Читать книга екклесиаста онлайн

В чём смысл и значение жизни и достижений на практике?

Книга Проповедника Екклезиаста является ценнейшим анализом личных достижений в мудрости и в знании, в развлечениях, в приобретениях, в глупости и в безумии, в труде, в философии и в богатстве. Этот длинный перечень принадлежал самому автору, царю Соломону. На протяжении всей своей жизни, он сделал глубочайшие расследования и важнейшие открытия. «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Екклезиаста 1:13). Все достижения человека – это «суета сует» и «погоня за ветром». Без Божьей помощи люди не способны ничего делать. Без Бога жизнь на земле теряет смысл и значение. В конце жизни, Екклесиаст вразумляет молодых людей важным урокам, которые изменят ценность жизни. Итоги достижений будут подведенны, когда человек предстанет пред Богом и даст Ему отчёт. Когда умирает человек, то все достижения можно вместить между двумя датами: днём рождения и днём смерти. «Тире» — между этими датами, как раз и вмещает наши достижения. Что туда войдёт? Труд? Болезни? Богаство? Наслаждения? Глупость или мудрость? Давайте просмотрим и поучимся вместе с мудрым проповедником, пока ещё жизнь продолжается и можно что-то изменить.

  1. Проверяйте ежедневно свои цели, стремления, намерения, познания. Извлекайте пользу во всём, чтобы Вы не делали. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?» (Еккл. 1:2-3). 
  1. Познавайте Бога и наслаждайтесь благами из Его щедрой Руки. Человек подвластен Богу своей жизнью, дыханием и благословениями. «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Еккл. 2:24-25).
  1. Делайте добро, радуйтесь доброму, благословляйте Господа за все блага. Используйте Божий дар с благодарением. «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий.» (Еккл. 3:12-13).

  1. Не завидуйте другим, когда кто-то имеет успех. Зависть – это выбор глупого человека. Добросовестно трудитесь и Господь благословит Ваш труд: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа..» (Еккл. 4:4-6).
  1. Будьте – немногословны, обдумывайте прежде, чем говорить. Помните, что за каждое слово мы несём ответственность перед Богом. «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги… Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога» (Еккл. 5:1, 6).
  1. Не гонитесь за богатством и за имуществом. Когда Бог благословляет богатством, не прилагайте к нему сердца. Собирайте себе сокровище нетленное на небесах. Земное богатство – это зло. «Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это — суета и тяжкий недуг!» (Еккл. 6:1-2).
  1. Будьте благодарны за все блага в жизни. Во время испытаний, будьте терпеливы и надейтесь на Господа во всякое время. «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.» (Еккл. 7:14).

 

  1. Берегитесь уклониться от Бога и в молодые годы, в зрелости и в старости. Часто веселие и развлечения ведут к распутству и к пустоте. Помните, что однажды все люди должны предстать пред Богом и дать Ему отчёт за свою жизнь«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9). 
  1. Смысл жизни человека заключается в поисках и в познании Бога, в страхе Господнем и в будущей встрече с Творцом. Тот, кто нашёл и познал Бога, жизнь на земле прожил не зря. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» 2» (Еккл. 12:1).

Читайте Библию, размышляйте над смыслом жизни, над её целью и достижениями, утешайтесь Божьими обетованиями, будьте благословенны в Боге!

Автор статьи: Татьяна Мороз

Экклезиаст: это что или кто?

В еврейском оригинале текст называется Кохелет — «говорящий в собрании», «проповедник». Дословный перевод на греческий — Экклезиаст («Εκκλησιαστής»). Таким образом, Экклезиаст это не собственное имя. В Русском Православии по традиции сохранено именно греческое слово. Так что в полном названии книги синодального перевода указано: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

Если Екклесиаст это не имя, тогда кто же тогда автор Книги? 

Общепринятого мнения об авторстве и времени написания книги до сих пор нет. Хотя Православное Предание считает, что это творение принадлежит еврейскому царю и пророку Соломону (10 век). Предполагают, что он ее написал на исходе своей долгой жизни. На это указывают слова самого автора, который называет себя сыном Давида и царем в Иерусалиме.  

Однако в 17 веке голландский богослов Гуго Гроций высказал сомнения по поводу авторства царя Соломона. Это мнение поддержали многие протестантские ученые, сомневающиеся в подлинности Книги. Выдвигалось множество предположений о времени ее написания. В пользу своих суждений приводилось описание бедствий, неизвестных в судьбе Соломона. Использование некоторых слов в Книге Экклезиаста признавались несвойственными Соломоновой эпохе. Так, немецким историком Фридрихом Деличем время составления Книги указывался период с 464 по 332 годы до Рождества Христова. Немецкий же историк Генрих Грец относил ее к 1 веку до Рождества Христова. 

Для православных вопрос об авторстве Книги Экклезиаста занимает второстепенное значение. Здесь главным является сам смысл Книги, ее содержание и учение.

Название «Екклесиаст» переводиться как «проповедник», это калька с греческого слова «кохелет»

Книга называется Екклесиаст, поскольку написана от лица «Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме» (Екк. 1:1). Это название ― греческая калька с еврейского слова «кохелет». Оно означает проповедника в собрании.

Именно поэтому в христианском каноне сочинение носит название Екклесиаст или Экклезиаст. В переводе с греческого оно означает «оратор в собрании». Полное название в синодальном переводе этой книги следующее: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».

Святой Григорий Нисский. Мозаика XI века в киевском Софийском соборе.  Святой Григорий Нисский считает, что имя Екклесиаст указывает на высшего Наставника Церкви ― Иисуса Христа

Современные богословы указывают на то, что слово «ках`ал», означает собрание всей ветхозаветной Общины или молитвенное собрание верующих. Именно поэтому греческий переводчик произвел свое наименование книги от слова «экклесиа» — народное собрание, Церковь. Именно поэтому Смысл слова «Кохелет-Екклесиаст» передаётся как проповедник или говорящий в собрании.

Стоит при этом отметить, что святой Григорий Нисский видит в этом имени указание на высшего Наставника Церкви — Христа (Истолков. Екк 2:1). Таким образом, можно сделать вывод, что название произведения носит символический и характер и избранно не случайно.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Влияние на западную литературу

Экклезиаст оказал глубокое влияние на западную литературу. Он содержит несколько фраз, нашедших отклик в британской и американской культуре, таких как «ешь, пей и веселись», «ничего нового под солнцем», «время рождаться и время умирать» и « тщеславие тщеславия. все суета ». Американский писатель Томас Вулф писал: «[Из всего, что я когда-либо видел или узнавал, эта книга кажется мне самым благородным, мудрейшим и самым сильным выражением жизни человека на этой земле — а также высшим цветком поэзии, красноречие и истина. Я не склонен к догматическим суждениям в вопросе литературного творчества, но если бы мне пришлось сделать такое, я бы сказал, что Экклезиаст — величайшее произведение, которое я когда-либо знал, и мудрость, выраженная в нем, самый прочный и глубокий «.

  • Открытие Уильям Шекспир «s Sonnet 59 ссылок Екклесиаст 1: 9-10.
  • Строка 23 книги Т.С. Элиота « Пустошь » отсылает к Экклезиасту 12: 5.
  • « Исповедь» Льва Толстого описывает, как чтение Экклезиаста повлияло на его жизнь.
  • «Обращение к Unco Guid» Роберта Бернса начинается со стихотворного обращения к Экклезиасту 7:16.
  • Название первого романа Эрнеста Хемингуэя « И восходит солнце» взято из Экклезиаста 1: 5.
  • Название романа Эдит Уортон « Дом веселья» взято из Экклезиаста 7: 4 («Сердце мудрых в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья»).
  • Название Laura Липпмана «s роман все тайное и о его экранизации приходят из Екклесиаста 12:14 (» Бог доводит каждую работу на суд, и все тайное, будь то хорошее, или это будет зло. «).
  • Главный герой рассказа Джорджа Бернарда Шоу « Приключения черной девушки в ее поисках Бога» встречает Кохелета, «известного многим как Экклезиаст».
  • Название и тема постапокалиптического романа Джорджа Р. Стюарта « Земля пребывает» из Экклезиаста 1: 4.
  • В мрачном романе Fahrenheit 451 , Рэй Брэдбери главный герой «s, Монтэг , большая часть запоминает Экклезиаста и Откровения в мире , где книги запрещены и сожжены.
  • Песня Пита Сигера « Повернись! Повернись! Повернись! » Заимствует все строки, кроме одной, из главы 3 Книги Экклезиаста .
  • Отрывок в главе 3 с повторением «Время…» использовался в качестве названия во многих других случаях, включая романы Мелвина Брэгга « Время танцевать » и Джона Гришэма « Время убивать » , отчеты … И «Время танцеватьЛос Лобоса, и «Время любитьСтиви Уандера , а также фильмы «Время любить и время умирать» , «Время жить» и «Время убивать» .
  • Вступительная цитата в фильме « Взвод » Оливера Стоуна взята из Экклезиаста 11: 9.
  • В эссе Джорджа Оруэлла « Политика и английский язык » Экклезиаст 9:11 используется как пример четкого и яркого письма и «переводится» его на «современный английский язык худшего сорта», чтобы продемонстрировать общие падения последнего.

Автором Екклесиаста считается царь Соломон, именно он сказал: «… все суета сует и томление духа…»

О том, кто считается автором Екклесиаста до сих пор ведутся споры. Еврейское и христианское предание называет автором этого произведения царя Соломона. При этом его имя в книге прямо не называется.

Имя Соломон можно найти в том месте книги, где автор произведения символически принимает на себя имя Екклесиаста. Здесь он называет себя сыном Двидовым и говорит о том, что он царь Иерусалимский. Если же взять сирийский перевод текста, то в его заголовке прямо указанно: «книга Когелета, то есть Соломона, сына Давидова, царя Иерусалимского».

Царь Соломон. Армянская миниатюра из Библии 1269 года. Большинство учёных и богословов приписывает авторство Екклесиаста царю Соломону

В XVII веке Гуго Гроций впервые высказал сомнения о том, что авторство произведения принадлежит Соломону. При этом ещё в Талмуде можно найти отверждение, что книга написана позже и поэтому её автор не царь Соломон.

В дальнейшем целый ряд протестантских ученых, основываясь на утверждении Гроция, стали решительно отвергать уже подлинность самой книги.

Впервые сомнения об авторстве Екклесиаста высказал Гуго Гроций в XVII веке.

Что же касается времени написания Екклесиаста, то такие сомнения заставили богословом и учёных спорить о времени написания книги. Основные версии этого следующие:

  • Нахтигалль относит её ко времени между Соломоном и Иеремей (975—588 г. до н. э.);
  • Шмидт и Ян — к 699—588 г. до н. э.;
  • Делич — к 464—332 г. до н.э.;
  • Гитциг — к 204 г. до н. э.;
  • Грец — к царствованию Ирода Великого.

Основанием для сомнений в подлинности книги Екклесиаста им служат внешние и внутренние признаки, не соотвествующие духу времени Соломона. Так, например, в тексе произведения встречаются иностранные, иранские и арамейские, слова; изображаются бедствия жизни, каких не было при Соломоне.

Библия ничего не говорит о авторе такой книги, при этом в её текст вводятся отвлеченно-философские термины, не встречающиеся в других библейских книгах. Специалисты также отмечают сильное влияние на текст произведения греческой философии.

Мишель Ван Миервелд. Майкл Гуго Гроций. Гравюра 19 века. Голландский юрист, философ, богослов, христианский апологет, драматург и поэт. Гуго Гроций первый поставил под сомнение авторство Екклесиаста

Сторонники подхода о том, что Екклесиаста написал царь Соломон говорят, что имеющиеся сомнения не дают достаточного для сомнения в подлинности книги. Так иностранные слова Соломон мог употреблять, ведь он любил всё иноземное, кроме того, царь поддерживал деятельные торговые и политические сношения с иностранными государствами.

Кроме того, книга Екклесиаста изображает только такие бедствия, которые вообще неразлучны с человеческой жизнью. В этом случае отвлеченные слова могли быть созданием собственной мудрости Соломона.

Толкование книги Екклезиаст

Книга Екклезиаст – уникальна для Ветхого Завета. Она является глубоким философским трактатом. Екклезиаст описывает круговорот в судьбе человека и всей вселенной. Исходя из текста, все бытие человека – бессмысленная суета. Все это уже было и еще не раз будет во вселенной.

Текст Екклезиаста – фаталистический. Автор призывает не пытаться усовершенствовать мир, а жить в согласии с Богом своим и наслаждаться жизнью.

Текст Екклезиаста изобилует противоречивыми мыслями.

Весьма вероятно, что Екклезиаст был написан в послепленную эпоху с целью поддержать народ, утешить, показать всю суетность и бренность бытия. Екклезиаст призывал воспринимать жизнь как дар Божий и не размышлять о тяготах и несправедливости, а наоборот, пытаться брать все лучшее от жизни.

Суетой автор называет все дела человека, а также такие понятия как праведность, веселье, мудрость, юность, богатство, силу и даже саму жизнь. Труд суетен, так как результаты любого труда не вечны. Богатство суетно, так как оно приходит и уходит, его не заберешь в иной мир. Мудрость суетна, так как она не может гарантировать человеку успех и процветание. Однако, автор все же убежден, что мудрость лучше глупости, а также предпочтительней физической силы и богатства. Но и мудрый, и глупый, и богатый умрут и будут забыты. Праведность суетна, так как автор не верит в закономерность праведность -> награда, грешность -> наказание. Автор объясняет свою точку зрения тем, что он стал свидетелем большого количества несправедливости. Автор не отрицает идеи того, что все происходит по воле Бога и что Бог действует правильно, однако он говорит, что смертным невозможно понять силы Провидения, а потому не стоит и пытаться.

Интересен тот факт, что автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его. Нежелание екклезиаста задумываться о жизни после смерти объясняется манерой книги в целом – автор говорит только о том, что он прочувствовал и познал на опыте. А опыт его убеждал в тщетности усилий человека.

Бренность и суетность окружающей его действительности автор екклезиаста объясняет

  • Грехопадением людей,
  • Непостижимости путей Господних,
  • Неизбежности смерти,
  • Неясности того, что представляет собой жизнь после смерти.

Не следует превратно толковать екклезиаст как гимн человеческой самости и независимости от Бога. Автор книги уповает на Бога.

Действительно ли “нет ничего нового под солнцем”?

Всем хорошо знакома крылатая фраза: «Все новое — хорошо забытое старое». Неизвестно, кто именно произнес эту мысль в данном конкретном виде. Но тот же самый смысл выражен еще Экклезиастом: «…нет ничего нового под солнцем» (Книга Экклезиаста, 1:9). 

То, что нам кажется новым, уже неоднократно приходило в мир. По закону бесконечного круговорота все повторяется. Поэтому ничего по-настоящему нового человеку увидеть просто не дано. 

Многие христианские богословы пытались объяснить такое суждение Экклезиаста. Например, у знаменитого христианского философа Оригена (185-254) можно найти даже теорию о существовании нескольких миров, которые сменяются со временем. Однако такое учение Церковью было отвергнуто.

католицизм

Экклезиаст цитируется в трудах бывших и нынешних руководителей католической церкви . Например, врачи Церкви цитировали Экклезиаста. Святой Августин Гиппопотам процитировал Экклезиаста в книге XX Города Божьего . Святой Иероним написал комментарий к Экклезиасту. Св. Фома Аквинский цитировал Экклезиаста («Число глупых бесконечно») в своей « Summa Theologica» .

Католический богослов 20-го века и избранный кардинал Ганс Урс фон Бальтазар обсуждает Экклезиаста в своей работе по теологической эстетике «Слава Господня» . Он описывает Кохелета как « критического трансценденталистского avant la lettre », чей Бог далек от мира и чей кайрос является «формой времени, которая сама по себе лишена смысла». По мнению Бальтазара, роль Экклезиаста в библейском каноне состоит в том, чтобы представить «последний танец мудрости, путей человека», логический конец раскрытия человеческой мудрости в Ветхом Завете. это открывает путь к приходу Нового.

Книгу продолжают цитировать недавние папы , в том числе Папа Иоанн Павел II и Папа Франциск . Папа Иоанн Павел II на своей общей аудиенции 20 октября 2004 года назвал автора Экклезиаста «древним библейским мудрецом», чье описание смерти «делает безумное цепляние за земные вещи совершенно бессмысленным». Папа Франциск процитировал Экклезиаста в своем обращении 9 сентября 2014 года. Говоря о тщеславных людях, он сказал: «Сколько христиан живут для приличия? Их жизнь похожа на мыльный пузырь ».

10 ЦИТАТ: Книга Екклесиаста, или Проповедника

1.   Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! 

2.   И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — суета. 

3.  Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, — суета! 

4.  И сказал я в сердце моем: `и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?’ И сказал я в сердце моем, что и это — суета; 

5.  И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа! 

6.  Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это — суета и томление духа! 

7.  Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! 

8.   Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! 

9.  Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?’ И это — суета и недоброе дело! 

10. Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога. 

***

Слово «суета» подразумевает все же, что можно суетиться и все же что-то приобрести в результате суеты. 

Однако более точно было бы перевести то, что имеет ввиду премудрый Соломон словом «тщета», то есть все попытки человека тщетны, вся жизнь человека тщетна.Какие именно поступки человека тщетны? Соломон начинает размышлять о смысле жизни: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» (Еккл 1:14). В книге Екклесиаст очень часто встречается фраза «под солнцем» в различных вариациях. 

Что значит «делается под солнцем»? Согласно контекста всей Книги Екклесиаст, дела «под солнцем», это дела совершаемые без Бога, то есть тщетные дела, которые не приближают человека к Спасению и последующей вечной жизни.

Язычники почитали богом солнце, и Екклесиаст на протяжении всех своих размышлений сетует на языческий менталитет людей, которые не видят за ярким солнцем живого, славного, справедливого Бога. Соломон пытается сказать, что конечно, человек может жить как хочет, как будто есть только солнце, и нет справедливого Бога, но все это не так, Бог есть, и Он видит наши дела.

В конце своих размышлений Соломон приходит к выводу что же, действительно, является полезным для человека и какие дела не являются суетой, точней тщетой: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12:13,14).

Бог не запрещает нам радоваться жизни, и нам не стоит быть унылыми. Но в то же время, нам не стоит забывать о Боге, который предлагает нам истинную счастливую жизнь, которая по настоящему утолит жажду нашей души. 

***

Трудно назвать что-то настолько разрушительное для внутреннего мира христианина, как суета и то смятение, в которое, словно в какую-то страшную, гибельную воронку она то и дело нас вовлекает. Точнее, нет — не вовлекает, нет у нее такой силы и власти. Вовлекаемся мы сами, по вполне свободному, хотя и далеко не всегда по-настоящему осознанному выбору. Читать статью полностью>>

О покаянии

Как известно, без покаяния невозможно спасение человека. Что древняя книга говорит нам о нем? В Екклезиасте, на первый взгляд, может показаться, что покаяние тут угрюмое, трагическое.

Если не вв суть, то кажется, что автор призывает всех нас надеть трагические маски и ходить унывать. На самом деле, речь идет о другом. У Екклезиаста это сетование, трагизм и печаль приводят вовсе не к унынию, а к мудрости. Именно мудрости просил Соломон у Господа, а когда получил ее — к ней добавились и многие другие блага.

Божественная мудрость всегда смиренна. Екклезиаст понимает, что даже высокое социальное положение не может дать того, что наполнит и утолит жажду души. Но смирять себя очень непросто, для этого приходится постоянно напоминать себе, что мы все смертны и конец, в итоге, у всех един.


Суть книги Екклесиаста заключается в поиске мудрости

Постоянно задаваясь вопросом, что же есть хорошо для человека, Екклизиаст показывает, что мудрость не является чем-то постоянным. Ее нельзя один раз снискать и навсегда оставить при себе. Мудрость — это Божий дар, который человек может постигнуть единственным верным путем. И путь этот — покаяние и смирение себя.

Важно! Собственно говоря, вся суть книги и заключается в поиске мудрости, как важнейшего духовного дарования от Бога. Екклизиаста часто обвиняют в излишнем пессимизме, угрюмости, мрачности

На самом деле, эти характеристики означают совершенно иное — это аскетический путь смирения. В конце книги автор призывает нас бояться Бога и соблюдать Его заповеди, поскольку все наши дела будут оценены и мы понесем за них ответственность

Екклизиаста часто обвиняют в излишнем пессимизме, угрюмости, мрачности. На самом деле, эти характеристики означают совершенно иное — это аскетический путь смирения. В конце книги автор призывает нас бояться Бога и соблюдать Его заповеди, поскольку все наши дела будут оценены и мы понесем за них ответственность.

Это означает, что упражнение в поиске смиренномудрия обязательно даст свой результат. И после мирской житейской печали обязательно появится Божественная радость.

Сокрушение сердца и искреннее покаяние приведут к прощению и отпущению прегрешений. Тот, кто сможет снискать истинное смирение, будет возвеличен Господом до таких высот, до который ни один мирской царский сан не может дотянутся.

О важности смирения говорят все святые отцы нашей Церкви. Именно оно лежит в основе нашего спасения

Можно очень много трудится, но без смирения эти труды не принесут пользы человеку. Господь дарует свою благодать не столько за понесенный труд, сколько за осознание собственной немощи. Когда человек начинает понимать, что сам по себе он ни на что не способен — тогда и рождается в его душе смирение.

Екклизиаст проходит очень сложный путь. Повествование живое, как течение, оно показывает нам все сомнения автора, сложности и тревоги на выбранном пути. Но эти трудности необходимо преодолеть, чтобы найти истинный смысл бытия, избавиться от ненужной суеты, обрести смирение. А именно через смирение Екклезиаст и приближается к мудрости, которая, наконец, дает ему ответы на все вопросы.

Беседа протоиерея Андрея Ткачева на книгу Екклисиаста

Влияние древних восточных текстов

Отмечается влияние на книгу древнеегипетской религиозной литературы:

  • «Песнь Арфиста» — обобщающее наименование ряда египетских текстов, восходящих, вероятно, к Среднему Царству, но дошедших в памятниках Нового Царства. Эти тексты украшали гробницы рядом с изображениями певцов-арфистов. «Песнь арфиста» явно перекликается с «Эпосом о Гильгамеше»: в табличке Х хозяйка богов Сидури говорит Гильгамешу: «Куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты! Боги, когда создавали человека — смерть они определили человеку, жизнь в своих руках удержали. Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, днем и ночью да будешь ты весел, праздник справляй ежедневно, днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды, волосы чисты, водой омывайся. Гляди, как дитя твою руку держит, своими объятиями радуй подругу — только в этом дело человеческое!».
  • Текст Екклесиаста отличается противоречивостью суждений, в том числе о воздаянии. Поэтому при сравнении с древнеегипетскими памятниками возникает версия, что он построен в виде диалога. Персонифицированное «Сердце» как постоянный собеседник автора — мотив египетской литературы. Например, в «Размышлениях Хахаперрасенеба со своим сердцем» гелиопольский жрец беседует со своим сердцем, жалуется на окружающую его несправедливость. Есть сходство с текстом «Разговор разочарованного со своим Ба». В данном тексте постоянно встречается «я открыл мои уста к моему Ба», «сказал мне мой Ба», «мой Ба открыл мои уста к моему Ба», что находит параллель с библейским: «я говорил — я со своим сердцем», «я дал своему сердцу расследовать» и т. п. Наличествует текстологическое сходство с «Размышления Хахаперрасенеба».
    • «Сказанное — уже сказано, и нечего похваляться последующим поколениям речениями предков своих. Не произносил ещё нового говорящий, но он скажет его. А другой не добавит ничего своего к словам предков и только промолвит: „Вот что говорили некогда предки“, — и никто не узнает, что он сам намеревался сказать. Поступающий так — ищет гибели своей, ибо ложь это все, и не вспомянут другие имени его» (Хах recto 3-6).
    • «Слезы притесняемых и нет им утешающего, и в руке притесняющих их сила, и нет им утешающего» (Екк. 4:1) => «Нет сил у несчастного спастись от сильнейшего, чем он сам» (Хах. verso 4)
    • «Нет никого, кто не творил бы зла — все совершают его» (хах. verso 1-2) => «Нет праведного человека на этой земле, который будет делать благо и не согрешит» (Ек. 7:20)
    • «Обратился он к сердцу своему. Приди же ко мне, сердце мое, дабы поговорил я с тобою». (v1)
  • Книга Екклесиаста как типичный пример распространенного на Древнем Востоке жанра «литературы мудрости».

Читать Екклезиаст.

Книга Екклезиаста состоит из 12 глав.

Авторство книги Екклезиаст

Автором Екклезиаста признается царь Соломон. В книге он носит имя Екклезиаста и называет себя царем Иерусалимским, сыном Давида. Авторству Соломона противоречат следующие факты:

  • Строка «Я… был царем… в Иерусалиме». Как известно, Соломон оставался царем до смерти, следовательно, он не смог бы сформулировать мысль таким образом.
  • Строка «Я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом». Известно, сто до Соломона в Иерусалиме был только один царь, следовательно, множественное число в отношении слова царь говорит не в пользу авторства Соломона.
  • В екклезиасте несколько раз звучит предостережение от чрезмерного увлечения чтением. Это было бы странно слышать от Соломона, почитавшего мудрость выше всех благ.
  • Настроение печали и разочарования, которым проникнута книга, было нехарактерным для периода царствования Соломона, это скорее признак послепленной эпохи.

Авторство Соломона ставится под сомнение и ввиду того, что многие исследователи считают, что написание екклезиаста не совпадает по времени с годами жизни Соломона. Существует несколько версий времени создания книги:

  • Версия Нахтигалля — 975—588 г. до н. э.,
  • Версия Шмидта и Яна — 699—588 г. до н. э.,
  • Весия Делич — 464—332 г. до н. э.,
  • Версия Гитцига — 204 г. до н. э.,
  • Версия Греца — время царствования Ирода Великого.

Таким образом, разница во времени достигает 800 лет.

Книга Екклесиаста содержит 12 глав

С литературной точки зрения Екклесиаст считается поэтическим произведением. Оно делится на 12 глав. Строфическую форму Екклесиаста открыл Кёстер в 1831 году. Позже это открытие повторил Вайгинг. Они разделили книгу на 4 части, при этом каждая из частей делилась в свою очередь на 3 отдела. Почти все они имеют по 3 строфы.

Видеоролик: Библия книга Екклесиаст. Автор читает текст Екклесиаста.

Главы книги посвящены следующим темам:

Глава 1. Размышления о тщетности человеческих усилий, о круговороте вещей в природе.

Глава 2. Размышления о тщетности удовольствия, мудрости и труда.

Глава 3. Труд человеческий не влияет на ход событий в мире, которым управляет Бог.

Глава 4. Труд во зло, тщетность плодов труда.

Глава 5. Рассуждения о пустых обещаниях. Тщетность труда. Радость от богатства, дарованного Богом.

Глава 6. Рассуждение о том, что все предопределено. Ограниченность человеческой мудрости.

Глава 7. Смысл бытия и значение праведности неведомы человеку.

Глава 8. Божье воздаяние может быть непонятно человека

Глава 9. Человек не знает, что его ждет, но всех одинаково ждет смерть. Мудрость –  не залог успешности.

Глава 10. Мудрость – лучше глупости.

Глава 11. Призыв трудится, жить радостно, почитая бога Своего. За этой жизнью последуют темные дни.

Глава 12. Призыв к ответственности в молодости. Возвращение к мысли о суетности бытия.

Екклесиаст состоит из 12 глав.

Таким образом, в книге Екклесиаст, автор анализирует события своей жизни и приходит к выводу, что всё уже было под солнцем вся человеческая жизнь ― это суета, то есть бессмыслица.

Именно поэтому в тексе постоянно встречаются подобные высказывания:

(Екк. 3:19)

Или же такие:

(Екк. 1:7)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector