Преподобный феодосий великий

Святой преподобный Феодосий Великий: житие

Преподобный Феодосий Великий (день памяти — 24 января) жил в V — VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей.

Святой Феодосий Великий: икона

В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве.

К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами.

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках — греческом, грузинском и армянском.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 — 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Преподобный Феодосий Великий

внешние ссылки

Феодосий II

Родился: 401 апреля Умер: 28 июля 450 г. 

Королевские титулы
Предшественник Аркадия Император Восточной Римской империи 408–450 гг. Преемник Маркиана
Политические офисы
Предшественник Аркадия Августа V Гонория Августа V Римский консул 403 г. с Руморидом Преемник Гонория Августа VI Аристенета
Предшественник Аркадия Августа VI Аниция Петрония Проба Римский консул II 407 г. с Гонорием Августом VII Преемник Аниций Аукениус Басс Филипп
Предшественник Аниций Аучениус Басс Римский консул III 409 г. с Гонорием Августом VIII Константином Августом Преемник Варанес Тертулл
Предшественник Варанс Тертулл Римский консул IV – V 411–412 гг. С Гонорием Августом IX (412 г.) Преемник Луций Гераклиан
Предшественник Констанция Констанса Римский консул VI – VII 415–416 гг. С Гонорием Августом X Юнием Квартусом Палладием Преемник Гонория Августа XI Флавия Констанция II
Предшественник Гонория Августа XI Флавия Констанция II Римский консул VIII 418 с Гонорием Августом XII Преемник Монаксия Плинта
Предшественник Монаксия Плинта Римский консул IX 420 с Констанцием III Преемник Евстафия Агриколы
Предшественник Евстафия Агриколы Римский консул X 422 с Гонорием Августом XIII Преемник Asclepiodotus Avitus Marinianus
Предшественник Кастинус Виктор Римский консул XI 425 г. с Валентинианом Цезарем Иоанном Августом (только в Риме) Преемник Феодосия Августа XII Валентиниана Августа II
Предшественник Феодосия Августа XI Валентинианский Цезарь Римский консул XII 426 г. с Валентинианом Августом II Преемник Хириус Флавий Ардавур Юниор
Предшественник Флорентий Дионисий Римский консул XIII 430 г. с Валентинианом Августом III Преемник Аниций Аукениус Басс Антиох
Предшественник Аэция Валерия Римский консул XIV 433 с Петронием Максимом Преемник Аспар Ареобиндус
Предшественник Аспара Ареобиндуса Римский консул XV 435 г. с Валентинианом Августом IV Преемник Анфемия Исидора Флавия сенатора
Предшественник Аэция II Сигисвулта Римский консул XVI 438 г. с Аницием Ацилием Глабрионом Фаустом Преемник Феодосия Августа XVII Феста
Предшественник Феодосия Августа XVI Аниций Ацилий Глабрион Фауст Римский консул 439 г. с Фестом Преемник Валентиниана Августа V Анатолия
Предшественник Петрония Максима II Патерия Римский консул XVII 444 г. с Цециной Деций Агинатием Альбином Преемник Валентиниана Августа VI Номуса

Период гонений на христиан

Добрые дни продолжались до прихода к власти императора Анастасия. До этих пор христиане не встречали отпора со стороны властей, могли спокойно проводить богослужения и вести размеренный общинный быт. В начале VI века возникла ересь Евтихия, отрицающая проведение Таинств и богослужений.

Император примкнул к ложному вероучению и страну захлестнули гонения на православных христиан. Император даже пытался подкупить святого Феодосия, зная о том уважении и авторитете, который снискал подвижник в народе благодаря своей богоугодной жизни.

Правитель предлагал обители солидный золотой запас для обустройства монашеского быта с тем условием, что Святой не будет противиться еретическим течениям. Разумеется, такое предложение было категорически отвергнуто.


Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений

Святой Феодосий не смог остаться в стороне и написал императору грозное послание, с требованием отказаться от преступных действий в отношении православных христиан. Настоятель обители сказал, что его иноки всегда будут защищать истинность веры и оказывать помощь всем людям, пострадавшим от нападок властей.

Это послание лишь на недолгое время умерила гнев императора, но вскоре гонения разгорелись с удвоенной силой. Тогда праведник лично отправился в Иерусалим и во всеуслышание заявил о своей приверженности решениям четырех Вселенских Соборов.

Святой утверждал, что отвергающие эти решения люди должны быть преданы анафеме. За эти смелые слова предстоятель был вскоре заточен в темнице, откуда ему удалось выйти уже после смерти императора Анастасия.

Похожие термины:

  • — епископ Коломенский. Сведений о жизни и деятельности преосвященного Феодосия почти не сохранилось. Упоминается епископом Коломенским между 1419 и 1441 годами, год смерти неизвестен. Литература: Ма

  • — епископ Луцкий. Его называют «Феодосий скопец». Хиротонисан во епископа Луцкого около 1325 года. В Львовской летописи повествуется, что 20 декабря 1326 года преставился митрополит Петр (память 21

  • около 346- 395 гг.) — римский император с 379 г. Сын полководца, родом из Испании. После гибели императора Валента был провозглашен императором Грацианом его соправителем (Феодосию была передана восточн

  • оперативно-тактическое объединение, предназначаемое для выполнения задач на одном операционном направлении посредством ведения корпусных оборонительных или наступательных операций. Состоит и

  • совокупность согласованных по цели, месту и времени боевых действий соединений и частей общевойсковой армии (корпуса) и средств ее усиления в назначенной ей полосе для достижения определенной оп

  • (букв. – уничтожение жизни) – международное преступление против человечества. В отличие от экоцида он направлен только против человека и других живых существ, то есть на умышленное массовое унич

  • ? — ?). Член организации «Ха-Шомер ха-Цаир». Арестована 5.4.1926 в Симферополе. В октябре 1928 в ссылке в Кустанае. Переведена в Батум, затем, возможно, выехала в Палестину. Дальнейшая судьба неизвестна. НИПЦ »

  • ? — ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В конце 1921 жил в Витебской губ. Местными чекистами характеризовался как «активный» партийный работник. Дальнейшая судьба неизвестна. К. М.

  • ок. 1894 — ?). Социал-демократ. Член РСДРП. Служащий. Образование высшее. В конце 1921 жил в Рязанской губ., работал секретарем Губздрава. По сведениям местных чекистов, «на губернской беспартийной конфере

  • дачная местность на Босфоре в 18 км от Стамбула, летняя резиденция русского посольства в Турции.

  • 1) В феодальной Западной Европе горожанин. 2) (Перен.) обыватель, мещанин.

  • нравственный принцип, предписывающий людям некий стандарт поведения.

  • (1879—1925) — один из наиболее известных русских террористов начала XX в. Родился в 1879 г. в Варшаве в семье чиновника. В политическую деятельность включился в 1898 г., будучи студентом Санкт-Петербургског

  • 1846-1924) — английский философ, теоретик консерватизма. В своих трудах возвел в абсолют господство общества над каждым из его членов. Основные работы: «Этические исследования» (1876); «Принципы логики»

  • ? — 1920). Анархист. Слесарь. С марта 1917 лидер одной из групп анархистов-коммунистов в Екатеринославе, в мае 1917 арестован за организацию экспроприаций. К осени 1917 освобожден, переехал в Александровск, в

  • еврей, сын булочника, учащийся; род. в 1889 г. в Гомеле; учился в Учит. и-те. В 1904 г. вошел в Виленс. орг. Бунда, работ. как пропаганд. до 1906 г., когда в Гомеле перешел к Анархо-коммунистам и работ. в боевой гр

  • международного частного права — международный акт, принятый VI Панамериканской конференцией в Гаване 20. II и вошедший в силу 25. XI 1928. Кодекс, образующий приложение к Гаванской конвенции 20. II 1928, официа

  • † 26 февр. 1563 г., архиепископ новгородский. {Половцов}

  • † 1555 г. епископ коломенский и каширский. {Половцов}

  • игумен Спасского Горнецк. новгор. мон. {Половцов}

Личность Феодосия[править | править код]

Внешность и характерправить | править код

Наиболее подробно о внешности и личности Феодосия рассказал римский историк Секст Аврелий Виктор:

Нехристианский историк V века Зосима, следуя за своим источником Евнапием, был настроен критично к гонителю язычников Феодосию. По его словам, император обожал роскошь, окружил себя большой свитой и бездумно тратил казну. Чтобы поправить финансы, он продавал управление провинциями любому человеку, предложившему наивысшую цену.

Семья и потомкиправить | править код

На копии юбилейного миссория Феодосий изображён с сыновьями Аркадием (справа) и Гонорием (возле отца) и братом жены, императором Валентинианом II (слева).

У Феодосия были сестра и брат Гонорий, которые рано умерли. Феодосий взял на воспитание их детей; дочерей брата Ферманцию и Серену он выдал замуж за своих военачальников. Серена в стала женой будущего главнокомандующего войсками Западной Римской империи Стилихона, сенат Рима казнил её в 408 году по подозрению в сговоре с вождем готов Аларихом.

  • Первая жена Феодосия, Элия Флавия Флацилла, была родом из Испании, много занималась благотворительностью и скончалась в 386 году. Их дети: будущие императоры Аркадий (род. ок. ) и Гонорий (род. ), а также умершая в детстве Пульхерия (род. ).
  • В 387 году Юстина, вдова императора Валентиниана I, устроила брак Феодосия на своей дочери Галле, отличавшейся по отзыву Зосимы необыкновенной красотой. Таким образом Феодосий породнился с императором Запада Римской империи Валентинианом II, братом Галлы. Галла родила Галлу Плацидию, ставшую в 414 году женой готского вождя Атаульфа и только после того римской императрицей, а также умершего в детстве Грациана. Галла скончалась в родах (новорожденный Иоанн также умер) в мае 394 года.

Римское язычество: последняя попытка реставрации

Евгения принято то выставлять безвольной марионеткой варваров, через которого они осуществляли свои планы по разрушению империи, то как злого гения, решившего вернуть в Рим старые порядки, однако оба этих взгляда стоит признать чрезмерными. Действительно, на закате Запада появляется целая плеяда всесильных полководцев-генералиссимусов, фактически руководивших империей при безвольных правителях: таким был Стилихон, таким был победитель гуннов Аэций, однако вряд ли то же можно сказать про Арбогаста и Евгения. Римлянин по происхождению, учитель словесности по призванию, не державший ничего тяжелее пера в своих руках, человек с обширными связями как среди варваров, которым был обязан своему продвижению при дворе, так и среди старой римской аристократии, новоиспечённый император был полной противоположностью своему варвару-благодетелю. И хотя сомневаться в том, что именно франку он обязан властью, не приходится, всё же Арбогаст нуждался в Евгении не меньше: несомненные административные таланты и широкий политический кругозор позволили добиться укрепления новой власти и приступить к решению целой череды назревших проблем. Главной из них оставалась позиция императора Феодосия, отказавшегося признавать Евгения законным правителем. После того, как августом Запада был провозглашён сын Феодосия Гонорий, стало ясно, что столкновения не избежать, как бы Евгений не старался.


Место сражения. (pinterest.com)

С именем Евгения связана последняя попытка римских язычников отстоять свои права в борьбе с властью. Дело в том, что при Феодосии христианство становится не только государственной, но и единственной разрешённой к исповеданию религией — в своей религиозной политике он был куда радикальнее Константина и его преемников. И хотя столь крутые меры наталкивались на пассивное или не очень сопротивление язычников и еретиков, власть Феодосия оказалась достаточно прочной, чтобы не ослаблять нажима, чего не скажешь о Евгении. Наследник Валентиниана был христианином и, судя по всему, достаточно ревностным, чтобы Амвросий Медиоланский — великий подвижник и богослов, которого Августин считал своим учителем, признал за ним императорский титул, что было бы невозможно, не будь вера Евгения достаточно крепка. А вот власть — нет

Намереваясь заручиться поддержкой самых разных социальных групп, Евгений отменил законодательство Феодосия, разрешив исповедание как еретических конфессий, прежде всего арианства, так и старых языческих культов, что было особенно важно для прослойки старой римской знати, отстаивавшей веру предков. Главным выразителем чаяний патрициев стал Никомах Флавиан — префект Италии и страстный язычник

Именно его деятельность стала своего рода языческой реставрацией, произошедшей в Риме в самом конце IV века. Были возрождены культы традиционных римских богов, Митры, Анубиса, Сераписа и других богов, пришедших в римский пантеон уже в имперское время. Евгений не препятствовал этому, но как христианин не принимал участия в играх и религиозных процессиях, посматривая на деятельность подданных сквозь пальцы, за что был подвергнут нещадной критике со стороны всё того же Амвросия Медиоланского — главного церковного авторитета того времени. А тем временем Феодосий готовился нанести удар.

Православный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий.

Мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, XI век.

Преподобный Феодосий Великий, один из основателей монашества, жил в пятом — шестом веках. Он еще в юности стремился к отшельничеству и из родной Каппадокии отправился в Палестину. В Святой Земле он прожил в пещере более тридцати лет. К нему год от года приходило все больше учеников и желавших последовать его монашескому подвигу. Когда пещера уже не вмещала иноков, Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый монастырь. Однажды в Палестине случился голод. К монастырю собралось множество людей, и преподобный приказал всех пустить внутрь. Ученики смутились, зная, что в монастыре нет столько припасов, чтобы накормить всех. Но когда открылись двери хлебопекарни, то все увидели, что она, по молитвам Феодосия, наполнена хлебами. Кроме помощи ближним: странникам, сиротам, больным и престарелым, монастырь жил активной духовной жизнью. Феодосий не раз выступал с обличением появившейся тогда ереси Евтихия, отвергавшего таинства и священство. Преподобный прославился также своей прозорливостью и чудесами, совершаемыми по его молитвам.

Преподобный Феодосий Великий жил в пятом — шестом веках и стал основоположником организации современных монастырей. Он родился в Каппадокии, нынешнем регионе Турции. Обладая прекрасным голосом, Феодосий был певчим и чтецом в храме. В юности он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, Феодосий поселился в Палестине в пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю. В ней он прожил тридцать лет в воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Вскоре Феодосий основал первый монастырь или Лавру. По преданию там жило около семисот иноков. Лавра оказывала помощь ближним, давала приют странникам. В ней действовала больница для бедных и приют для престарелых. По преданию, по молитвам преподобного Феодосия не раз совершались чудесные исцеления, спасались от гибели на поле брани воины и избегали опасностей путники.

Детство и юность преподобного Феодосия

Будущий праведник родился в V веке в семье верующих христиан, более точную информацию о рождении и семье преподобного Феодосия определить не представляется возможным. Известно, что инок родился в Каппадокии.


Преподобный Феодосий Великий

С детства мальчик имел тягу к церковным службам и любил посещать богослужения. Он обладал красивым звучным голосом, поэтому с детства пел в церковном хоре: это занятие было одним из любимых дел будущего подвижника.

Уже в детские и юношеские годы Феодосий резко отличался от своих сверстников: он был очень смышленым парнем и мог достичь успеха в любой отрасли, но настоящее призвание мальчик видел только в служении Богу. Когда ему однажды удалось встретиться с Симеоном Столпником, тот предсказал парню славное будущее подвижника христианства.

Слова отшельника глубоко запали в душу Феодосия, но он не был до конца уверен, что достоин такой великой чести — верой и правдой служить Господу и сделать это занятие делом своей жизни. С другой стороны, парень не видел себя ни в какой другой роли и не хотел для себя другой судьбы.

Примечания

Комментарии
  1. Год рождения вычисляется исходя из того, что согласно Авр. Вик. (Извлечения …, 48.19, 47) Феодосий был провозглашён императором в 32 года, а скончался на 50-м году жизни. Более поздний церковный историк Сократ Схоластик (5.26) сообщил, что Феодосий скончался в 60 лет, что противоречит свидетельству Амм. Марцеллина о юности Феодосия в пору его войны с сарматами.
  2. Авр. Вик. (48.1) назвал имя отца Феодосия как Гонорий, однако Павел Диакон (Hist. Rom, 12.1), копирующий Авр. Вик., и Иероним (Chron. s.a. 376) назвали имя отца как Феодосий.
  3. Амвр. Мед. (Слово на смерть Феодосия Великого): «Носил тяжкое ярмо и Феодосий от юности своей, когда убийцы отца его замышляли против его жизни.»
  4. Pan. Lat. 2(12).10.2-3 (Панегирик Латина Дрепания); Themist. Or. 14.182c, 15.198a. (Речи Фемистия). Так, Фемистий в речи 14 (14.182c), произнесённой в 379 году, говорит, что римляне призвали Феодосия на царство в момент, когда тот воевал с сарматами. В обзорно-исторической литературе, ссылаясь на Авр. Виктора («Извлечения …», гл. XLVII) и Орозия, обычно считают, что Грациан вызвал Феодосия из Испании, что противоречит более ранним свидетельствам.
  5. Дата указана в «Консульских списках» (Consularia Constantinopolitana) как «V non. Oct.»
  6. Войска Грациана дезертировали под Парижем, и он вынужден был бежать. Грациан был убит 25 августа 383 года военачальником Магна Максима в Лугдуне.
  7. 7 тыс. убитых (Феодорит Кирский, 5.17) ; 15 тыс. убитых (Иоанн из Никиу, LXXXIII.42; Иоанн Малала, 347)
  8. Император Константин Великий в 313 году издал в виде письма закон о свободе религиозных культов (Миланский эдикт). Эдикт взял христианство под защиту государства, но не сделал его господствующей религией в империи.
  9. Cod. Theod., IX. 16. 8: «Если кто-либо днем или ночью будет задержан в момент занятий (в частном порядке или в школе) этой запрещенной ложной дисциплиной, то оба должны быть преданы смертной казни.»
  10. Проведение последних Олимпийских игр в 393 году является предположением историков. Из документов известно имя последнего победителя лишь в 291-й Олимпиаде в 385 году.
  11. Зосима (IV.59): «Таким образом законы по деятельности святилищ и жертвоприношениям были отвергнуты Как следствие, Римская империя, постепенно умаленная, стала обиталищем варваров».
  12. Феодосий женился на Галле в конце 387 года (Зосима, IV.43), по хронике Марцеллина это произошло в 386 году.
Источники
  1. Chronicle of Hydatius
  2. Новая история Зосимы
  3. Chronicon of Marcellinus Comes (лат.)
  4. Theodosius // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  5. Зосима, 4.24.4
  6. Амм. Марц., 29.5.4
  7. Амм. Марц., 29.6.15
  8. Зос., 4.16.6
  9. Cons. Constant. s.a. 379
  10. Филосторгий, кн. 9
  11. Зосима, 4.25
  12. Consularia Constantinopolitana, s.a. 380; Сокр. Схол., 5.6
  13. Consularia Const., s.a. 381
  14. Pan. Lat. 2(12).22.3.
  15. Ambr. Ep. 73(40).23; Pan. Lat. 2(12).34-35.
  16. ↑ Орозий, 7.35; Павел Диакон, Римская история, 12.1
  17. Созомен, 7.25
  18. Феодорит Кирский, 5.18
  19. Сократ Схоластик, 5.18
  20. Филосторгий, кн.11
  21. Сокр. Схол., 5.6
  22. Cod. Theod., XVI, 1. 2 (от 28 февраля 380 г.)
  23. Cod. Theod., XVI, 5. 6 (от 10 января 381 г.)
  24. Cod. Theod., XVI, 1. 3 (от 30 июля 381 г.)
  25. Cod. Theod.,XVI, 5. 11—12
  26. Сократ Схоластик, 5.13
  27. Cod. Theod., XVI, 5. 16
  28. Chron. Pasch., p. 561. 10—12. По Феодориту Кирскому, 5.21
  29. Cod. Theod., XVI. 10. 11 (от 16 июня 391 г.)
  30. Кодекс Юстиниана, IX. 18. 2 (статья 294 года)
  31. ↑ Аврелий Виктор, «Извлечения о жизни и нравах римских императоров», гл. XLVIII
  32. Зосима, IV.25

Русская духовная миссияв Иерусалиме

В иудейских горах, 11 км восточнее Вифлеема, расположен существующий с конца V века монастырь преподобного Феодосия, разросшийся вокруг «пещеры волхвов». Основатель обители преподобный Феодосий Великий в свое время был поставлен начальником всех общежительных монастырей в Палестине, которых тогда было немало. Друг и сопостник преподобного Саввы Освященного, Феодосий Великий родился около 424 года в Каппадокии от благочестивых родителей. С юности трудясь чтецом и певчим в церкви, он горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. И вот по воле Божией в 451 году он отправился в Иерусалим. В Антиохии Феодосий сподобился благословения прозорливого Симеона Столпника, который и предсказал, что в будущем он станет великим подвижником. В Иерусалиме иноческим трудам он учился у старца преподобного Лонгина столпника, который спустя несколько лет благословил своего великого ученика поселиться при новосозданном храме, что на полпути из Иерусалима в Вифлеем. Вскоре многие узнали о добродетелях нового подвижника Божия, и к нему стали стекаться люди в поисках духовных наставлений. Слава тяготила преподобного Феодосия, тогда-то он и удалился в пещеру, где, по преданию, ночевали три волхва, шедшие с дарами в Вифлеем. Пустынножительствовал он более тридцати лет, проводя время в молитве и посте: совсем не вкушал хлеба, питался только финиками, кореньями и травами, растущими вокруг.

Подвиг его стал известен, и у преподобного появились ученики. Вначале их было семь. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, наставник стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, Феодосий пошел по пустыне. В одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра эта сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. Многие из них впоследствии стали основателями других монастырей, прославились иноческими подвигами.

Душевное успокоение в феодосиевой Лавре находили не только иноки, но и миряне — странники, нищие, больные и убогие. Господь чудесным образом, по молитвам преподобного Феодосия, умножал припасы, так что их хватало и на братию, и на множество странников, которые находили пищу в Лавре во время голода. В обители было устроено несколько странноприимных домов и больниц. Заботами преподобного Феодосия были созданы церкви для братии разных национальностей — греков, грузин и армян, в которых совершалось богослужение на их родном языке.

Во времена правления Константинопольского императора Анастасия (491–518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению. Пытаясь привлечь на свою сторону святого Феодосия, Анастасий послал в дар Лавре много золота. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться православного исповедания. На непродолжительное время император смирился, но потом возобновил гонение на православных. Тогда святой старец Феодосий, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За это преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора. Еще при жизни святой Феодосий сподобился от Господа дара многих чудотворений. Скончался же он в возрасте 105 лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

В этой же пещере нашли упокоение некоторые святые жены, в том числе святая София, мать преподобного Саввы Освященного. В 1173 году здесь же была погребена русская княжна преподобная Евфросиния Полоцкая.

Литература

  • Рункевич, С. Г., Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг., СПб., 1913, 17-347, 560, 807.
  • Морошкин, И. Я., «Феодосий Яновский, архиеп. Новгородский,» Русская старина, 1887, № 7, 10, 11.
  • Чистович, И. А., Феофан Прокопович и его время, СПб., 1868.
  • Чистович, И. А., «Новгородский митр. Иов, жизнь его и переписка,» Странник, 1861. февр.
  • Прилежаев, Е., «Новгородские епархиальные школы в Петровскую эпоху,» Христианское чтение, 1887, № 6.
  • Толстой, М.В., Рассказы из истории Р.Ц., 629.
  • Рункевич, С. Г., История Русской Церкви под управлением Св. Синода, т. I, СПб., 1900.
  • Тихонравов, Н., «Московские вольнодумцы начала XVIII века,» Русский вестник, 1870, кн. 9 и др.
  • Терновский, Ф., «Стефан Яворский,» Труды КДА, 1864, т. I.
  • Есипов, Г. В., Раскольничьи дела XVIII столетия.
  • Есипов, Г. В., «Чернец Феодосий,» Отечественные записки, 1862, № 6.
  • Соловьев, С. М., История России, кн. IV, 257, 277, 427, 803, 804, 806, 809, 810, 817, 863, 910-917, 1190.
  • Устрялов, Н., История Петра Великого, т. IV, VI.
  • Павлов, Описание Александро-Невской Лавры.
  • Здравомыслов, Иерархи Новгородской епархии.
  • Аскоченский, Киев.
  • Строев, стб. 37, 51, 269.
  • Булгаков, 1407.
  • Толстой, Ю., № 21.
  • Григорьевский, М., Николаевский Корельский монастырь, Архангельск, 1898, 18, 19.
  • Краткое историч. описание монастырей Архангельской епархии, Архангельск, 1902, 296-297.
  • Церковные вопросы в России или рус. дух. вед., Браила, 1896, 40, 47.
  • Ист.-стат. описание СПб. епархии, вып. 1, СПб., 1896.
  • «Ссыльные XVIII в. в Архангельском крае,» Архангельские губ. вед., 1875, № 24-26.
  • Списки архиереев, № 21.
  • Денисов, 6.
  • Амвросий, История Российской иерархии, ч. I, 81.
  • Макарий, митр., История Киевской академии.
  • Дела архива Александро-Невской Лавры и вышедшие два тома описания их.
  • Письма Феодосия к Петру Великому, Екатерине и др., хранящ. в Госуд. Архиве.
  • Летопись рус. лит. и древн., изд. Н.С. Тихонравовым, 1859, кн. 2 (письмо Иова к Феодосию).
  • «Записка гр. Бассевича,» Русский архив, 1865.
  • Дневник Берхгольца, ч. II, М., 1858.
  • Православный собеседник, 1897, дек., 730-733; 1907, янв., 106; апр., 551-556; июль-авг., 290; 1908, апр., 505, примеч.
  • Исторический вестник, 1896, апр., 156, 159.
  • Православное обозрение, 1863, янв., 56-72; 1868, июль, 402.
  • Русская старина, 1877, т. 18, 719; 1879, т. 24, 746; т. 26, 14, 22, 23, 195; 1882, окт., 304 п/с; 1886, янв., 19, 20, 34; 1888, февр., 419; 1901, янв.; 1904, окт., 114; 1910, май, 404-422.
  • Русский архив, 1864, вып. 2 (Подлинное дело Новгородского архиеп. Феодосия); 1901, кн. 1, № 3, 359.
  • БЭС, т. II, 1675.
  • РБС, т. XXV, 346-356.
  • Н.Д., 19.

Литература

  • Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перев. на совр. яз. пр. Филаретом в «Зап. Акд. Наук», 2 отд., кн. II, вып. 2, 1856). См. проф. Голубинский, «История русской церкви» (1901);
  • пр. Макарий, «История русской Церкви» (1868);
  • M. Погодин, «Св. Игумен Феодосий» («Москвитянин», 1850, кн. 23);
  • акад. С. Шевырев, «История русской словесности» (СПб., 1887, изд. II, ч. II);
  • Н. И. Петров, «Источники поучения преп. Ф. Печерского о казнях божиих» (в «Трудах Киев. Дух. Акад.» за 1887 г., т. II — «Археологические заметки»);
  • Н. К. Н. (Никольский), «Памятники древнерусской учительной литературы» (1894, вып. 1);
  • В. А. Чаговец, «Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения» (1901);
  • еп. выборг. Антоний, «Из истории христианской проповеди» (1892);
  • проф. Максимович, «Лекции по истории древнерусской словесности» (1839, кн. I);
  • Ал. Востоков, «Описание русских и словенских рукописей Румянц. музеума», № CCCCVI;
  • Яковлев, «Памятники древнерусск. письм. ХII—XIII вв.»;
  • митр. Евгений, «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российск. церкви» (СПб., 1827, изд. II, т. II);
  • рукописные сборники Киево-Печерской лавры №№ 47 и 48.

Кончина и наследие

Император Феодосий скончался 17 января 395 года в Милане, в то время, как устраивал порядок в подчиненных странах Запада. Из Милана тело Феодосия было перенесено в Константинополь и погребено с большими почестями.

Феодосий I был последним императором, объединявшим власть над восточной и западной частями Римской империи. Умирая, он разделил империю между двумя своими сыновьями: старшему Аркадию, не сложившемуся еще юноше, он дал Восток, младшему Гонорию, малообещавшему ребенку — Запад. С этих пор греческая и латинская половины империи больше не соединялись.

Церковь усвоила ему именование Великого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector