На каком море находится соловецкий монастырь: что нужно знать перед посещением обители

Возрождение монастыря

В 1967 году на острове был создан Соловецкий музей-заповедник, позже преобразованный в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

В 1988 году организуется церковный приход, а в следующем году иеромонах Герман освятил часовню святителя Филиппа, это был первый возрожденный храм Соловецкого монастыря.

В октябре 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря.

Соловецкий монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России. С 1992 года комплекс памятников архитектуры Соловецкого музея-заповедника внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Голгофо-Распятский скит

На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова Анзер, селились отшельники.

18 июня 1712 года совершилось чудесное событие. Преподобному Иову в тонком сне явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. В 1715 году с помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня.

К преподобному Иову начали собираться ученики, но после его смерти в 1720 году скит запустел. Возобновлен он был в начале XIX века. Были построены большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня, гостиница, двухэтажный братский корпус.

После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году — в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы.

В 2000 году монашеская жизнь в скиту была восстановлена. 24 августа 2008 года состоялось Великое освящение отреставрированного храма Распятия Господня.

Возрождение монастыря, современная жизнь монахов

Совет по делам религий, после долгого рассмотрения заявления общины, — зарегистрировал на Соловках религиозное общество.

14 апреля 1989

день рождения соловецкой общины

В 1990 году на остров прибыл первый священник — иеромонах Герман (Чеботарь), нынешний духовник Соловецкого монастыря.


Иеромонах Герман, первый священнослужитель и духовник Соловецкого монастыря

На территории монастыря сейчас проживает около 30 монахов.

Игумен Соловецкого монастыря — архимандрит Порфирий. Родился в 1965 году в г. Саров, в семье ученых. Окончил Московский авиационный институт, затем Московскую духовную семинарию. В 1997 году принял постриг в Троице-Сергиевой лавре.

10 октября 2009 года назначен наместником в Соловецкий ставропигиальныйо мужской монастырь. На Соловки прибыл в праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы, 26 октября того же года.


Наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий

В 1992 году состоялось знаменательное событие. Мощи преподобных Германа, Савватия и Зосимы возвратились в монастырь.

22 августа 1992

возвращение святых мощей на Соловки

Торжествах возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Соловецкие святые вновь обрели свою обитель.

Реквизиты монастыря, как добраться до острова

Наименование: Религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Юридический и почтовый адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий

Тел. / факс: + 7 (8183590) 298

Как добраться до Соловков — подробно изложено на сайтах:

  • Соловки — как добраться, гостиницы, экскурсии и информация для туристов;
  • Как самостоятельно добраться до Соловков.


Подробная карта Соловецких островов с указанием достопримечательностей Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Жизнь послушников и монахов — постоянный труд и молитва

Паломники, в отличие от туристов, разделяют не только монастырские радости, но и тяготы трудового подвига. Помогают убирать, готовить, и выполнять другие послушания. Соловецкая обитель — строгий монастырь. Здесь нет контакта с внешним миром, нет развлечений.

500 лет назад монастырь стал центром технической мысли, военным форпостом, основой русской торговли и пушного промысла. Среди монахов находились талантливые инженеры, которые изобретали диковинные для своей эпохи агрегаты.

Монахи соединили на острове каналами 72 внутренних озера. Это система решила множество проблем снабжения, передвижения, осушения болот и поставки воды в монастырь.


Кладка дамбы с каналом из валунов Соловецкого монастыря

Трудами монахов уровень озера, расположенного возле монастыря, поднят на 8 метров выше уровня моря. Благодаря этому приводились в движение механизмы гидроэлектростанции, мельницы и стиральной машины.


Гидроэлектростанция Соловецкого монастыря, ныне разрушенная. Фото 1915 года

В монастырских теплицах поспевали различные теплолюбивые овощи и фрукты.

Соловецкий монастырь как тюрьма

На протяжении 4-х веков обитель на Соловецких островах использовалась как политическая и церковная тюрьма. Камеры, напоминающие по форме усеченный конус, располагались в стенах и башнях монастыря. Длина камер составляла 3 м, ширина и высота – по 2 м, а в узком конце они занимали всего 1 м. Но в некоторых башнях камеры были еще теснее. Так, в Головленковской башне они располагались на верхних этажах и занимали 1,4 м в длину и по 1 м в высоту и ширину. Маленькое окошко, обустроенное в камерах, предназначалось для подачи пищи, а не для освещения. Находясь в заключении, узники не должны были лежать – спать им разрешалось в полусогнутом состоянии.

Вид на церковь Филипа Митрополита

В другой башне Соловецкого монастыря с названием Корожня тюремные кельи имелись на каждом этаже. Темные и тесные каморки не имели дверей. Чтобы узник мог оказаться внутри, ему приходилось с трудом пролезать через небольшие отверстия, предусмотренные в камерах в качестве входа. Количество тюремных камер в монастыре постоянно росло. В 1798 г. под тюрьму было переоборудовано одно из имеющихся зданий, а в 1842 г. для содержания узников специально возвели трехэтажное здание и отдельные казармы для охраны. В полуподземелье, на самом нижнем этаже этой новой тюрьмы располагались маленькие чуланы. Они не имели ни лавок, ни окон, а помещали в такие суровые условия особо опасных преступников.

Рейтинг достопримечательности:

← РОССИЯ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ЕВРОПА →

Монастырь на Соловках сегодня

Монашеская обитель всегда притягивала паломников. Здесь по-особому звучат песнопения и молитвы, а советы старцев и духовные беседы дают поддержку в сложных ситуациях и подвигают к праведной жизни. К святыням стремятся попасть верующие и путешественники, мечтающие соприкоснуться с особым миром, имеющим существенные различия с мирским пониманием человеческого существования. Они находят здесь новые знания и впечатления, задумываются над высокой степенью духовности и переживают светлые чувства. Мало кого посещение Соловецкого монастыря оставляет равнодушным.

Парадным входом в Град монашеский считаются Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и образом Спаса Нерукотворного. Напротив входа, уже на территории обители, верующих встречает главный монастырский храм — Спасо-Преображенский собор. Слева от него расположены церкви — Германа Соловецкого, Никольская с ризницей, Успения Пресвятой Богородицы с Келарской палатой и Трапезной, а также монастырская колокольня, за ним — собор Троицы Живоначальной с часовней Иринарха, а справа — церковь Филиппа.

Германовская церковь, Juliette17

В монастыре есть еще несколько церквушек и часовен, а также Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Он появился в результате неоднократных перестроек одноименного придела, относящегося к Спасо-Преображенскому храму. Предполагается, что после реставрации Зосимо-Савватиевский станет главным собором комплекса.

Галерейный переход связывает основные церкви и трапезную, доставляя определенные удобства в условиях морозного и сырого климата.

Центральный двор окружен несколькими корпусами с кельями и мастерскими:

  • с западной стороны — Благовещенским, Настоятельским, Келейным, Казначейским;
  • с северной стороны — Наместническим и Рухлядным;
  • с восточной стороны — Поваренным, Просфорным, Новобратским;
  • с южной стороны — Святительским.

В северном дворике располагаются:

  • Иконописная палата;
  • Кожевенная кладовая;
  • Портная, или Чоботная палата;
  • Никольский корпус с домовой церковью и покоями наместника;
  • Монастырская больница с операционной, палатами и комнатами для врачей.

Мельница, Наталия Семчина

В южном дворике находятся: мельница, бани, прачечная и вход в Сушило, пристроенное с наружной стороны крепостной стены. На территории мужского монастыря есть некрополь с захоронениями нескольких десятков насельников, датируемыми до XVII в.

Виртуальный тур по Соловецкому монастырю

Вне крепостных стен установлены часовни Петра и Павла, Константина и Елены, Александра Невского, митрополита Филиппа, усекновения главы Иоанна Предтечи. У Святого озера находится здание кузницы, Луковый и Никольский корпуса, далее — скотные дворы, мясные погреба, монастырское училище и монастырская булочная. К северу от крепости — бани для паломников, бывшие смолокурни и кожевенный завод, а на юго-западе — корпуса гидроэлектростанции и радиостанции.

Центральный двор, Константин Павлов

Вблизи монастыря есть три гостиницы — Архангельская, Преображенская и Петербургская. Они были построены в середине XIX века.

Отели рядом с Соловецким монастырем

Скиты

Они представляют собой небольшие поселения, расположенные отдельно от Соловецкого монастыря. В каждом из них ведется свое хозяйство.

  • На Заяцком острове — Андреевский скит.
  • На Большом Соловецком острове — Савватиевский и Вознесенский скиты.
  • На Анзерском острове — Голгофо-Распятский и Троицкий скиты.
  • На Большой Муксалме — Сергиевский скит.

Церковь в Андреевском ските, Ирина Порунова

Пустыни

К Соловецкому монастырю относится несколько уединенных селений, где монахи несут послушание. Это — Филиппова, Макариевская, Исааковская, Старая Сосновская пустыни на Большом Соловецком острове, а также Елеазарова пустынь на Анзерском острове.

Поклонные кресты

После возрождения монастыря в конце прошлого века, насельниками было установлено примерно два десятка крестов. Они напоминают об утраченных храмах и часовнях, знаменательных местах и трагических событиях.

С достопримечательностями Соловецких островов можно ознакомиться в подборке материалов на нашем сайте. Отзывы туристов представлены здесь.

Свято-Вознесенский скит

Секирная гора, одна из самых высоких на Соловецких островах, находится в 11 километрах от монастыря. Ее название связано с чудом, случившимся здесь, по преданию, во времена преподобных Савватия и Германа. У подножия горы два «светлоликих ангела» высекли жену карельского рыбака, собиравшегося поселиться на острове. При этом ей было сказано, что место это предназначено для проживания иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».

Скит на горе основан в ХIХ веке. В 1860-1862 годах здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм. Интересной особенностью этого храма является то, что на главе, венчающей храм, устроен маяк. С 15 августа по 15 ноября он аккуратно зажигался иноками скита в ночное время, указывая путь рыбакам и мореплавателям, которым маяк был виден почти за 100 верст. Маяк работает и поныне.

Во времена СЛОНа в Вознесенском скиту было устроен штрафной изолятор, где заключенные терпели мучительные пытки и наказания. У подножия горы проводились одиночные и массовые расстрелы.

4 июня 1992 года, в праздник Вознесения Господня, впервые после длительного перерыва, Божественная литургия была совершена в Вознесенском скиту на Секирной горе, а в 2003 году здесь возобновилась монашеская жизнь. 21 ноября 2007 года на Секирной горе была освящена часовня в честь новомучеников и исповедников Российских.

Правила посещения монастыря

Есть ряд установленных правил для паломников при посещении обители:

При групповом посещении монастыря количество паломников не должно быть больше 10 человек.
Паломники должны иметь общепринятую форму одежды в соответствии с полом.
При посещении храмов для женщин обязательным является покрытая голова, желательно иметь юбку ниже колен
Мужчины не допускаются в пляжной одежде с головным убором.
Недопустимо мешать инокам и монахам совершать молитвенное делание в храме или келейно.
Важно проявлять скромность, внимание и тишину.
Стараться, чтобы монастырь повлиял на душу паломника, а не наоборот, внести разлад в жизнь обители своим присутствием.

Нельзя без разрешения и благословения входить в келии и хозяйственные помещения монастыря, проявлять любопытство к укладу и образу жизни монахов.
Не рекомендуется пренебрегать посещением богослужений без уважительных причин, так как это обесценивает паломнический подвиг, лишая его смысла. Желательно поговеть и причаститься за период пребывания в монастыре.
Внести посильную лепту на благо обители можно посильным трудом или материальным пожертвованием.
Заселение в монастырскую гостиницу для паломников возможно только при наличии паспорта
Проживание бесплатное

Договариваться нужно заранее. Желательно иметь при себе постельное белье.
У обители нет возможности обеспечить питанием всех паломников, поэтому необходимо решить этот вопрос самостоятельно. Комнаты проживания оснащены кухней, где есть возможность приготовления пищи, позаботившись о приобретении продуктов в местных магазинах.

История Соловецкого монастыря

Монастырская обидеть была возведена в 15 столетье. Согласно преданию, на Карельском берегу Белого моря в 1428 г. в поисках уединенного жилища явился Авва Герман – уроженец г. Тотьмы. Уже в 1429 г. к Авве присоединился некий Савватий ранее принявший постриг в 1396 г. в Кирилло-Белозерской общине и после чего живший изначально в Валаамской обители, а после чего по Господнему веленью отправился к Белому морю. Заодно с Германом он разместился на Секирном холме и в последствии возведя там Священный скит.

Наиболее же значимым событием в истории храма стало – восстание монахов Соловецкого монастыря. В 1657 г. в священное место из Москвы были направлены храмовые богослужебные писания новой редакции. Совет церковных монахов вынес решение запечатать в соборной казенной палате доставленные в общину писания и проводить священнодействие со старым писанием.

В период с 1658-1668 гг. писали государю 5 челобитных, где они выступали за защиту древних обычаев. Сама церковная братия категорически отказалась поддерживать изменения в проведении обрядов, вместе с тем они отклонили принятие нововведенных соборных книг, и при этом священная обитель в старообрядческом движении занимала довольно значительное место. А одной из отправленных братией челобитных монахами было написано: «Государь не высылай к нам понапрасну учителей, а коль будет воля твоя менять священные записи, лучше пришли меч свой на нас, чтобы перейти на вечной житие».

Московские же власти отправили в обитель своего настоятеля Иосифа, который в свою очередь выступал за поддержание реформ, однако он был изгнан монахами из священного места, а настоятелем храма избрали архимандрита Никанора, на что Большой храм Москвы осудил само старообрядчество.

Так как община имела значительный авторитет, царь Алексей Михайлович еще длительное время не решался присмирить православный храм использованием силы. Лишь в 1668 г. первый стрельцовый отряд вместе с воеводой Волохобыл был отправлен к цитадели преследуя цель взять ее голодной осадой, однако стрельцы так и не дождались от старцев покорства.

Последующий отряд во главе с Иевлевым приблизился к общине лишь спустя несколько лет, но вместе с тем он и не пытался взять штурмом цитадель, однако старцы были непреклонны, и все также отстаивали свою обитель.

На случай военных действий с Швейцарией в храме были предусмотрены значительные запасы как продовольствия, так и боеприпасов, который вполне было достаточно продержаться свыше восьми лет.

В 1670 г. началась стрельба, а уже начиная с 1673 г. в общине было прекращено молитвенные прошение за царя.

Свято-Троицкий скит

Анзер — второй по величине остров архипелага — отделен от Большого Соловецкого пятикилометровым проливом. В ранний период существования Соловецкого монастыря на этот остров удалялись иноки для пустынножительства, в XVI веке здесь были устроены монастырские солеварни и рыболовные тони, а в 1583 году для нужд работных людей на остров из монастыря перенесли деревянную церковь во имя святителя Николая.

В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит. Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря Елеазар. Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, и к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения.

Вскоре после кончины преподобного Елеазара в 1656 году в истории скита произошли трагические события: сначала набеги грабителей, а потом и разорение за поддержку монастыря во время «Соловецкого сидения». В XVIII веке в скиту были произведены значительные перестройки. В XIX веке он становится местом массового паломничества.

До нашего времени не дошли древние постройки скита за исключением частично сохранившейся трапезной XVII века. Существующая каменная Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Михаила Малеина сооружена в 1880-1884 годах.

Соловецкий монастырь: основные этапы развития

Соловецкий монастырь на карте нашего государства стал отмечаться не позднее первой половины 16 века. К концу столетия мощные каменные стены, толщиной до 7 метров у основания, защищали Соловецкий монастырь. Обитель выполняла роль не только духовного центра, но и как мощная оборонительная крепость. В начале 17 века численность стрелков достигала 1040 человек. 

1668 — 1676 годы — период, вошедший в историю Северной обители под названием «Соловецкое сидение». Насельники монастыря были противниками проводимых московским митрополитом Никоном церковных реформ. Монастырский мятеж был жестоко подавлен, большинство монахов казнены. Долгое сопротивление монастыря никоновским реформам способствовало распространению особого почитания Соловецких святых среди старообрядцев.

В 18 веке Соловецкая обитель приобрела статус ставропигиального монастыря (подчинялась напрямую Священному Синоду).

В начале 20 столетия на территории Соловецкого монастыря функционировало 19 храмов. Имелся ботанический сад. Монашествующих насчитывалось чуть больше 200. Количество трудников достигало 1000 человек. Ежегодно в Северную обитель приезжало до 15 тысяч паломников. 

22 августа по новому стилю установлен день памяти Собора Соловецких святых.

Архитектурные особенности Соловецкого монастыря

Территория монастыря имеет пятиугольную форму. Вся она находится в окружении массивных стен с семью воротами. Общая протяженность стен составляет 1084 м. На сегодняшний день во дворе обители сохранились храмы и некоторые постройки, соединенные между собой крытыми переходами и окруженные помещениями жилого и хозяйственного назначения.

Собор Спаса Преображения

Помимо трехглавого Успенского и пятиглавого Преображенского собора, на территории Соловецкого монастыря находятся три церкви: Троицкая, Благовещения, Николаевская. Отдельно стоят каменные палаты, колокольня и водяная мельница. Внешний облик обоих соборов кажется суровым, почти крепостным.

Так, угловые приделы Преображенского собора напоминают крепостные башни, а толщина его стен достигает 5 м. В целом архитектурный замысел собора довольно непростой. Угловые главы возвышаются над верхними приделами, а те, в свою очередь, соединяются переходами и стоят на сводах.

Успенская башня

В 1923 году на монастырское подворье пришла беда – сильнейший пожар привел к тому, что некоторые колокола и шпиль оплавились. Но реставрационные работы на здании колокольни не проводились, и место упавшего креста заняла металлическая звезда. В 1985 г. она была демонтирована и передана на хранение в Соловецкий музей. В 2003 г. реконструкция шпиля колокольни всё-таки состоялась, и по ее завершению на его месте появился величественный крест из титана.

Галерея

Александровская и Петровская часовни, стоящие перед монастырским подворьем, не теряли своего изначального облика. Их возведением в середине XIX века было увековечено посещение обители – древней крепости царями Александром II и Петром I. У входа в монастырь имеются солнечные часы – нехарактерная для Православия деталь декора.

Слева направо: церковь святителя Николая Чудотворца с колокольней, Спасо-Преображенский собор

Иконостас Преображенского собора из двух десятков досок, выстроенных в 3 ряда, после «соловецкого сидения» был вывезен старообрядцами. В начале XXI века гражданин Литвы объявил на весь мир о том, будто у него имеются доски от Преображенского иконостаса, и выставил их на продажу, назначив цену 1 млн. 700 тыс. евро за все семь досок. В то же время иконы оказались на выставке в Гронингене. Но после того как министерство культуры рассмотрело вопрос о покупке иконостаса, было объявлено о незаинтересованности государства в столь дорогостоящем приобретении. Такое решение было вынесено после вынесения заключения реставраторов, усомнившихся в подлинности иконостаса.

Никольская башня и Никольские ворота

Географическое расположение

Однако это не единственное название данного места. Еще с древних времен за ним закрепилось название Северного Афона или Северной Фиваиды. В древности Белое море получило название Студеное или пучина Соловецкая, что вполне оправдывает себя, так как более полугода море покрывают дрейфующие льды и небольшие айсберги.

Природа на архипелаге суровая, но это придает ей некий шарм

Делает восприятие человека более тонким, позволяет обращать внимание на различные мелочи

Именно здесь можно соприкоснуться с девственной не тронутой природой, увидеть тюленей и белух в их естественной природной среде. Быть обманутым неожиданно возникшем миражом, который способен напасть на уставшего путника и увести его в сказочный край, откуда нет возврата.

Важно знать: в путешествие необходимо взять теплые вещи, погода в этом регионе очень переменчива.

Архипелаг состоит из нескольких островов. Наибольший — Большой остров площадью 225 кв. м. На востоке от него находятся Большая и Малая Муксалма — площадь 20 и 0,7 кв. м. На западе — Большой и Малый Заяцкие острова, площадью 1 кв. км. каждый.

Интересно то, что архипелаг состоит ещё из маленьких островков, разбросанных по Белому морю, которые даже не обозначены на карте России. До побережья Карелии примерно 60 км. Архангельск находится на расстоянии 300 км от архипелага.

Возможно, Вам будет интересна статья о Пюхтинском женском монастыре Русской православной церкви в Эстонии.

ПРАВОСЛАВИЕ В КАРЕЛИИ

сайте 
Петрозаводской и Карельской
епархииАдрес
монастыря: 186013, Республика Карелия,
Олонецкий р-он, пос. Интерпоселок. Телефон: (81436) 2-43-18
Преображенский храм 4Адрес
подворья: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск,
ул. Федосовой, 29. Тел. (8142) 76-49-65

Для
увеличения — нажмите на изображение!

Начало
пути
Главные
ворота
Могилка
Инока Владимира
Преображенский
храм
прп.
Сергий Радонежский
прп.Геннадий
и прп. Никифор Важеозерские
Часовня
во имя Новомучеников Российских
Колодезь
Вид на
озеро
Купальня-крестильня
Рассказ Кошачая
братия
Пушистый
друг
Местные
жители

История
кафедрального собора
св. блгв. кн. Алекандра — Невского

Кафедральный
Собор
Св. Блг. Князя Александра Невского
Колокольня
Надгробие
с могилы
блж.Фадеея Петрозаводского
Надпись
на надгробии
Почтовый адрес: г.
Петрозаводск,
просп. Александра
Невского, д. 32, 185000,
наместнику.Телефон:
8(8142)57-63-71.
Икона блж. Фаддея

История

Краеведческий
музей г. Медвежьегорска
находится в бывшем здании НКВДфото с
экспозициями музея 
( для увеличения — нажмите на фото)

Светлая
 ВСЕМ  память!

урочище
 Сандармох

В
июле 1997
года в лесном массиве Сандармох около города Медвежьегорск(16-ый
километр дороги на Повенец) были найдены тайные захоронения жертв
массовых политических репрессий 1937-1938 годов.
Всего на площади в 10 гектаров было обнаружено 236 расстрельных ям.
Согласно архивным данным, на этом месте было расстреляно и захоронено
свыше 9500 человек 58 национальностей. В основном, это были
спецпоселенцы и заключенные с Беломоро — Балтийского канала и
Соловецких лагерей, а также жители окрестных деревень.
В 1998г. здесь было открыто мемориальное кладбище «Сандармох». На
памятнике работы петрозаводского скульптора Григория Салтупа —
гранитной глыбе со
скульптурным барельефом — написано: «Люди, не
убивайте
друг друга»


На кладбище совсем нет живности…
Нет
птиц…
Чувство
очень странное…
Атмосфера
такая, что будто бы
все замерло и не дышит…
Душа и
сердце сжимались…
Я бродила
среди этих крестов и
из моих глаз лились крупные
слезы…
Я повторяла: «Господи,
помилуй!».

Т.Ч.

Господи!прости
нас, грешных.
И
помилуй.

Сандармох— Мемориальный
комплекс жертв  репрессий 30-х годов в Карелии —

только
на этом месте было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58
национальностей (русских, карелов, финнов, украинцев, белорусов, татар,
удмуртов, евреев, цыган, немцев, поляков и др.).

Соловецкий монастырь при игумене Федоре

Строительство храмов

В 1548 году, когда игуменом обители становится Филипп Колычев (в миру Феодор), Соловецкий монастырь преобразился. На острове семьдесят два озёра были соединены каналами, появились мельницы, сооружены новые хозяйственные постройки, в том числе так называемое Сушило. Игумен Филипп проявил себя как отличный хозяйственник: владения монастыря расширились, хозяйство увеличилось, и в тоже время обитель становится духовным и культурным центром Северного Поморья.

Взамен деревянных были сооружены каменные Успенский и Преображенский соборы, а для братии построены двух- и трёхэтажные кельи.

В 1566 году Филиппу на соборе епископов предложили принять митрополичий сан и он согласился при условии, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает держава. Но царь Иоанн Васильевич считал, что опричнина необходима для царя и для царства.

Первые полтора года святительства Филиппа были спокойными — в Москве в это время не было жестоких расправ.

Ссылка и смерть Филиппа

В 1568 году, возвратившись из неудачного похода на Литву, Иван IV учинил расправу над недругами-боярами. Митрополит Филипп встал на защиту невинно осужденных и пострадавших от произвола царя и заклинал его Страшным Судом Христовым. Царь разгневался и решил расправиться со святителем.

Нашлись клеветники и по ложному обвинению церковный суд осудил Филиппа на извержение сана и заточение в монастыре. По приказу царя 8 ноября 1568 года опричники посадили Святого Филиппа на дровни и вывезли из Кремля, ругаясь и, ударяя его метлами.

В декабре 1569 года святитель был убит в Тверском монастыре от рук опричника Малюты Скуратова.

Архитектор, внешняя отделка монастыря

Архитектурной особенностью всех строений обители отмечена суровость и сдержанность, монументализм и основательность. Зодчий монах Трифон установил на массивные каменные стены дозорные башни.

Крепостная стена возводилась более десяти лет из огромных валунов, некоторые из которых достигали до 5-ти метров в диаметре и весом превышали 5 т. Оборонительная архитектура обрела общепризнанный шедевр в виде Соловецких монастырских стен.

Полное отсутствие декоративных элементов заменено ритмичностью композиции строительных конструкций зданий и интерьеров. Все Соловецкие постройки отмечены самобытностью и техническим мастерством зодчих.

Каменный цокольный постамент и уклон наружных стен характерно отличают все монастырские постройки. А щипцовая кровля и луковичные купола, а также крыльцо, галереи и лестницы несколько смягчают суровость сооружений. Использование сочетаний деревянных и каменных фактур создают контраст с фоном красной кирпичной кладки или белезной стен.

Суровость первых каменных храмов несколько смягчилась яркостью красных кирпичных узоров зданий XVII века. Арочные ниши окаймляются по верхнему краю кирпичной тягой, появляются декоративные фризы, аркатурные пояса.

Троицкий собор возведен архангельским архитектором Шахларевым к середине XIX столетия. Здание простого кубического объема поставлено на высокие подклети и арочный проем, увенчивается массивным луковичным куполом.

Интересные факты про монастырь

Существует множество легенд и преданий, связанных с жизнью монастыря.

Многие факты до сих пор не могут найти однозначного объяснения:

  • Валуны монастырской ограды покрыты двухтысячелетним мхом. Есть версия, что крепостные стены существовали задолго до появления монахов на острове.
  • Обнаруженным первым следам пребывания человека на островах уже более 5 тысяч лет.
  • На территории Соловецкого архипелага найдены 35 каменных лабиринтов (так называемых «вавилонов») возрастом более 2-х тысяч лет.
  • Обитель располагает тайными выходами и подземными переходами более 1,5 км длиной.
  • В парниках вызревали помидоры и арбузы, а в оранжереях монахам удавалось собирать урожай персиков и абрикосов. Тепло подавалось под землей по обожженным глиняным трубам от воскобительного завода.
  • Монахи полностью обеспечивали себя электричеством от собственной гидроэлектростанции.
  • Дорожная кладка на островах существует с XVI столетия практически без ремонта.
  • Протяженность вырытых монахами каналов составляет 12 км.
  • На Соловках насчитывается 30 разновидностей комаров.
  • Более 200 видов животных и птиц насчитывает природный Соловецкий заповедник.

Основатели Соловецкого монастыря

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему».

Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий причастился у встреченного им игумена Нафанаила и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Устроитель Соловецкого монастыря преподобный Зосима

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове.

В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне.

Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

Преподобный Герман и Соловецкий монастырь

В 1479 году преподобный Герман отправился в Новгород по делам монастыря. На обратном пути он почувствовал близость кончины, причастился Святых Таин в обители святого Антония Римлянина и мирно предал дух свой Богу. Ученики хотели привезти его тело в монастырь, но из-за распутицы на дорогах вынуждены были совершить погребение на берегу реки Свири в веси Ховроньиной. Спустя пять лет (в 1484 году) при игумене Исайи мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель.

Преподобный Герман раньше других иноков побывал на Соловках. Он сопровождал на острова преподобных Савватия и Зосиму, был «сподвижником в духовной жизни, сотрудником в устроении обители и участником в их видениях и откровениях». Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector