Монашеское правило текст

Когда появилось «келейное правило»

Евангелие донесло до нас лишь одну молитву, заповеданную Христом — «Отче наш». Но в ней мы произносим слова не от себя, а от собрания верующих. Книга «Деяния апостолов» повествует, что по Вознесении Христа и после Пятидесятницы апостолы пребывали в постоянном общении и совместных молитвах.

Вообще, для христиан первых веков ежедневная молитва была преимущественно общим делом и совершалась «в собраниях», а затем – в храмах. Личная молитва лишь дополняла общую и была лишена какой-либо регламентации. Появление частного правила связано с распространением монашества, начавшемся с IV века.

Основными принципами жизни в скитах были уединение, небольшое количество иноков, духовное наставничество и общее богослужение, совершавшееся раз в неделю и по праздникам. В дни, когда богослужение не совершалось, монахам надлежало молиться келейно, для чего созданы были особые молитвенные правила, довольно большие. Обычно это были в сокращённом виде те же тексты, что прочитывались в храме, но с дополнением небольших молитв.

На Руси первое подобное келейное правило для монастырей создал в XII веке епископ Кирилл Туровский. Он написал цикл неделю из 21 молитвы, рассчитанный на каждодневное чтение. С течением времени такое правило преобразовалось в домашнее правило для мирян. Те тексты, которые составляют современный молитвослов, являлись лишь частью бывшего некогда правила, а нынешнее сформировалось и утвердилось Русской Православной Церковью примерно 200 лет назад.

Монашество:

Архимандрит Георгий (Шестун)

Таинство монашеского пострига

/Новоначальному

Иерей Иоанн Молдавчук

История формирования чинопоследования пострижения в монашество

/Исследования

сщмч. Серафим Звездинский

О монашеском постриге

/Новоначальному

Элладская Православная Церковь

Уставное положение «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях»

/Правила, уставы

Настольная книга священнослужителя

Последование малой схимы, или мантии

/Новоначальному

Настольная книга священнослужителя

Монашеские обеты

/Новоначальному

Архимандрит Георгий (Шестун)

Таинство монашеского пострига

/Новоначальному

Иерей Иоанн Молдавчук

История формирования чинопоследования пострижения в монашество

/Исследования

сщмч. Серафим Звездинский

О монашеском постриге

/Новоначальному

Элладская Православная Церковь

Уставное положение «О действующих в Греции православных монастырях и исихастириях»

/Правила, уставы

Настольная книга священнослужителя

Последование малой схимы, или мантии

/Новоначальному

Настольная книга священнослужителя

Монашеские обеты

/Новоначальному

Пятисотница

Мы не можем привести текст монашеского правила, ибо оно у каждого свое, как отмечалось выше. Но текст пятисотницы читатели увидят, отметим что он дан для общего развития и ознакомления, а не для прохождения на собственном опыте.

  • Первая сотня — молитва Иисусова. Читается она следующим образом: первые десять молитв с земными поклонами после каждой, 20 последующих — с поясными, а оставшиеся 70 читаются с умносердечными поклонами.
  • Вторая и третья сотня такие же, как и первая.
  • Четвертая сотня посвящена Пресвятой Богородице. Читают по образу и подобию первой сотни, с такими же поклонами.
  • Пятую сотню разделяют на две часть. Одна из них в размере 50-ти молитв посвящена ангелу-хранителю, вторая половина — всем святым.
  • Заканчивается чтение пятисотницы молитвой «Достойно есть».

Монашеское правило пятисотницы приводим ниже.

Что следует запомнить христианину

Е сть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть каждому православному христианину.

  1. Молитва Господня «Отче наш» (Мф. 6, 9–13; Лк. 11, 2–4).
  2. Основные заповеди Ветхого Завета (Втор. 6, 5; Лев. 19,18).
  3. Основные евангельские заповеди (Мф. 5, 3–12; Мф. 5, 21–48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14–21; Мф. 6, 24–25; Мф. 7, 1–5; Мф. 23, 8–12; Ин. 13, 34).
  4. Символ Веры.
  5. Утренние и вечерние молитвы по краткому молитвослову.
  6. Число и значение таинств.

Таинства нельзя смешивать с обрядами. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство — это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение).

^ ГЛАВА 7. Как монаху готовиться ко сну

  1. Пом­нить всегда, что ночь может ока­заться послед­ней.
  2. При­вык­нуть всегда вече­ром про­ве­рять себя и, в чем совесть обли­чит, – каяться.
  3. Усердно молиться, чтобы ночь прошла без греха.
  4. Засы­пая, дове­риться Богу и Ангелу Хра­ни­телю.
  5. От злых помыс­лов и козней вра­жьих блю­стись, то есть обе­ре­гать душу, а всякое сму­ща­ю­щее вос­по­ми­на­ние или пред­став­ле­ние сразу отсе­кать, не раз­ре­шая себе ни минуты не задер­жи­вать на этом вни­ма­ния. За все, что по нера­де­нию уже про­никло, про­сить про­ще­ния и помощи Божией.
  6. Сколько бы раз за ночь не при­шлось проснуться – не про­пус­кать воз­мож­но­сти обра­титься к Богу с молит­вой.
  7. Без нужды не валяться в постели.

Примечания

  • Почти во всех монастырях сотницы совершались отдельно от канонов повечерия, и если совершались в храме, то через некоторое время после повечерия или после вечерней трапезы.
  • Там, где каноны не совершались на повечерии или кто не мог быть на повечерии, то каноны совершали в келлии.
  • Начало келейного правила лучше совершать по Псалтири.
  • Оканчивать сотницы желательно как показано выше, по уставам Саровскому и Юрьевскому: “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, что делалось во многих обителях.
  • В Рижском уставе “Молитвами святых отец наших” поставлено после “Отче наш”. Это предначинательная молитва монахинь, вместо священнического возгласа: “Благословен Бог наш”.

Распечатать

Поведение в келье

Придя в свою келью, монашествующий может немного передохнуть, после чего встает на правило. У насельников есть свое келейное монашеское правило, обязательное к ежедневному выполнению. У всех оно разное, в зависимости от благословения игумена: кому-то дают больше, иным — меньше. Самое короткое включает в себя:

  • утренние молитвы;
  • главу из Евангелия;
  • кафизму из Псалтыри;
  • деяния и послания апостолов;
  • пятисотницу;
  • вечерние молитвы;
  • акафисты и молитвенное правило по благословению духовника или игумена обители.

У монахов не принято разговаривать с соседом по келье. Да-да, они проживают по двое, а комната разграничена перегородкой. Но это не значит, что даже двух слов сказать нельзя, поздороваться, пожелать спокойной ночи или доброго утра не запрещено. Главное — чтобы не было праздных разговоров, когда монашествующие забывают о своем правиле, слишком увлекаясь ими.

Новости:

13 августа 2018

«Положение о монастырях и монашествующих» в печатном виде можно приобрести в канцелярии Синодального отдела по монастырям и монашеству в Троице-Сергиевой лавре и Зачатьевском монастыре Москвы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

23 января 2017

Пленум Межсоборного присутствия принял «Положение о монастырях и монашествующих»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

26 февраля 2015

Доступна электронная версия материалов Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

08 декабря 2014

Издания Синодального отдела по монастырям и монашеству доступны в удобном формате

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 марта 2014

Вышел в свет сборник материалов международной конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 сентября 2013

Итоговый документ Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 августа 2018

«Положение о монастырях и монашествующих» в печатном виде можно приобрести в канцелярии Синодального отдела по монастырям и монашеству в Троице-Сергиевой лавре и Зачатьевском монастыре Москвы

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

23 января 2017

Пленум Межсоборного присутствия принял «Положение о монастырях и монашествующих»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

26 февраля 2015

Доступна электронная версия материалов Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

08 декабря 2014

Издания Синодального отдела по монастырям и монашеству доступны в удобном формате

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

13 марта 2014

Вышел в свет сборник материалов международной конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

24 сентября 2013

Итоговый документ Международной богословской научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

Как живут монахи

Родиной монашества считается Египет, а его учредителем — преподобный Антоний Великий, основавший иноческое отшельничество. Монашество на Руси началось практически вместе с принятием христианства — в конце X века. Отшельники стали объединяться, жить, молиться и трудиться совместно, так появились монастыри. Обители, где проживают несколько сотен монахов, стали называться лаврами. В каждом монастыре действует свой распорядок жизни, свои правила. Отсюда появился термин — монастырский устав. Жизнь в монастыре размерена, однообразна. Все монахи трудятся во благо общего дела. Такие работы называются послушанием.

Уединяясь от мира ради обретения нравственного идеала, иноки оказывают благостное влияние на мирских людей. Они всегда помогают нуждающимся людям. Никогда не отказывают в духовной помощи. Обеспечивая собственным трудом свои нужды, монахи всегда делятся средствами пропитания с неимущими людьми. Самоотверженно жертвуют собственную жизнь Богу посредством усердной, искренней молитвы, праведных трудов.

Видео: Как живут современные послушники

Правила чтения

Чтение индивидуальных самостоятельных молитв не освобождает человека от посещения Божественных Литургий и участий в литургиях, но, напротив, дает ему больше свободы в познании Бога и помогает на богослужениях быть более открытым, к Слову, и пению. Такие мольбы не столь строги как церковные и позволяют человеку молиться за покойных родственников, совершать поклоны в то время как в Церкви все действия строго подчинены особому порядку и укладу.

Важно! Православный христианин должен чередовать и иметь в жизни оба вида молитв: и келейные в моменты особой духовной нужды и по желанию сердца, а также и храмовые, чтобы быть частью Тела Христова и Святой Церкви. Обычно дома или в келии читаются тексты «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Помилуй мя, Боже», а в храме — «Ангеле Христов», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть» и прочие

В храме они произносятся на церковнославянском языке, а дома на привычном русском

Обычно дома или в келии читаются тексты «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Помилуй мя, Боже», а в храме — «Ангеле Христов», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть» и прочие. В храме они произносятся на церковнославянском языке, а дома на привычном русском.

Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц


Текст молитвы Льва Оптинского за самоубиенных Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов.

Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.

1925

в этом году написаны молитвы о самоубийцах

Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу.

Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.


Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв — чтение акафистов, часто – в честь Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.


Икона “Неопалимая Купина” защитит от пожара

Неопалимая Купина Защита от пожара

Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.

«Правило» для «выправления» души

В современной Церкви признается необходимость исполнения мирянами определённых молитвенных правил, однако и святые отцы прошлого и проповедники XX века призывают относится к этому процессу неформально.

«Правило — не существенная часть молитвы, а только внешняя её сторона. Главное же дело — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением… и наконец с преданием Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитвы нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле», — пишет святитель Феофан Затворник.

«Правило» нельзя «вычитывать», как можно услышать от некоторых православных. Ведь крайне необходимо, чтобы христианин чувствовал молитву не как обязательство, а как собственную потребность и норму своей духовной жизни. Поэтому «вычитывание молитвы» не должно становиться препятствием к самой этой молитве.

Конечно, довольно сложно вложить свои живые чувства к Богу в слова, написанные другими людьми. Однако молитвы, сложенные святыми прошлого, имевшими огромный опыт Богообщения, при должном вдумчивом отношении могут многое нам сообщить о самих себе и, возможно, стать созвучными каким-то нашим чувствам.

К этому призывает и митрополит Антоний Сурожский: «Мы должны ставить перед собой вопрос: а что я знаю об этом? что я знаю о целомудрии? что я знаю о смирении? что я знаю о любви? и так далее. И если продумать эти слова хорошенько, (…) как-то начинаешь делаться родным для тех святых, которые эти слова составили, которые выбрали эти слова для того, чтобы выразить свой опыт». Хотя, безусловно, молитву не нужно ограничивать лишь чужими словами, о чём пишет тот же епископ Феофан Затворник.

Молитвенное правило — это то, что способно помочь нам «выправить» внутренний мир, помочь «дисциплинировать» душу, обрести внутреннюю готовность следовать за Христом. Так, например, в молитвах утреннего правила главной темой является призвание помощи Божией на всякое благое дело в наступивший день, об укреплении веры и духа, о готовности к встрече с Богом. Ведь в Евангелии сказано: «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома».

Последствия необдуманного ухода в монастырь

Главное правило монашеской жизни — отречение от самого себя, стремление к Богу. Монах не должен искать развлечений, для него нет ничего слаще молитвы. Закончив послушание, он стремится в келью, чтобы отдаться ей полностью.

Готов ли человек, горящий желанием уйти в монастырь, отвергнуть собственную волю? Полюбить одиночество, молитву и смирение? Если нет, то в монастыре он долго не выдержит. Дело в том, что там обостряются все черты характера: как положительные, так и отрицательные. Последние надо убирать, приходится ломать себя, а тут еще и прессинг идет со стороны старших по чину. Иной просто не выдерживает такой жизни, сбегая из обители при первой возможности.

И великое счастье человеку, если он понял, что не в силах понести крест монашества еще до принятия пострига. Хотя бытует мнение, что надев послушническое облачение, можно вернуться в мир. Якобы ничего страшного в этом нет, послушник еще не дает обетов Богу. Это можно сравнить с облачением невесты: представьте, что близится время свадьбы, невеста уже наряжается к торжеству. Она надевает нижнюю сорочку под платье, и в какой-то момент понимает, что замуж-то и не хочется. Тогда девушка снимает ее, откладывает и говорит жениху, что передумала выходить за него замуж. Так же и здесь: одежды послушника можно сравнить с нижним платьем. И как это будет выглядеть, если он снимет их?

Что касается ухода из монастыря после иноческого или монашеского пострига, то здесь отдельный разговор. Это не проходит бесследно для таких людей, отражается на них самих и их детях, если они дерзнут стать родителями. В книге «Несвятые святые» приведено замечательное четверостишие академика Лосева. Он не давал Богу обетов, и не в чем не виноват перед Ним. Но академик был сыном монаха, и вот как он подвел итоги своей жизни:

«Я сын монаха — плод греха.

Я нарушение обета.

И Богом проклят я за это,

К чему ни прикоснусь — труха».

Поэтому не стоит принимать опрометчивые решения и уходить в монастырь, начитавшись книг о духовных подвигах.

Молитвы для домашнего моления

О самоубийцах:

Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь.

Утренняя и вечерняя молитвы «Отче наш»:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

«Боже очисти» (молитва первая, Святого Макария (из утреннего правила)):

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вечерняя молитва ко святому Ангелу Хранителю:

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

О молитве Иисусовой

Особое место в молитвенном общении с Богом занимает Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния. По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей

Являясь важной частью келейного монашеского правила для всех насельников обители, она должна быть совершаема и вне чтения правила, во всякое время и на всяком месте

ПОЛОЖЕНИЕ О МОНАСТЫРЯХ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ

***

«СИДИ В КЕЛЬЕ ТВОЕЙ, И ТА ВСЕМУ ТЕБЯ НАУЧИТ» Старческое наставление игумена Назария Валаамского: «О пребывании в келии и о исхождении»

“Береги себя прилежно и в следующем: не выходи безвременно из келии твоей, кроме необходимой нужды, например, чтобы послушать, любви ради, ближнего, или чтобы немощному послужить, или если от Настоятеля куда послан будешь и скорее в келию свою возвращайся с покойным духом”.

Советуем ознакомиться молитва православных монахов с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

^ ГЛАВА 9. На что следует особенно обратить внимание при испытании совести

  1. На нару­ше­ние обетов кре­ще­ния вместе с отри­ца­нием всех дел сата­нин­ских.
  2. На нару­ше­ние обетов мона­ше­ских, вклю­ча­ю­щих в себя обе­ща­ние чистоты и воз­дер­жа­ния, послу­ша­ния и нес­тя­жа­ния, тер­пе­ние всякой скорби и при­тес­не­ния.
  3. На нару­ше­ние мона­ше­ской бла­го­при­стой­но­сти, чем вызы­ва­ется соблазн и вред душев­ный для соблаз­нив­ше­гося.
  4. На лука­вые помыслы и злые похоти, непре­станно вою­ю­щие на монаха.
  5. На опу­ще­ние молитв и рас­се­ян­ность мыслей на сла­во­сло­вии.
  6. На дер­зость языка, выра­жа­ю­щу­юся в ропоте, зло­сло­вии и осуж­де­нии.
  7. На непо­слу­ша­ние насто­я­телю или стар­шей братии (даже если воз­ни­кает только внут­рен­нее про­тив­ле­ние, не выра­жен­ное дей­ствием).
  8. На небреж­ность в любом деле, на кото­рое при­зван.

Доклады:

Архимандрит Борис (Долженко)

Проблема юридического лица и три вида монашеского жительства

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Монахиня Смарагда (Зыкова)

Святые отцы об умной молитве как существенном делании монаха, возвращающем душе Образ Христов

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Архимандрит Димитрий (Храмцов)

Возрождение древних монашеских традиций в современных условиях

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Игумения Афанасия (Силкина)

Опыт монашеского делания в современном мире

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Игумен Августин (Неводничек)

Святой Димитрий Ростовский как образец монашеского служения

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Игумения Екатерина (Гаева)

К портрету игумении в Синодальный период на примере Ярославского Казанского монастыря

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Архимандрит Борис (Долженко)

Проблема юридического лица и три вида монашеского жительства

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Монахиня Смарагда (Зыкова)

Святые отцы об умной молитве как существенном делании монаха, возвращающем душе Образ Христов

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Архимандрит Димитрий (Храмцов)

Возрождение древних монашеских традиций в современных условиях

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Игумения Афанасия (Силкина)

Опыт монашеского делания в современном мире

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Игумен Августин (Неводничек)

Святой Димитрий Ростовский как образец монашеского служения

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Игумения Екатерина (Гаева)

К портрету игумении в Синодальный период на примере Ярославского Казанского монастыря

/ XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап. «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Келейная молитва — чтобы молиться дома, общественная — на богослужениях

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.

Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.

Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.

Утренние молитвы:

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Богородице Дево».
  5. «От сна восстав».
  6. «Помилуй мя, Боже».
  7. «Верую».
  8. «Боже, очисти».
  9. «К Тебе, Владыко».
  10. «Святый Ангеле».
  11. «Пресвятая Владычице».
  12. Призывание святых молитва за живых и усопших.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.

Вечерние молитвы:

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Помилуй нас, Господи».
  5. «Боже вечный».
  6. «Благаго Царя».
  7. «Ангеле Христов».
  8. От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.

Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.

В чём суть монашества

Иноческая жизнь предполагает сильное внутреннее стремление удалиться от благ светской жизни, полностью предаться служению Богу. Радости человеческой жизни для инока теряют смысл и ценность. Главным условием вступления на монашеский путь является твёрдое желание отречься от мира, воспитать в себе духовные силы, отказаться не только от собственного имущества, но и от данного при рождении имени. Суть монашества (иночества) — принять добровольное мученичество во славу Господа и ради блага всех православных христиан. Это уединённая, в трудах и лишениях жизнь.

Принимать монашество могут и женщины. Для них действуют те же правила, что и для мужчин. Женские монастыри действуют с давних времён.

По следованной Псалтыри


По Следованной Псалтири перед началом правила читаются семь кратких молитв:

  • Боже, милостив буди мне, грешному.
  • Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
  • Создавый мя господи, помилуй.
  • Без числа согреших, Господи, прости мя.
  • Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.
  • Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя.
  • Святый (апостоле, мучениче, преподобный отче «имя») моли Бога о мне .

Далее: повечерие, каноны (Каноны и акафисты, входящие в правило, в монастырях читаются на повечерии, а кафизмы, поклоны и молитвы исполняются в келье), четыре кафизмы с тропарями и молитвами, пророческие песни, 300 поклонов, 600 Молитв Иисусовых и 100 Богородице. Монахам новоначальным и слабым дозволялось читать по три кафизмы, затем совершать 100 поклонов, 300 Молитв Иисусовых и 100 Богородице. В некоторых древних монастырях это правило исполнялось полностью, кроме чтения девяти пророческих песней по Псалтири.

Также в Псалтири указано, что есть практика чтения во время правила Чина 12 псалмов.

Православные четки: общая информация и разновидности

Первые четки появились в монашеских обителях в IV веке. Большинство иноков, служивших Господу, были людьми неграмотными и считать не умели, поэтому такой религиозный атрибут ими использовался для исчисления количества прочитанных молитв. Четки позволяли не отвлекаться на подсчет и благоговейно и вдумчиво совершать молитвенное правило. Этот религиозный атрибут представляет собой веревку, замкнутую в круг, с нанизанными бусинами либо узелками.

Четки сегодня используются не только в православной конфессии, но и в буддизме, мусульманстве и иудаизме, поэтому важно отличать христианский атрибут от других. Русская Православная церковь дает свое толкование предназначения этого предмета:

  • Такой служитель Господа, как Феофан Затворник, утверждал, что во время молитвенного правила время тянется медленно, и минуты кажутся часами, поэтому молодые монахи больше концентрируются на поклонах, чем на произнесении молитв. Такой обряд не позволяет до конца раскрыть перед Богом ум и сердце, а использование четок дает возможность отсчитать необходимое количество текстов и не поддаться соблазну короткой молитвы.
  • Замкнутость православных четок является символом непрестанной молитвы. В том месте шнурка или веревки, где начинается новый круг, крепится крест.
  • В монашестве атрибут считается «духовным мечом», который позволяет отражать атаки лукавого, каждому иноку четки вручаются в момент пострига и посвящения.
  • Религиозный предмет служит напоминанием о непрестанной молитве и поклонении Господу и не позволяет отвлекаться на посторонние вещи во время молитвенного правила.

Лестовка

Эта разновидность четок считается самой древней в православном христианстве. Название «лестовка» означает лестницу и изготавливается в виде пояса, который действительно напоминает по внешнему виду лестницу. Сегодня этот вид практически не используется при совершении молитвенного обряда, его применяют только старообрядцы.

По всей длине четок закреплены так называемые ступени — петли, которые называют бобочки, в них зашивают определенные молитвы. Края лестовок обрабатывают специальными треугольниками, называемыми лепестками. Такие разновидности четок бывают повседневными, праздничными, детскими и венчальными. Также разделяют женские и мужские атрибуты.

Лествица

По внешнему виду напоминает предыдущую разновидность, замкнутую в круг. Состоит лестовка из древесных брусочков, которые обшивают разными материалами — это может быть кожа, мягкая, но прочная, материя. Также этот вид религиозного атрибута изготавливают в виде кожаной полоски, на которую нашивают жгутики. Яркий пример этой разновидности можно увидеть на иконе преподобного Серафима Саровского, святитель держит их в левой руке.

Вервица

Эта разновидность четок представляет собой веревку, замкнутую в круг, на которую нанизаны бусины — их количество варьируется от 10 до 100. Однако встречаются атрибуты в монастырях, на которых более 1000 бусин. Такой предмет в форме круга символизирует непрерывность молитвенного обряда и путь человека к Господу.

Чтобы облегчить счет, каждый десяток бусин разделяется небольшим крестиком либо узелком. Там, где круг заканчивается, прикрепляют большой крест, на конце которого находится кисточка, именуемая воскрилией.

Сами бусинки изготавливают из разного материала — это и стекло, и пластик, и дерево, и даже слоновая кость. Многие православные верующие плетут вервицы самостоятельно в качестве подарка ближнему, однако перед использованием их рекомендуется освятить в церкви.

Как правило, количество бусин на вервицах кратно 10, однако встречаются изделия, на которых 33 бусинки — они символизируют количество земных лет жизни Иисуса Христа.

О монашеской жизни

Монашеское правило жизни включает в себя полное смирение и отсечение воли собственной. Насельники монастыря подчиняются игумену или игуменье, на каждое действие беря благословение у них. Из монастыря нельзя выйти по собственному желанию, только с разрешения настоятеля (с благословения).

Коротко об одном дне из жизни монаха:

  • Утренний подъем ранний, в различных монастырях его время зависит от начала Богослужения. Где-то службы начинаются в 4:30 утра, где-то в 5:00 утра, а в иных обителях в 6:00 утра. Небольшое послабление бывает по воскресениям, когда начало Литургии сдвигается на час вперед в том случае, если служба одна. Если же их две, то монашествующий может прийти на позднюю.
  • После службы наступает время завтрака. Монах отправляется в трапезную, где очень быстро вкушает пищу. Скорость зависит от того, надо ли идти ему на послушание или нет. Если такая необходимость имеется, кушать приходится в темпе.
  • Послушание бывает разным, у каждого монашествующего оно свое. На послушание назначает игумен монастыря или благочинный. Последний является «заместителем начальника», если говорить привычным мирским языком. Под начальником подразумевается, как мы понимаем, игумен.
  • Послушание прерывается только для того, чтобы принять участие в обеденной трапезе. После чего монашествующий возвращается к своему занятию.
  • Иногда после обеда или утренней службы выделяется время на отдых. Его не очень много, от силы час-полтора. У некоторых из братии такое время отсутствует ввиду специфики послушания, у кого-то его довольно много, опять же, по этой причине.
  • Те, кто заканчивают свое послушание к вечерней службе, отправляются в храм. Остальные продолжают трудиться, если послушание не может быть оставлено до следующего дня. Например, в церковной лавке или в кафе для паломников, которое сейчас есть при каждом монастыре почти, или в гостинице.

  • После вечернего богослужения начинается монашеское молитвенное правило. Мирянам на нем запрещено присутствовать, поэтому о его текстах знают только насельники обители.
  • После правила монах идет в свою комнату. Запрещены праздные гулянья по территории монастыря. Исключением является вынос мусора, ибо контейнеры расположены вдали от корпусов с кельями, и монахи могут прогуляться в это время, пока идут до них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector