Значение слова «канон»
Содержание:
- Общественные каноны
- Как устроен канон
- Сравнение
- Что такое канон в фанфиках
- Жанровые структуры
- Фанфики по мотивам эпопеи «Гарри Поттер»
- Что такое канон христианской Церкви?
- Почетные каноны
- Отличие канона от акафиста
- Что такое каноны и акафисты?
- Семипоклонный начал
- Канон в искусстве
- Канон и фанон
- Завещал ли Иисус Христос какие-либо каноны?
- Как читать канон
- Гимнографический канон: чем отличается канон от акафиста
- Когда следует читать
- Что такое канон и как он устроен
Общественные каноны
Канон как направление общественной мысли связан в первую очередь с влиянием вездесущей религии, ненавязчиво проникающей в светскую жизнь и исподтишка внедряющей свои догмы практически во все внецерковные сферы.
И хотя существует понятие канонического права как системы норм, включенных в действующее церковное законодательство, сегодня церковь достаточна мудра, чтобы отказываться от канонического формализма.
Возможно, основанием для такой «лояльности» послужила идея, что поскольку каждый человек индивидуален, в его духовном мире немаловажное место должно занимать общение с духовником. Именно он, опираясь на канонические правила и зная человека, сможет его направить, удержать от греха, укрепить его веру
Что ж, это не менее резонно, как и то, что понятие общественного канона связано со сводом правил, установленных государством: нормами права и неким сценарием жизни общества – нормами морали.
Как устроен канон
Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного – грешную).
Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.
В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.
Сравнение
Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.
Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.
После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.
Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.
В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.
Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.
Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.
Что такое канон в фанфиках
Фанфик — это литературное произведение, написанное на основе канона, которым автор заинтересовался. Писатель такого произведения не выдумывает мир или персонажей, а использует для своей работы готовые образы.
Почему авторы порождают произведения на основе библейских работ святых отцов? Все потому-что каждое песнопение связано с определенным периодом истории христианства или каким-то библейским событием. В каждом ощущается присутствие древней эпохи.
Что такое Богородичен в канонах? Это молитвенные произведения, в которых прославляется память Пресвятой Богородицы. Вот пример такого произведения:
Господь всегда с Вами!
Лучшая статья для Вас, переходите: Православие — есть ли душа у животных
Жанровые структуры
Литературные жанры, кроме сущностных качеств, имеют формальные, структурные свойства с разной мерой определенности. На ранних этапах, включительно до эпохи классицизма, на первом плане находились и осознавались в качестве доминирующих формальные аспекты жанров. В качестве жанрообразующих начал выступали:
- Метры – стиховые размеры
- «Твердые формы» — строфическая организация
- Принципы построения
- Ориентация на какие-либо речевые конструкции.
Каждый жанр имел строго закрепленные комплексы художественных средств. Индивидуально-авторская инициатива оттеснялась и порой даже нивелировалась жесткими предписаниями касательно предмета изображения, построения и речевой ткани произведения. Творческая воля писателя строго подчинялась законам жанра. Традиционные жанры строго формализованы и существуют порознь, отдельно друг от друга, имеют явственные, четкие границы. Регламентация жанров, определяемая эстетической мыслью, наивысшей точки достигла в эпоху классицизма. Н. Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» сформулировал весьма жесткие правила для основных групп художественных произведений. В частности, он провозгласил принцип трех единств – единства места, времени и действия – как необходимый в произведениях драматического жанра. Также он резко разграничивал комедию и трагедию. Но главное, нормативная эстетика, начиная от Аристотеля, настаивала на следовании поэтами непререкаемым жанровым образцам, какими, прежде всего являлись, поэмы-эпопеи Гомера, а также трагедии Софокла и Эсхила.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В периоды нормативных поэтик – от эпохи античности до 17-18 вв. – вместе с жанрами, рекомендованными и регламентированными теоретиками (как называл их С. С. Аверинцев «жанрами de jure»), существовали так называемые «жанры de facto», которые на протяжении ряда столетий не получали теоретического обоснования, но обладали устойчивыми структурными свойствами и определенными содержательными пристрастиями. К таким жанрам относятся новеллы, сказки, басни и сценические произведения, подобные новеллам, а также большая часть традиционных лирических жанров, в том числе фольклорных.
В 18 веке началась так называемая «деканонизация» жанровых структур. Свидетельством этому являются произведения Л. Стерна и Ж. Ж. Руссо. Романизация литературы последних двух столетий ознаменовала ее выход за границы жанровых канонов и одновременно с этим стирание рамок между жанрами.
При этом жанровые структуры, обладающие устойчивостью, своего значения не утратили ни в эпоху романтизма, ни в последующие. Жанры, имеющие многовековую историю и обладающие формальными особенностями, существовали и продолжают существовать. Вновь возникшие в 19-20 веках жанровые образования также обладают структурной устойчивостью. Например, в лирической поэзии символистов несомненно наличие формально-содержательного комплекса:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Жанровые структуры и каноны 460 ₽ Реферат Жанровые структуры и каноны 260 ₽ Контрольная работа Жанровые структуры и каноны 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Семантическая усложненность речи
- Тяготение к универсалиям
- Апофеоз таинственности и т.д.
Таким образом, в литературе известно два рода жанровых структур:
- Канонические жанры
- Неканонические жанры.
Определение 2
Канонические жанры – это завершенные, твердые формы, которые неизменно равны самим себе (например, сонет).
Неканонические жанры – это жанры, открытые всяческим перестройкам, изменениям, обновлениям, трансформациям (например, новеллы, элегии).
Такие свободные жанровые формы соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, однако не существует жанров, не имеющих какой-то минимум устойчивых структурных свойств.
Фанфики по мотивам эпопеи «Гарри Поттер»
Помимо аниме ФФ часто пишут по книгам. Так, вышеупомянутому циклу «Гарри Поттер» на Фикбуке посвящено почти 62 тысячи сочинений, причем события многих из них сконцентрированы на второстепенных героях, благодаря чему остаются каноничными.
Например, о дружбе Сириуса Блэка и Ремуса Люпина (Reciprocity) или об отношениях Лили Поттер и Северуса Снейпа («Дочь обычного зельевара»). Последний, кстати, неканоничный, поскольку в оригинальной книге у профессора нет дочери.
Однако, наверное, самой популярной темой для фанфиков по «Гарри Поттеру» являются отношения между различными каноническими персонажами и попаданцами, в лице которых их авторы в определенной мере видят себя. ФФ такого рода, несмотря на наличие оригинальных персонажей, неканоничны.
Что такое канон христианской Церкви?
Церковь — это очень сложная структура со своими законами, догмами и традициями. Их сложно понять без осознания истоков. Так что такое канон церковный?
Впервые это слово появляется касательно Священного писания. Что такое канон в контексте Библии и герменевтики? Это правило, которое используется для определения некоторого стандарта для книг. Необходимо помнить, что все книги Нового и Ветхого Заветов были на момент их написания абсолютно каноничными. Понимание того, что Писание – это и есть основной авторитет христианской Церкви и даст возможность отделить истину от теологического заблуждения.
Что такое канон в Библии, и какие меры и стандарты использовались, чтобы определить, могла ли та либо иная книга быть классифицированная как каноничная и стать частью Священного Писания? Разъяснение этого вопроса было дано в Послании от Иуды (1:3). Там утверждается такой момент, что вера была дарована Господом Богом один раз и уже навсегда. Следовательно, вера определена Писанием, и, согласно утверждению апостола Иуды, оно было единым для всех. Псалтырь утверждает, что Истина – это основание Священного слова. Исходя из этого утверждения, теологи и апологеты сопоставляли отдельно взятые книги в пределе общепринятого каноничного Писания. Основные книги Библии поддерживают то утверждение, что Иисус Христос является Сыном Божим. Однако большинство небиблейских текстов, которые претендуют на каноничность, отрицают саму идею божественности Христа. Это является одной из основных черт так называемых апокрифов.
Что такое канон с более метафизической точки зрения? В эпоху ранней христианской Церкви отдельные общества признавали тот или иной текст «вдохновленным», что в итоге и являлось критерием его каноничности. На протяжении нескольких первых столетий активная полемика велась лишь по поводу нескольких книг, основной список которых был уже утвержден до III столетия нашей эры. Например, каноничным признан так называемый покаянный канон (или же умилительный) Андрея Критского.
При рассмотрении книг Ветхого Завета основополагающими были такие факторы:
— присутствие цитат или ссылок в Новом Завете к книгам Ветхого Завета (за исключением двух);
— как описано в Евангелиях, Иисус Христос поддерживал ветхозаветные традиции и даже цитировал некоторые повествования и тексты;
— сами иудеи крайне тщательно подходили к сохранениям писаний Старого Завета. Римско-католические апокрифы не соответствуют этим пунктам, поэтому они никогда не были приняты иудеями.
Многие богослужебные тексты относятся к ортодоксальным исключительно благодаря их «одухотворенности». В качестве примера можно привести канон покаянный. Он сочетает в себе огромное количество святых для христиан образов и пропитан христианским духом и духовностью.
Отвечая на вопрос: «Что такое канон?» — нельзя не упомянуть один из важных критериев ранней Церкви: был ли человек, писавший тот или иной текст, «очевидцем» деяний Иисуса Христа. Таким образом, можно сделать вывод, что церковный канон был сформирован в первые столетия зарождения христианства и с тех пор особых изменений не претерпел.
Почетные каноны
Титул Канона не является постоянным титулом, и, когда он больше не находится в должности, дающей право предпочтения, его обычно исключают из номенклатуры титулов священнослужителя. Тем не менее, во многих епархиях он по-прежнему дается старшим приходским священникам (включая некоторых сельских благочинных , тех, кто играл роль в более широкой жизни епархии, тех, кто служил в епархии долгое время, или тому подобное) в качестве в значительной степени почетное звание. Обычно его вручают в знак признания долгого и самоотверженного служения епархии. Почетные каноны являются членами капитула по имени, но не имеют постоянного места жительства и не получают вознаграждения . Они имеют право называть себя канониками и могут играть определенную роль в управлении собором.
Четыре канона с Августином и Иеронимом у открытой могилы, с Посещением . Master of the Spes Nostra (активен c. 1500–1520, Северные Нидерланды)
Вообще говоря, каноны в англиканских церквях являются либо резидентскими канониками (работающими в соборе, и немногочисленными), либо почетными канониками (священнослужители, не являющиеся соборами, получают титул в знак чести — часто многие из них): любой из них может носить фиолетовый цвет. или ряса с фиолетовой отделкой . В некоторых епархиях англиканской церкви титул пребендария используется вместо канонического, когда священнослужитель административно связан с собором. Каноники могут быть членами диоцезного / епископского персонала, а не кафедрального собора, например, в Епископальной церкви (США) , где епархиальный «каноник ординария» — это старший священник, который работает непосредственно на епархиального епископа (ординарного).
Почетные каноны Римско-католической церкви все еще могут быть назначены после Второго Ватиканского Собора . Кроме того, священники (и почетные капелланы) Суверенного Военного Мальтийского Ордена и Конного Ордена Гроба Господня фактически являются титулярными или почетными канониками этих соответствующих Орденов и имеют право на почетное звание «Каноник» и Монсеньор »в дополнение к хоровому костюму каноника, который включает в себя мозетту (черный с пурпурным кантом для Мальты и белый с красным Иерусалимским крестом для Гроба Господня.
Мирские каноны
После правления короля Генриха IV , то главы государств из Франции получили от папу титула единственного почетного канона святого Иоанна Латеранского и Святого Петра . После кончины Королевства Франция эта честь перешла к президентам республики , и, следовательно, в настоящее время принадлежит Эммануэлю Макрону . Это применимо, даже когда президент Франции не католик или атеист. Протоканон папской базилики Святой Марии Майор — король Испании , в настоящее время Фелипе VI .
Перед английской реформации , то король Англии был каноником базилики Святого Павла вне стен .
Канунник Петрус-Людовик Стилманс (1821–1902), брат Антонио Стиллемана Почетный канон собора Святого Бавона, Фландрия
В дополнение к каноникам, которые являются священнослужителями в священном сане , соборы в англиканской общине могут также назначать мирян канонами. Чин «мирского каноника» особенно присваивается епархиальным канцлерам (старшему должностному лицу епархии, который обычно, хотя и не исключительно, является мирянином).
Это традиционно было сказано , что король Англии (ныне британский Sovereign ) является канон или пребендарий из St David собора, Уэльс . Однако это заблуждение. Канонизм колледжа Святой Марии, Святого Давида стал собственностью короны после роспуска монастырей . Суверен никогда не был каноником святого Давида, даже будучи мирянином (см. Также Тридцать девять статей религии (1562), статья 37), хотя он или она может занимать первое пребендальское , предназначенное для использования монархом.
Отличие канона от акафиста
Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.
Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?
Слово «канон» имеет два значения:
- Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
- Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.
Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.
Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.
Читайте о канонах:
- Канон святителю Николаю Чудотворцу
- Канон покаянный ко Господу
- Канон по исходу души от тела
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.
Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).
При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».
Чтение канона
Что такое каноны и акафисты?
В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.
Канон — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.
Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.
В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.
Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.
В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.
Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.
Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».
Это интересно: Что такое целомудрие и что оно значит в православии
Семипоклонный начал
В старообрядческой церкви в начале всякого молитвенного правила, а также богослужения, издревле использовались особые молитвы с поклонами, получившие наименование «семипоклонного начала». После реформы патриарха Никона эти молитвы были убраны из богослужения, однако в некоторых полных молитвословах для мирян они присутствуют, поскольку не являются канонически неверными, а следовательно, — могут употребляться при совершении келейного (домашнего) молитвенного правила перед вышеописанными начальными молитвами. В равной мере это относится и к тому случаю, когда ты собираешься читать каноны и акафисты.
Поклоны могут быть поясными либо земными. Подробнее о том, когда и как делать поклоны ты можешь прочитать здесь.
Канон в искусстве
Каждая эпоха диктовала свои условия для эволюции искусства. Так же, как и формировала его каноны. Появление норм и правил в искусстве связывают с возникновением первых цивилизаций.
Так, в скульптуре Древнего Египта использовался модульный принцип – канон пропорций тела человека
А архитекторы Древней Греции первыми обратили внимание на гармоничность расположения воспринимаемых двумя глазами объектов и вывели «правило золотого сечения», ставшее одним из первых канонов красоты
В эпоху «Темного Средневековья» каноны в сфере искусства формировались исключительно в религиозных рамках. К примеру, художнику отводилась чаще лишь техническая функция, в то время как «изобретение» культовых образов было задачей церкви. И лишь к началу «Светского Возрождения» канон в искусстве устанавливает правила построения идеальных пропорций человеческого тела.
В XVI в. появляется особая музыкальная форма – канон, – которая предполагает использование канонической имитации. Термин «художественный канон» появляется только спустя три столетия, в самый разгар эпохи Просвещения.
И тем более удивительно, что уже через несколько десятков лет, во времена расцвета постмодерна, художники разрушают все ранее предписанные стандарты, устанавливая доминирование смысла над формой.
Канон и фанон
Узнав ответ на вопрос, канон в фанфиках – это что такое, стоит рассмотреть и такое важное понятие, как фанон. Это так называемый фанатский канон
То есть совокупность информации о выдуманном мире, которую его поклонники считают верной, однако она не всегда является таковой, по мнению автора.
Фаноны часто являют собою попытки объяснить различные сюжетные дыры или недосказанности. Кстати, случается, что фаноны могут стать канонами.
К примеру, когда вышла книга «Гарри Поттер и Принц-Полукровка», в ее финале профессор Снейп убивает Дамблдора и присоединяется к Волан-де-Морту.
Однако фанаты этого персонажа сочли его поступок ловкой интригой, чтобы уничтожить Темного мага. Это стало фаноном для большинства из них. И когда был опубликован следующий роман «Гарри Поттер и Дары Смерти», в нем эта теория и этот фанон стал каноном. Фанфики по «Гарри Поттеру» (посвященные этой теме) после этого тоже стали относится к каноническим.
В последние годы при работе над сиквелами или приквелами сценаристы часто используют фаноны, установленные фикрайтерами.
Один из самых свежих примеров – телесериал HBO «Игра престолов». Как известно, Джордж Мартин (по книгам которого и снимается этот проект) выпустил пока только 5 томов. И, работая над сценарием следующих сезонов (6 и 7), создателям телепроекта пришлось самим придумывать, как будет дальше развиваться сюжет. Чтобы облегчить эту задачу, в сценарии использовались идеи многих фанфиков. Кроме того, некоторые фаноны поклонников были превращены в каноны сериала (оставаясь фанонами для книг Джорджа Мартина).
Так что, несмотря на то что официальное литературоведение и кинематография относится к фанфикам и создаваемым ими фанонам как к второсортному явлению, они не стесняются использовать лучшие их наработки для собственных интересов, причем безвозмездно.
Завещал ли Иисус Христос какие-либо каноны?
Фото: Elitsy.ru Разумеется, именно от Него и исходят многие канонические нормы жизни христиан. Например, самое первое таинство – Крещение, Он устанавливает в Евангелии:
И многие другие нормы, которые мы узнаем из Святого Евангелия, устанавливаются именно как каноны. То есть, сам основатель Церкви изначально дает правила, по которым ей жить в дали веков.
Разумеется, Святой Дух ведет нашу Церковь и осеняет ее, благодаря чему она развивается и обновляет свои нормы, следуя за мировым развитием. Но в целом все обновления проходят только по тем принципам, которые установил Господь в Евангелии.
Как читать канон
Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.
Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога
Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу
Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:
- Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю.
Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.
Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год
Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.
Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам. Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния
Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями
Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.
Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха
Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.
Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.
Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.
Посмотрите видео о трех православных канонах
Гимнографический канон: чем отличается канон от акафиста
Канон – это один из жанров церковной гимнографии. Он представляет из себя молитвенное песнопение, повествующее о каком-либо священном событии или прославляющее конкретную святую личность. В каноне можно проследить сопоставление пророчеств и образов Ветхого Завета с новозаветными событиями. Все произведения этого жанра имеют общую структуру и состоят из песней. Всего в каноне может быть две, три, четыре, восемь или же девять песен. Они имеют общую тему и, в свою очередь, состоят из ирмосов и тропарей.
Ирмосом открывается каждая песнь. Именно в нём содержатся прообразы Ветхого Завета. Ирмос служит образцом для всех последующих тропарей. Тропари – это короткие песни, повествующие о новозаветных событиях и прославляющие Господа, Святую Троицу (Троичный тропарь), Божью Матерь (Богородичный тропарь) или святого. Большинство тропарей разделены общим для всего канона припевом.
Канон и акафист – это два разных жанра церковных песнопений. Они отличаются структурой и характером использования в церковной жизни. Например, канон обязательно присутствует в вечернем богослужении. Акафист же поётся по желанию и в любое время. Например, в канун великих праздников. И каноны, и акафисты также читаются православными христианами самостоятельно, в домашней молитве.
Когда следует читать
Хвалебные песни (покаянные и молебные), будучи утвержденными в уставе церкви, произносятся ежедневно утром и вечером.
Верующий человек может молиться дома в разные периоды времени.
Христианин, готовящийся к Причастию, должен с особым усердием читать:
- Покаянный канон к Господу Иисусу Христу. Чтение продолжается в вечернее время перед причащением, затем с утра в день Причастия. Его задача — настроить человека на волну покаяния как внутреннего состояния души, смягчить ее и помочь открыться перед Творцом. Непосредственно перед совершением таинства следует соблюдать трехдневный пост.
- Каноны Царице Небесной, их читают каждый день перед Святым Причастием. Молитвенное обращение к Богородице станет первой поддержкой в пору скорбей и уныния, когда «плачет» душа.
- Песнопение Ангелу Хранителю, смысл которого — в покаянии и обращении к Божьему ангелу с просьбой наставить на верную жизненную стезю, помочь избавиться от лености, жестокосердия и неразумения.
Канон — шедевр, созданный Андреем Критским, относится к покаянным молитвам, которые в течение двенадцати веков провозглашаются в Великий пост каждый вечер на богослужении. Делится он на четыре части, которые поочередно читаются в течение первых четырех дней поста. Песнопение это — зов покаяться и, приняв Божье благословение, измениться.
В случае болезни родных или близких к Богу обращаются с просьбой послать выздоровление, читая канон за болящего.
Произведения этого церковного жанра помогают христианину задуматься, правильно ли он живет, разобраться в своих недостатках, принять решение поменять что-то в себе с помощью Спасителя.
Что такое канон и как он устроен
Канон — это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует. Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых — ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.
Тропари — все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:
Запев Исусу: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».
Запев Богородице: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
Запев Ангелу: «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».
Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» — «грешную»; подобным образом и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите в отсканированном репринте уральской книги.
Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).