Армянская апостольская церковь
Содержание:
- Великий просветитель армянского народа
- Иерархическое устройство
- Старая церковь в Армении #5 Святой Рипсиме
- История
- Стиль
- Архитектура[ | ]
- Первое христианское государство в мире
- Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)
- Официальная религия жителей Армении
- Деятельность
- Режим работы
- Особенности устройства армянской церкви
- Примечания[ | ]
- Когда зародилось православие в Армении
- Режим работы
- Армянская церковь и ее храмовый комплекс в Москве на видео
- Святыни Иерусалима
- История церкви в Армении
- История[ | ]
- Вардавар в Армянской церкви на Олимпийском проспекте
- Вардавар в Армянской церкви на Олимпийском проспекте
- Особенности устройства армянской церкви
- Архитектура
- Столетия борьбы
- Церковь Святого Воскресения
- Церковь Святого Воскресения
- Армянская церковь и ее храмовый комплекс в Москве на видео
Великий просветитель армянского народа
Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений. По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен. Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.
В Кесарии – главном городе Каппадокии — в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.
Иерархическое устройство
Главой Армянской церкви является Католикос. Название этого титула происходит от греческого слова καθολικός — «всеобщий». Католикос возглавляет все поместные церкви, стоя выше их патриархов. Главный престол находится в Эчмиадзине (Армения). В настоящее время католикосом является Гарегин II, 132-й глава церкви после Св. Григория Просветителя. Ниже Католикоса находятся следующие священные степени:
-
Епископы, власть которых ограничена географическими регионами — епархиями. Сколько епархий, столько и епископов в церкви.
- Священники, служащие на приходах. Если высшие степени занимают исключительно монахи, то священник может быть женатым, но рукополагается он только после рождения сына.
- Иеромонахи — неженатые священники, давшие обет монашества. Они могут получать учёные степени архимандрита и протоархимандрита, дающие право учительствовать и проповедовать.
- Дьяконы и чтецы, помогающие священникам в совершении богослужения и хозяйственных делах прихода.
Старая церковь в Армении #5 Святой Рипсиме
Святой Рипсиме — еще одна церковь, посвященная четырем девам. Он также был построен в 7 веке в священном городе. Св. Рипсиме — одна из старейших сохранившихся церквей как в Армении, так и в мире.
Согласно легенде, Рипсиме, которая была христианкой, не хотела быть женой языческого римского императора Диоклетиана. Она сбежала в Армению, где Трдат 3-й также хотел жениться на ней, плененный ее красотой. Рипсиме отказалась, и король подверг ее жестоким мучениям и смерти. На месте, где сегодня находится собор Св. Рипсиме, изначально находилась часовня.
Эта церковь — шедевр армянский раннехристианской архитектуры. Наряду с другими близлежащими церквями Св. Рипсиме также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
История
В период правления императрицы Екатерины II представителям всех народов, живущих в России, было разрешено свободно осуществлять церковные обряды, связанные с национальной религией. Ованес Лазарян (И. Л. Лазарев), являвшийся главой армянской общины, подал прошение, за которым последовало разрешение Екатерины II построить церковь, для чего был выделен участок земли в северной части Невского проспекта. И. Л. Лазарев пожертвовал на строительство значительную сумму денег.
Освящение церкви армянским архиепископом Иосифом во имя великомученицы Екатерины состоялось 18 февраля 1780 года. С этого момента храм стал центром армянской культуры в Петербурге.
После революции 1917 года церковь, как и многие другие храмы, подверглась разграблению и была закрыта. В течение продолжительного времени там размещались склады, различные конторы и мастерские. В 1992 году церковь была возвращена армянской общине, в здании начались реставрационные работы, вернувшие сооружению первоначальный облик, по завершению которых возобновились богослужения.
В 2000 году Гарегин II, Верховный Патриарх-Католикос всех армян, совместно с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II освятил церковь Святой Екатерины.
Армянская церковь св. Екатерины с Невского проспекта
Стиль
Армянский кафедральный собор, скульптурный храмовый объем которого полностью основывается на традиции армянской архитектуры, выполнен в классическом стиле. Внутреннее пространство собора максимально приближено к круговой форме, обрамляется семью аспидами. На отметке +11 находится ярус-балкон, специально возведенный для хора. Раиса Гаджянова при строительстве оценивала акустические данные помещения. Стилобат храма выполнен в двух уровнях, вымощен он из гранитных плит и гранитной брусчатки. Барабан опирается на восемь пилонов. Отдельные треугольные грани в виде складок формируют шатер. Подпорные стенки, парапеты – все это облицовано различного оттенка туфом, пол покрыт гранитом и мрамором. В качестве декора как изнутри, так и снаружи применялась искусная резьба по камню, выполняли которую лучшие мастера Армении. Армянский кафедральный собор, архитектура которого восхищает всех прихожан, в высоту достигает пятидесяти метров, если не учитывать высоту креста. Ширина собора — 35, а длина — 40 метров. Вместить он может до тысячи прихожан одновременно.
Архитектура[ | ]
Общая площадь комплекса составляет 11 000 м². Его архитектурной доминантой является Кафедральный собор Преображения Господня, самый высокий армянский храм в мире и крупнейший за пределами Армении: его высота составляет 50 метров. Он построен по классическим канонам армянской церковной архитектуры. Здание располагается на традиционном каменном стилобате, вымощенном гранитной брусчаткой и плитами.
Несмотря на то, что традиционно армянские храмы строятся одноглавыми, собор Преображения Господня — пятиглавый. Таким образом он органично вписывается в архитектурный облик Москвы и её церквей.
Фасады и парапеты храма отделаны туфом розоватого оттенка, пол — мрамором и гранитом. Снаружи и внутри здание украшено резьбой по камню с народными орнаментами, хачкарами, барельефными изображениями Иисуса Христа, Богородицы, апостолов, общехристианских и армянских святых, ангелов, птиц. Над главным входом в собор расположен скульптурный лик Христа с надписью на армянском языке: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется…»
Внутреннее пространство храма максимально приближено к кругу и обрамлено семью апсидами. На высоте 11 метров находятся ярус-балкон для хора, галерея и служебные помещения. Барабан купола опирается на восемь пилонов. Шатёр состоит из складок, образованных отдельными треугольными гранями.
Рядом с собором на территории комплекса находятся часовня Святого Креста (Сурб-Хач) и Армянский музей Москвы и культуры наций. Со стороны Трифоновской улицы на входе расположены ворота, отделанные туфом в единой цветовой гамме со зданием собора
Интерьеры часовни украшены фресками с изображением Тайной вечери и крещения Христа. На алтаре изображена Богородица с младенцем.
Комплекс состоит из двух уровней (нижнего и верхнего) и резиденции католикоса, на его территории расположены:
- Кафедральный собор Преображения Господня (Москва)
- Часовня Святого Креста (Москва)
- Резиденция Католикоса
- Административный комплекс
- Гостевой комплекс
- Учебно-просветительский комплекс
- Армянский музей Москвы и культуры наций
- Подземная парковка
В здании резиденции располагаются апартаменты католикоса и экзарха, зал заседаний, офисные помещения, воскресная школа, трапезная с подсобными помещениями, медпункт, а также технические и вспомогательные помещения.
Первое христианское государство в мире
За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.
Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве римских легионов, возвращается на родину и вступает на престол. Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять религиозные обряды, повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.
Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)
Кафедра в Вагаршапте
- свт. Григорий I Просветитель (302 — 325)
- Аристакес I Парфянин (325 — 333)
- Вртанес Парфянин (333 — 341)
- Исихий (Иусик) Парфянин (341 — 347)
Даниил (347) хореп. Таронский, избранный архиеп.
- Парен (Парнерсех) Аштишатский (348 — 352)
- Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
- Чунак (? — не позднее 369) поставлен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
- Исаак-Исихий (Шаак-Иусик) Маназкертский (373 — 377)
- Завен Маназкертский (377 — 381)
- Аспуракес Маназкертский (381 — 386)
- Исаак I Великий (387 — 425)
- Сурмак (425 — 426)
- Баркишо Сириец (426 — 429)
- Самуил (429 — 434)
434 — 444 — вдовство престола
- Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
- Мовсес I (456 — 461)
- Гют I (461 — 471)
- Христофор Арцруни (475-480)
Кафедра в Двине
- Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
- Бабкен I (Отмесеци) (490 — 516)
- Самвел I (516 — 526)
- Муше I (526 — 534)
- Исаак II (534 — 539)
- Кристофор I (539 — 545)
- Гевонд I (545 — 548)
- Нерсес II (548 — 557)
- Ованес II (557 — 574)
- Моисей II Эгивардский (574 — 604)
Иоанн III Багаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) (595—616)
- Авраам I Албатанский (607 — 610/615)
- Комитас Агцский (610/615 — 628)
- Христофор III из Апауни (628 — 630)
- Ездра Параженакертский (630 — 641)
- Нерсес III (641 — 661)
- Анастас I (661 — 667)
- Израиль I Вотмусский (667 — 677)
- Саак III (677 — 703)
- Егиа I (703 — 717)
- Ованес III (717 — 728)
- Давид I (728 — 741)
- Трдат I (741 — 764)
- Трдат II (764 — 767)
- Сион I (767 — 775)
- Есаи I (775 — 788)
- Степанос I (788 — 790)
- Оваб I (790 — 791)
- Согомон I (791 — 792)
- Геворк I (792 — 795)
- Овсеп II Скорпион (795 — 806)
- Давид II (806 — 833)
- Ованес IV (833 — 855)
- Закария I (855 — 876)
- Геворк II (877 — 897)
- Маштоц I (897 — 898)
- Ованес V (Драсханакертци) (898 — 929)
Кафедра в Ахтамаре
- Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
- Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
- Егише I (Риштуни) (941 — 946)
- Ананиа I (946 — 968)
Кафедра в Аркине
- Ваан I (968 — 969)
- Степанос III (969 — 972)
- Хачик I (973 — 992)
Кафедра в Ани
- Саркис I (992 — 1019)
- Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)
Кафедра в Тевилуре
Хачик II 1058 — 1065
Кафедра в Джамтаве
Григор II (Палавуни) (1066 — 1105)
Кафедра в Румкла
- Барсег I (1105 — 1113)
- Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
- Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
- Григор IV Тха (1173 — 1193)
- Григор V (Каравежа) (1193 — 1194)
- Григор VI (Апират) (1194 — 1203)
Барсег II (восточный католикос) Анийский (1195 — 1206)
- Ованес VI (Мечабаро) (1203 — 1221)
- Константин I (1221 — 1267)
- Акоп I (Гимнакан) (1268 — 1286)
- Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
- Степанос IV (1290 — 1293)
Кафедра в Сисе
- Григор VII (1293 — 1307)
- Константин III (1307 — 1322)
- Константин IV (1323 — 1326)
- Акоп II (1327 — 1341)
- Мхитар I (1341 — 1355)
- Акоп II, повторно (1355 — 1359)
- Месроп I (1359 — 1372)
- Константин V (1372 — 1374)
- Погос I (1374 — 1382)
- Теодорос II (1382 — 1392)
- Карапет I (1393 — 1404)
- Акоп III (1404 — 1411)
- Григор VIII (Хандсгат) (1411 — 1418)
- Погос II (1418 — 1430)
- Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
- Григор IX (Мусабегиян) (1439 — 1441)
Кафедра в Эчмиадзине
- Киракос I (1441 — 1443)
- Григор X (1443 — 1465)
- Аристакес II (Аротакал) (1465 — 1469)
- Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
- Ованес VII (1474 — 1484)
- Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
- 3акария II (1515 — 1520)
- Саркис IV (1520 — 1536)
- Григор XI ((1536 — 1545)
- Степанос V (1545 — 1567)
- Микаел I (1567 — 1576)
- Григор XII (1576 — 1590)
- Давид IV (1590 — 1629)
- Мовсес III (1629 — 1632)
- Пилипос I (1633 — 1655)
- Акоп IV (1655 — 1680)
вдовство кафедры (1680 -1682)
- Егиазар I (1681 — 1691)
- Нахапет I (1691 — 1705)
- Александр I (1706 — 1714)
- Аствацатур I (1715 — 1725)
- Карапет II (1726 — 1729)
- Абраам II (1730 — 1734)
- Абраам III (1734 — 1737)
- Лазар I (1737 — 1751)
- Минас I (1751 — 1753)
- Александр II (Каракасиан) (1753 — 1755)
- Саак V (1755)
- Акоп V (1759 — 1763)
- Симеон I (1763 — 1780)
- Гукас I (1780 — 1799)
- Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий — Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
- Давит V (Корганьян) (1801 — 1807)
- Даниел I (1807 — 1808)
- Епрем I (1809 — 1830)
- Ованес VIII (1831 — 1842)
- Нерсес V (1842 — 1857)
- Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
- Геворк IV (Керестеджиан) (1866 — 1882)
вдовство кафедры (1882 -1885)
- Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
- Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
- Матевос II (Измирлиан) (1908 — 1910)
- Геворк V (Суренян) (1911 — 1930)
- Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
- Геворк VI (1945 — 1954)
- Вазген I (1955 — 1994)
- Гарегин I (1995 — 1999)
- Гарегин II Нерсесян (с 27 октября 1999)
Официальная религия жителей Армении
Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.
Республика Армения
Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2021 года составляет около 3 миллионов человек.
Статистика о религиях в Армении
Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:
- 95% населения принадлежит к ААЦ;
- 1% — к протестантам;
- 0,5% — к католикам;
- 0,5% — православные;
- 0,3% — езиды;
- 0,25% — мусульмане;
- 0,23% — иудаисты;
- 0,2% — бахаисты;
- 1,22% — атеисты;
Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.
Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении
Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.
Буддизм
В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.
Езидизм
Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».
Ислам
Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.
Язычество
Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.
Атеизм
Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.
Православные христиане в Армении
На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.
Свобода вероисповедания в Армении
Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.
Армения и Азербайджан религия
Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.
Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.
Деятельность
Вход в музей Армянской культуры, 2015 Армянский храмовый комплекс считается одним из духовных центров армян России. В соборе и часовне с 2013 года проходят регулярные богослужения, представители армянской диаспоры Москвы принимают активное участие в приходской жизни.
На территории храмового комплекса проходят тематические арт-программы, выставки, посвящённые культурному взаимодействию Армении и России, встречи с официальными лицами, памятные мероприятия.
С 2020 года на территории храмового комплекса действуют Армянский музей Москвы и культуры наций, в котором действует восемь залов с тематическими экспозициями: «Быт армян», «Глобус», «Портреты», «Интерактивная книга», «Музыкальная библиотека», «Дантеакан» и «Армянка». В музейном 3D-кинотеатре показывают фильмы об истории Армении и армянского народа.
Также в комплексе существует музей епархии, носящий название «Тапан» (в переводе с армянского — «ковчег»). Открытие обоих музеев было приурочено к 100-летию геноцида армян в Османской империи. В музее «Тапан» проходят выставки, посвящённые становлению духовной жизни армян в России, Армении и других странах мира. В его экспозиции хранятся рукописные книги, картины, старые монеты, медали, мощи святых, предметы церковной утвари. С помощью сенсорных экранов и голографических изображений можно изучить армянский алфавит, рассмотреть карты Армении, ознакомиться с коллекциями музеев разных стран мира, посвящёнными Армении и армянам. Многие художественные и духовные реликвии были пожертвованы из частных собраний представителей армянской диаспоры в Москве.
Режим работы
Армянская церковь открыта для посещения в любой день. Часы работы: 09:00—19:00 часов. Служба в Армянской церкви в Москве проходит в следующее время:
- Ежедневно: 10:30 — утреннее богослужение, 16:30 — вечернее.
- По воскресеньям: 11:00 — Святая литургия.
Совершают также в Армянской церкви в Москве крещение и венчание. По отзывам, эти таинства проходят в кафедральном соборе Преображения Господня в особенно величественной обстановке. Путешественники рекомендуют зайти внутрь, даже если там не проходят службы, чтобы посмотреть на красивое внутреннее оформление.
Панорамный вид на вход в Армянскую Апостольскую церковь в Москве:
Особенности устройства армянской церкви
Здания армянских святилищ имеют традиционно прямоугольную форму, в Армении принято строить однокупольные храмы. Лишь собор в Армянском храмовом комплексе в Москве имеет 5 куполов. Это позволило ему отлично вписаться в архитектурный ансамбль нашей столицы.
По большей части внутреннее убранство армянского храма или церкви довольно аскетично. Обычно это минимальное количество икон, кстати, иконы дома хранить у армян тоже не принято.
Алтарь, согласно древним традициям, всегда обращен на восток. Обычно он сделан из мрамора и расположен на некоторой возвышенности, а к нему ведут ступени.
Примечания[ | ]
- Ново-Нахичеванская и Российская Епархия ААЦ
- ↑ 12 Армянский храмовый комплекс в Москве(неопр.) . Северная линия (24 апреля 2015). Дата обращения 28 февраля 2018.
- На Олимпийском проспекте открывается Армянский храмовый комплекс (неопр.) . Москва 24 (17 сентября 2013). Дата обращения 28 февраля 2018.
- Святейший Патриарх присутствовал на обряде освящения фундамента армянского кафедрального храма (неопр.) . Седмица (16 октября 2004). Дата обращения 28 февраля 2020.
- Кристине Агаларян. Лишенный сана священнослужитель подает в суд на телекомпанию “Армения TV”(неопр.) . Hetq (4 ноября 2011). Дата обращения 28 февраля 2020.
- Религия: Армянский кафедральный собор в Москве (неопр.) . Москва 24 (2 декабря 2013). Дата обращения 28 февраля 2018.
- Президент Армении примет участие в открытии собора Армянской церкви в Москве (неопр.) . Эхо Кавказа (14 сентября 2013). Дата обращения 28 февраля 2018.
- ↑ 123Екатерина Зель. Москва армянская(неопр.) . Страна.Ру (6 декабря 2017). Дата обращения 28 февраля 2018.
- Армянский храмовый комплекс (неопр.) . Я узнаю Москву. Дата обращения 28 февраля 2020.
- Армянский храмовый комплекс (неопр.) . Другой город (30 января 2015). Дата обращения 28 февраля 2018.
- Кафедральный собор Преображения Господня в нашей жизни (неопр.) . Российская и Ново-Нахичеванская епархия Святой Армянской Апостольской православной Церкви (16 сентября 2016). Дата обращения 28 февраля 2020.
- «Молитва, звучащая в вечности»: стартуют Дни культуры Армении в России (неопр.) . Панорама — Новости Армении (14 ноября 2017). Дата обращения 28 февраля 2020.
- Андрей Ведяев. Маршал Баграмян: с южных гор до северных морей(неопр.) . Завтра (4 декабря 2017). Дата обращения 28 февраля 2020.
- ↑ 12Елена Михайловина. В Москве открылся Армянский музей(неопр.) . The Village (22 апреля 2015). Дата обращения 28 февраля 2018.
- Наталья Кузнецова. Музей “Тапан” — ковчег души и духа(неопр.) . Ноев ковчег. Дата обращения 28 февраля 2020.
- Наринэ Киракосян. В московском армянском соборе открылась выставка ваятеля хачкаров Рубена Налбандяна(неопр.) . Благовест.Инфо (16 ноября 2017). Дата обращения 28 февраля 2018.
- Президент Армении и архиепископ открыли в Москве выставку об армянском христианстве (неопр.) . ТАСС (15 ноября 2017). Дата обращения 28 февраля 2020.
Когда зародилось православие в Армении
По легенде, основоположниками ААЦ стали апостолы Фадей и Варфоломей, жившие во времена прихода Божьего Сына на землю. Именно они проповедовали на землях Армении еще в I столетии нашей эры, благодаря чему в этой стране появились первые христиане. В последующие века все большее количество людей принимали крещение и становились на путь следования Иисусу.
Дальнейшее распространение христианства связано c подвижнической деятельностью святого Григория Просветителя и правлением Трдата III. Утверждается, что этот царь был зороастрийцем, но со временем принял христианскую веру. Затем православие в Армении распространилось повсеместно, однако пошло собственным путем. Одна из версий сообщает: это произошло после того, как Григорий Просветитель чудесным образом спас царя от неизвестной и неизлечимой болезни. По другой, Трдат III увидел в христианстве большие возможности и выбрал именно эту религию для своей страны. По мнению историков, после перехода в новую веру для Армении наступил период процветания.
Режим работы
Армянская церковь открыта для посещения в любой день. Часы работы: 09:00—19:00 часов. Служба в Армянской церкви в Москве проходит в следующее время:
- Ежедневно: 10:30 — утреннее богослужение, 16:30 — вечернее.
- По воскресеньям: 11:00 — Святая литургия.
Совершают также в Армянской церкви в Москве крещение и венчание. По отзывам, эти таинства проходят в кафедральном соборе Преображения Господня в особенно величественной обстановке. Путешественники рекомендуют зайти внутрь, даже если там не проходят службы, чтобы посмотреть на красивое внутреннее оформление.
Панорамный вид на вход в Армянскую Апостольскую церковь в Москве:
Армянская церковь и ее храмовый комплекс в Москве на видео
Для меня было открытием посетить такой необычный храм в центре Москвы. Отметил для себя интересные особенности архитектуры и оформления армянских церквей. Это такое сочетание христианских традиций в убранстве, причем есть определенные переплетения с католичеством с типично азиатским типом постройки. Кроме того, интересно было побывать внутри, так как я никогда не посещал армянский храм
Приятно было почувствовать внимание и расположение со стороны служителей храма. С радостью разрешили все осмотреть и ответили на мои вопросы
Обстановка внутри спокойная и размеренная. Смотрите видео!
Святыни Иерусалима
Всегда Армянская церковь в Иерусалиме активно участвовала в главных мероприятиях, которые устраивала Иерусалимская церковь. Даже когда некоторые привилегии и права после процесса разделения патриархатов были утрачены, Армянская патриархия имеет право на собственность некоторых основных Святынь на Святой Земле. К ним относятся Храм Рождества в Вифлееме и Храм Воскресения Христова в Иерусалиме.
Храм Воскресения был основан в IV веке Константином — Римским императором. В строительстве Храма участвовала Римская католическая церковь, Армянская Апостольская церковь и греческая православная. Причем Армянская церковь занималась строительством с момента основания Храма, когда Константин собственноручно пожаловал Трдату III Великому — царю Армении (287-330 гг.) — часть Голгофы. По этой причине Храм делится на три, практически равные, части между тремя конфессиями.
Долгое время между 3-мя церквями существовали конфликты, возникающие на почве имущественных и статусных притязаний на свою часть Храма, так как каждая из конфессий считала себя законным его владельцем и пыталась ограничить права своих «соперников». Чтобы завершить конфликты между конфессиями, в 1852 году было принято правовое положение Статус-кво, в котором были зафиксированы имущественные и богослужебные права всех Иерусалимских патриархатов.
Армения считается первым государством, которое приняло христианство. Это произошло в 301 году, когда Трдат III принял крещение, а затем приказал окрестить и своих подданных. Вскоре Армянская церковь создала свою колонию на Сионской горе святого города. Через три столетия в Иерусалиме образовался целый квартал.
История церкви в Армении
До принятия христианства в древнем государстве на берегах Севана царствовало язычество, оставившее скудные памятники в виде каменных скульптур и отзвуков в народных обычаях. По преданию, апостолы Фаддей и Варфоломей положили начало разрушению языческих капищ и водворению на их местах христианских храмов. В истории Армянской церкви можно выделить следующие вехи:
- I век: проповедь апостолов Фаддея и Варфоломея, определившая название будущей Церкви — Апостольская.
- Середина II века: упоминание Тертуллиана о «большом количестве христиан» в Армении.
- 314 г. (по некоторым данным — 301 г.) — мученичество святых дев Рипсиме, Гаиании и других, пострадавших на армянской земле. Принятие христианства царём Армении Трдатом III под влиянием своего слуги Григория, будущего святого Просветителя Армении. Постройка первого храма Эчмиадзин и утверждение в нём патриаршего престола.
- 405 г.: создание армянского алфавита в целях перевода Священного Писания и богослужебных книг.
- 451 г.: Аварайрская битва (война с Персией против насаждения зороастризма); Халкидонский Собор в Византии против ереси монофизитов.
- 484 г. — удаление патриаршего престола из Эчмиадзина.
- 518 г. — разделение с Византией в вопросах вероисповедания.
- XII век: попытки воссоединения с Византийским православием.
- XII — XIV века — попытки принять унию — соединиться с Католической церковью.
- 1361 г. — удаление всех латинских нововведений.
- 1441 г. — возвращение патриаршего престола в Эчмиадзин.
- 1740 г. — отсоединение сирийской общины армян, религией которых стало католичество. Армянская Католическая церковь распространилась в Западной Европе, имеются приходы в России.
- 1828 — вхождение Восточной Армении в состав Российской империи, новое наименование «Армяно-Григорианская церковь», отделение Константинопольского патриархата, оставшегося на территории Османской империи.
- 1915 г. — уничтожение армян в Турции.
- 1922 г. — начало репрессий и антирелигиозного движения в Советской Армении.
- 1945 г. — избрание нового католикоса и постепенное возрождение церковной жизни.
История[ | ]
Храм был основан в 1815 году меценатами братьями Лазаревыми, о чём свидетельствует документ:
Храмъ сей сооруженъ во имя Воскресенія Христова иждивеніемъ благочестивыхъ мужей, двухъ братьевъ, Мины и Якима Лазаревичей Лазаревыхъ, в вѣчную память ихъ и всѣхъ кровныхъ своихъ въ лѣто Господне 1815-го июня 1-го дня въ первопрестольной столицѣ Москвѣ. |
После событий 1917 года храм стал единственной армянской церковью Москвы (две другие — церковь Успения Пресвятой Богородицы на Пресне и Крестовоздвиженская церковь на Армянском переулке были снесены). В советское время здание церкви отдали под гранитную мастерскую, а поминальный дом — под склад для хранения гробов. Церковь возвращена верующим в 1956 году.
Вардавар в Армянской церкви на Олимпийском проспекте
Важный день для прихожан Армянской церкви — Вардавар, это праздник в честь Преображения Господня. Он приходится на лето, 98-ой день после Пасхи. В этот памятный день в Армянском храме в Москве свершается Святая Литургия. Затем празднование продолжается на открытом воздухе, заранее зарегистрировавшиеся выезжают на природу от Армянской церкви в Москве на Олимпийском. Традиция Вардавара — обливание друг друга водой. Чтобы быть в курсе программы мероприятия в текущем году, рекомендуется следить за новостями на сайте Армянской Апостольской церкви в Москве или узнавать информацию по телефону церкви.
Церковь Святого Креста, Pandukht
Вардавар в Армянской церкви на Олимпийском проспекте
Важный день для прихожан Армянской церкви — Вардавар, это праздник в честь Преображения Господня. Он приходится на лето, 98-ой день после Пасхи. В этот памятный день в Армянском храме в Москве свершается Святая Литургия. Затем празднование продолжается на открытом воздухе, заранее зарегистрировавшиеся выезжают на природу от Армянской церкви в Москве на Олимпийском. Традиция Вардавара — обливание друг друга водой. Чтобы быть в курсе программы мероприятия в текущем году, рекомендуется следить за новостями на сайте Армянской Апостольской церкви в Москве или узнавать информацию по телефону церкви.
Церковь Святого Креста, Pandukht
Особенности устройства армянской церкви
Здания армянских святилищ имеют традиционно прямоугольную форму, в Армении принято строить однокупольные храмы. Лишь собор в Армянском храмовом комплексе в Москве имеет 5 куполов. Это позволило ему отлично вписаться в архитектурный ансамбль нашей столицы.
По большей части внутреннее убранство армянского храма или церкви довольно аскетично. Обычно это минимальное количество икон, кстати, иконы дома хранить у армян тоже не принято.
Алтарь, согласно древним традициям, всегда обращен на восток. Обычно он сделан из мрамора и расположен на некоторой возвышенности, а к нему ведут ступени.
Архитектура
Армянская церковь Святой Екатерины является ярким образцом архитектуры периода раннего русского классицизма. Стены фасадов между оконными проемами первого и второго ярусов декорированы барочными барельефами. Ионические капители завершают колонны портика и сдвоенные пилястры на углах фасадов, они подняты на постаменты, что придает зданию стройность.
Сферический свод завершает башнеобразная колокольня. На легком, стройном барабане с большими полуциркульными окнами, пилястры которого как бы продолжают вертикаль колонн, возвышается небольшой купол.
Внутреннее убранство
Главный элемент декора интерьера представляют двадцать колонн композитного ордера, облицованных искусственным желтым мрамором.
В армянской церкви святой Екатерины во время службы люди сидят на скамейках, как в католических храмах
В отличие от русских православных храмов, в которых алтарная часть закрыта иконостасом, в армянской церкви св. Екатерины она отделена от основного пространства лишь небольшой перегородкой
Столетия борьбы
Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.
Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры. Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены. После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.
Церковь Святого Воскресения
Это Армянская Апостольская церковь в Москве, адрес которой — улица Сергея Макеева, дом 10, на Армянском кладбище. Она была основана в 1815 году братьями Миной и Якимом Лазаревыми. В советские времена этот храм был закрыт, в нем располагался склад гробов. И лишь в 1956 году он был возвращен верующим.
Во внешней части храма предусмотрено место для свечей, всего три ниши, в которых верующие оставляют свечи. Также там имеется хачкар, к которому в траурные дни возлагаются поминальные венки. Вход в храм украшен двумя иконами и изображениями святых.
Внутри в Церкви Святого Воскресения места для свечей нет, зато имеется около 10 икон.
Смотреть галерею
Храм украшен красивым куполом, на внутренней части которого имеется множество изображений святых и евангелистов.
Церковь Святого Воскресения
Это Армянская Апостольская церковь в Москве, адрес которой — улица Сергея Макеева, дом 10, на Армянском кладбище. Она была основана в 1815 году братьями Миной и Якимом Лазаревыми. В советские времена этот храм был закрыт, в нем располагался склад гробов. И лишь в 1956 году он был возвращен верующим.
Во внешней части храма предусмотрено место для свечей, всего три ниши, в которых верующие оставляют свечи. Также там имеется хачкар, к которому в траурные дни возлагаются поминальные венки. Вход в храм украшен двумя иконами и изображениями святых.
Внутри в Церкви Святого Воскресения места для свечей нет, зато имеется около 10 икон.
Храм украшен красивым куполом, на внутренней части которого имеется множество изображений святых и евангелистов.
Армянская церковь и ее храмовый комплекс в Москве на видео
Для меня было открытием посетить такой необычный храм в центре Москвы. Отметил для себя интересные особенности архитектуры и оформления армянских церквей. Это такое сочетание христианских традиций в убранстве, причем есть определенные переплетения с католичеством с типично азиатским типом постройки. Кроме того, интересно было побывать внутри, так как я никогда не посещал армянский храм
Приятно было почувствовать внимание и расположение со стороны служителей храма. С радостью разрешили все осмотреть и ответили на мои вопросы
Обстановка внутри спокойная и размеренная. Смотрите видео!