«христос воскрес» или «христос воскресе»: как и почему правильно говорить

Празднование Пасхи в истории. Почему восресенье называется воскресеньем?

От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще называют «малой Пасхой». Воскресенье называется воскресеньем в честь воскресшего в третий день после распятия Исуса Христа. И хотя Воскресение Господне христиане вспоминают еженедельно, но особенно торжественно отмечается это событие один раз в году — на праздник Пасхи.

В первые века христианства существовало разделение на Пасху крестную и Пасху воскресную. Упоминания об этом содержатся в творениях ранних отцов Церкви: послании святителя Иринея Лионского (ок. 130–202) к римскому епископу Виктору, «Слове о Пасхе» святителя Мелитона Сардийского (нач. II в. — ок. 190), творениях святителя Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215) и Ипполита Папы Римского (ок. 170 — ок. 235). Пасха крестная — воспоминания страданий и смерти Спасителя отмечалась особым постом и совпадала с иудейской Пасхой в память о том, что Господь был распят во время этого ветхозаветного праздника. Первые христиане молились и строго постились до самой Пасхи воскресной — радостного воспоминания Воскресения Христова.

В настоящее время нет деления на Пасху крестную и воскресную, хотя содержание сохранилось в богослужебном Уставе: строгие и скорбные службы Великих Четвертка, Пятка и Субботы завершаются радостным и ликующим Пасхальным богослужением. Собственно и сама Пасхальная ночная служба начинается скорбной полунощницей, на которой читается канон Великой Субботы. В это время посреди храма еще стоит аналой с Плащаницей — шитой или писанной иконой, изображающей положение Господа во гроб.

Как воскрес Спаситель

Во всех четырех Евангелиях достаточно подробно описаны события крестных страданий, смерти Христа и Его последующего воскресения. Так, Иисус умер в пятницу, примерно в три часа дня, перед днем празднования еврейской Пасхи.


Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом

Один благочестивый и небедный израильтянин, Иосиф Аримафейский, получил от Пилата разрешение снять тело с Креста и похоронить Его в пещере. Иосиф имел свою пещеру, высеченную в скале, для собственного погребения, однако, по большой любви к Иисусу решил похоронить Его там. Тело Спасителя было снято с Креста и намазано благовониями, как требовали еврейские погребальные традиции того времени. После этого подготовленное тело было обвито чистым полотном и положено в пещере.

Интересно! То самое полотно, которое было обвито вокруг святого тела Господа нашего Иисуса, до сих пор сохранилось и являет собой одну из самых известных и почитаемых святынь всего христианского мира — Туринскую плащаницу.

Иосиф и помогавший ему Никодим входили в состав Синедриона — так назывался верховный иудейский суд. При этом они приняли христианство и втайне следовали за учением Христа. Положив тело Христа в пещере, они завалили вход огромным камнем. Конечно, такие приготовления требовали намного больше времени, но хоронившие Его торопились — совсем скоро начнется иудейская Пасха.

Современные варианты иконы

Помимо классического изображения, иконописцы воплощали в работах иные сюжеты, символизирующие события пасхального дня.

Существуют следующие варианты икон, посвященных воскрешению Христа:

  1. Изображение воскресшего Иисуса, возносящегося над землей и держащего за руки первородных грешников – Адама и Еву. Икона показывает, что Господь вывел всех, кто последовал за Ним, из тьмы на свет.
  2. Изображение момента явления Христа сущим во аде. Спаситель удерживает за руки Адама и Еву, а у Его подножия во тьме ангелы усмиряют бесов.
  3. Изображение Христа во время движения сверху вниз за теми, кто ожидает спасения.

В современной иконописи таинство Воскресения изображено в виде восставшего Христа в момент выхода из пещеры, где Он был похоронен. Иисус, озаренный ярким светом, предстает перед стражниками, которые почтительно склоняют свои головы вниз. Часто на иконах изображают преклоняющихся перед Христом ангелов. Правой рукой Спаситель благословляет склонившихся, а в левой руке несет знамя, на котором изображен крест. Знамя символизирует победу вечной жизни над смертью.

На большинстве иконописных полотен живописный сюжет преподносят на золотистом фоне, свидетельствующем о торжестве Божественной силы над злом и тьмой, о несокрушимой мощи Всевышнего.

Воскресение Христово: свидетельства

О Воскресении Христа свидетельствовали не только Его ученики. Этот исторический факт подтверждали и биограф правителя Иудеи Грек Гермидий, и врач Пилата сириец Эйшу. Об этих свидетелях упоминается в докладе академика Александра Ивановича Белецкого (1884-1961). Однако до сих пор вопрос о подлинности данных сведений остается открытым.

Свидетельствами реальности Воскресения были несломанная печать, опустевшая гробница, отваленный без человеческой помощи камень, погребальные пелены. До наших дней сохранилась плащаница, в которую было обернуто тело Иисуса. По месту своего хранения (Турин в Италии) плащаница называется Туринской.

Версия первая: Тело Иисуса украли сами ученики.

Это – самая древняя и самая вероятная версия. (Матфея 28:11-15) Почему ее отвергают сами христиане? Вот что говорит Джош Мак-Дауел:

Если в действительности воскресения не было (т. е. если это была ложь), то ученики об этом знали. Я не могу представить себе, чтобы они были обмануты. Стало быть, эти одиннадцать человек не только умерли за ложь,– но главное, они знали, что умирают за ложь! Трудно найти одиннадцать человек в истории человечества, которые бы сознательно пошли умирать за ложь.

Но этот аргумент не состоятелен по одной простой причине: если человек во что-то очень сильно ХОЧЕТ верить, то начинает сам себя обманывать и убеждать (чаще всего в толпе единомышленников), что созданная им (или толпой) ложь (или модель их версии правды) в его сознании и есть настоящая правда. Любые факты и источники правдивой опровергающей информации отвергаются или подавляются силовыми методами и запретами. Наступает состояние психоза, при котором абсолютно убеждённые в неправде люди готовы совершать не единичные, а массовые героические акты самопожертвования во имя СВЕТЛОЙ ИДЕИ.

В истории можно без труда найти сотни, тысячи примеров тех, кто осознано умирал за ложь, в которую свято верил. Например, Сократ, будучи осуждён на смерть выпил яд и в ожидании смерти убеждал учеников (да и себя) что после смерти есть жизнь, что душа не умирает. Тысячи юных немцев шли на смерть в конце Второй мировой войны за идеи Третьего рейха, хотя было ясно, что Рейху настал конец. Ну а примеров массового и единичного героизма советского народа во имя светлых идей коммунизма просто не счесть и каждому «советскому» человеку хорошо известны. То же имело место и в случае японских лётчиков камикадзе, готовых пойти на смерть ради божественного императора Японии. Об исламских террористах и их убеждённости вообще нет смысла напоминать.

Так что, например, после описанного в Евангелиях сильнейшего землетрясения, когда могилы пооткрывались и «повыходили» (видимо просто повыбрасывало) много тел умерших святых, последователи Иисуса могли действительно спрятать его тело, а затем начать себя и других убеждать, что он воскрес. Разве такая глупость возможна, спросите вы? В Советском Союзе на полном серьезе печатали транспаранты с выражениями «Ленин жив» или «Ленин и теперь живее всех живых». Хотя доказательства его смерти были очевидны, это не мешало пропагандисткой машине внушать массам идею, что он жив. И ведь некоторые искренне верили в это. Подобное могло произойти и после смерти Иисуса. Человек видимо так устроен, что не может смириться со смертью дорогих для себя людей. так что это естественно, и именно эти сентиментальные чувства подталкивают людей на создание сказок, мифов и легенд — попросту небылиц — о своих героях.

Можно лишь посоветовать Джошу Мак-Дауелу внимательнее рассмотреть как факты истории, так и психологию человеческого поведения, прежде чем пытаться навязать кому-то свои «авторитетные» выводы.

Молитва «Да воскреснет Бог»: текст на русском языке

Молитва Честному Кресту Господню

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Перевод: Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Или кратко:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Огради — огороди, защити.

Перевод: Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.

Какого числа Пасха у православных?

Общины первых христиан праздновали Пасху в разное время. Одни вместе с иудеями, как пишет блаженный Иероним, другие — в первое воскресенье после иудеев, поскольку Христос был распят в день Песаха и воскрес наутро после субботы. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. На Первом Вселенском Соборе, созванном императором Константином в 325 году в Никее, рассматривался вопрос о едином для всех праздновании Пасхи. По словам церковного историка Евсевия Кесарийского, все епископы не только приняли Символ Веры, но и условились праздновать Пасху всем в один день:

С того времени все поместные Церкви стали праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов, согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями.

Вопросы священнику

Все миряне прекрасно знают историю Иисуса, но все равно постоянно задают вопросы: зачем распяли Христа, действительно ли это произошло в Иерусалиме, что означает «Христос», какие факты подтверждают чудо.

Верующих интересует: каким образом на самом деле распяли Иисуса, почему Бог допустил, чтобы его сын страдал и умер мучительной смертью? Ответ на вопрос для чего Бог пожертвовал своим сыном простой. Всевышний сделал это ради спасения людей, от большой любви к ним. Своей жертвой он показал, что значит для него каждый из нас, даже самый большой грешник. Христос, Мессия, Машиах – все эти слова означают на разных языках помазанника Божия. Каждый год на месте воскрешения на Пасху восходит Благодатный огонь. Его необычное происхождение подтверждается природой пламени, которое не обжигает в первые минуты. Паломники умываются им.

Как рассчитать дату Пасхи?

Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный (равноденствие), но и лунный календарь (полнолуние). Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца (28 лет) и круг Луны (19 лет) — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. Известно также несколько рукописей XVII–XVII вв. под названием «Великий миротворный круг». В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина».

Рука Дамаскина из рукописи Великий миротворный круг

Стоит отметить, что в старообрядчестве до настоящего времени сохранились знания, как рассчитать по руке дату Пасхи, любого подвижного праздника, умение определить, в какой день недели приходится тот или иной праздник, продолжительности Петрова поста и другие важные сведения, необходимые для совершения богослужения.

О чем просят перед иконой

Перед иконой Воскресения Христова верующие молятся о помощи в сложных житейских ситуациях, о разрешении физических и духовных страданий. Часто к образу обращаются те, кто чувствуют истощение физической силы и душевное опустошение.

Чтение молитвы перед святыней помогает молящимся:

  • исцелиться от телесных болезней;
  • обрести душевное равновесие;
  • избавиться от грусти и уныния;
  • вразумить близких, сошедших с пути истинного.

Перед святыней молятся родители с просьбами о том, чтобы Господь помог образумить их чад, вступивших на греховный путь, и спасти неокрепшие души.

Молиться у иконы Воскресения Господня также принято в светлый праздник святой Пасхи, вспоминая о муках, жертве Иисуса и воспевая Его за спасение и благодать.

Воскресение Иисуса Христа. Было ли оно на самом деле?

Павел не считал, что христианские учения были основаны на лжи. Он знал, что Иисус воскрес из мертвых, и привел коринфянам доказательства этого, сказав, «что Христос умер за наши грехи согласно Писаниям, и что был похоронен, и что на третий день воскрес согласно Писаниям, и что явился Кифе, потом двенадцати Он добавил: «Затем явился более чем пятистам братьям сразу, большинство из которых до сих пор живы, а некоторые уснули смертным сном. Затем явился Иакову, потом всем апостолам, а последнему из всех явился и мне» (1 Коринфянам 15:3—8).

Павел начал с утверждения, что Христос умер за наши грехи, был похоронен и затем воскрес. Почему Павел был так убежден в этом? У него было свидетельство многих очевидцев. Воскресший Иисус являлся отдельным людям (включая самого Павла), небольшим группам и даже 500 человекам, многие из которых, вероятно, сначала не верили, что Иисус воскрес! (Луки 24:1—11). В дни Павла большинство очевидцев еще были живы и могли подтвердить, что видели воскресшего Иисуса (1 Коринфянам 15:6). Словами одного или двух человек можно было бы пренебречь, но не свидетельством 500 или даже больше очевидцев.

Также Павел дважды упомянул, что смерть, погребение и воскресение Христа произошли «согласно Писаниям». Эти события, которые стали исполнением мессианских пророчеств, записанных в Еврейских Писаниях, подтвердили, что Иисус на самом деле был обещанным Мессией.

Несмотря на свидетельства очевидцев и доказательства из Священного Писания, сегодня, как и в прошлом, некоторые сомневаются, что Иисус воскрес из мертвых. Одни говорят, что ученики Иисуса украли его тело, а потом утверждали, будто видели его воскресшим. Но ученики не могли ни одолеть римских воинов, стоявших у входа в гробницу, ни как-то на них повлиять. Другие заявляют, что воскресший Иисус был всего лишь видением. Но как быть с тем, что Иисус являлся многим людям в разное время? Кроме того, разумно ли утверждать, что видение могло приготовить рыбу и угостить ею других, как это сделал Иисус в Галилее? (Иоанна 21:9—14). Стало бы видение предлагать людям дотронуться до него? (Луки 24:36—39).

Есть и те, кто считает, что воскресение Иисуса — выдумка его учеников. Но какая им была от этого польза? Свидетельствуя о воскресении, ученики обрекали себя на насмешки, страдания и смерть. Стали бы они так рисковать ради лжи? Причем сначала они свидетельствовали в Иерусалиме, прямо на глазах у противников, готовых воспользоваться любым предлогом, чтобы их осудить.

Именно учение о воскресении придавало ученикам мужества свидетельствовать о своем Господе, несмотря на жесточайшее преследование. Воскресение Иисуса стало краеугольным камнем христианской веры. Первые христиане рисковали своей жизнью не для того, чтобы свидетельствовать о каком-то мудром учителе, который был казнен. Они рисковали жизнью, возвещая воскресение Иисуса, поскольку оно доказывало, что он был Христом, Сыном Бога, могущественным, живым Господом, который поддерживал и направлял их. Его воскресение доказывало, что и они воскреснут из мертвых. В действительности, если бы Иисус не воскрес, то не было бы и христианства. Если бы Иисус не воскрес, мы, возможно, никогда бы не услышали о нем.

Но что воскресение Христа означает для нас сегодня?

Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Иерусалимский храм Воскресения Христова. 325-326 гг.

Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.  

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (РПЦ). Москва

Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.

Храм Воскресения Словущего (РПЦ). Коломна

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут , упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.

Храм св. Николы РПсЦ в г. Коломне

Как воскрес Спаситель

Во всех четырех Евангелиях достаточно подробно описаны события крестных страданий, смерти Христа и Его последующего воскресения. Так, Иисус умер в пятницу, примерно в три часа дня, перед днем празднования еврейской Пасхи.


Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом

Один благочестивый и небедный израильтянин, Иосиф Аримафейский, получил от Пилата разрешение снять тело с Креста и похоронить Его в пещере. Иосиф имел свою пещеру, высеченную в скале, для собственного погребения, однако, по большой любви к Иисусу решил похоронить Его там. Тело Спасителя было снято с Креста и намазано благовониями, как требовали еврейские погребальные традиции того времени. После этого подготовленное тело было обвито чистым полотном и положено в пещере.

Интересно! То самое полотно, которое было обвито вокруг святого тела Господа нашего Иисуса, до сих пор сохранилось и являет собой одну из самых известных и почитаемых святынь всего христианского мира — Туринскую плащаницу.

Иосиф и помогавший ему Никодим входили в состав Синедриона — так назывался верховный иудейский суд. При этом они приняли христианство и втайне следовали за учением Христа. Положив тело Христа в пещере, они завалили вход огромным камнем. Конечно, такие приготовления требовали намного больше времени, но хоронившие Его торопились — совсем скоро начнется иудейская Пасха.

Фарисеи и книжники помнили слова Христа о том, что Он воскреснет после своей смерти, поэтому пошли к Понтию Пилату и просили его приставить надежную охрану к пещере, а на закрывающий вход камень наложить печать. Они хотели удостовериться, что ученики Спасителя и Его последователи не украдут тело, чтобы позже возвестить о воскрешении. Таким образом, сами того не подозревая, именно враги Христа обеспечили надежные доказательства того, что Господь воскрес.

На третий день после кончины Господь воскрес в пещере и покинул ее, при этом печать первосвященников осталась целой, а воины продолжали охранять пустой склеп. Человек не способен своим умом полностью постигнуть суть произошедшего. Мы лишь можем знать, что Божественная душа вернулась в тело и оно, преобразившись, ожило.

В это же время случилось землетрясение, во время которого с Небес сошел Ангел Господень и отодвинул камень, открывая проход в пещеру. Вид Ангела был устрашающим для солдат, и те в панике разбежались.

Обнаружение чуда

Начиналось утро воскресного дня, и никто из учеников или последователей Христа еще не знал и не мог даже догадываться о произошедшем. Поскольку все приготовления к погребению выполнялись впопыхах и без должного благочестия, жены мироносицы рано утром решили пойти и восполнить обряд. Они взяли с собой необходимые благовония и масла и пошли к пещере.


Воскрешение Иисуса Христа

К тому моменту камень от гроба был уже отвален, и первая пришедшая — Мария Магдалина — увидела, что тела в пещере нет. Именно она быстро вернулась к апостолам Петру и Павлу и сообщила им новость. Тем временем остальные женщины дошли до пещеры, где увидели светоносного юношу. Испугавшись, женщины недоумевали. Юноша сказал им не бояться и сообщил, что Иисус, которого они ищут, воскрес.

Пришедшие апостолы нашли на месте захоронения только лишь погребальные пелены Спасителя. В недоумении они вернулись назад, а Мария Магдалина снова отправилась в пещеру. Она очень скорбела о том, что не может должным образом позаботиться о теле Христа, и начала плакать.

Интересно! Именно в этот момент произошло первое явление Господа по Его воскрешению, однако, Мария Магдалина не узнала Его.

Женщина решила, что перед ней некий слуга, и стала спрашивать, куда он унес тело Господа. Тогда Христос обратился к ней по имени, и она, наконец, признала Его. Со слезами бросилась она Христу в ноги, однако, Он еще не разрешил ей прикоснуться к Своему обновленному телу. Уже в радости Мария отправилась к ученикам рассказывать о великом свершении.

Тем временем воины, которые в страхе разбежались после явления Ангелов, рассказали первосвященникам и старейшинам иудейским о произошедшем. Оправдались их наихудшие опасения, и им было просто необходимо убедить народ, что воскрешения не было. Заплатив солдатам, в народ был пущен слух, что стража уснула, а последователи Христа в это время украли тело. Многие поверили в эту ложь.

Описание и значение классического образа

На иконах Воскресения Христова изображено событие, к которому приурочен праздник святой Пасхи, когда распятый Спаситель восстал из мертвых на третий день после жестокой казни. В главный день для верующих, день торжества жизни вечной над мирским существованием, Бог Отец воскресил Бога Сына, сошедшего в преисподнюю для спасения страждущих душ.

Передать в живописном образе таинства деяний Христа, спустившегося в ад для благой миссии, и сам процесс воскрешения, было непростой задачей для иконописцев. В основу изображенного сюжета было положено Евангелие Никодима. Писание не вошло в Библию, но повествует о событиях, скрытых от человеческих глаз.

В уникальном повествовании Никодим рассказывает о том, что происходило после погребения истерзанного тела Христа. Дьявол торжествовал и праздновал убийство Иисуса возле голгофского креста до тех пор, пока не узнал о пришествии Спасителя. Тогда наместник ада приказал помощникам запереть врата в преисподнюю, дабы Христос не смог проникнуть в страшную обитель.

Праведные души последовали за Христом, который вывел из ада и души заблудших. Господь милостив и справедлив. На праведников снизойдет благодать Божья, а грешникам воздастся по деяниям их. Воскресший Иисус дарует праведникам вечную жизнь. Как поднялись чистые души с Господом в пасхальный день, так и воскреснут благочестивые Божии последователи в будущих веках.

Живописные иконы, посвященные восстанию Спасителя из гроба, олицетворяют могущество Бога, отсутствие чего-либо, не подвластного Его воле. Изображения напоминают верующим о великой жертве Иисуса, принесенной во имя людей.

Миссия Спасителя, спустившегося к вратам ада для спасения страждущих праведников и грешников, отражена в классическом образе, который показывает воскресение Господне в момент, получивший название «Сошествие Христа во ад». Первые православные иконы принадлежат кисти Андрея Рублева и Дионисия.

На классических иконах воскресший Христос изображен в центре полотна в сияющем одеянии. Позади Спасителя – сине-голубая сфера, как символ Божией благодати. По обе стороны от фигуры Христа изображены ангелы (херувимы, серафимы), святые угодники и цари с золотыми нимбами.

Под ногами Сына Бога изображены обломки разрушенных стен преисподней, топор, гвозди, ключи, как символ того, что для всемогущего Господа не существует преград. Снизу, по сторонам от Христа изображены первые грешники, Адам и Ева, обращающие молящие взоры к Спасителю с безмолвной просьбой о прощении. Господь отпускает им грехи и берет покаявшихся за руки.

Икона воскресения Христова показывает людям, что путь к Богу и вечной жизни свободен, а куда пойти, должен решить сам человек.

Явления после воскрешения

В первый же день после воскресения из мертвых, Иисус Христос начал являться своим ученикам и всем верным Ему. Согласно преданию, первой увидела воскресшего Спасителя Его Мать. Своим явлением Он утешил ее неизмеримую материнскую скорбь о казненном Сыне.

Затем живого Христа видели апостолы, которые скрывались от преследователей и врагов христианства в разных местах. Видели Его и остальные жены мироносицы, которые стремились еще рано утром к Его гробу. Из апостолов первыми удостоился явления Петр и ученики Клеопа и Лука.

Большинство апостолов собрались в Сионской горнице (месте, где была совершена Тайная Вечеря), чтобы тайно обсудить весть о воскресении. Тогда им всем и явился Господь. На этой встрече отсутствовал апостол Фома, который позже в народе будет назван «неверующим». Такое прозвище он получил за то, что отказался верить в весть о чуде до тех пор, пока лично не увидит Господа и не прикоснется руками к Его ранам. Тогда Иисус является апостолам еще раз и позволяет Фоме убедиться в истинности произошедшего и в реальности ран на Своем теле от распятия.


Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения

После Своего воскрешения Спаситель пребывал на земле 40 дней в обновленном и преображенном теле. За это время Он явился многим сотням своих учеников и последователей. Он наставлял апостолов в Своем учении, дабы они смогли проповедовать Евангелие по всей Земле, как и было завещано. По прошествии 40 дней Господь вместе со своим нетленным телом вознесся на Небо, где и пребывает рядом со своим Отцом. Этот день в богослужебном календаре отмечается как Великий двунадесятый праздник Вознесение Господне. Этим днем заканчивается пребывание Христа на земле, как Богочеловека. Отныне каждый искренне верующий христианин имеет все возможности наследовать вечную жизнь, по примеру самого Христа.

Важно! Самое главное, что сделал Спаситель, будучи на земле — это победа над смертью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector