Биография митрополита макария булгакова и путь служения богу, его труды

↑ Становление

В монастыре он молился, исплнял подвиг послушания и смирения, много трудился. Монастырское хозяйство переживало период расцвета. Стараниями Макария многое изменилось. Сам он интересовался и изучал иконописание.

В 1526 году происходит перелом в его судьбе. Он становится архиепископом Новгородским и Псковским. Огромные культурные богатства Новгорода поражают его, и он начинает их тщательно изучать.

Он выясняет, что в Новогородской земле много язычников, и посылает своих священников и монахов разорять языческие капища и крестить язычников. Также это время Макарий занимается постройкой новых храмов и реконструкцией новых. Ремонтирует Софиевский собор, приглашает художников для украшения храмов. Под его руководством делают новую церковную утварь.

Макарий много помогает своим соотвечественникам. Известно, что в то время в Великом Новгороде был мор и болезни. Макарий хоронит мертвых, ухаживает за больными, молится за всех. Его стараниями составляется новый летописный свод.

В монастыре были работы Андрея Рублева и Дионисия, по ним Макарий учился художественному мастерству. Так, были привезены новые фрески, поновлены старые. Люди смотрят на его деятельность с одобрением, по мнению большинства, возрождает исконную русскую веру. Макарий способствует развитию на Руси книгопечатного дела. Он приглашает мастеров-печатников в Москву, и они открывают там типографию.

В это время группировка князей Шуйских низлагает митрополита Иоасафа, и Макарий становится митрополитом Московским и Всея Руси 19.03.1542г. Он борется с Шуйскими, защищая малолетнего Ивана Грозного. Макарий учит царевича жизни, и способствует его возведению  на престол. Также митрополит проводит большую работу по канонизации святых, и помогает составлять их житие. 

Макарий был человеком добрым, Шуйские хотели воспользоваться им, чтобы иметь влияние на Иоанна Грозного. Но оказалось, что Макарий сторонник иосифлян, и он хочет сделать их главными в государстве.

Митрополит Макарий является сподвижником царя. В 1552 году он предсказывает царю победу над неверными при Казани. И его прогноз оправдывается. В 1547 и 1549 годах он созывает соборы, которые затем получили название Макарьевских. На этих соборах решается вопрос почитания святых. В 1551 году под руководством Митрополита Макария проходит Стоглавый собор, на котором рассматривается вопрос о моральном облике православного христианина.

В это время проходит Стоглавый собор, и Макарий принимает деятельное участие в его работе. Митрополит изменял жития, добавляя в литературные произведения церковнославянские слова. Под его руководством проходил сбор всех необходимых данных.

«Великие Четьи-Минеи» составлены во многом благодаря его заслугам, и также он написал жития новых святых. За короткий срок Макарий смог наладить жизнь церкви и епархии. Многие люди видели преображение епархии, и считали, что все это происходит благодаря трудам Макария.

Он основал множество мастерских, где создавались иконы и предметы утвари. Поэтому многие уважали и чтили его. К людям относился ровно и не делил их на богатых и бедных. Многим помогал, выкупал пленных у татар.

Митрополит Макарий известен как «Собиратель русской церкви». Он всегда отстаивал интересы церкви, и помогал своим собратьям. Он добился того, чтобы у церкви не отбирали земли. Выступал против попыток государственных органов ограничить права церкви.

Про Макария сохранилась самая лучшая память. Он состоял в Избранной Раде, которая в 1560 году была распущена. Всех ее членов судили, кроме Макария. Царь его бесконечно уважал.

После крестного хода, посвященного мученику Никите в сентябре 1563 года, митрополит простудился и заболел. Его не стало 31.12.1563 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. К лику святых причислен в 1988 году. День памяти 30 декабря.

Другие известные митрополиты Макарии

Кроме московского митрополита 16-го в. история знает еще как минимум двоих великих церковных деятелей под именем Макарий.

Макарий Невский

Этот святитель был также прославлен в 2000 г. Родился будущий владыка во Владимирской губернии, затем с семьей переехал в Тобольск, где окончил местную семинарию. Юноша отказался от продолжения обучения в академии, активно занявшись миссионерской деятельностью.

В 1855 г. входит в состав Алтайской миссии, там же принимает монашество.

Около 30 лет Макарий посвятил служению на Алтае:

  • переводил книги на местный язык;
  • организовывал училища;
  • занимался просвещением и книгопечатанием.

С 1891 г. — епископ Томский, а с 1912 — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. В 1917 г. владыка Макарий был уволен с кафедры и сослан в Николо-Угрешский монастырь. Скончался в 1926 г. в селе Котельники недалеко от Люберцов.

Макарий Булгаков

Биография будущего митрополита начинается в 1816 г. в селе Курской губернии. Юноша успешно оканчивает Курскую семинарию, а затем Киевскую духовную академию, принимает монашество. С 1842 г. Макарий преподает в Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1851 г. становится епископом Винницким, затем в течение 30 лет служит еще в нескольких епархиях Русской Церкви. С 1879 г. назначается митрополитом Московским и Коломенским.

Знаменит митрополит Макарий как крупный ученый-богослов, церковный писатель и историк.

Из многочисленных трудов владыки можно выделить Историю Русской Церкви в 12 томах, Православно-догматическое богословие.

Cвятитель Макарий, Митрополит Московский — 12 января

Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.

Святитель Макарий — это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях.

С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея — Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.

Главное книжное детище святителя Макария — это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея

Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия

Великие Макарьевские Минеи Четьи — сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения.

Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами — составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.

Архимандрит Макарий (Веретенников). 2009 г.

Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребный им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

Были у епископа Макария и недруги, которые старались омрачить его жизнь пастыря и просветительскую сторону жизни

В 1857 году епископа Макария переводят в Тамбов, дабы он возглавил Тамбовскую епархию.

Новый епископ быстро разобрался с находящейся в упадке епархией и начал наводить порядок.

Он лично решал множество вопросов, назначал более ответственных сотрудников, вел просветительские беседы, как среди прихожан, так и среди священнослужителей, следил за постройкой новых храмов и назначением достойных пастырей в доверенной структуре.

Организовал приток в приходские библиотеки новой литературы. Священникам очень понравилась эта идея и они попросили разрешение на закупку трудов Макария, что и было сделано.

В это время недовольные резкими изменениями в пастве начали распускать слухи, якобы Макарий принуждает священнослужителей закупать свои книги в приходские библиотеки.

Эта новость потрясла епископа и он стал проситься на другую кафедру, тем более что местный климат плохо сказывался на здоровье.

Макарий переведен на Харьковскую кафедру, которая была хорошо организована и нужно было поддерживать имеющийся порядок.

В 1862 году был возведен в сан архиепископа.

Продолжает литературную деятельность и организовывает ежемесячное издание «Духовный вестник».

В 1868 году архиепископа вызывают в Санкт-Петербург для участия в деятельности Священного Синода. Во время его пребывания в Северной столице умирает Литовский митрополит и принимается решение — назначить архиепископом Литовским и Виленским Макария.

Паства в этой местности была крайне нестабильно в вере, т.к. шел «нахлест» православия, западных вероучений и старообрядчества.

Архиепископ это прекрасно понимал и отстаивал интересы православных, вел просветительскую деятельность для укрепления веры и обращения еще некрещенных. За то время, пока Макарий руководил епархией было отремонтировано, возведено и освящено 293 храма и увеличилось количество православных христиан.

Сложно даже представить сколько сил архиепископ Макарий возложил на алтарь земной жизни ради становления и укрепления православия в Российской Империи.

Митрополит московский

В 1542 г. епископ Новгородский и Псковский возводится в сан митрополита Московского. На этот момент о. Макарию уже было около 60 лет.

Политическая деятельность

Святитель Макарий, митрополит московский и всея Руси, начал свое служение в столице при будущем Иване Грозном, который в те годы был еще ребенком.

Спустя 5 лет владыка совершит венчание на царство московского князя Иоанна, который станет первым в истории русским царем.

Это событие примечательно тем, что таинство впервые совершает не патриарх, а митрополит, и не в византийском Константинополе, а в Москве.

В 1552 г. Иван Грозный получает благословение от владыки на поход в Казань. В честь победы над врагом впоследствии строится Покровский собор, в наши дни — храм Василия блаженного в Москве. Возникает Казанская епархия Русской Церкви. Архипастырь предсказал опричнину, введенную царем после смерти владыки, а также все тяжелые последствия такой политики главы государства.

Митрополит оказал немалое влияние на политику молодого царя, являлся членом «Избранной рады». Как и его предшественник — Иоасаф — был противником бояр Шуйских, отстраненных от власти в 1543 г. Изгнание Шуйских доказывает силу и влиятельность владыки. Архипастырь лично участвует в политических переговорах, принимает иностранных послов.

Религиозная деятельность

При святителе созываются два Собора, занимающиеся вопросами прославления подвижников благочестия. Происходит это в 1547 и 1549 гг. Ранее канонизацией святых занимались епископы на местах, поэтому угодников Божиих почитали лишь в их родной земле. Владыка Макарий впервые поднимает вопрос общероссийского прославления подвижников. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских».

Во время проведения Соборов произошла канонизация великих российских подвижников:

  • Александра Невского;
  • Всеволода Псковского;
  • Никона Радонежского;
  • Саввы Сторожевского;
  • Митрополита Ионы;
  • Пафнутия Боровского и др.

После прославления потребовалось большое количество новых церковных служб для каждого из святых, обновление или составление житий. Всю эту непростую работу митрополит взял на себя.

В 1551 году владыка созывает Стоглавый Собор, на котором рассматриваются и решаются различные проблемы Русской Церкви, начиная с внешнего облика православного христианина и заканчивая вопросами духовного просвещения. Став на сторону «иосифлян», владыка препятствует секуляризации земель, принадлежащих монастырям. После проведения Собора во все епархии были разосланы указания, касающиеся нововведений.

Собором 1553 г. были осуждены еретики Матфей Башкин и Феодосий Косой, распространявшие учение о Христе как об обычном человеке, отвергающие Таинства Церкви.

Цитаты

Учение прп. Макария Великого, содержащееся в его творениях, получило в богословии условное наименование «сердечная мистика». Понятие «мистика» в данном случае следует переводить как «духовность».

Святой отец писал о правилах и тонкостях духовной жизни и молитвенной практики, об устройстве человеческой души, о ее болезнях и способах исцеления от них, о бесчисленных искушениях лукавых духов и борьбе с ними.

Главной темой всех писаний преподобного является обожение. В широком смысле обожение – это спасение, достижение состояния вечного блаженства в раю. В более узком смысле обожение близко по значению к таким понятиям, как святость, наитие Духа Святого, озарение Божественным Светом, созерцание Бога и т.д.

Обожение является целью жизни вообще и целью подвижничества в частности:

Учил святой и о благодати Святого Духа как о действительной силе, свете, сиянии, — исходящем от Самого Бога, но Самим Богом, конечно, не являющемся. Этот опыт через тысячу лет сформулирует святитель Григорий Палама в учении о нетварном фаворском Свете. Преподобный же Макарий описывал явление Благодати Божией термином «плототворение» (нечто похожее на воплощение) Духа Святого:

Признаками правильного духовного устроения и присутствия в человеке благодати Святого Духа являются многоразличные духовные дарования (мудрость, прозорливость, исцеления, видения и др.), особое место среди которых занимает дар созерцательной (умной, сердечной) молитвы или созерцаний.

Это состояние описано многими как ранними египетскими, так и более поздними афонскими исихастами. Характеризуется оно прекращением какой бы то ни было чувственной, познавательной активности человека: подвижник не только перестает видеть, слышать и чувствовать окружающее, — но перестает и мыслить. И в этом состоянии чувственной пассивности, мысленного «мрака», полной остановки активного познания – Сам Бог касается души (ума и сердца) молитвенника, озаряет его Своим Божественным Светом, согревает, питает, наставляет, врачует и доставляет неописуемое наслаждение.

Молодые годы

Михаил становится послушником в обители преп. Пафнутия Боровского, где впоследствии принимает постриг с именем Макарий. Назван молодой монах был в честь подвизавшегося в пустыне святого Макария Египетского. Выбранный монастырь отличала строгая аскетическая жизнь его насельников.

В обители инок обучался иконописному мастерству, ведь монастырь был расписан одним из лучших мастеров своего времени — Дионисием. В храме обители были также иконы кисти знаменитого Андрея Рублева.

Макарий ведет строгую подвижническую жизнь, состоящую из труда и молитвы. Наконец, в 1523 г. митрополит Даниил поставляет инока архимандритом Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря, который основал преподобный Ферапонт Можайский. Здесь в роли настоятеля Макарий устанавливает молитвенное поминовение всех усопших в обители, составив поминальный синодик.

Во время управления обителью святителем в соборе монастыря появляется придел в честь Макария Египетского. Настоятельство в Можайской обители продолжалось около трех лет.

Епископство в Новгороде

В марте 1526 года Макария возводят в сан епископа Новгородского и Псковского. Новый владыка активно занимается миссионерством, посылая священников к языческим северным народам новгородских земель. В обителях Новгорода вводится общежительный устав, который способствовал увеличению численности братии монастырей.

Благодаря святителю, в Новгороде строят, обустраивают и украшают около 40 храмов, в том числе кафедральный Софийский собор.

Используя художественные знания, полученные в Пафнутиево-Боровском монастыре, епископ лично обновляет обветшавшую икону Божией матери «Знамение» — знаменитую новгородскую святыню. Во время епископства святителя написаны жизнеописания и церковные службы некоторым русским подвижникам.

Летописный свод

В годы епископского служения святителя в Новгороде происходит создание Владычного летописного свода, не дошедшего до наших дней. Монах Досифей, который приходился племянником святому Иосифу Волоцкому, исправляет текст Синайского патерика, позднее этот же инок займется работой над составлением Волоколамского патерика и Хронографа. В 1540 г. священником св. Софии Агафоном была создана новая Пасхалия.

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русское Православие»

  • Иеромонах Иов (Гумеров). «Житие святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского»

  • Н. Сечина «Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)»

  • Изображение иконы Макарий Московский, Алтайский, свт.

    — икона

  • «Все молитвы святителю Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому (бывшему епископу Бийскому и архиепископу Томскому)»

    — тропарь

  Московские Церковные ведомости, 1915, № 42, с. 590.

  Авроров П., свящ., Пребывание Высокопреосвященного митрополита Макария Московского на своей родине, СПб. 1913.

  Авроров П., свящ., пребывание Высокопреосвященнейшего митрополита Макария Московского на своей родине, СПб. 1914, с. 16.

  Из речи при наречении во епископа.

  «Русский паломник», 1911, № 16, с. 255-256.

  А. Макарова-Мирская … с. 290-292.

  К. Харлампович.

  Митр. Макарий «Мой ответ В. Н. Львову», — «Московские ведомости», 21 июня 1917 г.. № 131.

  Сведения с ortho-rus.ru

  «Московские ведомости», 21 июня 1917, № 131.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 202-203.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 209.

  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, М., 1994, с. 167.

  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, М., 1994, с. 156.

  Арсений (Жадановский), епископ, Воспоминания … с. 211.

  Арсений (Жадановский), епископ. Воспоминания … с. 217.

  Апухтин К. История продолжается … В кн.: «Царю Небесному и царю земному верен…», с. 345.

  Арсений (Жадановский), епископ, Воспоминания, М., 1995, с. 239.

Ранний период жизни

В миру Булгаков Михаил Петрович, родился в семье Православного пастыря, в селе Сурково Курской губернии, 19 сентября 1816 года. Отец Михаила, священник Пётр, служил в сельском храме, среди прихожан слыл пастырем добрым и обязательным. Для многих крестьянских детей он был не только священником, но и крестным.

Мать Михаила, Стефанида Григорьевна, женщина мягкая, но рассудительная, была дочерью священнослужителя, Григория Спасского. Она умела соизмерять свою жизнь с Божьим законом, много молилась, а постилась строже, чем предписывал церковный Устав.

Дети Булгаковых с ранних лет воспитывались в духе веры и христианской любви. Михаил был третьим ребёнком в семье (всего их было шесть). Родился он слабым, в детстве много болел (в основном золотухой).

Глава семейства, священник Пётр, ушел из жизни рано (Михаилу в ту пору было 7 лет, старшей дочери Стефаниды Григорьевны — 10, а младшей — 3 года). Бремя заботы о детях целиком легло на плечи вдовы. Жили трудно, скорее выживали, средств не хватало, но в отчаяние не впадали, уповали на Бога.

В 1823 году мать отправила Михаила к священнику и крестному, Павлу Никитскому. Он служил в нескольких верстах от их села, руководил домашней школой. Здесь Михаил обучился грамоте, получил нравственный закал.

Два года спустя мать отвезла его в Корочу и определила в приходское духовное училище. Образование давалось Михаилу с трудом: слабость здоровья сказывалась и в трудности сконцентрироваться на учебном материале, и в притуплении памяти. Однако, благодаря усердию и настойчивости он всё же добился желанных успехов.

В 1827 году Михаил продолжил образование в Окружном уездном училище, находившемся в Белгороде, под одной крышей с Курской семинарией.

Проходя обучение, Михаил избегал игр, предпочитая юношеским развлечениям общение с литературой. Однажды, когда он занимался душеполезным чтением во дворе, в него прилетел камень. Булыжник был брошен кем-то из сверстников и не предназначался лично ему, но по случайности угодил прямо в голову.

Образовалась рана. Удивительно, но с её заживлением Михаил освободился от мучившей его золотухи. Но что ещё более удивительно, это событие отразилось на его умственных способностях: при отсутствии болезни, благодаря выработанному прежде трудолюбию, Михаил вырвался из отстающих в число лучших учеников.

Вскоре, изумленный его ответами на экзамене, на него обратил внимание Курский архиепископ, Илиодор. Выяснив обстоятельства жизни его семьи, он назначил матери Михаила пенсию в размере 100 рублей, а трём его сёстрам помог выйти замуж за будущих иереев

Собственноручно составленные лекции вылились в статьи и книги

Во время преподавания Богословия догматического, Энциклопедии богословия и Богословия основного отец Макарий издает свои лекции по основному богословию в виде книги «Введение в православное богословие» и получает степень богослова.

К этому времени Булгаков уже имел сан архимандрита и являлся инспектором академии.

В 1949 году появился первый том «Богословия догматического». Примерно в этот же период появились такие труды, как первые тома «Истории русской церкви» и «Собрание материалов для науки канонического права Православной церкви».

1850
в этом году возведен в сан епископа и назначен ректором академии

Продолжает свою преподавательскую деятельность, а также работу по составлению следующих томов «Богословия догматического» и «Истории русской церкви».

На «Богословие догматическое» была составлена рецензия Иннокентием Борисовым по поручению Академии наук, он дал самую блестящую оценку труду, что надолго закрепило за Макарием лавры первого русского богослова.

Какой бы сферой деятельности Булгаков ни занялся, все выливалось в его труды, в написание книг.

Так, в 1854 году появилась «История русского раскола старообрядства», как раз в это время Макарий занимал должность наставника миссионерского противораскольнического класса, открытого в Санкт-Петербургской академии.

В этот же период епископ Макарий является редактором журнала «Христианское чтение», в котором публикуются его статьи.

В чем помогают молитвы святому

Есть немало свидетельств о том, что он помогал нуждающимся еще при жизни. Это могло проявляться как в простом совете, так и в врачебном деле. Часто обращаются к нему и сегодня. Наиболее популярные просьбы касаются:

  • воспитания детей;
  • дарования ума;
  • укрепления веры;
  • исцеления от недугов и прочего.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона священномученика Василия Анкирского и Кесарийского пресвитера

Еще хорошим помощником есть письма Макария Невского духовной дочери. Это сбор сочинений, перечитывая которые можно найти ответ на волнующий Вас вопрос. В них подымаются самые насущные вопросы духовной жизни. Высказывания из нее помогут обрести утешение в различных невзгодах.

Ранняя жизнь и работа над Минеей

Макарий родился в Подмосковье. Имена его родителей (по крайней мере, монашеские имена его матери) известны, потому что он посвящает им Великого Читателя Минеи . Считается, что его светское имя было Михаил.

В конце 15 века Макарий стал монахом в Свято-Пафнутийском монастыре   в Боровске , где он служил чтецом , иподиаконом , диаконом и священником . Именно здесь Макарий овладел искусством иконописи. Также известно, что он был твердым сторонником Иосифа Волоцкого и его учеников.

В 1523 году митрополит Даниил поднял Макария в сан archmandrite в виде монастыря в Можайске . Именно там Макарий познакомился с великим князем московским Василием III . Он был одним из немногих священнослужителей, которые поддержали развод Василия III с бесплодной Соломонией Сабуровой и благословили его второй брак с Еленой Глинской .

В 1526 году Макарий был назначен архиепископом Новгорода , где он проводил про- московские политики. В 1533 году, а затем в 1535 году он отправил монаха Илью и других на миссионерскую работу среди балто-финских народов вдоль Невы, Ладожского и Онежского озер и вверх на Кольский полуостров. (Его преемник в Новгороде, Феодосий, через десять лет послал миссионеров в тот же регион.) В 1541 году Макарий и его товарищи закончили работу над первым изданием своего великого произведения « Великий миней- чтец» . Сборник житий русских святых состоял из 12 томов, размещаемых ежемесячно. Ему также приписывают начало « Степенной книги» («Книга степеней королевской генеалогии»), в которой происхождение Ивана Грозного прослеживается до вымышленного брата Цезаря Августа по имени Прус. Говорят также, что он написал иконы в маленьком иконостасе собора Святой Премудрости в Новгороде .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector