Второй удел пресвятой богородицы
Содержание:
- Введение во храм
- Значение Богородицы в Православии
- История возникновения первого удела
- Духовник Владычицы
- Почитание
- Удел Богородицы на горе Афон
- Распространение Христианства в Иверии
- Первый удел: Иверия (современная Грузия)
- Собор Светицховели
- Собор Светицховели
- Дивеево — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле
- История возникновения первого удела
- Мученики грузинской земли
- История Бодбе.
- Грузия-Иверия
- Рождество Христово
- Собор Светицховели
- Афон Второй удел Пресвятой Богородицы
- Четыре удела Богородицы на земле
- ВЫВОДЫ
Введение во храм
Благодарность престарелых супругов была безгранична: они принесли Богу традиционные жертвы за данный им чудесный дар, Анна дала обет, что девочка не будет ступать по земле до тех пор, пока они с Иоакимом не приведут Её в дом Господа.
Когда Деве исполнилось три года, родители решили, что настало время исполнить обещание Господу. Путь маленькой Марии во храм сопровождался торжественной процессией. Родители сами поставили Её на первую из 15 ступеней храмовой лестницы, которые, казалось, были слишком высоки для ребенка. И, по преданию, рассказанному блж. Иеронимом Стридонским, произошло чудо: Она сама, без поддержки взрослых, взошла по крутой лестнице.
Первосвященником тогда служил будущий отец св. Иоанна Крестителя, – Захария, по откровению Господа, именно он привел Марию в запретную для женщин святая святых храма, в алтарь. Так, высокая судьба Пречистой Девы стала делом Промысла Божия. Она училась вместе с живущими при доме Господнем девами, шила ризы для священников, по преданию, пищу Ей приносил ангел. Церковь почитает Введение во храм Пресвятой Богородицы двунадесятым праздником и отмечает 4 декабря.
Мария прожила при храме до двенадцати лет, когда, по традиции, Ей настало время покинуть дом Господа и вступить в брак. Она объявляет священству, что дала Богу обет девства и намерена исполнить его. Тогда, было принято решение обручить Деву благородному престарелому мужу, чтобы он покровительствовал Ей и заботился.
При храме было собрано двенадцать мудрейших мужей, которые должны были бросить жребий и узнать волю Господа. Мужчины положили на жертвенник двенадцать посохов и вознесли Богу молитву, чтобы он выбрал одного из них. После молитвы первосвященник раздал им посохи обратно, тогда на посох, который держал праведный старец, по имени Иосиф, слетел белый голубь, указав на его избранничество. Именно Иосиф должен был принять у себя Деву Господа. Богородица стала жить в его доме в Назарете, проводя время в труде и молитве.
Значение Богородицы в Православии
Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием среди православных христиан. Каждый день Святая Церковь возносит Ей свои молитвы. Согласно православным догматам, Дева Мария стала Матерью Сына Божия, в Которую вселился Сам Создатель. Так свершилась великая и непостижимая Тайна Боговоплощения. Христиане верят, что Богоматерь никогда не оставляет без помощи призывающих Ее имя. Православная Церковь имеет множество свидетельств о благодатной помощи, которую христиане получают от Богородицы по молитвам перед Ее иконами. Также православными особо почитаются 4 удела Пресвятой Богородицы. Это священные места, находящиеся под особым Ее покровительством.
Киево-Печерская Лавра (Киев, Украина) — один из 4 уделов Богородицы
История возникновения первого удела
44 год н.э. ознаменовался гонениями христиан со стороны Ирода Агриппы, был обезглавлен апостол Иаков, заключен в темницу апостол Петр. После этих событий Богоматерь вместе со святыми апостолами приняла решение покинуть Иерусалим и нести Слово Божие в другие земли.
По преданию, Деве Марии явился посланец Господа Бога и велел не покидать Святой Город, дав обещание, что она сможет исполнить свой жребий, когда придет время. Поле этого Богоматерь поручила двум апостолам – Андрею Первозванному и Симону Кананиту – проповедовать Евангелие в Иверии и передала им Свой нерукотворный образ. Таким образом было положено начало грузинской православной церкви.
Духовник Владычицы
Необходимость иметь духовного отца названа святым Феофаном Затворником одним из четырёх важных для спасения условий. Митрополит Вениамин Федченков говорит, что духовником Владычицы был первосвященник Захария. До этого времени, конечно, Её духовниками считались родители. И всё время – Архангел Гавриил. Если даже и у Неё был духовник, то можно представить, насколько он необходим всем людям вообще. Духовник облегчает послушание человека Богу, потому что через духовника Бог сообщает послушнику свою волю.
Святой Игнатий Брянчанинов: «Истинное послушание – послушание Богу».
Опытный наставник призван облегчить это послушание указанным способом.
Однако о послушании Владычицы можно кое-что сказать отдельно.
Хотя страсти и восстают на послушника, желая, чтобы он исполнил свою падшую волю, но душа его чувствует мир правильного совета, произнесённого его праведным наставником. Однако мы знаем, что Владычица никогда не допускала в себя действование страстей.
И ещё: послушание человеку тогда может быть не необходимо, когда он явственно ощущает волю Божию в своём чистом сердце. Словом, когда он свят. Мы знаем, что Владычица от самого начала была свята. Однако Она не оставила послушания, и в этом тоже Её величие.
Почитание
Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:
Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.
Народные и церковные традиции
Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:
- регулярные крестные ходы после вечерней службы; на Успение здесь также проносят Плащаницу Пречистой; крестный ход идет по ковру из цветов, трав;
- насельницы также приходят сюда с молитвой во время скорби, болезни, нестроений, требующих помощи свыше.
Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.
Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:
- быть в Дивеево не менее суток, дабы удостоиться благословения Пречистой, по слову прп. Серафима, бывающей здесь ежедневно;
- брать с Канавки землю, а также цветы, траву, остающиеся после крестного хода на Успение Богородицы;
- многие приходят сюда за исцелением болезней;
- кроме того, некоторые верующие идут по Канавке босиком, другие – обходят ее на коленях.
Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:
Светское мнение
Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:
значительная часть специалистов стремятся изучить историю святыни; само ее восстановление стало возможным благодаря кропотливой работе доктора геолого-минералогических наук Сергея Николаевича Никитина и целой команды исследователей: например, удалось восстановить первоначальный план Канавки, понять, детально выявить, как именно видел ее прп. Серафим; история почитания Канавки воссоздана в книге В.В.Степашкина «Серафим Саровский» (2018 г.)
другие исследователи исходят из традиционного еще с советских времен представления о схожести языческих и христианских «обрядов», усматривают в церковных и народных традициях почитания святыни отголоски языческих верований.
Духовный смысл (мнения священников)
Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:
Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.
Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.
Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.
Игум. Петр (Мещеринов) говорит:
«… ездите, жертвуйте, только знайте, что этим вы себе не купите место в раю… главное – исполнять заповеди Христовы в их повседневной жизни и в их общественном служении, не обманывать, не лгать, не гордиться, не воровать и так далее – и тогда, на каком-то пятом или десятом месте, в качестве опции, некоего «духовного отдыха» им будет на пользу их паломничество на Афон или в Иерусалим».
Удел Богородицы на горе Афон
Начинается новая жизнь Её, посвященная созданной Господом Церкви и земному служению. Во времена первых преследований христиан, начавшихся при правителе Ироде (Агриппе), апостолы с Богородицей решили покинуть Иерусалим. Они бросают жребий, чтобы узнать свой удел для проповеди Евангелия в мире, Богородице выпала Иверия (Грузия). По преданию, к Пречистой явился ангел, с вестью о том, что Ей будет дан другой удел. Так, Богородица остается в Иерусалиме. Она постоянно молится в пещере, при Гробе Господнем, а от враждебных гонителей Её скрывает чудесная сила.
Удел Пресвятой Богородице был дан на Афоне, куда Она промыслительно попадает во время морского путешествия к воскрешенному Лазарю, ставшему к тому времени, Кипрским архиепископом. На Афоне процветало язычество, но Пречистая, сотворив множество чудес обратила жителей полуострова в верных Богу. Перед тем, как покинуть их, Мария благословила людей:
Среди православных верующих России существует предание, согласно которому на земле существует четыре удела Пресвятой Богородицы: Иверия (Грузия), Афон, Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Но если обратиться к истории других православных поместных церквей, то можно увидеть, что каждый народ считает свою страну уделом Пресвятой Богородицы, находящимся под Ее особым покровом. И это не случайно, ведь милость Божией Матери не ограничивается границами государств, но щедро изливается на всех верующих, которые нуждается в Ее помощи и заступлении.
Распространение Христианства в Иверии
В городе Ацкури, близ современного города Ахалцихе, апостол воскресил умершего накануне его прихода сына вдовы. Став свидетелями этого чуда, жители той местности приняли Крещение. Именно здесь апостол Андрей оставил нерукотворную икону Пресвятой Богородицы, которую по названию этих мест с тех пор именуют Ацкурской, ее память и ныне совершается 28 августа по н. ст.
Известно, что в Иверии благовествовали и святые апостолы Матфий, который погребен здесь в Апсаре — ныне Гонио близ Батуми, и Симон Кананит, упокоенный в Никопсии. Также древнейшие источники упоминают о проповеди в Восточной Грузии святых апостолов Варфоломея и Фаддея. Но о Воплотившемся Мессии на этой благословенной земле узнали даже раньше апостольской проповеди. Первоглашатаями благой вести в Иверии были мцхетские иудеи, пришедшие сюда еще в ветхозаветные времена после взятия Навуходоносором II Иерусалима (597 г. до Р. Х.) и поселившиеся в Мцхете, где они уже в начале новой эры говорили о Рождестве Богомладенца.
Первый удел: Иверия (современная Грузия)
Икона «Слава Грузинской Православной Церкви» с изображением покровительства Богородицы Основная статья: Иверия
Когда в 44 году от Рождества Христова иудейский царь Ирод Агриппа начал преследовать христиан и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим, а перед этим решили бросить жребий, дабы определить кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии. Когда Богоматерь была готова отправиться в путь, Ей явился ангел Божий и повелел оставаться в Иерусалиме, пообещав, что жребий её свершится в своё время. Тогда Богоматерь, призвав апостолов Андрея и Симона, вручила им Свой нерукотворный образ для благословения Иверии. Впоследствии, в IV—VI веках, Грузия стала христианским государством.
Собор Светицховели
Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.
Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.
Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.
Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.
Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.
Илия II
Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.
Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.
Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.
Собор Светицховели
Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.
Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.
Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.
Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.
Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.
Илия II
Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.
Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.
Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.
Дивеево — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле
Начало четвертого удела напоминает образование третьего. Одна нижегородская дворянка по имени Агафья Семеновна Белокопытова вышла замуж за богатого помещика Мельгунова. Овдовев, Агафья решила уйти в монастырь, выбрав Фроловскую обитель и приняв там постриг с именем Александра.
Как-то после всенощной монахиня увидела «в тонком видении» Пресвятую Богородицу, которая молвила ей: «Изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою».
Проделав немалый путь, в 1760 году Александра вышла к селу Дивеево. Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь, которая и указала: «Вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих».
Так возник Серафимо-Дивеевский монастырь — четвертый удел Пресвятой Богородицы на Земле.
История возникновения первого удела
44 год н.э. ознаменовался гонениями христиан со стороны Ирода Агриппы, был обезглавлен апостол Иаков, заключен в темницу апостол Петр. После этих событий Богоматерь вместе со святыми апостолами приняла решение покинуть Иерусалим и нести Слово Божие в другие земли.
По преданию, Деве Марии явился посланец Господа Бога и велел не покидать Святой Город, дав обещание, что она сможет исполнить свой жребий, когда придет время. Поле этого Богоматерь поручила двум апостолам – Андрею Первозванному и Симону Кананиту – проповедовать Евангелие в Иверии и передала им Свой нерукотворный образ. Таким образом было положено начало грузинской православной церкви.
Мученики грузинской земли
О том, что в Древней Иверии еще в I–III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.
Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.
Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.
В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.
В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!
Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.
В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).
Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.
История Бодбе.
С тех пор на долю монастыря Бодбе, как и Грузии, выпало много разных событий. Здесь и монголо-татарское нашествие, и арабское вторжение, сильное землетрясение XIV века, вхождение Грузии в состав России в 1801 году (в наследие от России, кстати, досталась построенная рядом колокольня)
и закрытие монастыря Бодбе в 1926 году большевиками (у входа в храм могила последней настоятельницы монастыря того времени игуменьи Нины).
Но за всё это нелёгкое для Грузии время, могила Святой Нины, как особо почитаемое место, со времени захоронения не была ни кем тронута.
На территории Бодбе находится ещё один храм и, по первому впечатлению, очень старый и главный. На самом деле, строительство Храма Святой Нины (так его назвали) началось в 2010 и сейчас его достраивают, проводят внутренние и наружные работы.
Разорённый советской властью, монастырь Бодбе в наше время обрёл новую жизнь. С 1991 года идёт возрождение святыни. Сейчас в Бодбе живут около 30 монашек, которые трудятся в обители.
Грузия-Иверия
Дата | Свободные места | Цена | 8 926-597-65-84 |
ПОСАДКА В АВТОБУС — В Самостоятельно покупаете билет на самолет. ОТЪЕЗД — Предоплата 1000р.
Проживание в гостиницах с размещением по 2/3 человека в номере (возможно отдельное проживание за доп. плату $15). В стоимость входит завтрак, экскурсии, транспорт и все входные билеты (возможны корректировки внутри программы в зависимости от погодных условий, прилетов/вылетов), мастер-классы.
В стоимость не входит: обед и ужин.
Мы летим в Иверию — Грузию — Первый Удел Богородицы.
ПРОГРАММА ТУРА:
1 день.
Встреча в аэропорту. Размещение в гостинице. Обзорная экскурсия по Тбилиси. Ужин, знакомство.
2 день. Экскурсия «Святыни Тбилиси»
Посещение кафедрального Сионского Собора (Стони) во имя Успения Божьей Матери (V-VII вв.), где хранится одна из главных святынь Грузии.
Крест св. Нино из виноградной лозы, перевитый её волосами.
Честная глава ап. Фомы.
Усыпальница четырёх святых патриархов Грузии.
могила Сидячей Анастасии, которая известна как покровительница влюблённых, еще у неё просят о создании СЕМЬИ.
Русская православная церковь Александра Невского, где подвизались Глинские старцы, здесь же похоронен старец схиархимандрит Виталий( Сидоренко).
Русская православная церковь Иоанна Богослова, где находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», частицы мощей разных святых.
Собор Анчисхати — древнейший храм Тбилиси в честь Рождества Пресвятой Богородицы (VI в.), где хранится чудотворная икона «Спас Нерукотворный».
Храм Метехи (XII вв), где захоронена Первомученица грузинская Шушаника (V в.).
Метехский мост — место мученической смерти 100 000 мучеников грузинских.
Подъём по канатной дороге на крепость Нарикала ( V век), панорама города.
Прогулка по старому Тбилиси.
Кафедральный собор Самеба — Троица, где хранится чудотворный Крест ( IV век) Тхоти, частица мощей разных святых, чудотворные иконы.
Ужин — в грузинском ресторане.
3 день. Тур в Кахетию:
Монастырь Бодбе, где похоронена святая Нина (IX в)
Чудотворный источник святой Нины, где можно будет окунуться, а так же взять собой воду из целебного источника, который появился в 4 веке по молитвам святой Нины. Прекрасный, уютный город Сигнаги находится на горе, окружён величественными горами Кахетии и Алазанской долиной.
Храм святого Георгия (VX вв).
Самая длинная крепостная стена в Европе.
На обратном пути заедем в грузинскую семью, выпечем грузинский лаваш.
4 день. Мцхета-Джвари-Шиомгвиме-Самтавро.
Мы посетим древнюю столицу Грузии — Мцхета ( V век до н.э), куда пришла равноапостольная Нина проповедовать о Христе! Помолимся в соборе Светицховели (Животворящей Столп), где хранится
Рождество Христово
Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота. Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота. Как гласит Евангелие от Луки, первыми эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.
Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»
Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.
Собор Светицховели
Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.
Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.
Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.
Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.
Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.
Илия II
Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.
Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.
Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.
Афон Второй удел Пресвятой Богородицы
В 48 году Божия Матерь вместе с Иоанном Богословом были вынуждены бежать от гонений, которые учинил Ирод против христиан. Они решили искать спасение на Кипре — в то время епископом там был Лазарь, некогда воскрешенный Христом. Но в пути они попали в сильный шторм и были вынуждены причалить к Афонской горе. Красота здешних мест настолько поразила Богородицу, что она стала умолять своего Сына даровать Ей всю Афонскую гору. И тогда прозвучал с Неба глас: «Путь это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После этого Богородица обратилась с проповедью к местным жителям, и они, хотя до этого исповедовали язычество, приняли крещение.
Божия Матерь же объявила:
Четыре удела Богородицы на земле
После Вознесения Господа апостолы решили собраться в Сионской горнице, дабы бросить жребий. Речь шла о проповеди Евангелия всему миру, а жребий должен был помочь выбрать каждому страну. Богоматерь также изъявила желание участвовать в жребии и идти с проповедью туда, куда направит Её Сам Бог. Жребий пал на Иверию.
Пресвятая Богородица с радостью хотела тут же отправиться в Иверскую страну, но Ангел Божий остановил Её: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд проповедования в земле, в какую направит Тебя Бог». Вместо Пресвятой Богородицы в Иверию отправился Андрей Первозванный. Апостол также с радостью подчинился воле Божией и проповедовал в Иверии некоторое время, укрепляя в вере тех, кто этого хотел. А Матерь Божия возносила молитвы о народе Иверии и ждала Божьего благословения на проповедь.
В 48 году Пресвятую Богородицу настигли гонения, воздвигнутые Иродом в Палестине. Ей пришлось скрываться вместе с апостолом Иоанном Богословом. Они направилась на Кипр. В то время там жил воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь, ставший епископом Кипра. Но на море началась буря, и путешественникам пришлось пристать к берегу Афонской горы.
Красота Афона и гостеприимство местных жителей восхитило Богородицу, и Она упросила Сына Своего, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. И был глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После проповеди Матери Божией, местные жители приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.
Впоследствии будущие подвижники приходили на Афон по особому повелению Богородицы. Но и с Афона уходили просвещать новые земли христианской проповедью тоже по особому благословению Богородицы. Например, как это было в начале XI века.
Возле монастыря Эсфигмен подвизался монах Антоний, проживавший ранее в Киевской Руси. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину.
Будущий великий подвижник монах Антоний повеление исполнил, но первый раз прожил на Руси не долго, и вскоре вернулся на Афон. Но игумену Феоктисту снова было Божие откровение о будущем подвижнике. И вот, в 1028 году Антонию пришлось вернулся на Русь.
Будущая обитель зарождалась в маленькой пещере на берегу Днепра, где преподобный Антоний постился и молился Богу. К нему приходили желающие подвизаться в монашеском подвиге, и вскоре стало очевидным, что на сем месте надо создавать монастырь, который впоследствии стал Киево-Печерской лаврой и Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.
Интересно, каким чудесным образом сохранялась преемственность от одного богородичного жребия к другому. Так, будущая матушка Александра, (а пока Агафья Семеновна Мельгунова) – первоосновательница Дивеевской обители овдовев, подвизалась во Флоровском монастыре, что близ Киево-Печерской лавры.
Как-то Агафье Семеновне было видение. Сама Пресвятая Богородица говорила ей:
Повеление Матери Божией Агафья Семеновна исполнила, и вскорости отправилась на север. Примерно в 1760 году она добралась до Сарова. И вот в двенадцати верстах от монастыря – в селе Дивеево – случилось новое чудо. Присела матушка отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и услышала слова Богоматери.
ВЫВОДЫ
Они очевидны. XI век в знаковых местах православия, трёх Уделах Пресвятой Богородицы — в Иверии, на святой горе Афон и в Киевской Руси был также отмечен резким и пока что необъяснимым всплеском духовного развития, на примере собранных материалов, отобразившимся в активном возведении новых монастырей, церквей и храмов, имеющих идентичный архитектурный принцип. Скачок, не имеющий аналогов ни до ни после…
В Иверии было заложено начало грузинского Золотого века, правление Ярослава Мудрого стало временем расцвета Киевской Руси, а на Афоне началась мощнейшая волна возрождения христианства, ибо как повествуют летописи, только в XI веке в 180 афонских монастырях подвизалось более 50 тысяч монахов…
Что же происходило в мире в XI веке, и почему история хранит гробовое молчание? Будем разбираться дальше, оставайтесь с нами. А еще лучше подключайтесь и комментируйте.