Заканчивая исторический очерк
Содержание:
Седмица 14-я по Пятидесятнице
>
>
>>>
>
>>>
>
>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>> >
Седмица 14-я по Пятидесятнице
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
ПОНЕДЕЛЬНИК 20 сен. нов.ст. 7 сен. ст.ст. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. |
9.00 Божествен. Литургия свт. Иоанна Златоуста 17.00Всенощное Бдение |
ВТОРНИК 21 сен. нов.ст. 8 сен. ст.ст. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ |
10.00 Божествен. Литургия свт. Иоанна Златоуста 17.00 Вечерня и Полиелейная Утреня |
СРЕДА 22 сен. нов.ст. 9 сен. ст.ст. Прп. Иосифа, иг. Волоцкого Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского |
9.00 Божествен. Литургия свт. Иоанна Златоуста 17.00 Утреня с Акафистом свт. Игнатию Брянчанинову |
ЧЕТВЕРГ 23 сен. нов.ст. 10 сен. ст.ст. Мцц. Минодоры, Митродоры, Нимфодоры |
9.00 Божествен. Литургия свт. Иоанна Златоуста 17.00 Вечерня и Полиелейная Утреня |
ПЯТНИЦА 24 сен. нов.ст. 11 сен. ст.ст. Прп. Силуана Афонского |
9.00 Божествен. Литургия свт. Иоанна Златоуста 17.00 Вечерня и Утреня |
СУББОТА 25 сен. нов.ст. 12 сен. ст.ст. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы |
10.00 Божествен. Литургия свт. Иоанна Златоуста 17.00Всенощное Бдение |
ВОСКРЕСЕНЬЕ 26 сен. нов.ст. 13 сен. ст.ст. Память обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме |
10.00 Божествен. Литургия свт. Иоанна Златоуста 17.00Всенощное Бдение |
Служащие священники
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
>>>>
LДата |
Время |
Служит |
Исповедуют |
ВОСКРЕСЕНЬЕ 19 сен. нов.ст. 6 сен. ст.ст. |
Вечер |
Игумен Герман |
Иеромонах Филарет |
ПОНЕДЕЛЬНИК 20 сен. нов.ст. 7 сен. ст.ст. |
Утро |
Игумен Герман |
Иеромонах Филарет |
Вечер |
Иеромонах Андрей |
Все священники |
|
ВТОРНИК 21 сен. нов.ст. 8 сен. ст.ст. |
Утро |
Иеромонах Андрей |
Все священники |
Вечер |
Иеромонах Никодим |
Иеромонах Филарет |
|
СРЕДА 22 сен. нов.ст. 9 сен. ст.ст. |
Утро |
Иеромонах Никодим |
Иеромонах Филарет |
Вечер |
Игумен Варлаам |
Иеромонах Андрей |
|
ЧЕТВЕРГ 23 сен. нов.ст. 10 сен. ст.ст. |
Утро |
Игумен Варлаам |
Иеромонах Андрей |
Вечер |
Иеромонах Филарет |
Протоиерей Игорь |
|
ПЯТНИЦА 24 сен. нов.ст. 11 сен. ст.ст. |
Утро |
Иеромонах Филарет |
Протоиерей Игорь |
Вечер |
Иеромонах Никодим |
Игумен ГерманИеромонах Авель |
|
СУББОТА 25 сен. нов.ст. 12 сен. ст.ст. |
Утро |
Иеромонах Никодим |
Игумен ГерманИеромонах Авель (ПНХ) |
Вечер |
Протоиерей Игорь |
Все священники |
|
ВОСКРЕСЕНЬЕ 26 сен. нов.ст. 13 сен. ст.ст. |
Утро |
Протоиерей Игорь |
Все священники |
>>>>
История монастыря
Свято-Троице Сергиева приморская мужская пустынь
Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 году архимандрит Варлаам (Высоцкий), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Меклен-бург-Шверинской.
Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трези-ни кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.
Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.
Дело своего наставника продолжал в 1857-1897 архим. Игнатий (Малышев), который, будучи художественно одаренным человеком, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.
Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.
Во имя преподобного Сергия
12.V.1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.
В 1756-1758 эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в нее перенесены из прежней постройки; образа написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18.VI.1822 епископ Ревельский Григорий, а 26.IV.1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышевых, был освящен «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ.
Опираясь на денежную помощь кн. 3. И. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящен 4.VII.1857) и мц. Зинаиды (освящен 28.IV.1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение главного придела произвел 20.IX.1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.
Поднявшись по широкой лестнице и войдя в притвор, богомольцы читали над порталом начертанные бронзовыми буквами слова: «Возмите врата князя ваша». Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного темно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.
Очень богато выглядел двухъярусный иконостас, сделанный по рисунку зодчего, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золоченой бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.
А. Н. Муравьев, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов, министр народного просвещения, — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золоченого серебра была сделана великолепная дарохранительница, стоившая 5 тыс. руб.
Закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан.
В праздник Введения 1993 года в переданном верующим храме состоялась первая служба
Сайт СПб митрополии, 1998-2001.
-
Назад
-
Вперед
Троицкий собор
Свято-Троицкий собор
Троицкий собор был заложен в 1756 году. Строительство храма велось по проекту и под руководством Пьетро Антонио Трезини и закончилось в 1760 году. На освящении собора в августе 1763 года присутствовала императрица Екатерина Вторая, посещавшая пустынь и ранее.
Пятиглавый собор возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря над остальными постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 года стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 году академиком живописи Карлом Брюлловым.
Главными святынями храма была чудотворная икона Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей преподобного Сергия и великомученицы Варвары.
Приделы храма были освящены — правый во имя святых апостолов Петра и Павла; левый во имя святых Захарии и Елизаветы. Этот последний придел был позднее закрыт, и затем вновь освящён во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Перестройкой придела руководил архитектор Авраам Мельников.
Над могилой основателя монастыря архимандрита Варлаама (Высоцкого), неподалёку от алтаря Троицкого собора, стояла часовня. В 1864 году она была перестроена Алексем Горностаевым, и в 1873 году в ней погребли духовного композитора схимонаха Михаила (Чихачёва) и схимонаха Макария (Макарова). В часовне находилась Тихвинская икона Божией матери.
Службы в соборе продолжались вплоть до 1931 года. Собор был взорван в 1960 году (по другим данным, в ноябре 1963 года, когда на территории монастыря находилась детская воспитательная колония) во время хрущёвской антирелигиозной кампании.
Примечания
- . www.encspb.ru. Дата обращения: 2 мая 2021.
- Селявкин А. И. В трех войнах на броневиках и танках. — X.: Прапор, 1981.
- . Дата обращения: 16 января 2013.
- . Дата обращения: 18 января 2013.
- Коренцвит В. А. Поиск захоронений на территории Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне // Встречи на Петергофской дороге. Материалы краеведческой конференции. СПб., 2013. С. 9—21
- Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: В 3 т. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1996.
- . Дата обращения: 25 января 2013.
- Макарий Васильевич Макаров, ум. 1879. Происходил из купеческого сословия, пожертвовал своё состояние пустыни. Схимонах Троицко-Сергиевой пустыни, сподвижник св. Игнатия Брянчанинова.
- . Дата обращения: 17 января 2013.
- Порфирий Кириллов // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
- «Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия». Спб., 1909. Вып. I. С.29-38.
- Урождённая княжна Барятинская, дочь И. И. Барятинского, фрейлина императрицы, Мария Ивановна Кочубей умерла скоропостижно от лихорадки через 18 месяцев после свадьбы. В память о ней её мать, княгиня Барятинская, открыла Мариинский приют для бедных женщин, а вдовец возвёл в пустыни Покровский храм
- Голицын Михаил Павлович (1822—1863), кн., флигель-адъютант с 1851; вице-адмирал с 1866 г.
- // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1912. — Т. 2 (Д—Л). — С. 639.
- . Дата обращения: 16 января 2013.
- Кавелин, Александр Александрович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
- Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский. Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года. Публикация А. А. Бовкало и А. К. Галкина. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014. С. 62, 142.
Настоятели
- Варлаам (Высоцкий) (1734 — 25 июля 1737)
- Арсений (Воронов) (1737—1738)
- Амвросий (Дубневич) (1739 — 8 сентября 1742)
- Кирилл (Флоринский) (1742 — 9 января 1744)
- Арсений (Могилянский) (29 января 1744 — 30 мая 1752)
- Афанасий (Вольховский) (1752—1758)
- Гедеон (Криновский) (17 апреля 1758 — 1761)
- Лаврентий (Хоцятовский) (1761—1764)
- Варлаам (Синьковский) (1765—1766)
- Димитрий (Грозинский) (1767—1770)
- Иосиф (Чернявский) (1770—1774)
- Вениамин (Краснопевков-Румовский) (16 января — июль 1774)
- Транквиллин (1774)
- Палладий (1774—1778)
- Иоасаф (Заболотский) (1778—1782)
- Макарий (Сусальников) (1782—1787)
- Иннокентий (Полянский) (1787—1788)
- Анатолий (1788—1792)
- Арсений (Тодорский) (22 мая — 16 декабря 1792)
- Досифей (Ильин) (1793—1795)
- Анастасий (Братановский) (1795—1796)
- Феофилакт (Русанов) (29 мая 1796 — 1798)
- Амвросий (Протасов) (29 ноября 1798 — 1799)
- Флавиан (Ласкин) (1799)
- Амвросий (Протасов) (1799—1800)
- Вениамин (Жуков) (1800—1802)
- Евгений (Болховитинов) (1802—1804)
- Августин (Сахаров) (1804—1806)
- Израиль (Звягинцев) (1806—1808)
- Порфирий (Кириллов) (1808—1809)
- Анатолий (Максимович) (1809—1812)
- Мефодий (Пишнячевский) (27 марта 1812 — 1813)
- Иннокентий (Смирнов) (1813—1816)
- Дамаскин (Россов) (1816—1819)
- епископы Ревельские
- Владимир (Ужинский) (1819—1822)
- Григорий (Постников) (1822—1826)
- Никанор (Клементьевский) (1826—1831)
- Смарагд (Крыжановский) (1831—1833)
- Венедикт (Григорович) (1833)
- архимандриты
- Игнатий (Брянчанинов) (1834—1857)
- Игнатий (Малышев) (1857—1897)
- Варлаам (Никифоров) (1897—1901)
- Михаил (Горелышев) (1901—1915)
- Сергий (Дружинин) (1915—1919)
- Иоасаф (Меркулов) (1919—1930)
- Игнатий (Егоров) (1930—1931)
История
? 1734 году императрица Анна Иоанновна передала земли в 19
верстах от Петербурга на берегу Финского залива своему духовнику,
настоятелю
Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию
Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза
(«Приморская дача») сестры Анны Иоанновны — царевны Екатерины.
Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь,
возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По
проекту П. А. Трезини кельи в 1756—1760 были выстроены из кирпича,
а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь,
где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и
стал управляться собственным архимандритом.
Vkontakte User @ Vkontakte
Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет
будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет,
после чего ушёл на
Валаам.
Vkontakte User @ Vkontakte
Расцвет пустыни начался в 1834, когда её наместником был
назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых
«Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса
галереей, в которой устроил трапезную, привёл в порядок хозяйство и
отремонтировал храмы. Монастырским хором при нём руководил
известный духовный композитор протоиерей П. И. Турчанинов, который
в 1836—1841 был священником в соседней Стрельне.
Дело архимандрита Игнатия продолжал в 1857—1897 архим. Игнатий
(Малышев). Большой известностью пользовался в то время в столице
духовник братии иеромонах Герасим, выпускник столичного
университета, скончавшийся в 1897 году.
25 июля 2014, Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь — spbda @ Flickr
С 1915 года до конца 1918 настоятелем был архимандрит Сергий
(Дружинин) (впоследствии епископ); с начала 1919 до своей кончины в
январе 1930 года — игумен Иоасаф (Меркулов); последний настоятель
до закрытия — архимандрит Игнатий (Егоров).
25 июля 2014, Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь — spbda @ Flickr
Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс.
руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых
по давней традиции выбирались судовые священники для русского
военного флота.
В 1931 году пустынь была закрыта, насельники отправлены в
ссылку, монастырское кладбище уничтожено. На последнем, ещё с
екатерининских времен, подобно кладбищам
Александро-Невской лавры,
Донского и
Симонова монастырей в Москве, хоронили умерших из знатных
родовитых семей: Апраксиных, Дурасовых, Мятлевых, Строгановых и
многих других. Здесь были похоронены архитекторы А. М. Горностаев и
А. И. Штакеншнейдер. Свято-Троице-Сергиева пустынь серьёзно
пострадала в 1930-х годах, а также в период Великой Отечественной
войны.
Vkontakte User @ Vkontakte
Пустынь была вновь открыта в 1993 году.
Daria Zauzolkova @ Foursquare
Церковь Воскресения Христова
Воскресенская церковь. 1870е. Фото В. Краснокутского
Церковь Воскресения Христова была заложена в 1877 г. и освящена в июле 1884 г. петербургским митрополитом Исидором. Проект храма в византийском стиле, вмещающего две с половиной тысячи человек, принадлежал А. А. Парланду. Храмовые фасады из разноцветного кирпича были украшены барельефами, изображающими русских святых (скульптор Р. Р. Бах), в окнах храма стояли витражи. По модели скульптора А. М. Опекушина были сделаны два посеребренные Ангела Воскресения, поддерживающие золоченые царские врата. Образа царских врат были написаны па перламутре. Перед низким иконостасом с иконами на золотом фоне стояли два великолепных многосвечника, исполненных из лазурита и золоченой бронзы на фабрике Шопена. В храме было освящено три придела.
В 1877 году архимандрит Игнатий освятил нижний придел Архистратига Михаила, в память погребенного в нём вице-адмирала М. П. Голицына. Нижняя церковь называлась, вследствие этого захоронения, «Голицынской», и именно в ней находились все почетные захоронения: герцог Н. М. Лейхтенбергский и его супруга графиня Надежда Сергеевна Богарне (урожд. Анненкова), министр народного просвещения А. С. Норов, генерал, сенатор Ф. Я. Миркович, генерал-адъютант А. А. Кавелин.
Здесь же был погребён и сам скончавшийся 16 мая 1897 г. архимандрит Игнатий, в течение сорока лет возглавлявший пустынь. В настоящее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они, по инициативе иеромонаха Игнатия (Бузина), были перенесены в 1997 году, в год столетия со дня преставления архимандрита.
Церковь была снесена в 1968 году.
История обители
В начале XVIII века Петр I часто дарил своим сподвижникам и родственником «дачи» – участки земли и небольшие имения, которые находились неподалеку от строящегося города. Отбитые у шведов угодья тогда называли «мызами».
Почти все дачи располагались у дороги на Петергоф, и одним имением владела дочь царя Иоанна V Алексеевича – царевна Екатерина Иоанновна. Когда в 1733 году она скончалась, младшая сестра Екатерины Иоанновны, императрица России Анна Иоанновна даровала приморскую мызу своему духовному наставнику – архимандриту Варлааму (Высоцкому).
Поначалу небольшая пустырь занимала участок земли 180 на 180 м. Чтобы братия имела средства для пропитания, монастырю передали три деревни с крепостными крестьянами и 219 десятин земли. Настоятель Варлаам перенес сюда Успенский деревянный храм из усадьбы на Фонтанке, которой владела царица Параскева Федоровна, и освятил его в честь Сергия Радонежского.
Вид на Братский корпус с Надвратной церковью св. Саввы Стратилата Сергиево Приморской пустыни
Новая пустынь носила имя почитаемого на Руси святого и принадлежала Троице-Сергиевского монастырю. В 1764 году обитель, где жило 20 монахов, получила самостоятельность, и ею стал управлять архимандрит.
Члены царской семьи любили тихий придорожный монастырь и привлекали для строительства храмов этой обители лучших архитекторов и инженеров империи. Троицкий собор, каменные корпуса наместника и кельи для монахов были построены по проекту талантливого зодчего Пьетро Антонио Трезини. В 1760-е годы углы монастырских стен украсили кирпичные башни.
В 1813 году в пустынь привезли забальзамированное тело князя Михаила Илларионовича Кутузова, который скончался во время заграничного военного похода. Пока готовили торжественные похороны в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, гроб с телом фельдмаршала 18 дней простоял в монастырском храме.
Надвратная церковью Саввы Стратилата Сергиево Приморской пустыни
Расцвет обители пришелся на конец XIX – начало XX века. Перед революцией в монастыре жило 100 монахов, и стояло 7 храмов. Из насельников выбирали священников для русского флота. Пустынь владела большим капиталом в 350 тысяч рублей, содержала приют для детей, больницу, маленькую школу, богадельню для пожилых женщин и страноприимный дом.
Последнее пострижение в монахи произошло в 1926 году, а церковные службы в Троицком соборе совершались до 1931 года. Потом обитель закрыли, и братию разогнали.
Несколько монахов остались жить в созданной здесь детской колонии – коммуне «Труд». В бывших храмах появились трудовые мастерские и семилетняя школа, которую посещали 250 детей. В 1930-е годы детское учреждение сменила школа переподготовки начсостава военизированной охраны.
Вид на святые ворота Сергиево Приморской пустыни
Монастырские здания сильно пострадали в военное время. В годы Великой Отечественной войны погибли часовни иконы Божией Матери Тихвинской и иконы Божией Матери Рудненской. После войны в бывшем монастыре размещалась городская школа милиции.
Архитектурный ансамбль монастыря был сильно разрушен во время советской власти. В 1930-е годы, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, из обители вывезли ценности и уничтожили некрополь.
При Н.С. Хрущеве гонения на церковь продолжились. В 1962 году был взорван старинный Троицкий собор. Через два года местные власти уничтожили храм Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1968 году снесли красивейший собор Воскресения Христова.
Угловая башня-библиотека Сергиево Приморской пустыни
Статус памятника архитектуры монастырю присвоили только в 1973 году. Оставшиеся постройки были взяты под государственную охрану, но реставрировать их не стали. В начале 1990-х годов, после того как монастырский комплекс вернули верующим, началось восстановление храмовых зданий.
Разрушенные храмы монастыря
- Троицкий собор (Собор Пресвятой Троицы) (1756—1760, арх. П. А. Трезини) — закрыт в 1931 году, взорван в 1960 году (в ноябре 1963 года во время нахождения на территории монастыря детской воспитательной колонии — уточнено свидетелем данного события).
- Воскресенский собор (Собор Воскресения Христова) (1877—1884, арх. А. А. Парланд) — закрыт в 1920-е годы, разобран в 1968 году. (Почти 5 месяцев — с августа и до самого конца декабря 1963 года — я находился на территории этого монастыря, и архитектура этого собора и его размеры могли запомниться. Но этого не случилось. Так что дата 1968 года вероятно неточная. Проходя в школу и столовую, которые и сейчас на том же месте, я не мог не заметить этот собор.)
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1844—1863, арх. Р. И. Кузьмин, Г. Э. Боссе) — взорвана в 1964 году.
- Церковь Валериана Мученика (1805—1809, арх. Л. И. Руска) — в инвалидном доме, закрыта в 1919 году, восстанавливается.
- Часовня Иконы Божией Матери Рудненская (1876, арх. Д. И. Гримм) — погибла в годы Великой Отечественной войны.
- Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская (1863—1864, арх. А. М. Горностаев) — погибла в годы Великой Отечественной войны.
Троицкий собор | Воскресенский собор | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы | Усыпальница принцев Ольденбургских |
Церковь Святого Мученика Валериана
Церковь Святого Мученика Валериана имеет следующую историю. В 1804 г. от ран, полученных в персидском походе, скончался покоритель Дербента, граф Валериан Александрович Зубов, завещавший выстроить над своей могилой церковь с инвалидным домом для «увечных воинов». Выполнить волю покойного взялись его братья Платон и Николай Зубовы, впоследствии оба захороненные в этой церкви. Всё время своего существования храм и богадельня содержались на средства Зубовых. 16 сентября 1805 года в западной части монастыря, рядом с оградой, над могилой Зубова по проекту Л. Руска была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с богадельней. В 1805—1809 гг., в западной части Сергиевой пустыни, было построено двухэтажное ампирное здание с портиком, проект которого выполнил Л. Руска. Церковь святого Валериана, выстроенная в виде овальной ротонды, находилась в центральной части строения; иконостас в этом храме (одноярусный) был также размещён полукругом. Храм был освящён 21 июня 1809 архимандритом Порфирием (Кирилловым) в 1808—1809 гг. бывшего настоятелем пустыни, в годовщину смерти графа В. А. Зубова. Первые инвалиды — насельники Зубовской богадельни появились в 1814 году.
В крипте церкви святого Валериана находилась семейная усыпальница графов Зубовых, где к началу XX в. насчитывалось двадцать семь захоронений, многие из которых были украшены мраморными и бронзовыми бюстами. В крипте церкви были похоронены братья Николай, Дмитрий и Платон Зубовы, их дети и внуки, а также дочь и внук А. В. Суворова — Наталья Александровна Суворова-Зубова и Александр Аркадьевич Суворов. Над входом в усыпальницу была помещена доска из чёрного мрамора, на которой вызолоченными буквами написано: «Храм вечного упокоения роду светлейшего князя и графов Зубовых сооружен 1809 г.». В 1865—1866 акад. Н. А. Лавров написал четыре новых образа для иконостаса церкви Св. Валериана.
Церковь, как и все остальные храмы пустыни, был закрыта в 1919 г. В здании храма разместились мастерские трудовой колонии. В 1923 году были уничтожены все захоронения Зубовых. Здание сохранилось, но вследствие перестроек 1935 г. его вид искажён: оно надстроено (в центре на один этаж, по краям на два), изменены некоторые детали отделки.