Армянская церковь в москве
Содержание:
- Современные церкви, принадлежащие армянам в Иерусалиме
- Православие в Армении
- Расхождение с православием
- Армянская Библия и древнейший христианский храм
- Отличия православных традиций ААЦ и РПЦ
- Как выбирают?
- Кто принес христианство в Армению
- Отличия григорианской и православной церквей
- Армянская апостольская церковь
- Армянская Церковь
- История
- Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)
- Значение армянских имен
- История церкви в Армении
Современные церкви, принадлежащие армянам в Иерусалиме
Самыми знаменитыми культовыми сооружениями Иерусалима являются:
- Церковь Святого Иакова. Расположена в старом городе, на территории Армянского квартала. В 6 веке на этом месте была построена небольшая церквушка. Возвели ее в честь одного из знаменательных событий христианства. Именно на этом месте в 44 году нашей эры людьми Ирода Антипы был убит апостол Иаков. Это деяние нашло свое отражение в Новом Завете. В 12 веке на месте старой церкви была построена новая. Существует она и по сей день. В западной части строения имеется небольшая дверь. Ведет она в комнату, в которой монахи до сих пор хранят голову Иакова.
- Церковь Ангелов. Расположена также в Армянском квартале, в самой его глубине. Это одна из древнейших церквей Иерусалима. Построена она на том месте, где когда-то стоял дом первосвященника Анны. Согласно Новому Завету, именно к нему привели Христа перед допросом у Каиафы. Во дворе церкви до сих пор сохранилась маслина, которую верующие считают «живым свидетелем» тех событий.
Разумеется, есть армянские церкви и в других странах мира – в Индии, Иране, Венесуэле, Израиле и т. д.
Православие в Армении
По преданиям появление в Армении христианства датируется еще 1 веком н. э. Говорят, что в тот момент на территории государства проповедовали апостолы Иисуса Варфоломей и Фаддей. Именно их считают принято считать основателями Армянской апостольной церкви. В документах встречается дата 301 год, когда царь Трдат III своим указом провозгласил христианство государственной религией. Именно тогда Армения стала первой христианской страной в мире.
Почему армяне православные? По последним переписям отмечают, что к:
- Армянской апостольной церкви относят 92,6 % населения,
- Армянской евангелистской церкви – 1%,
- Армянской католической церкви – 0,5%,
- Свидетелям Иеговы – 0,3%,
- Православные – 0,25%,
- Молокане – 0,1%,
- Другие верования – 0,26%.
Многие церковнослужители отмечают, что уже длительное время между нашими церквами нет единого церковного взаимопонимания, но это не мешает добрососедским отношениям.
Расхождение с православием
В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.
Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.
Догматические различия
В III−IV веках споры о вере были также популярны, как сейчас — политические баталии. Для решения догматических вопросов созывались Вселенские соборы, положения которых сформировали современное православное вероучение.
Одной из основных тем обсуждений была природа Иисуса Христа, кто Он был, Бог или человек? Почему Библия описывает Его страдания, которые не должны быть свойственны божественному естеству? Для армян и византийцев авторитет Святых Отцов церкви (Григория Богослова, Афанасия Великого и др.) был непререкаем, но понимание их учения оказалось разным.
Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.
Когда в Халкидоне (Византия) проходил Вселенский собор, армянские епископы не смогли принять участие в обсуждениях. Армения находилась в кровопролитной войне с Персией и на грани уничтожения государственности. В результате решения Халкидонского и всех последующих Соборов не были приняты армянами и началось их многовековое разделение с Православием.
Особенности обрядов
Обе Церкви отличаются и внешней, обрядовой стороной, что не является существенным препятствием для общения верующих. Наиболее заметны следующие особенности:
- Хлеб, использующийся для служения литургии, у армян пресный, а вино для причастия не разбавляется водой. В Православной литургии применяется исключительно квасной (на дрожжах) хлеб и разбавленное вино.
- Армяне крестятся тремя пальцами слева направо, а православные — справа налево.
- Праздники Рождества и Крещения армяне совершают в один день, как это было в древности. В православном календаре они разделены Святками.
- В армянском храме алтарь не отгорожен иконами, а при богослужении используется музыкальное сопровождение (орган).
- Армянские иерархи не считают происхождение Благодатного Огня божественным, хотя не отрицают связанных с этой церемонией чудес, происходивших в разное время.
- С начала XX века священникам-вдовцам ААЦ разрешено жениться во второй раз, а мирянам в крайнем случае — венчаться в субботние и воскресные дни Великого поста.
Существуют и другие особенности в богослужении, облачении священнослужителей и церковной жизни.
https://youtube.com/watch?v=NS8XhzlW3zI
Ренегатство армян
Армянам, желающим перейти в православие, не придётся вновь креститься. Над ними совершается чин присоединения, где предполагается публичное отречение от учения еретиков-монофизитов. Только после этого христианин из ААЦ может приступать к православным Таинствам.
В Армянской церкви нет строгих установлений по поводу допуска православных к Таинствам, армянам также дозволяется причащаться в любой из христианских церквей.
Армянская Библия и древнейший христианский храм
Поначалу богослужения в Армении совершались на сиро-арамейском и греческом языках. Это сильно затрудняло понимание новой религии мирянами, поэтому возникла острая необходимость в развитии письменности и переводе Священного писания на родной язык местного населения. В 405 г. архимандрит Месроп создал армянский алфавит. Вместе со своими учениками он выполнил множество переводов библейских текстов, за что был причислен к лику святых.
В городе Вагаршапат, находящемся в Армавирской области, расположена главная достопримечательность армянских христиан – Эчмиадзинский кафедральный собор (Эчмиадзин переводится как «сошествие Единородного»). Он был построен в IV–V веках. По преданию, место для возведения собора указал Григорию Просветителю сам Иисус Христос. Сначала этот храм был деревянным. В VII столетии он стал каменным. В XX веке здесь появился новый алтарь из мрамора, были отреставрированы внутренние росписи. Сегодня Вагаршапат с находящимся в нем Эчмиадзинским кафедральным собором является главным духовным центром Армении, куда приезжают верующие со всей страны.
Отличия православных традиций ААЦ и РПЦ
Для сравнения с русскими православными традициями опишем обряд крещения, принятый в армянской церкви. Отличий не так уж и много, но все же они есть.
Многих русских православных, впервые попавших в армянский храм, удивляет то, что свечки здесь ставят не на специальные постаменты в маленькие подсвечники, а в обычный ящик с песком. При этом они не продаются, а просто лежат рядом. Однако многие армяне, взяв свечку, оставляют деньги за нее по собственному желанию. Сами же верующие убирают и огарки.
В некоторых армянских церквях в купель детей при крещении не погружают. Просто берут воду из большой чаши и умывают. Крещение в армянской церкви имеет и еще одну интересную особенность. Священник, произнося молитву, говорит нараспев. Из-за хорошей акустики армянских храмов звучит она впечатляюще. Отличаются от русских и крестильные крестики. Обычно они очень красиво декорированы виноградной лозой. Подвешивается крестики на нарот (сплетенные вместе красную и белую нити). Крестятся армяне — в отличии от русских — слева направо. В остальном обряд приобщения младенца к вере схож с русским православным.
Как выбирают?
Подобрать красивое армянское имя для девочки не составит труда
. Большинство из них благозвучны и олицетворяют в своем значении нежную женскую природу:
- Гехецик – красивая;
- Чнашхарик – дивная;
- Аннман – бесподобная;
- Кнкуш – ласковая;
- Назели – нежная;
- Амест – скромная;
- Назанд – покорная, послушная;
- Хонар – смиренная.
Подобные имена всегда давались с умыслом: в надежде, что девочка будет обладать такими внутренними качествами, которые заложены в ее имени. Среди армянских имен вообще часто можно встретить такие, которые определяют характер
- Гаяне – «земная»;
- Карине – «щедрая»;
- Лиана – «блистательная»;
- Элен – «светлая».
Самыми популярными армянскими именами в последние годы считаются
Следующие по популярности
- Мириам – «возлюбленная»;
- Элен – «ясная»;
- Анаит – «мать».
Можно еще предложить взять на заметку красивые и не слишком распространенные имена для девочек
- Ануш – «бессмертная»;
- Лиана – «тонкая»;
- Армине – «судьба».
Кто принес христианство в Армению
Путь армянского народа к принятию христианства был достаточно долгим. Согласно древней легенде, учение Спасителя принесли в эту страну его последователи – апостолы Варфоломей и Фаддей. На языке местного населения имена этих святых звучат как Бартухимеос и Тадеос.
Фаддей стал распространять слово Божие в Армении с 43 г. Этот апостол принес с собой наконечник копья, которым был пронзен распятый на кресте Иисус. Варфоломей начал проповедовать в земле армянской с 60 г. При его непосредственном участии в этой стране была основана первая женская обитель, в которую он отдал на хранение лик Богородицы. Оба ученика Христовых способствовали созданию церковных общин и постепенному приобщению армянского народа к истинной вере. Первым епископом Армении они назначили Закария, который исполнял свои обязанности с 68 по 72 годы.
Отличия григорианской и православной церквей
- Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
- Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.
Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри
- Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
- Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
- Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
- Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
- Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
- Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
- Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.
Армянская апостольская церковь
Место армянской церкви в христианском мире
Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.
К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.
Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.
Армянский обряд
В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.
В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.
Особенности армянской церкви
Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».
В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.
В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.
Структура армянской церкви
Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.
Армянская Церковь
В г. Эчмиадзине расположен Духовный центр ААЦ с:
• постоянной резиденцией Верховного патриарха и Католикоса всех армян;
• главным кафедральным собором;
• духовной академией.
Глава ААЦ является верховным духовным главой всех верующих армян с полной властью управления Армянской Церковью. Он является защитником и последователем веры Армянской Церкви, хранителем ее единства, традиций и канонов.
В составе ААЦ имеется три архиерейские кафедры:
- Иерусалимский Патриархат;
- Константинопольский Патриархат;
- Киликийский Католикосат.
Канонически они находятся под юрисдикцией Эчмиадзина, административно имеют внутреннюю автономию.
Иерусалимский патриархат
Иерусалимский патриархат (Апостольская кафедра святого Иакова в Иерусалиме) с резиденцией Армянского патриарха в Соборе святого Иакова находится в старом городе в Иерусалиме. В его подчинении находятся все армянские храмы Израиля и Иордании.
Армянская, греческая и латинская патриархии обладают правом собственности на отдельные части Святынь Святой Земли, например, в храме Гроба Господня в Иерусалиме, Армянская патриархия владеет рассечённой колонной.
Константинопольский патриархат
Константинопольский Патриархат был основан в 1461 году. Резиденция константинопольского патриарха находится в г. Стамбуле. Напротив резиденции стоит кафедральный собор Пресвятой Богородицы — главный духовный центр константинопольского патриархата Армянской апостольской церкви.
Ему подчинены все приходы Армянской патриархии в Турции и на острове Крит. Он исполняет не только церковные обязанности, но и светские — представляет интересы армянской общины перед властями Турции.
Киликийский Католикосат
Резиденция Киликийского Католикосата (Католикосата Великого Дома Киликии) находится в Ливане в г. Антелиасе. Великий Дом Киликии был создан в 1080 году с возникновением Армянского киликийского государства. Там он находился до 1920 года. После резни армян в Османской империи, Католикосат в течение 10 лет скитался, а в 1930 г. окончательно обосновался в Ливане. В ведении Киликийского Католикосата находятся епархии ААЦ Ливана, Сирии, Ирана, Кипра, стран Персидского залива, Греции, США и Канады.
Местом заседаний Киликийского Католикосата является Собор святого Григория Просветителя.
История
Иерархия Апостольской православной церкви восходит к независимой Украинской церкви, которая в начале 1990-х разделилась на две ветви: на Украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Филаретом (Денисенко) и Украинскую Автокефальную православную церковь, патриархом которой стал епископ Переяславский и Сичеславский Димитрий (Ярема). В 1996 инициативные группы Российского православного духовенства и мирян обратились к Патриарху Киевскому Димитрию (Яреме) с просьбой о каноническом восстановлении епископата Истинно-Православной церкви. 17 декабря 1996, по благословению Патриарха Димитрия, епископы Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) хиротонисали во епископа архимандрита Российской истинно-православной церкви Стефана (Линицкого), от которого Апостольская православная церковь в дальнейшем получила апостольское преемство.
Основателем «Объединения общин апостольской традиции» является архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки, иерарх «Апостольской православной церкви» (АПЦ). Первое время данная неканоническая религиозная организация именовалась «Апостольской реформированной православной церковью». «Апостольская православная церковь» была образована в 2000 по инициативе бывшего священника Глеба Якунина (решением Архиерейского собора Русской православной церкви, проходившем в 1997, отлученного от церкви). 31 января 2000 архиепископ Стефан (Линицкий) и епископ Кириак (Темерциди) вместе с отцом Глебом Якуниным провели пресс-конференцию, на которой объявили о создании движения за возрождение православия. 13 мая 2000 появилась Декларация о создании Православной церкви возрождения, которая вскоре была переименована в Апостольскую православную церковь. 8 сентября 2000 Апостольская православная церковь провела канонизацию священномученика и просветителя Александра Меня. Весной 2000 общины церкви появились и на Украине. В 2003 был рукоположен епископ для приходов на БАМе (Бурятия). В июле 2003 часть архиереев Апостольской православной церкви присоединилась к Российской истинно-православной церкви митрополита Рафаила (Прокопьева).
В 2004 Апостольская православная церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации как Централизованная религиозная организация «Объединение православных общин апостольской традиции» (свидетельство о регистрации № 644 от 6 мая 2004). Вместе с ней в это Объединение вошла на правах автономии и АПЦ Бурятии (под омофором митр. Дионисия (Агапова).
В 2006 в церкви появились три новых епископа: Арсений (Зубаков), епископ Венский и Ривьерский, Виктор Веряскин, епископ Киевский, Сергий Савиных, епископ Бернский и Западноевропейский. В 2007 был рукоположен Владимир Мочарник, епископ Ужгородский и Черногорский. 8 сентября 2007 епископ АПЦ Алексий Скрыпников-Дардаки отслужил первую «православную литургию» для представителей сексуальных меньшинств. 6-7 сентября 2008 в Москве завершился Собор Апостольской Православной Церкви, на котором были приняты различные церковные документы и причислен к лику святых как святитель и исповедник архиепископ Ермоген (Голубев).
В августе 2008 архиепископ Алексий Скрыпников-Дардаки покинул «Объединение общин апостольской традиции». Таким образом, по состоянию на сентябрь 2009 г., единственным иерархом данной религиозной организации являлся епископ Дионисий Батарчук. В настоящее время «Объединение общин апостольской традиции» насчитывает три общины в России и одну в Германии. Официально на территории России у АПЦ на данный момент осталась всего одна Бурятско-Иркутская епархия, состоящая из зарегистрированных общин и групп, не имеющих регистрации.
Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)
Кафедра в Вагаршапте
- свт. Григорий I Просветитель (302 — 325)
- Аристакес I Парфянин (325 — 333)
- Вртанес Парфянин (333 — 341)
- Исихий (Иусик) Парфянин (341 — 347)
Даниил (347) хореп. Таронский, избранный архиеп.
- Парен (Парнерсех) Аштишатский (348 — 352)
- Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
- Чунак (? — не позднее 369) поставлен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
- Исаак-Исихий (Шаак-Иусик) Маназкертский (373 — 377)
- Завен Маназкертский (377 — 381)
- Аспуракес Маназкертский (381 — 386)
- Исаак I Великий (387 — 425)
- Сурмак (425 — 426)
- Баркишо Сириец (426 — 429)
- Самуил (429 — 434)
434 — 444 — вдовство престола
- Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
- Мовсес I (456 — 461)
- Гют I (461 — 471)
- Христофор Арцруни (475-480)
Кафедра в Двине
- Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
- Бабкен I (Отмесеци) (490 — 516)
- Самвел I (516 — 526)
- Муше I (526 — 534)
- Исаак II (534 — 539)
- Кристофор I (539 — 545)
- Гевонд I (545 — 548)
- Нерсес II (548 — 557)
- Ованес II (557 — 574)
- Моисей II Эгивардский (574 — 604)
Иоанн III Багаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) (595—616)
- Авраам I Албатанский (607 — 610/615)
- Комитас Агцский (610/615 — 628)
- Христофор III из Апауни (628 — 630)
- Ездра Параженакертский (630 — 641)
- Нерсес III (641 — 661)
- Анастас I (661 — 667)
- Израиль I Вотмусский (667 — 677)
- Саак III (677 — 703)
- Егиа I (703 — 717)
- Ованес III (717 — 728)
- Давид I (728 — 741)
- Трдат I (741 — 764)
- Трдат II (764 — 767)
- Сион I (767 — 775)
- Есаи I (775 — 788)
- Степанос I (788 — 790)
- Оваб I (790 — 791)
- Согомон I (791 — 792)
- Геворк I (792 — 795)
- Овсеп II Скорпион (795 — 806)
- Давид II (806 — 833)
- Ованес IV (833 — 855)
- Закария I (855 — 876)
- Геворк II (877 — 897)
- Маштоц I (897 — 898)
- Ованес V (Драсханакертци) (898 — 929)
Кафедра в Ахтамаре
- Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
- Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
- Егише I (Риштуни) (941 — 946)
- Ананиа I (946 — 968)
Кафедра в Аркине
- Ваан I (968 — 969)
- Степанос III (969 — 972)
- Хачик I (973 — 992)
Кафедра в Ани
- Саркис I (992 — 1019)
- Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)
Кафедра в Тевилуре
Хачик II 1058 — 1065
Кафедра в Джамтаве
Григор II (Палавуни) (1066 — 1105)
Кафедра в Румкла
- Барсег I (1105 — 1113)
- Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
- Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
- Григор IV Тха (1173 — 1193)
- Григор V (Каравежа) (1193 — 1194)
- Григор VI (Апират) (1194 — 1203)
Барсег II (восточный католикос) Анийский (1195 — 1206)
- Ованес VI (Мечабаро) (1203 — 1221)
- Константин I (1221 — 1267)
- Акоп I (Гимнакан) (1268 — 1286)
- Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
- Степанос IV (1290 — 1293)
Кафедра в Сисе
- Григор VII (1293 — 1307)
- Константин III (1307 — 1322)
- Константин IV (1323 — 1326)
- Акоп II (1327 — 1341)
- Мхитар I (1341 — 1355)
- Акоп II, повторно (1355 — 1359)
- Месроп I (1359 — 1372)
- Константин V (1372 — 1374)
- Погос I (1374 — 1382)
- Теодорос II (1382 — 1392)
- Карапет I (1393 — 1404)
- Акоп III (1404 — 1411)
- Григор VIII (Хандсгат) (1411 — 1418)
- Погос II (1418 — 1430)
- Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
- Григор IX (Мусабегиян) (1439 — 1441)
Кафедра в Эчмиадзине
- Киракос I (1441 — 1443)
- Григор X (1443 — 1465)
- Аристакес II (Аротакал) (1465 — 1469)
- Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
- Ованес VII (1474 — 1484)
- Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
- 3акария II (1515 — 1520)
- Саркис IV (1520 — 1536)
- Григор XI ((1536 — 1545)
- Степанос V (1545 — 1567)
- Микаел I (1567 — 1576)
- Григор XII (1576 — 1590)
- Давид IV (1590 — 1629)
- Мовсес III (1629 — 1632)
- Пилипос I (1633 — 1655)
- Акоп IV (1655 — 1680)
вдовство кафедры (1680 -1682)
- Егиазар I (1681 — 1691)
- Нахапет I (1691 — 1705)
- Александр I (1706 — 1714)
- Аствацатур I (1715 — 1725)
- Карапет II (1726 — 1729)
- Абраам II (1730 — 1734)
- Абраам III (1734 — 1737)
- Лазар I (1737 — 1751)
- Минас I (1751 — 1753)
- Александр II (Каракасиан) (1753 — 1755)
- Саак V (1755)
- Акоп V (1759 — 1763)
- Симеон I (1763 — 1780)
- Гукас I (1780 — 1799)
- Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий — Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
- Давит V (Корганьян) (1801 — 1807)
- Даниел I (1807 — 1808)
- Епрем I (1809 — 1830)
- Ованес VIII (1831 — 1842)
- Нерсес V (1842 — 1857)
- Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
- Геворк IV (Керестеджиан) (1866 — 1882)
вдовство кафедры (1882 -1885)
- Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
- Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
- Матевос II (Измирлиан) (1908 — 1910)
- Геворк V (Суренян) (1911 — 1930)
- Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
- Геворк VI (1945 — 1954)
- Вазген I (1955 — 1994)
- Гарегин I (1995 — 1999)
- Гарегин II Нерсесян (с 27 октября 1999)
Значение армянских имен
Армянские имена переводятся по-разному. Некоторые связаны с небесными светилами, эмоциями, драгоценными камнями, цветами, древними названиями богов.
Среди наиболее популярных имен в списке за последние годы:
- В 2012 году: Милена, Мария, Ани, Анаит, Элен, Мариам, Нарек, Гор, Алекс, Самвел;
- В 2013 году: кроме перечисленных за 2012 год, Лусине, Мэри, Нарэ, Асмик, мужские – Арман, Артур, Эрик, Давид;
- 2016 год: Мари, Мария, Милена, мужские – Давид, Нарек, Тигран;
- В 2020 году: Алекс, Мария, Арпи, Нарэ, Марк, Тигран.
В список армянских имен на современном этапе включено множество вариантов греческого происхождения.
История церкви в Армении
До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:
- I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
- Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
- 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
- 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
- 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
- 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
- 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
- XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
- XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
- 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
- 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
- 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
- 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
- 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
- 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
- 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.
Это интересно: Кто такой архиерей и как к нему можно обращаться — изучаем со всех сторон