Вознесения господня («малое вознесение») на большой никитской, храм
Содержание:
- Архитектурные особенности
- Свидетель старины
- Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской, храм
- Некоторые характерные особенности храма
- Храм Вознесения в Электростали
- Некоторые характерные особенности храма
- Венчание поэта
- Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот («Большое Вознесение»)
- Храм в честь воцарения последнего Рюриковича
- Вознесение Господне: описание и значение
- Свидетель старины
- Возврат к духовным корням
- Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- Храм в честь воцарения последнего Рюриковича
- Настоятели
- Дальнейшая история
- Русская Православная ЦерковьФинансово-хозяйственное управление
Архитектурные особенности
Величественное здание построено в стиле ампир и является градообразующей доминантой всей окружающей застройки. Церковь отлично видно с любой улицы, которая ведет к Никитской площади.
По российской традиции храм построен в виде «корабля». С запада от алтарной абсиды возвышается массивный четверик с куполом. К нему примыкает приземистая трапезная с притвором, а за ней идет высокая колокольня. Монументальные объемы украшены изысканно-строгой отделкой. На церковных фасадах можно увидеть стройные колонны ионического ордера, а на купольном световом барабане – небольшую позолоченную главку.
Большую выразительность зданию придает гладкая, нерасчлененная поверхность стен и аккуратные ниши с заглубленными окнами. На четверике храма и алтаре они арочные, а на трапезной имеют прямоугольную форму.
Капители белых колонн и антаблементы портиков декорированы тонкой лепниной. На алтарной апсиде, южном фасаде колокольни и над входом в храм находятся великолепные мозаичные иконы, сделанные из кусочков прочного стекла 50 цветов и оттенков. Примечательно, что технику мозаик из смальты применяли еще в украшении византийских храмов. В качестве сюжетов для Вознесенской церкви были выбраны образы, написанные для ее иконостасов.
Колокольня была отстроена заново в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Она очень удачно вписалась в ансамбль Вознесенского храма, поэтому у прохожих создается впечатление, что пятиярусная колокольня всегда стояла возле церкви.
Высокое здание поднимается на 60,5 м. Нижний ярус квадратный с тремя портиками. Здесь находятся паперть и вход в храм. На втором тоже квадратном ярусе висит огромный колокол весом 10 тонн. Третий – главный ярус звонов оформлен балюстрадой и парными колоколами. На нем размещен колокол поменьше, который весит 5 тонн. Четвертый и пятый ярусы круглые. Колокольню завершает сферический купол со шпилем и крест.
Свидетель старины
Сегодня на этой, самой протяжённой улице столичного центра храм является древнейшей постройкой. Когда-то первенство принадлежало находившемуся в её начале Никитскому мужскому монастырю, основанному дедом первого царя из рода Романовых — боярином Никитой Романовичем, но ему не суждено было пережить советское лихолетье.
Часто приходится слышать вопрос о том, что такое Малое Вознесение, и откуда взялось столь необычное название. Дело в том, что в 1848 году в Москве было завершено строительство другого, большего по размерам храма, также освящённого в честь Вознесения Христова. Чтобы в разговоре было понятно, о каком из них идёт речь, старый получил название Малого Вознесения, а новый — Большого.
Праздник, установленный в честь Вознесения Господня, отмечают в первый четверг по истечении пяти недель после Пасхи. Согласно существующему поверью, это последний день, когда грешникам, обретающимся в аду, дано общаться с праведниками, стяжавшими жизнь вечную и пребывающими в раю.
Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской, храм
Центрального Благочиния 13 сентября, 2018
Приход храма Вознесения Господня на Большой Никитской ул. (Малое Вознесение).
Адрес: 125009 Москва, Большая Никитская ул., д.18/2, г. Эл. почта: Сайт храма: www.mvoznesenie.ru Телефон/факс: / (495) 629-82-53
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Приход храма Вознесения Господня известен с 1548 года.
Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1634 году. Архитектор неизвестен.
Главный престол освящен в честь Вознесения Господня, боковые приделы — праведных Прокопия и Иоанна Устюжских и Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1937 году.
В 1991 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, ему было передано бывшее здание храма.
3 июня 1992 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Алексий II освятил главный придел храма.
СВЯТЫНИ ХРАМА
Иконы благоверных князей Петра и Февронии Муромских, святителя Феофана Затворника, благоверного князя Романа Угличского с мощами. Ковчежцы с мощами Киево-Печерских святых и Оптинских старцев.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало Божественной литургии в субботу – в 8.00, воскресенье – в 9.00, Всенощного бдения накануне – в 17.00. По воскресным дням, в 17 час., кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников, служится молебен с акафистом у чтимой иконы с частицей мощей блгвв. кн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00.
ДУХОВЕНСТВО
Протоиерей Алексей Дамианович КРУГЛИК Родился 24 мая 1970 года. Образование: Московский политехникум связи, Московская Духовная Академия. Кандидат богословия. 19 ноября 1995 года рукоположен в сан диакона. 13 сентября 1997 года рукоположен в сан священника. 15 октября 2014 года назначен и.о. настоятеля храма
Протоиерей Алексей Витальевич ДАВИДЕНКО. Родился 12 декабря 1974 года. Образование: Московский авиационный технологический институт, Московская Духовная Академия. 13 июня 2002 года рукоположен в сан диакона. 2 декабря 2003 года рукоположен в сан священника.
Иерей Александр Валентинович БОВАНЕНКО Родился 26 февраля 1989 г. Образование: Сретенская духовная семинария (2008-2013 гг.) 27 сентября 2012 г. рукоположен в сан диакона. 20 ноября 2013 г. рукоположен в сан священника. 18 декабря 2015 г. назначен штатным священником храма.
СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до ст. метро «Арбатская», «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд».
В приходе храма действует детская Воскресная школа, воскресная школа для взрослых. По воскресеньям, после молебна с акафистом у иконы блгвв. прав. Петра и Февронии Муромским проводятся молодёжные встречи в приходском доме. Действует молодежный актив, осуществляющий свою деятельность в различных направлениях: организация праздников, помощь в нуждах прихода, социальное и тюремное служение, паломнические поездки, подготовка подарков, просветительская работа и др.
Некоторые характерные особенности храма
Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) отличался от прочих московских храмов прежде всего объёмно-пространственным решением здания, ориентированного по оси юг-север, и его своеобразным декоративным оформлением. Значительные работы в нём были произведены в начале XIX века. В этот период увеличили размер южного придела, а на северном фасаде устроили крытую галерею. Несколько позже возвели двухъярусную колокольню, завершающуюся шатром.
Весьма примечательными являются барельефы, украшающие фасад здания и выходящую в Вознесенский переулок стену. На одном из них представлен блаженный Прокопий Устюжский, прославившийся в XIII веке своими пророчествами. Его молитвам приписывается спасение Устюга от каменного града. Любопытно, что на барельефе он изображён с кочергами в руках. Согласно преданию, Прокопий носил их по городу, и если держал концами вверх, то это означало, что впереди всех ждёт богатый урожай и сытая жизнь, а если вниз – быть голоду.
Храм Вознесения в Электростали
Адрес: г. Электросталь, ул. Чернышевского, д. 34.
В начале 1990-х в Элетростали была зарегистрирована община верующих. Спустя два года общине передали территорию бывшего Дома культуры «Строитель» на улице Чернышевского.
Спустя почти десять лет после создания общины у верующих появился первый долгожданный храм-крестильня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, предшественник большого Вознесенского храма.
Вознесенский храм достраивают до сих пор. С 2011 года, после длительного перерыва, связанного с финансовыми проблемами, строительные работы возобновились с новой силой. Деньги на церковь собирают всем миром.
Некоторые характерные особенности храма
Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) отличался от прочих московских храмов прежде всего объёмно-пространственным решением здания, ориентированного по оси юг-север, и его своеобразным декоративным оформлением. Значительные работы в нём были произведены в начале XIX века. В этот период увеличили размер южного придела, а на северном фасаде устроили крытую галерею. Несколько позже возвели двухъярусную колокольню, завершающуюся шатром.
Весьма примечательными являются барельефы, украшающие фасад здания и выходящую в Вознесенский переулок стену. На одном из них представлен блаженный Прокопий Устюжский, прославившийся в XIII веке своими пророчествами. Его молитвам приписывается спасение Устюга от каменного града. Любопытно, что на барельефе он изображён с кочергами в руках. Согласно преданию, Прокопий носил их по городу, и если держал концами вверх, то это означало, что впереди всех ждёт богатый урожай и сытая жизнь, а если вниз – быть голоду.
Венчание поэта
В церковной метрической книге сохранилась запись, что таинство венчания А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой прошло 2 марта 1831 года. На момент свадьбы жениху был 31 год, а его невесте – 18.
Будущая теща – Наталья Ивановна Гончарова долго не благословляла брак дочери. Ее смущала репутация влюбчивого поэта и его натянутые отношения с властями.
Утром того дня, когда должно было состояться венчание, старшая Гончарова сообщила своему будущему зятю, что церемонию необходимо отложить, так как нет денег на карету, и ее дочери не на чем доехать до церкви. В ответ поэт отправил будущей теще 1000 рублей. На себе Пушкин сэкономил и пошел к алтарю во фраке, который одолжил у знакомого.
Когда шло венчание, в храм не пустили никого из посторонних. Двери церкви охраняла полиция, и это очень огорчило поклонников красавицы Натальи Гончаровой. По преданию, во время таинства погасла свеча, и обручальное кольцо упало на пол. Поэт был очень огорчен случившимся и счел это дурными предзнаменованиями.
Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот («Большое Вознесение»)
Адрес: Москва, Большая ул., д. 36.
Деревянный храм «Вознесения Господня, что в Сторожах», или, как его еще называют, «Большое Вознесение», впервые упоминают в летописях в XV столетии.
В 1629 году церковь сгорела. В 1685—1689 годах царица Наталья Нарышкина, чей двор был по соседству, построила на ее месте каменный Вознесенский храм.
В XVIII веке участок под храмом перешел в собственность князя Григория Потемкина. По легенде, именно у престола Вознесенской церкви в 1774 году прошло тайное венчание князя и Екатерины Великой.
В 1831-ем старую церковь разобрали, оставили только колокольню. Здание по новому проекту завершили лишь в 1848-ом. Прихожанами «Большого Вознесения» были представители интеллигенции, дворянства и купечества, которые жили неподалеку. В 1863 году здесь отпевали основоположника русской актерской школы Михаила Щепкина, а в 1928 году — великую актрису Марию Ермолову.
В 1925-ом в Вознесенском храме последнюю Божественную литургию совершил Патриарх Московский и всея России Тихон. Советские власти закрыли церковь в 1931-ом, в 1937-ом уничтожили старинную колокольню.
До 1987 года в здании церкви были склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского. В 1990 году здание отреставрировали и вернули Русской Православой Церкви.
Храм в честь воцарения последнего Рюриковича
Храм Малое Вознесение на Большой Никитской появился в 1584 году. Поводом для его строительства стало восшествие на царский престол последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Был он деревянным и находился в центре слободы, населённой выходцами из Новгорода и Устюга, переселёнными сюда ещё в предыдущее царствование.
В 1634 году деревянная постройка была разобрана, и на её месте возведена каменная, сохранившаяся поныне, хотя и претерпевшая многочисленные перестройки. Вызваны они были главным образом необходимостью восстанавливать храм после неоднократно возникавших в те годы пожаров.
Вознесение Господне: описание и значение
Православие свидетельствует, что на третий день после добровольной смерти на кресте Иисус Христос воскрес из мёртвых. Это стало и дело искупления Господом грехов человечества, его спасения от власти зла и духовной смерти. В течение последующих сорока дней Христос пребывал на Земле среди Своих учеников. Это было необходимо, чтобы они убедились в Его телесном воскресении и укрепились в вере. Спаситель дал им последние наставления и сообщил о скором сошествии на них Святого Духа (Деян. 1:2-9).
По истечении 40 дней Господь благословил учеников на горе Елеон и во плоти вознёсся на небо. Сразу после этого явились два ангела и сообщили апостолам о грядущем втором пришествии Христа (Деян. 1:9-11).
Вознесение Господне стало одним из главных событий священной новозаветной истории. Оно завершило земное служение Христа, эпоху Его видимого пребывания в нашем мире. С того момента Сын Божий незримо присутствует в Церкви через воздействие Святого Духа.
Вознесение также завершило спасение и обожение Господом человеческой природы. Он восшёл в Небесное Царство в Своём физическом теле. Это значит, что не только духовное, но и материальное естество человека достигло максимальной близости к Богу. Святитель Димитрий Ростовский учит:
Праздник Вознесения Господня отмечается Церковью на 40-й день после Пасхи, в четверг. Является двунадесятым, то есть одним из 12 главных церковных праздников. Расскажем о наиболее известных храмах Русской Православной Церкви, посвящённых Вознесению Христа.
Свидетель старины
Сегодня на этой, самой протяжённой улице столичного центра храм является древнейшей постройкой. Когда-то первенство принадлежало находившемуся в её начале Никитскому мужскому монастырю, основанному дедом первого царя из рода Романовых — боярином Никитой Романовичем, но ему не суждено было пережить советское лихолетье.
Часто приходится слышать вопрос о том, что такое Малое Вознесение, и откуда взялось столь необычное название. Дело в том, что в 1848 году в Москве было завершено строительство другого, большего по размерам храма, также освящённого в честь Вознесения Христова. Чтобы в разговоре было понятно, о каком из них идёт речь, старый получил название Малого Вознесения, а новый — Большого.
Праздник, установленный в честь Вознесения Господня, отмечают в первый четверг по истечении пяти недель после Пасхи. Согласно существующему поверью, это последний день, когда грешникам, обретающимся в аду, дано общаться с праведниками, стяжавшими жизнь вечную и пребывающими в раю.
Возврат к духовным корням
В 1992 году, когда в стране велась широкомасштабная кампания по возвращению церкви её прежнего имущества, вновь стала достоянием прихожан и церковь Вознесения Господня на Большой Никитской. Прежде чем возобновлять в ней богослужения, предстояло восстановить внешний облик здания и привести в должный вид внутренние помещения. В решении всех возникших в связи с этим проблем помогли общины других московских храмов, оказавшие безвозмездную материальную и моральную поддержку при её восстановлении.
3 июня 1992 года было совершено освящение храма Вознесения Господня (Малое Вознесение). Церковь ещё не была полностью отреставрирована, и везде проступали следы былого лихолетья, но всем присутствующим было отрадно сознавать, что наступил, наконец, долгожданный поворот к тому духовному началу и тем корням, которые являются основой всей человеческой жизни.
Сегодня храм находится в числе наиболее известных и значимых религиозных центров столицы. Кроме регулярных богослужений, в нём проводится широкая просветительская работа с детьми и их родителями. Также осуществляется подготовка тех, кто желает принять святое крещение. К их услугам имеется библиотека и широкий ассортимент книг, предлагаемых в церковной лавке.
религия
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Смотреть все фото (21)
- Добавить фотографию
- Добавить статью
- Добавить комментарий
Церковь вознесения в Коломенском. Энциклопедия Москва, 1997 г.
Москва. Храмы Москвы. WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г. / Церковь Вознесения в Коломенском
Видео: Сокровище Ивана Грозного
Все статьи об объекте (3)
27.06.06/Добавлено редакцией/
- Показать объект на карте
- Показать похожие объекты
- Дата постройки: 1528 -1532 гг.
- Архитектор, скульптор, реставратор: Возможно Петр Фрязин (Петрок Малый)
- Адрес: Андропова просп., 39, стр. 1
- Метро: Коломенская
- Координаты: 37°40′14.59″E; 55°40′2.41″N
Распечатать информацию об объекте
Существует несколько версий о постройке церкви Вознесения в Коломенском. По одной из них храм был возведен в честь появления на свет царского наследника. 25 августа 1530 г. (ст. ст.), в канун памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, в семье московского царя Василия III случилось долгожданное событие — родился наследник, будущий царь Иван Грозный. В честь рождения сына Василий III повелел выстроить в Москве несколько благодарственных церквей, главной из которых стала церковь Вознесения в Коломенском, освященная в 1532 г. По другой версии, храм был заложен как молельный, где царская чета молилась о появлении наследника.
Построенный на крутом берегу Москвы-реки, на протяжении многих лет Вознесенский храм в Коломенском был самым высоким сооружением Москвы, его высота составляла более 60 метров.
Главное и самое красивое здание дворцового села является первой каменной шатровой церковью в России. Предположительно, храм возводили итальянские зодчие, возможно Петрок Малый. Первоначальное внутренне убранство храма не сохранилось. В XVII веке был обновлен иконостас, стенная роспись оставалась в первоначальном виде до 1884 года.
Существенные изменения в храме произошли во время ремонта 1766-1767 гг. Через сто лет, в 1866-1867 годах проводился очередной ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда была развеяна легенда о якобы существовавшим в древности помещении с южной стороны верхнего восьмерика. В 1873 году под руководством архитектора Н.Ф. Кольбе были облицованы стены подклета, заменены полы и крыши на папертях. Следующая реставрация церкви проводилась в 1914 -1916 гг.
В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Храм неоднократно реставрировался. В 1994 при храме организовано Патриаршее подворье. В 2007 году окончилась длительная реставрация храма-памятника, вызвавшая неоднозначные суждения на тему ее качества.
Богослужения в церкви Вознесения Господня в Коломенском проводятся по воскресениям и большим церковным праздникам.
Заказать экскурсию по этому объекту
Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта
Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений
Храм в честь воцарения последнего Рюриковича
Храм Малое Вознесение на Большой Никитской появился в 1584 году. Поводом для его строительства стало восшествие на царский престол последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Был он деревянным и находился в центре слободы, населённой выходцами из Новгорода и Устюга, переселёнными сюда ещё в предыдущее царствование.
В 1634 году деревянная постройка была разобрана, и на её месте возведена каменная, сохранившаяся поныне, хотя и претерпевшая многочисленные перестройки. Вызваны они были главным образом необходимостью восстанавливать храм после неоднократно возникавших в те годы пожаров.
Настоятели
- Павел (упом. 1666)
- Иаков Иосифов (упом. 1675)
- Стефан (упом. 1679)
- Василий Иванов (упом. 1764)
- Иоанн Васильев (упом. 1771)
- Афанасий Осипов (упом. 1785)
- Иоанн Виноградов (1830 — 1872)
- Гавриил Сретенский (1873 — 25 марта 1890)
- Сергий Виноградов (1890 — 1898)
- Капитон Ястребов (5 сентября 1899 — ?)
- Алексий Горский (1899 — 1911)
- Николай Делекторский (1913 — 1919)
- Александр Поройков (упом. 1924)
- Димитрий Делекторский (? — 1937)
- Павел Левашев (1937- 10 декабря 1937)
С 1937 по 1991 год храм был закрыт
Геннадий Огрызков (9 августа 1991 — 7 апреля 1997)
Василий Строганов (14 декабря 1998 — 12 октября 2014)
Алексий Круглик (с 15 октября 2014) и.о. настоятеля
Дальнейшая история
Значительное расширение храма задумал фаворит Екатерины Великой, князь Потемкин-Таврический, удостоенный приставки за присоединение Крымского полуострова к России. Старый храм был ему памятен тайным венчанием с императрицей, но для Преображенского полка, опекаемого светлейшим князем, он был маловат. Проект, разработанный великим Баженовым, при жизни генерал-фельдмаршала даже не начали осуществлять.
Потемкин отдал под новый храм Большое вознесение собственный двор, выделил деньги, однако из-за ранней кончины завершать дело пришлось потомкам. Начал работу в 1795 году зодчий Казаков, завершал архитектор Григорьев в 1845 году. В трапезной недостроенного храма в 1831 году венчались Пушкин и Наталья Гончарова, дом родителей которой находился неподалеку. Готовый храм Большое вознесение стал местом отпевания великого актера Щепкина в 1863 году. В то время еще не было современной колокольни, пользовались старой, на месте которой сейчас скверик (напротив новой колокольни) с памятником А.Н. Толстому.
Трагические страницы истории храм Большое вознесение начал переживать в ноябре 1917 года, когда неподалеку расстреляли около 200 юных юнкеров. Патриотов после отпевания похоронили напротив алтаря, на месте нынешнего сквера. При советской власти службы некоторое время продолжались, здесь венчали дочь Шаляпина в 1920 году. Последнюю свою литургию совершил в храме Патриарх Тихон в 1925 году, за 2 дня до своей кончины. Отпевание великой актрисы Марии Ермоловой в 1928 году еще было разрешено, но через 3 года службы запретили. Здание отдали под научные цели, в 1937 году снесли колокольню.
Русская Православная ЦерковьФинансово-хозяйственное управление
Объект — культурного наследия федерального значения «Церковь «Малое Вознесение», конец XVI в. – начало XVII в.»
Адрес: г. Москва, Большая Никитская ул, 18
Настоятель: протоиерей Алексий Круглик
Подрядчик: ООО «Пирит-99» (2018-2016)
Технический надзор: НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Русской Православной Церкви (2018-2016)
Авторский надзор: ООО «СтройИндустрияГрупп»(2018-2016)
Сайт храма: mvoznesenie.ru
РЕСТАВРАЦИЯ
В 2021 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы на этом объекте были завершены все реставрационные работы.
В 2021 году: проводились ремонт и реставрация кровли колокольни и апсиды храма, устройство системы водоотведения, реставрация каменных полов.
В 2021 году завершались работы по ремонту и реставрации кровли и завершений храма, выполнялись — по воссозданию оконных заполнений и металлических решеток, ремонтные работы в интерьере храма, устройство отмостки и дренажной системы.
В 2021 году: ремонт и реставрация крыши, подкровельного карниза; устройство отсечной гидроизоляции; реставрация белокаменного цоколя; устройство системы водостока.
История
С 1830-х годов в народе широко распространилось название храма «Малое Вознесение», в отличие от «Большого Вознесения» — более новой церкви Вознесения за Никитскими Воротами (1827—1848).
Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1584 году. В 1629 году здание было уничтожено пожаром. Каменный храм возвели в 1634 году. В 1680-е годы он перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских.
В 1737 году здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1739 году. При этой реконструкции к нему пристроили северный придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1764 году храм был надстроен восьмиугольным барочным барабаном, увенчанным одной главкой.
В начале XIX века увеличен южный придел, сооружена арочная галерея, примыкающая к северному приделу, построена теплая паперть. В 1831 году храм был украшен новым иконостасом. В 1876 году церковь была перестроена по проекту архитектора А. А. Мартынова. В 1902 году в храме проведены реставрационные работы.
После революции 1917 года храм продолжал действовать некоторое время. В 1929 году с него сбили колокола, которые отправили на переплавку, а в 1937 году закрыли окончательно. В конце 1930-х годов сбили кресты и переоборудовали внутренние помещения. В 1980 году в здании размещалось одно из управлений Главмосстроя.
В 1992 году храм возвращен Русской Православной Церкви. Работами по его восстановлению занималась приходская община храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В праздник Вознесения Господня, 3 июня 1992 года, был освящен главный престол. Над росписями трудились художники Ирина Старженецкая и Иван Глазунов. Иконостасы выполнены иконописцем Сергеем Федоровым.
Подробную летопись храма читайте на сайте: mvoznesenie.ru AllМалое Вознесение