Киевская епархия
Содержание:
- Статистика
- «Сделали ложь началом бытия»
- Архиереи
- Приматы
- Монастыри
- «Нет благодати Святого Духа и апостольской преемственности»
- Современное состояние и устройство[править | править код]
- Использованные материалы
- «У них совершенно другая точка зрения»
- Литература
- Литература
- «Филарет просто повторил падение сатаны»
- Откуда взялись Киевский и Московский патриархаты?
- С оглядкой на Константинополь
- «Это не Церковь, а сборище ряженых»
- При чем здесь Русская православная церковь?
Статистика
В Киевском Патриархате было 44 процента православных христиан, против 12,8 процента в УПЦ Московского Патриархата. Хотя Русская Православная Церковь в Украине (УПЦ МП) имеет вдвое больше приходов, УПЦ КП насчитывает в три раза больше прихожан. В первом случае в 2016 году было 38 процентов всех православных и 25 процентов населения, а у русских православных — 23 процента православных и 15 процентов населения. У УПЦ КП было 34 епархии по всему миру и более 5100 приходов в Украине. Его викариат в Соединенных Штатах состоял из 15 приходов, с главным собором Святого Андрея в Блумингдейле, штат Иллинойс . У церкви было шесть приходов в Австралии и более 40 в Западной Европе . Заявление российского правительства о негативном влиянии на Московский Патриархат и заявления о том, что оно использует Патриархат в качестве «инструмента влияния на Украину», привело к возобновлению в апреле 2018 года кампании по признанию независимой Украинской православной церкви, которая, по словам президента Украины Петра Порошенко , поможет «устранить внутренние раздоры и конфликты внутри государства».
Приверженцы УПЦ КП на Украине, за исключением Крыма и сепаратистских территорий Донбасса :
Дата | Процент | Источник |
---|---|---|
Май – июнь 2016 г. | 33 | |
Июнь – июль 2017 г. | 44 | |
Май – июнь 2018 г. | 36 |
«Сделали ложь началом бытия»
Константинополь также дал понять, что выступает против назначения Филарета главой ПЦУ. Считалось, что нового главу украинской церкви легче воспримут представители других поместных церквей, а также верующие, священники и архиереи УПЦ Московского патриархата. Ни того, ни другого, впрочем, не случилось и с учеником «патриарха» Епифанием. ПЦУ до сих пор не признала ни одна поместная православная церковь, а подавляющее большинство верующих, священнослужителей и архиереев УПЦ отказались куда-либо переходить.
В самой ПЦУ Епифаний поначалу воспринимался как креатура Денисенко. Предполагалось, что молодой священник займется внешнецерковными связями, а старый оставит за собой внутреннее управление. Очень быстро, однако, команда молодых епископов при поддержке Порошенко стала «отжимать» Филарета и его ставленников от рычагов влияния. Порошенко с помощью админресурса удавалось погасить конфликты. На поверхность противостояние вышло во время президентских выборов.
Украина-Церковь-3
Президент Украины Петр Порошенко поздравляет митрополита Епифания с избранием новым представителем Украинской православной церкви
Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Pavlo Gonchar
Первые публичные свидетельства накопившихся противоречий прозвучали сразу после первого тура выборов в начале апреля. Наиболее четко претензии обозначил митрополит ПЦУ Иоасаф (Шибаев). В пространной публикации он указал, что архиереев на «объединительном соборе» обманом принудили голосовать за Епифания. Их якобы убеждали, что Филарет и Епифаний будут совместно управлять ПЦУ. «Церковь направили по какому-то лживому пути, сделали ложь началом ее бытия», — сокрушался он.
Архиереи
митрополичья епархия Русской митрополии Конатантинопольского Патриархата
См. архипастырей Киевской митрополии
Киевская епархия Русской Православной Церкви
- Варлаам (Ясинский) (31 августа 1690 — 22 августа 1707)
- Иоасаф (Кроковский) (15 августа 1708 — 1 июля 1718)
- Варлаам (Вонатович) (14 мая 1722 — 20 ноября 1730)
- Рафаил (Заборовский) (13 апреля 1731 — 22 октября 1747)
- Тимофей (Щербацкий) (10 марта 1748 — 22 октября 1757)
- Арсений (Могилянский) (22 октября 1757 — 8 июня 1770)
- Гавриил (Кременецкий) (22 сентября 1770 — 9 сентября 1783)
Иларион (Кондратовский) (1783), в/у, еп. Переяславский
- Самуил (Миславский) (22 сентября 1783 — 5 января 1796)
- Иерофей (Малицкий) (1 апреля 1796 — 2 сентября 1799)
- Гавриил (Банулеско-Бодони) (29 сентября 1799 — 21 августа 1803)
- Серапион (Александровский) (11 декабря 1803 — 21 августа 1822)
- Евгений (Болховитинов) (24 января 1822 — 23 февраля 1837)
- свт. Филарет (Амфитеатров) (18 апреля 1837 — 21 декабря 1857)
- Исидор (Никольский) (1 марта 1858 — 1 июля 1860)
- Арсений (Москвин) (1 июля 1860 — 28 апреля 1876)
- Филофей (Успенский) (5 мая 1876 — 29 января 1882)
- Платон (Городецкий) (4 февраля 1882 — 1 октября 1891)
- свт. Иоанникий (Руднев) (17 ноября 1891 — 7 июня 1900)
свт. Сильвестр (Малеванский) (7 июня — 13 августа 1900), в/у, еп. Каневский
- Феогност (Лебедев) (13 августа 1900 — 22 января 1903)
- Флавиан (Городецкий) (1 февраля 1903 — 4 ноября 1915)
- сщмч. Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1915 — 25 января 1918)
Киевская епархия Украинского экзархата, автономной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
- Антоний (Храповицкий) (30 мая 1918 — 1919 (1936))
- Назарий (Блинов) (1919 — 1921) в/у, еп. Черкaсский
- Михаил (Ермаков) (июль 1921 — 1922) в/у, архиеп. Гродненский
- сщмч. Макарий (Кармазин) (1924) в/у, еп. Уманский
- Михаил (Ермаков) (1924 — 30 марта 1929)
Георгий (Делиев) (1925 — 1928) в/у, еп. Богуславский, Таращанский
- Сергий (Куминский) (1925 — 1930)
- Димитрий (Вербицкий) (апрель 1930 — 14 февраля 1932)
- Сергий (Гришин) (3 апреля 1932 — 9 июля 1934)
- сщмч. Константин (Дьяков) (9 июля 1934 — 10 ноября 1937)
- сщмч. Александр (Петровский) (осень 1937 — 1938), в/у, архиеп. Харьковский
- Пантелеимон (Рудык) (1941 — 1943), в/у, еп. Львовский
- Николай (Ярушевич) (28 июля 1941 — 28 января 1944)
- Иоанн (Соколов) (12 февраля 1944 — 30 марта 1964)
- Иоасаф (Лелюхин) (30 марта 1964 — 24 апреля 1966)
Алипий (Хотовицкий) (25 апреля — 14 мая 1966), в/у, архиеп. Винницкий
- Филарет (Денисенко) (14 мая 1966 — апрель 1992)
Никодим (Руснак) (апрель — 27 мая 1992), и/о предстоятеля УПЦ, митр. Харьковский
- Владимир (Сабодан) (27 мая 1992 — 5 июля 2014)
- комиссия викариев Киевской кафедры (23 декабря 2011 — 26 января 2012) в/у
- Павел (Лебедь) (26 января — 8 мая 2012) в/у, митр. Вышгородский
- Онуфрий (Березовский) (24 февраля — 13 августа 2014) в/у, митр. Черновицкий, местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры
- Онуфрий (Березовский) (с 17 августа 2014)
Киевская епархия. Устройство викариатств с 4 января 2018 г. |
Приматы
Патриарх Филарет с Президентом Украины Петром Порошенко , 21 октября 2018 г.
После увольнения в 1992 году Archhierarch Синоде Украинской Православной Церкви, Украинской Митрополит Филарет создал Украинскую Православную Церковь — Киевский Патриархат (УПЦ-КП) под Патриарха Мстислава в Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). Мстислав никогда не одобрял объединение УАПЦ и УПЦ КП.
Патриарх Мстислав (Степан Иванович Скрипник) был Патриархом Киевским и всея Руси-Украины и предстоятелем Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) с 1991 по 1993 год. После смерти Мстислава в 1993 году. временная уния прекратилась, и Украинская православная церковь — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь отделились. Предстоятели Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата продолжали носить титул патриарха:
- Патриарх Владимир (Володомир Романюк) (1993–1995)
- Патриарх Филарет (Филарет Денисенко), (1995–2018, 2019 – настоящее время)
20 октября 2018 года УПЦ КП изменила титул своего предстоятеля на «Святейший и Блаженнейший (имя), архиепископ и митрополит Киевский — Мать городов Руси и Галицкого , Патриарх Всея Руси-Украины , Святейший архимандрит г. Свято-Успенская Киево-Печерская и Почаевская Лавры ». Сокращенная форма — «Святейший (имя) Патриарх Киевский и всея Руси-Украины», а форма межцерковных отношений — «Архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси-Украины». Митрополит Иларион назвал присвоение титула «фарсом».
Монастыри
- Голосеевская Покровская пустынь (мужская)
- Киевский Благовещенский в Бортничах (мужской)
- Киевский Богородице-Рождественский на Церковщине (мужской)
- Киевский Введенский (мужской)
- Киевский Вознесенский Флоровский (женский)
- Киевский Десятинный (мужской)
- Киевский Зверинецкий (мужской)
- Киевский Пантелеимоновский в Феофании (женский)
- Киевский Покровский (женский)
- Киевский Троицкий Ионинский (мужской)
- Китаевская Троицкая пустынь (мужская)
Ранее подчинённые епархии
Межигорский Преображенский (мужской, ныне в пределах Бориспольской епархии)
Также на территории епархии — ставропигиальная мужская Киево-Печерская Лавра
«Нет благодати Святого Духа и апостольской преемственности»
Иерей Александр Лапко, настоятель храма в честь первосвященномученика Стефана, с. Чернятин, Винницкая обл.:
«Церковь в обществе не берет на себя какую-то отдельно взятую роль благотворительной организации или органа, оказывающего помощь. Церковь руководствуется Духом Святым и управляется через Святые Таинства.
Церковь является Телом Христа Спасителя, и главой Церкви есть Сам Иисус Христос, а мы – живые члены этого организма. Кроме того, в Церкви есть апостольская преемственность, и благодать была передана от Христа апостолам, а от апостолов – их ученикам, епископам и священникам, которые являются последователями.
Христос сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». И еще: «И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
По определению Вселенских Соборов, которые через апостольскую преемственность имеют благодать Святого Духа, каждый, кто отвергается от единства Церкви через раскол, через непослушание вышестоящей иерархии, становится отлученным от единства Вселенской Церкви.
Украинская Православная Церковь является одной из 15 канонических Церквей. А кто выходит из единства со Вселенской Церковью, утрачивает полностью благодать Святого Духа, которая руководствует всем служением и совершением Таинств. Таинства утрачивают силу, потому что на них нет благодати. Поэтому богослужения раскольников – безблагодатные и кощунственные.
В этом и есть главное отличие т.н. “Киевского патриархата” от канонических церквей – у них нет благодати Святого Духа, и отсутствует апостольская преемственность. Это самое основное. Как будто бы видимо похоже на общецерковное служение – даже есть такие раскольничьи общины, в которых служат на церковнославянском, но поминают не Патриарха, а раскольничьих иерархов. Эти службы не являются действительными, каноническими, потому что эти церкви не находятся в общении со Вселенской Церковью. Есть Апостольские правила, которые эти понятия регулируют. Для рядового человека, который никогда не соприкасался с церковными законами, это может быть очень сложно.
Поэтому важно понимать, что есть Церковь каноническая, законно унаследованная от Христа Спасителя, а есть церкви, ставшие на путь раскола и несогласия»
Современное состояние и устройство[править | править код]
Издания Украинской православной церкви
УПЦ обладает правами и каноническим статусом, которые фактически приближают её к уровню автокефальной Церкви. УПЦ признаёт себя правопреемницей древней Киевской митрополии (в пределах Украины) и Украинского экзархата Русской Православной Церкви.
Тем не менее, вопрос о формальном статусе автономии для УПЦ неоднократно поднимался и отклонялся священноначалием РПЦ.
Архиерейский Собор РПЦ признал необходимым «содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола».
Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.
Предстоятелем УПЦ с по год являлся Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Его резиденция — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.
Высший орган управления — Архиерейский Собор УПЦ.
Для обсуждения важнейших вопросов внутренней жизни Церкви периодически собирается Всеукраинский Церковный Собор (поместный).
По данным УПЦ, к ней принадлежит 35 млн верующих ().
Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Свято-Успенская Святогорская Лавра (Горловская епархия), Свято-Успенский Патриарший Одесский мужской монастырь (Одесская епархия).
По данным Государственного комитета Украины по делам религий на начало года, Украинская Православная Церковь имела 7995 священнослужителей, 9423 прихода, 131 монастырь, 15 духовных учебных заведений (свыше 4100 студентов), более 3000 воскресных школ, 74 периодических издания. За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.
По данным на июль года, в ведении УПЦ 36 епархий, в которых действуют 10972 общества верующих (9327 священников); УПЦ насчитывает 167 монастырей (4399 монахов и черниц), 17 духовных учебных заведений (3527 слушателей), 105 периодических изданий, 4133 воскресных школы и 37 братств.
В самой УПЦ раздаются голоса, осторожно ратующие за стремление к автокефалии.
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Украинской Православной Церкви:
- — «Предстоятель УПЦ провел рабочую встречу с викарными архиереями и благочинными г. Киева», 3 октября 2013
-
Страница сайта Русское Православие:
-
Звезда Рождества, № 6:
-
Определения Священного Синода, библиография ЖМП:
Петрушевич, А. С., О введении Христианства…, 72.
См. Photii Epistolae, Лондон, 1651; Шлецер.
Преображенский, И., «Начало христианства на Руси и святый равноапостольный князь Владимир,» Церковные Ведомости, Приб. № 25 1915 г., 752-753.
Иерархи Р-Я, с. 5
Дурново, Иерархия…, т. I.
Строев.
Амвросий Орнатский, История Российской Иерархии, т. I, 15-18.
Брокгауз-Ефрон, т. 21, 771.
Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.
Звезда Рождества, № 6,
Оприлюднено статистичні дані про структуру Київської єпархії, новость на сайте пресс-службы УПЦ, 11.12.2014:
С 1919 года в эмиграции, с 1920 глава РПЦЗ, носил титул Киевского и Галицкого до кончины в 1936.
В комиссию входили викарии: председатель комиссии — архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко), епископ Яготинский Серафим (Демьянов), епископ Васильковский Пантелеимон (Поворознюк), комиссия была подчинена председательствующему Священного Синода УПЦ митрополиту Одесскому и Измаильскому Агафангелу (Саввину) —
Согласно переустройству от 1 ноября 2012 г., . с изменениями внесенными 25 сентября 2013 г.,
«У них совершенно другая точка зрения»
Арина Контонистова, журналист, прихожанка храма в честь Иоанна Кронштадтского, Винница:
«Была семья и она раскололась. Кто-то ушел в другую сторону, говорит те же молитвы, но думает совершенно иначе. Но Бог есть любовь, и все должны помириться. Произошел раскол: они молитвы читают на украинском языке, у них совершенно другая точка зрения по поводу сегодняшних событий в Украине. Они за Европу, они за то, что все виноваты. В наших храмах не благословляли ходить на Майдан, а там – наоборот – прямо все Майданом жили.
И моя точка зрения: если есть спор, значит обе стороны что-то сделали не так. По поводу раскола мне много раз рассказывали с нашей стороны, но я никогда не могу эту суть запомнить, причину этого всего. Вроде бы Филарет захотел создать Украинскую церковь, а ему не дали. И не одна из Поместных Православных Церквей в мире “Киевский патриархат” не признала. Но для меня самое главное, когда все люди живут мирно, дружно и плодотворно».
Литература
- Макарий, митр. История Русской Церкви.
- Лохвицкий, «Очерк церковной организации в древней Руси,» Русский Вестник, 1857.
- Голубинский, История Русской Церкви.
- Неволин, Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого, (Собрание Сочинений).
- Сергеевич, В. И., Русские юридические древности, т. II, вып. 2.
- Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси.
- Знаменский, Руководство к русской церковной истории.
- Розанов, История московского епархиального управления.
- Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого.
- Суворов, Н. С., Курс церковного права, Ярославль, 1890.
Литература
- Список лиц, служащих по духовному и духовно-учебному ведомствам в Киевской епархии за… г., Киев, 1863-1867.
- Адрес-календарь личного состава Киевской епархии, с алфавитным списком протоиереев и священников, за 1894 г., Киев, 1894, 184, 36 с.
- Памятная книжка Киевской епархии на… , Киев, 1910-1913.
- Копецкий, П. А., Историческая записка о состоянии 1-го Киевского женского училища духовного ведомства в течение первого 50-летия его существования 1861-1911 г., Киев, 1911, 255, 11 с.
- Титов, Ф. Н., Краткое историческое описание Киево-Печерской Лавры и других святынь и достопримечательностей города Киева, Киев, 1911, 156, III с., 45 л. ил.
«Филарет просто повторил падение сатаны»
Протоиерей Сергий Белянов, клирик Иоанно-Усекновенского храма г. Харьков, главный редактор и издатель детского православного журнала «Капельки»:
«Нужно смотреть в корень. Наша Церковь берет начало из глубины веков, имея свою законную преемственность от Самого Христа и апостолов. УПЦ является частью Вселенского Православия. Нашей Церкви уже более двух тысяч лет, и ее задача – благовествование о Христе, служение Богу и людям.
УПЦ КП возникла только лишь 23 года назад, и начало их т.н. церкви положено скандалом. Филарет Денисенко, бывший предстоятель УПЦ, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.
Денисенко, не подчинившись такому решению, в 1992 году с частью клира и мирян покинул Украинскую Православную Церковь, образовав свою, назначив себя Патриархом Киевским
Важно знать: «церковь» эта до сих пор не признана всем христианским миром как законная!. С самого начала образования УПЦ КП – грязный скандал
Но не может быть чистой воды от грязного источника. Филарет захотел быть первым, стал противником воли Церкви, организовал себе свою, чтобы стать в ней главным. Аналогия: Денница (сатана), который захотел быть Богом, отпал от Бога, став его противником, создал свое царство, назначив себя в нем первым. Филарет просто повторил падение сатаны – воспротивился Собору, который движим Духом Святым и который и есть голос Бога
С самого начала образования УПЦ КП – грязный скандал. Но не может быть чистой воды от грязного источника. Филарет захотел быть первым, стал противником воли Церкви, организовал себе свою, чтобы стать в ней главным. Аналогия: Денница (сатана), который захотел быть Богом, отпал от Бога, став его противником, создал свое царство, назначив себя в нем первым. Филарет просто повторил падение сатаны – воспротивился Собору, который движим Духом Святым и который и есть голос Бога.
И титула просто «Патриарх Киевский» ему оказалось мало. В 1995 году он добавляет к своему титулу ещё и «Всея Руси-Украины». И назваться бы выше, да выше уже некуда. В общем, в основании образования УПЦ КП лежит СВОЕвоелие личности человеческой.
Откуда взялись Киевский и Московский патриархаты?
Из амбиций. Из-за которых руководители УПЦ не смогли договориться после провозглашения Украиной независимости. В 1991 году, после провозглашения независимости Украины, по инициативе тогдашнего главы УПЦ митрополита Филарета собрали Поместный собор УПЦ, который обратился к патриарху Московскому и всея Руси с просьбой «подарить УПЦ полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию».
Годом позже Московский патриарх отказался предоставить автокефалию «на этом историческим этапе». Тогда же митрополита Филарета призвали покинуть пост главы УПЦ по обвинению в ведении аморального образа жизни и недостойном поведении. Филарет ответил согласием, но, вернувшись в Киев, отказался от своего обещания. Сказал, что дал его под сильным давлением и шквалом критики. Он настоял, что УПЦ должен возглавлять именно он. После этого ряд епископов УПЦ выразил недоверие Филарету.
Глава УПЦ КП митрополит Филарет
В мае 1992-го Синод РПЦ устранил Филарета. Параллельно в Харькове состоялся Собор епископов УПЦ, где председателем избрали митрополита УПЦ Владимира (занимал эту должность до самой смерти в 2014 году). Филарет не участвовал в этом соборе и не признал его легитимности, поскольку тот прошел без его согласия как предстоятеля УПЦ.
Руководитель проекта открытого православного университета Святой Софии, протоиерей Георгий Коваленко объяснил:
«Вопрос раскола – к участникам событий. На самом деле, это – ответственность тех людей, которые возглавляли церковь в начале 1990-х. У них возникли какие-то проблемы, которые привели к разделению православного сообщества. С другой стороны, это разделение не так глубоко прошло … Треть людей в Украине говорит, что они просто православные и не рецепиируют этого разделения. Решение этого, мне кажется, не в прошлом – кто от кого отделился, а в том, каким будет основание для будущего».
В июне 1992 года митрополит Филарет организовал в Киеве собственный Всеукраинский православный собор, на котором часть УПЦ (лояльная к Филарету) объединилась с частью УАПЦ в единую структуру – Украинскую православную церковь Киевского патриархата. В конце концов, из-за ряда внутренних конфликтов УАПЦ избрала своего настоятеля, а УПЦ КП – своего. Церкви затем несколько раз пытались договориться об объединении, но безуспешно. Все это сопровождалось конфликтами из-за имущества, церкви и сферы влияния между всеми участниками страны. Между тем на главу УПЦ КП успели наложить анафему.
С оглядкой на Константинополь
Теперь ситуация запуталась окончательно. По данным единого реестра юридических лиц, Киевский патриархат до сих пор существует. Юрлицо даже не находится в стадии ликвидации. При этом в министерстве культуры заявляют, что религиозное объединение прекратило деятельность в декабре прошлого года.
Глава ПЦУ Епифаний в беседе с журналистами признал конфликт с Филаретом. По его словам, восстановление КП будет означать отзыв Константинопольским патриархатом томоса. «Говорить сейчас о каком-то возврате неуместно. Мы должны говорить о нашем будущем, о нашем единстве. Потому что в будущем мы должны еще многое сделать для того, чтобы эта церковь была признана со стороны других поместных православных церквей», — подчеркнул Епифаний.
Украина-Церковь-4
Фото: РИА Новости
С уверенностью говорить о расколе в ПЦУ пока рано. Украинские церковные иерархи могут играть согласованную партию для давления на Константинополь. Конечная цель в таком случае — расширение полномочий под угрозой распада митрополии. К тому же на нынешнем этапе позиции ПЦУ выглядят предпочтительнее. Известно, что приехать на «братскую беседу» к Филарету согласились лишь четверо из более 60 епископов ПЦУ.
Однако способности Филарета в борьбе за власть недооценивать не стоит. Он известен как жесткий, авторитарный, опытный управленец. Киевский патриархат является крупнейшей составной частью ПЦУ, имеет устойчивую структуру, некоторое количество искренних прихожан. ПЦУ же создавалась под выборы и при непосредственной поддержке президента Порошенко. С его уходом с поста главы государства церковное образование может лишиться высокого покровительства. В таких условиях новое переформатирование религиозных структур кажется вполне вероятным.
«Это не Церковь, а сборище ряженых»
Сергей Баранчук, журналист, прихожанин Свято-Никольского храма, пгт. Стрижавка, Винницкий р-н:
«Отличается так называемая УПЦ КП тем, что это не Церковь, а сборище ряженых – бутафорская “церковь”. Там нет благодати, ибо она самодельная – не получила законной автокефалии от Матери Церкви РПЦ. Потому, это раскол, самочинное сборище ряженых, у которых не Христос – Бог, а личные амбиции лжепатриарха расстриги Денисенко и “националистическая чесотка”. Это секта – эту псевдоцерковь не признает весь Православный мир. Ибо в этой так называемой “церкви” УПЦ КП правит бал гордыня и властолюбие, там безблагодатная пустыня, там спасение невозможно. Там все Таинства недействительны: люди, которые там крестились, – на самом деле не крещенные, венчавшиеся там – не венчанные, те, кто там исповедовался – не получил отпущение грехов и т.п.».
При чем здесь Русская православная церковь?
Потому что из-за такой исторической запутанности она и провозгласилась. Митрополиты жили в Москве, но каждый называл себя «митрополитом Киевским и всея Руси», ибо только этот титул делал их легитимными в глазах православного руководства – Константинопольских патриархов.
В 1448 году решили, что пришло время «перемен». На Соборе епископов в Московии митрополитом выбрали рязанского епископа Иону. Выбрали без согласования и благословения патриарха Константинопольского. Так Московская церковь заявила о своем разрыве отношений с Константинополем, а преемники Ионы забыли о Киеве и начали титуловаться «митрополитами Московскими». После этого Московская митрополия 141 год не имела официального признания ни от одной другой православной церкви мира.
Митрополит Иона (был большим отшельником и добрым человеком, но с политической точки зрения для Украины его назначение ничего хорошего не дало)
«Признание» московская церковь, к слову, также рейдернула. В 1589 году Борис Годунов (тогда еще не царь, а регент сына Ивана Грозного) предложил Константинопольскому патриархуи Иеремии ІІ переждать турецкую оккупацию Константинополя в Москве. Когда Иеремия ІІ приехал в Москву – его фактически взяли в заложники и не выпускали из-под домашнего ареста, пока он не признал легитимность митрополита Московского Иовы и не предоставил ему титул Патриарха. Так возник московский патриархат, которому со временем подчинили украинские и белорусские епархии.
В мае 1686 Дионисий издал грамоту о передаче Украинской церкви под юрисдикцию Московского патриархата, взяв за это от московского посла 200 золотых червонцев и 120 соболей. Уже через год греческие епископы опомнились, возмутились и лишили Дионисия патриаршего престола, но церковную автономию Украине так и не смогли вернуть.