Святой эчмиадзин

Образование

Геворкянская духовная семинария, открыта в 1874 г.

Геворкянская духовная семинария — одно из самых значительных учебных заведений Армении. Другие учебные заведения включают Университет Григора Лусаворича и промежуточный колледж профессионального образования.

Центр теологии и арменоведения имени Гарекина I.

С 2000 года в городе действует
Центр теологии и арменоведения имени Гарегина I.

По состоянию на 2009 год в Вагаршапате находится 14 государственных средних школ, 8 детских садов и 2 музыкальные академии.

Новый комплекс Евнекской школы Первопрестольного был открыт в сентябре 2017 года.

История

Церковь Сурб Рипсиме, 1913 год — Эгише Тадевосян.

Эчмиадзин, чье первоначальное название — Вагарчапат, был основан между и 560 годами до нашей эры. До н.э. город, заходя в это время Varguésavan, был переименован королем Vagharch I ст (около — ) из династии Аршакидов , который назначит Вагаршапат. Он также укрепляет город, который становится городом-резиденцией.

Римская армия вторглась в этот регион в году и получила греческое название Каинеполис , «новый город». На этот раз Вагарчапат становится столицей Армении в ущерб Артачату , который теряет этот статус

Vagharchapat получает важное место благодаря установка сиденье Армянской Апостольской Церкви , основанная Gregory I эр Просветителя , освященного строительства Сурб Эчмиадзин собора .

Армения и Вагаршапатский теряют свою независимость в  ; страна находится под персидским господством . После этого периода Вардан Мамиконян восстановил собор в 484 году . Затем мы наблюдаем конструктивную лихорадку: библиотека, в которой хранятся рукописи , Матенадаран , была создана в 486 году , церковь Сурп Рипсиме была построена в 618 году , Сурп Гаяне — в 630 году  ; За пределами города собор Звартноц был построен между и 652 годами в архитектурном стиле, неслыханном в Армении.

Вагарчапат разграблен курдами и персами.

В начале средневековья Вагарчапат был торговым городом. Жители имеют разное происхождение: армяне, конечно, но также греки , персы , ассирийцы и даже евреи . Впоследствии город пережил некоторый упадок, но вернулся на передний план в 1441 году , когда он снова стал резиденцией католикосата, который до этого находился в Сисе в Киликии .

Француз Жан Шарден посетил город в 1673 году и нарисовал панораму, изображающую религиозные здания, после своих путешествий по Армении с 1665 года. Его вдохновил другой француз, путешествовавший до него, Жан-Батист Тавернье .

В течение XVII E  века , город находится в работе, с , в частности , строительство новых зданий и восстановление отдельных церквей , и знает , что экономический бум; Он расположен на торговой оси Тебриз — Ереван — Эрзурум . Vagharchapat попал под российской властью в 1828 году . Позже, в XX — м  веке , другие объекты инфраструктуры строятся в центре города. Он был переименован в Эчмиадзин , в период с и . В условиях демографического бума в настоящее время он представляет собой главный город городской зоны Еревана и один из важнейших городов Армении. Это прежде всего святое место для армян из-за наличия в его центре резиденции Армянской Апостольской церкви .

Русская Православная Церковь

Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана. Духовный ]Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.

История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Также на территории монастыря расположены:

  • «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
  • монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
  • монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
  • Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
  • Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958-1962 гг. Духовная академия (начало XX века);
  • Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.

Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.

Ориентирники

Материнский собор Святого Эчмиадзина находится в комплексе, окруженном множеством других построек, построенных на протяжении веков. Большинство зданий имеют большое архитектурное значение, например, старые и новые Папские резиденции, Канцелярия или Диванатун , Ворота короля Трдата , Музей сокровищницы Алекса и Мари Манукян (1982), Хримский музей, Еремские монашеские кельи, старое здание семинарии. , Часовая башня, Книжный магазин и т. д.

Геворкянская духовная семинария — богословский колледж Армянской Апостольской церкви, основанный Католикосом Геворком IV в 1874 году на территории комплекса Первопрестольной. Помимо Материнского собора, Вагаршапат является домом для многих других важных армянских церквей и соборов. Кафедральный собор Эчмиадзина, церкви Святого Рипсиме, Святой Гаяне и Святого Шогаката, а также археологические раскопки Звартноц внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Эчмиадзинский собор

Эчмиадзинский собор

Исторически центром города является Материнский собор Святого Эчмиадзина ( армянский : Մայր Տաճար Սուրբ Էջմիածին Mayr Tachar Surp Ejmiatsin ), который является одной из старейших церквей в мире. Впервые он был построен святым Григорием Просветителем как сводчатая базилика в 301–303 годах, когда Армения только что приняла христианство в качестве государственной религии (первая таковая в мировой истории). Церковь многократно расширялась, особенно в 480, 618 и 1658 годах.

Баптистерий Святых Вартана и Ованеса — это трехглавая часовня, расположенная к северу от Собора Матери и предназначенная для церемоний крещения. Он был спроектирован архитекторами Джимом Торосяном и Ромео Джулхакяном и освящен 26 сентября 2008 года, а строительство финансировалось британско-армянским благотворителем Арменом Саркисяном.

Церковь Святых Архангелов была построена между 2009 и 2011 годами и расположена во дворе Геворкян Семинарии здания. Однокупольный храм освящен 5 ноября 2011 года по проекту архитектора Джима Торосяна. Строительные работы профинансировал армянский меценат Гагик Галстян.

Церковь Святой Рипсиме

Построенная в 618 году церковь Святого Рипсиме в основном сохранилась практически без изменений. Он считается одной из старейших сохранившихся церквей в Армении, известной своей прекрасной архитектурой классического периода, которая оказала влияние на многие другие армянские церкви. Он был возведен в 618 году католикосом Гомидом на вершине первоначального мавзолея, построенного католикосом Сааком Великим в 395 году, в котором хранились останки замученной святой Рипсиме . В соответствии с 17 — го века армянский историк Аракел Тебриза , церковь была отремонтирована в течение 1651-1653 Католикос Филиппа I . Отремонтированы крыша, верх купола, стены и основания. На крыше поставили крест, а с западной стороны пристроили небольшой портик. Это одна из немногих армянских церквей, сохранивших свою активность в советский период.

Церковь Святой Гаяне

Церковь Святой Гаяне, построенная в 630 году католикосом Эзрой I , отличается гармоничными пропорциями. Это трехнефная купольная базилика с восьмиугольным барабаном, покоящимся на четырех внутренних колоннах, которые делят внутреннее убранство церкви на три. Его дизайн остался неизменным, несмотря на частичную реконструкцию купола и некоторых потолков в 1652 году.

Церковь Шогакат

Значение падения света , Шогакат Церковь является Однонефная Купольная базилика, построенная и завершено в 1694 году князем Агамалом Sorotetsi в период Католикоса Nahabed I . Он построен из красного и черного туфа на развалинах базилики VI века. Остатки небольшой часовни 4-го века можно увидеть на юго-западном конце церкви Святого Шогаката.

Звартноц собор

Звартноц — это разрушенная круглая церковь 7-го века, построенная по приказу католикоса Нерсеса III Строителя между 641 и 653 годами. Она находится на восточной окраине современного Вагаршапата. Звартноц — величественный собор, известный своим уникальным дизайном, посвященный святому Георгию , построенный на том месте, где должна была состояться встреча царя Тиридата III и святого Григория Просветителя . В 930 году церковь была разрушена землетрясением и оставалась похороненной до тех пор, пока не была заново открыта в начале 20 века архитектором Торосом Тораманяном . На раскопках между 1900 и 1907 годами были обнаружены фундамент собора, а также остатки Папского дворца и винодельни.

Что представляет собой Священный город Эчмиадзин

Священный город Эчмиадзин (современное название города Вагаршапат) — это небольшой скучный городок с 57 тыс. жителей в 20 километрах от Еревана, в котором расположена резиденция католикоса (церковный глава) Всех Армян и главный собор Армянской апостольской церкви.

Священный город Эчмиадзин или Вагаршапат считается религиозным центром страны, был основан царем Вагаршем I, был духовным центром армянского народа в 4 веке, и потом снова с 1441 года.


Церковь Шокагат в Вагаршапате

В городе есть еще несколько церквей, которые никаких ассоциаций с древностью не вызывают, все они недавно очень хорошо отремонтированы и все похожи друг на друга. Какой-то особенной храмовой атмосферы нигде замечено нами не было, все как-то пусто.

В одной из церквей проходило венчание, а возле выхода участники свадебного мероприятия ждали молодоженов с пакетиками, полными лепестков роз. В Армении молодоженов посыпают лепестками роз, а не монетками или зерном как в России.


Встреча молодоженов перед выходом из церкви с лепестками роз в бумажных пакетиках


Церковь Святой Рипсимэ


В убранстве храма виноградные гроздья и плоды граната

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Город Эчмиадзин и Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор

На территории Армении есть множество исторических, культурных, природных достопримечательностей. Здесь каждый гость независимо от предпочтений найдет для себя что посмотреть с  интересом и восторгом. Однако в многочисленности интересных мест Армении наиболее впечатляющими являются религиозные святыни и памятники. Благодаря чему Армения превращается в центр религиозного туризма. Поэтому прибыть в эту страну и не побывать в его Святом городе и религиозном центре – значит оставить Армению для себя закрытой. Имя этого Святого города – Эчмиадзин.

Город Эчмиадзин – История

Город Эчмиадзин, ранее известный как Вагаршапат, был основан во 2 веке. После того, как римляне разгромили город Арташат, Эчмиадзин стал культурным и политическим, а затем религиозным центром Армении и остается таким по сей день. Строить Эчмиадзинский кафедральный собор начали в 301, после того, как христианство стало государственной религией Армении, и строили его не один век.

В VI веке до н.э. князь Вардгес построил большой город, назвав его Вардгесаван. По прошествию нескольких веков царь Вагаршак I (117-140 гг.) окружил Вардгесаван большой крепостной стеною и сделал город второй столицей после Арташата, и переименовал в Вагаршапат. Город назывался Вагаршапат до 1945 года, после  был переименован в Эчмиадзин в честь Эчмиадзинского монастыря, который стал резиденцией Католикоса всех армян. В 1992 году городу вернули прежнее название Вагаршапат, но сегодня среди людей чаще используется название Эчмиадзин.

Легенда Эчмиадзина

Согласно легенде, просветителю Армении Григору Лусаворичу приснился сон. Во сне Иисус Христос – Единородный сын Божий – спустился с неба и огненным молотом указал на место, где должна быть построена религиозная святыня – христианский собор. В 303 году, через два года после принятия христианства государственной религией, на месте языческого храма была построена христианская церковь. Церковь назвали Эчмиадзин, что с армянского переводиться как «И спустился единородный».

Тем самым, собор считается одним из первых христианских храмов в мире. Эчмиадзинский собор – главный храм Армянской апостольской церкви.

Что смотреть в Эчмиадзине?

В городе Эчмиадзин находятся Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские школы. Рядом с собором расположен возведенный в 618 году храм святой мученицы Гаяне, одноименная купольная базилика, Церковь Святой Шогакат и

Рядом с собором находятся храм святой Рипсимэ, построенный в 618 году, купольная базилика Святой Гаянэ, учрежденный в 630 году, Церковь Святой Шокагат и трехарочный притвор. 

В Музее-сокровищнице Эчмиадзина хранится Копье Лонгина – копье, которую вонзили в тело Христа на Кресте. Копье, привезенное в Армению апостолом Фадеем, ранее держали в Гегардаванке – в еще одной религиозной достопримечательности Армении.

Где находится город Эчмиадзин?

Расстояние между Эчмиадзином и Ереваном всего 30 км., город находится в 15 км. от железнодорожной станции Эчмиадзин, в Араратской долине.

Практические советы посетителям

Современное название города, где расположен монастырский комплекс — Вагаршапат (с 1992 г.), но в обиходе и на дорожных указателях может быть использовано предыдущее название Эчмиадзин. Это четвертый по величине город в стране. Из Еревана сюда можно доехать на автобусе №203 с автовокзала «Киликия». Время в пути без пробок примерно 25 мин. Автобусы ходят с раннего утра до позднего вечера. Если добираться на автомобиле, то нужно ехать по междугородной трассе М5 в сторону Araratyan Street. Координаты для GPS: 40.161821; 44.291035.

Часы работы:

  • собор — ежедневно 7:00-20:00;
  • музей — ежедневно 10:30-17:00.

Поскольку это действующий храм, вход на территорию свободный. А вот для посещения музея требуется купить билет.

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами.

Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.

Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы».

В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться до Эчмиадзина (Вагаршапата) и храма Звартноц из Еревана

Добраться до Эчмиадзина на общественном транспорте можно с центральной автостанции Еревана под названием «Киликия».

С этой автостанции регулярно и часто ходят автобусы – пазики до Эчмиадзина, время в пути в пределах получаса, стоимость проезда 200 драм (26 рублей).

До автостанции Киликия в Ереване можно добраться из центра с проспекта Маштоца на автобусе номер 5 и 27, стоимость проезда 100 драм (13 рублей).

По дороге в Эчмиадзин автобус проходит мимо Звартноца, и по требованию останавливается прямо напротив входа на территорию храма.

Месторасположение автостанции «Киликия» и остановка возле Звартноца отмечены на карте к статье.


Красные маки на руинах Звартноц

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.

В сокровищнице также представлены:

  • частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
  • частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
  • мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
  • святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.

В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector