Праздник вознесение господне

Смысл праздника Вознесения Господнего

Вознесение Господне — это день когда Иисус Христос покинул наш мир и вознесся на Небо. Произошло это на 40 день после Его воскрешения из мертвых. Этот день знаменует некий переход или рубеж, когда зримое физическое присутствие Бога на земле заканчивается, и начинается Его незримое присутствие духовное в жизни каждого верующего человека.

Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня

В богословском смысле выделяют несколько значений этого дня для христиан:

  • вознесение знаменует собой соединение земной физической природы с Божественной сутью;
  • это день последнего присутствия Бога на земле;
  • в нравственном смысле этот праздник напоминает нам, что человек состоит не только из физической плоти, но имеет еще и душу, которая должна всю жизнь стремиться к Богу.

В Евангелии события этого праздника довольно детально описывает апостол Лука, а также события изложены в Деяниях апостолов. После своего воскресения Иисус Христос много раз является ученикам во плоти, чтобы они могли удостовериться в произошедшем Чуде. Когда же его ученики достаточно укрепились в вере и стали готовы совершать дальнейшее служение, Господь собрал их на горе Елеон.

О других двунадесятых праздниках:

На этой горе Христос подал им последнее благословение, и стал удаляться в небо, окруженный облаками. Ученики Его были наполнены радостью, и по возвращении в Иерусалим, на них сошел Святой Дух.

Важно! С этого дня на земле заканчивается служение Бога в человеческой природе и начинается служение апостолов. Сам факт вознесения Христа не означает только лишь физический уход, но знаменует особое прославление Бога, о чем в Евангелии есть много слов

Кроме того, сам Христос, будучи на Земле, говорил о том, что он воссядет одесную своего Отца Небесного, т.е. прославится после своего воскресения.

Таким образом, можно сказать, что Вознесение стало кульминацией прославления Бога после его земной жизни и крестных страданий. Именно поэтому так велико значение этого дня для каждого православного человека.

Вознесение Господне связывают с возвращением Иисуса Христа к небесному Отцу

Традиции на Вознесение

За свою многовековую историю сложились традиции празднования Вознесения. Верующие за сутки до праздника посещают всенощные бдения, в день праздника – торжественные службы, где священнослужители в белых одеяниях под колокольный звон читают главы из Священного Писания. На следующий день, в пятницу, праздник завершают чтением молитв о Вознесении Господа.

В четверг для освящения в церковь приносят хлеб «лесенку», который выпекают специально к этому дню. Он продолговатой формы, сверху на нем выкладывают из теста семь ступенек, символизирующих семь небес апокалипсиса. Какую-то часть освященного хлеба обязательно оставляют в церкви – это Христу в дорогу. Традиционно пекут и пироги с зеленым луком.

После службы все собираются за праздничным столом, угощаются пирогами, хлебом, тем, что приготовили для друзей и родных. Считается, что душа Иисуса до Вознесения в образе нищего бродила по Земле и могла зайти в любой дом, обратиться за помощью, поэтому нищих тоже угощают, дают им подаяние.

Другие традиции:

  • приглашать в гости родных, друзей;
  • украшать жилище ветками черемухи;
  • оставлять за дверями дома посуду с едой;
  • на подоконник с внешней стороны окна класть монетки для нищих;
  • вносить пожертвования на строительство храма;
  • молодым людям обмениваться нательными крестами и называть друг друга кумовьями (обряд «кумления» – знак верности дружбе).

История праздника

Вознесение Христово празднуется православной церковью на сороковой день после Пасхи – в четверг шестой недели после Воскресения Христова.

В первые века не было разделения на два праздника – Вознесение и Пятидесятница. Пятидесятницу в те времена считали особенным периодом церковного года, который следует за Пасхой, а не определенным праздником. По мнению многих исследователей в этой области, возникновение отдельного празднования Вознесения и Дня Святой Троицы произошло после того, как на Втором Вселенском соборе была осуждена ересь Македония.

Вознесение Спасителя начали праздновать еще во времена земной жизни апостолов. Об этом празднике и его совершении в 40-й день после Воскресения Христова упоминает в своих трудах святой Григорий Нисский, живший в IV веке. В своих проповедях этой темы касался великий учитель церкви святой Иоанн Златоуст.


Вознесение Христа начали праздновать во времена земной жизни апостолов

Сохранилось свидетельство паломницы Этерии, жившей в IV ст. Она посетила Палестину и лично увидела, что на праздник Вознесения христиане из Иерусалима идут на гору Елеон, на то место, где произошло вознесение Христово. Там служится служба, читается Евангелие и Деяния святых Апостолов – выбранные места из этих книг, повествующие о празднуемом событии.

Период в 40 дней, разделяющий праздники Воскресения и Вознесения Христова, не случаен, а имеет свое значение. Много событий, о которых рассказывает Святое Писание, имели этот срок:

  • дождь при всемирном потопе;
  • странствование евреев после побега из Египта;
  • пост Иисуса Христа после Крещения.

Также сорокадневного младенца было положено приносить в храм. На сороковой день оканчивались большие подвиги.

Как принято отмечать Вознесение Господне

Празднование проходит в течение 10 дней. Сначала в среду провожают Пасху (совершают обряд отдания). Наиболее верующие проводят всю ночь в бдении. С утра читают Евангелие от Марка.

Внимание! 

Троица в 2021 году у православных христиан наступает 20 июня.

Все остальные дни — предпразднества, до пятницы прославляют вознесение. А в этот день праздник провожают. Священнослужители снимают красные одежды и облачаются в белые, в которых и проводят службы до самой Троицы.

В субботу или воскресенье нужно святить куличи и яйца на ПасхуВ 2019 году православная Пасха выпала на 28 апреля. Одним из главных обычаев светлого праздника является освящение куличей и крашеных яиц. Традицией стало святить пасхальные кушанья накануне Пасхи –…

Традиции и обряды праздника

Общецерковных традиций, присущих именно этому торжеству, нет. Церковные мероприятия стандартные. Проводятся службы, во время которых священнослужители сами выбирают, что читать. Исключение — всенощное бдение и утренняя литургия в первый день. Из церквей выносят плащаницу — плат с вышитым или напечатанным изображением Христа или усопшей Богородицы.

Но во многих храмах сформировались свои традиции, которые поддерживаются ежегодно:

  1. В монастырь на горе Елеон каждый год приезжают паломники, чтобы поклониться камню. На нем есть отпечаток ноги Господа. В некоторых церквях России есть копии камня, и к ним тоже в этот день собирается паства.
  2. В Истре, городе под Москвой, устраивают ежегодно устраивают Крестный ход от Новоиерусалимского монастыря в Вознесенский храм.

Интересно! 

А вот на Руси именно празднику Вознесения посвящали храмы и деревенские часовни. Самое известное строение — храм в Коломенском, воздвигнутый в 1532 году. В этот день у царя Василия III появился на свет долгожданный сын.

В народе после молитв принято посещать могилы дорогих усопших. Этот обычай остался с языческих времен. К этому дню женщины выпекали специальные хлебцы, называемые «небесные лесенки» или поминальные. Их относили на погост, чтобы люди, которые их получили, быстрее добрались до ворот рая, и в поля — для повышения урожайности, ускорения роста злаков.

Зачем на Пасху красят яйца и пекут куличиК Пасхе все люди готовятся особо тщательно. Одной из традиций является выпечка кулича и покраска яиц. Причем большинство уверены в том, что кулич – самый главный пасхальный символ. Это не так, ведь…

Также готовили блины — «лапотки Христовы». Согласно легенде, в эти дни сам Иисус обходит православную Русь. Эти блины носили к знакомым или к родне, приглашали близких к себе на застолье, где лапотки были обязательным блюдом.

Особое внимание доставалось убогим. Раньше барыни с детьми специально подъезжали к храмам, чтобы раздать щедрую милостыню

Традиция подавать нищим сохранилась до сих пор. Согласно легенде, именно среди них и будет находиться Спаситель во время второго пришествия. Вдруг он уже среди нас.

Что нельзя делать на Вознесение Господне в 2021 году

В этот день под запретом вся черная работа. К этой сфере деятельности относится огород и сад, уборка, строительство и подобное. Готовиться нужно заранее. Можно ли убирать за скотиной — если это крайне необходимо, нужно уточнить у священника.

Внимание! 

При уходе за птицей всеобщая рекомендация — в этот день ограничиваются кормлением.

А вот ухаживать за болящими и слабыми — не грешно. Если нужно, их разрешается обмывать, переодевать и так далее. Возможно готовить еду.

Нельзя произносить даже про себя «Христос Воскрес». В это время выносят плащаницу, но Святитель еще 40 дней находится рядом с учениками, укрепляя их веру.

Нельзя сквернословить, думать о плохом, вступать в конфликты. С близкими, даже если есть непонимание, следует разговаривать спокойным голосом. Грешно наказывать, а уж тем более бить детей. Нельзя кидать мусор на улицу — сейчас его рекомендуют или выносить накануне, или оставить до следующего дня.

В языческие времена в эту ночь устраивали проводы весны. Конечно, чучело, как на Масленицу, не сжигали, но девушки водили хороводы, пели песни, знакомились с парнями или получше узнавали выбранную вторую половинку. Можно было себе позволить прогулять всю ночь, ведь на следующий день все отдыхали от тяжелой работы.

История возникновения праздника

По поводу эортологической истории нужно, прежде всего, отметить одно специфическое обстоятельство: до конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день.

Этот факт непротиворечиво доказывают, например, записи паломников, побывавших в Святой Земле. Так, Этерия сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон – в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. Она также указывает и на совершение праздничной службы в Вифлееме на сороковой день после Пасхи. Хотя в данном случае речь идет, по-видимому, не о Вознесении Господнем, а об иерусалимском празднике Вифлеемских младенцев, приходившемся на 18 мая. Если это предположение верно, паломничество Этерии следует относить к 383 году, когда названное празднование совпало с сороковым днем по Пасхе.

Впрочем, вышеуказанные свидетельство и его датировка находятся в полном согласии с мнением большинства исследователей о том, что размежевание Вознесения и Троицы произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе, который состоялся в 381 году.

Упоминания об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи встречаются у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста. Прямо говорят об этом и апостольские постановления.

Существует предположение о том, что как Вознесение Господне надо понимать «четыредесятницу» из 5-го правила I Вселенского Собора, который, как известно, созывался в 325 году. Однако такая ранняя датировка не подтверждается позитивными аргументами.

Как бы то ни было, но источники V века однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник – на сороковой день после Пасхи, что должно было подчеркнуть благодатную роль Святого Духа в домостроительстве спасения.

Понятно, что Вознесение было отнесено с тематической точки зрения в Господские, с календарной – в переходящие, а с уставной – в великие, двунадесятые праздники.

Как уже упоминалось, с V столетия традиция празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно. Блаженный Августин, например, называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным».

Вознесение. М. Нестеров. 1897 г. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), СПб

Иконография праздника

Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая «втягивает» Спасителя на небо. По мнению С.Н. Липатовой, опирающейся на исследования предшественников, такое изображение можно трактовать «как своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: “Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он, быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33)».

Вознесение Господне. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Бамбергский аворий; Римская Империя. Рим; IV в.; местонахождение: Германия. Мюнхен. Баварский национальный музей; 11.6 x 18.7 см.; материал: кость; техника: резьба по кости.

Другим архаичным примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V в.). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него – крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к словам: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже – свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой, изображенной между ними Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при Вознесении Сына у евангелистов ничего не сообщается, однако Ее образ занимает центральное место во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы.

Вознесение Господне. V в. Деталь резных дверей церкви Санта Сабина в Риме.

Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел. Такое несоответствие исторической действительности нельзя, однако, считать однозначно ошибочным, поскольку иконописцы создавали, прежде всего, символический образ новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам.

В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Однако композиции наделены и эсхатологическим смыслом, который сосредоточен в изображении под славой Христа тетраморфы с огненными колесами (ср.: Иез. 1: 4–25 и Откр. 4: 7–8).

Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция

В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху, как правило, располагалось в своде купола (как, например, в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году). Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческий период. Эта сцена, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалась для купольной декорации.

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII столетий – в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице и многих других.

Вознесение Господне. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Вознесение Господне. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Народные традиции празднования

Праздник Вознесения – двунадесятый, один из главнейших праздников Православной Церкви. В этот день нельзя работать физически, его нужно провести в благочестии, мире, молитве. Обязательно посетить Божественную литургию.

В старину было принято навещать в этот день родственников и друзей, угощать их пирогами. Пироги обычно пекли с луком. Еще было принято печь из теста на меду особые лесенки, по которым гадали. Это поверье, вероятно, осталось на Руси со времен язычества. Гадать как в праздник, так и в любой другой день – страшный грех, служение бесам и отдаление души от Бога. Ни один православный человек не станет этим заниматься.


Вознесения – один из главнейших праздников Православной Церкви Люди верили, что в этот день сам Господь Иисус Христос ходит по земле под видом нищего. Поэтому в этот праздник к людям, просящим милостыню, относились особенно почтительно, угощали, кто чем мог. На самом деле с подобной проверкой души на милосердие каждый человек может столкнуться в любой день, а не только в праздник.

Люди замечали, что в этот день соловьи поют особенно громко и заливисто. Данный праздник нашел отображение и в фольклоре. Существует масса народных песен, прославляющих вознесшегося Христа.

Важнейшие черты праздничного богослужения

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Продолжается он десять дней, имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу 7 седмицы по Пасхе.

Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника.

На великой вечерне кафизмы нет (т.е. «Блажен муж» не поется). На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

На утрене: полиелей праздника; величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение»; степенны — первый антифон 4 гласа.

Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие:

После Евангелия на утрене поется: «Воскресение Христово видевше» (единожды).

Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа («Божественным покровен»).

Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.

Канонов два: первый — святого Иоанна Дамаскина — «Спасителю Богу»; второй канон — святого Иосифа Песнописца. «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». Хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем». Затем — остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: «Радуйся, Царице, матеродевственная славо».

Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия — ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу».

На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) — ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию» с припевом. Вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш».

Если на день Вознесения Господня придется храмовый праздник или день памяти великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе (8 мая) — святому апостолу Иоанну Богослову и Вознесению (см. Храмовая глава 51).

В день праздника великая вечерня. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори».

В попразднство до отдания Вознесения Господня на Литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с праздничным припевом в конце: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуиа».

Во все дни от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы в начале часов и других служб «Царю Небесный» не читается, но службы начинаются с Трисвятого. В конце Литургии от Вознесения Господня до Пятидесятницы вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь праздника или дня («Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш» — до Троицкой субботы, «Глубиною мудрости» — в Троицкую субботу).

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

История и суть праздника

Вознесение Господне – это один из двунадесятых христианских праздников. После того, как Христос был распят, Он не умер, как обычный человек. Пасха – Воскресение Христово на третий день после смерти. Господь попрал смерть смертью, как бы странно это не звучало.

Со дня Пасхи до Вознесения, Спаситель находился на земле, рядом со своими учениками. Причем, в буквальном смысле слова, ибо Иисус Христос был с ними физически. Об этом свидетельствует притча о Господе и Фоме Неверующем, усомнившимся в воскресении Божественного Учителя. Узнав, что ученик сомневается, Спаситель предложил тому прикоснуться к собственным ранам.
Спустя 40 дней после Пасхи, Господь вознесся на Небеса, в Царство Своего Отца Небесного. По сути, праздник Вознесения – это разлука с Богом и, одновременно, радость для православных христиан.

Чему же радовались апостолы – ученики Христовы, когда Тот вознесся? И чему радуемся мы – православные христиане? Все дело в том, что Спаситель приходил на землю не просто так. Его целью было перемирие между Богом и родом человеческим. Если обратиться к Ветхому Завету, то станет понятным, что происходило с людьми после грехопадения Адама и Евы. Рай был закрыт для людей, даже праведники, после своей смерти, шли в ад. И Бог не мог смотреть на это спокойно, послав Своего Сына на землю. Задача Господа – возвестить миру Божественную Истину, призвать людей к покаянию, наставить их на верный путь. И, в конечном итоге, примирить с Богом, открыть для рода человеческого Райские Чертоги.

Иисус Христос, приняв смерть на земле, спас человеческий род. И, выполнив Свою миссию, вознесся на Небо, чтобы подготовить его к принятию всех своих истинных последователей. Каждый человек, исполняя Божественные заповеди, следуя учению Спасителя, может достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном, рядом с Господом.

Заговоры на Вознесение господне

В канун и день торжества в народе принято проводить гадания и обряды на хороший урожай, здоровье, богатство, любовь.

Молодые женщины могут погадать на замужество, а мужчины на женитьбу.

Обычно проводятся обряды:

  • «Колосовождение»;
  • крещение и похороны кукушки на богатый урожай и, чтобы зачать ребенка;
  • с яйцами на хороший урожай;
  • от боли в семье;
  • на удачу и материальное благополучие;
  • на успех и везение в делах.

Вы можете также почитать заговоры:

  • Заговор земли на огороде или даче, чтобы урожай и цветы хорошо росли. При этом закопайте в землю яичную скорлупу, заготовленную с Пасхи, и попросите Господа благословить землю.
  • Чтобы все любили и уважали. Заранее испеките «Небесную лесенку» и произнесите молитву, смотря на нее. После обряда съешьте заговоренную лесенку. Никому не говорите о своем желании.
  • Заговор на здоровье. Во время пения птиц попросите Спасителя об исцелении организма.

Что за праздник Вознесение Господне?

В церкви и православных календарях вы можете встретить полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Из названия понятно, что событие это символизирует восшествие души Иисуса Христа на небеса после пребывания на земле.

С этим днем связывают подвиг христиан – столпничество – непрерывная продолжительная молитва на камне или возвышенности.

В народе праздник также символизирует окончательное завершение весны и начало лета.

История возникновения праздника

Как известно, после ужасных мучений, спустя 3 дня после смерти, Иисус воскрес и предстал перед своими учениками в человеческом образе. Этим он доказал, что победа над смертью вполне реальна. 40 дней Иисус являлся своим ученикам на земле.

На сороковой день Спаситель собрал апостолов на горе Элеон в окрестностях города Вифания, дал им последние наставления и благословения. Затем Христос взошел на облако и растворился. В этот момент земной путь Спасителя закончился. Неспроста считается, что все умершие отправляются на небеса к Господу именно на сороковой день после смерти.

История Вознесения Господнего описывается в Евангелиях от Луки и Марка. Сейчас Вознесение и Троица отмечаются в разные дни, хотя до конца XIV века, эти события приходились на одну дату.

Как отмечается в православном христианстве?

В православном христианстве существует 12 Двунадесятых праздников, в число которых входит Вознесение Господне.

Подходит к концу пасхальный период. Последние пасхальные песнопения звучат в среду накануне праздника. В этот же день вечером проходит служба торжественного Всенощного бдения. В четверг во время литургии читают Евангелие от Марка, повествуют события восшествия Иисуса Христа на небеса.

Православные христиане обязательно должны посетить службу в церкви, почитать молитву, помянуть усопших, поставив свечу в храме.

Как празднуют католики?

Католическое Вознесение отмечается в один день с Православным, но начинается торжество за 3 дня до ключевой даты. Именуется это срок – периодом прошения, временем, когда с помощью молитвы люди просят Христа о прощении и благополучии. Сам праздник включает обряды благословения бобов и винограда в течение мессы или тушения пасхальной свечи. Некоторые церкви устраивают подобие восшествия Спасителя на небеса – поднимают статую Иисуса Христа или крест до потолка.

Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7).

Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1–4).

В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре.

В Деян. 1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.: Лк 2: 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1–2; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32–36; 3: 15–16; 4: 10; 5: 30–32; 10: 40–43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5–8).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1.

Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.).

Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8).

Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.

Вознесение Христа. П. Сведомский. Фреска Владимирского собора в Киеве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector