Преподобный
Содержание:
- Архитектурный комплекс монастыря
- Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
- Православные тексты
- Значение слова преподобный
- Развитие иконографии
- Начало монашеского пути
- Могли ли Святые Отцы ошибаться?
- Первые святители Церкви
- Литература
- Популярное за 7 дней
- В поиске Христа, а не чудес
- Значение слова
- Святые, кто они
- Как отличают настоящие мощи от поддельных?
- Святитель Николай Чудотворец
- «Меня дома нет»
- Кто такие святые в христианстве
Архитектурный комплекс монастыря
Александро-Свирский монастырь сложился как объединение двух святых мест, расположенных на расстоянии 200 м друг от друга.
Две части комплекса
Первая – пустынька и место уединенных молитв преподобного Александра – Преображенская часть, названная в честь главного храма. Здесь Александру явилась Святая Троица.
Над входом в Преображенскую часть монастыря висят иконы с изображением преподобного Александра Свирского, где запечатлено явление Святому старцу Святой Троицы и Богородицы.
Вторая часть комплекса – Троицкая, по наименованию главного собора, – место братских келейных корпусов и общей монастырской жизни.
В Преображенской части находятся:
- одноименный собор с приделом преподобного Александра Свирского;
- церковь Захарии и Елисаветы;
- часовня Живоначальной Троицы;
- Преображенская колокольня;
- восточный настоятельский корпус со Святыми вратами;
- надвратная церковь Николая Чудотворца;
- южный братский келейный корпус;
- иконная лавка;
- надкладезная часовня.
В Троицкой части находятся:
- Троицкий собор;
- Троицкая звонница;
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
- церковь преподобного Иоанна Дамаскина;
- архиерейские кельи;
- западные братские кельи;
- больничный корпус;
- братское кладбище.
Обе части составляют единый архитектурный комплекс памятников XVI-XIX веков и одновременно действующим мужским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.
Храмы обители
Ранние постройки храмов Александро-Свирского монастыря не сохранились. На территории монастыря – 5 действующих храмов, неоднократно перестроенных.
Солидный храм с двумя приделами и 5 куполами на высоких барабанах – Преображенский собор построен на месте первой церкви, стоящей рядом с кельей преподобного Александра. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела исполнить волю преподобного, и старца похоронили рядом с Преображенским собором.
Внутреннее убранство собора Преображения Господня строгое. Главная святыня собора – рака с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. Нетленные мощи Святого, которому являлась Богородица, обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового каменного Преображенского собора.
В начале XVIII века к собору пристроили придел в честь преподобного Александра Свирского. С 1644 года здесь почивают мощи Святого.
Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 году. Она составляет единый комплекс с Преображенским собором, связанный с ним галереей. В церкви хранится святыня – мироточивая копия Туринской плащаницы.
Троицкий собор построен при жизни святого Александра в 1508 году на месте, указанном преподобному Ангелом. Заново построен мастером из Костромы П.И. Потемкиным по собственному проекту в 1698 году.
Большой, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами по одной стороне. Апсиды – пониженные выступы здания, примкнувшие к основному строению. Три другие стороны опоясаны галереей на подклети.
Высокое крыльцо – с шатровой крышей и крестом. По фасадам – закругленные окна неодинаковых размеров. Величественный, основательный, без излишеств собор венчает один купол.
Собор расписан в начале XVIII века. Изнутри купол расписан образом Господа Вседержителя, благословляющего не открытой рукой, а сжатой десницей – знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.
На стенах – библейские сюжеты и евангельские притчи. На восточной стороне стен изображены райские кущи, на западной зияет геенна огненная. Среди грешников аду – исторические персонажи петровской Руси. Царь Петр I – среди праведников в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена при жизни Святого в 1533 году. Строительство благословила, указав место, сама Богородица, явив себя преподобному. Церковь, построенная в Новгородском стиле, – самое древнее строение монастыря.
Строили на пожертвования великого князя Василия III. Кирпич для строительства делали монахи.
Украшение обители – звонница, расположенная между Покровской церковью и Троицким собором, увенчана куполами-луковками с крестом. Белоснежное здание – символ чистоты и святости.
Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, однокупольное невысокое здание, построенное в 1716 году, разрушено и восстановлено в 1896 году на пожертвования мирян, называют больничной церковью: здесь располагались больничные палаты. В церкви молился Петр I.
В архирейском корпусе над воротами – церковь Николая Чудотворца, построенная в стиле классицизма.
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Святые, о которых хотелось бы сказать особо, – преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Они являются «начальниками» подвижнической жизни на Руси. Так, преподобный Антоний, став первым русским монахом, принес иноческий Устав со Святой Горы Афон, где подвизался весьма длительное время. Преподобный же Феодосий является учредителем уже более организованного, так сказать, общежительного монашества на Руси. Именно он основал самый первый монастырь в наших землях (нынче великая Свято-Успенская Лавра), из которого монашество распространилось по всей Руси и который стал образцом для огромного количества монашеских общин.
Православные тексты
Святого Виталия прославляют традиционными краткими гимнами. В православной церкви преподобный не известен широко, поэтому в его честь не составили неседальное песнопение.
Тропарь
В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Вита́лие, дух твой.
Кондак
Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нные моли́твы/ я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния./ Вита́лие, о́тче наш,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Значение слова преподобный
Примеры употребления слова преподобный в литературе.
Курбский, правду ли он говорил о чудесах или выдумал, чтоб только напугать Иоанна для детских неистовых его нравов, и достиг своей цели: душу его исцелил и очистил, развращенный ум исправил с помощью Алексея Адашева, митрополита Макария и всех преподобных мужей, пресвитерством почтенных. Матрена Федоровна с молитвой обдала меня и себя чудесной свежей водой и предложила мне прочесть вслух акафист преподобному Серафиму.
К таким именно женщинам, и принадлежала миссис Хассел Бартер, жена преподобного Хассела Бартера, который примет участие в завтрашней охоте, но на скачки в среду не поедет.
Слева от мисс Пендайс — преподобный Хассел Бартер, который будет принимать участие в завтрашней охоте, но на скачки в среду не поедет.
Преподобный Хассел Бартер решил подышать воздухом, но остановился на пороге оранжереи, увидав две фигуры, наполовину скрытые каким-то растением.
Преподобный Хассел Бартер хмуро наблюдал эту улыбку, и необычные мысли приходили ему в голову.
Если бы благородство пастора Беме имело три обычных геометрических измерения и соответствующий им вес, сему преподобному мужу пришлось бы свои пастырские и приватные путешествия совершать товарным поездом.
Толстый хомут, оглобли, летний зной и дорожная пыль, очевидно, сильней занимали воображение животного, чем преподобный Беме, его маленькие бачки, шляпа-панама, белый в розовую полоску перкалевый плащ и даже полированный кнут, заткнутый с правой стороны сидения.
Слабая, темнокожая беспризорница с выгоревшими каштановыми волосами превратилась в уравновешенную Преподобную Мать.
Святые ангелы да преподобные наши Вассиан с Ионой за нас там, на том свете, добро молятся.
Вогез, родилась около 1412 года, была сожжена за ересь, ведовство и колдовство в 1431-м, кое-как реабилитирована в 1456-м, провозглашена преподобной в 1904-м, объявлена блаженной в 1908-м и, наконец, причислена к лику святых в 1920-м.
Покинувши скит свой в Арагоне, пришел я сюда, дабы пребывать при преподобном и велемудром брате Хуане, понеже он в крайней своей старости испытывает потребность в товарище, который принял бы на себя заботы об его нуждах.
А преподобный Авраамий, трудами своими просветивший дикий дотоле Галичский край и создавший целое ожерелье святых обителей?
Господин Гарди, как мы уже говорили, занимал отдельным флигель уединенного дома на улице Вожирар, населенного множеством преподобных отцов иезуитов.
Однако, способствуя целям преподобных отцов, доктор, с помощью одного лекарства, довольно невинного самого по себе, но предназначенного воздействовать на душевное состояние и часто применявшегося преподобным доктором, как мы уже говорили, в других важных случаях, — на довольно долгое время погрузил господина Гарди в состояние оцепенения.
Развитие иконографии
Иконография святого основывается на его жизнеописаниях. Она достаточно многочисленна и разнообразна. Образы Сергия Радонежского встречаются в иконописи и в храмовых росписях (фото изображений праведника):
Первая икона чудотворца была написана вскоре после его кончины. Ее создали в 1392 году.
После обретения мощей Преподобного был изготовлен шитый надгробный покров (плащаница). Он в точности воспроизводил индивидуальные черты внешнего облика святого и стал основой для всех последующих изображений. Сегодня плащаница хранится в государственном историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада.
В начале XV века была создана икона «Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием Радонежским». Она стала одним из самых выдающихся изображений святого в русской иконописи.
Одной из лучших житийных икон преподобного Сергия Радонежского считается картина, созданная мастером Феодосием в 1510 году. На ней богоугодник изображается в центре, в ковчеге. Вокруг его фигуры присутствуют уменьшенные фрагменты, показывающие основные эпизоды из жизни молитвенника. Количество таких сценок на житийных изображениях может варьироваться от 9 до 36.
В XVII столетии старца стали изображать иначе – с удлиненными пропорциями фигуры. В начале XX века была создана икона «Собор всех святых в земле Российской просиявших», где Сергий Радонежский изображался среди своих учеников и последователей. Ее автором стала монахиня Иулиания, принимавшая участие в восстановлении Троице-Сергиевой лавры. Существуют парные иконы, на которых богоугодник изображен со своими духовными наследниками, жившими спустя несколько столетий после него. Одна из самых известных – картина, где он предстает вместе с Серафимом Саровским. Известно, что этот святой старец относился к Сергию Радонежскому с особым почтением и завещал положить в свой гроб его финифтяное изображение.
Начало монашеского пути
Монашество — это удаление от мира в двух смыслах: духовном и буквальном. В смысле духовном монашество есть искреннее стремление служить прежде всего Богу и всю жизнь посвящать Ему, а значит отречься от всякой привязанности ко всему мирскому. В смысле буквальном оно есть удаление в пустынные места. До времен преподобного Сергия в России не было известно монашество в смысле собственном — как пустынножитие.
В спутники себе Варфоломей взял своего овдовевшего старшего брата, к тому времени ставшего монахом. Путешествуя по окрестным лесам, они решили поселиться там, где стоит теперь Троице Сергиева Лавра.
В те времена это был далекий от поселений участок леса, где протекала маленькая речка. Испросив разрешение у местного князя, братья выстроили себе первую келью или небольшой домик, а рядом крохотную деревянную церковь во имя Святой Троицы. В Москве у митрополита Феогноста (в те времена на Руси не было Патриархов, наша церковь считалась частью Константинопольской поместной церкви), они испросили благословения и получили его. С этого момента началась уединенная жизнь Варфоломея. Довольно скоро Стефан оставил брата, не выдержав трудной жизни.
Труды Преподобного Сергия Радонежского (Нестеров М.В.) Фото: Public Domain
Некоторое время Варфоломей жил в лесу один, проводя время в молитве, изучении Священного Писания и работе, которой при его уединенном житии было предостаточно. Со временем, примерно на 23-м году жизни он нашел пожилого игумена (монашествующего священника) служившего на одном их близлежащих приходов, по имени Митрофан. Старец, испытав юношу и удостоверившись в серьезности его намерений, постриг Варфоломея в монахи, дав имя в честь святого празднуемого в тот день — мученика Сергия.
Монах Сергий прожил в уединении несколько лет. Время проходило в молитве внешней или церковной, состоявшей в совершении положенных богослужений (за исключением литургии, которую может совершать только священник), в молитве внутренней или домашней, в чтении Библии и в телесном труде. Что касается до телесного труда, то Сергий вырубал лес около своей церкви и кельи, трудился в огороде, заготавливал дрова. Пища преподобного Сергия была достаточно скромной: что-то ему удавалось вырастить самому, что-то он мог собрать в лесу, что-то изредка приносили ему из близлежащих селений.
Могли ли Святые Отцы ошибаться?
Святые Отцы являются бесспорными авторитетами богословия. Но следует понимать, что они не придумывали вероучение. Они были не творцами, а свидетелями и проводниками Истины, которую хранила и исповедовала Церковь. Однако иногда в своих сочинениях Отцы Церкви выражали и собственные, основанные на субъективном опыте мнения. Это является причиной того, что у Святых Отцов нередко бывают отличающиеся и даже противоположные точки зрения по различным вопросам.
Например, у живших примерно в одно время Игнатия Кавказского и Феофана Затворника были разные взгляды на природу ангелов и человеческой души. Первый утверждал, что ангелы и души имеют некую телесность. Второй же настаивал на их бестелесности. Однако это разногласие не относится к области основополагающих догматических истин. Оно не помешало Церкви причислить к лику святых обоих богословов.
Иногда Святые Отцы допускали и ошибки. Ведь отдельные христиане от них не застрахованы, в отличие от Церкви – столпа и утверждения истины (1Тим. 3:15). Например, Иоанн Златоуст высказывал ошибочное предположение о дате рождения Христа. А Григорий Нисский долгое время исповедовал не принятое Церковью учение об апокатастасисе. Так называют идею о всеобщем спасении грешных душ, обитающих в аду. Нужно заметить, что в конце жизни богослов всё же отказался от этой идеи. Поэтому не все творения Святых Отцов одинаково истинны. Признанная Церковью святость определённой личности вовсе не распространяется на всё сказанное и написанное ею.
Первые святители Церкви
Кто же был самым первым святителем в истории? Это был предстоятель Иерусалимской церкви, по преданию, поставленный на эту должность самим Христом, который явился ему после Воскресения. Его звали Иаков, сын того человека, с кем была обручена Дева Мария.
Иаков был апостолом от 70-ти и был уважаем за добродетели целомудрия. Он председательствовал на апостольском соборе в Иерусалиме уже как глава поместной церкви. Известны его послания, которые включены в канон Нового Завета.
В 10 веке началось распространение христианства на Руси. Князь Владимир привез из Византии епископа Михаила, который стал первым митрополитом Киевским. Он был послан патриархом цареградским (Константинопольским) на Русскую землю для утверждения христианства в помощь Киевскому князю. По приезде новый митрополит стал поставлять священников и диаконов, освящать церкви, истреблять идолов. Святитель Михаил скончался в 932 году, его останки поместили в Десятинную церковь.
Известен всему миру святитель Николай, архиепископ города Миры Ликийской, воссиявший своей святостью в 4 веке.
Литература
- Карпов А. Православные святые и чудотворцы. Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — Москва: Вече, 2005.
- Останина С. П. Святые и чудотворцы. Краткий биографический словарь. — Рипол Классик. — ISBN 5-7905-2366-8.
- Православный церковный календарь. 2013. — Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
- Преподобный // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
Лики святости в православии |
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый |
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
10.09.21 23:43
Псалом-откровение об Иоанне Крестителе. Читающий его готовит свое сердце к приходу Христа
10.09.21 09:15
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Новая волна захватов храмов началась? Что и почему происходит в селе Красносёлка
09.09.21 09:55
Светлые смыслы Усекновения
10.09.21 15:06
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Христианские основания науки
15.09.21 10:30
В поиске Христа, а не чудес
Важно понимать, что, почитая святых, их образы и мощи, мы прежде всего почитаем в них действие благодати Божией, и Христа, как её подателя. Все упования наши должны быть обращены к Богу, и ни в коем случае нельзя путать суетную жажду чуда от какого-то конкретного «ковчежца с мощами» с подлинным желанием приобщиться благодати, которая везде, у любой святыни, одна и та же
Ведь как говорил Христос в Евангелии: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Не нужно делать из святых «домашних божков», заслоняя ими образ Христа. Ведь эти люди, как правило, сами всю свою жизнь положили на то, чтобы найти Бога и исполнить заповеданное Им. Именно в этом (как и в прочих наших нуждах) они могут оказать и нам свою молитвенную помощь, обращаясь вместе с нами ко Христу, который в Евангелии назвал всех, исполняющих завет Его Своими друзьями: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
Значение слова
Преподобный — это одна из категорий, еще их называют “ликами”, на которые принято разделять святых в зависимости от деяний во время их земной жизни. Так что означает слово «преподобный»? Так называли святых монахов, которые своей жизнью и трудами старались угодить богу, стать ему подобными, и преуспели в этом, поэтому только монахи, возвеличенные церковью, могли носить это звание.
Важно отметить, что преподобные — такое уникальное явление, аналогов которому в христианстве больше нет. Безусловно, в каждом чине святых можно найти множество примеров богоподобия, но преподобные святые отличались от остальных особым, беззаветным стремлением служить господу, отличающимся крайней степенью самоотречения
Встав на стезю подвижничества, они отказывались от всех земных благ и полностью посвящали себя служению Всевышнему.
Святые, кто они
Святые — люди, проявившие на протяжении жизни святость, праведность, выстоявшие в самых трудных испытаниях, отдавшие жизнь за веру, порой принявшие мученическую смерть. По словам апостола Павла святостью наделен каждый человек, признавший Творца своим Отцом.
События последнего времени свидетельствуют о скором приходе Христа, когда будет важно только одно — проявление Божьей святости через святость любви. Каждый человек имеет право выбора между Царством Божьим, что грядет, или жизнью по законам мира вне причастности к Богу
Людям не дано постичь святости Бога, но открыт путь стремления к ней. По словам Антония Сурожского святым является человек, который сумел открыться Богу и позволил Ему действовать в своей жизни, при этом являясь чудом вечных ценностей для окружающих.
Важно! Для канонизации человека в статусе святого важны не чудеса, а добродетели, прославившие Господа, давшего силы святости. Отцы Церкви подчеркивали, что творят чудеса силой Святого Духа, подчеркивая при этом, что вся слава принадлежит не им, а Господу. Возможно, для кого-то это звучит парадоксом, но обрести святость даровано каждому человеку на земле
Отцы Церкви подчеркивали, что творят чудеса силой Святого Духа, подчеркивая при этом, что вся слава принадлежит не им, а Господу. Возможно, для кого-то это звучит парадоксом, но обрести святость даровано каждому человеку на земле.
Разбойник, висевший рядом с Иисусом на кресте, после признания Христа Богом, попал в рай (Луки 23:39-41). Высшая степень духовного развития человека — святость, которая приходит через спасенность и праведность.
Согласно учению апостола Павла, святость — это чуждость по отношению к миру греха
Почему Иисус сказал, что мытари и блудники попадут в Царство Божье раньше фарисеев? (Матв. 21:31) Люди, считающие себя праведными, не оставившие проявлений гордости и превозношения над другими людьми, никогда не попадут в Небесное Царство. По словам Христа, это мерзость, приравненная к тщеславию, лукавству, зависти.
Человек, способный увидеть недостатки в самом себе, признать их и раскаяться, может обрести благодать святости.
Определение праведности дано в Библии. В Евангелии от Матфея мы читаем, что поступать с людьми следует так, как мы того желаем для себя лично. (Матв.7:12). Это пожелание напрямую связано с второй заповедью Бога, о том, что ближнего надо любить, как самого себя. (Матв. 12:31).
Праведные христиане никого не обижают, никого не угнетают, усмиряют в себе страсти, способные нанести вред окружающим. Праведность — основная ступень для достижения святости, она укрепляется в борьбе за чистоту:
- чувств;
- мыслей;
- желаний;
- сердца и ума.
Праведность приходит тогда, тогда все противное заповедям Иисуса буквально умирает для человека. Это возможно только после постоянного пребывания в Слове Божьем, посланий Отцов Церкви и непрерывной молитве, одной из основных является Иисуса молитва.
Святость — это природное свойство Божие, которому человек приобщается по благодати
По словам Павла Флоренского, истинность святости проявляется в любви к Богу не во имя личного спасения, для обретения благополучия, успеха, в истинном подражании Ему, желании наполниться Божьей природой, подчинении жизни основным принципам Божественного Откровения.
С древнееврейского языка слово «кадош», которое переводится, как святой, означает отделенный от мира, не принадлежащий к общепринятому порядку, полное подчинение любви Божественной. Это определение дает объяснение тому, почему некоторые полководцы и государственные мужи, принесшие победы, совершившие определенные подвиги во имя народа и державы, не канонизированы.
Так, Александр Невский, только после принятия монашества с именем Алексей, воздавший всю славу Богу за одержанные победы, был канонизирован и внесен в списки благоверных.
Как отличают настоящие мощи от поддельных?
Древняя практика разделения святых останков на частицы (для положения новых храмов и защиты от разграбления) привела к появлению большого количества поддельных мощей. Обогащение на фальшивых святынях процветает и по сей день. Протоиерей Андрей Бойцов отмечает:
Священник предостерегает от покупки «частиц мощей» в Интернете и на барахолках. Если православный христианин по неведению приложился к поддельным мощам, то в этом нет ничего страшного. Ведь главное – это вера, с которой мы просим помощи у Бога и святых. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
Специалист в области изучения православных святынь Михаил Артеев указывает на то, что подлинные святыни всегда хорошо документированы и «не появляются из ниоткуда». Мощевики опечатываются епископами и вскрываются только при их участии. Разделение святых останков непременно фиксируется в документах. В некоторых случаях проводятся специальные исследования и экспертизы. Михаил добавляет, что в антиминсы зашивают частицы лишь достоверных мощей.
Святитель Николай Чудотворец
Во-первых, это Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский. Наш народ особо почитает этого святого прежде всего за то, что, как мы знаем из его жития, святитель Николай всегда был «скорым помощником» для тех людей, которые оказывались в весьма сложной ситуации (вспомнить хотя бы случай с несправедливо осужденным воином или же обедневшим отцом троих девиц), оттого он зачастую в народе и именуется Николаем Угодником. Именно поэтому народная любовь к святителю достигла такого масштаба как во всем православном мире, так и у нас в стране. В Украине, пожалуй, нет ни одного города, в котором не возвели бы храм в честь этого святого.
Кроме того, следует также отметить и тех святых, благодаря которым, собственно, и началось распространение христианства на нашей земле. Это прежде всего святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир.
«Меня дома нет»
Чиновник из Нижнего Новгорода долго не мог попасть на прием к старцу. Когда он стучался, то преподобный отвечал:
— Меня дома нет, мне не время.
Таким образом он поставил чиновника на место людей, которые приходят к нему на прием по пять раз и долго не могут быть принятыми. Приходящие недоумевают, унывают и раздражаются. Потом святой Серафим пояснил:
– Я говорил вам через двери, что ваши-то люди и говорят приходящим к вам по нуждам своим: “Барина дома нет!”, “Ему не время!” Ведь этим отказом прогневляя ближних, вы прогневляете Самого Бога!
Он принял чиновника радостно и приветливо, а этот урок гость запомнил на всю жизнь.
Кто такие святые в христианстве
Таким образом, святые люди в Православии – не просто добрые и благочестивые, а те, кто открыли свои очистившиеся сердца Богу в стремлении соединиться с Ним. И чем больше человек озаряется благодатью, тем лучше он видит своё несовершенство и искаженность грехом. Настоящий святой для окружающих будет праведником, но себя он будет воспринимать как последнего грешника.
Отдельно стоит отметить, что понятия «святой» и «безгрешный» синонимичны только по отношению к Богу. Бог свят и безгрешен. Святой человек – не значит безгрешный. Но у него есть стойкое желание преодолеть грех с Божьей помощью. Вспомним слова Священного Писания: «Семь раз упадёт праведник и встанет» (Притч. 24:16).
Митрополит Сурожский Антоний в одной из бесед назвал святых людьми, через которых действует и сияет Бог. Через них Дух Господний может являть чудеса. Многие православные святые при жизни стяжали дар прозорливости, исцеления больных, а после смерти они помогают тем, кто молится им. Часто останки святых остаются нетленными. На основании этих чудес и народного почитания Церковь канонизирует Божьих угодников, то есть прославляет их в лике святых.
Такая процедура сама по себе не делает человека святым, она лишь констатирует то, что уже давно свершилось на небесах. Канонизация праведника не подразумевает одобрения всех его высказываний или поступков. Святые Православной Церкви были людьми своей эпохи, часто со своими ошибками и немощами, которые не помешали им приблизиться к Богу.