Преподобный нил столобенский. 40 лет в пустыни

Преподобный Нил Столобенский. Иконы

Преподобный Нил изображается в рост в иноческом облачении. Большое пространство иконы занимает изображение острова Столобного, омываемого водами Селигера.


Преподобный Нил Столобенский. Тверь, середина XVII века. Собрание Н. Паниткова


Преподобный Нил Столобенский. XVII век


Преподобный Нил Столобенский. XVII век. Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское»

Икона преподобного Нила Столобенского из Русского музея отличается от таких произведений большим лаконизмом композиции. На ней представлена центральная часть монастыря. Изображен большой каменный пятиглавый Богоявленский собор, примыкающая к собору трапезная, высокая колокольня. В северо-западной стороне, почти скрытая изображением преподобного, видна больничная церковь Всех Святых; на первом плане, с южной стороны от собора — маленькая церковь чудотворца Нила «на вратех». Главные монастырские постройки окружены корпусами монашеских келий.


Преподобный Нил Столобенский. Вторая половина XVIII века. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

На иконе преподобный Нил Столобенский, с пророком Наумом и святым Власием представлены только основные постройки Ниловой пустыни: Богоявленский собор с трапезной и колокольней, стены и главы которых выделяются на фоне густой зелени леса. В придельном храме с южной стороны собора изображена рака преподобного Нила, над нею — икона Пресвятой Богородицы.


Преподобный Нил Столобенский, с пророком Наумом и святым Власием. Середина XIX века. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Преподобный Нил Столобенский изображен на старообрядческой иконе «Избранные святые». Нил написан со свитком в руке (в центре), по сторонам в трехчетвертном повороте к центру — священномученик Власий и святитель Медост с книгами в руках, мученики Флор и Лавр со свитками.


Избранные святые (Власий, епископ Севастийский; патриарх Медост Иерусалимский; преподобный Нил Столобенский; святые Флор и Лавр). Москва, вторая половина XIX века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Избранные святые (Медост, Власий, Нил Столбенский, Флор и Лавр). Вторая половина XIX века. Москва, Государственный научно-исследовательский институт реставрации

Ссылки

Герб муниципального образования «Фи́ровский район» Тверской области Российской Федерации. Герб утверждён Решением Совета депутатов Фировского района 12 мая 2002 года.

Герб внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под регистрационным номером 1052.

Жа́бны (Жабна) — село (официально числится деревней) в Фировском районе Тверской области. Относится к Фировскому сельскому поселению. Расположено в 13 километрах (по прямой) к северо-западу от районного центра Фирово. Автобусное сообщение с Фирово (25 км) через деревню Ходуново. К северу от села — река Жабенка, к востоку — торфяные болота.

Население по переписи 2002 года — 27 человек, 11 мужчин, 16 женщин.

В 1997 году — 27 хозяйств, 40 жителей. Отделение совхоза (ЗАО) «Граничное». В Советское время в селе был клуб с библиотекой, магазин, фельдешрско-акушерский пункт, школа. Сохранились две церкви — Нила Столобенского (конец XVIII века) и Николая Чудотворца (1885).

Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь — мужской монастырь Псковской епархии Русской православной церкви, расположенный в Псковском районе Псковской области (в 22 км от Пскова и 7 км от посёлка Крипецкого).

Нил — мужское личное имя.

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бном и частично на полуострове Све́тлица, в 10 км к северу от города Осташкова, на озере Селиге́р. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 км.

Отше́льничество, анахоретство — аскетическое отречение по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места.

Отшельничество как спорадическое явление существовало в религиях Индии, Китая, Японии и других стран Востока (иудаизм, буддизм, даосизм и др.). В разное время встречались следующие типы нехристианской монашеской жизни: отшельники Сераписа в Египте; аскеты-буддисты; ессеи, жившие подобно монахам у Мертвого моря примерно III века до н. э.; иудейские аскеты, называемые терапевтами, жившие неподалеку от Александрии; гностики неоплатоновского толка; аскеты-приверженцы бога Митры.

Отшельничество в Китае выступало как альтернатива политической карьере, однако идеологически было во многом с нею связано.

Собор Новгородских святых — группа святых православных подвижников, связанных с Новгородом. Более ста угодников Божиих входят в Собор Новгородских святых, многие из них имеют общерусское празднование. Древний новгородский пантеон превосходил пантеоны других русских земель. Ярчайший пример — из 30 владык, возглавлявших новгородскую кафедру до 1478 г., 17 причислено к лику святых. И в дальнейшем, когда новгородская земля потеряла свою независимость, многие новгородские архиереи своими деяниями вошли в историю. Среди них митрополит Макарий, архиепископ Феофан (Прокопович), митрополит Евгений (Болховитинов), митрополит Арсений (Стадницкий) и др. Пять новгородских святителей были избраны на патриарший престол: митрополит Никон, митрополит Питирим, митрополит Иоаким, митрополит Алексий (Симанский) и митрополит Алексий (Ридигер).

Собор всех святых, в земле Тверской просиявших — праздник Русской Православной церкви, установленный в память о святых, просиявших в Тверской земле. Празднование Собору приурочено ко дню второй памяти святителя Арсения — первому воскресенью после 29 июня/12 июля — праздника святых апостолов Петра и Павла.

Наталия Евгеньевна Сухинина (2 апреля 1948) — советская и российская журналистка, русская писательница, издатель.

Тро́ицкий собо́р — соборный храм Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Являлся капитульным храмом ордена Святого Александра Невского.

Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Нило-Столобенская пустынь

После смерти преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Около 1590 года инок Герман поселился на острове Столобном, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого. Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был священноинок Герман. В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598-1600 годах Филофей (Пирогов), инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихеры и канон преподобному Нилу и написал его Житие.


План Нило-Столобенского монастыря в начале XIX века

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные мощи преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме.


Нило-Столобенская пустынь. 1910 год, фото Сергея Прокудина-Горского

В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. В конце 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали РПЦ. В 1995 году в монастырь были возвращены мощи преподобного Нила.


Нило-Столобенская пустынь

Откуда родом мишки косолапые с конфеты

А леса здесь удивительно хороши. Изрезанные берега озера поросли вековыми соснами. Они стоят под солнцем все в золоте, как генералы на параде. Воздух настоян на аромате хвои. Художник Иван Шишкин писал здесь этюды к «Утру в сосновом лесу» с хрестоматийными мишками.

Рыбка плещется в воде. Кузнечики в траве стрекочут. Птичий хор исполняет произведения местных пернатых композиторов. Сказка…

Но навигатор — озик говорит, что до Ниловой Пустыни осталось всего ничего. И вот в просвете между соснами мелькнули купола – она. Мы въезжаем на взгорок мимо туристического комплекса и перед нами распахивается бесконечное пространство Селигера с бело-желтым монастырем питерского вида. Башенки, колонны, гранитные набережные, укрепляющие берега.

Припарковались. Идем в монастырь мимо торговых палаток, лодок, затем несколько десятков метров по деревянному мостику. Вход – через проездную арку Светлицкой башни. Башню построили сравнительно недавно – в 1863 году. Она всегда выполняла функцию пропускных ворот, и сейчас здесь контролируют внешний вид посетителей, приходящих в обитель.

Но была у нее еще одна важная роль — она служила спасительным маяком в непогоду. В бурю или пургу на ее шпиле зажигали фонарь.

На Конюшенном дворе

С Гостиного можно попасть на Конюшенный двор с его разными служебными постройками.

За пределами дворов – склады, пристань, док, плавучие рыбные садки и еще хозяйственные строения разного назначения.

Весь юг острова отведен под фруктовые сады, луг с пастбищем для буренок. За дворами между монастырскими постройками ухоженные огороды, где трудами святых отцов все растет, цветет и наливается соком.

На самом мысу в окружении воды стоит белая, под крышей серебряного цвета, замечательно красивая Крестовоздвиженская церковь. Когда-то рядом с нею было монастырское кладбище, но оно не сохранилось.

Борьба с искушениями духа и плоти

Известно, что в первые годы иночества особенно тяжело бывает молодым монахам, на которых дьявол с особой яростью насылает искушения, земными страстями отвращая их разум от богомыслия. Чтобы с честью противостоять врагу, Нил Столобенский вооружился молитвой и, изнуряя плоть постами и бдением, подготовил себя к тому, чтобы впоследствии сделаться избранным сосудом Духа Божьего.

Много пришлось молодому иноку понести трудов, возложенных на него настоятелем монастыря, но никто не слышал от него ни единой жалобы. Для всей братии он являл собой пример кротости и беззлобия. Очень скоро молва о его добродетелях вышла далеко за стены монастыря, и к его келье потянулись люди, чтобы взглянуть на молодого праведника.

Строительство первого храма

Вскоре вокруг кельи святого начали селиться отшельники, в 1594 году здесь появился иеромонах Герман.

Вместе с Германом на острове поселился монах Антоний, они обустроили место захоронения святого, прожив в обители три года. За это время монахи неоднократно наблюдали чудеса, совершаемые над могилой преподобного Нила.


Памятник преподобному Нилу Столбенскому у Богоявленского собора

Помимо бедных и немощных порой к гробу приезжали алчные люди, но каждый раз некая сила хранила святыню от поругания.

Иоанн Куров проезжал мимо, но бес соблазнил его украсть покров гробницы. Поднимая покрывало, грешник увидел, что вместе с покровом поднимается и гроб. Несостоявшийся вор так испугался, что потерял рассудок, который вернулся к нему после полного раскаяния.

Многие жители Осташкова хотели срубить огромную сосну, стоящую около кельи, но каждый раз некая сила то ломала топоры, то отбрасывала нечестивцев далеко от святыни. Иеромонах Герман вернулся на чудотворную гору, где проживал отшельник Борис Холмогорец, чтобы построить Богоявленскую церковь с приделом Московского юродивого Василия.

Краткое жизнеописание святого

Биография преподобного Нила Столобенского известна из записей первого игумена Нило-Столобенской пустыни.

Происхождение

Святой Нил был крестьянского рода. Дата появления на свет – конец XV века. Имена родителей и его имя при крещении неизвестны. Место рождения – одно из поселений в южной части Новгородской земли (по территориальному делению XIV-XVIII веков).

Житие и служение Богу

Мальчик осиротел в раннем возрасте и нашел приют в монашеской обители преподобного Саввы Крыпецкого, где в 1505 году постригся в монахи и нарекся Нилом. Молитвами и постом Нил старался побороть плотские желания и искушения дьявола. Через 10 лет, почувствовав способность самостоятельно противостоять лукавому, Нил испросил благословения у настоятеля монастыря на отшельнический подвиг.

Слава о святом отшельнике распространилась по окрестным деревням и селам. К Нилу стали приходить за молитвой, советом. Нил никому не отказывал в помощи, но известность и восхваления тяготили Нила. Монах стал молиться Божьей Матери, чтобы она подсказала ему, как избежать славословия и продолжить служение Иисусу Христу.

Однажды в полусне отшельник услышал голос, повелевавший идти на озеро Селигер. Разузнав, что речка Серемуха впадает в озеро Селигер, Нил собрал нехитрый скарб и отправился по направлению ее течения. Оказавшись на берегу водоема, Нил выбрал необитаемый остров Столобный. Для зимовки отшельник выкопал в горе пещеру. На следующий год на вершине Столобного Нил построил деревянную келью и часовню. В келье вместо лежанки отшельник вбил в стену два крюка, на которые опирался во время ночного отдыха, стоя на коленях. Для пропитания Нил выращивал на острове овощи, рожь, собирал грибы и ягоды, ловил рыбу.

Окрестные крестьяне невзлюбили Нила. Однажды они приплыли на остров, вырубили весь лес и подожгли его. Отплыв на безопасное расстояние, поджигатели наблюдали, как пожарище охватило весь остров, поднимаясь к часовне и келье Нила. Отшельник вышел навстречу огню с иконой Божьей Матери, и языки пламени потухли сами собой, не причинив постройкам вреда.

Рыбаки иногда приставали к острову и отдавали Нилу часть улова. Отшельник проводил дни в молитвах и трудах. Прошло несколько лет, на Столобном снова выросли деревья. Местный крестьянин решил снова срубить молодые деревца и переправить на лодке на берег, чтобы использовать как дрова.

Срубив часть молодой поросли, он не смог сдвинуть ее с места, сколько не пытался. Осознав свой грех, крестьянин покаялся перед Нилом и был им прощен. После этого случая дьявольская пелена спала с глаз жителей прибрежных сел. Они стали приплывать к отшельнику за советом, молитвой, почитая его как святого. Нил не принимал даров от людей с греховной совестью и телесной нечистотой.

Разбойники решили, что в келье хранятся несметные сокровища в виде даров от мирян. Приплыв к Столобному, они потребовали у Нила указать, где хранятся богатства. На что святой сказал им, что главная ценность находится в углу кельи.

Войдя в нее, разбойники ослепли от нестерпимого света, исходившего от иконы Божьей Матери. Испуганные грабители упали перед Нилом на колени, прося прощения. Милосердный отшельник простил их и благословил на добрые дела.

Праведная жизнь сделала Нила ясновидцем, способным совершать чудеса. По его молитве стихали волнения на озере, спасая тем самым жизнь рыбакам.

Смерть

Зная о приближении смерти (ему были открыты день и год, когда это произойдет), Нил молился Богу, чтобы он послал ему духовника для причастия. Господь надоумил настоятеля одного из местных монастырей навестить отшельника. 6 декабря 1555 года он приплыл на остров, причастил пустынника и пообещал вернуться на следующий день. Нил сообщил ему, что на острове со временем будет монашеская обитель. Вернувшись на остров 7 декабря, игумен Сергий обнаружил Нила в келье мертвым, стоящим на коленях с опорой на крюки. Монахи похоронили тело в часовне. В Столобенской пустыне отшельник прожил 27 лет.

Через 5 лет над могилой святого была сооружена гробница. Спустя 35 лет в келье Нила поселились другие иноки. Рядом с часовней был построен храм. Затем образовалась монашеская обитель, существующая и поныне под названием Нило-Столобенская пустынь. В 1665 году в обители случился пожар, от которого сгорели деревянные строения, в том числе часовня, где был погребен святой. Когда через 2 года на этом месте стали возводить каменную церковь, могила обнажилась, открыв нетленные, благоухающие кости преподобного. Они были перезахоронены во вновь построенном храме.

Храмы Нилова монастыря на Селигере

На фото монастыря Нилова пустынь на Селигере можно рассмотреть несколько красивых и величественных храмов. Все они обладают собственной богатой историей и заслуживают более подробного изучения.

Богоявленский собор

Богоявленский собор является главным строением монастырского комплекса, как по размерам, так и по значению. Возведен величественный собор был в 1833 году, на месте старого строения, подвергшегося разрушениям. Четырехугольный собор увенчан пятью куполами, над западным входом расположена колокольня, а состоит собор из трех престолов — главного, во имя Богоявления Господня, правого, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, и левого, во имя Николая Чудотворца.

Именно в Богоявленском соборе в Ниловой пустыни проводятся богослужения, здесь же хранится главная реликвия монастыря — мощи Нила Столобенского.

Храм Всех Святых

Вторая по значимости постройка на территории обители — это Храм Всех Святых, который одновременно является старейшим зданием Ниловой пустыни. Возведен шестиглавый храм был в 1701 году. В начале XIX столетия именно в нем хранились мощи Нила Столобенского и проводились богослужения, пока в Богоявленском соборе шла масштабная реконструкция.

В настоящее время ведется восстановление храма в Ниловой обители. Поскольку на момент начала работ он был разрушен довольно сильно, на приведение постройки в порядок понадобится немало времени — капитального ремонта требуют стены и кровля.

Храм Преподобного Нила Столобенского

Храм Преподобного Нила Столобенского является надвратным и венчает восточные врата обители. Возведение храма было закончено в 1755 году, изначально строение было увенчано пятью куполами, но в 1838 году храм незначительно реконструировали — поставили крышу-ротонду с шаром и крестом над ним. Таким образом, храм стал внешне соответствовать архитектуре главного Богоявленского собора Ниловой обители.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла

Западные врата Ниловой пустыни венчает еще одна церковь — надвратный пирамидальный храм Святых Апостолов Петра и Павла. Построен храм был в 1764 году на деньги прихожан, главной его достопримечательностью являлся резной деревянный иконостас и объемная внутренняя лепнина.

Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи

В западной части острова когда-то располагался храм Святого Пророка Иоанна Предтечи — он был установлен в 1781 году над местом первой землянки самого Нила Столобенского. В нижнем этаже здания находился храм Покрова Пресвятой Богородицы, а в северо-западной части располагалось углубление, собственно и представлявшее собой остатки пещеры святого отшельника. В этом углублении был впервые установлен скульптурный образ святого Нила, сюда приходили паломники и люди, жаждущие исцеления и помощи, а рядом с храмом располагалось монастырское кладбище для братьев обители.

После революции храм Святых Апостолов Петра и Павла был полностью разрушен, и только в наши дни раскопки позволили обнаружить и очистить руины фундамента церкви.

Храм Воздвижения Креста Господня

В юго-западной части острова расположился одноглавый храм Воздвижения Креста Господня, он был построен в 1788 году на деньги прихожан на месте небольшой каменной часовни

Известен храм был своей изящной внутренней отделкой и красочным иконостасом, даже император Александр I, посетив монастырь в 1820 году, обратил внимание на внутреннее убранство храма и похвалил мастеров, расписывавших церковные стены. В настоящее время храм находится в хорошем состоянии и открыт для посещения

Скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского

Образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении изможденный старец скончался во время молитвы». Существуют две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей.


Преподобный Нил Столобенский. Скульптура на территории Ниловой пустыни


Преподобный Нил Столобенский. 1770–1780-е годы, Конягин Кондратий Семенов (?) Осташков, Вознесенский собор Знаменского монастыря

Объемное изображение (Верхневолжье) является близкой копией храмового скульптурного образа преподобного Нила Столобенского, выполненного в последней трети XVIII столетия. Плоская и неокрашенная тыльная сторона скульптуры, а также отверстие для крепежного шканта на нижнем торце указывают на изначальное помещение образа в киоте. Это одно из самых ранних известных повторений почитаемого образа из Ниловой пустыни. На создание памятника в конце XVIII века указывают особенности стиля: реалистично исполненные черты лика и фигуры, многочисленные живописные складки облачения, а также характерный для этого времени синий пигмент, которым расцвечен куколь святого.


Преподобный Нил Столобенский. Верхневолжье, конец XVIII века, Собрание Ф. А. Копелевича


Преподобный Нил Столобенский. Первая половина XIX века. Происходит из часовни деревни Невская, Бежецкого уезда, Тверской губернии. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Другая скульптура, исполненная в стиле народного примитива, восходит к почитаемому храмовому образу из Нило-Столобенской пустыни. Подобные небольшие скульптуры, предназначавшиеся для паломников, создавали резчики из города Осташкова и окрестных деревень. Особенностью публикуемого памятника является отсутствие костылей, на которые опирается святой. Возможно, что отказ от этой детали продиктован абсолютной обобщенностью форм фигуры, благодаря чему образ достиг знаковой выразительности. Роспись облачений «в горошек» также является уникальным плодом авторского творчества.


Преподобный Нил Столобенский. Верхневолжье, XIX век. Собрание Ф. А. Копелевича

Четкой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) — «одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря». Отмечают, что схиму преподобного на скульптурах традиционно окрашивают в черный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золоченые, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными. Образ преподобного Нила Столобенского запечатлен на гербе Фировского района Тверской области.

Божественное ознаменование явления преподобного Нила

Благолепные отец с матерью взрастили сына в страхе Господнем, в пристрастии к молитве и священнодействиям, чтиве душеспасительных книг. После их смерти святой вступил в подвижническую жизнь и именовался в честь преподобного Нила Синайского в монастыре Святителя Саввы Крыпецкого.

После принятия монашества мученик Нил незыблемо ополчился супротив бесовских вожделений. С превеликим усердием справляя все возложенные на него повиновения, безоговорочно склонял голову пред архимандритом. Во всех деяниях преподобный Нил выказывал кротость и подчинение, смирение и покорность. Обуздав пристрастия, усмирив плоть постом и омыв душу слезами, он был признан истинным избранником Бога.

Осташков – Нилова Пустынь Как доехать?

От Осташкова до православного мужского монастыря Нилова Пустынь две дороги: одна – на теплоходе по озеру, километров десять, и вторая по суше. Через город Осташков проходит дорога, обвивающая кольцом все озеро Селигер. Однако, что она представляет собой – мне неизвестно, поскольку по ней проехали мы всего 25 километров до полуострова Светлица. Его с островом Столобным соединяет узкая дамба. Святой обители принадлежит кусочек полуострова и весь остров.

Наша доблестная тойота объезжала выбоины и рытвины. Впереди медленно ползли автобусы. Обогнать их не было никакой возможности. Скорость была просто сумасшедшая – километров пятьдесят в час. Сначала это ужасно раздражало, но неожиданно в черепашьем шаге оказались свои преимущества: взгорки, поляны сосны и прочие красивости русской природы уже не мелькали, сливаясь полосой, а позволяли обстоятельно полюбоваться собою.

А пожалуй, это и хорошо, гладкий асфальт только испортил бы все. Подскочить между делом, с головой, погруженной в суетное – это неправильно. К святому месту нужно приближаться с возвышенным настроем.

Православные и церковные праздники и посты

Сегодня православный церковный праздник: * Священномученика Марка, епископа Арефусийского, мч. Кирилла диакона и иных многих при Иулиане пострадавших (ок. 363) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Завтра:

* Преподобного Иоанна Лествичника (649). * Святителя Софрония, епископа Иркутского (1771) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:13.04.2021 — * Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326). * Святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца (1461). * Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (1879) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…14.04.2021 — * Преподобной Марии Египетской (522). ** Преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского, чудотворца (1404) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…15.04.2021 — * Преподобного Тита чудотворца (IX) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…

Все православные и церковные праздники и посты …

Через тернии к звездам

Поскольку место было намоленным, сюда стали приходить другие монахи-отшельники. В 1594 году было решено основать монастырь в честь преподобного Нила. Задумано – сделано. Обитель быстро стала почитаемой. Каждый год на остров приезжало множество паломников. В 1820 году на Селигер прибыл с визитом сам император Александр I. В начале XX века число монахов в обители перевалило за тысячу! Берега острова облицевали камнем. В монастыре была даже собственная больница.

План монастыря в начале XIX века

Благополучие закончилось после революции, когда вскрыли захоронение преподного Нила Столобенского, а церковные ценности разграбили. Дальнейшая судьба монастыря была типичной для того времени – исправительная колония, концлагерь, госпиталь, дом престарелых, турбаза. Полуразрушенный комплекс вернули епархии только в 90-е годы. Вскоре в обитель перевезли мощи преподобного Нила. Сейчас в пустыне служит 50 монахов.

Всего в монастыре насчитывается шесть храмов. Главным является Богоявленский собор, возведенный в 1833 году. Он высится в самом центре обители и выделяется монументальной классической архитектурой и пятью золотыми куполами. Строительство курировал итальянский архитектор Анжело Ботани, поэтому в облике здания явно прослеживаются тосканские мотивы. Именно здесь хранятся мощи святого.

Так выглядел монастырь в 1789 году

Самым старым считается храм Всех Святых, возведенный в 1701 году. Он имеет небольшие размеры. Когда перестраивали Богоявленский собор, храм выполнял роль соборной церкви. Сюда на время были перенесены мощи основателя монастыря. Когда к нему пристроили больничный корпус, храм стали называть больничной церковью. Сейчас он находится в стадии реставрации.

Далее следует храм Преподобного Нила Столобенского, который высится над восточными вратами. Отсюда и его название – надвратный. Его построили в 1755 году. Деньги на строительство собирали всем народом. При разработке проекта за основу взяли надвратный храм Донского монастыря в Москве. Он выглядит очень изящным и легким. Высокую ротонду украшают золотой шар и крест, которые видны издалека.

Столь же красив храм святых Апостолов Петра и Павла. В монастыре он появился в 1764 году. Храм тоже является надвратным и высится над западными воротами монастыря. Храм выделялся своим богатым внутренним убранством, включая резной деревянный иконостас, разнообразную скульптуру и изящную лепнину.

Храм Воздвижения Креста Господня вынесен за пределы монастырских стен. В 1788 году его построили на самом берегу в юго-западной части острова. Место было выбрано неспроста. Именно здесь стояла часовня, возведенная в честь преподобного Нила. Даже Александр I, во время своего визита в обитель, поразился изящной отделке церкви. Украшали храм мастера из Осташкова — иконописец Илья Верзин и резчик по дереву Кондратий Конягин.

В 1820 году обитель посетил император Александр I

А вот от храма св. Иоанна Предтечи сохранился только фундамент. Жаль, поскольку он имел особое значение для верующих, так как находился на том месте, где была землянка, в которой первоначально жил преподобный Нил. Когда копали котлован для строительства церкви, обнаружили саму землянку. В полу храма на этом месте оставили углубление. В советский период церковь была разрушена до основания. В настоящее время лишь расчищен фундамент.

В монастыре имеется собственное производство – свечной завод, коровник, молочный цех, пасека и даже ювелирная мастерская. Здесь производят экологически чистые продукты. Большой популярностью пользуется хлеб «Столобенский». Его выпекают без дрожжей с использованием воды святого Оковецкого источника. Пекут также ржаной хлеб с солодом, который производят сами. В ассортименте представлено домашнее печенье – медовое, творожное, миндальное, овсяное. Есть медово-шоколадные коврижки.

Церковная лавка

В лавке также можно купить разнообразное варенье и консервированные салаты – пикантный и огуречный. Монастырский ассортимент включает соленую и копченую рыбу, выловленную в Селигере, травяные чаи, мед и молочные продукты с подворья – молоко, масло, творог. Все продукты очень свежие и вкусные. В качестве духовной пищи посетителям предлагают экскурсии по обители и посещение монастырского музея. Для паломников действует гостиница.

Озеро Селигер

С Ниловой пустынью связано так много тайн и легенд, что турфирмы предлагают двухдневные туры по данной тематике. Одна из легенд рассказывает о том, как монахи спаслись от бушевавшей в крае эпидемии холеры. Они совершили вокруг обители крестный ход с чудотворной иконой. После этого не пострадал ни один человек, находившийся на острове, где стоит монастырь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector