлежала британским мыслителям, в частности Роджеру Бэкону. Некоторые идеи этого периода впоследствии были усвоены и восприняты Реформацией.
Расцвет
Надо отдельно заметить, что в период расцвета этой науки многие её положения переходили из теологических в философские. Это было нормально на том этапе, но было также ясно и то, что рано или поздно они разойдутся. Таким образом, к концу Средних веков философия и богословие действительно обособились.
Средневековая схоластика понимала, какая разница существует между этими двумя направлениями. Философия основывалась на естественных и разумных истинах, в то время как богословие за основу имело божественное откровение, которое было более «сверхъестественным». В философии можно найти истину, но только отчасти. Она лишь показывает нам, каких пределов может достичь человек в своем познании. При этом для того, чтобы созерцать Бога, необходимо обратиться к откровению, так как философия не способна удовлетворить этого желания.
Патристика и схоластика
Определение 1
Патристика – это учение «Отцов церкви», христианское богословие II–VIII вв.
Это период, в котором одновременно существовали несколько течений, здесь и неоплатонизм, и стоицизм, и пифагореизм, и христианство, а также были популярными различные секты, которые смогли в будущем стать фундаментом для идей более поздней философии. Однако стоит отметить, что первые века распространения христианства отмечены утратой наследия античности. И вплоть до XII в. Европа не знала об античности совершенно ничего. Новое открытие учений Аристотеля и Платона произошло в Аравии и Передней Азии, этим занимались средневековые исламские философы. Таким образом, начиная с Аравии, древнегреческая философия смогла проникнуть и на территорию Европы.
Среди наиболее заметных представителей патристики Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий, Августин. Их называли Отцами церкви, а они, в свою очередь, выступали за религиозные догматы, которые были направлены против язычества, тем самым утверждая, античная мудрость несовместима с христианской верой.
К ключевым темам патристики Средневековья относятся проблемы сущности и бытия Бога, происхождение зла, теодицея или оправдание Бога, который сотворил мир, полный несовершенств и допустил в нём наличие зла. Кроме того, поднимались проблемы свободы воли человека и возможности спасения человеческой души.
Наиболее известным философом этого времени был Августин. Его учение оказало серьёзное воздействие на формирование схоластики. Августин стоял у истоков средневекового рационализма, именно он предложил тезис: «Верую, чтобы понимать». Обозначает это, что вера определяет начало рассуждения, но потом разум не ограничивается ничем и опирается в дальнейшем только на собственные основы, которые не обращаются к вере.
Определение 2
Схоластика – европейская философия IX–XV вв., представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах.
Изначально схоластика не была окрашена в негативном смысле, и только критики эпохи Возрождения окрестили её в пустословие, пустое мудрствование, которое оторвано от жизни и в силу этого не имеет никакого смысла.
Схоластика делится на несколько этапов:
- Ранняя (IX–XI вв.). Представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
- Зрелая или классическая (XII–XIII вв.). Представители – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.
- Поздняя (XIII–XIV вв.). Представители – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.
Рассуждения приверженцев схоластики направлены на соотношение веры и разума, единого и общего. Кроме того, много внимания они уделяют вопросам бытия Бога, свободе и воли, а также спасению души. Неизменно лишь одно, Бог становится ключевой темой всех рассуждений. В силу того, что основной акцент делается в Средневековой философии именно на Бога, её принято называть теоцентричной.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Философы без доли сомнения верят в религиозные постулаты о том, что всё вокруг сотворено Богом из ничего. По их мнению, именно Бог определяет судьбу мира и каждого человека. Более того, они безоговорочно верят в то, что финалом человеческой истории станет конец света.
Отец
Отцом схоластики считают Боэция. Именно он предложил обучаться семи наукам, из которых можно извлечь теологию. Он был государственным деятелем и христианским теологом. Свой известнейший труд написал в довольно молодом возрасте. Работа называлась «Утешение в философии». Она оказала огромное влияние на многих авторов. В ней поднимались вопросы свободы человека и промысла Бога. Боэций говорит о том, что даже если Бог может предвидеть наши действия, но это вовсе не означает, что они такими и будут. Человек имеет свободу выбора, а потому всегда может поступить так, как считает нужным.
По другим источникам, первым отцом схоластики является Иоанн Эриуген, которого мы упоминали в начале статьи. Он сумел добиться решающей роли диалектики и совместить философию и теологию. «Вторым» отцом этой науки считают Ансельма Кентерберийского, который говорил о том, что человеческий разум действительно свободен, но только в пределах определенных убеждений. Главная задача, которую Ансельм видел в схоластике, – это необходимость разложить по полочкам учение христиан, изучить все детали и мелочи, чтобы иметь возможность простым путем его изложить. Науку эту он сравнивает с обучением или дебатами. В результате этого истина кристаллизуется на фоне анализа и подробных размышлений.
Ученые едины в том, что схоластика в философии – это необходимый элемент. Максимальное развитие науки пришлось на XIII век, когда творили такие люди, как Альберт Великий, Фома Аквинский и Бонавентура.
В целом схоластика в философии — это путь изучения веры разумом, но при помощи чувств.
Этапы развития схоластики
Представители раннего направления
Единую систему, несмотря на старания многих авторов, выработать так и не удалось из-за непрекращающегося вечного спора о природном начале универсальных понятий и их объяснения единичных истин. Ученые того времени разделились на два течения:
- реалистов, рассматривающих общее объективное определение первичным, из которого постепенно выделились единичные вещи;
- номиналистов, берущих за основу субъективные восприятия, показывающих их путь к перерождению в общие универсальные понятия.
Ранние схоластики представлены такими именами:
- Петр Дамиани, жизнь которого длится с 1007 по 1072 год, представил основное философское выражение отношений между бытием и мышлением;
- богослов Ансельм Кентерберийский, его коллега по цеху Гильом из Шампо (умер в 10121 г.);
- направление номиналистов представляли Росцелин, Беренгар Турский, Иоанн Солсберийский, Абеляр, которые нашли и систематизировали пути развития логических понятий в естественных науках, но определили некий предел, чтобы развитие такой философии не сыграло неугодную роль для церкви и религии;
- ученики и последователи схоластиков, Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский, со второй половины XII века принялись за обработку трудов Аристотеля в духе христианства и католицизма, таким образом, придя к мертвой схоластике.
- Пётр Демьянович Успенский, Вильям из Мербеке, последователи направления, исключили из философии поиск, постановку вопросов для поиска объяснения, колебания до принятия правильного решения
- позже известны имена Джованни Бонавентура, жившего в 1221–1274 годах и Александра из Гельса 1180–1245 годов жизни, которые исключили полностью чувственный опыт из религиозных постулатов, заменяя его откровением разума.
Продолжатели схоластического направления
К началу XIV века борьба переходит в противостояние двух направлений:
- доминиканского ордена «томистов», сторонников учения Фомы Аквинского;
- францисканской организации «скотистов», последователей Дунса Скота.
Ортодоксальные направления схоластики переходят на передовые позиции, и становится характерной системой обучения в университетах Западной Европы, откуда вытесняют рационалистов и искателей опыта, например, Роджер Бэкон и Сигер Брабантский. Большое влияние объясняется поддержкой государства и церковной системы.
Схоластика в эпоху Возрождения
Век характеризуется постепенным перерождением основного направления по пути исключения прогрессивных составляющих философского учения. Церковь санкционирует выгодные ей формальные постулаты, а схоластика подхватывает их, насаждает населению, становясь на путь тормозящего дополнения.
Развитие буржуазной культуры приводит к зарождению борьбы против философии и падению церковного авторитета. Характерно проявление противостояния гуманистов в тот период, которые ставили под вопросом богословское содержание схоластики и признавали ее тянущий назад формализм и устаревшую схематичную направленность, выявляли оторванность от реальной жизни.
Эпоха просвещения
В XVI веке католицизм становится на основу контрреформации, неосхоластика перенимает протестантское направление и берет за исходник труды Ф. Меланхтона. До эпохи просвещения философия господствует почти во всех университетах Европы. Далее, на арену выходит естественное познание путем проведения опытов, семимильными шагами развивается материализм и схоластике, как основной стандартной философии, наносится непоправимый удар. Ей на смену приходит неотомизм, и философия объединения материальных и богословских ценностей больше подняться уже не может.
Современные оценки
Отношение к направлению сейчас различно у религиозных деятелей и философов:
4
Августа
1879 года
Папа Лев XIII объявил модернизированную версию схоластики (так называемый неотомизм) официальной философией католицизма; такой статус сохранялся почти 100 лет, до 2 Ватиканского собора (1962 г.). Несмотря на то, что приоритетными для католиков являются другие богословские направления, основные подходы, разработанные в Средние века, продолжают сохраняться доныне.
Современные философы больше склонны рассматривать схоластику как направление, много давшее для развития рационалистической философии, но само по себе – ненаучное, ведь даже сами философы именовали ее «служанкой богословия», религии.
Аристотелевская мысль и схоластика
Развитие схоластики было существенно подчинено проникновению Аристотеля в Европу, а также переводам еврейских и арабских философов (в том числе Авиценны , Аверроэса , Маймонида ). Постепенное открытие Аристотелевской физики и метафизики на Западе вызвало настоящую «революцию». График можно установить следующим образом:
- На протяжении всего средневековья Аристотель рассматривался только как логик, и о нем знают только Органон , затем Категории и Пери Эрмении , на основе которых можно добавить некоторые косвенные источники, которые дадут набор, называемый старым логическим . Это версия, которую использовал Абеляр .
- Наступает момент, когда «через Толедо рыцари Реконкисты несут трубадурам отголоски поэзии ислама. Аристотель открыл духам прежде всего природу ». По сути, именно Жерар де Кремона из 1134 года в Толедо , имеющий на своем счету 86 переводов с арабского (работы по математике, астрологии, герметизму), переведет «версию Последней Аналитики , Физики , Договора о небесах и мире». , о порождении и порче , а также о первых книгах Погоды ». Согласно Жено, эти первые переводы все еще пронизаны неоплатонизмом и смешивают подлинные произведения Аристотеля с произведениями, находящимися под влиянием неоплатонизма, такими как Liber de Causis («Книга причин» или «Книга доброго чистого»).
- Точные даты прибытия различных переводов во Францию неизвестны, хотя весьма вероятно, что их распространение было постепенным. Тем не менее, Жильсон дает следующее указание: «Кажется , что — то физика Аристотеля было известно с конца XII — го века.»
- В 1210 году в Париже были запрещены книги по философии природы.
- В 1215 году несколько школ объединились и стали Парижским университетом , самостоятельным учреждением со своим уставом. Академик основал на этом свой метод, схоластику, которая столкнется с первыми неудачами из-за несовместимости импортированной культуры с установившейся культурой. На факультете искусств в Париже терпят логику Аристотеля, но не физику и метафизику.
- В 1231 году папа Григорий IX «повторяет запрет Собора 1210 года, но добавляет, что физика Аристотеля будет представлена на рассмотрение комиссии и очищена от ее ошибок».
- С 1230 по 1255 год барьеры постепенно разрушались под руководством Альберта Великого и Роджера Бэкона в 1244 году, затем Роберта Гроссетета , канцлера Оксфордского университета, завершившего перевод этики в Никомаке в 1247 году, и, наконец, святого Фомы Аквинского. в 1252 году, где «Святой Фома откровенно сделал выбор в пользу Аристотеля».
- Это прореживание будет недолгим. В 1270 году Этьен Темпье , епископ Парижа, осудил аристотелизм, обнаружив позиции, противоречащие христианским догмам в некоторых схоластиках (таких как Боэций Дакийский и Сигер Брабантский ), в частности аверроизм, который развился на факультете искусств Парижа , осуждение усилен в 1277 г .; мы можем перегруппировать эти позиции под четырьмя заголовками: вечность мира, отрицание вселенского провидения Бога, уникальность интеллектуальной души для всех людей (монопсихизм), детерминизм.
Эта дата соответствует, по мнению Пьера Дюэма , зарождению современной науки. Темпье, во имя теологической необходимости, откроет зияющую брешь, из которой будут созданы основы современной мысли: «Если современная наука не родилась в 1277 году, это дата, когда рождение космологий современности стало возможным. в христианской среде ».
Спор об универсалиях
Один из центральных моментов развития схоластики на раннем ее этапе – спор об универсалиях. Суть его сводилась к вопросу: могут ли существовать всеобщие определения сами по себе? Или же они присущи только мышлению? Споры по этому поводу определили тематику философской мысли на несколько столетий и привели к широкому распространению схоластического метода.
Спор об универсалиях привел к формированию трех точек зрения, к которым относятся:
- крайний реализм;
- крайний номинализм;
- умеренный реализм.
Крайний реализм утверждал, что универсалии (то есть роды и виды) существуют прежде вещей – как вполне реальные сущности. Крайний номинализм доказывал, что универсалии – это всего лишь общие имена, существующие после вещей. Представители умеренного реализма полагали, что роды и виды находятся непосредственно в самих вещах.
Проблема обоснования бытия Бога
Среди тем, которые интересовали философов в Средние века, была и проблема обоснования бытия Бога. Августин стал первым, кто заговорил об онтологическом доказательстве Бога. Суть этого доказательства в том, что у всех людей существует понятие о Боге как о чём-то максимально совершенном, однако это понятие не могло возникнуть без реального существования такого совершенного существа. Исходя из этих суждений, Бог существует.
В XI в. Ансельм Кентерберийский воспользовался онтологическим доказательством бытия Бога Августина и стал его развивать. Его доказательство заключалось в том, что даже безумный человек согласится, что в его разуме существует некий образ, выше которого нельзя себе ничего представить. Эти рассуждения стали отправной точкой софизма. Если бы это высшее существо находилось только в уме, то можно было бы предположить, что оно есть и в реальности. Но такое бытие в реальности было бы еще большим, чем существующее только в мысли.
Но в мысли есть наивысшее существо, выше которого ничего невозможно. Исходя из этих суждений, отправное положение, что Бог существует только в уме, было ошибочным. В силу этого нельзя сомневаться в существовании бытия, выше которого ничего нельзя представить.
Чуть позднее, в XIII в., данное мнение оспорил Фома Аквинский. Он не принимал онтологическое доказательство бытия Бога, утверждая, что понятия совершенства или блага, выше которых ничего нет, не могут быть вообразимы в силу того, что его можно только представить в воображении, но не в действительности.
Философия Фомы Аквинского была признана католической церковью. Даже несмотря на то, что в целом его философия представляла собой вариацию средневекового рационализма.
В период поздней схоластики вопрос о соотношении веры и разума приобретает новое значение
Важность этой проблемы, говорит о том, что философы, как люди с нестандартным мышлением видели смысл в отделении религии и теологии от философии. В позднем Средневековье зарождается теория двойственной истины, согласно которой истина веры и истина разума могут существовать независимо друг от друга
Концепция двойственной истины становится началом для совершенно нового этапа развития философской мысли, где происходит освобождение философии от религии. Таким периодом стала эпоха Ренессанса.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Основа для основы
Схоластики всегда с большим почтением относились к философам древности. Они понимали, что эти люди достигли какой-то вершины в своем познании. Но при этом было понятно, что это еще не означает, что они исчерпали полностью все знание. Как раз в этом вопросе проявляется некое преимущество богословия перед философией. Оно заключается в том, что у первой практически нет границ в познании. Вершины истины настолько впечатляющи, что человеческий разум не всегда может их осознать. Собственно, такого рода истины и были основой для схоластиков, которые философию использовали лишь как дополнительное средство. Они неоднократно говорили о том, что она является лишь «служанкой» богословия. Однако это довольно спорный вопрос. Почему? Именно благодаря философским идеям теология приобретает свою научную форму. Более того, эти идеи дают разумное и логическое обоснования тезисам теологии. Надо понимать, что имея такую серьезную основу, богословие вообще могло очень спекулятивно относиться к христианским тайнам и трактовать их с пользой для себя.
Традиционная школьная система и официальная философия христианства
В Средние века в основе обучения юного поколения использовался принцип поиска религиозной истины путем логических выводов и рассуждений. Повсюду распространялись труды Аристотеля, которые перевел Боэций, и святого Августина. Иногда в рядах схоластов присутствуют сорные суждения. Например, такие философы, как Дунс Скот и Фома Аквинский по-разному растолковывают религиозные истины. Но по-настоящему удар схоластике наносит Уильям Оккама, который сумел найти в традиционной философии противоречивые истины, ведущие не к гармонии, а к разрушению единства разумного и вечного.
В отличие от мистического мировоззрения, схоластика определяла путь божественного постижения не в чувственном восприятии, а путем логического определения субъективных и объективных факторов. Начало философского развития относят к середине V века, когда на основе патристики первоначально систематизируются основные догмы. В это время доступ к античным философам ограничен, в распоряжении имеются только труды Платона, Августина и Аристотеля.