Каноны божией матери

История

В VIII веке от Рождества Христова молебный канон Божией Матери был создан святым человеком, духовным писателем по имени Феостирикт (или Феоктист). Это был известный в свое время почитатель священных икон и автор многих духовных текстов.

Тогда в Греции правил император Константин Копроним. Он был жестоким царем, а период его правления является временем появления иконоборчества вдобавок к гонениям на Церковь. Время правления императора Константина Копронима иногда даже сравнивают с периодом властвования языческого правителя Диоклетиана, который бесчеловечно издевался над христианами. Равным образом и данный правитель подвергал монахов за их верность Христу, за то, что те оберегали иконы, ужасающим пыткам.

К несчастью, и Святой Феостирикт не стал исключением: ему были обожжены горячей смолой нос и руки. Остальных побивали камнями. Впрочем, этот святой старец, создатель священных покаянных Канонов ко Господу, Богородице и святым, тем не менее стойко выдержал выпавшие на его долю испытания и в итоге прожил плодотворную долгую жизнь, преставившись в глубоком старчестве.

В древних источниках содержатся сведения, что святой Феостирикт нередко страдал от приступов черного уныния. Оно было связано с постоянными гонениями со стороны императора державы на христиан того времени. Он глубоко переживал за судьбы Церкви Христовой, Его людей, поскольку на них постоянно обрушивались жестокие нападки.

Потому, будучи глубоко верующим человеком и к тому же имея дар духовного писательства, он составил особые гимнографические песни-поэмы, которые получили название Священных Покаянных Канонов ко Христу, Божией Матери, Ангелу-Хранителю. Эти песнопения поддерживали монаха и позволяли побеждать это тягостное состояния и снова обретать мир в своей душе и гармонию в отношениях со Всевышним.

Пожалуй, всем полезно знать о благодарственном акафисте Господу «Слава Богу за все».

Песнь 8

Ирмо́с: Царя Небеснаго, Егоже поют вои
aнгельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Помощи яже от Тебе требующия не презри,
Дево, поющия и превозносящия Тя во веки.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Неможение души моея исцеляеши и телесныя
болезни, Дево, да Тя прослaвлю, Чистая, во веки.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Исцелений богатство изливaеши верно
поющим Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое
рождество.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Напaстей Ты прилоги отгоняеши и страстей
находы, Дево: темже Тя поем во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Воистинну Богородицу Тя
исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными
лики Тя величающе.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тока слез моих не отвратися, Яже от
всякого лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа
рождшая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радости мое сердце исполни, Дево, Яже
радости приемшая исполнение, греховную печаль
потребляющи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Пристанище и предстательство к Тебе
прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же
и покров и веселие.

Слава:

Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак
неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя
исповедающих.

И ныне:

На месте озлобления немощи смирившагося,
Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи.

С безплотными лики — то есть с
ангельскими чинами. Тоска — потока. Яже от всякого лица
всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая
— Дева,
родившая Христа, отирающего каждую слезу с каждого лица
(порядок слов в фразе иной, чем был бы в современном
русском языке). Дево, Яже радости приемшая исполнение
Дева, принявшая полноту радости (исполнение — полнота,
совершение). Греховную печаль потребляющи — уничтожив
печаль греха (потребляти — уничтожать, истреблять).
Озлобления — бедствия, страдания. Смирившагося — здесь:
павшего духом. Из нездравия во здравие претворяющи
сделав из больного здоровым (претворяти — превращать).

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и
египетского зла избежав, израильтянин вопияше:
Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многими содержимь напастьми, к Тебе
прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких
и лютых мя спаси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстей мя смущают прилози, многаго
уныния и исполнити мою душу; умири, Откровице, тишиною
Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава:

Спаса родшую Тя и Бога, молю, Дево,
избавитися ми лютых; к Тебе бо ныне прибегая, простираю
и душу и помышление.

И ныне:

Недугующа телом и душею, посещения
Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина
Богомати, яко благая, Благаго же Родительница.

Спасения иский — ища спасения. От тяжких
и лютых
— от всего тяжкого и лютого, от всяких бедствий.
Прилози — нападения, приступы. Исполнити — наполнить; в
данном же случае — наполняющие (многим унынием мою
душу). Лютых — зол, бедствий.

Чтение канона в наши дни

В наши дни верующие, которые читают в особых ситуациях эти каноны святого Феостирикта, равным образом испытывают позитивный результат не только в отношении своего внутреннего состояния, но также отмечают положительные изменения и во внешней, семейной, личной жизни.

Каноны распеваются совместно с другими песнопениями или по отдельности. Главное, чтобы молитва шла от сердца, именно это в итоге сыграет решающую роль.

О языке канона

Изначально, поскольку канон написан греком, он и был создан на родном языке автора — греческом. После нашими предками он был переведен на тогдашний славянский. На этом языке до сих пор в наших современных храмах на нем напечатаны книги, по которым церковнослужители поют молитвы по всем канонам. Для удобства пользования и понимания выпущены новые книги, в которых сохранены все слова молитв, но напечатаны современными буквами.

Это намного облегчило понимание. Собственно, именно этот вариант мы видим практически во всех молитвословах. Поначалу тяжело понимать славянские словесные конструкции, манеру выражения мысли, длинные сложные предложения и проч. Но для христиан, для которых русский язык стал вторым родным, но не был таковым изначально, существуют переводы, где все слова и выражения молитв написаны так, будто их писал современный человек с использованием полностью современной лексики. Такие молитвословы можно купить или услышать, к примеру, на Новом Афоне в Абхазии.

Разумеется, покаянные каноны переведены на все языки мира, чтобы к этому великому наследию возможности исцеления своей души и получения помощи свыше могли приступить и христиане из прочих народностей.

https://youtube.com/watch?v=tx27mbeYueY

Песнь 6

Ирмо́с: Молитву пролию ко Господу, и
Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и
живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли,
Боже, возведи мя.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся
издaв смерти, тлением и смертию мое естество, ято
бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего, врагов
злодействия мя избaвити.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстaтельницу Тя живота вем и
хранительницу тверду, Дево, и напaстей решaщу молвы, и
налоги бесов отгоняющу; и молюся всегда, от тли страстей
моих избaвити мя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Яко стену прибежища стяжaхом, и душ
всесовершенное спасение, и прострaнство в скорбех,
Отроковице, и просвещением Твоим присно рaдуемся: о,
Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

На одре ныне немощствуяй лежу, и несть
исцеления плоти моей: но, Бога и Спaса миру и Избaвителя
недугов рождшая, Тебе молюся, Благой: от тли недуг
возстaви мя.

Что такое канон

Канон — слово с множеством значений даже в рамках православной традиции. Но в нашем случае подразумевается гимнографический канон. Это молитвенное песнопение. Оно бывает двух видов:

прославление святого, ангела или Всевышнего;

рассказывает о каком-то важном для христианства событии.

Хотя канон — это цельное произведение, состоит оно из мелких частей — песен. Чаще всего их девять.

Вторую песнь чаще всего в каноне пропускают. Дело в том, что традиционно она побуждает к покаянию и уместна по настроению в дни Великого поста. Поэтому используют эту песнь лишь в некоторых канонах. Например, в Постной Триоди.

В канон входят тропари, псалмы, молитвы и др. Коротко разберём значимые термины.

  • Ирмос — это фрагмент в начале каждой песни. Он указывает на ветхозаветный прообраз текста, а также выступает стилистическим образцом для последующей песни.
  • Тропарь — это короткое песнопение. Оно тоже носит гимновый характер и обычно приурочено к какому-либо церковному празднику. А может и просто прославлять святого, ангела или Господа. В церковной традиции есть правила исполнения тропаря, но в домашней молитве его принято просто читать.

Когда речь идёт о каноне, то тропарем называют строфы, которые в нём содержатся. Последний тропарь обычно прославляет Богородицу.

Тропарь отличаются от других текстов ещё и тем, что он не взят из Писания, как, например, псалмы.

  • Псалом — это песнопение, которое взято из Псалтыри.
  • Седален — песнопение, при исполнении которого нужно сесть. В прошлом было распространено и приходилось на третью песнь.
  • Кондак — это длинный гимн. Со временем уменьшился. Сейчас кондак встречается после шестых песней канонов.
  • Стихира — песнопение, имеющее стихотворный размер.

Когда читается канон Пресвятой Богородице

Среди богослужебных песнопений широко распространены каноны ко Пресвятой Богородице. Многие каноны написаны к различным иконам Божьей Матери. Например, каноны Пресвятой Богородице пред иконой «Казанская», “Владимирская”, “Одигитрия”. Также существует канон благодарственный и покаянный ко Пресвятой Богородице. Но среди всех прочих особое место занимает молебный канон ко Пресвятой Богородице, составленный монахом Феостириктом.

Изначально канон молебный Богородице являлся частью богослужения, позднее вошел в молитвенное правило. Также канон составляет неотъемлемой частью подготовки к Причастию. Он читается вместе с Покаянным каноном ко Господу нашему Иисусу Христу и каноном Ангелу Хранителю.

Описание канона молебного ко Пресвятой Богородицы

Молебный канон начинающийся словами: «к Богородице прилежно ныне притецем» — наиболее известный канон. Его текст также присутствует в молебне Божией Матери. Его автором является послушник одного из мужских обителей, живший в XII веке. Песнопение представляет собой невероятно проникновенные стихи, за что и получило свое название. Они вызывают у каждого верующего, читающего канон, состояние, которое в Евангеле называется «сокрушение сердца». Находясь в нем, верующий не только признает себя несовершенным, но и начинает сожалеть об этом

Все эти факторы приводят к тому, что верующий становится лучше и с большим вниманием и любовью относится к ближним. Именно такое состояние можно назвать «умягчение злых сердец»

Это необходимо не для того, чтобы сломать человека, лишить его достоинства и сделать слабым. Сменить греховные страсти добродетелями. Гордость сменить любовью к ближнему — такому же когда-то оступившемуся, смирением. Простить за все причиненные обиды и стать добрее, а значит, сильнее. Христианин становится достойным внутренне

И, что крайне важно, становится чище перед Господом, и Он дает человеку различные блага не только по милости, но и по тому, что христианин достоин этого

Смиренным Господь помогает вылечить больную душу и дает благодать, которую человек, исправившись, будет способен принять. Душу христианина, переполненную Божественной благодати, покинут злость, уныние, сомнения, ярость, гордыня, осуждение, лживость, похоть и многие другие пороки. Именно за это благоприятное влияние, святые отцы внесли молебный канон Богородице в правило перед Причастием. Каждый православный должен прочесть его, чтобы правильно настроить себя перед принятием в себя Крови и Тела Христова. Следует отметить, что изначально молебен предназначался для чтения его в моменты,  когда одолевает душевная скорбь и смятение. Правило спасет от уныния, а значит, не позволит душе погибнуть.

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Богородице, спаси мя.

Царице моя преблагaя, надеждо моя
Богородице, приятелище сирых и странных предстaтельнице,
скорбящих рaдосте, обидимых покровительнице! Зриши мою
беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя
яко стрaнна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко
не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстaтельницы,
ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомaти, яко да
сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

К кому возопию, Владычице? К кому
прибегну в горести моей, aще не к Тебе, Царице Небесная?
Кто плач мой и воздыхaние мое приимет, aще не Ты,
Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам,
грешным? Кто пaче Тебе в напaстех защитит? Услыши убо
стенaние мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мaти
Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и
не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице
Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за
роптaние мое, но буди мне Мaти и заступница. Вручaю себе
милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к
тихой и безмятежной жизни, да плaчуся о гресех моих. К
кому бо прибегну повинный аз, aще не к Тебе, уповaнию и
прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою
и щедроты Твоя окриляемь? О, Владычице Царице Небесная!
Ты мне уповaние и прибежище, покров и заступление и
помощь. Царице моя преблагaя и скорая заступнице! Покрый
Твоим ходaтайством моя прегрешения, защити мене от враг
видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек,
возстающих на мя. О, Мaти Господа моего Творцa! Ты еси
корень девства и неувядaемый цвет чистоты. О,
Богородительнице! Ты подaждь ми помощь немощствующему
плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо
Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам
заступление; и Твоим пречудным заступлением да избaвлюся
от всякия беды и напaсти, о пренепорочная и преслaвная
Божия Мaти Марие. Темже со уповaнием глаголю и вопию:
радуйся, благодaтная, радуйся, обрaдованная; радуйся,
преблагословенная, Господь с Тобою.

Что такое “канон”

Православная Церковь славится наполненными духовностью мелодичными, проникновенными песнопениями. Они обращены к Богу, Богородице, святым, архангелам и ангелам. Одним из распространенных жанров богослужебной гимнографии является канон, в том числе канон Пресвятой Богородице.


Молитва Богородице

“Канон” с греческого языка переводится как правило или норма. В нем прославляются церковные праздники, Сам Господь, Богородица, святые. Установить точное время появления канонов сложно. По одной из версий, канон как жанр появился в VII-VIII веках в Палестине. Одним из создателей канона как жанра церковных песнопений считается преподобный Андрей Критский (660-740). Также вклад в первоначальное развитие канонов внес преподобный Иоанн Дамаскин (VII в. – до 754). Канон Андрея Критского и в современной Церкви читается в первые дни Великого поста.

В данной статье вы прочитаете полный текст канона ко Пресвятой Богородице и узнаете о его истории, структуре и значении.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче
Господи, и Церкве Зиждетелю, Ты мене утверди в любви
Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине
Человеколюбче.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстательство и покров жизни моея
полагаю Тя Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко
пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение,
едина Всепетая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Молю, Дево, душевное смущение и печали
моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника
тишины Христа родила еси, едина Пречистая.

Слава:

Богородителя рождши добрых виновнаго,
благодеяния богатство всем источи; вся бо можеши, яко
сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне:

Лютыми недуги и болезненными страстьми
истязаему, Дево, Ты ми помози; исцелений бо неоскудное
Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.

Желаний краю — предел желаний. Окорми — управь, путеводи (ср. слово кормчий).
Благих виновна
причина, виновница благ (ср. далее: добрых виновнаго —
виновника всяческого добра). Начальника — источник,
начало. Вся бо можеши — потому что Ты можешь все.
Неиждиваемое — неистощимое.

Небеснаго круга Верхотворче Господи, и
Церкве Зиждителю…
В этих словах Господь предстает как
Строитель и небесного свода (и всей видимой вселенной),
и Церкви. Замечательно выражение Небеснаго круга
Верхотворче; более точным переводом с греческого было бы
«небесного свода»; верхотворец — верховный, высший
строитель, но также и тот, кто выкладывает верх свода,
купола.

Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко
вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и
предстательству.

Призри благосердием, всепетая
Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели
души моея болезнь.

Призри — воззри, обрати взор; призри благосердием — воззри милосердно.
Лютое телесе
озлобление
— тяжкое телесное страдание.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими,
Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам,
Человеколюбче.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Исполни, Чистая, веселия сердце мое,
Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая виновнаго.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Избави нас от бед, Богородице Чистая,
вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий.

Слава:

Разреши мглу прегрешений моих,
Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая
Божественный и превечный.

И ныне:

Исцели, Чистая, души моея неможение,
посещения Твоего сподобльшая, и здравие молитвами Твоими
подаждь ми.

Нетленную — чистую (слово греческого
оригинала означает «беспримерную», «цельную»).
Веселия рождшая виновнаго — родившая Виновника веселья.
Вечное рождши избавление — родившая вечное Избавление (то есть
Христа Спасителя: здесь олицетворение). Мир, всяк ум преимущий — мир, превосходящий всякий ум (мир — в
значении покой, тишина). Разреши — рассей. Сподобльшая
— здесь: сподобив, удостоив.

Кто автор канона молебного ко Пресвятой Богородице

Канон молебный ко Пресвятой Богородице написал Феостирикт Пеликитский. Он жил в VIII веке в Вифинии, это государство, которое некогда добровольно стало Римской провинцией. Затем, когда империя разделилась, превратилось в область Византии. В те годы и родился будущий монах Феостирикт.

Он принял монашество в Пеликитском Иоанно-Богословском монастыре, практически ровеснике Феостирикта. Впоследствии монах стал там игуменом. Это было неспокойное время. Набирало силу иконоборческое движение. За почитание икон Феостирикта обожгли кипящей смолой.

Феостирикта, как и других иноков, подвергли пыткам за почитание икон. Его обожгли кипящей смолой. Но монах выжил и скончался намного позже, в глубокой старости. Таких людей в православной традиции называют преподобноисповедниками. День памяти Феостирикта — 29 февраля.

Наиболее известен этот игумен Феостирикт своими духовными сочинениями. Чаще всего его упоминают, как автора канона молебного ко Пресвятой Богородице.

  • Канон молебный ко Пересвятой Богородице читают в скорбях, либо перед причастием.
  • Молебный канон советуют читать в глубокой скорби. Богородица помогает вернуть в жизнь радость, дарит утешение.

Канон ко Пресвятой Богородице

Молебный канон читается не только в дни подготовки ко Причастию. К нему обращаются также в сложные жизненные периоды, во время уныния и печали. Богородица как любящая Мать всех христиан всегда слышит обращенные к ней искренние молитвы и помогает в печалях и бедах.

Канон состоит из песен (чаще 9-ти или 8-ми), связанных непосредственно между собой общей тематикой. Так, канон Андрея Критского содержит примеры из Священного Писания. Текст последовательно повествует о великих грехопадениях и великих духовных подвигах ветхозаветных людей и пророков.

Эта связь песней четко прослеживается в каноне, читаемом во вторник. В нем повествуется, до каких глубин человек может пасть и до каких высот вознестись (песнь 6-я и 7-я). Каждая песнь состоит из ирмоса (первая составляющая канона, которая связывает повествование с тропарями) и тропарей (краткое песнопение, излагающее суть праздника или прославляющее Бога и святых). Читается на богослужениях: во время утрени, повечерия, молебна и панихиды.

Так, например, канон воскресной утрени в отношении ирмосов и тропарей состоит из 4 частей. Он слагается обычно из 4 канонов: воскресного, Крестовоскресного, Богородичного и рядового минейного, из которых только первый с ирмосом. 

Канон может входить в келейное молитвенное правило. Чаще всего читаются Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молебный канон ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю. Именно эти каноны, как составляющая часть подготовки ко Причастию, используются в молитвенном правиле.

Песнь 4

Ирмо́с: Услышах, Господи, смотрения
Твоего тaинство, разумех дела Твоя и прослaвих Твое
Божество.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстей моих смущение, кормчию рождшая
Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милосердия Твоего бездну призывaющу
подaждь ми, яже Благосердаго рождшая и Спaса всех поющих
Тя.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Наслаждaющеся, Пречистая, Твоих
даровaний, благодaрственное воспевaем пение, ведуще Тя
Богомaтерь.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

На одре болезни моея и немощи низлежaщу
ми, яко Благолюбива, помози, Богородице, едина
Приснодево.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Надежду и утверждение и спасения стену
недвижиму имуще Тя, Всепетая, неудобства всякаго
избавляемся.

Кондaк, глас 6-й

Предстaтельство христиан непостыдное,
ходaтайство ко Творцу непреложное, не презри грешных
молений глaсы, но предвари, яко Благaя, на помощь нас,
верно зовущих Ти; ускори на молитву, и потщися на
умоление, предстaтельствующи присно, Богородице, чтущих
Тя.

Другой кондaк, глас тот же

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя
надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на
Тебе надеемся, и Тобою хвaлимся, Твои бо есмы рабы, да
не постыдимся.

Стихира, глас тот же

Не ввери мя человеческому
предстaтельству, Пресвятая Владычице, но приими моление
раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу
демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где
прибегну, окаянный, всегда побеждaемь, и утешения не
имам, разве Тебе, Владычице мира, уповaние и
предстaтельство верных, не презри моление мое, полезно
сотвори.

Значение канонов ко Пресвятой Богородице

Чтение канонов перед Таинствами исповеди и Причастия — это последовательность просьб ко Господу и Матери Его, чтобы даровали возможность исповедаться, здоровье, чтобы дали сил приступить ко Причастию и очистить душу перед собой и Богом, чтобы Ангел-Хранитель был неотступно рядом и не позволял темным силам нападать, влиять и посылать дурные мысли, не допускал к душе духа уныния и проч., избавил от искушений. Канон перед причащением святых Христовых Таин способен:

  • помочь настроить ум, сердце и душу на общение с Отцом Небесным,
  • придать сил и здоровья сходить на исповедь,
  • освободиться от грехов,
  • дать внутренние возможности для борьбы с ними и со злыми духами.

Ни в коем случае не стоит оправдывать свою лень, давать себе поблажки или обвинять кого-то другого в своих грехах. Скорбь и стыд за свои действия должны быть нелицемерными. Здоровье души сообщит силы и плотской составляющей человека.

Постоянное чтение канона способно на многое:

  • вылечить злобу и гневливость.
  • утихомирить желание ругаться и ссориться,
  • придать хорошее настроение,
  • утолить жадность и подарить желание делиться добром с людьми.

Существует множество примеров, когда после молитвы с людьми происходили самые благоприятные события, получалось то, что раньше было недоступно. Молитва — это дверь в жизнь каждого для разного блага. Господь всегда слышит (даже если не показывает) мольбы грешников, а множество Ангелов, по заверению Христа Иисуса, радуются на небесах и торжествуют, когда кто-то из грешников (а это мы все) приносит Богу покаяние и возносит искренние молитвы.

Чтение канона ко Пресвятой Деве Марии, как и все прочие молитвы, необходимо не спеша, с сердечным вниманием и сокрушением сердца. Имеет большое значение старание осознать значение канона, чтобы через правильный настрой получить благодать Божию

Подготовка к Таинству Причащения

Практика подготовки к Евхаристии в истории Церкви с течением времени менялась. В разных Поместных Церквях она также имела свои особенности. Каноны ко Святому Причащению не всегда были распространены.

Так, в первохристианские времена существовала практика причащения всех присутствующих на богослужении («Учение 12 апостолов»). В Византийской Церкви 11-12 веков среди монашествующих зародилась традиция подготовки перед Причастием. Для это нужно было поститься, исповедоваться, прочитать особое молитвенное правило. Постепенно, эту традицию стали перенимать миряне. Так, например, в русском Типиконе (глава 32) говорится об обязательном 7-дневном посте перед Причастием. В греческом Типиконе такого указания нет.

Утвердившийся строгий подход в подготовке к Причастию способствовала формированию христианской духовности. Однако из-за этих правил многие верующие стали редко приступать к Таинству Причащения.

Общего и обязательного правила поста перед Причастием, предписанного церковными канонами, не существует. Верующие этот вопрос решают в индивидуальном порядке со своим духовником. По мнению митрополита Волоколамского Илариона, главы синодального Отдела внешних церковных связей

Однако в дни подготовки к Таинству Причащения (это время еще называется говением) по совету Святых Отцов следует увеличить ежедневное молитвенное правило.

Тропарь Богородице (глас 4-й)

К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из
глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши,
потщися, погибаем от множества прегрешений; не отврати
Твоя рабы тщи, Тя бое дину надежду имамы (Дважды).

Слава, и ныне:

Не умолчим никогда, Богородице, силы
Твоя глаголати недостойнии, аще бо Ты не бы предстояла
молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы
сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от
Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Притецем — спешно придем, прибежим.
Припадем — приблизимся с поклоном, припадем к стопам.
Потщися — постарайся, усердствуй, поспеши. Не отврати
не отправь обратно, не возврати. Тщи — напрасно, ни с
чем. Едину — единственную. Имамы — имеем.

Не умолчим никогда… силы Твоя глаголати
— не перестанем говорить о могуществе Твоем. Аще бо Ты
не бы предстояла молящи — ибо, если бы Ты не
предстательствовала (за нас Своими) молитвами. От
толиких — от стольких. Присно — всегда. От всяких лютых
— от всяческих бед (лютая в знач.: несчастья,
злодейства, беззакония).

Пс.50-й: Помилуй мя, Боже… (текст и объяснение
псалма см. в молитвах утренних).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector