Николо-угрешский монастырь

Тяжелые времена

Период упадка монастыря приходится на конец 17 — начало 18 века. Это время знаменуется правлением императора Петра I. Давно забыв традиции своих предков, он превращает обитель в место содержания преступников и их казни. Появление Синода негативно сказывается на состоянии монастырей, в том числе и Угрешской обители. Оставленная без царского попечения, оно заметно оскудевает — уменьшается количество монашествующих, а вновь пришедшие послушники нередко совершают неблаговидные поступки. К середине 18 века в Угрешу стали помещать умалишенных и людей, имеющих физические недостатки и увечья. Храмовые комплексы монастыря постепенно ветшали, а средства на их реставрацию выделялись минимальные. Особенно тяжелым для обители был период правления императрицы Екатерины I, которая провела реформу секуляризации монастырских земель. Общая духовная атмосфера в Угреше ухудшалась, чему способствовала частая смена настоятелей, некоторые из которых заслужили дурную славу во время своего наместничества. Казалось, уже ничто не сможет помочь возрождению священной обители, некогда основанной по желанию самого Николая Чудотворца…

Настоятели и наместники

  • Иона (упом. 1432 — упом. 1443)
  • Авраамий (? — 1490/1491)
  • Силуан Грек (? — 1493)
  • Нил Грек (между 1494 и 1506)
  • Тихон (1517 — 1520)
  • Тихон (Хворостинин) (упом. 1572 — 1573)
  • Лаврентий (упом. 1589)
  • Елеазар и Тихон (упом. 17 февраля 1598)
  • Иона (упом. 1610)
  • Дионисий (упом. 28 сентября 1645)
  • Викентий (? — 1672)
  • Герасим (упом. 1676)
  • Иосиф/Иоасаф (упом. 1682) (возможно, это архиеп. Иосиф Архангельский)
  • Трифиллий (Инихов) (1691 — 1692)
  • Варлаам (упом. 1737)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
  • Ириней (Братановский) (1759 — 1762)
  • Иероним (Ершов) (XVIII в.)
  • Лаврентий (Бакшевский) (25 января 1808 — ?)
  • Евгений (Казанцев) (5 июля — 6 августа 1810)
  • Свт. Иннокентий (Смирнов) (6 августа — 14 октября 1810)
  • Платон (Березин) (1821 — 1822)
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833)
  • Иларий (1834 — 1851)
  • Прп. Пимен (Мясников) (16 ноября 1851 — 16 октября 1853) и/о

Прп. Пимен (Мясников) (16 октября 1853 — 17 августа 1880)

Вассиан (Смирнов) (18 августа — 20 ноября 1880) и/о

Нил (Сафонов) (1880 — 1893)
Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
Макарий (Ятров) (15 июня 1905 — 1923)

1920-е — 1990 — закрыт и разорен

Московские и всея Руси патриархи (с 1990)

  • Вениамин (Зарицкий) ((11 декабря 1990) 12 июня 1992 — 31 мая 2010)
  • Варфоломей (Петров) (июнь — 24 декабря 2010) и.о.

Варфоломей (Петров) (с 24 декабря 2010)

Детские служения монастыря

Детям, как будущему нашей страны, в обители посвящено много времени и служений. Вот некоторые из них:

Военно-патриотический клуб «Дозор»

К обучению принимаются только мальчики с 10 до 17 лет. Клуб проводит обучение будущих воинов – тут обучают полезным и необходимым для солдата дисциплинам, приучают к строгости и преподают православное понимание необходимости защиты семьи, страны и веры. Мальчики получают строевую, тактическую, огневую и инженерную подготовку, изучают медицину, скалолазание и топографию. Имеется даже свой сайт.

Музыкально-хоровая студия

Она появилась в 2010 году. Целью студии является объединение всех участников благодаря общему делу и приобщение к православию. Исполняются популярные народные песни, а также произведения российских и зарубежных авторов, классических и современных.

Обучение длится 4 года и включает в себя изучение навыков индивидуального и хорового исполнения: хор, сольфеджио, вокал и церковное пение. Также дети посещают гитару и фортепиано, ритмику, основы православия, музыкальную литературу.

У студии так же есть свой сайт;

Творческая студия «Сфера»

Студия появилась в монастыре несколько лет назад. Главной задачей ее педагогов является помощь ребенку в раскрытии талантов и самовыражении. Среди доступных кружков – ИЗО, работа с керамикой и создание мультипликации. С 2014 года на базе «Сферы» появилось «ответвление» под названием «Дети солнца». Это программа для детей с врожденными тяжелыми недугами, занимающихся искусством.

История Николо-Угрешского монастыря

Однажды, во время пути на Куликово поле, на битву с монголами (15 поприщ от столицы) русский князь Димитрий Донской на сосне увидел икону Николая Чудотворца. Князь, воеводы и все войско помолилось чудотворному образу. Далее Димитрий воскликнул «сия вся угреша сердца его». С того времени образ стали называть Угрешой. Битва русского князя была выиграна. После нее он приказал на месте, где была найдена икона, возвести храм в честь Николая Чудотворца за благодарность в великой победе.

Храм был основан в 1380 году. В XV столетии было открыто подворье храма в Кремле. Уже в 1521 году православное здание было сожжено монгольским ханом во время набега. Но московский князь быстро отдал приказ отстроить собор.

В средине XVII века эта обитель была на вершине славы. Все царственные особы регулярно посещали ее. Таким образом храм мог обогащаться значительными вкладами и показывать свое высокое положение.

В конце XVIII столетия он обрел чудотворную икону Богоматери «Взыграние». В начале следующего века собор занял французские войска. Но все ценные предметы не пострадали, так как заблаговременно были перевезены в Вологду.

С приходом советской власти началась кампания по изъятию монашеских ценностей. Позже монахов полностью выселили, а в их зданиях разместили гостиницы, школы, столовые, заводские цехи и другие заведения. В 40-х года был полностью разрушен главный храм.

Реконструкция и восстановление православной святыни началось с 70-х годов. До конца столетия восстановили шесть соборов, 10 часовен и престолов.

Несмотря на это в начале 90-х годов состояние всех храмов было плачевным. Поэтому было принято решение о интенсивной реставрации, в которой приняло участие множество руководящих личностей и простых горожан. Общими усилиями удалось сделать такую величественную обитель.

Детские служения монастыря

Детям, как будущему нашей страны, в обители посвящено много времени и служений. Вот некоторые из них:

Военно-патриотический клуб «Дозор»

К обучению принимаются только мальчики с 10 до 17 лет. Клуб проводит обучение будущих воинов – тут обучают полезным и необходимым для солдата дисциплинам, приучают к строгости и преподают православное понимание необходимости защиты семьи, страны и веры. Мальчики получают строевую, тактическую, огневую и инженерную подготовку, изучают медицину, скалолазание и топографию. Имеется даже свой сайт.

Рекомендация: в клубе преподают реальные офицеры войсковой разведки внутренних войск России – это позволяет учащимся перенять уникальный опыт бойцов.

Музыкально-хоровая студия

Она появилась в 2010 году. Целью студии является объединение всех участников благодаря общему делу и приобщение к православию. Исполняются популярные народные песни, а также произведения российских и зарубежных авторов, классических и современных.

Обучение длится 4 года и включает в себя изучение навыков индивидуального и хорового исполнения: хор, сольфеджио, вокал и церковное пение. Также дети посещают гитару и фортепиано, ритмику, основы православия, музыкальную литературу.

Совет: записать ребенка можно и на индивидуальные занятия.

У студии так же есть свой сайт;

Творческая студия «Сфера»

Студия появилась в монастыре несколько лет назад. Главной задачей ее педагогов является помощь ребенку в раскрытии талантов и самовыражении. Среди доступных кружков – ИЗО, работа с керамикой и создание мультипликации. С 2014 года на базе «Сферы» появилось «ответвление» под названием «Дети солнца». Это программа для детей с врожденными тяжелыми недугами, занимающихся искусством.

Это интересно: ученики регулярно принимают участие в благотворительных мероприятиях.

Теплоходная прогулка с экскурсией в Николо-Угрешский монастырь

Необыкновенный, духовный и «пейзажный» выходной, с вдохновляющей водной прогулкой и открытиями Чуда и Красоты!Николо-Угрешский монастырь – жемчужина среди московских обителей. Основанный в 1380 году самим благоверным князем Дмитрием Донским на месте явления ему Божия Чуда, великолепный подмосковный монастырь на протяжении веков служил излюбленным царским богомольем и грандиозным духовным центром, который называли «Московской Лаврой». Невозможно сегодня представить Москву без красивейшей, какой-то необыкновенно гармонирующей с окружающим живописным ландшафтом обители Святителя Николая Чудотворца на Угреше. Без ее ажурной белоснежной колокольни с колокольным переливом курантов, без сине-золотых звездных куполов монументального Преображенского собора, без притаившегося под сенью деревьев Петропавловского храма, без причудливой «Палестинской» стены и великих святынь всего православного мира, обретенных здесь. Сегодня нам представится уникальная возможность совершить водное путешествие к великой обители. Совершить свое собственное, новое духовное открытие.Наше духовное путешествие начнется на палубе комфортабельного теплохода. Великолепные живописные берега, завораживающие речные виды и роскошные перспективы, достойные кисти художника, свежий речной ветер и чудесные фотокадры на природе – такое редкое удовольствие в жизни горожанина! На нашем водном маршруте мы познакомимся с работой московских шлюзов. Это великолепный бонус нашего речного путешествия — уникальная возможность насладиться редким, если не сказать экзотическим, зрелищем шлюзования теплохода в режиме реального времени «изнутри», с палубы корабля!Сегодня вы спокойно и не торопясь, познакомитесь с многовековой историей и уникальными святынями Николо-Угрешской обители. В ходе экскурсии по монастырю вы узнаете, какую роль сыграла обитель в истории Русского государства, услышите рассказ о знаменитых именах и личностях, связанных с именем обители. А главное, сможете напитаться великой Благодатью этого веками намоленного островка святости. Здесь, в обители, обретены редчайшие святыни всего православного мира, которым вы сможете благоговейно поклониться. Самая почитаемая целительная святыня монастыря — чудотворная частица мощей Святителя Николая Чудотворца, переданная в дар Николо-Угрешской обители из Греции, из монастыря Иоанна Предтечи с острова Пелопоннес. Великие чудеса исцеления происходят по вере и молитве у ковчежца с целительной Частицей.В монастыре обретены мощи преподобного Пимена Угрешского (Мясникова), ковчег с частицами мощей святых отцов Киево-Печерских, частицы мощей Святителя Игнатия Брянчанинова, а также уникальный древнейший крест-мощевик VII века. Великие и редкие православные святыни… В Успенском храме обители обретены два образа, почитающиеся в народе чудотворными – икона Божией Матери Тихвинская и икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сегодня и вам представится возможность обратиться с молитвой за помощью у этих чудесных образов…

Пусть это удивительное путешествие сделает каждого из нас немного чище, лучше и добрее. Ведь, как сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетив Николо-Угрешский монастырь: «Рядом с такой святыней и такой красотой не может быть некрасивой жизни…»

Насладившись великой красотой, напитавшись чудесной атмосферой святости и Благодати, отправляемся на теплоходе обратно в Москву. На борту теплохода работает ресторан, бар. Есть открытая и закрытая палуба.Продолжительность тура — ориентировочно ~ 8 ~9 часов.Место встречи группы в 8:30 ст.м. Коломенская (причал Кленовый Бульвар). Отправление в 9:00.Окончание экскурсии — причал на Кленовом бульваре.

МАРШРУТ:

ПРИЧАЛ « КЛЕНОВЫЙ БУЛЬВАР», Печатники, шлюз №10 Канал имени Москвы, Коломенское-Марьино, Шлюз «Трудкоммуна», Николо-Угрешский монастырь (остановка, экскурсия ) и обратно

МЕНЮ:

ЗАВТРАК ( примерно в 09.15):

сэндвич с ветчиной и сыром 150 гр., чай -200 мл., вода минеральная 500 мл

Программа:

08.30 — посадка на теплоход на причале «Кленовый бульвар»

(станция метро Коломенская, Нагатинская набережная)

09.00 — отправление теплохода, завтрак

12.00 — 14.00 — экскурсионная прогулка по территории монастыря с посещением храмов, ризницы

14.15 — отправление теплохода.

17.00 — прибытие к причалу «Кленовый бульвар»

Дети до 14 лет допускаются к экскурсии только в сопровождении взрослых!Рассадка пассажиров производится на месте капитаном.Важная и полезная информация:

  • В целях безопасности просьба внимательно слушать правила поведения пассажиров в рейсе;

  • Не разрешена посадка детей дошкольного возраста вдоль бортов.

Угреша в смутное время

Смута для Руси стала временем упадничества, растерянности, неуверенности в будущем. В тот период Угреша становится прибежищем лжецарей и их приближенных – Лжедмитрия 1, скрывавшегося от гнева Бориса Годунова; тушинского вора и Марины Мнишек, объявившей своего мужа единственным русским престолонаследником.

В период польской интервенции Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь являл собой место сбора народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского.

Таким образом, Смутное время стало периодом испытания для Угрешской обители, которая нередко терпела грабежи даже от самих русских ополченцев.

Храмы и службы в монастыре

На сегодняшний день Николо-Угрешский монастырь — это большая обитель, в которую ежегодно съезжается множество паломников со всей России. На территории всего обширного комплекса действуют такие храмы:

  1. Собор в честь Преображения Господня. Главная архитектурная особенность всего монастыря.
  2. Собор в честь Николая Чудотворца.
  3. Храм в честь иконы Борогодицы «Всех скорбящих Радость».
  4. Храм в честь святого преподобного Пимена Угрешского. Это новая церковь, которая появилась только в 2001 году.
  5. Казанский храм.
  6. Успенский храм.
  7. Храм в честь апостола Матфея и мученицы Параскевы.
  8. Храм в честь памяти дня Усекновения головы Иоанна Предтечи с колокольней. Отстроенная 2003 году колокольня имеет высоту около 90 метров и является центральным элементом всего монастырского комплекса.
  9. Часовня во имя святого Николая и еще несколько часовен (в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших», Господних Страстей).

Службы в обители проходят ежедневно. В будние дни служатся службы в 6.45 и 9.00 утра, а по праздникам и воскресным дням служб может быть больше в разных храмах. Детальную информацию нужно узнавать на конкретную дату или праздник.

Находится Николо-Угрешский монастырь по адресу: г. Дзержинский, Московская область, площадь Святителя Николая, 1. Проехать можно на электричке с Казанского вокзала Москвы до станции Люберцы, а далее пересесть на автобус. Также от станции метро «Кузьминки» можно доехать на маршрутном такси до остановки «Площадь Святого Николая»

Видео о Николо-Угрешском монастыре

Настоятели и наместники

  • Иона (упом. 1432 — упом. 1443)
  • Авраамий (? — 1490/1491)
  • Силуан Грек (? — 1493)
  • Нил Грек (между 1494 и 1506)
  • Тихон (1517 — 1520)
  • Тихон (Хворостинин) (упом. 1572 — 1573)
  • Лаврентий (упом. 1589)
  • Елеазар и Тихон (упом. 17 февраля 1598)
  • Иона (упом. 1610)
  • Дионисий (упом. 28 сентября 1645)
  • Викентий (? — 1672)
  • Герасим (упом. 1676)
  • Иосиф/Иоасаф (упом. 1682) (возможно, это архиеп. Иосиф Архангельский)
  • Трифиллий (Инихов) (1691 — 1692)
  • Варлаам (упом. 1737)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
  • Ириней (Братановский) (1759 — 1762)
  • Иероним (Ершов) (XVIII в.)
  • Лаврентий (Бакшевский) (25 января 1808 — ?)
  • Евгений (Казанцев) (5 июля — 6 августа 1810)
  • Свт. Иннокентий (Смирнов) (6 августа — 14 октября 1810)
  • Платон (Березин) (1821 — 1822)
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833)
  • Иларий (1834 — 1851)
  • Прп. Пимен (Мясников) (16 ноября 1851 — 16 октября 1853) и/о

Прп. Пимен (Мясников) (16 октября 1853 — 17 августа 1880)

Вассиан (Смирнов) (18 августа — 20 ноября 1880) и/о

Нил (Сафонов) (1880 — 1893)
Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
Макарий (Ятров) (15 июня 1905 — 1923)

1920-е — 1990 — закрыт и разорен

Московские и всея Руси патриархи (с 1990)

  • Вениамин (Зарицкий) ((11 декабря 1990) 12 июня 1992 — 31 мая 2010)
  • Варфоломей (Петров) (июнь — 24 декабря 2010) и.о.

Варфоломей (Петров) (с 24 декабря 2010)

Настоятели и наместники

  • Иона (упом. 1432 — упом. 1443)
  • Авраамий (? — 1490/1491)
  • Силуан Грек (? — 1493)
  • Тихон (1517 — 1520)
  • Тихон (Хворостинин) (упом. 1572 — 1573)
  • Лаврентий (упом. 1589)
  • Елеазар и Тихон (упом. 17 февраля 1598)
  • Иона (упом. 1610)
  • Дионисий (упом. 28 сентября 1645)
  • Викентий (? — 1672)
  • Герасим (упом. 1676)
  • Иосиф/Иоасаф (упом. 1682) (возможно, это архиеп. Иосиф Архангельский)
  • Трифиллий (Инихов) (1691 — 1692)
  • Варлаам (упом. 1737)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
  • Ириней (Братановский) (1759 — 1762)
  • Иероним (Ершов) (XVIII в.)
  • Лаврентий (Бакшевский) (25 января 1808 — ?)
  • Евгений (Казанцев) (5 июля — 6 августа 1810)
  • Свт. Иннокентий (Смирнов) (6 августа — 14 октября 1810)
  • Платон (Березин) (1821 — 1822)
  • Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833)
  • Иларий (1834 — 1851)
  • Прп. Пимен (Мясников) (16 ноября 1851 — 16 октября 1853) и/о

Прп. Пимен (Мясников) (16 октября 1853 — 17 августа 1880)

Вассиан (Смирнов) (18 августа — 20 ноября 1880) и/о

Нил (Сафонов) (1880 — 1893)
Валентин (Смирнов) (1893 — 3 апреля 1905)
Макарий (Ятров) (15 июня 1905 — 1923)

1920-е — 1990 — закрыт и разорен

Московские и всея Руси патриархи (с 1990)

  • Вениамин (Зарицкий) ((11 декабря 1990) 12 июня 1992 — 31 мая 2010)
  • Варфоломей (Петров) (июнь — 24 декабря 2010) и.о.

Варфоломей (Петров) (с 24 декабря 2010)

Словно птица Феникс

Свое возрождение Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь начал в 30-х годах 19 века после назначения настоятелем Игнатия Брянчанинова, впоследствии причисленного к лику святых. Несмотря на то что фактически он не успел приступить к руководству Угрешей, Игнатий смог серьезно повлиять на ее дальнейшее материальное и духовное восстановление. По его рекомендации настоятелем монастыря становится игумен Иларий. Благодаря его активной деятельности духовная жизнь начала возрождаться. Иларий тщательно следил за соблюдением установленного аскетического устава и увеличил количество монахов до 20 человек. В период его наместничества обитель обрела нескольких благотворителей, на денежные средства которых был расширен Успенский храм, достроены некоторые корпуса.

Период правления Илария был действительно плодотворным. После его смерти место настоятеля занял Пимен, который продолжил дело почившего наместника. Преподобный Пимен смог открыть при монастыре училище для крестьянских детей. Во время войны настоятель организовал на территории Угреши богадельню, в которой принимали раненых с поля боя. Вплоть до начала революции 1918 года в монастыре текла тихая и размеренная жизнь.

Храмы и часовни монастыря

В южной части монастыря – пятиглавый крестовокупольный четырехстолпный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1894 году в память 500-летия основания монастыря. Храм, поставленный на подклете, внушительных размеров. Высота купола – 68 метров, вместимость – 7000 человек.

Здесь хранятся ценные вклады. Царь Михаил Федорович пожаловал воздух (тканый покров для сосудов) и два покрывала красного атласа с надписью, вышитой золотом и мелким жемчугом, а также напрестольный восьмиконечный крест с 16 частицами святых мощей. От царя Алексея Михайловича – житие и чудеса святого Николая: книга, написанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат, листов счетом 421, с 407-ю изображениями.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобной Марии Египетской. Храм построен в 1763 году на месте упраздненных царских палат, хранит одну из главных святынь – Тихвинскую икону Божьей Матери, особо почитаемую в монастыре. После закрытия храма в нем размещались жилые помещения и школа. Богослужения начались 19 декабря 1990 года.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1860 год) строился как больничный, так как примыкал к монастырской больнице. Пятиглавый храм восстановлен в 1999 году. Среди храмовых икон – образ Спаса Нерукотворного в серебряном золоченом окладе и древний иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (1870 год) построен на деньги благотворителя Рогаткина при богадельне, находящейся в Южном братском корпусе. Небольшой храм с ажурным пятиглавым завершением в стиле барокко восстановлен в 2004 году.

Никольский собор, построенный в конце XIV века, закрыт в 1925 году, а в 1940 году разобран. Храм восстановлен в 2006 году в формах XVI века.

Никольская часовня, где в дореволюционные годы хранился фрагмент ствола сосны, на которой в 1380 году явился Дмитрию Донскому образ Николая Чудотворца. Разоренную в 1920 году часовню восстановили в 1998 году.

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского построен на территории монастырского кладбища. Здесь же часовня, в которой покоился прах отца Пимена, настоятеля монастыря 1852-1880 годов, много сделавшего для процветания обители.

Около Пруда – Часовня «Взыскание погибших» иконы Божьей Матери и Петропавловский храм. Недалеко от монастыря – памятник Николаю Чудотворцу, покровителю земли русской, с мечом в одной руке и городом – в другой.

На главной дороге от Святых ворот – 93-метровая шестиярусная проездная колокольня с церковью Усекновения главы святителя Иоанна Предтечи во втором ярусе на средства купца Пятницкого и его супруги.

Колокольню высотой 77 метров называют «угрешной свечой», на стенах колокольни – стихотворные строки о зарождении Николо-Угрешского монастыря на старославянском языке. В воротах колокольни – старинные фрески. С запада к колокольне примыкает корпус Государевых, Патриарших и Игуменских палат.

Больничный храм во имя великомученика Пантелиимона открыт в 1993 году, еженедельно здесь совершается Божественная Литургия, после которой священнослужители приходят в стационар Дзержинской больницы, чтобы совершить над больными таинство исповеди и Причащения.

В храме во имя святого Благоверного Макария Московского регулярно проходят богослужения.

Храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского, в новом храме регулярные богослужения начались 31 октября 2006 года.

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов освящен 20 августа 2008 года.

История

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым.

В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шесть человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I, тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в угрешский монастырь был назначен, по рекомендации Игнатия, его знакомый монах Иларий, который несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей».

В ноябре 1874 года послушником Николо-угрешского монастыря стал К. Н. Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже, колония, преобразованна по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

В 1980-х годах на территории монастыря располагалось общежитие, а также секция дзюдо ДЮСШ «Союз».

30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — в сане епископа Люберецкий, викарий Московской епархии; 31 мая 2010 г. освобожден от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор.

В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

24 декабря 2010 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви новым наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

Упадок в XVIII–XIX вв

С XVIII века монастырь лишается многочисленных льгот и покровительства со стороны царей. Обитель посещает всё меньше паломников, и она постепенно приходит в упадок. Согласно архиву московской Консистории, в Синод подавались рапорты о ветхости монастырских храмов и просьбы о помощи в их восстановлении, которые оставались без удовлетворения.

Только к концу XVIII века обитель постепенно начинают восстанавливать и строить новые здания.В 1771 году, когда на московских землях была эпидемия чумы, в монастыре был образован лазарет для больных, а монахов временно перевели в Николо-Первинскую обитель.

Хроника Николо – Угрешского храма

Как — то раз, ехав по дороге на Куликово поле, на поединок с монголами (пятнадцати поприщ от города Москвы) российский правитель Димитрий Донской на сосне заметил образ Николая Чудотворца. Правитель, полководцы и все воины вознесли моление чудодейственной иконе. Затем Димитрий вскрикнул « это всё угреша души его». С того периода икону начали именовать Угрешой. Сражение российского князя одержало победу. Впоследствии после победы Димитрий отдал приказ на местности, где был обнаружен образ, построить монастырь в почтительность Николая Чудотворца за признательность в знаменитой победе.

Монастырь был создан в 1380 году. В пятнадцатом веке был открыт постоялый двор в Кремле. В 1521 году сооружение было испепелено монгольским правителем в период атаки. Однако московский правитель моментально дал указ восстановить храм.

В семнадцатом столетии данный монастырь был на пике популярности. Все величавые персоны постоянно навещали его. Этаким способом монастырь имел возможность пополняться внушительными взносами и демонстрировать собственное высочайшее состояние.

В завершении восемнадцатого века монастырь приобрёл чудодейственный образ Блаженной Божьей Матери «Взыграние». Сначала последующего столетия храмом завладели французские воины. Однако все без исключения значимые вещи не были повреждены, потому что они заранее были перенаправлены в Вологду.

По приходу русского правительства стартовала компания по конфискации монашеских драгоценностей. Позднее старцев целиком лишили права проживания, а в их сооружениях расположили отели, средние учебные заведения, общественные места питания, фабричные мастерские и прочие учреждения. В 1940 году был целиком разбит основной монастырь.

Восстановление и возрождение священного монастыря началось в семидесятых годах. До окончания века возобновили 6 храмов, десять святилищ и тронов.

Невзирая на всё это в девяностых годах положение всех монастырей было печальным. По этой причине было общепринято постановление об усиленном ремонте, в котором взяло соучастие большое число управляющих персон и обычных жителей города. Едиными стараниями получилось совершить подобный величавый монастырь.

История обители

По преданию, в 1380 году великий князь Дмитрий Донской со своим войском, следуя на Куликово поле, сделал здесь привал, и после горячей молитвы Богу ему чудесным образом явилась на дереве икона Николая Угодника. Это чудо очень укрепило веру князя и дало ему победный дух.

Князь с трепетом сказал: «Сия вся угреша сердце мое», что означает: «это все согрело сердце мое» (отсюда и название «угрешский»). И уже на обратном пути, после победы в битве, князь велит возвести здесь монастырь в честь этого великого святого.

В XVII веке сюда любили приезжать цари и великие князья. Эти паломнические царские выезды стали называть «угрешские походы». Цари из династии Романовых всячески помогали монастырю. Но не всегда в истории монастыря все было хорошо: он много раз подвергался разорению, осаде и поджогам со стороны татаро-монголов, литовских и французских армий. Но с Божией помощью он всегда восстанавливался.

XIX век стал для обители переломным: из-за больших налогов монастырь оказался на грани закрытия, здесь остались всего 6 монахов. В эти самые годы митрополит Московский Филарет сначала думает назначить настоятелем монастыря Игнатия (Брянчанинова), но тот ему советует поставить на эту должность иеромонаха Оптиной пустыни Илария.

Под руководством игумена Илария обитель переживает значительный подъем. Позже наместником становится Пимен (Мясников), который сейчас является святым покровителем обители, при нем она переживает свое второе рождение: существенно вырастает число монахов, монастырский устав становится более строгим, возрождаются старые сооружения и строятся новые.

Создаётся архитектурный ансамбль, доминантой которого становятся Спасо-Преображенский собор и монастырская звонница. Территория монастыря значительно расширилась, теперь здесь стало 10 храмов и еще несколько часовен.


Рисунок. 1. Вид на обитель сверху

Не обошла стороной эту обитель тяжелая участь большинства монастырей в безбожные времена. После октябрьской революции здесь располагается колония для несовершеннолетних. Монахов власти определяют в трудовую общину. В 20-е годы в монастыре закрывают все храмы. В 30-е все ценности вывозятся в музей «Коломенское», в 40-м году уничтожается древнейший храм монастыря — Никольский собор.

В 70-х гг. монастырь в Дзержинском начали реставрировать, но реставрация проходила медленно. В 1990-м здесь возобновляются богослужения. А в 1991 году монастырь возвращается церкви и получает статус ставропигиального. В конце XX — начале XXI века здесь проходит активная реставрация, восстановление храмов и иных сооружений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector