Высшие органы управления русской православной церкви

Содержание:

Патриаршество на Руси

В шестнадцатом веке на Руси появился первый Патриарх Московский и всея Руси.

Первый патриарх — Иов

Им стал Иов, архиепископ Ростовский. В патриархи его поставил константинопольский патриарх Иеремия Второй.

Его заслугами были:

  • открытие новых епархий;
  • основание новых монастырей;
  • издание богослужебных книг.

Иов отказался присягать Лжедимитрию, за это был отлучен бунтовщиками.

Второй патриарх — Гермоген (Ермоген)

Следующим Патриархом стал по ходатайству князя Шуйского – Гермоген (Ермоген). Его служение было сопряжено со Смутным временем. Это было нелегкое время для Руси – войн, голода. Патриарх, как мог, боролся с захватчиками, не благословив занять русский престол польского королевича. При голоде он открыл монастырские хранилища для всех. Гермоген принял мученическую кончину – поляки заключили его в темницу, где он скончался от голода.

Третий патриарх — Филарет

Один из оставшихся в живых наследников на русский престол был Федор Романов-Юрский. Он был племянником царя Иоанна Грозного. Но при восшествии на престол Бориса Годунова, Федора заточили в монастырь и постригли с именем Филарет. Когда после эпохи междуцарствия на престол возвели сына его, Михаила, то Филарета стали называть Патриархом. Он помогать править своему сыну.

Четвертый патриарх — Иоасаф I

Филарет после себя назначил Патриархом Иоасафа, архиепископа Псковского. Он служил на Патриаршем престоле всего шесть лет, но многое успел за это время. Открылись новые монастыри, были напечатаны и исправлены богослужебные книги.

Пятый патриарх — Иосиф

Следующим был Патриарх Иосиф. Именно он предпринял первые шаги к воссоединению России с Украиной. В столице было открыто духовное училище.

Шестой патриарх — Никон

Потом Патриархом стал Никон, известный, как великий реформатор. Он полностью присоединил Украину к Руси, велел заменить двуперстное крестное знамение на трехперстное, исправил богослужебные книги. Именно поэтому появились раскольники – старообрядцы.

Восьмой патриарх — Питирим

Патриарх Питирим служил меньше года, но успел совершить Таинство крещения над будущим царем Петром Первым. Он же основал в Твери женский монастырь.

Одиннадцатый патриарх — Тихон

После перерыва первым был избран Патриарх Тихон, который стал мучеником. Его правление выпало на переворотное время на Руси. Тихон был канонизирован Православной Церковью.

Двенадцатый патриарх — Сергий

В 1925 году был избран Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Сергий. Он правил и в тяжелое время Великой Отечественной, помогал собирать средства на вооружение, раненных и сирот. В 1943 году он стал Патриархом.

Тринадцатый патриарх — Алексий I

В 1945 году Патриархом стал Алексий Первый. Он помогал восстанавливать разрушенные большевиками храмы, устанавливал связи с зарубежными церквами.

Пятнадцатый патриарх — Алексий II

В 1990 году на патриарший престол восшел Алексий Второй. Это было знаменательное время расцвета и восстановления православной веры на Руси. Наша родина возродилась после стольких лет безверия и отступничества, и Патриарх приложил немало усилий для этого. Он подписал акт о каноническом общении Русской и Зарубежной церквей.

Шестнадцатый патриарх — Кирилл

С 2009 года и по сей день правит нашей Церковью Патриарх
Кирилл. Им за десять лет произведено уже немало перемен. Он добился
воссоединения Зарубежной православной Церкви с Русской.

Патриарха в 1917 году избрали из трёх кандидатов

Соборный Совет предложил процедуру избрания Патриарха основанную на исторических традициях. Согласно им выборы прошли в три тура.

На патриарший престол претендовали разные люди, так как требовалось избрать одного победителя из трёх кандидатов.

Сами кандидаты избирались большинством голосов тайным голосованием. Голосование повторялось пока не оставалось три кандидата. Сам же Святейший Патриарх Московский и Всея Руси избирался жребием.

Жребий с именем новоизбранного Патриарха Всероссийского Тихона, извлеченный 5 ноября 1917 года из ковчежца пред царскими вратами храма Христа Спасителя слепым старцем схииеромонахом Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв)

Процедура началась 28 октября. После четырёх туров голосования осталось трое кандидатов: архиепископы Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин).

Процедура избрания Патриарха состоялась 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя после литургии и молебна. Жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв).

По Божией Воле Московский митрополит Тихон стал Патриархом. На выборах Патриарха жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой Алексий (Соловьёв).

Для интронизации Патриарха Тихона профессор Иван Соколов по творениям святителя Симеона Солунского восстановил древний чин настолования Константинопольского патриарха.

Он стал основой нового чинопоследования. Недостающие молитвы позаимствовали из чинопоследования Александрийской Церкви.

Святейший патриарх Тихон, 1925 год. Митрополит Московский Тихон (Белавин) стал первым Патриархом Московским и Всея Руси после восстановления в России патриаршества

17 ноября Собор утвердил названный чин после чего интронизация состоялась 21 ноября в праздник Введения в Успенском соборе Кремля.

Для торжества настолования из Оружейной палаты взяты регалии Московских первосвятителей — жезл святителя Петра: ряса священномученика Ермогена; а также мантия, митра и клобук патриарха Никона.

День интронизации Патриарха Тихона стал днём начала поминания Патриарха вместо Священного синода. При этом последний официально прекратил свою деятельность только 1 (14) февраля 1918 года.

Эпоха правления Фёдора Иоанновича (1584 -1598)

Направления деятельности События, явления, личности
Укрепление царской власти путём усиления роли Православной Церкви в России. В 1589 годы было утверждено патриаршество на Руси. Иов — первый патриарх, сыгравший большую роль в усилении роли церкви в стране, поддержке царской власти.
Укрепление роли церкви в государстве, усиление её самостоятельности от Патриарха Византии. В 1589 году произошло знаменательное событие в истории Русской Православной церкви. Она стала автокефальной, то есть самостоятельной от Византийского Патриарха. Если до этого на Руси избирались митрополиты, подчинённые Патриарху Византии, то с 1589 года стали избираться Патриархи Руси. Иов был первым, кого избрали Патриархом страны. Он многое сделал для усиления роли и влияния церкви, для просвещения, сплочения народа вокруг церкви, внёс вой весомый вклад в развитие культуры страны.
Дальнейшее развитие культуры. В период правления Фёдора Иоанновича продолжалось строительство храмов и монастырей. В данной деятельности царя поддерживал Патриарх Иов, который многое сделал для возведения новых культовых зданий (в одной Москве было построено 12 соборов и монастырей), распространения богослужебных книг (при нём впервые начали большими тиражами издавать богослужебные книги).

Изгнание

Еще до появления в Москве Лжедмитрий был предан анафеме. От церкви его отлучил первый русский патриарх. Жизнеописание этого иерарха рисует нам человека, не отказавшегося от своих принципов и лояльности по отношению к законному царю. Когда Федора убили, Иов вернулся в столицу и провел службу в Успенском соборе в Кремле. За это он был схвачен и отправлен в изгнание. Сторонники Лжедмитрия хотели как можно сильнее унизить восьмидесятилетнего старца. С него сорвали облаченье патриарха и выгнали из столицы.

Вместо Иова Отрепьев избрал патриархом своего сторонника Игнатия. Однако процедура его назначения была незаконной. Формально Иов (первый русский патриарх) даже не был лишен своего сана, хотя его и изгнали из Москвы.

Этапы пути церковного служения

На исходе 1570 года он переезжает в Москву и становится настоятелем Симонова монастыря. Возглавляя в течение пяти лет один из крупнейших в стране монастырей, святитель Иов принимает активное участие не только в религиозной, но и в политической жизни страны.

В последующий период он возглавляет ещё несколько обителей, а затем следует его рукоположение сначала в сан епископа Коломенского, а затем в архиепископа Ростова Великого. Высшей ступени власти того периода святитель Иов достигает в 1587 году, став митрополитом Московским. Однако впереди его ждал новый, более высокий титул – первый Патриарх Московский и всея Руси.

Особенности устройства Русской церкви

По своему устройству Русская церковь теперь напоминала восточный патриархат. Она состояла из митрополичьих округов, в которые входили епархии. Митрополиты руководили архиереями, а патриархи – митрополитами.

Но не все пошло так, как было изначально задумано. Митрополитами стали архиереи:

  • Крутицкий;
  • ростовский;
  • казанский;
  • новгородский.

В каждой епархии соблюдалась равность в правах всех иерархов. Над ними стоял только патриарх. Его властные полномочия не отличались от тех, которыми ранее обладал митрополит.

Патриарх ходил в цветной мантии и белом клобуке. Свое облачение он надевал в середине храма, а другим архиереям это было положено делать в пределах алтаря. Патриарх занимал горнее место. Архиереи причащались из его рук.

Патриарх Филарет – отец царя Михаила Федоровича

В 1619 г. состоялось возвращение митрополита Филарета в Россию. Ранее он находился в Польше. В это же время у царя гостил иерусалимский патриарх Феофан III. Филарет был отцом Михаила Федоровича. Царь попросил своего гостя благословить родителя на патриаршество. После этого Филарета стали величать «великим государем». В стране началось двоевластие.

Патриарху предоставили возможность полностью управлять церковью и судом. В 1625 г., согласно царевой грамоте, суд над духовными лицами осуществлял патриарх. Он же мог судить крестьян и церковных служителей, которые не совершили уголовные злодеяния.

Устройство двора Филарета было похоже на царское. Патриарх руководил своими подчиненными:

  • иконописцами;
  • конюхами;
  • истопниками;
  • пивоварами;
  • хлебниками;
  • поварами;
  • скатертниками;
  • чашниками;
  • свечниками.

Он окружил себя дворянами, стряпчими, стольниками, окольничьими, боярами и их детьми.

Патриарший разряд Филарета занимался всеми судебными делами, казенный приказ – делами, связанными со ставленниками, там же находились средства, переданные духовенством и вотчинами. В приказе церковных дел рассматривали дела по благочинию, а люди из дворцового приказа вели патриаршее хозяйство.

Когда Филарет умер, нового патриарха Иосафа I уже не называли «великим государем».

Деятельность патриарха в период смуты

В 1598 году страна была ввержена в пучину хаоса, получившего название Смутного времени. Первый Патриарх Московский и всея Руси, титул которого обязывал его быть во главе народа, фактически возглавил сопротивление хлынувшим в российские пределы литовским и польским захватчикам. Он рассылал во все концы страны грамоты, в которых призывал дать отпор иноземцам.

Когда же к Москве приблизились полчища, возглавляемые Лжедмитрием, первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был среди тех, кто отказался признать самозванца. Как утверждают исследователи, в определённый период Григорий Отрепьев был секретарём у Иова, поэтому тот, как никто другой, понимал творящийся обман. Он всенародно проклял Лжедмитрия и всех его последователей.

Когда же в апреле 1605 года город был сдан самозванцу, святитель Иов отказался ему присягать и был низложен. В августе того же года сторонники Лжедмитрия разгромили патриаршие покои, а самого предстоятеля после многочисленных побоев и унижений как простого монаха отправили в Старицкий монастырь, где тот провёл два года в непрестанной молитве о судьбе Отечества.

Во время обучения в школе Владимир отказался носить красный галстук

Владимир окончил школу № 20, которая сейчас называется школа № 270 имени Александра Березанского Красносельского района. Во время обучения ему пришлось трудно из-за его религиозных убеждений.

Так, например, директор школы убеждал Владимира носить красный галстук, но тот отказался. В результате ему постоянно устраивали выволочки и вызвали на педсоветы. Это не сказалось на результах учебы талантливого юноши, имевшего склонность к точным наукам.

Молодой Владимир Гундяев работал в геологической экспедиции. Владимир по окончании восьмого класса средней школы решил жить самостоятельно и поэтому устроился на работу, продолжая учиться в вечерней школе

После того, как будущий Патриарх окончил восьмой класс средней школы, он решил далее не учиться и начать жить самостоятельно. Он не хотел обременять нуждающихся родителей, которые поднимали на ноги младшую дочь.

Владимир пошёл учиться в вечернюю школу и поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. Здесь он работал с 1962 по 1965 год техником-картографом, совмещая работу с обучением.

В школе Владимир Гундяев отказался носить красный пионерский галстук.

В 1965 году Владимир Гундяев поступил в Ленинградскую духовную семинарию. После этого продолжил обучение в Ленинградской духовной академии. Очевидцы утверждают, что митрополит Никодим Ротов требовал от него учиться по ускоренной программе и сдавать все предметы экстерном. У него позже он стал келейником. Произошло это в 1970 году.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

1700

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петром лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

1701

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

1701

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

1711

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

1716

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

1717-1720

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Священный Синод

После успешного окончания войны со Швецией Петр I вернулся к реформированию церкви. Для внесения изменений царю нужен был советник из числа духовенства, чтобы помочь разобраться в нюансах. Таким человеком становится епископ Нарвский и Псковский Феофан Прокопьевич. В его функции входила разработка нового Духовного регламента с предложениями дальнейшего развития отношений между государством и церквью.

Согласно разработанному Регламенту Петр I подписал указ об упразднении патриаршества и создании Святейшего Правительствующего Синода. Он представлял собой коллегиальный орган управления, в котором все представители назначались лично Петром Алексеевичем. Синод фактически полностью зависел от решений императора. По приказу Петра изначально состав нового церковного органа был смешанным. В него входили: епископы, монашествующее духовенство и белые монахи. Но с течением времени в Синод стали входить лишь епископы.

В связи с новшествами патриаршество и Церковные Соборы прекратили свое существование на практически на 200 лет.

В 1722 году Петр I вводит должность обер-прокурора, который контролировал деятельность Священного Синода. По факту это было грубым вмешательством в церковную жизнь. Все действия Синод должен был согласовывать с государем. Нарушались запреты на таинство исповеди. Священнослужители были обязаны докладывать о всех крамольных тайнах прихожан. Обер-прокурор имел практически неограниченную власть над Синодом.

Петр хотел, чтобы с помощью Священного Синода были истреблены все пороки церковной службы:

существовал строгий надзор за жизнью духовенства, их неблагочестивыми деяниями; проверять все тексты в писаниях в поисках крамольных проповедей; вести борьбу с суевериями; запрет на лжеучения; патриарший суд должно было вершить государство.

Биография Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен в иеродиакона, 1 июня того же года — в иеромонаха.

В июне 1970 года иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата наук по богословию.

С 1970 года по 1971 год он был преподавателем догматического богословия и помощником инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии, одновременно — личным секретарем митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классным наставником первого класса семинарии.

12 сентября 1971 года иеромонах Кирилл был возведен в сан архимандрита. В 1971-1974 годах он был представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве.

В 1974-1984 годах — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии, доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

В 1975-1998 годах архимандрит Кирилл являлся членом центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей.

14 марта 1976 года он был возведен в сан епископа Выборгского, а 2 сентября 1977 года — в сан архиепископа.

Был заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы (1976-1978), членом комиссии Священного синода по вопросам христианского единства (1976-1984), управляющим патриаршими приходами в Финляндии (1978-1984), заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в городе Ленинграде (1978-1984).

26 декабря 1984 года он был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским.

С 1986 года архиепископ Кирилл являлся управляющим приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

В 1989-2009 годах являлся председателем Отдела внешних церковных сношений (с 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянным членом Священного синода. Как председатель отдела участвовал в работе по подготовке законов «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997).

Был управляющим Православным Венгерским благочинием (1989-1996), временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией (1990-1991), временно управляющим Корсунской епархией (1990-1993).

25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

В 1993 году митрополит Кирилл стал инициатором создания Всемирного русского народного собора (ВРНС), был сопредседателем, с 1995 года — заместителем главы ВРНС.

В 1994-2002 годах — член Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя, в 1994-1996 годах — член Совета по внешней политике министерства иностранных дел России.

6 декабря 2008 года, на следующий день после кончины патриарха Алексия II, на заседании Священного синода митрополит Кирилл был избран патриаршим местоблюстителем.

27 января 2009 года Поместный собор Русской православной церкви избрал митрополита Кирилла патриархом Московским и всея Руси. 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Патриарх Кирилл — автор многочисленных публикаций и докладов и ряда книг, почетный член многих российских и иностранных академий, почетный профессор и доктор ряда университетов.

В составе официальных делегаций он посетил все поместные православные церкви, в том числе, сопровождал патриарха Пимена и патриарха Алексия II в их поездках за рубеж. Принимал участие в контактах с церквями многих стран мира, участвовал в работе межхристианских организаций.

Патриарх Кирилл награжден орденами Русской православной церкви: Святого равноапостольного великого князя Владимира II степени; Святителя Алексия, митрополита Московского, II степени; Святого благоверного князя Даниила Московского I степени; Преподобного Сергия Радонежского I и II степени; Святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени, а также орденами поместных православных церквей.

Среди его государственных наград — орден Дружбы народов (1988), орден Дружбы (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006), орден Александра Невского (2011), медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

(Приднестровская Молдавская республика, 2010), орден «Шараф» (Азербайджан, 2010), высший орден Молдавии — орден Республики (2011), белорусский орден Дружбы народов (2012).

Патриарх Кирилл также удостоен многочисленных наград и премий общественных организаций.

В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 годах Русским биографическим институтом он избирался «Человеком года» в номинации «Религия».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Творчество и внешнеполитическая деятельность

Помимо основной православной деятельности активно занимается Патриарх Кирилл и внешнеполитической деятельностью. Также он стал автором нескольких книг, написанных в религиозном жанре:

  1. “Вера и неверие”.
  2. “Семь слов о русском мире”.
  3. “Мысли на каждый день года”.
  4. “Тайна покаяния. Великопостные исповеди”.
  5. “Слово Предстоятеля”.

Помимо того, что Патриарх написал несколько книг, он стал автором более 500 религиозных публикаций.

Священнослужитель принимает активное участие в разнообразных межхристианских конференциях, общается с представителями других мировых религий.

Резиденция Патриарха Кирилла расположена по адресу: город Москва, Центральный административный округ, район Хамовники, Чистый переулок, дом 5. Строение является архитектурным памятником федерального значения. Оно имеет богатую и долгую историю. Вплоть до начала ВОВ здание предназначалось для размещения германских послов и дипломатов. Патриаршая резиденция располагается в здании с 1943 года. Особняк был предоставлен самим Иосифом Сталиным. Он известил об этом митрополитов Сергия, Николая и Алексия при личной встрече. Помимо резиденции также был предоставлен и транспорт.

В конце 80-х годов Патриаршая резиденция пришла в непригодность для использования, здание требовало капитального ремонта. К этому времени уже была построена новая резиденция, которая находилась на территории Даниловского монастыря. После окончания ремонта особняк в Чистом переулке стал только рабочим местом Патриархов, местом встречи с журналистами и иностранными делегациями. После смерти Патриарха Алексия многие комнаты здесь были опечатаны. В настоящее время печати сняты со всех помещений.

Существует и другая резиденция Патриарха Кирилла. Она находится в Переделкино. Здесь он не только трудится, но и живет.

Пропаганда религиозных знаний

С тех пор как Иов-святитель, первый Патриарх Московский и всея Руси, взошёл на Первосвятительский Престол, история российского патриаршества, прерванная во времена Петра I и возобновлённая при Сталине, насчитывает шестнадцать предстоятелей русской церкви. Благодаря их неусыпным трудам православная жизнь в нашей стране обрела те формы, которые позволили ей стать основой духовной связи многих поколений россиян.

Не лишним будет отметить, что, насколько российская история, в том числе и церковная, чтит своих героев, настолько же старается вычеркнуть из памяти потомков предателей Отчизны. Примером тому может служить печально известный патриарх Игнатий, присягнувший в 1605 году Лжедмитрию и ставший пособником польских оккупантов. Его имя навсегда вычеркнуто из списка патриархов и изглажено из народной памяти.

В период атеистического гонения на православие всё, что касалось вероучения и церковной истории, было исключено из школьных программ. Это послужило причиной существенных пробелов в знании этих дисциплин современными гражданами России. Даже простой вопрос: «Назовите первого Патриарха Московского и всея Руси» ставил многих в тупик. Однако в наши дни в большинстве приходов действуют воскресные школы для детей и взрослых, а также ведётся широкая просветительская работа, направленная на исправление создавшегося положения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector