Назовите титул патриарха армянской православной церкви
Содержание:
- Другие средства
- Официальная религия жителей Армении
- Турецкая республика; секуляризм, 1923 – настоящее время
- Юрисдикция
- История
- Патриарший комплекс
- Расхождение с православием
- Армянская Церковь. Диалог
- Османский период, 1461–1908 гг.
- Другие христианские конфессии
- Период младотурков, 1908–1922 гг.
- Армянская апостольская церковь
- Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви
Другие средства
Печатный станок и СМИ
Патриархат также владеет печатным станком, первым из созданных в Иерусалиме, который теперь может осуществлять коммерческую цветную печать. Это было первое учреждение на территории Армении, принявшее концепцию компьютеризации в специализированном масштабе.
Официальным органом Патриархата является издавшееся в течение длительного времени периодическое издание Sion (на армянском Սիոն), названное в честь армянского названия горы Сион. Студенты семинарии также издают собственный официальный орган Hay Yerusaghem (на армянском Հայ Երուսաղէմ, что означает армянский Иерусалим).
Медицинские услуги / Клиника
Медицинские услуги за символическую плату предоставляются в клинике, подаренной Jinishian Medical Fund.
Также предоставляется бесплатное питание престарелым пенсионерам и инвалидам, малообеспеченным слоям населения.
Официальная религия жителей Армении
Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.
Республика Армения
Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.
Статистика о религиях в Армении
Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:
- 95% населения принадлежит к ААЦ;
- 1% — к протестантам;
- 0,5% — к католикам;
- 0,5% — православные;
- 0,3% — езиды;
- 0,25% — мусульмане;
- 0,23% — иудаисты;
- 0,2% — бахаисты;
- 1,22% — атеисты;
Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.
Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении
Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.
Буддизм
В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.
Езидизм
Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».
Ислам
Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.
Язычество
Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.
Атеизм
Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.
Православные христиане в Армении
На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.
Свобода вероисповедания в Армении
Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.
Армения и Азербайджан религия
Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.
Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.
Турецкая республика; секуляризм, 1923 – настоящее время
Несмотря на резкое сокращение числа верующих во время геноцида армян, патриархат остается духовным главой крупнейшей христианской общины, проживающей в настоящее время в Турции.
Сегодня армянские патриархи признаны главой Армянской апостольской церкви в Турции и приглашены на государственные церемонии.
Пять армянских патриархов служили после образования Турецкой Республики. Синод Патриархата голосами 25 из 26 его членов назначил Арама Атешяна Патриком Генелом Векили (по- турецки исполняющий обязанности Патриарха) в 2010 году из-за болезни Патриарха Месроба II Мутафяна . Некоторые члены армянской общины Турции раскритиковали этот шаг и потребовали избрания нового Патриарха всеобщим голосованием. (По оценкам, около 20 тысяч членов общины имеют право голосовать на таких выборах.) Наконец, 26 октября 2016 года синод принял решение об отставке Патриарха Месроба II Мутафяна и организации выборов нового патриарха. После кончины Патриарха Месроба II, прп. Саак II Машалян был избран Патриархом Стамбула в 2019 году.
Публикации
Патриархат издает ежегодный обзор на армянском языке под названием « Шогагат» («Лучи сверху»), содержащий теологические, литургические, исторические и культурные статьи.
Небольшой иллюстрированный бюллетень Lraper издается еженедельно (в летние месяцы — ежемесячно). Двуязычный Лрапер говорит на армянском и турецком языках.
Юрисдикция
Патриархат имеет полу-дипломатический статус и является одним из трех основных хранителей христианских святых мест на Святой Земле (два других — Православный и Латинский Патриархаты). Среди этих объектов, находящихся под совместным контролем Армянского Патриархата и других церквей, часовен и святых мест, находятся:
- Церковь Гроба Господня в Старом городе (Иерусалим)
- Часовня Вознесения на Елеонской горе
- Могила Девы Марии в Гефсиманской долине
- Церковь Рождества в Вифлееме.
Армянский Патриархат также имеет юрисдикцию над армянскими апостольскими (православными) общинами в Палестине, Израиле и Иордании. Армянские церкви с полной юрисдикцией:
- Церковь Святого Илии в Хайфе
- Церковь Святого Николая в Яффо
- Монастырь Святого Георгия в Рамле
- Армянская церковь Святого Фаддея в Аммане , Иордания
История
В 638 году, после смерти Софрония, и греки не назначили другого епископа для Иерусалима, Армянская апостольская церковь начала назначать своих епископов для Иерусалима . Офис работает с некоторыми перерывами и по сей день. Позднее епископы стали патриархами. Армянский Патриарх независим и самоуправлен. Армянский Патриарх Иерусалима признает Первопрестольный Святой Эчмиадзин как имеющий первостепенное значение во всех духовных вопросах.
После окончания периода крестоносцев армянские патриархи стремились установить хорошие отношения с мусульманскими правителями. Армянский патриарх Саркис I (1281–1313) встретился с мамлюкским наместником в Египте и впоследствии вернулся в свою общину в Иерусалиме, надеясь установить период мира для своего народа после крестовых походов. В 1340-х годах армянам разрешили построить стену вокруг своего квартала. Правительство мамлюков также выгравировало защитное заявление на арабском языке на западном входе в квартал.
Армянский квартал в этот период продолжал создавать « факты на месте » постоянными небольшими расширениями и консолидациями. В 1380-х годах Патриарх Крикор IV построил священническую столовую напротив собора Святого Иакова. Около 1415 года была куплена оливковая роща на Елеонской горе, Гефсиманский сад. В 1439 году армяне были выселены греками и из часовни Голгофы в Храме Гроба Господня, но патриарх Мардирос I (1412–1450) купил «противоположную территорию» в качестве компенсации и назвал ее второй Голгофой. Это остается в распоряжении Патриарха по сей день. Из-за прав Армянской церкви на часовню Голгофы, во время полуденных шествий у Гроба Господня Армянская церковь совершает там литургию.
Временами Иерусалимский Армянский Патриархат политизировался из-за борьбы внутри Армянской церкви. Армянский Патриархат, из-за его близости к святым местам и изоляции от основного армянского населения, сыграл важную роль в расколе, который начал сказываться на армянском руководстве в Константинополе и Эчмиадзине (резиденция Армянской церкви). Примечательно, что епископ Егиазар принял Армянский Патриархат Иерусалима и в 1644 году на короткое время объявил себя «Католикосом» («Вождем») всей Армянской церкви.
В 17 веке армянам после долгих уговоров разрешили расширить монастырь Святого Иакова. В то же время армянский патриарх Ованес VII приобрел большой участок земли к югу от собора Святого Иакова, названный «Чам Таг». К 1752 году Патриархат был занят реконструкцией всего квартала, а в 1828 году после землетрясения был проведен дальнейший ремонт. В 1850 году был завершен комплекс семинарии в южной части монастыря Святого Иакова.
В 1833 году армяне основали в городе первую типографию, а в 1843 году открыли духовную семинарию. В 1866 году армяне открыли первую фотостудию и свою первую газету в Иерусалиме. В 1908 году армянская община построила два больших здания на северо-западной стороне Старого города, вдоль улицы Яффо.
По мере того как армянская диаспора распространялась по Европе и Америке, богатые армяне делали щедрые пожертвования для процветания и преемственности Патриархата. Нефтяной магнат и филантроп Галуст Гюльбенкян приехал, чтобы пожертвовать библиотеку Гюльбенкяна в армянском квартале, который был назван в благодарность его именем, и сегодня в ней хранится одна из величайших коллекций древних армянских рукописей, включая бесконечные копии различных Фирменских указов Османской империи, которые предоставили четверть защиты и прав при мусульманском правлении.
К 1920-м годам большая часть армянского квартала имела «двускатные крыши в европейском стиле», в отличие от куполов, предпочитаемых в мусульманском квартале. В 1922 году армяне составляли 8% христиан Иерусалима, в результате чего их общая численность составила около 2480 человек. Отмечается также, что неармянцы находили утешение в защите обнесенного стеной армянского «комплекса». В 30-40-х годах прошлого века армянский квартал подвергся дальнейшей реконструкции.
Конец Второй мировой войны принес также раздел подмандатной Палестины и создание в 1948 году Израиля . Число армян, проживавших в то время на Святой Земле, составляло около 8000 человек. Армяне, жившие в Хайфе и Яффо, вошедших в состав Израиля, получили израильское гражданство; тогда как подавляющее большинство палестинских армян проживало в Армянском квартале, а Армянский Патриархат и его собственность находились под властью Иордании.
Армянская община еще больше сократилась после Шестидневной войны и оккупации 1967 года , многие эмигрировали в Иорданию, а некоторые — в Европу и США, оставив около 2000-3000 человек в Иерусалиме и на Западном берегу .
Патриарший комплекс
Армянский Патриархат Иерусалима является домом Братства Святого Иакова , монашеского ордена Армянской Апостольской церкви, насчитывающего около 60 членов по всему миру. На территории Патриархата также находятся частные резиденции армянских семей.
Этот жилой анклав когда-то был крупнейшим комплексом, в котором проживали армяне, и представлял собой демографическое и духовное ядро армянского присутствия на Святой Земле.
На территории Патриархата, где действует строгий комендантский час с 22:00, когда массивные двери закрываются и запираются до раннего утра, также находятся административные помещения и резиденции Патриарха и духовенства. Он также включает:
- Собор Святого Иакова
- Церковь Архангелов , еще одна важная армянская церковь в Иерусалиме.
- Церковь Св. Тороса , в которой хранится драгоценная коллекция армянских рукописей с подсветкой, вторая по величине в мире (более 4000).
Другие филиалы Патриархата, расположенные на территории комплекса, включают:
- Духовная семинария Патриархата, комплекс, расположенный в ста ярдах от входа в комплекс, подарок умерших армяно-американских филантропов Алекса Манукяна и его жены Мари Манукян. Армянская молодежь со всего мира, включая Соединенные Штаты и Армению, приезжает сюда учиться на священство и после рукоположения помогает влить новую кровь в ряды армянского духовенства во всем мире.
- Библиотека Галуста Гюльбенкяна насчитывает более 100 000 томов, половина из которых на армянском, а остальные на английском и других европейских языках. Библиотека названа в честь благотворителя Галуста Гюльбенкяна .
- В «Музее армянского искусства и культуры Эдварда и Елены Мардигиан» хранятся исторические и религиозные артефакты, включая драгоценные коврики, армянские монеты и обрывки свидетельств присутствия на этом месте Десятого римского легиона. Он назван в честь своего благодетеля Эдварда Мардигиана.
- Св. Школа Таркманчатца (по- армянски Սուրբ Թարգմանչաց, что означает Школа Святых Переводчиков), ведущая частная школа совместного обучения и единственная, в которой преподаются армянский, иврит, английский и арабский языки.
Расхождение с православием
В настоящее время, несмотря на дружеские отношения между Православной и Армянскими церквями, нет евхаристического общения. Это значит, что их священники и епископы не могут служить вместе литургию, а миряне — креститься и причащаться. Причиной этому служат различия в вероучении или догматах.
Простые верующие, не изучающие богословия, могут не знать об этих преградах или не придавать им значения. Для них важнее обрядовые различия, причиной которых является история и национальные обычаи.
Догматические различия
В III−IV веках споры о вере были также популярны, как сейчас — политические баталии. Для решения догматических вопросов созывались Вселенские соборы, положения которых сформировали современное православное вероучение.
Одной из основных тем обсуждений была природа Иисуса Христа, кто Он был, Бог или человек? Почему Библия описывает Его страдания, которые не должны быть свойственны божественному естеству? Для армян и византийцев авторитет Святых Отцов церкви (Григория Богослова, Афанасия Великого и др.) был непререкаем, но понимание их учения оказалось разным.
Учение монофизитов было разобрано и осуждено на I. V. Вселенском соборе, где было принято учение о двух природах Христа — божественной и человеческой. Это означало, что Христос, оставаясь Богом, принял при рождении настоящее человеческое тело и испытал не только голод, жажду, страдания, но и душевные терзания, свойственные человеку.
Когда в Халкидоне (Византия) проходил Вселенский собор, армянские епископы не смогли принять участие в обсуждениях. Армения находилась в кровопролитной войне с Персией и на грани уничтожения государственности. В результате решения Халкидонского и всех последующих Соборов не были приняты армянами и началось их многовековое разделение с Православием.
Особенности обрядов
Обе Церкви отличаются и внешней, обрядовой стороной, что не является существенным препятствием для общения верующих. Наиболее заметны следующие особенности:
- Хлеб, использующийся для служения литургии, у армян пресный, а вино для причастия не разбавляется водой. В Православной литургии применяется исключительно квасной (на дрожжах) хлеб и разбавленное вино.
- Армяне крестятся тремя пальцами слева направо, а православные — справа налево.
- Праздники Рождества и Крещения армяне совершают в один день, как это было в древности. В православном календаре они разделены Святками.
- В армянском храме алтарь не отгорожен иконами, а при богослужении используется музыкальное сопровождение (орган).
- Армянские иерархи не считают происхождение Благодатного Огня божественным, хотя не отрицают связанных с этой церемонией чудес, происходивших в разное время.
- С начала XX века священникам-вдовцам ААЦ разрешено жениться во второй раз, а мирянам в крайнем случае — венчаться в субботние и воскресные дни Великого поста.
Существуют и другие особенности в богослужении, облачении священнослужителей и церковной жизни.
https://youtube.com/watch?v=NS8XhzlW3zI
Ренегатство армян
Армянам, желающим перейти в православие, не придётся вновь креститься. Над ними совершается чин присоединения, где предполагается публичное отречение от учения еретиков-монофизитов. Только после этого христианин из ААЦ может приступать к православным Таинствам.
В Армянской церкви нет строгих установлений по поводу допуска православных к Таинствам, армянам также дозволяется причащаться в любой из христианских церквей.
Армянская Церковь. Диалог
— Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?
— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.
Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство». В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование. Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.
Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований. Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству. Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.
С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности. В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.
— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?
— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.
С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.
Османский период, 1461–1908 гг.
Армянский патриарх Константинополя в 1878 году.
Внутренний вид Патриаршего храма Пресвятой Богородицы
Здание патриархата в Стамбуле
Патриарх Нерсес Варджабедян (1837–1884)
Армянский Патриархат служил армянам Османской империи с линией Патриархов в Константинополе.
Однако, как и Греческий Патриархат, армяне сильно пострадали от вмешательства государства в их внутренние дела.
Хотя с 1461 г. было 115 понтификатов, патриархов было только 84.
В 1861 году султан Абдулазиз пожаловал армянам, проживавшим в Османской империи, национальную конституцию (Сахманадроотюн по-армянски) .
В 1896 году патриарх Мадтеос III (Измирлян) был свергнут и сослан в Иерусалим султаном Абдулхамидом II за смелое осуждение резни 1896 года. Конституция армян была приостановлена султаном.
Другие христианские конфессии
Титул «Патриарха» принимают также лидеры определенных христианских конфессий , которые редко состоят в общении ни с одной из исторических христианских церквей. Многие, но не обязательно все такие патриархи являются руководителями следующих Церквей:
- Гусит
Патриарх Чехословацкой гуситской церкви в основном в Чешской Республике, а также в некоторых частях Словакии .
- Независимый католик
- Патриарх Бразильской католической апостольской церкви в Бразилии (официально не используется, но описан на аналогичном святом уровне).
- Патриарх Венесуэльской католической апостольской церкви в Венесуэле .
- Патриарх Антиохийской католической апостольской церкви .
- Патриарх Апостольской католической церкви на Филиппинах .
- Независимый восточно-католический
Патриарх Украинской Православной Греко-Католической Церкви в Украине .
- Независимые православные
Патриарх Американской Православной Католической Церкви .
- Независимые восточные православные
Патриарх Британской Православной Церкви .
- Протестантский
Патриарх международного сообщества харизматической епископальной церкви .
- Движение Святых последних дней
В движении Святых последних дней , патриарх является тот , кто был рукоположен в чин патриарха в священстве Мельхиседека . Этот термин считается синонимом термина евангелист , термина, одобренного Сообществом Христа . В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней одна из основных обязанностей патриарха — давать патриархальные благословения , как это сделал Иаков своим двенадцати сыновьям согласно Ветхому Завету. Патриархи обычно назначаются в каждый кол и обладают пожизненным титулом.
Период младотурков, 1908–1922 гг.
Армянскому патриарху Константинополя Мадтеосу III (Измирлян) было разрешено вернуться в Стамбул в 1908 году, когда младотурки свергнули султана Абдулхамида II .
Новая турецкая администрация также восстановила конституцию. В начальный период правления младотурок армяне пережили короткий период восстановления гражданских свобод между 1908 и 1915 годами.
Однако в 1915 году армяне испытали огромные трудности при младотурецкой администрации из-за стремления турецкого правительства к тому, чтобы его народы были религиозно однородными (то есть мусульманскими), что, возможно, было мотивировано воображаемой угрозой со стороны армян со стороны российского влияния, с которым была связана Турция. на войне. Соответственно, армянская община Турции в 1915 году была уничтожена массовыми депортациями и убийствами. События, связанные с этнической чисткой армян из Турции, получили название геноцида армян . Неспособность Турции признать эти события была источником серьезного беспокойства среди армян во всем мире на протяжении последних ста лет. До 1915 года в Турции проживало почти два миллиона армян; сегодня (2015 г.) здесь проживает менее 100 000 человек.
На этом фоне беспорядков для армян пост Патриарха оставался вакантным с 1915 по 1919 год. Он был восстановлен на короткий период с 1919 по 1922 год, где проживал Патриарх Завен I Дер Егиян . Чтобы облегчить участь выживших после геноцида армян, Патриархат учредил Комитет помощи сиротам, Центральный комитет по делам депортированных, а также участвовал в создании Национальной миссии помощи.
Четыре армянских патриарха служили под властью младотурок.
Армянская апостольская церковь
Место армянской церкви в христианском мире
Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.
К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.
Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.
Армянский обряд
В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.
В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.
Особенности армянской церкви
Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».
В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.
В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.
Структура армянской церкви
Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.
Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви
Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.
Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:
- Для причащения используется опресночный хлеб, а вино не растворяется водой;
- Литургия осуществляется по воскресеньям и по особым случаям;
- Миропомазание совершается сразу после крещения;
- Таинство соборования проводится только над священнослужителями и сразу после смерти.
Место армянской церкви в христианском мире
Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.
Армянский обряд в церкви
Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.
Структура армянской церкви
Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.
Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.
Армянский церковный календарь
Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.
Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.