Александр свирский

Родители Александра Свирского были набожными крестьянами, но его самоотдача вере беспокоила их

Родители Александра Свирского назвали его в честь пророка Амоса, третьего из двенадцати малых пророков, проповедовавшего в Иудейском Царстве задолго до рождения Христа.

Отца звали Стефан, мать — Васса. Они жили в селе Мандеры (в других источниках — деревня Мандера), ныне уже не существующем. Сейчас это место украшает Введено-Оятский монастырь.

Жизнь Стефана и Вассы проходила в обычной крестьянской рутине. Рожали тогда часто. Известно, что до Амоса эта семья вырастила двух детей, которые уже переселились в отдельные жилища.

Для родителей Александр был долгожданным ребёнком.

По крайней мере, из жития мы узнаём, что родители о нём молились с усердием. И вот они услышали голос свыше, заверивший:

И хотя ясно, что Стефан и Васса были набожными людьми, рвение юного Амоса к духовной жизни, оказалось для них большой неожиданностью. Мальчик вёл себя кротко, старался наложить на себя тяжёлые ограничения, не спорил, рьяно постился — до изнурительного состояния. А вот с учёбой дела у него не ладились.

Такое поведение беспокоило мать, желавшую для сына жизни поспокойнее. Вместе с отцом они решили женить юношу, но этим планам было не суждено осуществиться.

Преподобный Александр Свирский. Иконы

Сообщение о преставлении Александра Свирского в Новгородской летописи под 1539 годом сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон Александра Свирского была написана к прославлению преподобного и находилась у его раки. Наиболее ранняя из сохранившихся икон Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес,1547-1554 гг.

Преподобный Александр Свирский с житием. Икона. Москва, 1547-1555 гг. Успенский собор Московского Кремля

В небольшом среднике — поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой Александр Свирский благословляет, в левой — развернутый свиток. Вокруг средника — 129 клейм (по 4 ряда с каждой стороны), подробно иллюстрирующих текст жития.

Иконография Александра Свирского складывалась на протяжении второй половины XVI века в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Преподобный Александр Свирский. Середина XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваПреподобный Александр Свирский. Икона. Русь. Конец XVI векаПреподобный Александр Свирский. Икона. Русь. Конец XVI — начало XVII векаПреподобный Александр Свирский. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 августа (фрагмент). Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову

В 1644 году была создана серебряная рака. Одновременно развивались 2 типа изображения Александра Сирского: поясное и ростовое. Существуют отдельные иконографические изводы, возникшие на основе жития святого: «Явление Богоматери преподобному Александру», «Явление Святой Троицы преподобному Александру», Образ Александра Свирского встречается в ряду избранных святых, как, например, икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий Радонежский и Александр Свирский, с видом Соловецкого монастыря», XVII век.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свирский. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Преполовение. Вторая половина XVI в. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Изображения святого получили в XVI-XVII вв. широкое распространение в различных видах искусства: иконописи, книжной миниатюре, шитье, памятниках декоративно-прикладного искусства.

Преподобный Александр Свирский. Мастерская Ирины Годуновой. Шитый покров. Москва. 1582 г. Из Александро-Свирского монастыря. СПб, ГРМПреподобный Александр Свирский. Шитье, пелена. Русь, 1580-е гг. Из Александро-Свирского монастыря. СПб, ГРМПреподобный Александр Свирский. Надгробный шитый покров. Москва, 1581 г. Москва, Дом-музей П. Д. КоринаПреподобный Александр Свирский. Москва (мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, жены царя Михаила Федоровича), 1644 г. СПб, ГРМ

Изображение преподобного Александра Свирского написано на крышке раки преподобного, которая была выполнена в 1644 году мастерами Оружейной палаты под руководством Гаврилы Овдокимова. На крышке представлен Александр Свирский в рост с развернутым свитком в руке. Надпись на свитке повествует о конце жизни преподобного и является его обращением к братии. Нимб украшен двумя изумрудами и горным хрусталем, жемчужная обнизь утрачена. По сторонам нимба — две фигурные накладки с надписью чернью: преподобный Александр//Свирский чудотворец. Фон покрыт чеканным орнаментом. На полях крышки, окантованных валиками, по орнаментированному полю размещены фигурное клеймо с изображением Троицы, а также шесть медальонов со святыми, соименными членам семьи царя Михаила Федоровича: Михаил Малеин, Алексий человек Божий, преподобная Евдокия, мученица Ирина, мученица Анна, мученица Татиана.

Преподобный Александр Свирский. Крышка раки. Овдокимов Гаврила (XVII в., Москва) и другие мастера Оружейной палаты под его руководством, 1644 г. СПб, РГМ

Краткое жизнеописание

Преподобный Александр (1448–1533г.г.), был уроженцем здешних мест, из крестьян, сын благочестивых родителей, которые хотели для своего позднего ребенка земного счастья. Но юноша избрал для себя иной путь.

Свое духовное становление он начал в Валаамском монастыре, придя туда в девятнадцать лет, пожив среди братии и приняв постриг, через семь лет он, по благословению игумена, удалился на один из пустынных островов и подвизался в одиночестве, не имея ничего, кроме топора и кресала. Позже по указанию Богородицы он переселился на реку Свирь, и там, в сосновом бору на берегу озера продолжал отшельническую жизнь, пока не стали приходить к нему и селиться рядом такие же подвижники, желающие спасения души.

Александр Свирский, с житием в 39 клеймахШкола или худ. центр: Москва1655 г.Дерево, четыре доски, две встречные шпонки, паволока, темпера, серебро.235 × 122 × 4 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Монахи жили тихой жизнью – трудились и молились, больше всех трудился и молился монах Александр. Однажды на молитве он увидел, как по всему небу разлился ни с чем несравнимый свет, проникая в самую глубь леса, пронизывая насквозь бревенчатый свод избушки, и превращая в прозрачный хрусталь стволы вековых сосен. В трепете инок различил в диковинном свете образы Трех Светлых Мужей, Их благословляющий жест и услышал Голос, повелевший:

Это явление укрепило его на дальнейшие подвиги, и дало силы объединить иноков для совместной жизни в общей обители, устроить единый устав монашеской жизни, срубить несколько церквей и келий для братии и богомольцев, а под конец жизни построить и каменный храм.

Монах-труженик нашел недалеко от поселения залежи доброй глины и в монастыре стали делать хороший кирпич. Первую церковь Преображения Господня игумен с братией устроил недалеко от своей избушки. Место постройки церкви Живоначальной Троицы указал преподобному Ангел, а строительство Покровского храма, освященного присутствием Богородицы, святой Александр успел завершить незадолго до своей кончины в 1533г.

В чем помогает Александр Свирский

Искренняя молитва, обращенная святому Александру помогает в исцелении людям, которые не теряют надежду на лучшее, своим советом в виде святого образа наяву. А также помогает найти выход, из сложных ситуаций являясь в сновидениях.

Существует много доказательств, когда драгоценное масло, выделяемое из его мощей, имело чудотворную силу и поднимало на ноги даже безнадежно больных людей. Искренняя чистосердечная молитва и безусловная любовь к Богу являются тем важным механизмом, который движет многими людьми.

У иконя и мощей Александра Свирского, о чем просят:

К нему обращаются с многочисленными просьбами об исцелении от мучительных, долгих болезней и сильных душевных страданий;
Об обретении счастья материнства и рождения здорового малыша;
О вере в свои собственные силы и возможность найти свое предназначение;
О защите от греховных помыслов и деяний;
О принятии серьезного увлечения или важного выбора в жизни ребенка;
О помощи в выборе жизненных приоритетов, от которых зависит дальнейшая жизнь.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святитель Тихон Белавин патриарх Московский

А вот и сама молитва к преподобному:

Господь всегда с Вами!

Где находятся мощи Александра Свирского

Свято-Троицкая обитель стала духовным центром Олонецкого края. Олонец был основан стараниями монахов. В начале восемнадцатого столетия монастырь оказал содействие в возведении города Санкт-Петербурга. В период военных действий со шведскими и литовскими интервентами монахи помогали припасами и денежными средствами. Обитель хранит великие реликвии подаренные:

Иваном Грозным,
Алексеем Михайловичем,
Петром Первым.

Датой основания обители считается конец пятнадцатого столетия.

Святые останки ждала трагическая участь после революции семнадцатого года прошлого столетия. Руководил операцией сожжения мощей чекист Август Вагнер. Но святыню спрятали в больнице города Лодейное поле. Затем мощи вывезли в Санкт-Петербург и поместили в музее Военно-медицинской академии как экспонат. После восьмидесяти лет забвения безымянное тело было освидетельствовано и возвращено в родные края.

Медицинские работники и ведущие специалисты в области анатомии сделали вывод, что уникальные останки святого представляют интерес для научных исследований:

кожа Александры Свирского не сморщилась и желтоватого цвета;
нетленные органы остались нетронутыми и хорошо выражены портретные данные;
миро от мощей Александра Свирского благоухает.

Многие православные люди заметили, что миро точение происходит от того кто ведет службу и сколько людей в храме.

Смерть

В последние годы жизни св. отец решил построить церковь Покрова Пречистой Богородицы. Она появилась в один из вечеров в алтаре, восседая на троне, уподобленном святому престолу, с новорожденным Христом на руках, в окружении ангельской свиты. Дева Мария назвала его возлюбленным божьим избранником и пообещала свое покровительство и процветание храма. Александр Свирский. Защитник и покровитель Накануне ухода из жизни прп. Александр велел членам монастырской братии после кончины его связать, оттащить на болото, накрыть мхом и притоптать. Но они ответили, что не смогут сотворить подобного. Тогда он попросил не предавать его земле в монастыре, а похоронить возле церкви. Воля старца была исполнена. Скончался он летом 1533 г.

Детство и отрочество будущего святого

В Приладожском селе Мандеры жила довольно немолодая семейная пара, Стефан и Василиса. Они вырастили двух сыновей и просили Бога о младшеньком ребенке, утехе не старость. В одной из молитвы они оба услышали голос, говоривший, что молитвы услышаны, Творец дарует доброму супружеству дитя, которое прославит Церковь Христову.

Ещё статьи о преподобном Александре:

  • Мощи святого преподобного Александра Свирского
  • Александро-Свирский монастырь в Санкт-Петербурге

В июне, 15 числа, 1448 года Василиса родила сына, которого назвали именем одного из старозаветных пророков Амосом, ибо мальчик появился в день почитания Амоса. Удивительно, середина XV века, далеко заброшенное село, начало христианской эры в Руси, а селяне знают о Ветхом Завете и его героях. Если учесть, что тогда простые люди были в основном неграмотные, тогда можно сделать вывод, что родители будущего святого России были воцерковленные верующие, черпающие знания в проповедях на богослужениях.

На заметку! Родившись в глубоко верующей семье, Амос отличался от своих сверстников послушностью и кротостью, не был любителем шумных игр, веселья. Отрок с равнодушием относился к одежде и еде, с малых лет находил удовольствия в постах и молитвах, чем порой пугал мать.

Александро-Свирской монастырь — две обители, основанные святым Александром

Итак, в 1508 году преподобный поставил деревянный Троицкий храм на благословленном ему месте, а в 1526 он был уже перестроен в каменный. Сам преподобный не имел священнического сана, считая себя по смирению недостойным, но братия обители, не имея возможности упросить его, написали святителю Серапиону, епископу Новгородскому, их правящему архиерею — и только по его благословению святой Александр был рукоположен во священника в Новгороде и, наконец, стал игуменом созданной им же обители.

Жизнь его после принятия высокого начальственного звания не изменилась: он делал всю черную работу монастыря, носил лохмотья, спал на голом полу. В Свирский край преподобный принес с Валаама ручные жернова — новшество того времени, став, таким образом, еще и просветителем местных жителей. Молотьба зерна на них была нелегким делом, монахи, очевидно, избегали этой работы как тяжелой и неизвестной, и святой сам втайне, по ночам, молол на жерновах.

К концу жизни святой решил воздвигнуть еще один храм — на сей раз в честь Богородицы, Покровский. Братия заложила фундамент церкви. В один из дней над основанием храма явилась Богоматерь: преподобный Александр почувствовал скорое явление, позвал келейника помолиться вместе и перед кельей, на камнях будущего храма, они увидели Божию Матерь с Богомладенцем, восседающую на троне на алтарном месте, окруженную многими сияющими Небесным Силами — Ангельским Воинством. Сама Пресвятая Владычица обратилась к преподобному Александру, показав ему видение многих будущих подвижников благочестия, которые просияют в его обители, также сказав о том, что и Она, и Ее Божественный Сын помогают Александру в его трудах.

Смирение, которое возвеличило святого, он проявил и перед смертью. Он почитал себя недостойным даже простого погребения: он сказал связать его тело веревкой и оттащить в болото. Конечно, братия восстала против такого смирения, и преподобный согласился, чтобы его похоронили в любимой им отходной пустыни — к тому времени (шел 1533 год) здесь уже стояла церковь в честь Преображения Господня. На 85 году жизни преподобный отошел в райские обители. День его смерти — 30 августа (12 сентября) стал первым днем его памяти.

Монастыри же, основанные святым на малом расстоянии друг от друга, существуют и по сей день — им более пяти веков. Ко времени революционных потрясений и гонений ХХ века это был центр духовной, культурной и промышленной жизни края: монастыри держали несколько заводов, имели пристань, хозяйство, огороды, скотный двор. После революции обители были разорены, в Троицком монастыре был устроен психо-неврологический интернат.

Однако сегодня оба монастыря вновь возрождены и действуют. Сохранена часть древних фресок монастырских храмов, вновь обустраивается хозяйство, приезжают паломники. Можете в любой момент посетить обитель и вы, поучаствовав в его возрождении: помните об обещании Самой Богородицы, что Она наградит каждого, кто поможет этой обители.

Это интересно: Житие Амвросия Медиоланского (видео)

Мощи преподобного

После кончины, тело святого было похоронено на территории его монастыря. А его мощи, после многолетнего наблюдения стали мироточить, то есть выделять много благовонного драгоценного масла, что доказывает о его святости.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона священномученика Василия Анкирского и Кесарийского пресвитера

Многие прихожане собственными глазами могли наблюдать это действие, при этом весь храм наполнялся приятным ароматом. Количество выделения масла зависит от многих факторов: наличие верующих людей рядом или зевак, которые пришли просто посмотреть на это чудо, проведение Богослужений и многое другое.

Мироточение настолько обильное, что не заметить его невозможно, зафиксированы случаи, когда на стойкий, пьянящий запах в храм слетались пчелы. Больше всего выделяется масло на ступнях и открытой части руки. За 483 года, его тело и одежда остались не тленны.

Верующие люди из многих стран, наслышанные о чудотворной силе святого задаются одним очень важным вопросом: где находятся мощи Александра Свирского. После долгих переездов с одного места в другое, ныне мощи нашли покой на территории созданного своими руками монастыря. Многие прихожане могут помолиться и попросить исцеления души от страданий и болезней.

Вопрос о мощах преподобного Александра Свирского

Как известно, толчком для начала кампании по вскрытию в России мощей святых стал отчет VIII отдела Народного комиссариата юстиции РСФСР Съезду Советов, опубликованный в журнале «Революция и церковь». 22 октября 1918 года при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря «в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла». По мнению председателя православного общества писателей Санкт-Петербурга Н. М. Коняева, cохранность тела преподобного настолько изумила чекиста Августа Вагнера, отряд под командованием которого был направлен в Александро-Свирский монастырь, что он не придумал ничего лучшего, чем назвать мощи «восковой куклой». Мощи вынимали из раки, но не увезли. Незадолго до вскрытия мощей властями 19 декабря 1918 года, монастырская братия 5 октября или 18 ноября 1918 года, при освидетельствовании останков Александра Свирского, пришла к выводу о том, что за прошедшие 300 лет тело имело серьезные разрушения: ребра грудной клетки упали, а кости стоп и пальцы ног рассыпались.

19 декабря 1918 года Президиум Исполнительного комитета Северной области поручил народному комиссариату здравоохранения создать врачебную комиссию со специалистом химиком для исследования мощей. Комиссия была создана и установила, что мощи преподобного Александра Свирского — нетленная человеческая плоть. Из архивных документов известно, что 20 декабря 1918 года мощи преподобного Александра Свирского увезли из Александро-Свирского монастыря под конвоем ЧК «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». Мощи были доставлены в Лодейное Поле и помещены в часовне, которая была опечатана властями.

По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской Академии, «мумифицированное тело неизвестного мужчины» в их музее появилось не позднее 1940-х годов. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными. Незарегистрированный «экспонат» в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, — это явление исключительное, что подчеркнули работники музея. Главным организатором поисков мощей преподобного стала инокиня Леонида (Сафонова). Поиск в различных архивах привел инокиню Леониду в Военно-медицинскую академию, в музей при кафедре нормальной анатомии. На протяжении шести месяцев шли основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. Прибегали к консультативной и практической помощи сотрудников и специалистов различных музеев, архивов и институтов, в частности Государственного Русского музея, Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, Музея истории религии, Академии истории материальной культуры, Института палеонтологии РАН, Государственной Публичной библиотеки, центральных исторических архивов, а также архивов Новгорода и Петрозаводска. Согласно «Акта освидетельствования мумифицированного тела», «нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому». Распоряжение о передаче мумифицированного тела Церкви подписал начальник Военно-медицинской академии Ю. Л. Шевченко. Однако есть исследователи, которые считают, что найденные в музее останки не являются мощами преподобного Александра Свирского. Историк А. Е. Мусин считает, что «сохранившееся мумифицированное тело» из Военно-медицинской академии отличается от состояния мощей Александра Свирского, записанного в монастырском акте 1918 года, а также на документе, свидетельствующем об уничтожении мощей в 1919 году по распоряжению председателя Олонецкой губернской чрезвычайной комиссии Оскара Кантера. В этом вопросе на два лагеря разделились и старообрядцы: часть из них не признает мощами Александра Свирского останки, обнаруженные в музее.

Когда открывают мощи

Святые нетленные мощи преподобного Александра Свирского открываются для паломников четыре раз в год: в годовщину первого обретения мощей, в день его смерти, в праздник Святой Троицы и на Преображение. В эти дни все желающие имеют возможность прикоснуться к мощам и причаститься.

Мощи святого хорошо сохранились. В девятнадцатом веке с них писали икону, несмотря на то, что с момента смерти монаха на тот момент прошло уже три сотни лет. Мощи неоднократно мироточили, и этот феномен до сих пор изучается исследователями и священниками.

30 апреля

30 апреля (по старому стилю – 17 апреля) – день первого обретения мощей преподобного. В этот день, спустя более чем через сотню лет со дня смерти и погребения монаха, его мощи впервые были найдены послушниками. Согласно преданию, его тело чудесным образом было найдено нетленным. После этого мощи перенесли в Свирский монастырь, на их законное место, и с того момента монастырь стали регулярно посещать паломники, чтобы прикоснуться к нетленным мощам.

12 сентября

12 сентября (30 августа по старому стилю) – день, когда почитается память Александра Свирского. Монах ушел в мир иной на восемьдесят шестом году жизни, в 1533-м году, и был похоронен возле церкви в пустыне. Спустя двенадцать лет одним из его учеников – Иродионом, было составлено жизнеописание старца.

В день Святой Троицы

День Святой Троицы празднуется по православному календарю на пятидесятый день после дня Святой Пасхи. Согласно Библии, в этот день, через пятьдесят дней после Воскрешения Христа, совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Александр Свирский считается единственным из святых времен Нового Завета, кому при жизни являлась Пресвятая Троица. Именно после ее сошествия, согласно житию, монахом было принято решение построить храм во имя Троицы. Поэтому в этот день святые мощи Александра в обители Свято-Троицкого монастыря открываются всем прихожанам.

На Преображение

Преображение Господне празднуется девятнадцатого августа. Эта дата описана в Евангелии, как день явления величия Иисуса Христа перед учениками во время молитвы. Преображение символизирует явление человеческого и божественного начала в Иисусе Христе. В этот праздник мощи преподобного Александра открываются для всех желающих совершить поклон.

Значение иконы Александра Свирского

На данной иконе запечатлен старик с умными глазами и поднявшими в верх руками к Всевышнему в мольбе о всем человечество. В начале девятнадцатого века останки старца вывезли сторонники богоборческой войны, но как говорится церковных в летописях, одна служащая музея спасла мощи. Лишь в конце святые мощи Александра Свирского стали вновь доступны для преклонения.

Очень много исследователей на протяжении длительного времени изымали частицу останков мудрого старца на изучения, но так никто из них не смог дать научное объяснение этому чуду

Останки Чудотворца сбереглись в нетронутом времени состоянии и моменты особой важности они начинают испускать благоухания. В такое время в храме всегда много пчел

Известны случаи исцеления, которые случались с верующими, страдающими парализованностью рук или ног, а также тех, у кого диагностировали онкологию, слепоту или одержимость нечистым.

К святому образу преподобного старца обращаются с молитвой об усилении веры и избавлении от телесных недугов. Кроме того, молятся и те, кто принял решения посвятить свою жизнь Господу и те, кто отчаялся заиметь ребенка. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что купить икону Александра Свирского легко у нас на страницах!

Изучение останков

Долгие годы верующие не знали, где находятся мощи их любимого святого. А они были спрятаны сотрудниками ВМА, чем и спасены от уничтожения. В годы советской власти представители официальной науки изучали тело, которое к ним попало волей случая. Осмотр проводили ученые, специалисты в разных областях:

  • Антрополог Баниволенский Ю.
  • Анатом, кандидат медицинских наук Твардовская М.
  • Рентгенолог Борисов Е.
  • Профессор Балин В.

Все они считают, что состояние плоти праведника не поддается закономерностям природы. Процессы, которые протекают в тканях святого, резко отличаются от обычных. Монолитные останки не подверглись тлению за сотни лет, сохранность тела и цвет кожных покровов поражают исследователей.

Монахиня Леонида (Сафонова) в миру является кандидатом биологических наук, она принимала активное участие в поисках мощей

Как ученый она тоже не могла не обратить внимание на необычное состояние тела. Прежде всего поражает не только его сохранившаяся прижизненная конфигурация, но и состояние мышечной, соединительной тканей

Это очень хорошо видно по очертаниям лица, состоянию ног и кистей.

В норме человеческие ткани усыхают и на срезе напоминают спрессованный картон. Связки и сосуды похожи на пучки веревок. Подкожная ткань святого во время изучения оказалась белого цвета, белой и воздушной. Испарившаяся жидкость заменялась воздухом, что позволило органам сохранять прежний вид. Ни одна известная технология бальзамирования не способна дать таких результатов.

Такая степень сохранность уникальна даже если сравнивать нетленные мощи Александра Свирского с останками других православных святых. Для исследования были взяты мощи Иоасафа Белгородского. Ткани его лица рентгенолог Е. Борисов нашел хрупкими и лишенными эластичности, поверхность их является высохшей и шероховатой, цвет тканей бурый. Св. Александра до сих пор легко опознать по внешности. Кожа светлая, янтарно-желтого оттенка, практически лишенная морщин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector