Курская коренная икона божией матери «знамение»
Содержание:
Описание иконы
На верхней части иконы – изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.
Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке у него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».
Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.
10 декабря — день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Вы можете заказать молебен перед чудотворной иконой :
Значение иконы
Во время Смутного времени к Курску приблизились польские отряды. Курск был совсем не готов к осаде, ограждения ненадёжны, поэтому жители Курска молились образу Девы Марии. Их надежды оправдались. Поляки пошли на штурм Курска, но ушли. Позже стало известно, что они увидели просветлённую Жену, угрожающую врагам.
Наружный облик храма был обычным для стиля церковной архитектуры и был похож на Благовещенскую церковь, которая находится в Петербурге. Внутри всё также выглядело богатым. Установленный там иконостас — значимая поделка мастеров из Свято-Троицкого братства.
На данный момент она постоянно находится в Соединённых Штатах, Нью Йорк. Каждый год она посещает Курскую Богородичную Коренную пустынь. Монашеская жизнь возродилась с 1989 года. Вновь появились и крестные ходы с участием всё увеличивающегося числа верующих.
Икос 1
Ангели удивишася, зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным, нам предходящую в великом исходе нашем из земли, беззаконники порабощенныя. Не Моисея бо, но Самую Тя имамы Путеводительницу в скорбном странствовании нашем, темже Ти благодарне зовем:
Радуйся, благословенная Одигитрие; радуйся, истиннаго Пути Мати.
Радуйся, сквозе пустыню мира сего нас провождающая; радуйся, Амалика мысленнаго преславно побеждающая.
Радуйся, источники благодати от иконы Твоея источающая; радуйся, закон Сына Твоего, Христа Бога нашего, на скрижалех сердец наших написующая.
Радуйся, зноем страстей палимых благодатное окропление; радуйся, изнемогающих всемощное укрепление.
Радуйся, сердец смятенных тишайшая усладо; радуйся, странных и сирых Божественная отрадо.
Радуйся, землю обетованную нам приуготовляющая; радуйся, небеснаго Иерусалима врата нам отверзающая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Чудеса
Исцеления от болезней, помощь в житейских скорбях, другие чудесные события, связанные с образом, стали записываться с XIV в. Вот некоторые из них.
Неопалимая купина
В конце XIV в. стало широко известно чудо, совершившееся во время татарского набега 1383 г. Тогда при часовне на месте явления образа жил священник. По своему чрезвычайному благочестию, от народа он имел прозвище Боголюб. Судя по сохранившимся преданиям, иерей стяжал особое благоволение Богородицы. Когда случился татарский набег, захватчики пытались поджечь деревянную часовню, но она не загоралась, хотя они тщательно обложили ее хворостом. Разозлившись, татары разрубили икону на две части и выбросили. Самого священника татары захватили, но скоро заступничеством Пречистой, освободили. Вернувшись, Боголюб первым делом устремился к часовне. Ему удалось найти икону. Части ее, приложенные друг к другу, чудесным образом срослись.
Покров Богоматери
Записан и такой случай XIV столетия. Некий человек по имени Мамота, спасаясь от татар, забрался на дерево близ часовни. Враги были близко, несчастный взмолился к Царице Небесной. Вдруг Мамоту накрыла какая-то тень, как бы человеческая, и подошедшие враги не увидели никого.
Спасение Курска
Во время Смуты начала XVII в. к Курску подошли польские отряды гетмана Жолкевского. Город оказался не готов к осаде, укрепления – ненадежны, поэтому куряне надеялись только на свою Заступницу. Их надежды не были посрамлены. Сразу несколько человек из защитников города рассказали о бывших им видениях Царицы Небесной – Пресвятая молилась за горожан, советовала, как лучше обороняться. Поляки попытались штурмовать Курск, но вынуждены были уйти. Позже рассказывали, что польское войско видело пресветлую Жену, грозившую врагам, отчего пришло в страх. Видимо, после подобных случаев к иконе часто стали обращаться с молитвой о помощи в защите от врагов.
Помощница воинов
Образ не раз выезжал из монастыря в расположение русских войск, ожидавших духовной поддержки. В 1676 г. отправлялся к донским казакам, в 1687 г. участвовал в Крымском походе князя Василия Голицына. В 1812 году список иконы побывал в действующей армии, сражающейся с Наполеоном.
Целительница
Из многих чудес над болящими, видимо, самое известное – помощь Прохору Мошнину, жителю Курска, в 1767 г. Отрок Прохор был опасно болен, почти при смерти. Мать, Агафия, уже почти отчаялась видеть сына живым, но постоянно просила за него Матерь Божию. Молитва была услышана, и во сне мальчику явилась Богородица. Она пообещала исцелить отрока.
Житийная икона прп. Серафима Саровского с сюжетом исцеления отрока Прохора Пресвятой Богородицей
Через несколько дней начался традиционный крестный ход с иконой. Маршрут его движения проходил рядом с домом. Внезапно начался дождь. Крестоходцы, для сокращения пути, свернули и двинулись прямо через двор Мошниных.
Интересный фактОбрадованная Агафия с сыном на руках выбежала навстречу святыне, и Прохор смог приложиться к ней. Совсем скоро он совершенно поправился. Позже этот мальчик стал известен всей России как преподобный Серафим Саровский.
И снова Неопалимая купина
В 1898 г. группа революционно настроенных студентов и учеников ремесленного училища устроила взрыв в соборе Знаменского монастыря, стремясь уничтожить икону. Взрыв был большой силы: случился пожар, сильно пострадали ступени и сень над образом. Но сам образ остался совершенно невредим. Происшедшее, однако, стало грозным предзнаменованием грядущих событий, когда вновь, как и века назад, России понадобится сугубая молитва: оставалось менее 20 лет до революции.
Икос 9
Вития многовещанныя увядоша и ритори благоглаголивии изнемогоша, по долгу Тя прославити хотящии, Марие Богородице, недоумеет бо всяк ум благохвалити Тя по достоянию, обаче аще мы умолкнем — камение возопиют. Темже, аще и недостойнии суще, бренными усты дерзаем взывати Ти таковая:
Радуйся, пророков огнедохновенный глаголе; радуйся, апостолов проповеде неумолкаемая.
Радуйся, преподобных сердечное пение; радуйся, исповедников крепосте и дерзновение.
Радуйся, молчальников тайнолепная беседо; радуйся, риторов и Богопроповедников златыя уста.
Радуйся, на страсти подвизающихся превознесенная наградо; радуйся, всех праведников Божественная отрадо.
Радуйся, матерей славо и девства похвало; радуйся, старцев покое и юных Водительнице.
Радуйся, Адама смертнаго Дщи, Богу же Родительнице; радуйся, славою неизреченною близ Бога сияющая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Лики святых на иконе
На иконе изображена Богоматерь с младенцем на руках. Дева Мария сидит в молитвенной позе с поднятыми кверху руками. Подобное изображение считается одним из наиболее ранних образов Божьей Матери в иконописи. Еще одна известная святыня этого типа — Абалацкая, но на краях Курско-коренной святыни расположились изображения Саваофа Господа и пророков из Ветхого завета.
Пророки обращены к Богородице. Справа — лик царя Соломона. Около него — лики пророка Даниила, Иеремии, Илии. С противоположной стороны представлены лики Царя Давида, пророка Моисея, Исаия и Гедеона. У каждого из них в руках свитки, а в каждом из свитков представлено по одному мудрому высказыванию, имеющих особое значение.
Быть православным легко, мы просто ленимся
– Трудно сейчас быть православным, живя в США и других странах?
– Если человек сам хочет быть православным, я не думаю, что это трудно. Мы просто ленимся. Но если мы укрепляемся в вере, гордимся ею, посещаем службы, осеняем себя крестным знамением, соблюдаем посты – думаю, быть православным легко. Нам ведь не нужно испытывать страдания ради исповедания нашей веры.
Епископ Манхэттенский Николай
Да, могут быть различные противоречия, связанные с календарем. Мы живем по юлианскому летоисчислению со своими праздниками, постами. Западные христиане следуют григорианскому календарю, так что для нас посты могут усложняться тем, что они совпадают с какими-то американскими праздниками. Многие светские мероприятия выпадают на вечер субботы или на утро воскресенья, что, конечно, является искушением пропустить богослужение и уйти в сторону от того, что нужно душе на самом деле. Но здесь вопрос свободной воли – у нас есть выбор, и от нас зависит, чтобы при помощи Божией Матери сделать правильный шаг.
– Неправославные американцы, которые оказывались у Курской иконы, рассказывали вам о своих впечатлениях?
– Иной раз они просто восхищаются, говорят, какая это прекрасная икона. А иногда признаются, что встреча с ней полностью изменила их жизнь, они увидели подлинность православной веры и приняли святое крещение. Это замечательные примеры того, как люди обретают истинную жизнь по молитвам перед Курской иконой.
– Теперь Курская икона приезжает в Россию каждый год. Люди, живущие за границей, опасаются, что она останется там навсегда. Есть ли какие-то договоренности по этому поводу? Переедет ли она в Россию на постоянной основе или останется в зарубежье?
– Да, с 2009 года по благословению Синода Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата святыня ежегодно посещает Курскую и, как правило, еще одну из епархий в России. Например, она уже побывала в Екатеринбурге, Саранске, Перми, Оренбурге, других замечательных городах.
Но ее «домом» остается кафедральный собор в Нью-Йорке, где она находится между поездками. Господь благословил Зарубежную Церковь быть хранительницей иконы, но наше послушание заключается в том, чтобы делиться этим благословением со всем православным миром.
– А правду говорят, что скоро у иконы может появиться новая швейная риза?
– Нынешняя швейная риза была приготовлена в Иерусалиме русскими сестрами-монахинями, которые молятся на Святой Земле. Но недавно нам пришла новая швейная риза – из Курска, и, возможно, наш первоиерарх вскоре благословит облачить икону в новую «одежду».
– Что значит Курская-Коренная икона для русских православных людей, живущих не в России?
– Она являет собой особую любовь Богородицы к русскому народу в изгнании. Мы называем ее Одигитрией, то есть Путеводительницей, Русского зарубежья. Мы привыкли говорить, что Курская икона постоянно находится в движении: она путешествует, посещает наши епархии, приходы, болящих и престарелых по всему миру. Это великое благословение.
В Салаватской области. Фото: eparhia-salavat.ru
Икона покинула Россию в октябре 1920 года. Она отбывала за границу из Крыма, последней части страны, еще не занятой большевиками. Она уезжала вместе с представителями Белой армии, нашим духовенством и верующими. Для людей это были трудные времена: они были вынуждены покинуть родину и бежать в странный и непонятный для них мир. Зачастую они не знали языка своей новой страны, традиций, у них не было работы. Но вне зависимости от того, где находились русские люди в рассеянии, у них были их друзья и близкие, их православная вера и Курская икона. Она покинула Россию для того, чтобы защищать их, направлять ко спасению и свободе веры.
Конечно, каждый святой образ по-своему чудесен, но для русских людей, живущих за границей, Курская икона имеет действительно особое значение. И я могу сказать, что теперь это относится не только к русским, поскольку она стала святыней для всего православного мира: наши братья сербы, представители Греческой, Антиохийской и других Церквей приходят помолиться перед ней. Даже многие неправославные люди молятся перед этим чудесным образом.
Икос 10
Стена необорима нам буди, Всенепорочная, сопротив ополчений видимых и невидимых враг, державно по нас поборающи, любовию вопиющих Ти таковая:
Радуйся, Богоноснеи руце Твои о нас к Богу присно воздвигающая; радуйся, духов злобы под нозе наша покоряющая.
Радуйся, князя тьмы хитросплетенные советы посрамляющая; радуйся, тучи помыслов Духом Божиим развевающая.
Радуйся, уныние от нас отгоняющая; радуйся, треволнения житейския смиряющая.
Радуйся, бурем напастей повелевающая; радуйся, обуреваемых благодатно окормляющая.
Радуйся, из глубины зол извлачающая; радуйся, погибающим длани милостивно простирающая.
Радуйся, нози наша на пути спасения наставляющая; радуйся, руце наша во бранех укрепляющая.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
История
В России
По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.
В 1383 году Курская область снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.
В 1597 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков.
В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по наказу царя на месте часовни основали монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года бо́льшую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.
В 1676 году Чудотворная Икона «выезжала» на Дон для благословения казацких войск.
В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М. И. Кутузова список с иконы.
В 1898 году в Курском Знаменском соборе трое революционно-настроенных юношей во главе с А. Г. Уфимцевым подложили бомбу рядом с Курской Коренной иконой. Взрывом были произведены разрушения в храме, но икона осталась цела.
За рубежом
Курская Коренная икона «Зна́мение» в окладе Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.
В начале марта 1920 года епископ Курский Феофан (Гаврилов) на пароходе «Святой Николай» привез икону в Сербию. В сентябре 1920 года генерал П. Н. Врангель попросил доставить Чудотворный Образ в Крым.
29 октября 1920 года образ окончательно покинул Россию с врангелевской эвакуацией. Икона вновь прибыла в Сербию, где пребывала в сербском православном монастыре Язак на Фрушковой горе в Воеводине.
С конца 1927 года образ находился в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала П. Н. Врангеля.
В 1944 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви переехал в Мюнхен (Бавария). Икона также была доставлена в Мюнхен.
В 1950 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5 февраля 1951 года прибыла Курская Коренная икона.
С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
12 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября икона находилась в Храме Христа Спасителя, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк.. С 2009 года икона «Знамение» ежегодно прибывает к месту своего обретения в Курскую епархию для поклонения верующих.
Написание списка
В 1944 году икона Божьей Матери оказывается в Мюнхене, куда переезжает Синод Зарубежной православной церкви. Перед передачей чудотворного лика Богородицы в Америку, чтобы спасти его от уничтожения, было решено сделать список.
Работа была поручена иеромонаху Киприану, который с благоговением открыл святыню и остолбенел, ибо перед ним лежала черная от копоти доска с едва видимыми рисунками. Иконописец не знал, как правильно поступить, ведь он не получил благословение на реставрацию, а писать было нечего.
На свой страх и риск, без позволения митрополита, Киприан стал штрих за штрихом отмывать икону, и пред ним засияла Богоматерь с Младенцем под покровом Господа в окружении ветхозаветных пророков.
Икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная
Не дожидаясь утра, Киприан разбудил архимандрита Серафима, который был поражен увиденным, но не знал, как признаться владыке, что через непослушание явилось чудо. Прибывший владыка увидел в непослушании волю Божью, отслужил около иконы молебен и благословил отца Киприана на написание списка.
После того как оба образа были одеты в ризы, от оригинала отщепили кусочек дерева и укрепили его на списке. Оригинал улетел в Америку, а список остался в Европе.
В 1950 году недалеко от Нью-Йорка строится Курская-Коренная Пустынь, в нее переезжает чудотворная икона Богородицы. В 1957 году Курская-Коренная икона становится хранительницей собора Знамение, построенного в честь этого святого образа.
В Россию Курская святыня прибывает в 2000 году на время поклонения ей, а затем вновь возвращается в Америку.
На заметку! Христиане Северо-Американской и Канадской епархии каждый год имеют возможность приложиться к иконе Курская-Коренная и в настоящее время.
В год празднования тысячелетия Крещения Руси она побывала в австралийских церквях, приходах Южной Америки.
Чудотворная святыня наполняет сердца христиан радостью, утешением и надеждой на помощь от Пречистой Богоматери. Для западного мира, русских православных христиан, разбросанных по всем уголкам земли, Оранта стала символом единства. Ныне хранителем Курской иконы Богородицы «Знамение» является епископ Николай Ольховский.
ЧУДЕСА ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ХРАМ
Одно из первых упоминаний в истории о помощи чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», случилось еще в первом тысячелетие. В то время во главе с Андреем Боголюбским осадили воины Новгород, чтобы его захватить.
Увидя это начали новгородцы просить о помощи Всевышнего, и в третью ночь к преподобному отцу Илию новгородскому во сне пришел Дух Святой и приказал вынести икону Пресвятой Богородицы из храма Спаса Преображения, и отнести ее к городским стенам.
Начался страшный бой, и одна вражеская стрела вонзилась в чудотворную икону, и все заметили, что из очей Девы Марии потекли слезы. Это и стало предвестием Богородицы, а люди поверив, разгромили захватчиков. Во имя Покровительницы преподобный отец Илия постановил праздник Знамения Пресвятой Девы Марии.
Обычай дошел и до наших дней, христианские верующие почитают чудодейственную икону десятого праздник декабря.
В начале шестнадцатого века произошло еще один чудесный случай, свершенный иконой «Знамение» Богородицы.
В то время на Новгородскую землю вступили шведы, а в Знаменской церкви в это же время происходила служба. Шведы захотели захватить церковь и кинулись к нему, но дорогу им перекрыла невидимая сила. Враги пару раз старались подойти к церкви, но раз за разом их отбрасывала какая-то незримая сила. Отчаявшись шведы отошли, а через время ушли из Новгорода.
https://youtube.com/watch?v=u9QKfVr0pYE
История
Икона с изображением пресвятой Божьей Матери «Знамение» — это одна из наиболее старых русский святынь, у которой богатая и интересная история, берущая свое начало в 1295 году в период нападения на Курск хана Батыя.
Находка и первый день празднования
На Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября в лесу около города мужчина из соседнего населенного пункта, как обычно, вышел поохотиться. Возле корней одного дерева он увидел икону. Она была повернута изображением к земле. Когда он перевернул и осмотрел ее, выяснилось, что это святыня с изображением Пресвятой Богородицы «Знамение», вроде Абалацкой.
Когда мужчина поднял икону, возле корней дерева появился родник с водой. Про находку было доложено князю Рыльскому. По его приказу икона была доставлена в город, где местные жители торжественно встретили ее. Среди всех не было только князя. За это он был наказан: перестал видеть. После раскаяния зрение вернулось к нему. После чего по его приказу был воздвигнут храм Рождества Богоматери. По завершении строительства икона была оставлена в храме, где пробыла не так уж много времени.
Оригинальная доска Курской Коренной иконы Божьей матери «Знамение»
Возведение часовни
Однажды она таинственным образом исчезла, но вскоре ее обнаружили на том самом месте, где охотник увидел ее впервые. Такие события происходили несколько раз. Неоднократно икона будто испарялась, а затем находилась всегда около того дерева. Люди поняли, что это место Дева Мария благоволит. Было решено возвести там часовню.
Чудесное восстановление лика
В 1383 году произошло нападение на Курск, в результате которого священник, служивший при часовне, был взят в плен, место службы сожжено, а икона разрезана на две части. Одну ее половину кинули в огонь, а другую просто выбросили. Священнослужителя вывезли на территорию Крыма для тяжелого труда. Через некоторое время послы из Москвы проездом посетили Татарский стан. Случайно они услышали, что кто-то возносит песнопения Богоматери на русском языке. Когда они выяснили, что там был плененный священник, они заплатили выкуп и забрали его из плена. Он вернулся на родину, туда, где стояла часовня. К его удивлению, обе части были там же, где и во время нападения. Священник соединил их вместе, после чего каким-то чудесным образом святой лик восстановился.
Второй день празднования
Часовню вновь отстроили, и икону оставили в ней. Через некоторое время вместо часовни построили монастырь. Там она пробыла до 1898 года, до самого прибытия злоумышленников, которые уничтожили храм, подложив в него бомбу. Но икона не пострадала, даже стекло на киоте ничуть не треснуло. После того случая был введен еще один день празднования иконе — 21 марта.
Варианты копий иконы
Похищение и возвращение образа
В 1918 году святыня вновь была похищена. Сначала поиски не давали никаких результатов, но позже одна из жительниц населенного пункта нашла лик около колодца. Икону подбросили похитители, т. к. на ней уже не было украшений.
В последующие года святыня при разных обстоятельствах побывала в самых разных городах. За то время у нее сменилось множество хранителей. Как только икону вывезли в Грецию, ее оберегал епископ Феофан. После того как святыня побывала в Сербии, хранителем стал митрополит Анастасий, который во время войны перевез ее на территорию Германии. Далее за нее отвечал Аверкий — мюнхенский архимандрит. После доставки в США за ней присматривал Крицкий Борис — протоиерей, который не раз отправлялся по приходам Русской Церкви за рубежом. После него должность хранителя перенял протоиерей Виталий Устинов. Сейчас она находится на территории Соединенных Штатов Америки.
Икос 12
Поем Тя, величаем Тя, поклоняем Ти ся, Госпоже Пречистая, сытости похвал Твоих отнюдь не знающе, и припадающи пред честным Твоим образом, умильно взываем Ти сице:
Радуйся, душ наших сладчайшая весно; радуйся, сердец наших светлейшее утро.
Радуйся, высото недомышляемая; радуйся, славо неувядаемая.
Радуйся, блаженство нескончаемое; радуйся, благосте неизсякаемая.
Радуйся, веселие неизреченное; радуйся, воистину едина Преблагословенная.
Радуйся, превыше всей твари Превознесенная; радуйся, в житии сем нас заступающая.
Радуйся, в час смертный верныя сретающая; радуйся, яко и на Страшнем Судищи спасаеши на Тя уповающия.
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая.
Описание иконы
На верхней части иконы – изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.
Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке у него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».
Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.
10 декабря — день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Вы можете заказать молебен перед чудотворной иконой :
Тексты
Прежде чем помолиться курской иконе, надо ознакомиться с примерами текстов.
Молитва
Есть две распространенные молитвы, которые зачитывают лику Богородицы.
Разрешение трудной ситуации
«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь».
Очищение души от негатива
«Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь».
Акафист
«Избранной Воеводе и благой Одигитрии, путеводящей нас к Небесному Граду, приидите, припадем вси, града зде пребывающего не имущии, Тоя всесильнаго заступления просяще, чудеса же, от лет древних даже доныне от иконы Ея бываемыя, поминающе, велегласно возопиим:
Радуйся, Владычице, знамения милости Твоея миру присно являющая».
Тропарь
«Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость».
Кондак
«Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало».
«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой честный, имже показала еси преславное знамение».