Трехканонник. объединенные каноны спасителю, божией матери и ангелу хранителю

Краткое содержание молитвословий

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаянного чувства в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви к ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах для оплакивания своих злодеяний.

Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. А также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу, ее предстательства перед Богом за падших в грехе человеке.

Вторая песнь, как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты, и только в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук. Призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук. Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности покаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст — ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому спрашивает у Господа прощения и исцеления своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а, наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Краткое содержание

Давайте разберемся, что именно представляет из себя канон, о чем говорится в каждой его части. Это древний текст и нужно быть внимательным при его чтении.

О чем говорится в песнях и седалене

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаяния в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах, чтобы можно было оплакать свои злодеяния. Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. Также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу.

Вторая песнь, как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты и лишь в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук, призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук.

Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

Восхваление творца

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу, для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

https://youtube.com/watch?v=j2EVeaB2BuY

Обращение к душе и всем святым

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности раскаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст — ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Христу Иисусу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому испрашивает у Господа прощения и исцеление своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Покаянный канон в повседневной жизни

Мы поговорили об этой покаянной молитве Господу Богу, с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди). Но это далеко не все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами по нашим же грехам, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону. Коснемся наиболее показательного из них.

Случай был следующий. К священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь. В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей. Батюшка обрисовал ей масштабы содеянного ею и назвал все своими именами.

Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.

Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то. Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.

Оказалось, что после приезда домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон, старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась. Через полгода она перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела и в их судьбах произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и ее близких Своими богатыми милостями.

Покаяние называют вторым Крещением. А Крещение, как известно, смывает с человека все грехи. Если быть честным перед собой и Создателем, то искреннее чтение канона покаяния очистит душу человека от грязи и подарит ей свободу для жизни в любви, добре и для вечного Царства Божия.

Последовательность чтения канона

Слово «канон» в переводе на русский означает общепринятое правило, имеющее четкую структуру, по которой может быть построен. Канон по своей сути является духовным гимнографическим сочинением поэтического характера, которое посвящено или Всесвятой Троице, или одной из ипостаси Божией, Пресвятой Владычице Богородице, Ангелам, святым людям, а также каким-либо знаменательным событиям, в честь которых и были сформированы существующие на сегодняшний момент христианские празднования и торжества.

Канон включает в себя:

  • ирмосы;
  • запевы;
  • тропари;
  • седален;
  • кондак;
  • икос;
  • молитвы.

Канон подразделяется всего на девять песней (впрочем, по факту их обычно восемь, поскольку вторая пропускается). Каждая песнь предваряется ирмосом.

Вторая песнь, которая в обычных современных канонах упускается, поется во время Великого поста и связана обычно с событиями в жизни Господа и Церкви, которые происходили в преддверии страданий Спасителя.

Ирмос — это первый, предварительный установленный текст, который не меняется. Ирмосы могут быть определенного гласа (голоса), всего их восемь. Поэтому обычно подписывается «ирмос, глас такой-то». Поскольку канон — это, как упоминалось, гимнографическое произведение, в него включены певческие вставки. Пометка гласа важна в основном для церковного хора, который знает напевы каждого.

Структура покаянного канона

Молитва имеет следующую структуру:

  • Каждый ирмос, открывающий каждый раздел (песнь), и выполняет связующую функцию между разделами.
  • Далее следует определенное число тропарей. Оно может быть разным. Пред каждым возглашаются запевы, которые являют собой короткие тематические молитвенные прошения или величание Господа. Канон содержит один запев: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Заключительный тропарь каждой из песни посвящается Пресвятой Деве Богородице. Перед предпоследним тропарем читают стандартное прославление «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», перед самым последним стандартное завершение «и ныне и присно и во веки веков» и добавляют «Аминь».
  • Тропарь в каноне представляет собой небольшое поэтическое произведение, следующее после ирмоса. В этом тропаре прославляется тот, кому адресовано молитва.
  • По окончании третьей песни прочитывается седален.
  • Из самого названия следует, что во время его прочтения можно сидеть, чтобы отдохнуть и более глубоко осознать прочитанное.
  • По завершении шестой песни читают кондак и икос.
  • Кондак в переводе с греческого обозначает как «домик» и представляет собой небольшой текст, который может быть прочитан или спет, который посвящен Богу, Пресвятой Богородице, а также ангелам и святым.
  • Икос в переводе с греческого языка звучит как «дом». Данное песнопение аналогично по смыслу и по структуре кондаку. Различие состоит в масштабе раскрытия события. То есть если кондак обрисовывает событие целом и схематично, просто называя факт его происшествия, то икос раскрывает его более широко потому и объем икоса больше.
  • По завершении девятой песни прочитывается покаянная молитва.

Подготовка к Причастию

Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения — первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

Каноны перед исповедью и Причастиемнесут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них — вот истинная суть покаяния.

Толкование акафиста

Перед тем, как читать молитвы, важно разобраться со всеми словами, которые будут вами произнесены. Для удобства мы подготовили информацию в виде таблицы:

Молитва Толкование
Кондак 1 Православный признает свою природную греховность и благодарит Спасителя за его подвиг. Все, кто обратятся к Нему за просьбой будут услышаны и спасены от лукавого.
Икос 1 Восхваление Сына Божьего, заступника всех угнетенных. Он выслушает и поддержит всех людей, которые пришли к Нему с искренней верой и чистыми помыслами.
Кондак 2 Адресуется просьба к Всевышнему спасти заблудшую и греховную душу. Верующий сравнивает себя с вдовой, которой помог Иисус Христос, воскресив умершего сына. Этот эпизод описан в Библии.
Икос 2 Упоминается история о Филиппе, который не распознал в Иисусе Господа. Православные просят Бога оказать им поддержку в дни испытаний и скорби.
Кондак 3 В молитве вспоминается эпизод с апостолами, которые получили дар Святого духа. Сказано, что третья Божья ипостась всегда находится с верующим.
Икос 3 Православный сравнивает себя с грешниками и мытарями, ради которых Господь спустился с небес на землю, и уповает на благодать Божью, чтобы получить спасение.
Кондак 4 Упоминается эпизод с тонущем Петром, который доверился Иисусу и смело пошел по волнам моря. Точно так же и человек должен твердо стоять на своем пути и иметь сильную веру.
Икос 4 Описан эпизод с нищем и слепым человеком, которого повстречал Иисус и вернул ему зрение. Верующий просит Спасителя просветить разум, чтобы увидеть истину.
Кондак 5 Просьба Господу о защите от дьявольских козней и от соблазна согрешить.
Икос 5 Упоминается вход Иисуса в Иерусалим, когда люди приветствовали Его. Восхваление Всевышнего.
Кондак 6 Песнопение о ранах Спасителя, которые помогли исцелится многими верующим.
Икос 6 Повествование о сокрушении идолов и признания истинного Господа.
Кондак 7 Иисуса сравнивают с ягненком, идущим на заклание. Люди получили возможность спасения в виде вечной жизни в раю.
Икос 7 Рассказывается о непорочном рождении Мессии.
Кондак 8 Отказ от земных грехов и выбор Божьего света.
Икос 8 Песнь, восхваляющая подвиг Иисуса и его жертву ради спасения рода мирского.
Кондак 9 Верующие сравнивают себя с ангелами, которые восхваляют Господа на небесах.
Икос 9 Упоминаются ораторы, которым не удалось объяснить чудесное воскрешение Иисуса.
Кондак 10 Превознесение Господа Небесным и Земным Царем.
Икос 10 Молитвенная просьба о том, чтобы Иисус очистил от грехов и скверны. Упоминается случая, когда Он излечил 10 прокаженных.
Кондак 11 Молитва к Всевышнему для очищения от греховных желаний и помыслов.
Икос 11 Рассказ о фарисее Павле, который жестоко обращался с первыми христианами, но в последствие принявшем веру в единого Господа.
Кондак 12 Сокрушение и просьба помиловать. Эпизод с Петром, отрекшимся от веры.
Икос 12 Надежда на спасение после смерти. Вера людей в то, что после земной жизни они попадут в Царство Небесное.
Кондак 13 Просьба сохранить от недоброго и злого, болезней и бедствий, от деяний плохих людей.

Покаянный канон в повседневной жизни

Читая о покаянной молитве Господу Богу, только с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди), нельзя узнать все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами из-за наших же грехов, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

Рубрика вопрос-ответ

Тайны богословия, богослужений может постичь любой верующий. Для этого нужно изучить молитвенные тексты и порядок, а также правила их произнесения. Все вопросы можно задавать служителям в храме или на православном сайте.

Какой канон произносят перед причастием?

Мнение эксперта
Отец Иннокентий

«В соответствии с православными традициями читается несколько священных текстов. Главными на этапе подготовки являются песни в составе трехканонника: Канон покаянный ко Господу Нашему Иисусу Христу, молебный – ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-хранителю. Дополнительно произносится Последование ко Святому Причащению».

Каким святым молятся перед причастием?

Мнение эксперта
Отец Иннокентий

«Обращаются к Господу Иисусу Христу. При этом нужно раскаяться во грехах. Важным этапом перед причастием является принятие человеком Святого Духа, а потому читают молитву к «Царю Небесному». Также обращаются к Богородице».

Можно читать канон за болящего на русском языке?

Мнение эксперта
Отец Иннокентий

«Молитвы на церковно-славянском и русском несут единый смысл (при условии правильно выполненного перевода). Так что читать канон допустимо на обоих языках

Причем важно не забывать делать ударения, как полагается, а еще понять смысл. В этом плане русский вариант облегчает задачу».

Для чего люди каются? Покаяние в православии

Покаяние при переводе с древнегреческого означает «сожаление», «раскаяние», «изменение мыслей. Те, кто согрешил перед Господом, должны покаяться. Отсутствие сожаления о содеянном делает человека в собственных глазах непогрешимым и ведет к очернению души, окончательному грехопадению, как было с сатаной. Внутренние изменения при покаянии позволяют отказаться от греховных помыслов, деяний, обратиться к Богу. Однако длительность данного процесса может быть разной. Иногда покаяние длится всю жизнь, в других случаях не занимает и пары дней. Это зависит от глубины любви человека, его готовности измениться.

Непогрешимых людей нет. Прародители Адам и Ева выбрали путь греха (первородного). С тех пор стало невозможно полностью очиститься, стать «как Бог»

Это означает, что важно непрестанно очищать душу от последствий своих поступков, помыслов. Наибольший грех – нераскаянный

Важной частью процесса покаяния является признание своих пригрешений, что происходит на исповеди.

Когда нужно читать

Православные молитвословы содержат покаянный канон Христу как в составе Правила ко Святому Причащению, так и отдельно. Обычно его читают:

  • при подготовке к исповеди, с тем, чтобы правильно настроить душу на покаяние;
  • при подготовке к таинству Причащения (Евхаристии), чтобы еще раз осознать свое недостоинство, помочь себе благоговейно приступить к святыне;
  • в любом другом случае, когда душу тяготит уныние, сознание грехов, требуется поддержка свыше.

При подготовке к исповеди

Готовясь к таинству Покаяния, многим трудно увидеть свое духовное состояние. Другие, напротив, видя свое падение, отчаиваются, переживают, чрезмерно скорбят о грехах, перестают надеяться на помощь Бога. Найти верный баланс помогают проверенные временем церковные молитвы, составленные святыми, имеющими большой духовный опыт и умеющими правильно подвести человека к покаянию, не ввергая его в отчаяние. Один из таких текстов – Канон Иисусу Христу.

1-3 песни канона — не столько молитва Господу, сколько призыв верующего к своей душе покаяться, обратиться к Богу от мирских пристрастий. Здесь вспоминаются возможные человеческие грехи, удаляющие от Господа. Верующему напоминается о Страшном Суде, на котором произойдет не столько Божий Суд, сколько суд совести самого человека над своей душой.

Но зрелище своих постоянных падений не должно ввергать в отчаяние. 4-8 песни напоминают кающемуся о благости Творца и Его любви к людям, о премудром устроении мира. Душа призывается отрешиться от своих грехов, беззаконий, подумать о вечности, обратиться к своему Творцу – единственному реальному смыслу человеческого существования.

Наконец, 9 песнь – горячая просьба кающегося человека к Богородице, Ангелам, всем святым умолить Бога о помощи для исправления жизни человека, ведь без этого реальные изменения невозможны. Кульминация покаяния – завершающая покаянная молитва Христу.

Канон и Причащение

Готовясь к таинству Евхаристии, принято читать покаянный канон в составе так называемого Трехканонника, состоящего из канонов, которые можно читать или один за другим, или совмещенно:

  • Христу;
  • Богородице;
  • ангелу хранителю.

При совмещенном чтении Трехканонника молитвословия читаются как один канон. После Трехканонника следует Правило ко Святому Причащению, помещенное в молитвословах.

Во всякой скорби

Покаянный канон можно читать также вне подготовки к таинствам, при любых тяжелых обстоятельствах, требующих помощи Господа. Это могут быть:

  • болезни;
  • житейские беды;
  • сложности семейной, личной жизни.

Помощь, которую верующий получает, обращаясь ко Христу, связана, конечно, не с читаемым текстом как таковым. Покаяние, смирение, на которые настраивают слова древнего текста, меняют человека, его отношение к Богу, своей жизни. Сердечное покаяние призывает на верующего Божию помощь.

Один из священников рассказывает, что к нему пришла тяжело больная женщина, практически умиравшая от рака. Священник благословил ее читать покаянный канон Христу с сокрушением о своих грехах, и чаще исповедоваться. Через несколько месяцев эта прихожанка сама пришла благодарить священника: при помощи Божией она не только изменила свою жизнь, но и исцелилась от смертельного недуга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector