Николо угрешский монастырь как доехать

Содержание:

Хроника Николо – Угрешского храма

Как — то раз, ехав по дороге на Куликово поле, на поединок с монголами (пятнадцати поприщ от города Москвы) российский правитель Димитрий Донской на сосне заметил образ Николая Чудотворца. Правитель, полководцы и все воины вознесли моление чудодейственной иконе. Затем Димитрий вскрикнул « это всё угреша души его». С того периода икону начали именовать Угрешой. Сражение российского князя одержало победу. Впоследствии после победы Димитрий отдал приказ на местности, где был обнаружен образ, построить монастырь в почтительность Николая Чудотворца за признательность в знаменитой победе.

Монастырь был создан в 1380 году. В пятнадцатом веке был открыт постоялый двор в Кремле. В 1521 году сооружение было испепелено монгольским правителем в период атаки. Однако московский правитель моментально дал указ восстановить храм.

В семнадцатом столетии данный монастырь был на пике популярности. Все величавые персоны постоянно навещали его. Этаким способом монастырь имел возможность пополняться внушительными взносами и демонстрировать собственное высочайшее состояние.

В завершении восемнадцатого века монастырь приобрёл чудодейственный образ Блаженной Божьей Матери «Взыграние». Сначала последующего столетия храмом завладели французские воины. Однако все без исключения значимые вещи не были повреждены, потому что они заранее были перенаправлены в Вологду.

По приходу русского правительства стартовала компания по конфискации монашеских драгоценностей. Позднее старцев целиком лишили права проживания, а в их сооружениях расположили отели, средние учебные заведения, общественные места питания, фабричные мастерские и прочие учреждения. В 1940 году был целиком разбит основной монастырь.

Восстановление и возрождение священного монастыря началось в семидесятых годах. До окончания века возобновили 6 храмов, десять святилищ и тронов.

Невзирая на всё это в девяностых годах положение всех монастырей было печальным. По этой причине было общепринято постановление об усиленном ремонте, в котором взяло соучастие большое число управляющих персон и обычных жителей города. Едиными стараниями получилось совершить подобный величавый монастырь.

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

С 1 июня разрешено посещение храмов Московской области при соблюдении некоторых ограничений: ношение масок, соблюдение социальной дистанции 1,5 метра и др.

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала.

История обители

По преданию, в 1380 году великий князь Дмитрий Донской со своим войском, следуя на Куликово поле, сделал здесь привал, и после горячей молитвы Богу ему чудесным образом явилась на дереве икона Николая Угодника. Это чудо очень укрепило веру князя и дало ему победный дух.

Князь с трепетом сказал: «Сия вся угреша сердце мое», что означает: «это все согрело сердце мое» (отсюда и название «угрешский»). И уже на обратном пути, после победы в битве, князь велит возвести здесь монастырь в честь этого великого святого.

В XVII веке сюда любили приезжать цари и великие князья. Эти паломнические царские выезды стали называть «угрешские походы». Цари из династии Романовых всячески помогали монастырю. Но не всегда в истории монастыря все было хорошо: он много раз подвергался разорению, осаде и поджогам со стороны татаро-монголов, литовских и французских армий. Но с Божией помощью он всегда восстанавливался.

XIX век стал для обители переломным: из-за больших налогов монастырь оказался на грани закрытия, здесь остались всего 6 монахов. В эти самые годы митрополит Московский Филарет сначала думает назначить настоятелем монастыря Игнатия (Брянчанинова), но тот ему советует поставить на эту должность иеромонаха Оптиной пустыни Илария.

Под руководством игумена Илария обитель переживает значительный подъем. Позже наместником становится Пимен (Мясников), который сейчас является святым покровителем обители, при нем она переживает свое второе рождение: существенно вырастает число монахов, монастырский устав становится более строгим, возрождаются старые сооружения и строятся новые.

Создаётся архитектурный ансамбль, доминантой которого становятся Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница. Территория монастыря значительно расширилась, теперь здесь стало 10 храмов и еще несколько часовен.


Рисунок. 1. Вид на обитель сверху

Не обошла стороной эту обитель тяжелая участь большинства монастырей в безбожные времена. После октябрьской революции здесь располагается колония для несовершеннолетних. Монахов власти определяют в трудовую общину. В 20-е годы в монастыре закрывают все храмы. В 30-е все ценности вывозятся в музей «Коломенское», в 40-м году уничтожается древнейший храм монастыря — Никольский собор.

В 70-х гг. монастырь в Дзержинском начали реставрировать, но реставрация проходила медленно. В 1990-м здесь возобновляются богослужения. А в 1991 году монастырь возвращается церкви и получает статус ставропигиального. В конце XX — начале XXI века здесь проходит активная реставрация, восстановление храмов и иных сооружений.

Многие удельные князья помогали в благосостоянии монастыря

Крупными благотворителями стали местные Дмитровские князья. Петр Дмитриевич, сын князя Донского пожаловал монастырю 9 сел.

А сын князя Василия второго Темного, Юрий Васильевич одарил обитель, завещав им новые владения. Он обещал дать не только ближние районы, но и более дальние.

9
столько сел даровал обители Петр Дмитриевич Донской

Во 2 половине 15 столетия Николо-Пешношский мужской монастырь быстро обогатился за счет продажи хлеба.

Предположительно в 15 столетии был построен и Никольский собор. Также стоит отметить, что царь Иван Грозный благоволил монастырю.

Еще в то время в девятилетнем возрасте Иван Васильевич учредил ему жалование.

Иван Грозный посещал Николо-Пешношский монастырь. Фото: aminpro.ru

При игумене Варсонофии благосостояние обители стало еще больше возрастать. В 1553 году в обитель приехал сам Иван Васильевич.

Царь только что излечился от смертельной болезни и вместе с супругой и своим годовалым сыном решил совершить паломническую поездку.

1553
в этом году монастырь посетил царь Иоанн Грозный

Царь побывал в монастыре и также поклонился мощам святого Мефодия. Также он пообщался с епископом Коломенским. Епископ был духовником отца Ивана Васильевича.

Храмы и службы в монастыре

На сегодняшний день Николо-Угрешский монастырь — это большая обитель, в которую ежегодно съезжается множество паломников со всей России. На территории всего обширного комплекса действуют такие храмы:

  1. Собор в честь Преображения Господня. Главная архитектурная особенность всего монастыря.
  2. Собор в честь Николая Чудотворца.
  3. Храм в честь иконы Борогодицы «Всех скорбящих Радость».
  4. Храм в честь святого преподобного Пимена Угрешского. Это новая церковь, которая появилась только в 2001 году.
  5. Казанский храм.
  6. Успенский храм.
  7. Храм в честь апостола Матфея и мученицы Параскевы.
  8. Храм в честь памяти дня Усекновения головы Иоанна Предтечи с колокольней. Отстроенная 2003 году колокольня имеет высоту около 90 метров и является центральным элементом всего монастырского комплекса.
  9. Часовня во имя святого Николая и еще несколько часовен (в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших», Господних Страстей).

Службы в обители проходят ежедневно. В будние дни служатся службы в 6.45 и 9.00 утра, а по праздникам и воскресным дням служб может быть больше в разных храмах. Детальную информацию нужно узнавать на конкретную дату или праздник.

Находится Николо-Угрешский монастырь по адресу: г. Дзержинский, Московская область, площадь Святителя Николая, 1. Проехать можно на электричке с Казанского вокзала Москвы до станции Люберцы, а далее пересесть на автобус. Также от станции метро «Кузьминки» можно доехать на маршрутном такси до остановки «Площадь Святого Николая»

Видео о Николо-Угрешском монастыре

Экскурсионные программы

Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.

Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.

Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.

Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.

Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:

  • внутри не курят и не пьют;
  • не проходят в ворота обители пьяными;
  • под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
  • если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.

Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.

20 век стал трагическим в истории монастыря

Дальнейшую свою жизнь обитель прожила в спокойствии, без потрясений и невзгод. 20 век стал довольно трагическим в истории монастыря.

В 1917 году действующими в монастыре были только часть построек, ряд зданий были отданы Дмитровскому краеведческому музею.

В 1928 году закрываются все здания монастыря.

После закрытия, территорию занял дом инвалидов. В 1941 году в это местности шли ожесточенные бои. Монастырские стены очень сильно пострадали от обстрелов  и бомбардировок.

В 1966 году в помещениях монастыря находился психоневрологический интернат. Никольский храм стал пищеблоком.

Высокие покровители монастыря

Со времени образования монастырь прозвали великокняжеским и царским. Потомки Дмитрия Донского даровали обители великие милости. Направляясь в охотничьи угодья, расположенные по дороге в монастырь, цари заезжали в обитель, оставляя щедрые вклады. Внук Дмитрия Донского, Василий Темный, подарил обители ближайшие села – Капотню и Жирошкино, а Иван Грозный закрепил право монастыря на неуплату пошлин и безвозмездную ловлю рыбы, запретив рубить лес в монастырских рощах.

С восхождением на трон Дома Романовых появилась традиция «Угрешских походов», когда царь вместе со свитой, в окружении народа, отправлялся в монастырь на молебен в день Николая Чудотворца.

Традиция, возникшая при Михаиле Федоровиче, утвердилась и расцвела во времена правления его сына, набожного Алексея Михайловича. Наведывался сюда и Петр I, не очень жалующий монастыри. После подавления стрелецкого бунта он сослал сюда своих мятежных противников для присмотра и исправления.

Николо-угрешский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь по преданиям основан на том месте, где Дмитрию Донскому, ведущему войско на Куликово поле, явилась икона Николая Чудотворца. Именно князь велел здесь основать обитель. И сегодня, отправляясь в этот монастырь, хочется воскликнуть: «Как согрелось здесь мое сердце!». Чем же уникален Николо-Угрешский монастырь, какие святыни в нем хранятся, как добраться до обители? Обо всем этом пойдет речь далее.

Чтобы попасть в обитель, проще всего добираться из столицы. Сделать это можно, используя общественный транспорт.
Если вы хотите поклониться святыням Николо-Угрешского монастыря, добираться можно как от метро Люблино или Кузьминок, так и ехать от Казанского вокзала. В первом случае садитесь на автобус №305, во втором – на автобус №470.
От вокзала следует доехать до площади Люберцы, после чего сесть на автобусы, идущие по маршруту №21 или 20. Выходить необходимо на остановке «Площадь святителя Николая».

Посещение обители, режим работы

Если вы хотите прикоснуться к святыням этой обители, заказать экскурсию по монастырю лучше заранее, сделать это можно по телефону

Обратите внимание, что Николо-Угрешский монастырь является не только духовным центром, но и принимает активную роль в социальной и культурной жизни Дзержинского, а также всей Московской области. Здесь регулярно проходят встречи с учеными, писателями, деятелями искусства

На территории обители действуют два музея: музей-ризница и музей императора Николая II. Экспозиции работают каждый день, заказать экскурсию можно по телефону обители.

Музей-ризница – это первый музей, открытый в Угреше. Здесь собраны уникальные образцы предметов искусства, а также древняя церковная утварь.

Музей Николая II рассказывает о жизни императорской семьи. Экспозиции представляют документы, а также открытки, книги, личные вещи императорской семьи. Коллекцию собирал Александр Ренжин, который и передал ее обители.

Расписание богослужений Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание, что расписание служб в Николо-Угрешском монастыре постоянное, кроме дней церковных праздников

День недели Служба Время начала
Понедельник-воскресенье Литургия Вечерня, утреня 6.45 – Успенский собор 9.00 – храм Пимена/Казанский храм 17.00 – Успенский собор
Четверг Акафист святому Николаю 17.00 – Успенский Собор
Суббота Всенощное бдение 17.00 – Преображенский храм
Воскресенье Литургия Акафист Тихвинской иконе Богоматери 6.30 – Успенский собор 8.00 – Казанский/Пименовский храм 9.30 – Преображенский собор 17.00 – Успенский собор

Где остановиться рядом

Для паломников при обители действует гостиница, где могут остановиться группы до пятидесяти человек. По предварительной договоренности можно проживать в течение нескольких дней. Бронировать ее лучше заранее. Кроме того, есть здесь и трапезная, которая работает до 19.00.

История создания Николо-Угрешского монастыря

Основали эту обитель в 1380 году, а неподалеку находилось дворцовое село, где часто отдыхали князья. Они щедро жертвовали монастырю не только деньги, но и земли. Через полтора века после основания обитель сожгли крымские татары во время набега, но позже ее восстановили. Иван Грозный не только выделил лесные угодья монастырю, но и освободил его от таможенных пошлин.

Архитектура Николо-Угрешского монастыря

Уникальный архитектурный ансамбль монастыря был создан в XIX веке, причем в его проектировании принимал участие и Пимен Угрешский. До сегодняшних дней не сохранилось четыре храма Николо-Угрешского монастыря, однако во время реставрационных работ была возведена не существовавшая ранее часовня и церковь.

Центром всего ансамбля является Спасо-Преображенский собор – настоящая «жемчужина» Николо-Угрешского монастыря. В нем установлен уникальный иконостас, состоящий из пяти ярусов.

Никольский храм – это самый древний собор обители. Его несколько раз возобновляли и отстраивали.

Радоще-Скорбященская церковь – действовала при монастырской больнице; восстановлена в постсоветское время.

Пименовская церковь – выстроена в суздальской традиции.

Казанская церковь – «теплый» храм, где проходят службы в зимнее время.

Успенская церковь – именно с нее началось возрождение обители.

Особое место занимает и Палестинская стена, которая завершает ансамбль Николо-Угрешского монастыря. Названа она так, поскольку символически изображает Иерусалим. Является одним из символов города Дзержинска.

В 1700 году Пешношский монастырь Дмитровского района посетил Петр первый

Некоторое влияние на становление монастыря оказал воевода Никифор Веревкин, который впоследствии принял здесь монашеский постриг. В 1683 году начались ремонтные работы в Никольской церкви.

Храм перестроили в пятиглавый, покрыли черепицей. Стены укрепили железными скобами. Обновили иконостас.

Петр первый посещал Николо-Пешношскую обитель. Фото: img11.postila.ru

В конце 17 века над Святыми вратами появилась новая Преображенская церковь. Царь Петр захотел пройти водным путем от Волги в Москву, поэтому плыл по реке Яхроме. По пути он остановился в обители.

Пользуясь случаем, игумен Феофан подал государю жалобу на непокорность крестьян и на то, что светские власти совершенно несправедливы. Это повлекло за собой неожиданные последствия.

Царь Петр решил для того, чтобы защитить Пешношскую обитель от несправедливости, нужно отдать ее под власть более сильного монастыря.

Монастырь был отдан во введение Троицкой пустыни.

Монастырем управляли не свои игумены, а присланные сюда каждые три года из Лавры, так называемые «строители».

Много полезного сделано при строителе Августе Старкове в 1730 — 34гг. Над гробом Мефодия, преподобного игумена построили храм в чемть Сергия Радонежского, возвели три башни, проложили новую дорогу.

Но к 1750 году обитель стала приходить в запустение. Здания ветшали, уменьшалось и количество братии. Например, в 1761 году в монастыре было всего лишь 6 монахов.

Упадок в XVIII–XIX вв

С XVIII века монастырь лишается многочисленных льгот и покровительства со стороны царей. Обитель посещает всё меньше паломников, и она постепенно приходит в упадок. Согласно архиву московской Консистории, в Синод подавались рапорты о ветхости монастырских храмов и просьбы о помощи в их восстановлении, которые оставались без удовлетворения.

Только к концу XVIII века обитель постепенно начинают восстанавливать и строить новые здания.В 1771 году, когда на московских землях была эпидемия чумы, в монастыре был образован лазарет для больных, а монахов временно перевели в Николо-Первинскую обитель.

Информация для паломников и туристов

Что необходимо знать перед поездкой:

Как добраться

Добрать до места можно своим ходом на автобусе. Остановка называется «Площадь Святителя Николая» или попросту «Монастырь». Нужно сесть на автобус:

  1. №470 от метро «Кузьминки»;
  2. №305 от метро «Люблино»;
  3. №20 или №21 от станции Люберцы. До нее можно доехать на электричке от Казанского вокзала.

Важно знать: доехать до Дзержинска можно также из Лыткарино, Котельников. Где остановиться

Где остановиться

Здесь несколько вариантов:

  • Для паломников неподалеку от обители (буквально через дорогу) расположена монастырская гостиница. Ею заведует местный паломнический центр;
  • Также в городе есть гостиница «Федерального центра двойных технологий союза» или «ФЦДТ».

Адрес: улица Лермонтова, дом 18. Телефон, 24-33;

Еще одним местом для остановки может стать оздоровительный пансион «Союз».

Адрес: улица Лесная, дом 25. Телефон.

История обители

Название обители сформировалось из-за расположенной поблизости области, которую называли Перервой, что значило «поворот русла реки». Согласно преданию, начало монастыря было положено в 1380 г., во время Куликовской битвы. Однако первые документальные подтверждения существования на том месте церкви датируются XV в.


Николо-Перервинский монастырь на берегу Москвы-реки

Во времена правления первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, на том месте стояла небольшая деревянная церковь в честь свт. Николая Чудотворца. Предполагается, что во время Смуты на нее совершали набеги поляки. Патриарх Адриан, не разделявший взгляды императора Петра Великого, объединил возведенные к тому времени храмы в один собор и освятил его в 1700 г.

Облик монастыря в середине XVIII столетия

Во время правления митрополита Платона (Левшина) обитель претерпела значительных положительных изменений:

  • открытие семинарии в 1775 году;
  • создание трапезной для семинаристов;
  • роспись третьего яруса колокольни, установка на ней часов;
  • восстановление Успенской церкви;
  • внутреннее оформление надвратного храма;
  • возведение архиерейского дома;
  • оборудование помещений для семинаристов и учителей.

История «Перервы» до 1917 года

Обитель получала много внимания со стороны архиереев. Она достраивалась и благоустраивалась. Кроме трудов над созданием хороших условий для семинарии проводились работы над реставрацией и построением храмов. В 1904 г. в монастырь был привезен Иверский образ Пресвятой Богородицы. Было решено возвести большой Иверский собор на 3000 человек, который сохранился до наших дней.


Историческое фото 1990-х годов

Трудные времена

В 1928 г. в монастыре осталось три насельника, а сама обитель была практически закрыта. Советская власть была настоящей бедой для обители. С Иверского собора и Толгского храма снесли кресты и купола, на их крышах росли кусты. В храмах закрашивали и забеливали стенную роспись, заменили витражи обычными стеклами, закладывали боковые проемы. Храмы лишились своего внутреннего убранства. В Никольском соборе организовали склад, а затем завод. Из-за отсутствия ремонтных работ появилась угроза разрушения здания. Учебные корпуса отдали под жилье.

Современное состояние

Никольский собор вернули РПЦ в 1991 г., а спустя три года – остальной комплекс. После длительной масштабной работы монастырь остается действующим, в нем постоянно служится литургия, функционирует воскресная школа и гимназия, духовная семинария. Сейчас это патриаршее подворье. Настоятелем обители является протоиерей Владимир Чувикин.

История создания Николо-Угрешского монастыря

Основали эту обитель в 1380 году, а неподалеку находилось дворцовое село, где часто отдыхали князья. Они щедро жертвовали монастырю не только деньги, но и земли. Через полтора века после основания обитель сожгли крымские татары во время набега, но позже ее восстановили. Иван Грозный не только выделил лесные угодья монастырю, но и освободил его от таможенных пошлин.

Знаете ли вы? Здесь некоторое время жил Лжедмитрий Второй.

До XVII века обитель занимала высокий статус: сюда регулярно приезжали царские особы, патриархи, однако уже в следующем столетии монастырь начал угасать, денег на его содержание практически не выделяли. Постепенно площадь монастырских земель сокращалась, а на подворье размещали отставных военных, а позже организовали лазарет.В начале XIX века монастырь заняли французы, однако не разрушили ее. С середины этого столетия начался новый этап развития обители: в это время и был создан ее уникальный ансамбль строений. С приходом советской власти обитель закрыли, а многие ценности изъяли. В этот период на территории монастыря размещались фабрики, трудовые колонии, цеха, школы. Возродилась обитель в 90-х годах: в храмах вновь стали совершать богослужения, сюда вернулась иноческая братия. Постепенно отстроили и разрушенные церкви.

История

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым.

В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шесть человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I, тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в угрешский монастырь был назначен, по рекомендации Игнатия, его знакомый монах Иларий, который несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей».

В ноябре 1874 года послушником Николо-угрешского монастыря стал К. Н. Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже, колония, преобразованна по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

В 1980-х годах на территории монастыря располагалось общежитие, а также секция дзюдо ДЮСШ «Союз».

30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — в сане епископа Люберецкий, викарий Московской епархии; 31 мая 2010 г. освобожден от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор.

В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

24 декабря 2010 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви новым наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

Для паломников

Конечно, хлеб можно купить и на территории обители — в палатке монастырской выпечки. Аромат подскажет направление. В период постов здесь же можно приобрести постные пирожки и лакомства.

Прогуливаясь по изумительно красивому и напоенному святыней месту, можно легко провести целый день. Если вы захотите есть, недалеко от входа на территорию монастыря находится трапезная, в которой можно отведать очень вкусные рыбные и овощные блюда, а также десерты (работает с 8:00 до 19:00).

Имеется и магазин, предлагающий церковную литературу, утварь и прочее. Еще два магазина для паломников расположены в непосредственной близости от монастыря.

Подать записки о здравии и упокоении просто: бланки лежат в соборе, здесь же ручки и карандаши. Заполненную записку надо положить в специально отведенное для этого место, а пожертвование в любом объеме опустить в ящик. Туда же класть деньги за свечи, лежащие также в свободном доступе. А сорокоусты, молебны и прочее надо заказывать у работников, проходящих послушание за свечным ящиком. Цены на эти требы средние по Москве.

Туалет на территории монастыря расположен в красной стене, тянущейся по левую руку от выхода из Спасо-Преображенского собора.

Расцвет до 1880 года

Вокруг обители возводятся новые стены, протяжённость которых составляет 1700 метров, а высота – около шести метров, строятся новые восемь ворот и 16 башен. А также строятся корпуса для проживания паломников, в одном из которых лечились русские солдаты, получившие ранения в Русско-турецкой войне.Строится водонапорная башня, внутрь которой проводят источник и система водоснабжения монастыря. Возводится Петропавловский скит, часовня в честь Иерусалимской Божьей Матери, Казанский храм, часовня Знамения Креста и хозяйственные строения.

Монастыри издавна являлись просветительским центрами, так и Угрешская обитель была одним из них. На её территории было открыто третьеклассное училище для детей из крестьянских семей. Спустя десять лет после открытия училище было подчинено Министерству просвещения.

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя  в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском  храме,  в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.

Братское монашеское правило начинается  в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.

В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.

Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.

Контакты приписных храмов:

  • Храм в честь Святого Благоверного князя Димитрия Донского:  140090, Московская обл., г. Дзержинский,  пл. Дмитрия Донского,  д.14А, тел. 8 (495) 550-01-17
  • Храм сошествия Святого Духа на апостолов: Московская обл., г. Дзержинский, улица Лесная, д.33, тел. +7 (916) 818-28-70.
  • Храм мученика Виктора: 140055, Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая Дача, 1-й Покровский проезд, стр.8, тел.: +7(985) 193-03-44
  • Храм Макария Невского митрополита Алтайского:140090, Московская обл., г. Дзержинский,  пл. Дмитрия Донского, д. 6А. ст1.

— Монастырь, монашество

Фотобанк Лори

Это интересно: Никольский храм в Пушкино

Литература

  • Димитрий, инок, Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря, М., 1872.
  • Паламарчук, П. Г., авт.-сост., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов…, М., 1992.
  • Судариков, В. А., Чапнин, C. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 1993.
  • Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, 2-е изд., М., 1995.
  • Кондратьев, И. К., Седая старина Москвы, Москва, 1996.
  • Серафим, иером., «Николо-Угрешская обитель,» Журнал Московской Патриархии, 1997, № 1, 42-44.
  • Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 1999.
  • Николаева, Т. Е., Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 2001.

Настоятели и наместники

  • Иона (упом. 1432 — упом. 1443)
  • Авраамий (? — 1490/1491)
  • Силуан Грек (? — 1493)
  • Нил Грек (между 1494 и 1506)
  • Тихон (1517 — 1520)
  • Тихон (Хворостинин) (упом. 1572 — 1573)
  • Лаврентий (упом. 1589)
  • Елеазар и Тихон (упом. 17 февраля 1598)
  • Иона (упом. 1610)
  • Дионисий (упом. 28 сентября 1645)
  • Викентий (? — 1672)
  • Герасим (упом. 1676)
  • Иосиф/Иоасаф (упом. 1682) (возможно, это архиеп. Иосиф Архангельский)
  • Трифиллий (Инихов) (1691 — 1692)
  • Варлаам (упом. 1737)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
  • Ириней (Братановский) (1759 — 1762)
  • Иероним (Ершов) (XVIII в.)
  • Лаврентий (Бакшевский) (25 января 1808 — ?)
  • Евгений (Казанцев) (5 июля — 6 августа 1810)
  • Свт. Иннокентий (Смирнов) (6 августа — 14 октября 1810)
  • Платон (Березин) (1821 — 1822)
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833)
  • Иларий (1834 — 1851)
  • Прп. Пимен (Мясников) (16 ноября 1851 — 16 октября 1853) и/о

Прп. Пимен (Мясников) (16 октября 1853 — 17 августа 1880)

Вассиан (Смирнов) (18 августа — 20 ноября 1880) и/о

Нил (Сафонов) (1880 — 1893)
Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
Макарий (Ятров) (15 июня 1905 — 1923)

1920-е — 1990 — закрыт и разорен

Московские и всея Руси патриархи (с 1990)

  • Вениамин (Зарицкий) ((11 декабря 1990) 12 июня 1992 — 31 мая 2010)
  • Варфоломей (Петров) (июнь — 24 декабря 2010) и.о.

Варфоломей (Петров) (с 24 декабря 2010)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector