Проповедь в день памяти преподобного антония киево-печерского

Возвращение на Русь

Познав глубину жизни иноков, Антоний Печерский возвращается в русские владения, посещает обители, монашеские поселения и храмы, и приходит к выводу, что нигде в Руси нет настоящего монашества, мирские хлопоты и земные заботы ставятся выше поклонения Богу.

Смерть князя Владимира Великого в начале 11 века вызывает новые потрясения среди верующих. Идет борьба за престол и возвращение к язычеству. Святой Антоний вновь покидает Русь и отправляется на Афон за новыми указаниями, как основать на берегах Днепра центр монашества.

Интересно! При втором возвращении, имея четкий план дальнейшего служения, преподобный посланник Афона ждет руководства самого Бога, а в это время афонская братия усердно молится о нем.

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра — это самый крупный монастырь Восточной Европы, колыбель русского православия и один из древнейших мужских монастырей в Киевской Руси. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святых, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святители Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон, иконописец Алимпий. Ближние и Дальние пещеры разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 святых угодников, в Дальних — 45.

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Современный вид

Главный Успенский Собор (великая церковь) был заложен в 1073 году, внутренняя отделка, которая включала мозаику и фресковую роспись, завершилась уже к 1090 году. По свидетельству «Киево-Печерскою патерика» строительством святой обители руководили мастера из Греции, которые прибыли в Киев по велению Самой Пресвятой Богородицы. В начале XII столетия монастырь имел вид масштабного архитектурного ансамбля с множеством каменных построек. В стенах Лавры находятся четверо ворот для входа, главный вход осуществляется через Святые врата. В них во все времена входили только пешком. Над вратами расположена церковь Святой Живоначальной Троицы. Она является самой древней из всех тех, что сохранились в Лавре, и не была разрушена во время монголо-татарского нашествия.

Надвратная церковь Святой Троицы в Киево-Печерской лавре

В 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев, Киево-Печерский монастырь был разорен. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.

В 1615 году в Киево-Печерском монастыре была основана типография, в которой печатались книги для всего православного мира, в настоящее время здесь расположен музей книгопечатания Украины. С 1592 по 1688 год монастырь был ставропигией патриарха Константинопольского. В условиях экспансии униатства он стал одним из важнейших духовных оплотов православия в Юго-Западной Руси. В 1688 году монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В 1930 году Киево-Печерская Лавра была закрыта богоборческой властью, в 1941 г., после оккупации немцами Киева, здесь было разрешено возобновить монашеское жительство, но тогда же, 3 ноября 1941 года, немецкими оккупантами был взорван древнейший Успенский собор, на что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлен вывоз ценностей храма. Вторично монастырь был закрыт в 1961 г., в период хрущевских гонений. В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В 2000 году, к 950-летию Лавры, была восстановлена и освящена Великая церковь. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская лавра — обитель, устроенная преподобным Феодосием

День памяти преподобного Антония Киево-Печерского

Православная церковь 23 июля чтит память преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. По старому стилю эта дата приходится на 10 июля. Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ.

Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков». Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.

По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом. Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе.

Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского. Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью.

После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней.

Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол.

Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря.

Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

Именины:

Александр, Даниил, Георгий, Леонтий, Петр, Антон.

Воплощение замысла о создании каменного храма в Печерской обители

Через три года преподобный Антоний покинул Чернигов. Он вернулся в Киев, поселился в пещере и больше ее не покидал.

Антоний многие годы мечтал построить каменный храм. По легенде во время усердной молитвы, не выходя из кельи, Антоний и святой Феодосий чудом оказались в Константинополе перед ликом Богородицы. Приспешники получили от Богородицы золото для построения храма.

Антоний и Феодосий Печерские три дня молились, и просили у Бога дать им знамение о месте возведения будущего храма. Однажды утром указанное Господом место оказалось сухим от росы. На следующее утро на это место пала роса, а вокруг наборот все было сухо.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские заложили Киево-Печерскую лавру

Место было определено и Антоний благословил начало построения храма. В основание церкви заложили мощи святых. Мастера-каменщики начали строительство Лавры.

7 мая 1073 года
Антоний Киево-Печерский, едва заложив церковь, умирает

Земной путь преподобный Антоний Киево-Печерский окончил 7 мая 1073 года, в 90-летнем возрасте, едва заложив церковь. На следующий год умер преподобный Феодосий. И уже блаженный Стефан возвел Великую церковь Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Антоний Печерский. Иконы

Известно несколько типов изображения преподобного Антония Печерского: единоличные, вместе с преподобным Феодосием Печерским, в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Пресвятой Богородице, сохранилось на Печерской иконе Божией Матери, ок. 1288 г.: преподобный Антоний представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой — развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся въздержанье и не лѣнмься иа бо о сѣм Гд помощьника», слева — преподобный Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в.

Свенская икона Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Киев, ок. 1288 г. Происходит из Успенского Свенского монастыря близ Брянска. Москва, ГТГ

Преподобный Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Богородицы). Киев, около 1288 г. Москва, ГТГПресвятая Богородица на престоле, с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Москва, 1563 – 1583 гг. Москва, Успенский собор Московского Кремля

К единоличным изображениям преподобного Антония относится шитый покров начала XVI в., изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кирилло-Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе.

Преподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва, конец XV – начало XVI в. СПб, ГРМПреподобные Антоний и Феодосий Печерские. Шитая хоругвь (фрагмент). Новгород, первая половина XVI. Из церкви св. Никиты. СПб, ГРМ

Софийский иконописный подлинник второй четверти XVII в. предписывает изображать Антония «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» [].

Преподобный Антоний Печерский. Минея – Май (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДАПрп. Антоний Печерский. М.И. Дикарев (?). Икона. Мстера. 1890-е годыПреподобный Антоний Печерский

Монашеский подвиг и тихий уход

Затворнический подвиг немощного телом, но сильного духом монаха показал, как в результате победы над падшей человеческой природой можно приобрести множество даров, среди которых исцеление, чудотворение, изгнание бесов и прозорливость. Святой Агапит принял от благословенного Богом учителя дар целительства, и в будущем стал искуснейшим врачом.

7 мая 1073 года, прожив на земле почти 90 лет, преподобный Антоний Печерский тихо почил в Господе, оставив после себя целую плеяду святых и верных Творцу учеников. Мощи святителя скрыты в пещере, где почил великий монах, основатель Киево-печерской Лавры, и закрыты для человеческих глаз.

Всякого, кто посягал на раскопки этого места, обжигал огонь, сходящий с неба, или накрывали телесные болезни. Господь спрятал от людей святые мощи, но открыта для помощи православным христианам вечно живая душа преподобного учителя-монаха.

В 1130 году Русская Церковь причислила Антония Киево-Печерского к лику святых.

23 июля, 15 сентября и 11 октября православный мир почитает память святого в числе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

О духовной близости апостола Андрея и монаха Антония на Афоне написана икона, которая передана в Россию в конце 19 столетия.

По видению святогорского иконописца святые угодники встретились на горе, апостол Андрей держит Евангелие и указывает на расстилающийся внизу горы город с церквями и колокольнями. Рядом с ним находится Антоний Печерский с посохом и свитком, на котором написано его признание в любви к Богу. Посередине иконы Божья Матерь держит в раскрытых руках белоснежный омофор, облаками покрывающий Русь, которая стала третьим Ее уделом.

Житие преподобного Антония Печерского

Житие преподобного Антония Печерского

Преподобный Антоний (в миру Антипа []) родился в 983 году в Любече. Антипа принял иноческий постриг с именем Антоний в одном из афонских монастырей и через некоторое время вернулся на родные края. Не ранее 1051 г. он поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на митрополию епископом Иларионом. Вскоре иноческий подвиг Антония получил известность, и уже после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 г. вокруг Антония начала складываться община иноков, среди которых были постриженики из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославича — Варлаам и Ефрем. Антоний сам не постригал в монахи, а благословлял делать это священноинока Никона, т. к. тот имел сан иерея. Видя умножение братии и стремясь к иноческому уединению, Антоний поставил инока Варлаама игуменом возникшего монастыря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, Антоний, тем не менее, продолжал оставаться главным авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Святой горы. По благословению Антония была построена Успенская церковь над большой пещерой, затем — кельи и ограда, в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран Феодосий.

События 1068 г. (поражение русских князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого князя Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между Антонием и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины которого не вполне ясны. В 1069 г. Антоний был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного монастыря, а в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он преставился в 1073 году. Незадолго до этого он принял участие в закладке каменного Успенского собора монастыря, место для которого было чудесным образом указано по молитвам святого. Антоний был погребен в своей пещере.

Преподобный Антоний Печерский. Иконы

Известно несколько типов изображения преподобного Антония Печерского: единоличные, вместе с преподобным Феодосием Печерским, в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Пресвятой Богородице, сохранилось на Печерской иконе Божией Матери, ок. 1288 г.: преподобный Антоний представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой — развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся въздержанье и не лѣнмься иа бо о сѣм Гд помощьника», слева — преподобный Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в.


Свенская икона Богородицы с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Киев, ок. 1288 г. Происходит из Успенского Свенского монастыря близ Брянска. Москва, ГТГ


Преподобный Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Богородицы). Киев, около 1288 г. Москва, ГТГ


Пресвятая Богородица на престоле, с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. Москва, 1563 – 1583 гг. Москва, Успенский собор Московского Кремля

К единоличным изображениям преподобного Антония относится шитый покров начала XVI в., изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кирилло-Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе.


Преподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва, конец XV – начало XVI в. СПб, ГРМ


Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Шитая хоругвь (фрагмент). Новгород, первая половина XVI. Из церкви св. Никиты. СПб, ГРМ

Софийский иконописный подлинник второй четверти XVII в. предписывает изображать Антония «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» [].

Преподобный Антоний Печерский. Минея – Май (фрагмент). Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет МДА


Прп. Антоний Печерский. М.И. Дикарев (?). Икона. Мстера. 1890-е годы


Преподобный Антоний Печерский

Иконография и почитание

Нет никаких сведений о том, когда святой был канонизирован. Почитать старца начали еще при жизни, традиция эта не угасла и после его кончины. В ХI веке было написано житие. А уже в 12 веке существовали иконы Антония.

Иконописцы обычно изображают подвижника в одиночестве, вместе с Феодосием или в ряду избранных святых. Есть также образ Богоматери с Младенцем, к ногам которой склоняются Антоний и Феодосий (Печерская икона Божией Матери).

Богоматерь Свенская с преподобными Антонием и Феодосием ПечерскимиШкола или худ. центр: КиевОк. 1288 г. Выставка 1960: Ок. 1288 г.Onasch 1961: Ок. 1299 г.67 × 42 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 12723Происходит из Успенского Свенского монастыря на реке Свине близ Брянска.

Несмотря на то, что мощи скрыты от взоров, молитва преподобному творит настоящие чудеса. В первую очередь, он помогает людям бороться со своими нечистыми страстями, дьявольскими искушениями. Так как старец при жизни обладал даром врачевания, то часто к нему обращаются за исцелением от тяжелых недугов.

Воплощение замысла о создании каменного храма в Печерской обители

Через три года преподобный Антоний покинул Чернигов. Он вернулся в Киев, поселился в пещере и больше ее не покидал.

Антоний многие годы мечтал построить каменный храм. По легенде во время усердной молитвы, не выходя из кельи, Антоний и святой Феодосий чудом оказались в Константинополе перед ликом Богородицы. Приспешники получили от Богородицы золото для построения храма.

Антоний и Феодосий Печерские три дня молились, и просили у Бога дать им знамение о месте возведения будущего храма. Однажды утром указанное Господом место оказалось сухим от росы. На следующее утро на это место пала роса, а вокруг наборот все было сухо.


Преподобные Антоний и Феодосий Печерские заложили Киево-Печерскую лавру

Место было определено и Антоний благословил начало построения храма. В основание церкви заложили мощи святых. Мастера-каменщики начали строительство Лавры.

7 мая 1073 года

Антоний Киево-Печерский, едва заложив церковь, умирает

Земной путь преподобный Антоний Киево-Печерский окончил 7 мая 1073 года, в 90-летнем возрасте, едва заложив церковь. На следующий год умер преподобный Феодосий. И уже блаженный Стефан возвел Великую церковь Киево-Печерской Лавры.

Краткий курс истории. Первый русский игумен

23 июля Русская православная церковь чтит память преподобного Антония Печерского (983–1073).

Уединившийся

Добровольный изгнанник мира, как называют монахов, Антоний покинул его ради тишины пещер, где никакая мирская суета не отвлекала от Бога. Он жил там, где несколько выступов в пещерной келье служили ему кроватью и подушкой. Это называлось и называется затворничеством, то есть в определенном смысле погребением при жизни. История знает примеры добровольного взятия тяжкого с точки зрения мирского человека бремени, когда некоторые монахи замуровывали себя в пещере, оставляя лишь маленькое окошко для доступа воздуха и принятия пищи. Уединение с Господом – вот что есть монашеское отшельничество, оно считается высшим служением Богу. Разговор затворника проходил только с Ним, будь то мысли или в голос произнесенные слова.

Антоний и Феодосий Печерские

У истоков монашества

Преподобный Антоний начал на Руси монашеское дело, за которым в дальнейшем последовали многие. Еще в молодости Антоний оставил родной Любеч, что недалеко от Чернигова, и со временем добрался до святой горы Афон (историки спорят о точном количестве посещений Антонием святой горы). Родные Антония совсем недавно приняли христианство, ведь это была новокрещеная Русь, где традиции язычества долго оставались тверды. Антония же заинтересовала новая истина. Вероятно, именно на Афоне он принял монашество. Отметим, что Антоний жил во времена, когда любой убежденный и достаточно образованный язычник мог убить христианского монаха, зная, что тот не поднимет своей руки в ответ. Предположительно, Антоний вернулся в Киев в 1051 году, когда была создана Киево-Печерская лавра и княжил Ярослав, прозванный Мудрым, а затем причисленный к лику святых. Напомним, что Киевская Русь переживала в это время расцвет своей государственности.

Монах-русич

Особенность Антония состояла в том, что он по воле Отца утолил жажду желания своих недавно крещенных «сверху» единоплеменников увидеть русича, а не грека, который бы показал им всю суровость внешней аскезы вместе с глубиной величия христианского духа. Оценить вклад Антония Печерского в монашескую православную традицию Руси и всего православного мира, пожалуй, невозможно. Он также весьма хорошо разбирался в целебных свойствах трав, и есть свидетельства, что он врачевал людей. Первый игумен Киевской Руси пожелал упокоения перед Господом так, чтобы мощи его оставались сокрытыми.

Житие Антония Печерского

Преподобный Антоний Печерский

Узнать подробности о жизни Антония Печерского можно из его жизнеописания, сохранившегося до наших дней.

Жития святых – это литературные произведения, которые излагают исторические события и биографические факты из жизни святых, канонизированных православной церковью. Жития являются древнейшим литературным жанром.

Жизнь святого Антония описана святителем Афанасием Великим. «Житие Антония Печерского» повествует о месте и времени его рождения, содержит описание паломничества, принятия монашества, рассказывает о его трудах и суровой аскезе.

В Житие говорится, что святой исцелял больных молитвой и отварами.

По жизнеописанию Антоний имел дар чудотворения, дар власти над бесами и природными силами.

Так же у него был дар ясновидения и колоссальный дар убеждения словом.

Поэтому у него всегда было множество последователей. Едва выслушав преподобного, люди с большим достатком, любых возрастов, военные и гражданские снимали с себя тяготы мирские и становились монахами.

Преподобный практически всю свою жизнь провел под землей в суровой аскезе, много писал, обращался к монахам с наставлениями и правилами.

По преданию, святому Антонию явилась Пресвятая Богородица и известила его о скорой кончине. Преподобный отец молился Божьей матери, чтобы мощи его никогда не были найдены людьми, поскольку жил он отшельником.

Преподобный Антоний, почувствовал, что вскоре умрет, попрощался с монахами, дал им наставления. Святой отец спустился в подземный тоннель и запретил монахам следовать за собой.

В пещере, на пятиметровой глубине под землей, он заранее выкопал могилу для себя. Антоний на глазах у монахов спускался в пещеру. Внезапно за его спиной обрушилась земля. Ученики неоднократно пытались найти его останки. Но на пути у них вставали стихии, то огонь вырывался из недр земли, то поток воды обрушивался на них. До наших времен мощи Антония Печерского не найдены.

На том месте, где провалилась земля, стоит икона Антония Печерского. Ему молятся о смирении, об избавлении от страстей, дурных мыслей и об укреплении здоровья.

Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому

Тропарь, глас 4:

От мирскаго мятежа изшед, и в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси. Отвержением мира, евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, и оттуду благословением Отец в гору сию пришед, трудолюбне в пещерах жизнь совершив. И множеству иночествующих, стезе ведущую Небесному Царствию показав, и сих Христови привел еси. Егоже моли преподобне, да спасет душа наша.

Кондак, глас 8:

Возложив себе Богу от юности преподобне. Того паче всех возлюбив, и тому от всея души любовию последова. Мира тленных нивочтоже вменив. В земли пещеру соделав, в ней же добре подвизався противу невидимаго врага кознем. И И яко светозарное солнце в концы земли восия, от онудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом. И ныне со ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою. Да зовем ти, радуйся Антоние отче наш.

Другой кондак, глас той же:

В мире яко ангел отче пожил еси, в земли пещеру себе соделав, в ней же добре подвизася противу невидимаго врага кознем. И оттуду веселяся прешел еси к Небесным чертогом. Поминай нас чтущих память твою, да зовем ти, радуйся Антонием отче наш.

Библиотека Русской веры Канон преподобному Антонию Печерскому→

Читать онлайн

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Прп. Антоний Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры.

От мирска́го мяте́жа изше́д,/ отверже́нием же ми́ра еван’гельски Христу́ после́довал еси́/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ в ти́хое приста́нище Святы́я Горы́ Афо́на дости́гл еси́,/ отону́дуже благослове́нием отце́в в го́ру Ки́ева прише́д/ и та́мо трудолю́бно жи́знь соверши́в,/ оте́чество твое́ просвети́л еси́/ и, мно́жеству мона́шествующих стезю́, веду́щую к Небе́сному Ца́рствию, показа́в,/ Христу́ сия́ приве́л еси́,/ Его́же моли́, Анто́ние преподо́бне,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной)

Возложи́в себе́ Бо́гу, па́че все́х возлю́бленному от ю́ности, преподо́бне,/ Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́,/ ми́ра же тле́нная нивочто́же вмени́в,/ в земли́ пеще́ру соде́лал еси́/ и, в не́й до́бре проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней подвиза́вся,/ я́ко светоза́рное со́лнце, во вся́ концы́ земли́ возсия́л еси́,/ отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню престо́лу предстоя́,/ помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.

Ин кондак, глас тот же

В ми́ре я́ко А́нгел, о́тче, пожи́л еси́,/ в земли́ пеще́ру себе́ соде́лав,/ в не́йже до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней,/ и отту́ду, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом./ Помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.

Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Чудеса преподобного Феодосия Печерского

Еще при жизни преподобный Феодосий прославился многими чудесами. Так, когда в монастыре происходило оскудение необходимых запасов, по молитвам преподобного являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Много раз Сам Господь спасал обитель от нашествия разбойников: тогда грабители видели, как церковь поднимается к небу, и в страхе отходили прочь. Один благочестивый и богобоязненный человек шел раз темной ночью мимо ветхого Печерского монастыря и видел следующее. От монастыря исходил яркий свет, а преподобный Феодосий стоял перед церковью, воздев к небу руки и вознося к Богу молитву. Прохожий продолжал еще с удивлением смотреть на это, как вдруг видение изменилось, и он увидел другое чудо: над церковной крышей показалось очень большое пламя и, приняв вид дуги, перешло на другой холм, именно на тот, на котором преподобный Феодосий начал потом строить новую каменную церковь. И таким образом один край огненной дуги стоял над старой церковью, а другой над тем местом, где предполагалось построить новый храм.

В другой раз ночью окрестные жители были разбужены пением множества голосов, слышавшихся близ обители. Они встали и, выйдя из домов своих, пошли на возвышенное место посмотреть, откуда именно слышатся эти голоса. Тогда они увидели следующее. Ветхий Печерский монастырь был залит ярким светом; множество иноков, выходя из старой церкви, шли на новое место: одни несли икону Пресвятой Богородицы, а прочие с песнопениями сопутствовали первым, неся в руках зажженные свечи. Во главе всех шел отец и наставник иноков преподобный Феодосий. Дойдя до нового места, они сотворили на нем пение и молитву, а затем, возвратившись назад, с пением опять вошли в старую церковь. Множество свидетелей удостоверяло потом действительность этого чуда. А так как в вышеупомянутом шествии не участвовал ни один инок, то все поняли, что люди эти видели ангелов.

На ознаменованном Богом столь великими чудесами месте, таким образом, стала строиться каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Киево-Печерский монастырь

Основанный в 1051 году преподобным Антонием монастырь в 1096 г. потерпел нападение половцев. Святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 г. при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и даже достроен. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный преподобным Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для иноков, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители. В 1203 г. при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. После запустения вследствие набегов и иных бедствий в XIV в. монастырь был возобновлен. После Брестской унии в 1596 г. была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 г. типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Петр Могила основал здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 г. церковь была возобновлена. В 1731 – 1745 гг.  к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня. После 1919 г. монашеская община продолжала существовать как артель. На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 г. в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 г. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 г. немецкими оккупантами был взорван Успенский собор. После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В настоящее время Киево-Печерская лавра является действующим монастырем.

Великая церковь Киево-Печерской Лавры — детище святого отца Антония

Вошебный звон золотых колоколов Киево-Печерской Лавры, наполняет людские души светом и благодатью, привлекает туристов и православных паломников.

Лавра, основоположником которой явился преподобный Антоний, уникальное в своем роде сооружение. Это крупнейший комплекс храмов и монастырей. В его состав входят:

  • Успенский собор;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
  • Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм;
  • Теплый храм в честь преподобных отцов Печерских;
  • Храм «Живоносный источник», возведенный в честь иконы Божией Матери;
  • Трапезная церковь;
  • Ближние и дальние пещеры.

Лавра подразделяется на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя-наземный историко-культурный комплекс. Нижняя-действующий мужской монастырь и Антониевы пещеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector