Иконоборчество сегодня
Содержание:
- Характеристика образа
- Иконоборчество в истории
- Литература
- Отношение к иконам в наше время
- Литература
- В Африке
- Молитва Богоматери перед иконой ее «Влахернской»
- Иконоборчество
- Иконоборцы в других странах
- Последствия для Византии
- Иконоборческая полемика на Западе[править | править код]
- Иконокластия: второй сезон
- Триумф Крума
- В период Реформации
Характеристика образа
Размеры иконы 46 × 37,5 × 4 см. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона относится к иконописному типу Одигитрия и выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть икона представляет собой своеобразный мощевик. Источники XIX века сообщают, что среди мощей, использованных для написания иконы, был пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы — погибли в IV веке), Синайских и Раифских.
Иконография Влахернской иконы наиболее подробно исследована Никодимом Кондаковым в сочинении «Иконография Богоматери». Он относит Влахернскую икону к числу трёх икон Одигитрии, которые наиболее точно передают данный иконописный тип (две другие — Цилканская икона Божией Матери IX—XIII веков и стеатитовый образ из Ватопедского монастыря XII—XIV веков). Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV века. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы, высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы.
Датировка иконы
Левон Нерсесян сообщает, что в средневековых источниках Влахернская икона выступает как «некая мраморная плита с изображением Богоматери в рост, которая находилась в часовне при святом источнике, и вода святая изливалась из дырочек на пол, к праху Богоматери
». Само наименование привезённой в Москву иконы «Влахернская» появляется только в середине XVII века в грамоте патриарха Паисия. Этот эпитет в Византии обычно применяли к иконописным изображениям Оранты, мозаика которой, по мнению Н. П. Кондакова, украшала апсиду Влахернского храма. По причинам этих противоречий вопрос о времени создания иконы, присланной Алексею Михайловичу, является спорным.
Иконографические и эпиграфические аналоги иконы датируются XIII—XIV веками. Серьёзная реставрация Влахернской иконы в 1674 году свидетельствует о древнем происхождении образа. С другой стороны, по мнению исследователей:
Иконоборчество в истории
В Древнем мире
Начало исследованиям иконоборчества на Древнем Ближнем Востоке положил в 1980 году немецкий археолог Марк Брандес, обративший внимание на однотипные повреждения — отбитые носы и конечности — вотивных статуй раннединастического периода в Хафадже. В дальнейшем эти работы были продолжены другими исследователями.
В Античности и раннем христианстве
Императоры Каракалла и Гета на Арке аргентариев в Риме. Изображение Геты уничтожено
Несмотря на то, что в Древнем Риме и Древней Греции было создано множество прекрасных образцов визуального искусства, существовала и критика такой формы репрезентации. В Греции материальность скульптур осуждал Гераклит, а Ксенофану казалась смехотворной идея, что изображения богов напоминают смертных. Таким образом, критика относилась к тому, что материальная онтология изображений, их подверженность осквернению не соответствовала природе изображаемых ими сущностей. Также среди образованных греков существовало мнение, что духовное превосходит материальное, абстрактное — конкретное, воображаемое — визуальное. У римлян, кроме того, существовал страх, что красота предметов ослабит гражданскую и военную доблесть граждан.
Начиная со II века отношение христианства к изображениям становится сложным. Основой противоречий стали различные интерпретации второй заповеди (Исх. ). Разрушение христианами языческих изображений и святилищ не носило систематического характера и не может быть во всех случаях отнесено к рассматриваемому явлению. Различен также и масштаб разрушений — от обезглавливания статуй до полного уничтожения. В отношении лиц повреждены чаще всего глаза. Возможно, такая агрессия имела целью устранить или уменьшить метафизическую силу или присутствие объекта. Обломки языческих памятников во множестве находят, например, на территории, относившейся к Римской Британии. Разрушение не всегда имеет характер полного уничтожения, и археологи отмечают черты отбора элементов разрушенных предметов с целью образования новых композиций. В Средиземноморском регионе нередки случаи переиспользования языческих храмов и придания изображениям других черт.
Бо́льший уровень разрушений в некоторых регионах, в частности в Восточном Средиземноморье, может указывать как на разницу в процессе распространения христианства, так и на различие в уровне технологий, распространённости долговечных материалов. В связи с этим поднимается вопрос о распространении термина «иконоборчество» на священные деревья и рощи, а также в целом на более широкий ряд символических объектов. Таким образом, применительно к зороастризму в Персии иконоборчество характеризуется через погашение священных огней.
К иконоборчеству в период поздней античности также относят damnatio memoriae — политически обусловленное устранение памяти о каком-либо лице. В рамках сопутствующих мероприятий память о человеке устранялась путём уничтожения его изображений, посвящённых ему надписей и пр. Часто damnatio memoriae подвергались узурпаторы и тираны, но не только. В результате раскопок в Риме в 1887 году было обнаружено более 100 захоронений с уничтоженными эпитафиями и изображениями, предположительно принадлежащих солдатам XX легиона, который поддержал узурпаторов в III веке.
Византия
Религиозное движение, направленное против почитания икон, в Византии существовало в VIII — начале IX века. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. )). Законами 726 и 730 годов император Лев III Исавр запретил почитание икон. Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, возобновилось в начале IX века и подверглось окончательному запрету в 843 году. За более чем столетие деятельности иконоборцев были уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах.
Литература
- Chapman H. Iconoslasm and Later Prehistory. — Routledge, 2018. — 233 p. — ISBN 9781315177236.
- O’Connell M. The Idolatrous Eye. Iconoclasm and Theater in Early-Modern England. — Oxford University Press, 2000. — 198 p. — ISBN 0-19-513205-X.
- May N. N. Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East // Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East and Beyond. — The University of Chicago Oriental Institute Studies Seminars. — 2012. — Vol. 8. — P. 1—32. — ISBN 978-1-885923-90-5.
- Noble T. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. — University of Pennsylvania Press, 2009. — 488 p. — ISBN 978-0-8122-4141-9.
- Sarró R. The Politics of Religious Change on the Upper Guinea Coast Iconoclasm Done and Undone. — 2009. — 239 p. — ISBN 978 0 7486 3515 3.
- Spraggon J. Puritan Iconoclasm during the English Civil War. — The Boydell Press, 2003. — 318 p. — ISBN 0 88115 895 1.
Отношение к иконам в наше время
Сегодня почитание икон является важным церковным правилом для большинства христиан. В то же время встречаются религиозные направления, отрицающие необходимость поклонения перед святыми образами.
Основным течением такого рода является протестантизм, приверженцы которого, подобно византийским иконоборцам, называют почитание святых ликов не иначе как идолопоклонством. Протестанты ссылаются на определенные разделы Священного Писания, утверждают, что православные христиане молятся перед иконами на коленях, целуют их и обращаются с ними как с кумирами, что противоречит Библии. Их взгляды в определенной степени напоминают установления мусульман, которые не признают никаких религиозных изображений.
В православии протестантские утверждения опровергаются. Церковнослужители напоминают о том, что иконы изображают истинного Бога. Верующие поклоняются не изделию человеческих рук, а святому первообразу. Иконы напоминают людям о Господе, Божием Сыне, Пречистой Богоматери, но не заменяют Их истинной нематериальной сути.
Литература
- Chapman H. Iconoslasm and Later Prehistory. — Routledge, 2018. — 233 p. — ISBN 9781315177236.
- O’Connell M. The Idolatrous Eye. Iconoclasm and Theater in Early-Modern England. — Oxford University Press, 2000. — 198 p. — ISBN 0-19-513205-X.
- May N. N. Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East // Iconoclasm and Text Destruction in the Ancient Near East and Beyond. — The University of Chicago Oriental Institute Studies Seminars. — 2012. — Vol. 8. — P. 1—32. — ISBN 978-1-885923-90-5.
- Noble T. Images, Iconoclasm, and the Carolingians. — University of Pennsylvania Press, 2009. — 488 p. — ISBN 978-0-8122-4141-9.
- Sarró R. The Politics of Religious Change on the Upper Guinea Coast Iconoclasm Done and Undone. — 2009. — 239 p. — ISBN 978 0 7486 3515 3.
- Spraggon J. Puritan Iconoclasm during the English Civil War. — The Boydell Press, 2003. — 318 p. — ISBN 0 88115 895 1.
В Африке
Понятие иконоборчества распространяют также на культурные процессы в Африке. Таким образом характеризуют уничтожение священных деревьев народа бага в Гвинее в 1956—1957 годах. Мусульманский священник (мурабит) Асеку Сайон (Asekou Sayon) и его ученик Абдулайе Камара (Abdoulaye Camara) начали кампанию по разрушению традиционной религии и по обращению бага в ислам. Действуя в нескольких деревнях при поддержке местной молодёжи, срубали священные рощи и разрушали предметы культа бага (маски, скульптуры). Дополнительный урон культуре бага был нанесён после обретения страной независимости, когда президент Секу Туре провозгласил свою «программу демистификации». В попытках обретения новой национальной идентичности традиционные религиозные практики были объявлены незаконными, а их публичное отправление запрещено.
Молитва Богоматери перед иконой ее «Влахернской»
Дни почитания иконы Влахернской Богоматери: 20 июля, 15 июля в праздник Ризоположения и в субботу Акафиста.
15 июля
и 20 июля — дни почитания иконы Влахернской Богоматери
Молитва Богоматери перед иконой ее «Влахернской» звучит так:
«Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе,
ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе,
о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь».
Существует еще один вариант молитвы:
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, госпоже Владычице Богородице, Царице небесная?
Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище грешным?
Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему.
Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о госпоже Богородице Царице.
И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению.
Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое:
но буди мне покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя,
и сопричти мя к лику избранного Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.
Второе имя Влахернской Божией Матери — Одигитрия, что в переводе с греческого значит Путеводительница
Иконоборчество
Интересно бывает заглянуть иногда в словарь и найти значение какого-нибудь слова, вроде бы давно тебе известного, и неожиданно обнаружить, что на самом деле о слове ты ничего не знаешь. Так, например, случилось со словом “иконоборчество”. Все, что я о нем помнил, что 8-9м веках в Византии какие-то сумасшедшие в борьбе с идолопоклонством целенаправленно уничтожали иконы, мозаики, фрески, статуи… Считается, что Айя-София потеряла в этой борьбе все свои мозаики, а те, что мы видим, появились позже. Как сравнить их с безвозвратно утерянными?
Так вот, возвращаясь к слову иконоборчество или иконоклазм по-гречески, что значит разрушение изображений — его предыстория началась в Месопотамии 4,5 тысячи лет назад. Археологи нашли там культовые статуи с отбитыми носами — кто-то надругался над чужими богами. Дальше — больше. Имя фараона-реформатора Эхнатона после его смерти было предано забвению, а его гробница разрушена. В Древнем Риме процедура забвения была введена в законодательную практику под названием damnatio memoriae, т.е. проклятие памяти. Римляне проклинали государственных преступников — вместе с их именами уничтожались любые материальные свидетельства их существования. Отдельный и огромный урон культурной памяти человечества нанесло христианство, как планомерным уничтожением языческих идолов, так и внутренними противоречиями. В качестве примера первых можно привести уничтожение изваяний Перуна и других богов при крещении Руси — князь Владимир, как говорят, повелел их тысячами сбрасывать в Днепр; вторые приводили к уже упомянутому иконоборчеству в Византии или в Европе в период Реформации, когда повсеместно проводилась зачистка церквей от предметов культа. Но не христианством единым — в Африке мусульмане уничтожали священные деревья, на Востоке талибы взрывали находившиеся под охраной Юнеско статуи Будды, исламисты — город Пальмиру. И не только религией — римское “проклятие памяти” возродилось в СССР под видом политической цензуры. Враги народа стирались не только с лица земли, но и, стараниями ретушеров, из групповых фотографий с теми, кого врагом еще не успели объявить.
Огромное число памятников культуры погибло во Вторую Мировую войну. И если немцы на первых порах как-то пытались соблюдать женевскую конвенцию, то английские и американские летчики с немецкими городами и памятниками архитектуры не церемонились. Дрезден и Гамбург были выжжены дотла.Надо заметить, что попытки ввести символическое разрушение чужих образцов культуры в законотворческие практики оказывались не очень успешными — мы помним и мужа царицы Нефертити Эхнатона, и разрушителя Рима императора Нерона, также в свое время подвергнутого принудительному забвению. Здесь же стоит упомянуть еще одну архитектурно-строительную практику по использованию элементов декора старых зданий в новых сооружениях. По этому принципу греки, например, строили базилику-цистерну в Константинополе. 360 колонн из разрушенных или заброшенных храмов было использовано при строительстве знаменитого водохранилища. Практика носит красивое латинское название spolia, но не будем обольщаться — spolium на латыни значит мародерство. То же со словом вандализм — словарь определяет его как светскую форму иконоборчества. И наоборот. Иконоклазм в сегодняшнем дискурсе включает в себя не только религиозные или политические акты разрушения объектов чужеродной идеологии, а вообще любые виды вандализма от закрашивания граффити Бэнкси до разрушения башен-близнецов в Нью-Йорке. Так что нет ничего нового в сегодняшней вспышке агрессии в отношении памятников конкистадорам и рабовладельцам. Древние ксенофобские инстинкты, цензура, вандализм и мародерство. Никакой эстетики.
Есть еще один любопытный аспект в вандализме. Часто разрушают не из мести или других символических причин, а из культурно-экономической несостоятельности. Крестьяне жгли усадьбы потому, что не могли ни жить в них, ни содержать. Грабили, что могли, но и то без нужды.
Иконоборцы в других странах
Иконоборческие настроения имели место в средневековой Европе, где приняли форму религиозно-политического движения. Здесь не только боролись против поклонения священным изображениям, но и подвергали критике безраздельное господство и гнет Церкви. Как утверждали иконоборцы, верующий человек может прийти к спасению без религиозной символики и подчинения строгим правилам католицизма.
В XVI столетии иконоборческое движение интенсивнее всего развернулось в Западной Европе. В это период в Германии фиксировались бунты последователей протестантизма. На территории Балтии от агрессивных действий иконоборцев пострадали многие православные храмы.
В России иконоборчество проявлялось в виде открытого протеста существующему режиму. После Гражданской войны 1918 г. в Советском Союзе повсеместно разрушались храмы и иконы, а религия и ее последователи всячески преследовались.
Последствия для Византии
В иконоборческий период был разрушен значительный культурный пласт, создаваемый талантливыми мастерами на протяжении нескольких столетий. В это время уничтожили немало шедевров изобразительного искусства, посвященных религиозной тематике. Бесследно исчезли многие роскошные мозаики, которые иконоборцы заменили аскетичными крестами. Пострадали скульптурные изображения святых, большинству из которых не удалось сохраниться даже частично.
Период борьбы с иконопочитанием, завершившийся несомненной победой христианской Церкви, также сыграл важную роль в истории Византии. После окончания этого этапа произошло укрепление государственности, полностью оформилось православие, были выработаны его основные каноны и эстетика. Между представителями государственной власти и духовенства установились гармоничные и продуктивные отношения, способствующие успешному развитию общества и дальнейшему процветанию страны.
Иконоборческая полемика на Западе[править | править код]
Иконоборческие волнения не прошли бесследно и для Запада. Правда, они коснулись его только отчасти, стороною; но все же Запад не остался безучастным свидетелем происходившего на востоке движения и высказал свое мнение о спорном вопросе. В Италии иконоборчество постоянно находило себе резкий отпор в папах, при чем частые обращения борющихся партий к их посредству способствовали усилению их притязаний, а еретичество императоров, которым папы отказывались повиноваться, усилению независимости последних. Папы Григорий II, Стефан III и Адриан стали решительно на сторону защитников иконопочитания и, желая доказать свою независимость от придворной партии, смело опровергали доводы иконоборцев-императоров.
Но несколько иначе, чем Италия, отнеслась к делу Галлия. Спустя три года после второго Никейского собора, на западе появилось знаменитое сочинение, трактовавшее о спорном вопросе, так называемые Карловы Книги (Libri Carolini). Они составлены по инициативе и от имени Карла Великого кем-либо из богословов того времени и, вероятно, принадлежат перу его любимца и советника Алкуина. В этом сочинении, а также на франкфуртском соборе 794 г. и на парижском 825 г. был выражен взгляд, объявлявший всякое церковное служение перед иконами за идолопоклонство, но не отрицавший их значения, как украшения церкви и средства поддержания благоговения.
Иконокластия: второй сезон
Начался второй период иконоборчества. Его проблемы до боли напоминали проблемы первого. Только все было ещё хуже, особенно на дипломатическом и военном фронтах.
Арабы захватили Сицилию и даже откусили часть территорий от Южной Италии. Взлетели налоги и цены на хлеб. Население, особенно в Малой Азии, быстро нищало. В итоге уже Михаилу II пришлось подавлять в 821-823 году восстание Фомы Славянина, которого поддержало фемное ополчение Востока. Восставшие осадили Константинополь, и только помощь болгарского хана Омуртага, который разгромил мятежников, в прямом смысле спасла империю. При этом восставшие, происходя из самых еретических регионов империи, формально выступили на стороне иконопочитателей. Ситуация осложнялась тем, что их поддержали арабы, которые заодно в который раз разорили Малую Азию.
Беда не приходит одна. В 800 году папа римский Лев III короновал Карла Великого императорской короной. Таким образом, в формально сохранявшей единство Римской империи оказалось два императора. При этом западная и восточная часть жили своей жизнью. Полагаясь на военную мощь франкских королей, римские понтифики стали претендовать не просто на первенство в церкви, но и на формальное подчинение восточной церкви Риму. Их обида на Византию была понятна.
Коронация Карла Великого
Императоры не просто оставили их один на один с лангобардами. Они переподчинили церковную организацию южной Италии Константинополю. И, словно этого было мало, греки замахнулись на все Балканы — а это уже юрисдикция Рима. Задевались экономические и политические интересы римской церкви, чего та допустить никак не могла.
В 838 году императоры столкнулись с очередным нашествием арабов, взявших фригийский город Аморий — родину правящей династии. Пощёчина была громкой, но страшней всего оказалась угроза самой империи: несколько дневных переходов — и можно осаждать Константинополь.
Василевс разослал дипломатов на Запад, но подмога не пришла. Папа римский отнёсся к отправлению помощи без какого-либо энтузиазма, но посочувствовал ромеям. Хотя кто им тогда только не сочувствовал? Даже иберийские Омейяды выразили моральную поддержку империи, но от военной помощи уклонились.
Второй период борьбы с идолопоклонством продлился около тридцати лет. Точку поставил собор 843 года — изображения разрешили, а иконоборцев подвергли отлучению.
Фрагмент иконыТриумф православия» — над иконоборчеством(источник фото)
Триумф Крума
В 811 году произошла катастрофа. Во время похода против северного соседа византийская армия успешно сожгла болгарскую столицу Плиску и стала возвращаться назад. А затем… болгары атаковали лагерь ромеев. Воины ещё спали и битвы как таковой не было — лишь резня, во время которой погибло огромное количество простых солдат и военачальников. Многие спасавшиеся бегством утонули в болоте. Погиб и император Никифор — из его черепа болгарский хан Крум, по степной традиции, сделал красивую чашу для пира. Поражение при Плиске воспринималось как аналог разгрома при Адрианополе (378 года) — в течение нескольких веков императоры на поле боя не погибали.
Разгром расценили как гнев божий. В новой битве при Вершинике (813) армия вновь потерпела поражение — спешно набранные византийские войска в панике разбежались. Два поражения подряд были вызваны низкой дисциплиной и слабым духом воинов.
Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский борются с фреской Христа, IX век (источник фото)
Власть в Константинополе сменилась. Новый император Лев V Армянин развернул корабль империи — иконы стали рубить топорами и сжигать на кострах. Решения съезда 754 года вновь стали воплощать в жизнь. Новый император смог отбить вторжение Крума (тот умер) и заключил с новым ханом мир. Но правил он недолго: Льва V свергли и убили, а его сыновей изувечили.
В период Реформации
Основоположники Реформации высказывали различные мнения относительно изображений. Если Жан Кальвин, исходя из буквальной интерпретации Второй заповеди, требовал их удаления из церквей, то Мартин Лютер проводил различие между изображениями и их восприятием. Наиболее радикальные группы иконоборцев действовали в южных областях Германии и Швейцарии. Одно из наиболее масштабных иконоборческих волнений произошло в Женеве, заметной была иконоборческая активность Ульриха Цвингли в Цюрихе. С иконоборческого восстания в 1566 году, в ходе которого уничтожались иконы и статуи святых в католических храмах и монастырях, началась революция в Нидерландах. Действия протестующих включали разрушение не только изображений и скульптур в церквях, но и прочих культовых объектов (канделябров, монстранций).
В Англии иконоборческие инциденты отмечались уже начиная с 1520-х годов. В 10 статьях, принятых Церковью Англии в июле 1536 года, разрешалось использование изображений как «напоминание о небесных вещах». Однако уже в августе отношение к ним стало более критичным, что обосновывалось защитой изображений от оскорблений и опасностью восприятия их как идолов. В 1537 году против изображений выступил Томас Кранмер, несколько лет спустя его поддержал Томас Кромвель. После падения Кромвеля в 1540 году ход реформы замедлился, но с восшествием на престол Эдуарда VI кампания против изображений стала проводиться с ещё большим рвением. В 1547 году был принят акт об уничтожении всех оскорбительных изображений, под которыми понимались относящиеся к поддельным чудесам, паломничествам, идолопоклонничеству и предрассудкам. Дальнейшие законы только расширили этот перечень. Некоторые радикальные епископы приказывали разрушать алтари в своих диоцезах. C возвращением в Англию протестантов, изгнанных при королеве Марии, влияние реформатских церквей Швейцарии, а вместе с ним направленность против изображений, усилились.
К пуританскому иконоборчеству относят также осуждение и борьбу с театром в конце XVI—XVII веках.