Свято-иоанно-богословский монастырь. пощупово

Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы

01.06.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям…  Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией». 

В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909

Служение как понятие.

Служение  (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .

Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .

О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:

«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».

Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, —  долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.

Апостол Иоанн

Апостолу Иоанну принадлежит авторство нескольких книг в Новом Завете.Помимо Евангелия от Иоанна это Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) и Послания Иоанна.   Автор четвертого Евангелия нигде не называет своего имени, а о событиях, участником которых он был, повествует в третьем лице.  Но библеисты признают, что Евангелие написано апостолом Иоанном. 

Известно многое о семье апостола. Жили они в Капернауме. Его отец Зеведей занимался рыбным промыслом, мать Саломия входила в число женщин, сопровождавших Спасителя, присутствовала   при снятии с Креста, покупала ароматы для помазания тела Иисуса. 

Старший брат Иоанна, Иаков, также вошел в число двенадцати апостолов.Иоанн стал  одним из самых близких и доверенных учеников Христа. Он был свидетелем важнейших событий жизни Иисуса Христа: Преображении Господнем, молении в Гефсиманском саду. 

После Вознесения Господня вместе с апостолом Петром Иоанн остается в   Иерусалиме,  присутствует на апостольском соборе в 51-52 гг. Затем Иоанн поселился в Эфесе и долгие годы окормлял христианские церкви Азии. Жизнь апостола была долгой, он скончался в возрасте ста лет. 

Иоанн засвидетельствовал верность Христу страданиями.  При императоре Нероне его в оковах привезли в Рим, где пытались отравить, бросали в котел с кипящим маслом, но апостол остался невредим.  При императоре Домициане его сослали на о. Патмос. Здесь апостол удостоился видений, в которых ему были явлены судьба Церкви и конец мира, о чем он поведал в своем Откровении. 

Икона

Иконография: Иоанн Богослов, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Материал: дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы:  высота 34 см, ширина 22 см. Изображение пишущего евангелиста Иоанна с его символом – орлом. Инв. № ГМПИ 2979. ДИ-356-И. Государственный музей Палехского искусства

В своем Евангелии Иоанн говорит преимущественно о божественном достоинстве Христа. Символ евангелиста Иоанна  – орел, как знак высоты полета его богословского учения. 

 День памяти

Дни памяти святого  апостола Иоанна Богослова 8(21) мая, 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов), 26 сентября (9 октября) — преставление апостола Иоанна Богослова. 

Молитва

Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову

О, вели́кий и всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний на́ших, ели́ко согреши́хом от ю́ности на́шея во всем житии́  на́шем  де́лом,  сло́вом,  помышле́нием  и  все́ми  на́шими  чу́вствы.  Во  исхо́де  же  душ  на́ших  помози́ нам,  гре́шным,  изба́витися  от  возду́шных  мыта́рств  и  ве́чнаго муче́ния, да твои́м ми́лостивным предста́тельством прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кроме четырех канонических существует множество евангелий апокрифических. Рассказы о детстве Иисуса Христа, о чудесах, совершенных Спасителем во время земной жизни, приписываемые ему откровения и изречения. Достоверность их отвергает как современная наука, так и Церковь. Однако в составе апокрифов есть так называемые аграфа (аграфы), то есть подлинные изречения Христа, не входящие  в Четвероевангелие. Они признаются Церковью.  

Марина Рогова

Описание архитектуры

Довольно трудно не обратить внимание на то, какой ценностью является мужской монастырь святого Иоанна Богослова с точки зрения архитектуры и монументального искусства. Стены часовен украшены мозаикой, содержащей сцены пребывания Иоанна Богослова на этом острове


Пещера Иоанна Богослова на острове Патмос

Чуть севернее самого монастыря расположено знаковое для всех христиан место — пещера Апокалипсиса, именно в ней святой Иоанн когда-то получил откровение. В самом углу пещеры есть некоторое углубление, которое сегодня даже отгорожено небольшой позолоченной загородкой, считается, что именно на это место, засыпая, склонял голову Иоанн. Рядом еще одно углубление — небольшая ямка, которая на самом деле является местом, куда святой прикладывал свою ладонь, ежедневно поднимаясь с места, служившего ему кроватью.

В пещере также представлена некоторая кафедра, если верить преданию, то за ней сидел ученик Иоанна — Прохор и вел записи со слов Иоанна.

История основания монастыря

Одной из достопримечательностей Патмоса является пещера, в который по преданиям и был записан «Апокалипсис Иоанна Богослова», другой — украшение острова — Монастырь в честь этого святого апостола.


Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос (Греция)

Датой основания монастыря считают 1088 год, когда преподобный Христодул, приехав на остров, получил у императора Византии — Алексея I Комнина, разрешение на возведение монастыря. Император к тому же принял решение передать сам остров Патмос в монастырскую собственность, тем самым освобождая монахов в первую очередь от уплаты налогов, а во вторую — запретив совершенно всем чиновникам появляться на острове. По этим причинам постепенно остров превратился в отдельное религиозное государство, основным населением которого были лишь монахи.

Монастырь был построен на холме, где еще оставались руины храма, посвященного Артемиде, более того, один из каменных блоков ее храма был выбран для престола монастырского кафоликона, посвященного апостолу Иоанну. В целом строительство монастыря продолжалось около 19 лет, за это время обитель приобрела вид крепости, окруженной бастионами и башнями. Во время строительства за пределами крепости появился поселок, со временем ставший городом Хора.

Ни периодически случавшиеся набеги пиратов, ни тот факт, что в 1554 году остров был взят турками, не повредили обители — монастырь продолжал существовать.

Островом Патмос довольно долго владели турки, однако дел монастырских они не касались, в 1912 году остров перешел в собственность итальянцев, а в 1943 — немцев, но ни те, ни другие не смогли хоть сколько-нибудь навредить обители. В 1948 году остров был присоединен к Греции.

Важно! В 1647 году греческие монахи прибыли в Россию с ценным подарком царю Алексею Михайловичу — камнем с изображенной на нем Богородицей, который по преданию выпал из рук ангела в тот момент, когда Иоанн писал Евангелие. Эта святыня по сей день находится в Благовещенском храме Московского Кремля

Современное состояние

С 1999 года Монастырь святого Иоанна Богослова включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. По сегодняшний день жизнь в обители идет своим ходом — здесь трудятся примерно 40 монахов.

Иоанна Богослова считают автором одного из канонических Евангелий

Мы не можем однозначно указать имя хотя бы одного из авторов канонических Евангелий. Увы, это факт. Сами тексты никак не указывают на то, кто их писал. Единственное, что неоспоримо, — Евангелие от Луки написал тот же человек, что и Деяния Святых апостолов. Но нам это мало чем помогает.

Это, конечно, не чья-то прихоть, а одна из версий, которая имеет под собой некоторые основания.

Иоанну Богослову приписывают авторство святого Евангелия от Иоанна.

Истории Церкви известны и другие Иоанны того периода, которые вполне могли стать авторами этого текста. В итоге есть несколько версий:

  • евангелист Иоанн — тот самый апостол;
  • евангелие от Иоанна действительно записано по воспоминаниям святого, но другим человеком, которому апостол диктовал;
  • текст возник позднее и не из первых рук, а записан человеком, который общался с Иоанном Богословом или кем-то из его приближённых;
  • четвёртое Евангелие вообще не имеет отношение к Иоанну Богослову и написано другим человеком без оглядки на воспоминания апостола.

Как бы то ни было, Евангелие от Иоанна занимает особое место среди четырёх канонических текстов. Оно не просто описывает житие Иисуса Христа, а погружается на невиданную для прочих авторов философскую и богословскую глубину. В нём раскрываются понятия мудрости, слова, причины. Первые строки Евангелия демонстрируют полёт мысли автора:

(Ин. 1:1)

К тому же автор демонстрирует, что знаком с гностицизмом и прекрасно ориентируется в религиозной ситуации своего времени. Это, безусловно, очень эрудированный человек.

Датируют рукопись концом I века, что совпадает с годами жизни Иоанна Богослова. При этом данный текст — самый поздний из канонических Евангелий и менее всего походит на них.

Как добраться

Проезд:

Из Москвы до Иоанно-Богословского монастыря можно добраться на электричке «Москва — Рязань». Выходить надо на станции «Рыбное», затем от автостанции ехать на рейсовом автобусе «Рязань — Новоселки» или на маршрутном такси «Рязань — Костино» до села Пощупова. На автомобиле надо следовать по трассе Москва — Самара (М-5) на Рязань. Не доезжая до города, у поста ГИБДД повернуть по указателю на город Рыбное и село Константиново

Следующий поворот (направо), который важно не проглядеть, — на село Новоселки. По этой дороге вы доберетесь до Пощупова, где находится Богословский монастырь

Адрес:

Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Тел.:

,.

Погода в Пощупово Рязанской области

 Приезжать на экскурсию в Пощупово можно в любое время года, поскольку пейзаж и местные достопримечательности по осени, весной, зимой и летом обладают различными красками. Наибольший наплыв паломников наблюдается летом и зимой, поскольку в знойное время можно охладиться на пляже, а в морозное исцелиться в святом источнике. Основная масса посетителей съезжается на церковный праздник – крещение, чтобы в числе первых окунуться в целебную воду.

В Пощупово Рязанской области умеренный климат:

  • зима — +2°C – (-27°C);
  • весна – -15°C (март) – +27°C (май);
  • лето – +13°C – +32°C;
  • осень – +27°C – (-9°C).

 Помните, что с июля ночи становятся холоднее, поэтому обязательно берите с собой тёплые вещи.

Библиотека монастыря

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

Храмы и постройки на территории обители

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из семи храмов, двух часовен и двух колоколен. Территория обнесена каменной оградой, и внутри ее, кроме церквей расположены старый и новый братские корпуса, игуменский корпус, некрополь,старинный ледник, иконная лавка и привратная сторожка.

В сердце обители находится Иоанно-Богословский собор, построенный в 80-е годы XVII века. Под алтарем летнего одноглавого храма покоятся останки трех настоятелей, которые управляли монастырям до закрытия. В алтарной части собора устроен храм-усыпальница, освященный в честь Серафима Саровского. Здесь хранится одна из главных святынь монастыря — мощевик с мощами более 120 христианских святых.

Более двух десятков лет в Иоанно-Богословском соборе проходили все церковные службы. В наши дни в старинном храме ведутся реставрационные работы, и мастера занимаются настенными росписями собора.

Рядом возвышается стройный Успенский собор. Одноглавый зимний храм появился в монастыре в 1870 году. После долгого периода запустения собор долго реставрировали и открыли для верующих в 2009 году. Внутри светлого храма можно увидеть живописный фаянсовый иконостас, иконы для которого были написаны в традициях XVII века.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Вот уже более трех сотен лет в монастыре стоит Малая шатровая колокольня, а под ней находится церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, Николая-чудотворцу и царю-страстотерпцу Николаю. Сегодня большая часть монастырских богослужений проходит именно в этом храме.

Долгое время настоятелем монастыря был Архимандрит Авель (1927-2006), который очень много сделал для возрождения обители. Монахис благодарностью вспоминают своего наставника, и сохраняют здание, где он жил последние годы. В наши дни дом наместника превращен в мемориальный музей, и в нем освящен храм в честь иконы Богоматери «Знамение», великомученицы Варвары и архангела Гавриила.

Еще одна церковь находится на втором этаже старого братского корпуса. Она посвящена иконе Богородицы «Скоропослушница», Георгию Победоносцу и целителю Пантелеимону. Архимандрит Авель часто называл небольшой храм «небоподобным», потому что его стены украшены росписями в византийском стиле.

В 2006 году в новом братском корпусе состоялось освящение храма в честь святых Бориса и Глеба. Церковные службы во всех малых монастырских церквях проводят только по престольным праздникам.

Церковь Иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Пантелеимона Целителя на фоне колокольни

Над всеми постройками обители поднимается Большая колокольня, имеющая высоту 76 м. Она была возведена в 1901 году в популярном псевдорусском стиле по проекту рязанского епархиального архитектора Ивана Степановича Цеханского. Колокольня хорошо отреставрирована и оснащена полным набором колоколов, самый крупный из которых весит 8,4 т.

Рядом с колокольней можно увидеть часовню в честь иконы Богоматери «Иверская», обустроенную в старых Святых вратах монастыря. В этом храме сохранились самые древние на Рязанщине фрески, которые были написаны в XVII веке. Сюжеты старинных настенных росписей посвящены Апокалипсису, а их авторство приписывают известному средневековому изографу Тимофею Рязанцу.

Монастырь сегодня

В наши дни обитель действующая. Попасть на ее территорию можно в любой день с утра до вечера. Утренние службы проходят в 6.30 по будним дням и в 8.30 по воскресеньям, а вечерние — в 17.00. Все ежедневные богослужения совершаются в Успенском соборе и Никольском храме.

Для туристов при монастыре открыта гостиница. Она находится в двухэтажном паломническом центре и располагает комфортабельными номерами со всеми удобствами. Те, кто останавливаются здесь, могут пообедать в трапезной.

Святые ворота

Каждый день монахи проводят экскурсии по монастырю. Во время них туристам рассказывают об истории обители и ее настоятелях, водят в монастырские храмы и разрешают подняться на Малую колокольню, чтобы полюбоваться ансамблем монастыря и просторной поймой Оки.

Монахи шефствуют над заключенными мужской колонии под Рязанью и занимаются сельхозработами. Подворье обители расположено в областном центре, неподалеку от центральной площади города. Оно открыто ежедневно с 10.00 до 19.00.

Пасхальное послание митрополита Саранского и Мордовского Зиновия пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Мордовской митрополии Русской Православной Церкви

02.05.2021

Возлюбленные о Господе отцы, матушки-игумении, братья и сестры, православные жители Мордовии!

В великом благоговении и благодарности ко Господу я приветствую всех самыми радостными словами в жизни каждого христианина:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Два тысячелетия, невзирая на катаклизмы, на войны, на все исторические сложности, присущие человеческой жизни в положенное время Святой Пасхи раздаётся над вселенной и во вселенной жизнеутверждающее, как вспышка спасительного маяка, спасительное христианское восклицание «Христос Воскресе!» и могучий ответ человеческих сердец и уст: «Воистину Воскресе!».

Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Распорядок дня и расписание богослужений.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь открыт для посещения с 5:30 до 21:00.

Главный собор монастыря в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и храм во имя Успения Пресвятой Богородицы открыты для посещения в течение дня.

Другие храмы обители доступны для посещения в соответствии с установленным графиком проведения богослужений, во внеурочное время их посещение возможно по личному благословению наместника.

Богослужения в обители совершаются ежедневно.

В будние дни:

монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) — в 5:30;

часы и Божественная Литургия — в 8:30;

вечернее богослужение — в 18:00.

В воскресные и праздничные дни:

начало всенощного бдения накануне праздника — в 17:00;

утренние молитвы, молитвы ко Святому Причащению, сотница — в 7:30 (по воскресным дням — в 7:00);

часы и Божественная литургия — в 9:00.

Ежедневно за час до начала вечернего богослужения совершается панихида. А также еженедельно, по воскресным дням, после Божественной литургии перед чудотворной иконой «Знамение-Корчемная» служится водосвятный молебен.

Таинство Исповеди совершается в храме во время богослужения или в любое заранее согласованное со священником время.

Таинство Соборования бывает обычно 2 раза в год: Великим и Успенским постом.

Молебны, освящение транспорта, отпевания и другие требы заказываются в храме за свечным ящиком.

Таинства Крещения и Брака (Венчание) в монастыре в соответствии с его Уставом не совершаются.

Возрождается древняя традиция паломничества в монастырь во время постов для очищения своей души, подготовки ко Святым Таинствам Причащения или Соборования.

Существует возможность размещения паломников в монастырской гостинице (желательно согласовать заблаговременно). Во избежание недоразумений необходимо за 1 день до начала поездки непременно связаться с обителью для уточнения времени и программы пребывания в монастыре. Сделать это можно по одному из телефонов, приведенных в сведениях о выходных данных или контактах монастыря.

Экскурсии можно заказать в церковной лавке или по телефонам: (4912) 24-04-33, 24-04-19.

С установленными правилами поведения можно ознакомиться при входе в монастырь.

Листок с соответствующими предписаниями размещается при входе в гостиницу для паломников и непосредственно в гостиничных номерах.

В случае необходимости братия и священноначалие монастыря помогут посетителю решить возникающие вопросы.

Фотосъемка на территории монастыря допускается по особому благословению.

Фотосъемка в храмах и видеосъемка на территории монастыря категорически запрещены и производятся в исключительных случаях по личному благословению наместника.

К сожалению, современное падение нравов заставляет особо подчеркнуть недопустимость отдельных проявлений в поведении посетителей.

Курить, распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом виде на территории монастыря категорически запрещено.

Устраивать пикники, разжигать костры, ломать деревья, выгуливать животных за стенами монастыря, на прилегающей территории, запрещено.

Купаться в реке Оке также не рекомендуется по причине сильного течения и водоворотов.

Информация для паломников.

Описание архитектуры

Довольно трудно не обратить внимание на то, какой ценностью является мужской монастырь святого Иоанна Богослова с точки зрения архитектуры и монументального искусства. Стены часовен украшены мозаикой, содержащей сцены пребывания Иоанна Богослова на этом острове

Пещера Иоанна Богослова на острове Патмос

Чуть севернее самого монастыря расположено знаковое для всех христиан место — пещера Апокалипсиса, именно в ней святой Иоанн когда-то получил откровение. В самом углу пещеры есть некоторое углубление, которое сегодня даже отгорожено небольшой позолоченной загородкой, считается, что именно на это место, засыпая, склонял голову Иоанн. Рядом еще одно углубление — небольшая ямка, которая на самом деле является местом, куда святой прикладывал свою ладонь, ежедневно поднимаясь с места, служившего ему кроватью.

В пещере также представлена некоторая кафедра, если верить преданию, то за ней сидел ученик Иоанна — Прохор и вел записи со слов Иоанна.

История обители

По преданию, мужскую обитель основали греческие монахи, пришедшие на эти земли в конце XII — начале XIII века. Они принесли с собой древнюю икону Иоанна Богослова, которую написал в VI веке византийский мальчик-сирота. Древний образ и стал первой святыней новой монашеской общины.

Поначалу иноки жили в пещерах на склоне холма. Под землей они обустроили небольшие кельи и места для молитв. В XVI-XVII веках монастырь разоряли крымские татары, однако он всякий раз быстро возрождался.

До XVII века все монастырские постройки были сделаны из дерева, но потом на берегу Оки началось каменное строительство. Во время церковной реформы, проведенной российской императрицей Екатериной II, Иоанно-Богословскую обитель отнесли к монастырям третьего класса. Насельников здесь было немного, и к середине XIX века обитель совсем запустела. Церковные власти хотели закрыть ее, однако, этого не произошло.

В 1860 году богатый купец Давид Иванович Хлудов приобрел рядом с монастырем имение. Благодаря хлудовским деньгам, главный монастырский храм полностью перестроили и приобрели богатый резной иконостас. Иконы для него написал талантливый рязанский изограф Николай Васильевич Шумов.

Вид монастыря с запада

Год от года монастырь расстраивался и хорошел. К началу XX века в нем жило более ста насельников. Монахи владели более 5000 га сельскохозяйственных угодий, на которых выращивали зерно и овощи. Чтобы обучиться грамоте, письму и счету, в монастырь приходили дети из соседних деревень.

После революции 1917 года многое переменилось. В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Настоятеля монастыря архимандрита Зосиму (Мусатова) и братию арестовали и сослали в Казахстан. Богослужения в обители прекратили, а монастырские постройки стали использовать для различных хозяйственных нужд. В годы советской власти внутри Успенского собора размещалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В каменных зданиях находились детская колония и склады Министерства внутренних дел.

Монастырские архивы и библиотека были уничтожены, поэтому сведений о проживавших здесь монахах почти не осталось. Из старых фотографий сохранился единственный снимок, сделанный в начале прошлого века. На нем запечатлены преподаватели и воспитанники церковно-приходской школы. Самой большой потерей считается утрата древней иконы Иоанна Богослова. Она пропала в 1931 году, и судьба монастырской святыни до сих пор не известна.

Иоанно-Богословскую обитель начали возрождать в конце 1980-х годов — одной из первых на Рязанской земле. Потребовались долгие годы, чтобы восстановить полуразрушенные храмы и построить новые здания.

Собор Иоанна Богослова

История

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

Греческое общество села Чернополье

Женский монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова находится в 30 минутах езды от города Салоники. Тихая обитель расположена в небольшом городке Суроти. Помог основать монастырь афонский старец Паисий Святогорец.

Монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Женский м��настырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова находится в 30 минутах езды от города Салоники. Тихая обитель расположена в небольшом городке Суроти. Помог основать монастырь афонский старец Паисий Святогорец. Однажды к нему обратились женщины, которые хотели основать монастырь, где они могли бы жить по строгим афонским правилам. Вскоре старец нашел прекрасное живописное место для женского монастыря, получил благословение на его основание у архиерея , и в 1967 году в обители поселились первые сестры. Сейчас их 67, и они действительно живут по старым афонским традициям. Службы проходят при свечах без электричества. Сохранилась в монастыре и другая традиция, свойственная многим монастырям в Греции, — угощать посетителей лукумом и холодной водой. Чтобы попасть в монастырь, нужно подняться в гору. Так что такое угощение приходится очень кстати.

Отец Паисий постоянно поддерживал обитель и два раза в год вплоть до свой смерти 12 июля 1994 году приезжал в гости к сестрам с Афона. Умер он в Суроти, похоронен там же. Как говорят сестры, это правильно. Если бы он был похоронен на Афоне, женщины не смогли бы приходить к нему.

Могила старца Паисия Святогорца

Могила Старца является одной из главных святынь монастыря, к ней стремятся тысячи паломников. Около могилы постоянно находится одна из монахинь, которая следит за порядком. Люди стремятся сюда, чтобы почтить память этого удивительного человека.

Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 год в многодетной семье. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841—1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя. Так же он произнес слова, которые стали пророческими для Паисия : «Хочу оставить после себя монаха».

В детстве маленький Арсений любил читать жития святых, его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он учился в школе и получил профессию плотника. Началась Гражданская война в Греции (1944—1948), он был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958 по 1962 год он проживал Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году болезнь развилась так сильно, что отцу Паисию удалили большую часть легких. Именно тогда к нему обратилось несколько женщин с просьбой помочь основать монастырь, в котором ему и суждено было быть похороненным.

Мощи св. Арсения Кападокийского

Мощи св. Арсения Кападокийского неслучайно оказались в монастыре, в создании и в жизни которого отец Паисий сыграл огромную роль. Они родились в одном селе, и именно св. Арсений крестил отца Паисия, дав ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Это произошло в Фарасах Каппадокийских, где св. Арсений Кападокийский был приходским священником в то время.

В раннем возрасте Арсений Кападокийский лишился родителей. Получил образование в семинарии в Смирне (совр. Измир, Турция). В 26 лет принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (совр. Кейсери, Турция), был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам.

В 1870 г. преподобный Арсений был рукоположен в сан священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил 5 паломничеств на Святую Землю, и поэтому его прозвали Хадж-эфенди. Пастырская деятельность преподобного продолжалась в Фарасе до 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения. Преподобный Арсений предвидел грядущие испытания ― войны и исход с родной земли. В 1924 году при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию на острове Корфу. Мощи преподобного были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти.

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Серия: Памятники архитектуры России

Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово

Каталожный номер: 5115-0121

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
находится на правом берегу реки Оки, недалеко от села Пощупово Рязанской области
и является одним из древнейших монастырей в Рязанской епархии.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу
ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые
пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой
чудотворную икону святого Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных
Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней
нового монастыря.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого
холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным.
Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих
пор. Несколько позднее монастырь стал деревянным.

В ХVI — первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от
кочевников, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В
том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой
Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились
шатровая колокольня и настоятельский корпус.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель,
Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый
расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй
половине XIX столетия. В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное
имение потомственный почетный гражданин, московский купец первой гильдии Давид
Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря. На его средства
полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор.

В 1868 — 1870 годах на средства Д.И. Хлудова строится новый Успенский собор с
тремя престолами, а в 1868 – 1878 годах — новый трехэтажный братский корпус.

В 1930 году монастырь был закрыт и упразднен. На территории монастыря
находилась сначала детская колония, затем склады. В 1988 году, после возвращения
Иоанно-Богословского монастыря Русской Православной Церкви, началось его
возрождение.

Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой источник,
расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.
Издревле он почитался как чудотворный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector