Чем армянская церковь отличается от православной

Вопрос про крестных. Мы крестили свою малышку в армянской ц…

— На сколько я знаю в арм церкви важен только крестный отец, а мать его жена, или есть нет то не обязательно

— @alex.kuznec2016.za в армянской церкви они должны быть мужем и женой) кавор и каворкин)

— Крестные не должны жить вместе. А особенно сексом заниматься. По церкви это нельзя. У них не должно быть связи.

— Всем спасибо за ответы) мы дочку тоже крестили на 40 день

— @elena8907 я хочу чтоб моя сестра была крестной

— @lolitaalekseyevna ну я согласна да))

— @karina231989, ну вообще крестят после 40 дней тоже по определенным причинам. Там объясняют в церкви. Я сейчас грамотно не объясню. Типо 40 дней не ночная защита в ребёнке живет, а потом поднимается на небо и его нужно покрестить, чтоб защиту поставить. А плачет ребёнок на крестинах, якобы от греха рождения очищается. Я очень грубо объяснила, но смысл думаю передала. И вообще у нас-армян многое делают «лишь бы»

Но крещение-это самое важное событие в жизни христианина и к нему нужно подходить основательно и душой. Все таки армяне первая в мире нация, которая приняла христианство как государственную веру и должен наш народ нести это в себя

Ну это мое мнение)

— @lolitaalekseyevna а мы хотим на полгодика покрестить, сейчас нам 4) на год как-то долго, вообще да, лучше всего после 40 дней крестить

— @elena8907, племянницу крестили муж и жена 16 лет назад

— @elena8907, а мы с мужем крестные одного ребёнка и батюшка знал об этом перед крестинами и сказал, что ничего страшного. Опять же у каждой церкви свои правила, религия субъективна очень.

— Нет!!! Нет!!! И ещё раз нет!!! Это вообще нарушение канонов армянской апостольской церкви, когда каворам (крёстным) становятся каворами!!! Ваш малыш становится им саником(крёстным сыном/дочкой). Они могут быть крёстными всех Ваших детей. Но Вы их детей крестить не имеете права. Вы можете стать каворами на свадьбе их детей(свидетелями типо). Ещё ньюанс. В армянской апостольской церкви нельзя, чтоб кавор был кровным родственником отца того, кого крестят. То есть мамин брат может покрестить племянника, а папин ни в коем случае!!! Наличие крёстного обязательно. Крёстная должна быть женой крёстного. Если крёстный не женат, можно без крестной!

Просто я в Краснодаре в семье своего мужа помимо того, что мой муж в свои 29 не крещён иза чего мы не венчались!!!! Помимо того, что у них дома не было ни одной иконы!!! Так их родня все кто крестил детей, стали крёстными друг другу. То есть сначала крёстными на свадьбе. Потом те у них крёстные на свадьбе, потом детей друг друга перекрестили! Я была в полном афиге!!! Это просто ужас! И ещё здесь крестят армяне в основном на годик! Это неправильно! Крестить детей нужно после того, как ему исполнилось 40 дней. 40 дней эти никому кроме бабушек малыша не стоит показывать. Перед крещением крёстные три дня должны причащаться в церкви. Потом на 41 день покрестить. Три дня родители не должны купать малыша, а на 4ый приходят крёстные и сами его купают! Вот так по канонам церковным. А здесь все в перемешку! Это моя больная тема. Я до сих пор свекрови объяснить не могу, чем благословение тер-тера(батюшки) отличается от крещения!!!

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Об особенностях Армянской апостольской церкви

AAЦ относится к древневосточным православным (дохалкидонским) церквам.

Как известно, современные православные церкви, включая Русскую, исповедуют во Христе одну ипостась, две природы и две воли – божественную и человеческую. Монофизиты, к которым поверхностные исследователи относят ААЦ, признают только одну – божественную природу Христа.

Сами проповедники ААЦ не считают себя монофизитами. Они говорят, что признают и человеческую природу Христа, но считают ее растворенной в божественной. Поэтому во Христе может существовать только одна – божественная воля. Непризнание во Христе и человеческой воли – главное отличие учения ААЦ от современного православия.

На нашем сайте есть об отличиях вероучения ААЦ от православия.

Курский священник отказался крестить ребенка

В чем различие между православием и армянским христианством? Русская православная церковь считает, что в Господе две природы — божественная и человеческая. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что в Боге только одна природа.

Может ли такое различие во взглядах стать яблоком раздора в споре двух православных церквей? Оказывается, не просто может, а является.

27 мая 2020 года куряне Арсен и Кристина приехали в Троицкий храм, чтобы договориться о крещении их сына, маленького Микаэля.

Крестной матерью ребенка должна была стать русская женщина, крестным отцом — армянин по имени Тигран Хачатрян.

Но отец Григорий отвел крестных родителей в сторону и сообщил, что армянин не может быть отцом по Богу в Русской православной церкви, потому что его самого крестили в Армении.

А раз его крестили в Армении, значит, он — еретик, как и все православные армяне. Не зная, что ответить, семья и священник договорились, что крестным отцом будет другой, крещенный в России человек.

Тогда Арсен с Кристиной и Микаэлем в сопровождении всех своих родственников и приглашенных поехали в храм Серафима Саровского, где маленький Микаэль без всяких проволочек и проблем был принят в лоно Русской православной церкви.

Такой случай — уже не первый в Курской области. Однако надо отметить, что в большинстве подобных ситуаций священники разрешают крещенным в Армении быть крестными родителями.

Так все-таки стоит ли считать представителей древнейшей христианской общины еретиками из-за отличного взгляда на природу Бога? Чтобы разобраться, родители ребенка обратились к руководителю Миссионерского отдела Курской епархии Тиграну Хачатряну. Кстати, полному тезке предполагаемого крестного отца Микаэля.

«На тему разделения церквей мне пришлось защищать кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургской академии. К большому сожалению, по канонам Православной церкви крестными ребенка не могут быть лица, крещенные в Армянской церкви.

Камнем преткновения в вопросе теологии между Русской церковью и Армянской стало такое понятие, как монофизитство. Именно так называется учение, сущность которого заключается в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Русская православная церковь.

За этим следует другое определение — евхаристическое общение. Этот термин означает, что двое священников могут совместно служить литургию, если их каноны и догматы совпадают.

Между РПЦ и Армянской церковью нет евхаристического общения, поэтому представителям Армении, принявшей православие почти на 700 лет раньше Руси, отказывают в праве быть крестными родителями на территории современной России.

Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Она находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из древнейших церквей, апологет православия, разрешает всем христианам мира молиться под одной крышей, не разделяя православных на «еретиков» и «правильных» верующих.

Настанет ли когда-нибудь такое же единение между Армянской и Русской православными церквями?

Армянский алфавит и Библия

Принятие христианской веры явилось стимулом для появления у армян письменности. Она была необходима для того, чтобы осуществить перевод Библии и другой религиозной литературы. До этого момента христианские богослужения в Армении совершались на двух языках – сиро-арамейском и греческом. Это сильно затрудняло понимание и усвоение основ вероучения простыми людьми.

Помимо этого, был и еще один фактор. К концу IV века наблюдалось ослабление Армянского царства. Перевод Священного Писания стал необходимым, чтобы христианство смогло сохраниться в качестве господствующей религии в стране.

Во времена католикоса Саака Партева в Вагаршапате созвали церковный собор, где было принято решение о создании армянского алфавита. В результате долгих трудов архимандрит Месроп создал армянский алфавит в 405-м году. Вместе с учениками он осуществил множество переводов на армянский язык Священного Писания. Архимандрит и другие переводчики были причислены к лику святых. Ежегодно церковь отмечает день Святых Переводчиков.

Семейные традиции армян

С самого рождения до смерти традиции армян остаются неизменной частью их жизни. Важнейшим этапом в жизни человека считается свадьба. Меня заинтересовал обычай выбора “свадебных крестных”. 

Как правило, в качестве таких свидетелей выступает образцовая семейная пара, друзья жениха и невесты. С самого первого дня создания новой семьи и до конца эти крестные будут рядом, помогая молодым преодолеть жизненные трудности и научиться компромиссам.

Старинные свадебные обычаи подразумевали, что невеста должна быть невинной девушкой. В отличие от многих других народов, где на всеобщее обозрение выставляли доказательства непорочности невесты, у армян данный аспект обыгрывается деликатнее. В первый день после свадьбы родственницы мужа приносят в дом его молодой жены красное яблоко.

Рождение ребёнка – особенное событие для армян. Особенно радуются появлению мальчика, для чего во время свадьбы невесте дают подержать малыша на руках. Когда в семье происходило пополнение, двери, окна и ворота украшали зелёными ветвями (символ продолжения рода и жизни). В праздники в домах, где недавно родился малыш, играла музыка, приглашали гостей и музыкантов. 

Целых 40 дней после рождения младенца нельзя было показывать посторонним, поскольку считалось, что он крайне уязвим. Когда у армянина в семье происходит радостное событие (в том числе и рождение ребёнка), он кладёт руку на голову своим хорошим друзьям и знакомым, произнося: “Передаю тебе”. Так армяне делятся друг с другом счастьем.

Трдат III — креститель Армении или жертва обмана?

Посадив Григория в яму, Трдат забыл о нем, вновь переключившись на государственные дела — тем более, что Армения, поддержанная Римской империей, перманентно воевала с Персией. Царской армии удалось одержать множество великих побед над персами, а самому Трдату — прославить свое имя, и как воину, и как полководцу. В страну потекла богатая добыча. Впрочем, Персия оказалась в то время не единственным врагом армянского царства — воевать пришлось также с кочевниками-гуннами, впрочем, вполне успешно.

Параллельно в Армении, равно как и по всему античному миру, протекали очень примечательные политико-идеологические и социальные процессы. Дело в том, что традиционная для этих пространств языческая религия уже долгие десятилетия пребывала в состоянии кризиса. Ее идеологический потенциал был исчерпан, а сакральность утрачена. Религия в позднем античном обществе все более превращалась в плохо связанный между собой сборник отдельных традиций, праздников и ритуалов — больше социокультурных, нежели непосредственно религиозных. У общества в целом и отдельного его члена в частности создавался ментальный вакуум, который необходимо было заполнять. Заполнение происходило, по-разному — древними восточными культами (к примеру, древнеегипетскими, одно время весьма популярными в Риме), новыми или обновленными восточными системами (самым известным из которых является культу Митры, митраизм) и, конечно, христианством, для которого сложившаяся ситуация стало благодатной почвой. Из маргинальной секты учение Иисуса Христа стремительно превращалось в мировую религию — невзирая на противодействие властей и жестокие расправы над своими адептами. Росло число христиан и в Армении — причем, не только среди простого населения, на которое изначально была обращена проповедь Христа, но и в кругу аристократов — нахараров. Армянское общество стремительно менялось, и за 13 лет нахождения Григория в яме ситуация стала качественно иной.

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре

. Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской — Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды

, а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос — это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу — объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.

Году армянские представители не приняли участия в IV Вселенском Соборе , а решения Собора были искажены переводом. Отвержение соборных решений обозначило разрыв между православными и антихалкидонитами в среде армян, который потрясал жизнь христиан Армении более двухсот лет. Соборы и католикосы этого периода то примирялись то вновь порывали с Православной Церковью вплоть до Маназкертского Собора в году, по итогам которого среди христиан Армении на века возобладало отвержение Православия. С тех пор Армянская апостольская церковь существует как антихалкидонитское сообщество, в разное время состоящее из ряда административно независимых канонических уделов признающих духовное первенство католикоса «всех армян» с кафедрой в Эчмиадзинском монастыре . В своей догматике придерживается христологической терминологии святителя Кирилла Александрийского (т.н. миафизитство); признаёт семь таинств; чтит Богородицу , иконы . Распространена в местах проживания армян , будучи наиболее многочисленной религиозной общиной Армении и располагая сетью епархий сконцентрированных на Ближнем Востоке , в бывшем СССР , в Европе и в Америке .

Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты

Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.

Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом.

С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.

Основные различия

Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.

  1. Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
  2. ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
  3. Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
  4. Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
  5. Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
  6. Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
  7. Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
  8. Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
  9. В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
  10. В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.

Взаимоотношения церквей

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

Армянская Церковь: отличия от Православия

Православная Церковь признает 7 Вселенских Соборов. Армяне – только первые 3 дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году). Соответственно, Православная Церковь признает божественную и человеческую природу Иисуса Христа, Армянская только божественную.

В Армянской Церкви существует матах – традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией.

На Литургии в Армянской Церкви используется пресная просфора (Ншхар), в Православной – квасная.

Крестятся армяне слева направо, тогда как православные справа налево.

Отличается и армянский крест. На нем редко можно увидеть распятого Христа, зато на можно увидеть листья. Они символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть.

В Армянских храмах нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием. В православных церквях особо почитаются образы Бога и Его святых угодников. Поэтому зачастую в храмах присутствует множество различных икон.

Если армянский священник овдовел, то ему разрешается жениться повторно. В Православии священнослужителю допускается лишь один брак.

Вероисповедание армянского народа

На такие вопросы, как: «к какой вере относятся армяне» или «какая религия у армян», можно ответить: религия у армян христианская, а по вере армяне делятся на:

  • последователей апостольской церкви;
  • католиков;
  • протестантов;
  • последователей византийского православия.

Почему так произошло? Это исторически сложившийся факт. В древности Армения находилась то под властью Рима, то Византии, что отразилось на вероисповедании народа — их вера тяготела к католическому и византийскому христианству, а Крестовые походы внесли в Армению протестантство.

В следующей статье Вы ознакомитесь с новыми христианскими мультфильмами для детей.

Великий просветитель армянского народа

Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений. По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен. Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.

В Кесарии – главном городе Каппадокии — в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector